Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2016 года; проверки требуют 40 правок.
Аккредитация (лат. , «доверять») — процедура официального подтверждения (свидетельства) соответствия претендента на аккредитацию установленным критериям, показателям, требованиям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель услуг, как правило, не обладает достаточными компетенциями. Де-факто различают аккредитацию национальным органом по аккредитации в национальной системе аккредитации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ), ведомственные системы обязательной сертификации, образованные различными федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по аккредитации с подтверждением соответствия (нормируется подзаконными НПА в соответствие с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 1760-р и на основании Федерального закона “О техническом регулировании”). и аккредитацию в рамках отраслевых НПА ведомств.
К аккредитуемым услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные лаборатории), услуги по клинической диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. Как правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.
Что такое аккредитация и зачем нужны аккредитованные лаборатории
Аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также – аккредитация) – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
(N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации”)
Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ).
С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия (сертификации) продукции. Важнейшим инструментом такой деятельности являются испытательные (измерительные) лаборатории, от компетентности которых зависит достоверность получаемой информации и обоснованность принимаемых на её основе управляющих решений. Федеральным законом однозначно предусмотрен допуск к деятельности по подтверждению соответствия (сертификации) только аккредитованных лабораторий.
Лаборатория должна иметь статус аккредитованной, в случае если она проводит следующие виды работ:
Перечень документов, подтверждающий вышесказанное приведен ниже.
Данные, полученные в аккредитованной лаборатории, обеспечат Вас достоверной информацией и юридически обоснованной доказательной базой в случае возникновения спорных ситуаций с поставщиками, заказчиками или контролирующими организациями (в том числе и в судах всех уровней).
Как аккредитовать лабораторию? Щелкните на эту ссылку
Подтверждает соответствие бизнеса требованиям, необходимым для ведения определенной деятельности
Поделитесь статьей
Аккредитация — это процедура официального подтверждения компетентности компании или ИП. Ее прохождение показывает, например, что программа учебной организации соответствует стандартам — а значит, школа или вуз может аттестовывать учеников.
Эта процедура важна только для определенных сфер, например университетов, СМИ, медицинских лабораторий и центров сертификации. Если университет останется без аккредитации, его студенты получат диплом, но лишатся возможности поступить в магистратуру или аспирантуру без дополнительной аттестации.
Термин не стоит путать с сертификацией и лицензированием. Сертификат подтверждает, что техническим регламентам соответствует сам товар, который производит бизнес. Например, для продажи молока фермеру нужно отправить в лабораторию образец с характеристиками. У молока проверят рецептуру, состав и другие важные показатели. Если все хорошо, фермер получит сертификат соответствия.
Лицензия — это разрешение на определенный вид деятельности. Без нее нельзя, например, продавать алкоголь, обучать детей или проводить косметологические процедуры. В отличие от лицензии, отсутствие аккредитации не всегда приводит к приостановке деятельности.
Аккредитацию бизнеса из разных областей проводят разные ведомства. Для ИТ-компаний это Минцифры, для федеральных университетов — Рособрнадзор, для различных центров сертификации и лабораторий — Росаккредитация. Подробную информацию о сроках и порядке проведения аккредитации можно найти на сайтах ведомств.
Росаккредитация. В большинстве случаев аккредитацию в Росаккредитации проходят компании, которые тестируют деятельность других организаций или проводят испытания. По закону процесс доброволен, но есть исключения.
Рособрнадзор. Если школа теряет аккредитацию, она все еще вправе давать образование. Но без процедуры она не сможет аттестовывать учеников, проводить ГИА и ЕГЭ. Для этого школьникам придется сдавать экзамены в другой школе, где есть аккредитация. Университетам аккредитация нужна для того, чтобы студенты беспрепятственно могли продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре.
Минцифры. Иногда аккредитация не обязательна, но дает бонусы. Например, в 2022 году компании, которые занимаются ИТ, стали подавать заявки на аккредитацию, чтобы получить налоговые льготы, льготную ипотеку и освобождение сотрудников от призыва.
