Организационная структура органов управления
С 1 января 2012 года численность сотрудников Комиссии составила 600 человек, с 1 июля 2012 года она увеличилась до 850 человек, а с 1 января 2013 года — до 1071 человека. Работники Комиссии являются международными служащими.
ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК.
Совет Евразийской экономической комиссии
Совет ЕЭК осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. Совет ЕЭК состоит из пяти представителей — по одному от каждой Стороны-участника договора — занимающих в национальных правительствах должность вице-премьера. Заседания Совета ЕЭК, как правило, проходят раз в месяц.
- Республика Армения — Мгер Гербертович Григорян;
- Республика Беларусь — Игорь Викторович Петришенко;
- Республика Казахстан — Жумангарин Серик Макашевич;
- Киргизская Республика — Касымалиев Адылбек Алешович;
- Российская Федерация — Алексей Логвинович Оверчук.
Председательство осуществляется поочерёдно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию стороны. Совет ЕЭК принимает решения консенсусом.
Коллегия Евразийской экономической комиссии
Коллегия ЕЭК является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегия ЕЭК состоит из 10 членов (по 2 члена от каждой Стороны), один из которых является председателем Коллегии ЕЭК.
Члены Коллегии ЕЭК и председатель Коллегии ЕЭК назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Работа в Комиссии является для члена Коллегии основной работой. Коллегия ЕЭК принимает решения голосованием. Каждый член Коллегии обладает одним голосом.
Заседания Коллегии ЕЭК проводятся раз в неделю.
Структурные подразделения Комиссии
Структурными подразделениями Комиссии являются департаменты, внутри которых сформированы отделы. Структура департаментов ЕЭК утверждена Решением Совета ЕЭК от 25 января 2012 года № 2. В настоящее время в структуре ЕЭК функционируют 25 департаментов, при которых созданы более 20 консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются члены Коллегии (министры) согласно их направлениям деятельности.
Каждым департаментом руководит директор департамента, являющийся должностным лицом ЕЭК. Члены Коллегии (министры) в соответствии с распределением обязанностей между ними курируют по 2—3 департамента (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 года № 1).
— В. В. Путин
Взаимодействие ЕЭК с бизнес-сообществом
- Деловой совет ЕАЭС
Постоянно действующий координационно-совещательный орган деловых кругов государств Союза. В Совет входит Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Беларуси, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Кыргызский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей.
- Консультативный комитет по вопросам предпринимательства
Для улучшения бизнес-климата в странах Союза и системного устранения избыточного давления на бизнес при коллегии комиссии создан консультативный комитет по вопросам предпринимательства. Более половины его членов — представители сообщества предпринимателей. Задача комитета — содействие улучшению бизнес- и инвестиционного климата, устранение избыточного административного давления и необоснованных расходов хозяйствующих субъектов и субъектов рынка, создание благоприятных условий для развития трансграничной торговли в ЕАЭС.
- Портал «Функционирование внутренних рынков»
Портал «Функционирование внутренних рынков» — это система информационного взаимодействия с заинтересованными лицами, в частности предпринимателями, по выявлению и устранению препятствий в рамках Союза. Она предоставляет возможность напрямую сообщать в Комиссию о препятствиях и отслеживать ход работы по обращению. Создание информационного портала позволило вовлечь большее количество граждан в работу по обеспечению функционирования Союза без барьеров, изъятий и ограничений и обеспечить реализацию одного из ключевых направлений этой работы — мониторинг и выявление препятствий.
- Устранение административных барьеров
В рамках адвокатирования предпринимательства, в целях устранения избыточных административных барьеров для бизнеса в странах Союза комиссия проводит экспертизу эффективности разрабатываемых проектов актов ЕЭК, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. С октября 2012 года по первое полугодие 2018 года включительно проведён анализ более 2,5 тыс. проектов актов комиссии. По каждому девятому из них сформулированы предложения по устранению административных преград для ведения бизнеса и необоснованных расходов представителей бизнес-сообщества, создающих барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в странах Союза. Решения ЕЭК, касающиеся предпринимательской деятельности, рассматриваются с участием предпринимателей.
- Бизнес-диалог с представителями предпринимательского сообщества стран ЕАЭС
Бизнес-диалог — ежеквартальное мероприятие, которое организует торговый блок Евразийской экономической комиссии с приглашением департаментов других блоков с целью обмена информацией и проведения открытых дискуссий на наиболее актуальные темы внешнеторговой и внутренней политики на евразийском пространстве. Повестка дня Бизнес-диалога формируется на основе предложений как департаментов Комиссии, так и непосредственно деловых объединений и союзов ЕАЭС — основных участников мероприятия.
