Зоны с особыми условиями использования территории, границы населенных пунктов, объекты землеустройства

Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое зоны затопления и подтопления, как, кто и зачем их организует.

Что такое зоны затопления и подтопления? Их отличия

Зоны затопления и подтопления (далее – ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести не только к большим имущественным потерям, но и человеческим жертвам.

Для начала разберёмся, чем же отличается затопление от подтопления. Разница в том, что  подтопление территории происходит за счёт того, что поднимаются из-под земли грунтовые воды. При затоплении же вода появляется не «снизу», а «сверху», то есть в результате впадения осадков или разлива водоёмов.

Зона возможного и катастрофического затопления

Важные определения понятий, касающиеся затопления, можно посмотреть в ГОСТе по чрезвычайным ситуациям. В нём зона возможного затопления определяется как территория, которая может быть покрыта водой в случае, например, если водоём выйдет из берегов или в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины, ГЭС, дамбы и пр. Если в такой зоне предположительно могут погибнуть люди или повреждено имущество, то такая зона именуется зоной возможного катастрофического затопления.

Зоны затопления, подтопления и порядок их внесения в ЕГРН

  • События
  • Федеральные новости

Зоны затопления, подтопления и порядок их внесения в ЕГРНВ соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного Кодекса РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. Установление зон затопления и подтопления является специальным защитным мероприятием и осуществляется для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Порядок установления зон затопления, подтопления и их границы определяются на основании Постановления Правительства РФ от 18. 2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее – Постановление Правительства РФ № 360). Так, в соответствии с пунктом 3   Постановления Правительства РФ № 360 границы таких зон определяются Федеральным агентством водных ресурсов. Они устанавливаются на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. При подготовке предложений учитываются:- геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии», а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;- данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;- данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;- данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;- сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;- расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;- параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрологических изысканий. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений об их границах, которые отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Полномочиями по внесению сведений в государственный водный реестр (ГВР) наделено Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11. 2017 № 66 ведением государственного водного реестра в границах рек Обь, Иртыш, Омь, Ишим и др. (за исключением границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов) наделено Нижне-Обское бассейновое водное управление. Внесение в ЕГРН сведений о границах охранных зон регламентировано статьей 32 Федерального закона от 13. 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также Постановлением Правительства РФ от 31. 2015 № 1532. Согласно этим документам, при внесении в государственный водный реестр сведений о границах зон затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в ГВР федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение ГВР, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения:- о типе, наименовании водного объекта;- об установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии). Документ должен содержать текстовое и графическое описание местоположения границ зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. Данные сведения направляются в орган регистрации прав в течение шести месяцев с даты внесения сведений в водный реестр, так как требуется подготовка текстового и графического описания зон в электронной форме. Документы предоставляются в электронном виде в формате XML и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа. Сведения о границах зон затопления, подтопления вносятся в ЕГРН в течение 15 рабочих дней с даты поступления документов. На основании внесенных в реестр границ сведений определяются земельные участки, ограничения в использовании которых установлены в связи с внесением в ЕГРН сведений о границах зон затопления, подтопления. Согласно пунктам 2, 3 статьи 67. 1 Водного Кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается:- размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод;- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Во внесении сведений в ЕГРН может быть отказано, если:- решения об установлении, изменении или прекращении существования зон затопления, подтопления приняты органами государственной власти, которые не наделены такими полномочиями;- в составе направленных документов отсутствует описание местоположения границ зон подтопления, затопления;- поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, в том числе не подписаны электронной подписью. В таком случае органам государственной власти направляется Уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Как рассказала начальник отдела инфраструктуры пространственных данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Людмила Чечурина, по состоянию на 1 апреля 2018 года в ЕГРН внесены сведения о 19 границах зон затопления, подтопления, расположенных на территории Черлакского муниципального района Омской области. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской областиСоздана: 29. 2018 12:13, обновление 29. 2018 12:14

272 читателя,
355 топиков

Добрый день, уважаемые форумчане!
подскажите пожалуйста!!!
подготавливаю карта план ЗОУИТ, и который раз приходит отказ (текст отказа и xml прилагаю)

Хотим построить дом на участке ижс, регион Ростовская область, ближайший пригород Ростова на Дону. В ходе строительства выясняется, что участок ИЖС, НО находится в зоне особо охраняемого объекта. Из ограничений на кадастровой карте — Строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт в зоне охраняемого военного объекта «войсковая часть 02035» осуществляются исключительно по согласованию с ФСБ России через УФСБ России по Ростовской области. В итоге никто из жителей посёлка не получил положительный ответ после января 2022. В 2021 ввод в эксплуатацию домов проходил без проблем. ВОПРОС — как решить данную проблему и какие пути выхода имеются? Заплачу за консультации и реальную помощь кто имел успешные дела в данном вопросе. Прошу отвечать только если имеется реальный опыт.

Добрый день! Есть ли тут специалисты, у которых есть опыт постановки санитарно-защитных зон скважин на кадастровый учет? Подскажите пожалуйста, нужно ли прикладывать помимо Проекта СЗЗ какие-то документы? и может кто сможет поделиться примером оформления карта-плана?

Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли у кого-нибудь пример документа как сейчас устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории (государственный природный заповедник)? какой документ формируется и сам процесс внесения сведений в ЕГРН?
Имеется Постановление Правительства РФ «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым».

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой механизм действий для учёта изменений охранной зоны ВОЛС? Озранная зона ВОЛС уже стоит на учёте, отображается на публике, но её нужно сдвинуть, т. она пересекатся с проектируемой дорогой. У нас есть утвержденный проект планировки, проектная документация на дорогу, которая содержит информацию о переносе ВОЛС. Администрация муниципального образования должна принять решение о переносе ВОЛС, а я на основании этого решения уже могу подготовить карту-план?

Добрый день подскажите кто сталкивался с таким и как устранить эти замечания? Подача публичного сервитута. Получила УВЕДОМЛЕНИЕ о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, выявлено следующее:
1. В нарушение требований пункта 4 приложения № 3 к Приказу от 01. 2014 № П/369 XML-документ «ZoneToGKN_27dc3ae0-7fb4-41de-9498-960797fe5623. xml» не воспроизводит сведения о решении (акте) об установлении публичного сервитута (пункт 7 части 2 статьи 34 Закона о регистрации от 13. 2015 № 218-ФЗ). В нарушение требований пункта 4 приложения № 9 к Приказу от 01. 2014 № П/369 XML-документ «TerritoryToGKN_b677f48a-bd14-4b08-a08d-014e83399637. xml» неверно заполнен элемент «Сведения о согласовании описания местоположения границ» (пункт 7 части 2 статьи 34 Закона о регистрации от 13. 2015 № 218-ФЗ). Также выявлено, что в нарушение требований пункта 4 приложения № 3 к Приказу от 01. 2014 № П/369 неверно заполнен элемент «Title» в структуре XML-документа «ZoneToGKN_27dc3ae0-7fb4-41de-9498-960797fe5623. xml». Обращалась к разработчикам ПК АРГО, сказали все заполнено верно.

Просьба разрешить советом или практикой такую ситуацию. есть лэп протяженностью в несколько километров и, соответственно, проходит по земельным участкам двух разных муниципальных образований. лэп построена и имеет собственника, есть свидетельство о праве собственности на один линейный объект длиною неск км, оформляем землю публичным сервитутом. собственник лэп обратился с ходатайством в одно мун. образование и, конечно же, администрация отказала, мотивировав тем, что в ходатайстве указаны участки, в том числе, другой администрации. как сделать правильнее:
1) одновременно подать два ходатайства в администрации и указать в одном ходатайстве участки одного муниципального образования, в другом ходатайстве — другого, но хмл схема одна будет
2) одновременно подать два ходатайства в администрации и указать в одном ходатайстве участки одного муниципального образования, в другом ходатайстве — другого, хмл схемы сделать, соответственно, две. Но здесь тогда вопрос — сама лэп же единая, не делится, а землю именно под лэп оформляем

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Делаю постановку на кадастровый учет территориальных зон по ПЗЗ, в соответствии с ЗК РФ и ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Координаты границ территориальных зон из ПЗЗ частично пересекают границы земельных участков, следовательно требование о принадлежности земельного участка ТОЛЬКО к одной зоне не выполняется. Правильно ли я понимаю, что сначала необходимо внести изменения в координаты границ в ПЗЗ и только после этого зоны можно будет поставить на кадастровый учет?
И если зона состоит из нескольких контуров, часть контуров пересекает земельные участки, а другая часть нет, можно ли поставить на учет часть зоны с «правильными контурами», а потом после внесения изменений в ПЗЗ сделать учет изменений этой зоны и внести туда исправленные оставшиеся контура?

Здравствуйте! подскажите, пожалуйста, оформлял ли кто охранную зону на гидроэнергетический объект? очень нужен пример! поделитесь, пожалуйста!