Подготовили для вас бесплатный гайд, который поможет проверить, доступна ли вам аккредитация для ИТ-компаний, и разобраться, как ее получить.
Больше по теме
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Давайте разберемся, для чего нужна аккредитация испытательной лаборатории и обязательна ли аккредитация испытательной лаборатории, для этого необходимо понять, что такое аккредитация.
Аккредитация в национальной системе аккредитации (аккредитация) – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Национальный орган по аккредитации – Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), это единственный в Российской Федерации национальный орган по аккредитации.
Критерии аккредитации (критерии аккредитации испытательной лаборатории) – это перечень требований, которым должно соответствовать аккредитованное лицо, установлены Приказом МЭР от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».
Итак, если какая-то организация решила аккредитовать испытательную лабораторию, она направляет в Росаккредитацию заявление, проходит проверку на соответствие критериям аккредитации, при положительном заключении получает аккредитацию, что подтверждается внесением соответствующей записи в реестр аккредитованных лиц.
Какие возможности получает лаборатория после аккредитации
Аккредитация – процедура добровольная, любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может аккредитовать испытательную лабораторию и ссылаться в протоколах испытаний на аккредитацию, но для определенных видов деятельности аккредитация обязательна. Таким образом, на вопрос зачем нужна аккредитация лаборатории в Росаккредитации, будет два варианта ответа:
Какие лаборатории подлежат обязательной аккредитации
Обратите внимание! Неважно, относится Ваша испытательная лаборатория к варианту 1 (нет обязательства аккредитации) или варианту 2 (лаборатория должна быть аккредитована), но если Вы выдаете результаты испытаний (измерений) или исследований, ссылаясь на аккредитацию в национальной системе аккредитации, то на вас в равной степени распространяются все требования законодательства об аккредитации, в том числе ответственность за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе, установленная в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовном кодексе.
Если вы хотите более подробно изучить данные вопросы, приглашаем Вас на обучение по темам:
«Аккредитация в национальной системе: требования 412-ФЗ от 28.12.2013 (с изменениями), критериев аккредитации (Приказ № 707 от 26.10.2020 г.), подзаконных актов. Процедура подтверждения компетентности. Удаленная оценка. Работа с несоответствиями»
«Разработка, внедрение и оценка системы менеджмента лаборатории согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, Критериев аккредитации. Внутренние аудиты: требования к аудиторам, техника оценки».
Наши лекторы – действующие эксперты по аккредитации Росаккредитации, обучение проводится по различным направлениям деятельности испытательных лабораторий.
Условия прохождения обучения
Обучение возможно пройти онлайн (вебинар) или очно по ряду тем (г. Москва).
Онлайн-слушателям направляются рабочие тетради, доступ к записи вебинара открыт 3 дня и если по каким-то причинам Вы не смогли быть с нами в режиме онлайн, то сможете посмотреть самостоятельно и направить свои вопросы в течении этого времени.
После обучения слушатель получает Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Информация о сроках и стоимости есть на нашем сайте www.znanie-lab.ru
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года
(В редакции федеральных законов от 23. 2014 № 160-ФЗ, от 02. 2016 № 49-ФЗ, от 29. 2018 № 262-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 11. 2021 № 176-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ “О семеноводстве”, Градостроительным кодексом Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Статья 2. Порядок и особенности аккредитации в отдельных сферах деятельности
1. Аккредитация организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и требования к ведению государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается законодательством о градостроительной деятельности. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
3. Порядок аккредитации в области использования атомной энергии устанавливается законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
4. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Особенности аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводящих межлабораторные сличительные испытания в целях оценки качества проводимых испытательными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений, в части состава документов, необходимых для аккредитации, а также порядка оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Иностранные организации могут быть аккредитованы в национальной системе аккредитации при наличии международного договора Российской Федерации, предусматривающего возможность взаимной аккредитации заявителей, имеющих государственную регистрацию в странах, являющихся сторонами международного договора. Особенности аккредитации иностранных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 160-ФЗ)
7. Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности. (Дополнение частью – Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ)
8. Порядок аккредитации в области космической деятельности устанавливается законодательством Российской Федерации в области космической деятельности. (Дополнение частью – Федеральный закон от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
1. Законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также – аккредитация) – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
11) схема аккредитации – совокупность правил и процедур, применяемых при оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей сфере деятельности в рамках заявленной или определенной области аккредитации. Схема аккредитации для сферы деятельности заявителя, аккредитованного лица разрабатывается и принимается национальным органом по аккредитации; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
2) выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) – документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования; (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
3) аттестация эксперта по аккредитации – подтверждение соответствия физического лица, претендующего на получение статуса эксперта по аккредитации, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, требованиям (далее – требования к эксперту по аккредитации) и признание его компетентности проводить экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации;
4) заявитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации;
5) аккредитованное лицо – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
6) выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также – выездная оценка) – мероприятия, включающие в себя выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также выездные мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, которые осуществляются должностными лицами национального органа по аккредитации по месту или местам осуществления заявителем, аккредитованным лицом деятельности в заявленной или определенной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом на выполнение работ и (или) оказание услуг (далее – выездные мероприятия, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации). В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее – удаленная оценка); (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
7) документарная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации – совокупность мероприятий, включающих в себя экспертизу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по проверке предоставленного по результатам такой экспертизы экспертного заключения или акта экспертизы;
71) свидетельская оценка – наблюдение за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявленной или определенной областью аккредитации, осуществляемое экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации. Свидетельская оценка может проводиться по месту или местам осуществления заявителем, аккредитованным лицом деятельности в заявленной или определенной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом на выполнение работ и (или) оказание услуг (далее – заказчик). В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, свидетельская оценка может проводиться в виде удаленной оценки; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
8) критерии аккредитации – совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
9) область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями; (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
91) актуализация области аккредитации – изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица в рамках процедуры подтверждения компетентности и (или) в иных случаях, определенных национальным органом по аккредитации, в связи с изменением описания отдельных элементов формы области аккредитации и (или) включенных в область аккредитации документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо выполняет работы и (или) оказывает услуги по оценке соответствия (в том числе в связи с изданием таких документов в новой редакции или изданием документов, заменяющих или дополняющих указанные документы); (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
10) область аттестации эксперта по аккредитации – сфера деятельности эксперта по аккредитации, устанавливаемая при аттестации эксперта по аккредитации;
11) область специализации технического эксперта – сфера деятельности, в которой технический эксперт обладает специальными знаниями и которая определяется национальным органом по аккредитации при включении физического лица в реестр технических экспертов;
12) национальный орган по аккредитации – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
13) экспертная организация – юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, и включенное в реестр экспертных организаций;
14) эксперт по аккредитации – физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включенное в реестр экспертов по аккредитации;
15) экспертиза представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений – совокупность мероприятий по анализу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений на соответствие критериям аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых оформляется экспертное заключение;
16) выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также – выездная экспертиза) – мероприятия по обследованию заявителя, аккредитованного лица по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или заказчика, в том числе свидетельская оценка, которые осуществляются экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам осуществления которых составляется акт выездной экспертизы или акт экспертизы. В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться в виде удаленной оценки; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
17) технический эксперт – физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в определенной области аккредитации, соответствует установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, требованиям (далее – требования к техническому эксперту), привлекается национальным органом по аккредитации для участия в экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включено в реестр технических экспертов;
18) знак национальной системы аккредитации – символ, присваиваемый национальным органом по аккредитации и свидетельствующий об аккредитации в национальной системе аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, его применяющих.
Статья 5. Цели и принципы аккредитации
1. Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами – торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
2. Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов:
1) осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;
2) компетентность национального органа по аккредитации;
3) независимость национального органа по аккредитации;
6) открытость и доступность правил аккредитации;
7) недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;
8) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;
9) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
10) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;
11) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Глава 2. Участники национальной системы аккредитации
Статья 6. Состав участников национальной системы аккредитации
Национальная система аккредитации включает в себя следующих участников:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;
2) национальный орган по аккредитации;
3) общественный совет по аккредитации;
4) комиссия по апелляциям;
5) эксперты по аккредитации, технические эксперты;
Статья 7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, относятся:
1) утверждение критериев аккредитации и перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти); (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
11) утверждение перечня несоответствий за
Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы в соответствии с Порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н, которым утверждены Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В Перечень входят услуги по:
Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, представляет в Министерство труда России заявление, в котором указываются:
Организация, предполагающая осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, должна указать в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и стаже их практической работы в области охраны труда.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 Трудового кодекса РФ).
Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, в дополнение к сведениям, указанным выше, должна указать в заявлении:
Аккредитация высшего учебного заведения
В большинстве стран высшие учебные заведения проходят аккредитацию. Это оценка и признание качества деятельности образовательной организации в целом или отдельных образовательных программ. Аккредитация в высшем образовании дается, как правило, на 5—6 лет.
В России аккредитация в сфере образования регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности». В соответствии с Федеральным законом существует несколько видов аккредитации: государственная аккредитация как обязательная форма регламентации образовательной деятельности для аккредитованных вузов и независимые формы — общественная и профессионально-общественная аккредитации.
Государственную аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти — Рособрнадзор на соответствие требованиям федеральным государственным образовательным стандартам. По результатам государственной аккредитации вуз получает свидетельство о государственной аккредитации на 6 лет.
Общественную и профессионально-общественную аккредитацию проводят уполномоченные российские, зарубежные или международные организации на соответствие российским профессиональным или международным стандартам.
Свидетельство о государственной аккредитации
При успешном прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение получает свидетельство о государственной аккредитации, которое выдает Рособрнадзор.
Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу, а также право на поступление в магистратуру.
Выданное учебному заведению свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии приложения к нему. Именно в приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право предоставлять выше указанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца (в действующем законодательстве — диплом установленного образца).
В большинстве стран мира учебные заведения и медицинские учреждения не аккредитуются непосредственно федеральным правительством. Аккредитация традиционно осуществляется различными некоммерческими объединениями (национальными или региональными) и уполномоченными организациями. Россия — практически единственная страна, где проводится государственная аккредитация государственным органом исполнительной власти.
Во всех европейских странах, а также в Казахстане, Грузии, Турции организации по аккредитации высшего образования (аккредитационные агентства) один раз в 5 лет проходят процедуру международного признания («аккредитация аккредитаторов») по Европейским стандартам для гарантии качества высшего образования, которые были официально утверждены Конференцией министров образования (Берлин, 2005) в рамках Болонского процесса. При успешном прохождении такой процедуры аккредитационные агентства получают статус полного члена Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA и проходят официальную регистрацию в Европейском реестре гарантии качества EQAR. В России такой статус имеет Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр).
Решения аккредитационного агентства признаются во всех странах-участницах Болонского процесса и заносятся в Базу данных аккредитованных вузов и образовательных программ DEQAR.
Также сложилась мировая практика специализированной аккредитации для образовательных программ «регулируемых профессий» (инженерные, медицинские, бизнес-образования и др.) Например, аккредитацию программ в области техники и технологий проводит Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АИОР). В области бизнес-образования для программ MBA наиболее известны аккредитации EQUIS, AMBA, AACSB, служащие своеобразным «знаком качества» учебных заведений.
Процедура аккредитации должна проводиться в соответствии со следующими принципами: добровольность (аккредитуют только те лаборатории, которые изъявляют желание подвергнуться процедуре), независимость (органы по аккредитации не должны быть связаны с аккредитуемыми лабораториями общими интересами), компетентность (органы по аккредитации должны быть охвачены системой внешней проверки их компетентности, как правило, со стороны других органов по аккредитации), доступность (аккредитация должна проводиться по правилам, которые являются общедоступными), равноправность (ко всем лабораториям предъявляются одинаковые требования). При положительном исходе процедуры лаборатория получает документ (аттестат аккредитации), который удостоверяет, что лаборатория соответствует требованиям ISO/IEC 17025.
Функции национального органа по аккредитации в Российской Федерации возложены на Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). В то же время аккредитацию проводит ряд негосударственных органов по аккредитации.