О ТИПОВЫХ СХЕМАХ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
(в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127, от 21.01.2022 N 8, от 15.07.2022 N 107, от 25.01.2023 N 11)
В соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 42 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
Утвердить прилагаемые: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
типовые схемы оценки соответствия; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
временные меры, применяемые при сертификации серийно выпускаемой продукции в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – временные меры). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
Временный порядок подтверждения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в отношении товаров электронной торговли в рамках проведения в государствах – членах Союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
форму заявления о безопасности товара электронной торговли. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
Установить, что:
проекты технических регламентов Евразийского экономического союза, по которым до даты вступления настоящего Решения в силу не были начаты процедуры внутригосударственного согласования в государствах – членах Евразийского экономического союза в соответствии с Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48, разрабатываются на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных настоящим Решением;
Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621, применяется при проведении оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), принятых до даты вступления настоящего Решения в силу, в части, не противоречащей установленным в указанных технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза) положениям, до внесения в них изменений, касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных настоящим Решением.
Коллегии Евразийской экономической комиссии:
в 3-месячный срок с даты вступления настоящего Решения в силу подготовить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в план разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79, в части дополнения его пунктами, предусматривающими внесение в технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) изменений, касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия (в том числе способов фиксации процесса и результатов исследований (испытаний) и измерений) на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных настоящим Решением;
до 1 июня 2019 г. внести в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. N 80 изменения в части установления срока действия свидетельства о государственной регистрации продукции и приведения Правил оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденных указанным Решением, в части, касающейся оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, подтверждающего соответствие продукции требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, в соответствие с типовыми схемами оценки соответствия, утвержденными настоящим Решением.
Государствам – членам Евразийского экономического союза обеспечить: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
применение временных мер при проведении оценки соответствия в форме сертификации серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза); (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
сбор информации о сертификатах соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), выданных органами по сертификации, включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, на серийно выпускаемую продукцию с применением временных мер, с ежеквартальным представлением в Евразийскую экономическую комиссию уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза результатов мониторинга указанной деятельности в разрезе органов по сертификации, а также информации о принятых мерах в отношении органов по сертификации, нарушивших процедуры оценки соответствия при применении временных мер; (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127, от 21.01.2022 N 8)
усиление государственного контроля (надзора) за соответствием продукции, сертифицированной с применением временных мер, требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза); (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
предоставление возможности признания протоколов испытаний, выданных в рамках международных систем аккредитации и сертификации, в качестве основания для выдачи документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) при проведении оценки соответствия технически сложной продукции (в том числе серийно выпускаемой продукции), необходимой для реализации приоритетных проектов, организации новых производственных линий, реализации инфраструктурных проектов и не выпускаемой в обращение на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза, в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
применение Временного порядка, утвержденного настоящим Решением; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
утверждение перечней товаров электронной торговли, в отношении которых применяется уведомительный порядок в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в рамках проведения в государствах – членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
проведение ежеквартального мониторинга наличия заявлений о безопасности товаров электронной торговли в рамках применения уведомительного порядка в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
Установить, что временные меры действуют в течение 24 месяцев с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. N 127 “О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44”. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127, от 21.01.2022 N 8)
Периодическая оценка сертифицированной продукции, на которую выданы сертификаты соответствия при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 временных мер, должна быть проведена посредством анализа состояния производства либо анализа состояния производства и исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции без использования дистанционной оценки в течение 6 месяцев с даты снятия ограничений, принятых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как в государстве – члене Евразийского экономического союза, на территории которого осуществляет деятельность орган по сертификации, так и в государстве, на территории которого находится место осуществления деятельности по изготовлению (производству) сертифицированной продукции. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
Периодическая оценка сертифицированной продукции, на которую выданы сертификаты соответствия, в случаях, предусмотренных пунктом 4 временных мер, проводится в течение 12 месяцев с даты выдачи сертификата соответствия посредством анализа состояния производства либо анализа состояния производства и исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции. При этом применение органом по сертификации дистанционной оценки при проведении периодической оценки сертифицированной продукции зависит от условий эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
Установить, что Временный порядок, утвержденный настоящим Решением, действует в период проведения пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами, установленный законодательством государств – членов Евразийского экономического союза в соответствии с подпунктом “а” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 18 апреля 2018 г. N 44
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
(в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 1070)
ЗАЯВЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Кто может запросить документ, который подтверждает соответствие
Есть несколько органов, которые могут запросить этот документ:
- Роспотребнадзор — на любую продукцию, которую вы продаете или производите на продажу.
- Таможенные органы — если вы импортер.
- Росздравнадзор — на медицинские изделия.
- Ростехнадзор и Росстройнадзор — на оборудование, машины, механизмы.
- Торговые сети, оптовые покупатели и дистрибьюторы. Все звенья цепочки продаж должны убедиться в безопасности продукта.
- Розничные покупатели. При этом продавцы не обязаны показывать им сами сертификаты, декларации и свидетельства о регистрации. Достаточно предоставить информацию о реквизитах подтверждающих документов. Например, номер сертификата, срок действия, сведения о том, кто его выдал.
Как вести бизнес в России
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей
Евразийская экономическая интеграция началась в 1994 году, когда президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в ходе своего выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова предложил создать на евразийском пространстве союз государств, объединённых экономическими взаимосвязями.
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии и присоединившихся к ним позже Киргизии и Таджикистана подписали первые договоры о создании Таможенного союза. В 2000 году на этой базе был создан ЕврАзЭС.
6 октября 2007 года Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, в соответствии с которым была учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.
С 1 июля 2010 года был введён в действие Таможенный кодекс Таможенного союза.
18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству. 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования Единого экономического пространства. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.
19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главами Беларуси, Казахстана и России был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. 10 октября 2014 года к ЕАЭС присоединилась Армения, 23 декабря 2014 года — Киргизия.
29 мая 2015 года страны ЕАЭС и Социалистическая Республика Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Документ, предполагающий обнуление пошлин на 90 % товаров, позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза. В октябре 2016 года соглашение вступило в силу.
В мае 2017 года на пространстве ЕАЭС начали функционировать общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий. Запуск этих рынков позволит повысить доступность эффективных и качественных лекарств и медизделий для граждан Союза, а также создать оптимальные условия для повышения конкурентоспособности продукции фармацевтической и медицинской промышленности стран ЕАЭС на мировом рынке.
В октябре 2017 года президенты стран ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Новый таможенный кодекс является современным инструментом таможенного регулирования, отвечающим вызовам сегодняшнего дня, и предусматривает ряд существенных нововведений, направленных на оптимизацию системы регулирования внешнеэкономической деятельности и соблюдение баланса интересов государственных органов и предпринимательского сообщества.
В мае 2018 года подписано временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном. Документ подразумевает два этапа создания зоны свободной торговли. За три года планируется договориться по полноформатному соглашению о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном. Оно охватит уже практически всю товарную номенклатуру. В перспективе товарооборот может увеличиться на 150 %. В мае же было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности, при этом оно носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены экспортных пошлин.
В 2021 был предоставлен статус государства-наблюдателя Узбекистану и Кубе.
Сферы полномочий ЕЭК
Сферы полномочий Комиссии закреплены в Положении о Евразийской экономической комиссии (приложение №1 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Евразийской экономической комиссии переданы полномочия Комиссии Таможенного союза. На Комиссию также возложен ряд дополнительных функций.
Сферы полномочий Комиссии:
Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия также выполняет функции депозитария этих договоров и решений Высшего Евразийского экономического совета. В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Бюджет Комиссии формируется за счёт долевых взносов сторон и утверждается главами государств-сторон.
Способ подтверждения соответствия
Сертификация
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
- 1с — для серийно выпускаемой продукции;
- 2с — для серийно выпускаемой продукции, если у изготовителя внедрена сертифицированная система менеджмента;
- 3с — для конкретной партии продукции;
- 4с — для единичного изделия при условии, что испытания не должны ему повредить.
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
- ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования».
- ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».
Напомню, регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.
Чем различаются способы подтверждения соответствия
Кто отвечает за достоверность
Заявитель — изготовитель или импортер
Можно ли выбрать лабораторию
Можно ли выбрать лабораторию
Нужны ли образцы продукции
В схемах 1д и 2д можно обойтись без образцов
Около 10 дней, если без образцов для исследований. С образцами —
Кто отвечает за достоверность
Можно ли выбрать лабораторию
Нет, ее выбирает орган сертификации
Можно ли выбрать лабораторию
Нет, ее выбирает орган сертификации
Нужны ли образцы продукции
Кто отвечает за достоверность
Нет, ее выбирает Роспотребнадзор
Нет, ее выбирает Роспотребнадзор
Нужны ли образцы продукции
Способ подтверждения соответствия
Декларирование
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
- Ввезти в страну тестовые образцы продукции — если вы импортер, а не производитель.
- Выбрать лабораторию.
- Заключить с ней договор на проведение исследований.
- Предоставить лаборатории документацию на продукцию и образцы для испытаний.
- Получить протокол испытаний.
- Загрузить протокол в специальный сервис на сайте Росаккредитации и зарегистрировать декларацию.
- Проверить, что декларация появилась в реестре.
- Распечатать форму декларации.
- Подписать у руководителя организации — импортера или производителя.
- Поставить печать организации.
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схема 4д , как и 3д, но применяется для партии продукции или единичного изделия.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
- будет использоваться на опасных производственных объектах;
- такое сложное, что его нельзя проверить в лаборатории, а нужно собирать и испытывать прямо на рабочем месте.
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот я привез подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Некоторые предприниматели в целях экономии выбирают лаборатории не в России, а в Казахстане, Армении или Киргизии. Это не запрещено, да и цены у соседей по ЕАЭС, как правило, ниже: например, за испытания по трем техническим регламентам российская лаборатория может запросить 15 000 , а в Армении самое сделают за 8000 .
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 :
- Переоформление документов с учетом повторных исследований и ввоза образцов — 50 000 .
- Пользование складом временного хранения — 120 000 .
- Штраф за представление в таможню недействительных документов — 70 000 .
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
- Технический паспорт.
- Описание технологии работы оборудования.
- Технические характеристики.
- Принципиальную схему устройства.
- требования к электросети.
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Как читать технические регламенты
В каждом регламенте подробно описаны требования безопасности и рекомендации к производственному процессу. Рассмотрим несколько документов, чтобы понять их структуру.
ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». В разделе 2 этого документа перечислены все молочные продукты, которые можно продавать на территории ЕАЭС.
В разделе 4 содержатся правила обращения и продажи молочной продукции на рынках и в магазинах. Например, продавец на рынке обязан доводить до покупателей информацию о ветеринарно-санитарной безопасности молочной продукции, сообщать адрес и дату производства.
Разделы с 5 по 10 посвящены требованиям безопасности:
- Составных компонентов молочной продукции — молока, сыворотки, ферментов и заквасок.
- При производстве, хранении и перевозке молочной продукции.
В разделах 11 и 12 приводятся требования к упаковке и маркировке молока и молочной продукции. Например, на упаковках детских молочных смесей должна быть надпись: «Для питания детей раннего возраста предпочтительнее грудное вскармливание». Если мороженое изготовлено из заменителя молочного жира, то на его упаковке нельзя писать слова «молочное», «сливочное», «пломбир». И таких правил очень много.
В 14 разделе рассказывается, как подтверждать соответствие требованиям регламента. Так, на обычную молочную продукцию достаточно оформить декларацию. она предназначена для детей, то необходимо проходить государственную регистрацию.
ТР ТС 009/2011 «О безопасности средств, используемых в парфюмерно-косметической продукции». В этого документа приведены требования к парфюмерно-косметической продукции. Например, при производстве можно использовать красители и консерванты из специальных перечней. И есть отдельный список веществ, которые ни в коем случае нельзя добавлять в косметику.
В статье указано, какую информацию должна включать маркировка товаров:
- Название продукции.
- Назначение, если оно не очевидно из названия.
- Если косметика предназначена для детей, это нужно указать на упаковке.
- Название и местонахождение производителя.
- Страну производства — если производитель юридически зарегистрирован в одном государстве, а выпускает продукцию в другом.
- Название и адрес организации, которая принимает претензии от потребителей. Например, производитель косметики — французская компания, а в России претензии по качеству продукции принимает импортер.
- Количество продукции в таре.
- Содержание фторида — для зубной пасты с фтором.
- Срок годности.
- Если для продукции нужны особые условия хранения, то они должны быть описаны на упаковке.
- Номер партии.
- Список ингредиентов.
- Способ применения, если он не очевиден.
- Особые меры предосторожности, если требуются.
В статье 6 указывается, как правильно проводить оценку соответствия продукции требованиям регламента. В большинстве случаев достаточно оформить декларацию соответствия, но некоторые виды товаров нужно регистрировать: например, детскую косметику, пилинги, продукцию для искусственного загара и депиляции.
ТС ТР 005/2011 «О безопасности упаковки». Для упаковок есть собственный регламент. Например, если вы производите йогурты, то нужно получать разрешительные документы как на саму молочную продукцию, так и на упаковку для нее.
Статья 5 регламента устанавливает требования к безопасности. Например, пластиковая упаковка должна быть герметична, выдерживать нажатие и многократные падения с определенной высоты, не деформироваться от горячей воды. Свои требования есть к деревянным, металлическим, стеклянным, текстильным, керамическим, картонным и бумажным упаковкам.
В статье 6 приведены требования к маркировке упаковки. Маркировка должна содержать специальный цифровой код или аббревиатуру с указанием материала изготовления. Если упаковка предназначена для контакта с пищевой продукцией, то на нее наносится специальный знак в виде бокала и вилки.
Статья 7 объясняет, как подтверждать соответствие требованиям регламента. В случае с упаковками способ один — декларирование, потому что госрегистрация и сертификация здесь не предусмотрены. Причем если упаковка предназначена для пищевой и парфюмерно-косметической продукции, детского питания и игрушек, то схемы декларирования 1д и 2д недоступны.
С учетом изложенного, в целях соблюдения в рамках Союза единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия, при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза должны применяться межгосударственные стандарты, а в случае их отсутствия – национальные (государственные) стандарты или аттестованные методики, включенные в Перечень стандартов, в том числе действие которых на территории государства – члена Союза отменено.
Дополнительно сообщаем, что в Комиссию поступило письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 мая 2021 г. № 14001-ДВ/Д1 Ои с предложениями по внесению изменений в перечни стандартов, взаимосвязанные с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).
Комиссия в соответствии с Порядком обеспечила подготовку соответствующего проекта решения Коллегии Комиссии и размещение его на сайте Комиссии для проведения публичного обсуждения, по адресу: http://docs.eaeunion.Org/pd/ru-ru/010608 l/pd_08062021.
Начало публичного обсуждения проекта решения – 15 июня 2021 года, планируемая дата завершения публичного обсуждения- 30 июля 2021 года.
В рамках публичного обсуждения все заинтересованные лица смогут представить свои замечания и предложения по проекту.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и носит информационно-разъяснительный характер.
Евразийская экономическая комиссия
Национальный лифтовый союз
Заместителем директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК назначена Татьяна Николаева
Татьяна Александровна Николаева родилась в 1973 году.В 1996 году с отличием окончила Гродненский государственный университет им. Янки Купалы по специальности “Биология и химия”, в 2009 году – Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности “Международные отношения”, а в 2019 году – аспирантуру Академии управления при Президенте Республики Беларусь по специальности “Экономика и управление народным хозяйством (экономические науки)”.
Стаж работы в области технического регулирования и аккредитации составляет в общей сложности около 25 лет.
С 1996 по 2005 годы работала в системе санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. С 2005 по 2010 годы – в Управлении метрологии Госстандарта. С 2010 по ноябрь 2020 годов являлась директором Белорусского государственного центра аккредитации. В 2020 году – председатель Совета руководителей органов по аккредитации государств-членов Евразийского экономического союза.
Присвоен 5 класс государственного служащего. За высокие достижения в профессиональной деятельности дважды награждена Почетной грамотой Госстандарта Республики Беларусь. За добросовестную и эффективную работу, связанную с выполнением задач по формированию и развитию ЕАЭС, объявлена благодарность Евразийской экономической комиссии.
С 23 ноября этого года назначена на должность заместителя директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК.
Евразийская экономическая комиссия
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 января 2022 года; проверки требуют 20 правок.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее — Таможенного союза и Единого экономического пространства).
Создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.Функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 года «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Дата начала функционирования — 2 февраля 2012 года.
Основная задача Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.
Место пребывания — Москва (Российская Федерация).
- Евразийская экономическая комиссия
- Отчет Евразийской экономической комиссии 2012—2015.
- . eec.eaeunion.org. Дата обращения: 24 февраля 2021.
- . eec.eaeunion.org. Дата обращения: 24 февраля 2021.
- Путин: ЕАЭС и Шелковый путь станут основой новых объединений. mir24.tv. Дата обращения: 28 июля 2017.
Способ подтверждения соответствия
Государственная регистрация
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
- продукты питания;
- товары, которые соприкасаются с кожей человека, продуктами питания или лекарствами;
- гигиенические изделия;
- генетически модифицированные продукты;
- изделия, которые созданы с помощью нанотехнологий.
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
- Заключить договор на проведение испытаний с лабораторией, которую укажет Роспотребнадзор.
- Предоставить в лабораторию образцы продукции.
- Получить протокол испытаний.
- Передать данные в Роспотребнадзор вместе с пакетом документов.
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.