Филиал ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе
Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025 (ст. 3 ФЗ от 27.12.2019 N 485-ФЗ).
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
С 01.09.2014 из ГК РФ исключена обязанность указывать представительства и филиалы в учредительных документах создавшего их юридического лица. Информация о них должна быть включена в ЕГРЮЛ.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
1. Особенности правового статуса руководителя унитарного предприятия содержатся в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (с изм. от 8 декабря 2003 г.) (далее именуется Закон), согласно ст. 2 которого унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Статья 21 Закона содержит следующее определение: руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) – это единоличный исполнительный орган унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Кроме того, руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе:
1) представлять его интересы;
2) совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия;
3) утверждать структуру и штаты унитарного предприятия;
4) осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры;
5) издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.
Из вышеизложенного следует, что руководитель унитарного предприятия является организатором выполнения решений собственника имущества унитарного предприятия.
2. По вопросу о совместительстве необходимо отметить, что руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
За руководителем унитарного предприятия остается лишь право занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
3. В целях обеспечения государственного управления экономикой, повышения ответственности руководителей государственных предприятий за финансовое состояние предприятий, сохранность и эффективное использование их имущества, результаты хозяйственной деятельности предприятия, был издан Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 “О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой” (с изм. от 5 октября 2002 г.) (далее именуется Указ). Пунктом 1 Указа установлено, что отношения Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти с руководителями федеральных государственных предприятий регулируются на основании трудовых договоров.
Указом также установлено, что обязательным условием трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий являются:
1) продолжительность трудового договора не менее трех лет;
2) размер гарантированного вознаграждения не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда ежемесячно;
3) доля руководителя предприятия от прибыли предприятия, определяемой после расчетов соответствующего предприятия с бюджетами всех уровней;
4) размер компенсации, выплачиваемой руководителю предприятия при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти;
5) размер компенсации руководителю предприятия и членам его семьи при переезде в другую местность, обусловленную трудовым договором;
6) социальные гарантии руководителю предприятия и членам его семьи, в том числе в случае смерти руководителя предприятия или потери им трудоспособности;
7) права и обязанности руководителя предприятия в связи с управлением предприятием, в том числе права по найму и увольнению работников предприятия, делегированию полномочий и распоряжению имуществом предприятия;
8) порядок отчетности руководителя предприятия;
9) порядок и условия досрочного расторжения трудового договора;
10) ответственность руководителя предприятия за нарушение трудового договора, экономические результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества, в том числе и материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию в результате действий или бездействия руководителя предприятия.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 (с изм. от 23 марта 2006 г.) установлено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий наделены полномочиями по назначению на должность руководителя предприятия, заключению, изменению и прекращению в установленном порядке трудового договора с ним.
4. В целях повышения эффективности работы федеральных государственных унитарных предприятий было принято Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 “О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий” (с изм. на 23 марта 2006 г.) (далее именуется Постановление).
Пункт 2 Постановления установил, что федеральные органы исполнительной власти при заключении трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия вправе предусмотреть в трудовом договоре основания его расторжения, перечисленные в комментируемой форме трудового договора.
О расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия принимается решение в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ только после предварительного одобрения его аттестационной комиссией.
Постановлением установлено, что назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе, а назначение и аттестация руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему, и заключение с ними трудовых договоров осуществляются в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Конкурс на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия проводится открытым по составу участников.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) образует комиссию по проведению конкурса и утверждает ее состав;
2) организует публикацию подготовленного комиссией информационного сообщения о проведении конкурса;
3) принимает заявки от претендентов и ведет их учет;
4) проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов;
5) передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами;
6) утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.
Участвовать в конкурсе вправе физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия.
Претендент не допускается к участию в конкурсе в случае если:
1) представленные им документы не подтверждают его право занимать должность руководителя предприятия в соответствии с законодательством РФ;
2) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства РФ.
Конкурс состоит из двух этапов:
1) 1 этап – тестовые испытания (письменно). Комиссия составляет перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов, а также утверждает предельное количество (либо процент) неправильных ответов;
2) 2 этап – рассмотрение предложений по программе деятельности предприятия. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных участниками конкурса.
Участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия, признается победителем конкурса.
Федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем трудовой договор в месячный срок со дня определения победителя конкурса.
Заверенная надлежащим образом копия трудового договора представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в трехдневный срок со дня подписания его сторонами.
5. Если говорить о прекращении трудовых отношений с руководителем унитарного предприятия, то необходимо обратить особое внимание на ранее упомянутую ст. 94 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, согласно которой с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.
Комментируя п. “б” ст. 6.3 договора, отмечу, что ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” закрепляет обязательный контроль за деятельностью унитарного предприятия. Данный контроль заключается в том, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. В настоящее время порядок проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%, регулируется Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706 “О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита”.
Расторжение трудового договора с руководителем унитарного предприятия по п. “в” ст. 6.3 договора по причине невыполнения решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти возможно при следующих обстоятельствах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 (с изм. на 23 марта 2006 г.) руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально обязан направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия, отчет по утвержденной форме. Такой отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.
В отчете должны быть отражены следующие вопросы:
1) структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
2) структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
3) реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
4) использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;
5) выполнение федеральных инвестиционных программ;
6) достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
7) обобщенные данные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период;
8) информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
9) реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;
10) данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период; данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
11) программа деятельности предприятия на очередной год.
Если руководитель допускает непредставление либо искажение отчетности, орган юридического лица вправе прекратить с ним трудовые отношения.
Сборник трудовых договоров с комментариями
Ю.К. Терехова
Каковы полномочия и порядок назначения на должность руководителя муниципального унитарного предприятия?
Каковы полномочия и порядок назначения на должность руководителя муниципального унитарного предприятия?
Порядок назначения руководителя муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) определяется в уставе и может предусматривать проведение конкурса, избрание или назначение на должность и т.д. Полномочия руководителя МУП включают: представление интересов МУП, совершение сделок, утверждение структуры, осуществление приема на работу и т.д. Руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и ЛНА осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 273 ТК РФ). Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом муниципального унитарного предприятия (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).
Порядок назначения на должность руководителя МУП Трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) (ч. 2 ст. 275 ТК РФ). При этом в любом случае лицо, поступающее на должность руководителя МУП, обязано представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ. Назначать на должность и заключать трудовой договор с руководителем МУП уполномочен собственник имущества МУП в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права НПА (п. 5 ст. 113 ГК РФ, пп. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона N 161-ФЗ). Порядок назначения на должность руководителя МУП, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права НПА закрепляется в уставе МУП (п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (абз. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ). Прием на работу руководителя МУП оформляется приказом (распоряжением) соответствующего органа местного самоуправления на основании заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Стоит отметить, что с руководителем муниципального унитарного предприятия может быть заключен срочный трудовой договор, срок действия которого определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (абз. 8 ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 275 ТК РФ).
Полномочия руководителя МУП Руководитель МУП (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом МУП, действует от имени МУП без доверенности, в том числе (п. 1 ст. 21 Закона N 161-ФЗ): представляет его интересы; совершает в установленном порядке сделки от имени МУП; утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; осуществляет прием на работу работников МУП; заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками МУП; издает приказы; выдает доверенности в порядке, установленном законодательством; организует выполнение решений собственника имущества МУП. Конкретные полномочия руководителя унитарного предприятия могут быть определены в уставе муниципального предприятия (п. 6 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Ю.В. Страхова Федеральная служба по труду и занятости
О филиале в ЦФО
Филиал ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе осуществляет свою деятельность на территории Центрального федерального округа (ЦФО).
Площадь ЦФО – 650 205 км² (3,8% от РФ). Население ЦФО – 39 433 556 чел. (26,87 % от РФ). Плотность ЦФО ‑ 60,65 чел./км.² % городского населения ‑ 82,3%. Количество субъектов — 18. Административный центр, столица страны – Москва (12 678 079 чел.).
ЦФО граничит с Южным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами, Республикой Беларусь, Украиной. Протяженность сухопутной государственной границы в зоне ответственности филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО — около 3000 км.
Главный офис филиала находится в столице страны – Москве, а его Управления развернуты в:
Задачи и функции, решаемые филиалом ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО, определены постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 № 434 «О радиочастотной службе». В соответствии с постановлением Правительства от 14.05.2014 № 434 на радиочастотную службу возложено выполнение ряда новых функций, в частности:
— мониторинг оказания универсальных услуг связи и услуг почтовой связи;
— организация контроля качества предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи;
— организация измерения технических параметров ввозимых РЭС и ряд других функций.
Количество радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в Центральном федеральном округе растет из года в год и в настоящее время численность группировки составляет более 590 тыс. РЭС.
Пользователи радиочастотного спектра, а их на территории Центрального федерального округа более 1400, регулярно вносят плату за его использование, которая поступает в федеральный бюджет.