По данным Минприроды, ежегодно паводки и наводнения наносят России от 40 до 70 миллиардов рублей ущерба, при этом в опасных с точки зрения затопления местах живут около 12 миллионов человек. Как Правительство собирается минимизировать потери и что изменится для региональных и муниципальных органов власти, разбиралось наше издание.

Кругом вода

Россия ежегодно теряет до 70 миллиардов рублей на ликвидацию ущерба от паводков, подсчитали в Минприроды. При этом под постоянной угрозой наводнения проживают 12 миллионов россиян. Среди наиболее паводкоопасных территорий — Амурский бассейн в Дальневосточном федеральном округе, Архангельская и Вологодская области на северо-западе страны, Краснодарский и Ставропольский края на юге России, Новосибирск и Алтайский край в Сибири, регионы Северного Кавказа. Словом, чуть ли не вся Россия.

«И каждый регион страдает по-своему», — заявил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов.

В Совете Федерации сенатор представляет Якутию — наверное, самую полноводную территорию России, где семьсот тысяч рек и речек общей протяженностью в два миллиона километров, а также восемьсот тысяч озер. Наводнения там — явление, увы, привычное. Многие, наверняка, помнят страшные картины затопленного якутского города Ленска в 2001 году, когда уровень воды в реке Лена превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни вода скрыла под собой 98 процентов территории города. Всего тогда из-за наводнения в республике пострадало 59 населенных пунктов. Общий ущерб составил 7,08 миллиарда рублей, и только по Ленску — 6,2 миллиарда.

• Юрий Варакин: Один тропический циклон по силе разрушения равен ста Хиросимам

А ведь были еще наводнения в 2013 году, когда от паводка пострадали 6286 человек, напомнил сенатор, потом — в 2014, в 2018 годах. Только на восстановление государственного и муниципального имущества с 2013 по 2021 годы потратили более четырех миллиардов рублей, в основном за счет федерального бюджета. И это лишь по одной Якутии.

Но есть территории, которым разгул водной стихии наносит не меньший, а иной раз и больший ущерб. Так, по данным Минприроды, в 2021 году наводнение в Забайкалье «стоило» около 4 миллиардов рублей, а в Амурской области — под 9 миллиардов.

«До этого было наводнение в Иркутске в 2019 году, которое нанесло ущерб более чем в 35 миллиардов рублей, — напомнила нашему изданию заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева. — Тогда в области были подтоплены свыше 10 тысяч жилых домов, из которых половина снесена полностью. Погибли 26 человек. А в 2017 году на Алтае общий ущерб от наводнения составил 6,5 миллиарда рублей, из них почти половина пошла на восстановление социальных объектов, коммунальной инфраструктуры, мостов и дорог. Это ли не повод менять законодательство и защищать людей?»

С этим согласен и Егор Борисов: «23 населенных пункта в Якутии должны были переселить из-за попадания в зону подтопления. Но сделать это невозможно: республика имеет очень большую, но малонаселенную территорию и сложно обосновать процесс переселения экономически. А федеральные субсидии выделяются, когда эффективность переселения экономически оправдывается. Поэтому если переселять людей невозможно, надо строить защитные сооружения».

Но возникает проблема, отметил сенатор Борисов, ведь по действующему законодательству реки в России — федеральная собственность: «В последние годы благодаря федеральному Правительству по реке Лене были построены защитные дамбы длиной в десятки километров в городах Ленске, Олёкминске и Якутске. Такие же сооружения должны возводиться в других населенных пунктах, в том числе в малых и не всегда стоящих на берегах крупных рек. Помочь организовать и запустить процесс должны изменения в законодательстве».

Главное — защита людей

В России уже немало сделано для минимизации негативного воздействия вод. Как сообщили журналу в Минприроды, «на обустройство защиты от паводков в рамках федеральной целевой программы с 2012 по 2020 год были выделены более 50 миллиардов рублей. На эти деньги удалось отремонтировать более тысячи плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений. Построено около 400 километров сооружений инженерной защиты и укрепления берегов».

В ближайшие три года, отмечено в документе, планируется построить 21 сооружение в Якутии, Бурятии, Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях. Благодаря этому защитят «от негативного воздействия вод 51 тысячу жителей Дальнего Востока». Размер предотвращенного ущерба оценивают в 35,5 миллиарда рублей.

Этому же посвящены и принятые Госдумой 15 декабря 2021 года в первом чтении правительственные изменения в Водный кодекс. Как заявил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, «эти поправки минимизируют потенциальное число жителей, пострадавших от паводков».

«В основном затопления происходят по двум причинам, — констатировал он. — Из-за отсутствия защитных сооружений и из-за разрешений органов власти строить жилые и социальные объекты на подтопляемых территориях. Поэтому законопроект предлагает конкретизировать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, в том числе возложить полномочия по установлению границ зон затопления на органы исполнительной власти субъектов. И, что немаловажно, запретить строительство зданий в зонах, не защищенных спецсооружениями от негативного воздействия вод».

Зоны с особыми условиями использования территории, границы населенных пунктов, объекты землеустройства

Главный смысл поправок — защита людей, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Нововведения позволят исключить, например, ситуации, когда, не учитывая территориальные схемы планирования в субъектах, людям выдают участки в зоне затопления. После вступления закона в силу необходимо будет определять границы зон возможных подтоплений, чтобы не страдали люди, а их участки, дома, имущество и жизни были в безопасности.

Еще один важный аспект поправок отметил сенатор Егор Борисов, подчеркнув, что они четко распределяют полномочия между всеми ветвями власти. Сейчас, например, Федеральное агентство водных ресурсов имеет все права, связанные с организацией противодействия негативному воздействию вод, а подведомственные региональные организации не могут повлиять на ситуацию, когда речь идет о федеральных объектах, расположенных в двух регионах или рядом с границей. Поправки помогут этого избежать.

Также уточнены полномочия региональных и муниципальных органов власти, подразделения которых могли бы заниматься регулированием или исполнением тех или иных заказов органов госвласти в сфере водного хозяйства. Пока у них таких полномочий нет, что Правительство и намерено исправить.

Так что вскоре местные власти вплотную смогут заняться проектированием генплана своей территории и определением границ зон подтоплений. Пока же муниципалитеты, не имея никаких прав в этой области, все время перекладывают бремя этой ответственности на региональные и федеральные органы.

«Приняв поправки в Водный кодекс, мы определимся и с распределением ответственности», — резюмировал сенатор.

Обсуждение продолжается

Законопроект вызвал немалый резонанс в субъектах Федерации. К подготовке документа ко второму чтению подключилось большое число регионов, очень активны были представители Дальнего Востока — Амурской области, Якутии, Бурятии, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Впрочем, не только они.

7,08
миллиарда рублей
составил общий ущерб от наводнения в Якутии 2001 года

«В Ленинградской области проблема затоплений и подтоплений населенных пунктов, дорог и иных объектов стоит не так остро, как в сибирских и дальневосточных регионах нашей страны, — рассказал «Парламентской газете» председатель комиссии по экологии и природопользованию областного Законодательного собрания Андрей Гардашников. — Однако в 2021 году тяжелая ситуация с паводками складывалась в Волховском, Тосненском и Тихвинских районах. В зону подтопления попали населенные пункты с населением почти 10 тысяч человек, в течение пяти дней проводились взрывные работы, расчищались берега рек — на это из бюджета региона выделили 1,5 миллиона рублей».

В целом, подчеркнул глава комитета, в Ленобласти к борьбе с паводками привлекли 7,5 тысячи человек и 2,6 тысячи единиц спецтехники. Организовали 24 гидропоста и дополнительно установили 30 датчиков мониторинга гидрологической обстановки. Свои мероприятия проводили дорожники и сотрудники Ленинградской областной электросбытовой компании.

«Но нет никакой гарантии, что ситуация не повторится, — отметил Гардашников. — Потому поправки в Водный кодекс носят весьма актуальный характер. В связи с поправками в Водный кодекс муниципальные власти смогут вносить изменения в документы территориального планирования, прежде всего в генпланы, где будут отдельно выделены земли, имеющие риск быть затопленными в период половодья. Следовательно, теперь на такие земли будут распространять определенные ограничения».

Но почему не пойти дальше, поделился мыслями депутат. Собираясь что-то возводить, согласно действующему законодательству, собственник или арендатор участка запрашивает градостроительный план с зафиксированными параметрами, разрешенными для капитального строительства. После принятия поправок органы местного самоуправления должны будут выдавать градостроительные планы уже с корректировками на возможность подтопления, подчеркнул Андрей Гардашников и, допустим, могут ограничить этажность, предъявить специальные требования к фундаменту.

«Но почему бы при этом законодательно не закрепить необходимость фиксации в разрешительных документах обязанность застройщика провести работы по инженерной защите от паводка, — говорит депутат. — Ведь одно дело — просто информация об опасности паводка для объекта, а другое — документ, обязывающий заранее к нему подготовиться. При этом зачастую речь не идет о каких-то дорогостоящих сооружениях типа дамб. Иногда достаточно всего лишь поднять уровень участка на метр методом простой отсыпки земли или построить дом на высоком свайном фундаменте».

Установление зон затопления и подтопления

Вопрос об установлении границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ от 18. 2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». В Приложении к нему  устанавливается,  в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Ведь в отношении не всех территорий целесообразно устанавливать ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном к ним относятся территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления выделяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землёй грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.

В Постановлении также определяется порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его.

Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП. Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней. После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации. Росводресуры может отказать в определении границ ЗЗП только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.

Использование территории в зонах затопления и подтопления

В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях  запрещается:

1) размещать новые населённые пункты и объекты кап. строительства без средств обеспечения защиты от затоплений;

2) использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;

3) размещать кладбища, скотомогильники, свалки различных видов отходов;

4) распылять химикаты против вредителей с воздуха.

Кроме того, собственник водного объекта обязан осуществлять меры, препятствующие затоплению территории, а также ликвидации их последствий, если вдруг такое произошло.

Определение границ зон затопления и подтопления

Определение границ ЗЗП – сложный процесс, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, каковы её размеры, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные. Существуют различные методы расчёта границ ЗЗП. Наиболее используемыми являются картографическое моделирование и математическое моделирование. Методики расчёта не закреплены в каких-либо нормативных актах. Методику выбирает профильный специалист, который участвует в подготовке проекта при определении ЗЗП. Также существуют такие методы, как вероятностно-статистический и экономический (последний применяется для оценки возможного материального ущерба). Методику можно применять как при подготовке документов на установление границ ЗЗП, так и у ситуациях уже наступившего наводнения.

Каждый метод имеет свою область применения. Картографический метод не отличается точностью, зато является более простым и быстрым в применении. При таком методе используются данные о рельефе местности и особенностях водоемов. При построении математических моделей анализируется большее количество данных, что обеспечивает его большую точность. Но некоторые данные зачастую получить трудно, поэтому для предварительной оценки зачастую используется картографический метод.

Чтобы иметь хотя бы общее представление о том, как это происходит, приведём пример. Представим, что нам нужно определить границы затопления территории, прилегающей к реке. При этом можно использовать так называемый «пойменный подход». Он заключается в том, что при анализе мы будем использовать данные о пойме – это территория, которая обычно затапливается во время выхода реки из берегов (весной или в период длительных дождей). Сведения о ширине поймы можно взять из постов в Гидрологических ежегодниках. Однако гидропосты (точки наблюдения за состоянием реки) расположены друг от друга слишком далеко. Чтобы получить на выходе более точные данные, делим расстояние между гидропостами пополам и определяем в этой точке ширину поймы как среднее значение между шириной поймы на гидропостах. На местах, где таких постов нет, применим метод линейной интерполяции (если для Вас это просто набор букв – не растеривайтесь, значит, вы юрист до мозга костей). При этом также следует учесть следующие данные: как часто при паводках уровень воды превышает критический, насколько мощные обычно паводки в данной местности, как долго вышедшая из берегов вода не уходит и пр. Проанализировав данные, специалисты могут определить примерные границы территории, которая в следующий раз будет заполнена при розливе реки.

Однако ситуации затопления происходят не только на природных объектах, но и на гидротехнических сооружениях. В  таких случаях картографического метода уже недостаточно, нужно прибегать к помощи формул. Чтобы определить границы ЗЗП при прорыве плотины, необходимы такие исходные сведения, как объем водохранилища; глубина воды перед плотиной (глубина прорана); ширина прорана, или участка перелива воды через гребень плотины; средняя скорость движения волны прорыва (попуска) — V, м/с; расстояние от плотины (водоема) до объекта (например, прилегающие к водохранилищу населённые пункты, заводы). При помощи формул можно вычислить высоту волны, дойдёт ли она до находящихся рядом объектов.

Расчёты по формулам – довольно специфическая деятельность. Интересующимся этой тематикой рекомендуем обратиться к следующим материалам:

Если ситуация затопления всё-таки наступила, не смотря на все предпринятые меры, необходимо произвести расчёт возможных негативных последствий. Данный вопрос урегулирован Приказом Ростехнадзора от 29. 2016 N 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Методика применяется для расчётов возможных человеческих и имущественных потерь социального ущерба. В Методике описаны методы математического моделирования, методы детальной оценки, планшетный метод оценки вероятностного вреда. В ней приведены конкретные формулы, необходимые для расчёта ущерба со всеми необходимыми показателями и значениями.

Заключение

Таким образом, работа с ЗЗП – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *