Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №61 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 40

Раздел ЕТКС «Ювелирно-филигранное производство»

Наши читатели много рассказывают о своих профессиях.

Героиня этого выпуска училась на ювелира в одном из сибирских колледжей, а теперь преподает. Она рассказала, за что любит свою работу вопреки бюрократии, кто из студентов становится хорошим мастером и почему не нужно мечтать о несметных богатствах, выбирая эту профессию.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Финансовая цель

Завела привычку откладывать каждый месяц все, что не трачу. В зависимости от удачливости месяца это Сейчас у меня отложено 400 тысяч, но есть планы на некоторые суммы. В тему инвестиций сейчас только вникаю. Моя подушка безопасности во вкладах, наличные не держу вообще.

Моя большая и главная цель — открыть студию ювелирного искусства.

Еще на третьем курсе на экономике я написала бизнес-план. С учетом изменения цен и экономической ситуации, думаю, теперь понадобится около трех-четырех миллионов: на инструменты, расходные, аренду на первые полгода-год и зарплаты сотрудникам.

Есть и ближайшие финансовые цели.

Переподготовка или курсы по практической психологии. Давно хотела разобраться в себе и людях с научной точки зрения. Сейчас я периодически просматриваю различные вузы и сайты, где можно пройти обучение, пока не нашла подходящего. Посчитала, что в среднем мне понадобится на это около 80 тысяч в ближайший год.

Онлайн-курсы по  в Zbrush. Нужно 32 тысячи. Я их уже накопила, жду разгруза на работе, чтобы оплатить и заниматься спокойно.

Продвинутые курсы по моделированию в Rhinoceros. Это еще около 60 тысяч в ближайший год.

Курсы по гравировке, чтобы потом пройти курсы по закрепке паве. Для этого нужно ехать в Москву. Потребуется около 80 тысяч — вместе с перелетом и проживанием на время обучения. Эту цель постараюсь выполнить летом.

Еще хотела попробовать работу со стеклом, делать витраж Тиффани из кусочков стекла, но нужно сначала накопить денег на все необходимое.

Кроме того, этим летом я планирую отдохнуть в двух или трех местах. Точно это будет Киргизия на одну или две недели. Думаю, выйдет около 25 тысяч вместе с дорогой до Бишкека. Потом хочу пожить месяц в Грузии с молодым человеком — это около 100 тысяч. А если не удастся, поеду волонтером на Байкал строить тропы, как ездила в прошлом году, а потом заскочу в Монголию — на все понадобится примерно 30 тысяч рублей.

Где работать начинающему ювелиру?

Грамотные, перспективные и талантливые ювелиры будут востребованы всегда. У начинающего мастера как минимум пять вариантов трудоустройства. Он может:

  • Работать на заводе или фабрике, где ювелирные украшения изготавливают в промышленном масштабе. Если удастся поработать в разных цехах, то можно быстро «набить руку» и стать ювелиром-универсалом. Но чаще всего специалист выполняет какую-то одну технологическую операцию — например, обработку отлитых заготовок или полировку уже готовых изделий — и это очевидный минус. Также у большинства заводов сдельная зарплата и практически отсутствует карьерный рост.
  • Пойти в частную мастерскую, для работы в которой нужно обладать широким спектром навыков — от выбора материалов и проектирования изделия до шлифовки или закрепки камня в нем. Плюсы: доход выше, чем на заводе; есть возможность делать эксклюзивные украшения на заказ и воплощать в металле самые смелые проекты. Минус — из-за сезонности спроса заработная плата ювелира может варьироваться.
  • Заниматься исключительно ремонтом изделий, как это делает наша выпускница курса ювелиров Елена Сафронова — коллекционер и реставратор винтажных украшений. Подробное интервью с Еленой читайте тут. Плюс: если есть активная клиентская база — доход выше среднего, так как люди часто ремонтируют или реставрируют свои ювелирные изделия. Минусы: длительный поиск подходящего элемента, если реставрируется старинное украшение; из-за специфики однообразных операций у мастера может произойти «рабочее выгорание».
  • Оборудовать личное рабочее место и выполнять заказы из дома. Такой путь выбрала наша выпускница
    Екатерина. Дополнив свои навыки умением моделировать украшения в 3D, Екатерина может показать будущее изделие заказчику до его непосредственного изготовления.

Главный плюс пути №4 и №5 — вы работаете на себя, оформив самозанятость или ИП, ни от кого не зависите, как на заводе или в мастерской, и сами формируете доход, исходя из стоимости ваших ювелирных работ и изготовляемых на продажу украшений. Минусы: нужно вести учет драгоценных металлов и камней на стадии закупки, и затем каждое сделанное украшение регистрировать в Пробирной палате и маркировать в
ГИИС ДМДК. Это реализуемо, но требует времени.

Итог: зарплата ювелира напрямую зависит от его умений и разряда (квалификационные требования для разрядов тут). В Москве по данным hh.ru средняя заработная плата ювелира* начинается от 50 000 рублей и может доходить до 110 000 рублей в месяц. Те, кто работает на себя, за месяц могут получать свыше 150 000 рублей при наличии постоянных заказчиков.

Доход

Вначале зарплата в колледже после вычета налогов была около 33 тысяч, сейчас в среднем я получаю 50 тысяч рублей, а если есть надбавки и премии — На подработках зарабатываю в среднем 20 тысяч в месяц.

Надбавки начисляются, например, за дополнительное обучение. Так, я работала по договору на государственной программе «Содействие занятости населения». Это ежегодная и почти всегда бесплатная программа по разным направлениям обучения, созданная для безработных и тех, кто находится на грани увольнения, людей предпенсионного возраста. Очень советую следить за этой программой, я по ней год назад обучалась изготовлению мебели из дерева, теперь у меня есть свидетельство столяра.

Кроме надбавок, есть баллы. Например, за работу со школьниками мне ежемесячно платят шесть тысяч баллами: три тысячи от колледжа и три — от другой организации дополнительного образования, которая занимается набором детей.

Раз в квартал мы заполняем таблицу в «Экселе», где описываем наши достижения, достижения студентов, проведенные мероприятия и экскурсии, дополнительные задачи. Я знаю, что многие пишут в отчетах о том, чего не было на самом деле, но я так не могу, поэтому моя премия за них относительно небольшая — рублей.

Премии также зависят от того, у нас чемпионат или экзамен в этом месяце: за организацию тоже всегда есть надбавки, точно сказать их размер не могу. Благодаря баллам и дополнительным программам в декабре получила 270 тысяч рублей. Обычно в декабре всегда большая зарплата — как и стипендия, потому что бухгалтерия экономила весь год, а в декабре раздает сэкономленное. Если эти деньги не потратить, в следующем году сумма финансирования сократится. Важно помнить, что в январе всегда приходит мало и только в конце месяца. В этом январе мне пришло 12 тысяч, это на 3 тысячи больше, чем в январе 2021 года.

, где зарплата может быть стабильнее, чем в образовательной организации, но получается наоборот. Хотя меня это нисколько не смущает.

Можно ли научиться ювелирным технологиям онлайн?

Да, можно. Обучение профессии осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий — слушателя подключают к учебной онлайн-платформе, где происходит вся коммуникация. Для теоретических видеоуроков, обратной связи с преподавателем и сдачи отчетности — тесты, контрольные задания, экзамен — вам нужен компьютер (ноутбук) с доступом в интернет. Практику можно проходить или в домашней оборудованной мастерской или арендовать рабочее место ювелира в своем городе — это недорого.

В Русской Академии Ремесел именно по такому принципу проходит онлайн-курс «Ювелир». Продолжительность заочного обучения составит три месяца и 250 академических часов — это ровно столько, сколько обучаются слушатели на курсе ювелиров офлайн. Вас научат правильно и безопасно пользоваться инструментами для ювелирного дела, проводить основные операции — плавку, ковку, прокат, выпиливание и другие — а также делать глухую, крапановую и корнеровую закрепку камней. После защиты дипломной работы и устного экзамена, вам присвоят разряд и пришлют на почту официальное Свидетельство о профессии «Ювелир».

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Свидетельство о профессии.

Вывод

Профессия «ювелир» подойдет творческим людям, которые готовы к кропотливой, ответственной, но увлекательной работе с драгоценными металлами и благородными камнями. Мастерство ювелиров ценится более 5000 лет и не теряет своей актуальности сегодня. Вы можете пройти обучение и стать ювелиром-универсалом и заниматься изготовлением изделий от проектирования до закрепки камней или эмалирования, или быть мастером отдельного этапа и направления.

Главное, помните: в ювелирном деле нужно постоянно развиваться и осваивать новые ювелирные технологии. Курсы Русской Академии Ремесел эффективны и востребованы уже 12 лет — наши выпускники работают в ювелирных компаниях, ремонтных мастерских и занимаются собственным производством украшений.

Пресс-центр Русской Академии Ремёсел. Октябрь 2022 г.
*На основе анализа данных с hh.ru за октябрь 2022 по Москве.

Будущее

Как только я начну работать над созданием и развитием своей студии, мне придется уволиться из колледжа: не смогу совмещать.

Бывает, хочется иметь более свободную в плане передвижения работу — это возможно, если заниматься . Но ювелирка — любимое дело моей жизни. Иногда я не могу дождаться следующего дня, чтобы скорее начать работу с металлом, еду в автобусе и думаю, как сделать то или иное украшение. Пожалуй, ювелирка — моя страсть.

Моя основная идея — открыть свою ювелирную студию, в которой коворкинг, курсы, ювелирный шоурум. Она местом объединения мастеров нашего региона.

Я не боюсь конкуренции, считаю, что она стимул для развития.

Не знаю, как скоро удастся накопить, скорее всего, придется привлекать заемные деньги, но пока что я не готова к такому шагу, как кредит. Я не хочу открывать дело совместно с коллегами, есть люди, которыми я очень дорожу, они не подведут меня, но никто не знает, к чему это может привести в бизнесе. Скорее, я готова буду взять их на работу за действительно достойную плату. Я не обладаю всеми компетенциями, из моих знакомых и друзей-ювелиров знает и умеет больше меня. Я не стесняюсь этого — пусть занятия и курсы ведут те, кто больше разбирается в конкретной области, а я буду вести другое. В первую очередь студия — это про объединение и творчество.

Особенности профессии

Вне зависимости от места работы — завод, частная мастерская или ремонтное бюро — каждый ювелир обладает художественным вкусом, аналитическим складом ума и усидчивостью. Сама же профессия находится на стыке ремесла с настоящим искусством и творчеством, востребованность и престиж которой растет постоянно. И тому есть подтверждение: ежегодно в России проходит около 40 крупных ювелирных выставок-ярмарок, а в мире — более 1000.

В статье рассмотрим, какие личные качества должны быть у начинающего специалиста, где пройти обучение ювелирному делу, где можно работать потом и какой базовый инструментарий необходим для старта.

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Ювелир-закрепщик» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция ювелира-закрепщика, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Виды закрепки камней в ювелирных изделиях

Различают закрепку механическую (крапановую, глухую, корнеровую и их разновидности) и клеевую. Каждый вид предусматривает несколько операций и требует разного подхода, поэтому набор инструментов отличается. Закрепщик должен учитывать хрупкость и прочность камня, толщину рундиста, форму огранки.

В арсенале мастера есть штихели, корневертки, корнезеры, деревянные тиски, надфили, обжимки, киттштоки, полировники, ювелирная дрель и др. Значительно облегчает закрепщику работу 3D-моделирование.

Крапановая

Крапановая закрепка в ювелирных изделиях незаменима, когда нужно максимально раскрыть красоту камней. Очень часто встречается в помолвочных кольцах. При таком способе камень фиксируется в оправе несколькими металлическими лапками (крапанами). Крапаны могут быть высокими и низкими, широкими и узкими, сдвоенными и разрезными.

В большинстве случаев они всекаются флахштихелем и шпицштихелем, всечки могут быть сделаны надфилем. Мастер также использует давчик или закрепочный молоточек. Обработка крапанов на финальной стадии заключается в том, чтобы сделать их одинаковыми по длине и форме.

Минусы такой закрепки заключаются в том, что крапаны могут цепляться за волосы и одежду. Желательно снимать украшения перед уборкой и гигиеническими процедурами.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Корнеровая

Это такой способ крепления камней, когда они вставляются в посадочные отверстия и зажимаются корнерами — уголками металла. Для мастера способ довольно трудоемкий, так как работа идет с большим количеством мелких вставок. Корнеровая закрепка самая разнообразная по вариантам исполнения.

Для закрепки используется такой инструмент, как штихель. Гнездо формируют сверлом, коническим бором и рассверливают ручной ювелирной дрелью. С помощью корневертки металлу придают вид небольших шариков, которые и будут удерживать камень с разных сторон.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Паве и микропаве

Это подвиды корнеровой закрепки. Отличие крепления от предыдущего способа состоит в том, что множество мелких камней формирует единый фон изделия. Для впасовки выполняется разметка и сверлятся отверстия. Если владелец захочет изменить размер кольца с таким типом фиксации камней, это будет сложно сделать, так как они стоят очень плотно друг к другу.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Глухая, или ободковая

Одной из самых надежных является глухая закрепка камней в ювелирных изделиях. В этом случае вставка обжимается по всему периметру металлическим ободком, она как бы спрятана внутри. Такую закрепку часто используют в детских украшениях и в тех, где камень не имеет шипа (кабошон) или достаточной прозрачности.

Обжимной поясок может быть обработан под глянец с наружной стороны, а для минералов с высокой твердостью выполняют и внутреннюю глянцевую подрезку с зернистой насечкой (гризантом).

При этом способе фиксации камень максимально защищен обжимным пояском от механических воздействий, вставка не цепляется за одежду и волосы. Среди минусов можно назвать то, что за глухой закрепкой производители иногда скрывают дефекты вставки.

Закрепщик работает шпицштихелем, давчиком, обжимкой и надфилем.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Рельсовая, или канальная (пазовая)

Наиболее часто используется для закрепки бриллиантов по всей шинке свадебных колец. Камни вставляются в сформированный желобок, или рельс, и им же зажимаются с помощью давчика или пневмоштихеля. Камни в таком случае практически не выступают над поверхностью металла, поэтому по максимуму защищены от внешних воздействий.

Но вычистить пыль и грязь, забившуюся между камней, в домашних условиях практически невозможно. Такие кольца требуют частой чистки ультразвуком.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Клеевая

Чаще всего используется при работе с жемчугом и поделочными камнями. В таких украшениях вставка не завальцована, а полностью открыта. Янтарь и жемчуг садятся на специальный ювелирный клей и штифты. Штифт при этом может быть с резьбой или фигурным для надежности фиксации. Подобным методом крепят также кораллы и бусины.

Место входа штифта в бусину, как правило, закрывает чашечка. Плоскостная вклейка применяется для пластин перламутра. Есть мнение, что от жары клей в украшении может расплавиться и вставка выпадет, но это миф.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Литье с камнями

Используется специальная заготовка — восковка (восковая модель) с уже подготовленными посадочными местами под камни. В нее вручную вставляются камни, затем выполняется формовка на вакуумной установке с использованием формомассы. Следующим шагом опока для литья прокаливается в печи, после чего выполняется непосредственно отливка изделия. Такой способ закрепки уменьшает конечную стоимость изделия.

§ 51. Ювелир-закрепщик 4-го разряда

Характеристика работ. Закрепление вставок из
полудрагоценных и драгоценных камней в крапановые (с подрезкой) и глухие с
гладкой отделкой (с обжимом) касты ювелирных изделий из драгоценных металлов.
Закрепление вставок в оправы с комбинированными кастами в изделиях,
смонтированных из отдельных узорных деталей и накладок. Закрепление вставок в
реставрируемые изделия из серебра и золота.

Должен знать: физико-механические свойства полудрагоценных
и драгоценных камней, драгоценных металлов; виды огранки полудрагоценных и
драгоценных камней; требования, предъявляемые к подборке парных камней для
серег; основные сведения о термической обработке стали, применяемой при
изготовлении инструмента и приспособлений для закрепки вставок; состав и
способы приготовления мастик для закрепления вставок.

Как овладеть терминологией?

В каждой индустрии говорят на своем языке, который понятен лишь профессионалам. Ювелирный словарь настолько богат, что до сих пор никто не подсчитал точное количество терминов в нем. Здесь есть термины, касающиеся драгоценных металлов и камней, антикварных и современных техник, стилей и методов производства и обработки материалов, названий составных частей различных ювелирных украшений и другие.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим обычное кольцо и назовем все детали, пользуясь ювелирной терминологией:

  • Шинка — это основной ободок изделия, который мы надеваем на палец. Размер кольца зависит именно от диаметра шинки.
  • Каст — специальная оправа, куда крепится драгоценный камень, если предусмотрена его закрепка. Каст может быть круглым, квадратным и любой другой формы.
  • Вставка — установленный в каст или шинку камень.
  • Рант (он же — дигель) — контурный ободок, соединяющий каст и шинку кольца. Это технический элемент, обычно полностью повторяющий размер и форму каста.
  • Накладка — декоративный элемент поверх шинки.

Как мы видим, практически каждый элемент украшения имеет свое название. Не меньшее значение имеют корректные названия инструмента, оборудования, сплавов, камней. Словари с базовыми терминами можно легко найти в интернете на сайтах ювелирных магазинов или ломбардов. Начинающий специалист может «заговорить» на языке ювелиров еще до начала обучения и практики.

Большинство ювелирных терминов немецкого происхождения, и знание технического немецкого языка будет плюсом для будущего ювелира.

Место работы

Я работаю в одном из лучших колледжей в моем городе. У нас учат на графического дизайнера, дизайнера одежды, сварщика и каменщика, столяра, парикмахера, обувщика.

У меня отличное рабочее место — просторная мастерская, которой я заведую. Как следствие, есть возможность работать на себя и делать украшения на заказ, что скорее не запрещается, нежели поощряется или разрешается в открытую. Но я работаю по большей части на своем инструменте, расходные только мои, поэтому у колледжа я не отбираю.

Про оборудование нашей мастерской скажу так: блага всегда ограничены, а потребности всегда бесконечны.

У нас две мастерских: первой уже около 20 лет, второй три года, в ней я и работаю. В первой мастерской гораздо больше оборудования, в ней 12 рабочих мест, есть маленький литейный цех, для резки и точечная сварка — типа лазерной, но немного другая. Моя мастерская оснащена попроще, но в ней гораздо комфортнее и вся техника новая, у каждого есть свое отдельное рабочее место, оборудованное самым необходимым. Еще у нас есть общая рабочая зона с горелками и общими инструментами.

У нас есть . Но он не совсем подходит для ювелирных украшений, скорее для других аддитивных технологий. Для печати украшений больше подходят с жидким полимером, их точность печати гораздо выше. В следующем году буду надоедать руководству с принтером, считаю, что в наше время необходимо знать основы моделирования, плюс студенты смогут создавать гораздо более сложные работы, улучшить качество и получать больше компетенций.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

На занятиях мы не используем драгоценные металлы и камни: для студентов это слишком дорого и у колледжа нет таких средств. Все учатся на цветных металлах вроде меди, латуни, нейзильбера и мельхиора. У каждого металла есть свои особенности, к каждому нужно привыкнуть. Например, медь гораздо мягче латуни и выдерживает более высокие температуры, поэтому, когда ребята начинают работать с латунью, часто перегревают ее и случайно плавят. Что касается камней, чаще используются фианиты — искусственно выращенные камни, которые обрабатывают по типу бриллиантовой огранки.

Все учебные работы студенты отдают в фонд колледжа, но если очень попросить и договориться, можно заполучить обратно. Если ребята хотят сделать работу из своего металла, не важно — серебра или золота, они покупают сами и, конечно, забирают себе. Исключение — дипломные работы. Например, я в своей использовала серебро, купленное на собственные деньги, но работа осталась в колледже. Хотя покупать свой металл не обязательно: его и большинство расходных материалов предоставляет колледж.

Каждый месяц я сама покупаю для колледжа на свою зарплату: литературу, инструмент, расходные, даже принесла свое газогорелочное оборудование, чтобы ребята могли не ждать долго очереди на горелки. Заказываю в магазине инструментов для ювелиров, иногда нахожу на «Алиэкспрессе», «Озоне», иногда в местных хозяйственных магазинах — вот недавно купила отличный грубый напильник всего за 100 .

Вообще, в моей работе много плюсов: хорошая зарплата, надбавки за дополнительное обучение. У нас есть возможность уйти на больничный, а также пройти переподготовку или повышение квалификации — правда, приходится очень долго просить и ждать, потому что преподавателей много, а деньги на всех одни. За счет колледжа я прошла переподготовку на преподавателя, повышение квалификации «История ювелирного искусства», а недавно вернулась с курсов по огранке цветных камней — сейчас хочу развиваться и расти в этом направлении.

Из недостатков колледжа — постоянно нужно отстаивать свои границы, иначе взвалят много работы. У нас токсичный коллектив — это 20% людей, которые создают 80% негатива. Однажды на меня донесли моему руководителю, потому что я выложила в  сторис, где у меня на пальцах кольца — студенческие работы, и написала:

«Устроилась только для того, чтобы воровать колечки».

Хорошо, что у моего руководителя есть чувство юмора и он понимает, что стоит воспринимать серьезно, а что — нет.

Думаю, психологическая помощь и профилактика выгорания сотрудникам необходима, но вопрос в том, они сами это нужным для себя. Причин усталости и выгорания педагогов много, и они довольно глубокие. Вот одна из них: многие преподаватели работают даже на пенсии, хотя им это уже не интересно и не нужно, но понижать привычный уровень комфорта и жить на жалкую пенсию сложно. И я могу их понять.

Интересный факт: в моем колледже средний возраст педагогов больше 50 лет. Часто такие работники не дают развиваться учебному заведению, стопорят его, убивают мотивацию не только в студентах, но и в коллегах.

Благо есть хорошие коллеги, с некоторыми у меня сложились отношения еще с моего студенчества. Я очень благодарна и рада, что они тепло меня приняли в качестве преподавателя. Мы почти не общаемся за пределами работы, чаще просто заходим друг к другу в свободное от занятий время. У нас есть преподавательская, но я там не бываю, мне не нравится натянутая атмосфера. Но несколько раз в день я захожу к своему бывшему мастеру, чтобы поболтать. Считаю, очень важно для хорошей продуктивности хорошо отдыхать, в том числе и устраивать перерывы в рабочее время.

Подработки

Подработки в среднем приносят около в месяц. Я делаю украшения вручную, поэтому муфельных печей за 200 тысяч или  мне не нужно. Самый стандартный набор инструментов для плавки, пайки, выпиловки, сборки и обработки — горелка, лобзик, вальцы, бормашина, флацанки, ригели, цанги, шперак и куча расходных: наждачки, пасты для полировки, фрезы, пилки и другое.

Часто делаю и прототипы украшений для самих ювелиров. Обычно называют именно модель в цифровом виде, а прототипом — уже напечатанную на 3D-принтере или вырезанную на  модель. На принтере выполняют работу из полимера, на ЧПУ станке — из модельного воска. Цена за модель начинается от 1000  и не имеет потолка, все зависит от сложности, от того, какие программы используются, от квалификации и востребованности модельера, дизайна, наличия или отсутствия вставок, времени, необходимого на построение модели.

Мало кто из ювелиров делает самостоятельно. Если вы придете к ювелиру в ближайшую мастерскую, с вероятностью 70% он закажет модель у . Дело в том, что освоение программ занимает много времени, как и само моделирование, поэтому ювелирам выгоднее просто заказать у специалиста. Есть несколько ювелиров, которые заказывают у меня и сразу прототип в воске, потому что не у всех есть возможности и навыки, чтобы эту цифровую модель превратить в физическую.

Мой рабочий верстак. Убираюсь несколько раз в неделю, но на нем слишком быстро случается беспорядок

Немного ювелирного инструмента

Еще я подрабатывала в мастерской авторских эксклюзивных украшений, где почти все изготавливается вручную. Я делала все: кольца, серьги, браслеты, кулоны, колье. За одно изделие получала немного — примерно в зависимости от сложности. Делала украшения в этой мастерской скорее для души. Сейчас я решила уйти оттуда, чтобы иметь больше времени на свои проекты. Планирую летом начать развивать соцсети и продавать украшения через интернет.

Пока у меня не было заказов на сотни и миллионы тысяч, мой максимальный заказ — парные кулоны из серебра, за которые я получила 14 тысяч рублей. Сейчас я не ищу клиентов специально, люди приходят от знакомых и тех, кому я уже делала украшения. Недавно я сделала кольцо по просьбе своей коллеги, теперь меня ловят другие работники колледжа, чтобы заказать для себя. Сейчас не беру много заказов, потому что загружена на основной работе.

Сейчас материалы, конечно, дорожают. Хорошо, что я успела купить кое-что из металлов и камней еще до повышения цен. Дефицита металла нет, но так как я буду гранить камни, возникнут проблемы с покупкой сырья: наше подорожало, а зарубежное теперь будет сложнее купить проблем с импортом. Сначала я думала, что никто не покупает украшения в такое время. Но сейчас понимаю, что спрос есть, люди все равно заказывают: за последние две недели пришло три заказа на золотые изделия — пора наконец начинать работать с золотом.

У меня большие подборки для вдохновения на «Пинтересте» и в соцсетях, я подписана на многих ювелиров. У  нравится стиль, у  — подход к работе и идеи. Пожалуй, сейчас любимые из известных ювелиров — это Ильгиз Фазульзянов, Герман Кабирски, JAR, Cindi Chao, Wallace Chan, Владимир Маркин, Hemmerle. Еще есть очень много малоизвестных художников-ювелиров, работающих с нетрадиционными материалами вроде пластика, фарфора, дерева.

Мой стиль украшений природный, я очень люблю совмещать фактуры, работать над крупными и заметными украшениями. Сейчас мне очень нравятся древнерусские украшения, хотела поработать в этом направлении и перенять некоторые черты. За что точно не , так это за религиозное украшение: считаю, что их созданием должны заниматься люди, хорошо разбирающиеся в религии и ее символике. Пожалуй, самое любимое для меня — это делать серьги и кольца. Очень люблю разрабатывать и делать украшения-трансформеры или конструкторы. Мне кажется, это позволяет клиенту побывать в роли создателя или собирателя такого лего.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Какие знания и навыки нужно получить на старте?

Опытные мастера советуют начинать с изучения истории ювелирного ремесла, ведь оно — одно из древнейших в мире. Зная все этапы развития, потом будет проще анализировать, а где-то и предугадывать современные тренды и покупательские запросы на украшения.

Кроме этого, новичку необходимо знать об используемых драгоценных металлах, их сплавах, о природных и искусственных камнях, а также как правильно и безопасно работать с инструментами для ювелирного дела. Золото и серебро имеют уникальные физико-механические свойства, температуру плавления, теплопроводность и способность взаимодействовать с другими недрагоценными металлами или металлами палладиевой группы. Золотая или серебряная проба говорит о том или ином соотношении драгметалла с другим компонентам — так называемой лигатурой. Например, в золото 585 пробы добавляют никель или палладий, а сплав золота 750 пробы может содержать платину. Это сплавы белого золота.

В настоящее время при изготовлении ювелирных изделий в России и мире используют восемь золотых (375, 500, 585, 750, 875, 916, 958, 999) и шесть серебряных (800, 830, 875, 925, 960, 999) проб — каждый практикующий мастер обязан их знать, даже если он работает только с 1-2 пробами.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Выпиловка деталей ювелирного украшения.

Также начинающий ювелир должен владеть базовыми техниками, а именно, такими технологическими операциями, как — сверление, выпиловка и опиловка, пайка, припасовка (то есть подгонка) деталей ювелирного украшения, шлифовка, подготовка припоя к пайке.

Рабочее место ювелира

В мастерской у опытного ювелира много инструментов и оборудования, набор которых он пополняет ежегодно. Но как начинающему мастеру не растеряться в этом многообразии и какой инструмент нужен для старта?

  • Верстак — это одно- или двухтумбовый стол с выдвижными ящиками, ячейками и светильником дневного освещения. Всё, чем пользуется специалист, находится под рукой. Рекомендация от ювелиров: во время работы на столе должен быть только тот инструмент, который нужен для данной технологической операции.
  • Газовая или бензиновая горелка для пайки или плавки металла в тиглях.
  • Тигель — огнестойкая емкость для нагрева различных материалов.
  • Бормашина с насадками для обработки изделий. Самые популярные в мире модели — Foredom CC-30 и Foredom SR.
  • Стандартные напильники и надфили — это миниатюрные напильники с насечками разной формы (круглой или полукруглой, квадратной, треугольной, овальной).
  • Флацанки — комплект инструментов, где есть кусачки, плоскогубцы, круглогубцы и т.д.
  • Штихеля (резцы по металлу) для гравировки ювелирных украшений.
  • Фрезы и боры для обработки заготовок.
  • Лобзик, ножницы по металлу для вырезания заготовки из листового материала или отрезания лишних частей.
  • Текстолитовый ювелирный молоток.
  • Стальные или титановые пинцеты для фиксации изделия.
  • Штангенциркуль — контрольно-измерительный инструмент, с помощью которого изделие измеряют, соблюдая его точные размеры вплоть до десятых долей миллиметра.
  • Щетка для верстака и обметания инструмента и рук от стружки и опилок.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Рабочее место ювелира.

О полном перечне необходимых инструментов и материалов вам расскажет мастер, у которого вы учитесь.

§ 52. Ювелир-закрепщик 5-го разряда

Характеристика работ. Закрепление полудрагоценных и
драгоценных камней в глухой каст с гризантом. Закрепление вставок корнерами в
ювелирных изделиях индивидуального изготовления из драгоценных металлов с
последующей отделкой гладкой фаской и гризантным узором, с заменой и
изготовлением отдельных узлов и деталей. Закрепление камней в реставрируемых
изделиях из драгоценных металлов.

Должен знать: приемы подгонки мелких камней и их
закрепления корнерами с последующей орнаментальной отделкой; способы заправки специального
инструмента для закрепления; правила пользования каратомером, каратными и
аналитическими весами.

Рабочий день

Занятия начинаются в 09:00 и длятся до 15:30, с перерывом на обед с 12:20 до 13:00.

Несколько раз в неделю ко мне приходят школьники, мы занимаемся до 18:00, с ними попроще, поэтому я могу поделать параллельно свои заказы.

Два раза в неделю после работы у меня очные занятия по испанскому.

В общем, каждый день недели у меня отличается по графику, могут появиться неожиданные заказы, которых мне придется задерживаться на работе.

Сейчас график примерно такой: встаю в 07:, собираюсь и в 08:10 стою на остановке. Добираюсь до работы за полчаса, стараюсь сесть в «долгий» автобус, чтобы спокойно почитать перед работой. Возвращаюсь домой после , иногда позже, в зависимости от загруженности. До дома я тоже добираюсь на автобусе. Вечером дорога занимает гораздо больше времени, и я читаю в пути.

После работы мне необходим час «на потупить», иногда я очень устаю и просто смотрю вроде «Обмена домами» или «Четырех свадеб». После учусь на «Открытом образовании»: сейчас изучаю курс «Экономика для неэкономистов». Или слушаю лекцию по психологии. Иногда повторяю испанский. Потом мы отдыхаем вместе с парнем около и идем спать.

Раньше я думала, что моя работа и есть мое хобби, но сейчас понимаю, что и от нее мне нужно отдыхать.

Сейчас сказала, что мое хобби — учиться. Мне очень нравится изучать новое, люблю открывать мир и расширять мое представление о нем. Я читаю, слушаю подкасты, особенно люблю «Психологию на дожде», прохожу курсы.

У меня чаще всего один выходной в неделю, поэтому я позволяю себе просто ничего не делать, много спать, есть, смотреть фильмы с парнем или гулять с ним.

Весной и летом я путешествую и волонтерю: в прошлом году ездила в Томск, где мы с волонтерами облагораживали родники, летом ездила на Байкал на две недели, строили там экотропу, сама ездила во Владивосток и Ергаки. Сейчас время от времени просматриваю волонтерские проекты на лето на сайте «Гудсерфинга».

§ 50. Ювелир-закрепщик 3-го разряда

Характеристика работ. Закрепление вставок из стекла,
поделочных камней и корунда прямоугольной, квадратной и грушевидной формы в
крапановые и глухие касты. Закрепление крупных вставок с помощью клея.

Должен знать: приемы пасовки оправы и подгонки гнезда под
вставку из стекла, поделочных камней и корунда прямоугольной, квадратной и
грушевидной формы.

Расходы

В последнее время у меня были большие расходы: мне пришлось потратить около 100 тысяч на лечение зубов, точнее на исправление косяков прошлого стоматолога. Еще я болела и потратилась на лекарства. Вообще, довольно много уходит на медицину: у меня есть некоторые хронические заболевания, поэтому я частый посетитель аптек.

Я снимаю студию 14 м², плачу за нее 10 тысяч рублей. Одежду покупаю нечасто, иногда даже раз в два-три месяца, люблю рыться в секонд-хендах, но сейчас чаще смотрю онлайн.

Экономить не особо удается, но иногда хочется научиться контролировать себя и не заказывать суши и пиццу на дом, а просто пожарить картошки.

Выбор профессии

Я всегда любила делать руками, в детстве училась рисовать в школе искусств. Решила уходить из общеобразовательной школы после девятого класса: было скучно и я понимала, что до одиннадцатого класса придется готовиться к ЕГЭ, но понятия не имела, кем хочу стать, а следовательно, не знала, какие предметы сдавать. Я выбирала из творческих специальностей, связанных с работой руками. Тогда на сайте колледжей нашла профессию ювелира. И теперь обожаю свою работу.

Обычно при поступлении на подобные профессии обязательны творческие экзамены вроде рисунка или композиции, но в моем колледже абитуриенты поступают по баллам аттестата. Меня очень злит такой метод набора: многие творческие ребята не могут поступить на ювелира, потому что их места занимают те, кто не прошел на желаемую специальность и идет туда, куда взяли. Я не раз говорила о необходимости вступительных испытаний, но мне ответили, что это невозможно по закону, потому что мы единственная организация в регионе, обучающая профессии ювелира после девятого класса.

На ювелира учатся четыре года. Первые два — это общеобразовательная программа вперемешку с профильными теоретическими предметами. Потом изучают историю искусств, дизайн и композицию, живопись и рисунок, черчение, и . Весь процесс практического обучения построен от простого к сложному. Колледж выпускает ювелиров-универсалов, это значит, что выпускники умеют практически все: изготавливать изделия вручную, крепить камни, знают литье ювелирных изделий, могут делать . Самое полезное в образовании ювелира — это практика, и проектирование, дизайн и черчение.

Дипломная работа выпускника — это украшение. Каждый выбирает сам, что будет делать и в какой технике, сам продумывает дизайн. Я вручную изготовила колье из латуни, серебра и полудрагоценных камней, совмещая множество техник, также добавила горячую эмаль, а это очень сложная техника. Считаю, дипломная работа должна показывать все, что ты умеешь, но важно помнить и про внешний вид украшения. Кроме того, будущие ювелиры пишут текстовую часть для защиты: описание процессов, инструментов и расчет стоимости.

Моя дипломная работа

Во время учебы я много участвовала в конкурсах. Соревноваться в ювелирном деле трудно. Подготовка к соревнованиям занимает год, а то и два. Задания всегда очень сложные: за  участники должны сделать полноценное украшение из простых заготовок вроде проволоки и пластины металла. Могу сказать смело, что многие люди, называющие себя ювелирами, просто не способны выполнить такую работу.

Соревнования проходят три дня. Обычно работа начинается в 09:00 и заканчивается в 18:00, все это время на участника наставлены камеры, необходимо следить за таймингом. Это большая ответственность, возможности и реализация амбиций, поэтому весь день ты в сильнейшем напряжении — даже просыпаешься с мыслями о том, что и как ты должен сделать.

Участников около 20 человек, и все хотят победить. У каждого есть тренер, и он переживает не меньше. После конкурсного дня, когда уходят участники, все тренеры — на соревнованиях их называют экспертами — остаются до поздней ночи, чтобы выставить оценки. Каждый конкурсный день оценивается отдельно.

Я заняла первое место в чемпионате своего региона в 2018 году. Потом прошла отборочные на национальный чемпионат и в дальнейшем на нацфинале получила медальон за профессионализм. Это не призовое место, но такую награду дают, если участник выполняет задание выше мировых стандартов. Не всем удается его получить, поэтому медальон тоже ценный.

Так как я проявляла себя, еще на четвертом курсе мне предложили пойти в  колледж лаборантом, а в дальнейшем и преподавателем.

Летом после выпуска я решила, что не хочу преподавать в колледже. У меня было очень тяжелое эмоциональное состояние, и я хотела заниматься волонтерством по России и миру. Но в тот год случился ковид, и все мои планы стали неосуществимы. После уговоров я решила устроиться ненадолго. И меня затянуло.

Случай

Каждое начало практики у нового курса я провожу инструктаж по технике безопасности. У меня был третий курс, я отвлеклась, обсуждая работу студентки, слышу: «Ай!» Поворачиваюсь и вижу, что девочка не собрала волосы при работе на бормашине и их намотало. Хорошо, что совсем немного и ей удалось их распутать, не пришлось выстригать. Смеялись всей мастерской. Мою работу полностью характеризует этот случай.

Сколько студенту ни говори, он все равно накосячит.

Главное правило техники безопасности — слушаться меня. Если без шуток, ничего сложного: надевать защитные очки при работе за бормашиной и полировальным станком, собирать длинные волосы, пользоваться инструментом правильно и аккуратно, при пайке убирать зажигалки и легковоспламеняющиеся предметы.

Пожалуй, в ситуации, когда не соблюдает технику безопасности, единственный плюс — если можно так сказать — в том, что потом ее соблюдают все. Жаль, что это касается только конкретных моментов, а не всей техники безопасности.

Техника безопасности — главное. Надпись: «Циклоп просто забыл надеть защитные очки, не будь как циклоп»

Кто такой ювелир?

Преимущественно ювелир занимается изготовлением украшений из драгоценных металлов и цветных камней — то есть совершает полный цикл производства изделия. Но есть узконаправленные мастера, работающие над одной конкретной задачей — например, закрепка камней, гравировка или эмалирование. Также ювелир может ремонтировать украшения или корректировать их размеры при необходимости. Чаще всего клиенты просят изменить размер золотых и серебряных цепочек, колец или браслетов. Нередко бывают запросы на переплавку уже существующих изделий и изготовление из сплава украшения по задумке клиента или копии понравившегося.

Чем занимается мастер по ремонту ювелирных изделий и сколько зарабатывает учитель ювелирного дела

Ювелир за работой.

Опытный ювелир всегда обладает целым спектром знаний и умений, необходимых для успеха в профессии. Если сейчас вы находитесь на старте или только думаете начать карьеру в этой области, прежде всего оцените свои личные качества. Для ювелира важны:

  • Творческое мышление, креативность, эстетический вкус, желание творить. Они понадобятся для создания эскизов и чертежей ваших будущих изделий.
  • Усидчивость и готовность к длительной кропотливой работе. Ювелирное дело предполагает повышенную концентрацию внимания и ответственность — в этой работе желательно не допускать ошибок.
  • Хорошее зрение, моторика рук и тактильная чувствительность.

Закрепка камней в ювелирных изделиях

Паве и микропаве

Глухая, или ободковая

Рельсовая, или канальная (пазовая)

Литье с камнями

Закрепка ювелирных камней — это один из этапов создания украшения, часть монтировочного процесса, в ходе которого мастер фиксирует ограненный камень в оправе выбранным способом. Работу по закрепке камней выполняет ювелир-закрепщик, прошедший специальное обучение.

Суть процесса состоит в том, чтобы подготовить гнездо по форме и размерам вставки, надежно закрепить камень в изделии таким образом, чтобы это не только красиво смотрелось, но и было удобно в эксплуатации.

Суть профессии

Профессия ювелира — одна из самых невероятных, это сочетание творчества, работы руками и головой. Ювелир — это человек, который всегда готов учиться, сообразительный и кропотливый, способный сидеть часами за одной работой, чтобы добиться идеала. Такая работа однозначно не подойдет очень активному, тому, кто хочет быстрых результатов, кому нужно много общения с другими людьми.

Самое сложное в ювелирном деле — поменять мышление. Многие хотят, чтобы все получалось сразу, студенты часто говорят: «Я понимаю, как сделать, а руки не делают». Самое важное, что я осознала и чему теперь учу своих студентов, — понимание, что ничего не приходит сразу и нужно прилагать усилия.

Моя должность в колледже — мастер производственного обучения, но каждый раз, когда я ее называю, люди морщатся, поэтому я привыкла сокращать до «я преподаватель».

У нас четыре курса, на каждом по 25 человек, но курсы редко бывают полностью укомплектованы, в среднем на каждом около К четвертому курсу остаются самые сильные — иногда их всего 12 человек. Часть студентов поступает без желания учиться. Часть представляет профессию совсем иначе, не понимает, что в этой работе нужно уметь концентрироваться. А есть те, кто поступает, мечтая о несметных богатствах, что принесет профессия. Кстати, именно по этой причине родители иногда отправляют своих детей учиться на ювелиров. По моей статистике, на каждом курсе есть как минимум один такой ребенок.

Я веду практические занятия у всех курсов в мастерской: на занятиях они пилят, паяют, креативят — в общем, учатся делать украшения. Еще я веду практику по  ювелирных изделий.

Когда я училась, мне недоставало творчества в процессе, поэтому я стараюсь дать ученикам больше свободы, люблю видеть, как студенты кайфуют оттого, что у них получается делать свои украшения. Но без базы и понимания методов изготовления невозможно сделать украшение так, чтобы оно было качественным.

Самая первая работа — это всегда обручальное кольцо, самое быстрое и простое, что можно сделать сразу. В этом задании отрабатываются расчеты, разметка, отжиг и пайка, подгонка, опиливание, шлифовка и полировка. Далее по плану — квадратный кулон, здесь будущие ювелиры учатся работать ручными инструментами вроде надфилей и напильников, потом отрабатываем отдельно выпиловку лобзиком.

После изучения базы студенты делают свое самостоятельное украшение уже на первом курсе. Обычно оно неказистое, но уже в нем заметно, как каждый воспринимает мир, что он считает красивым и интересным, уже тогда начинает формироваться свой стиль. Не всегда точно, но  можно предсказать, кто из студентов сможет достичь больших результатов. На практике это всегда те, кто занимается дополнительно и переделывает работу, пока не добьется желаемого результата.

С большей частью студентов у меня разница в возрасте года, с некоторыми мы ровесники. Есть и те, кто сильно старше меня, например студентка, которой около 45 лет, она архитектор и решила пойти на ювелира. Вначале было очень тяжело выстраивать границы. Я сомневалась в себе, не знала, как объяснять, чтобы все поняли, как общаться со студентами, как найти баланс между строгостью и дружелюбием. Всему пришлось экстренно учиться, за это я благодарна своей работе, я хорошо прокачала личные качества. Несколько раз мне понадобилась помощь психологов, чтобы разобраться в себе, навести порядок в голове и работе.

Сейчас я научилась выстраивать границы, поняла, что можно совмещать требовательность и хорошие отношения со студентами. Каждый новый курс, приходя ко мне на практику, начинает меня испытывать. И это нормально! Обычно первая реакция:

«Она такая молодая, чему она может нас научить».

Постепенно они понимают, что могу. Сейчас я очень довольна своими отношениями со студентами. Они потрясающие, я ими очень горжусь. Многие преподаватели считают современных студентов глупыми. Думаю, они просто не могут увидеть способностей молодежи. Все ребята очень разные, к каждому нужен свой подход. Они творческие, старательные, не прекращают попыток, если не получается сразу. И этому стоит у них поучиться. Еще они не боятся пробовать и экспериментировать. Когда я не веду у студентов практику, они часто заходят: остаются со мной после занятий поработать, приходят поделиться своими переживаниями. Иногда они приходят в мастерскую в выходной, потому что знают: мастерская всегда открыта для них. Это делает меня счастливой.

Иногда мои студенты спрашивают, мне диплом и  им. Я честно отвечаю: нет. Они расстраиваются, но я добавляю, что пригодятся знания. Это касается и колледжей, и высших учебных заведений.

Стать отличным ювелиром можно и без высшего образования.

В нашем городе есть вуз, где обучают ювелирному делу, но в колледже образование лучше и качественнее. Я  получить высшее по работе с металлом или стеклом, но не в России, сейчас изучаю информацию на эту тему.

Еще я дополнительно занимаюсь со школьниками восьмых и девятых классов по программе Worldskills, финансируемой правительством. На курсы они подают заявку через , потом эта информация попадает ко мне через центр дополнительного образования, я звоню родителям и приглашаю их детей на первое занятие. Иногда после нескольких уроков дети уходят, поняв, что это не для них. Оценки я не выставляю, ничего в аттестат не идет — это не школьный предмет. Школьники работают над упрощенными заданиями, учатся базовым навыкам, а потом на основе этих знаний мы работаем уже над изделиями по чертежам. Две девочки даже выполнили собственные изделия. Школьники занимаются два раза в неделю по три часа. Сейчас ко мне ходят восемь детей. Одна девочка, когда пришла, сказала, мол, не думала, что такая профессия вообще есть: да, украшения все носят, но она не задумывалась, что это делают люди.

Самое неприятное в работе — это частые смены срочных задач, интриги и сплетни в коллективе, бумажная волокита и отсутствие интереса у части студентов. Сразу вспоминается история начала моей работы. Мне нужно вести практику, звонок от руководителя: «СРОЧНО! Нужно прийти в другой корпус, чтобы обсудить еще один бессмысленный отчет для министерства». Оставила студентов и пошла. Оказалось, что это все можно было обсудить по телефону. В основном срочные задачи сводятся к отчетам, неожиданным собраниям на два часа или бессмысленным вебинарам.

Несмотря на все это, я наслаждаюсь своей работой, вдохновляюсь студентами, вижу, как у них горят глаза и как они радуются своим первым успехам. Чаще всего — когда они делают свое первое обручальное кольцо и полируют его. Недавно одна студентка была очень рада тому, что наконец научилась точить сверла. Другая — тому, что спустя несколько неудачных попыток смогла спаять детали. Это их маленькие победы.

§ 53. Ювелир-закрепщик 6-го разряда

Характеристика работ. Закрепление полудрагоценных и
драгоценных камней в касты различных типов с помощью специальных
приспособлений. Закрепление всех видов вставок в высокохудожественных изделиях
из драгоценных металлов со сложной разделкой. Закрепление драгоценных камней
неправильных форм и различных художественных вставок с индивидуальной подгонкой
и высокохудожественной обработкой фигурных и ажурных кастов и оправ с эмалью,
чернью, сканью, гравировкой. Закрепление в глухие касты с подбором драгоценных
камней. Закрепление корнерами драгоценных камней в изделиях индивидуального
выпуска с последующей отделкой: гладкая фаска, гризантный узор, гравировка,
обдиковка каста.

Должен знать: методы закрепления полудрагоценных и
драгоценных камней специальными приспособлениями; приемы закрепления с подбором
по размеру и цвету разнообразных комбинаций камней по сложным рисункам
высокохудожественных изделий; способы закрепления вставок из слоновой кости, с
живописной эмалью и других; методы художественной обработки
высокохудожественных изделий из драгоценных металлов; основы технологического
процесса огранки полудрагоценных и драгоценных камней; методы определения
качества драгоценных камней; основы теории построения рисунка и законы
цветосочетания.

Профессия «Ювелир» — где учиться?

Лучше «ставьте руку» и набирайтесь знаний под руководством практикующего ювелира. Он поможет быстрее влиться в профессию и подскажет, как избежать многочисленных ошибок, так как золото, серебро, сплавы, камни и используемые материалы уязвимы и капризны.

В Русской Академии Ремесел есть базовый курс «Ювелир» — это первый шаг в профессию. Здесь вы освоите азы, научитесь проектировать ювелирные изделия и проводить плавку, ковку, пайку, шлифовку и другие основные операции при изготовлении украшений. Слушатели работают с латунью — цветным металлом, который полностью повторяет физико-химические свойства золота 583 и 585 пробы.

§ 49. Ювелир-закрепщик 2-го разряда

Характеристика работ. Закрепление вставок из стекла,
поделочных камней и корунда круглой и овальной формы размером 0,2 – 0,5 см в
штампованные и литые крапановые касты ювелирных изделий из цветных металлов и
серебра. Закрепление мелких вставок с помощью клея.

Должен знать: приемы клеевой закрепки; правила мелкого
ремонта приспособлений для закрепки вставок; физико-механические свойства
стекла, подельных камней и серебра; методы определения правильности и качества
закрепки вставок.

§ 48. Ювелир-закрепщик 1-го разряда

Характеристика работ. Закрепление вставок из корунда
круглой и овальной формы размером свыше 0,5 см в штампованные крапановые касты
ювелирных изделий из цветных металлов с последующим устранением заусенцев
(заправкой).

Должен знать: приемы крапановой закрепки вставок; правила
заправки применяемого при закрепке инструмента; виды огранки вставок;
физико-механические свойства корунда и цветных металлов.

Читайте также:  Техник классификации должностей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *