Двустороннее сотрудничество

ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2013 — № 1

Российский
антимонопольный орган имеет достаточно
богатый и разнообразный “двусторонний
договорный портфель”. За время
существования ведомства были подписаны
и успешно реализуются ряд межправительственных
(с КНР, Болгарией, Польшей, Бразилией) и
межведомственных соглашений (меморандумов,
совместных заявлений и т.д.) (с Румынией,
Венгрией, Словакией, Францией, Республикой
Корея, Венесуэлой, Мексикой, странами-членами
СНГ и др.) о сотрудничестве в области
конкурентной политики. Эти документы
определяют стратегические направления
и формы сотрудничества ведомства с
соответствующими органами зарубежных
стран с целью выработки согласованных
позиций по ключевым вопросам экономического
развития, обмена опытом в области
законотворческой и практической
деятельности, оказания методической
помощи при проведении экспертиз и
консультаций, организации стажировок
и учебных мероприятий и семинаров.

В
качестве положительного примера
реализации двусторонних документов
можно привести прошедшую в Москве в
сентябре 2007 г. консультативную встречу
представителей антимонопольных ведомств
Республики Болгарии, Республики Польши,
Румынии, Республики Чехии и Финляндской
Республики и России. Во время встречи
эксперты из Европейских конкурентных
ведомств встретились с начальниками
структурных подразделений ФАС России,
узнали об основных направлениях их
работы, ознакомились с основными делами,
проведенными Службой за последние годы,
а так же обсудили состояние конкуренции
в странах Восточной Европы и пути
дальнейшего развития конкурентной
политики.

Новым
партнером Российского ведомства стало
Агентство по регулированию недобросовестной
конкуренции Монголии, представители
которого дважды в течение 2007 года
встречались с руководством ФАС России.
В ходе визита Монгольской делегации во
главе с заместителем председателя
Б.Хурэнбаатаром в Москву в декабре 2007
года был подписан Меморандум о
взаимопонимании и сотрудничестве в
области антимонопольной политики и
борьбы с недобросовестной конкуренцией
на 2008-2009 года, в котором определены
основные направления развития
сотрудничества в области конкурентной
политики. На основе данного Меморандума
между ведомствами будет осуществляться
обмен опытом и информацией по различным
вопросам конкурентной политики и
правоприменения, будут организовываться
стажировки, консультации и другие
мероприятия.

Читайте также:  В каких случаях следует менять вид разрешенного использования земельного участка и как это сделать?

Важнейшим
направлением развития двустороннего
сотрудничества для ФАС России является
определение конкретных механизмов,
которые позволят сторонам оперативно
и эффективно взаимодействовать при
рассмотрении конкретных случаев
нарушений законодательства, затрагивающие
интересы сторон, что в конечном итоге
будет служить обеспечению единообразной
среды функционирования экономических
операторов сторон и недопущения
дискриминации российских экспортеров
при проведении зарубежными ведомствами
расследований конкретных дел о нарушении
антимонопольного законодательства.

Среди
последних документов, содержащих
положения о содействии в оказании помощи
при расследовании случаев антиконкурентной
практики, проводимой хозяйствующими
субъектами сторон, стоит отметить
подписанные в 2007 году Программы
сотрудничества российского ведомства
с конкурентными ведомствами Чехии,
Польши, Болгарии и Румынии. Все эти
документы содержать специальные
положения, которые прописывают технические
моменты обмена сторонами неконфиденциальной
информацией.

Двустороннее межгосударственное экономическое сотрудничество

Рецензенты:Данильченко Алексей Васильевич — доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе Белорусского государственного университетаСташевская Людмила Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» факультета технологий управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета

Цель статьи — дать определение двустороннему межгосударственному экономическому сотрудничеству, рассмотреть его сущность в контексте развития национальных экономик стран современного мира.

Актуальность статьи обусловлена, во-первых, влиянием глобализационных процессов, планетарных мирохозяйственных связей, вследствие чего ни одно государство не может на современном этапе проводить закрытую экономическую политику. Во-вторых, именно двустороннее сотрудничество позволяет во многом локализировать разнообразные факторы, влияющие на его развитие, максимально использовать их для повышения эффективности межгосударственного экономического взаимодействия.

В статье рассматриваются понятие, формы и сущность двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества, выделяются его достоинства и недостатки.

Экономические связи между государствами, как известно, имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые связи, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно, в недостаточном количестве или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, что способствовало превращению мирового рынка в мировое хозяйство и в мировую экономику, усилению взаимосвязей и взаимозависимостей всех государств мира.

Возможность и объективная необходимость взаимодействия и взаимосвязи, функционирования национальных экономических систем приводят к выработке и становлению общих экономических черт различных государств.

Таким образом, особенности экономик, с одной стороны, а также наличие у них общих характеристик — с другой, во многом определяют специфику развития международного экономического сотрудничества на разных уровнях: мировом, континентальном, региональном, двустороннем.

Особое внимание в данной статье уделено двустороннему межгосударственному экономическому сотрудничеству. Представляется, что именно двустороннее сотрудничество позволяет во многом локализировать разно-образные факторы, влияющие на его развитие, максимально использовать их для повышения эффективности межгосударственного экономического взаимодействия.

В связи с этим необходимо уточнить значение понятий «международное экономическое сотрудничество», «межгосударственное экономическое сотрудничество». В научной литературе отсутствует единое определение понятия «международное экономическое сотрудничество». Цель статьи — дать определение двустороннему межгосударственному экономическому сотрудничеству, рассмотреть его сущность в контексте развития национальных экономик стран современного мира.

С другой стороны, это комплекс динамичных организационных, политических и хозяйственных (производственных, коммерческих и научно-технических) связей с участием государств, их групп и международных организаций, а также отдельных хозяйствующих субъектов.

Субъектами международного экономического сотрудничества выступают государства, административно-территориальные образования государств, юридические и физические лица.

В связи с этим, по мнению российского ученого М. В. Ксенофонтовой, международное экономическое сотрудничество сопровождается формированием многоуровневой системы отношений, среди которых выделяются:

а) межгосударственные экономические отношения, возникающие по поводу осуществления внешнеэкономических сделок;

б) международные экономические связи государств с иностранными партнерами;

в) внешнеэкономические связи субъектов государств и административно-территориальных образований (приграничное сотрудничество субъектов сопредельных государств);

Исходя из данного подхода к трактовке понятия «международное экономическое сотрудничество» представляется правомерным рассматривать межгосударственное экономическое сотрудничество как подсистему международного экономического сотрудничества и предложить следующее определение данного понятия.

Межгосударственное экономическое сотрудничество — это отношения, которые возникают между государствами в процессах международного разделения труда (международной специализации), координации торгового оборота, международной производственной кооперации, научно-технического обмена, развития кредитно-финансовых связей, миграции инвестиций и трудовых ресурсов с целью обеспечения взаимодополнения национальных рынков, стратегического выравнивания национальных экономик, вхождения в мирохозяйственные связи.

Межгосударственное экономическое сотрудничество принимает такие формы, как внешняя торговля, международная производственная кооперация, сотрудничество в областях инвестиционной деятельности и освоения природных ресурсов, научно-техническое сотрудничество (торговля лицензиями, технологиями, совместные научные разработки, технические проекты, подготовка кадров и пр.), компенсационные сделки.

Развитие межгосударственного экономического сотрудничества предопределило необходимость его регулирования. Это нашло выражение в формировании правовых и институциональных структур в рамках мировой экономики, регионов, стран.

В условиях глобализации наиболее активно начало развиваться международное регулирование, что нашло воплощение в формировании международных экономических организаций и объединений, деятельность которых координируются Организацией Объединенных Наций. Это привело к либерализации многих сфер международного сотрудничества.

Основными отличительными чертами европейских механизмов интеграции являются следующие:

Путь, пройденный международными региональными межгосударственными объединениями в ходе активизации экономического сотрудничества и интеграции, позволяет интенсифицировать межстрановое взаимодействие, а для стран-последователей — избежать многих ошибок и просчетов.

В настоящее время более половины мировой торговли представлено преференциальными договорами, поскольку для частного сектора, как в развивающихся, так и в развитых странах, преференциальные договоры более благоприятны, чем многосторонняя торговая либерализация. Так, развивающиеся страны рассматривают преференциальные договоры с развитыми странами как путь привлечения прямых иностранных инвестиций и улучшения их доступа на экспортные рынки вследствие снижения тарифов, сокращения применяемых тарифных ставок, предоставления прав для фирм с целью защиты инвестиций, контроля окружающей среды, стандартов труда и государственных поставок. К примеру, типичное преференциальное торговое соглашение Север—Юг включает полную тарифную либерализацию торговли промышленными товарами (нулевые тарифы), либерализацию основных секторов услуг (включая финансовые услуги), предоставление специальных правил в сферах, которые либо не регулируются договорами ВТО (инвестиции, окружающая среда и стандарты труда), либо находятся за пределами того, что было достигнуто многосторонними договорами (например, защита интеллектуальной собственности, государственные поставки).

На территории СНГ с учетом развития процессов международной экономической интеграции также стали появляться субрегиональные блоки. Так, в 1995 г. Беларусь и Россия подписали Соглашение о Таможенном союзе, в 1996 г. — Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор о Союзе Беларуси и России, в 1999 г. — Договор о создании Союзного государства и Программу действий по его реализации. Их выполнение предполагает формирование Союзного государства с едиными конституцией, экономическим пространством, транспортной системой, таможенной территорией, денежной единицей, бюджетом, международной, оборонной, социальной и культурной политикой. В Союзном государстве осуществляется единая структурная политика, реализуются совместные программы за счет средств союзного бюджета, образуются совместные предприятия и финансово-промышленные группы, разрабатывается Конституция Союзного государства, унифицируются торговые режимы в отношении третьих стран, достигнут прогресс интеграции в сфере политики доходов и заработной платы, социальной защиты, миграции, науки, образования, культуры, права, искусства, экологии, обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Около 85 % бюджета направляется на финансирование союзных программ по следующим направлениям: правоохранительная деятельность и безопасность; военно-техническое сотрудничество; промышленность, энергетика и строительство; ликвидация последствий аварии на ЧАЭС; средства массовой информации и др.

Таким образом, в современном мире двусторонние межгосударственные экономические отношения создают особую систему взаимодействия национальных экономик.

Тем не менее, экономика остается сферой, которая заставляет политиков и руководителей государств действовать в том или ином направлении. Это находит выражение в формировании модели экономической политики страны, отражающей открытость ее экономики, которая во многом влияет на поведение хозяйствующих субъектов, выработку ими основных направлений деятельности, стратегию развития.

Однако практика развития межгосударственных экономических связей показывает, что успешное сотрудничество возможно не только между равными партнерами, но и между развитыми и развивающимися, большими и малыми странами. Сравнение экономик двух конкретных стран покажет и возможные схожие стороны, и обязательные расхождения, так как все национальные экономики неповторимы. Для межгосударственного взаимного экономического сотрудничества всегда найдется место, и оно может быть взаимовыгодным, причем возможности взаимодействия можно извлечь как из примерного паритета, так и неравномерного или асимметричного развития экономик.

Представляется правомерным рассмотрение в качестве особой формы сотрудничества государств такую форму, как взаимодействие между странами с асимметричным развитием национальных экономик. В этом случае происходит взаимодополнение национальных рынков и стратегическое выравнивание национальных экономик, но при условии, если в этом заинтересованы оба государства-партнера.

Правомерно утверждать, что реализация стратегической цели — обеспечение двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества, предполагает:

а) выбор концептуальной основы;

б) построение и функционирования соответствующих механизмов регулирования;

в) формирование политики.

Система механизмов межгосударственного сотрудничества основана на определенных общих принципах, свойственных социальной и политической системе в целом, но в своих конкретных формах она существенно отличается от национальных систем.

Прежде всего, развитие межгосударственного экономического сотрудничества предполагает наличие движущих сил, факторов и предпосылок.

Факторами эффективного развития двусторонних межгосударственных экономических отношений являются:

Предпосылками развития экономических отношений, которые носят как объективный, так субъективный характер, способствуют или осложняют развитие сотрудничества между двумя государствами, являются, как показало исследования, следующие:

В целом механизм регулирования, как свидетельствует мировой опыт, включает следующие элементы:

1) правовое обеспечение;

2) институциональная система;

3) инструменты, формы и методы регулирования.

Основными инструментами осуществления двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества могут быть следующие:

Правовое обеспечение основано на подписании двусторонних межгосударственных договоров, гармонизации соответствующих нормативных и законодательных актов, разработке межгосударственных программ сотрудничества. В мире развита практика заключения двусторонних соглашений и договоров. Межгосударственные договоры создают основу для последующей деятельности конкретных предприятий. Двусторонние соглашения определяют приоритеты страны и национального рынка в импорте и экспорте вполне конкретных видов товаров и услуг.

Институциональная система строится на сочетании институтов двух типов: национальных и двусторонних межгосударственных.

Национальные институты отвечают за работу в целом, не привязываясь к какой-либо стране. Это могут быть Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономического развития, Министерство торговли, посольства, Торгово-промышленная палата и т. д.

Двусторонние межгосударственные институты отвечают за экономическое сотрудничество двух конкретных стран. Обычно это двусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (конкретных стран), а также торговые дома (отдельных предприятий или межотраслевые).

Функционирование институциональной структуры предполагает:

В итоге двустороннее межгосударственное экономическое сотрудничество сводится к выработке общей политики в области различных сфер: торговли, миграции капиталов, трудовых ресурсов, таможенных тарифов и др.

Таким образом, совокупность определенных условий, институтов, механизмов и инструментов и определяют ту внешнюю среду, в которой происходит экономическое сотрудничество двух государств. При этом среда может иметь разную степень благоприятствования, что будет непосредственно сказываться на интенсивности экономического взаимодействия.

Двустороннее сотрудничество

Наиболее важными
результатами сотрудничества с Китайской
Народной Республикой
в 2010 г. являются продление Сторонами
действия Меморандума о взаимопонимании
между Министерством природных ресурсов
Российской Федерации и Государственной
администрацией по охране окружающей
среды Китайской Народной Республики
по вопросам совместного мониторинга
качества воды трансграничных водных
объектов до 2015 г., а также увеличение
числа створов и этапов совместных
наблюдений, в том числе, по проведению
с 2011 г. совместных наблюдений качества
вод в зимний период (негативное воздействие
на качество воды усиливается именно в
этот период). В Хабаровске в июне 2010 г.
состоялось 5-е заседание Подкомиссии
по сотрудничеству в области охраны
окружающей среды Российско-Китайской
Комиссии по подготовке регулярных
встреч глав правительств, в ноябре 2010
г. в Санкт-Петербурге – 14-е заседание
Российско-Китайской Комиссии по
подготовке регулярных встреч глав
правительств (Комиссия) и 15-я встреча
глав правительств России и Китая. В
рамках деятельности Комиссии по линии
Минприроды России достигнуты договоренности
с Китайской Стороной о продолжении
исследований по унификации методик
анализа проб воды и оценки качества
воды трансграничных водных объектов.

На 3-м заседании
Совместной Российско-Китайской комиссии
по рациональному использованию и охране
трансграничных вод (8–9 июля, г.
Санкт-Петербург) обсуждались: отчеты о
деятельности и планах Рабочей группы
по мониторингу качества и охране
трансграничных вод и Рабочей группы по
управлению водными ресурсами; информация
китайских представителей о реализации
проекта по переброске части стока
трансграничной р. Аргунь (Хайлар) в оз.
Далайнор, а также план работы Комиссии
на 2011 год.

В соответствии с
Планом совместного российско-китайского
мониторинга качества вод трансграничных
водных объектов специалисты ГУ “Приморское
УГМС” по контракту с Амурским бассейновым
водным управлением в мае, августе и
октябре 2010 г. выполнили 6 экспедиций на
р. Раздольная (место пересечения рекой
государственной границы) и на оз. Ханка
(исток р. Сунгача). Результаты анализов
проб воды и донных отложений, отобранных
совместно с китайскими специалистами,
показали, что качество трансграничных
вод соответствует умеренному загрязнению
и стабильно на протяжении последних
лет. В рамках “Программы мероприятий
по осуществлению совместного
российско-китайского мониторинга
качества вод трансграничных водных
объектов в 2010 году” специалистами
Забайкальского УГМС совместно с
китайскими специалистами проводились
экспедиционные работы на р. Аргунь.
Отобрано 34 пробы воды и 6 проб донных
отложений. Результаты наблюдений
свидетельствуют, что р. Аргунь является
одним из наиболее загрязненных водных
объектов Забайкальского края: воды реки
оцениваются как “грязные”, а в отдельные
периоды – как “экстремально грязные”.
Зарегистрировано 2 случая экстремально
высокого загрязнения и 4 случая высокого
загрязнения вод соединениями ртути.
Содержание ртути в пределах 3–8 ПДК
отмечалось как у российского, так и у
китайского берегов реки.

Отмечена необходимость
дальнейшего укрепления сотрудничества
в области трансграничных особо охраняемых
природных территорий и сохранения
биоразнообразия, а также изучения
возможности разработки плана совместных
мер по защите Чанбайшаньской и
Вандашаньской популяций амурского
тигра, а также популяции дальневосточного
леопарда в приграничных районах двух
стран. Достигнута договоренность о
проведении в 2011 г. совместной
Научно-практической конференции
“Амур-2011” по охране водных ресурсов
реки Амур с участием официальных
представителей Хабаровского края и
провинции Хайлунцзян.

Впервые в протокол
заседания Комиссии было включено
положение о важности двусторонних
переговоров по рациональному использованию
и охране водных ресурсов р. Иртыш и
проведения экспедиционных выездов
экспертов Сторон на водные объекты,
вызывающие взаимный интерес.
Важно, что
договоренности, зафиксированные в
протоколе Комиссии, создают необходимые
предпосылки для постепенного решения
вопросов по рекам Иртыш и Аргунь в рамках
Совместной Российско-Китайской комиссии
по рациональному использованию и охране
трансграничных вод в контексте реализации
соответствующих поручений Президента
Российской Федерации.

По линии сотрудничества
с Республикой
Корея 13 мая
2010 г. проведена рабочая встреча министров
природоохранных ведомств, в ходе которой
был рассмотрен широкий круг вопросов
экологической политики обеих стран.
Поднятые
министрами вопросы обсуждены на
экспертном уровне в ходе Российско-Корейского
экологического форума в Сеуле (18–20
октября 2010 г.). Российская делегация
отметила, что Россия, являясь стороной
Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния,
могла бы способствовать передаче опыта
по данному вопросу странам региона. По
результатам переговоров на экспертном
уровне принято решение рекомендовать
двум министерствам рассмотреть
возможность включения данного проекта
в план двустороннего сотрудничества и
продолжить переговоры по данному вопросу
в марте 2011 г. в рамках международного
конгресса “Атмосфера – 2011” в
Санкт-Петербурге.

В рамках сотрудничества
с Японией
и реализации Программы сотрудничества
между Правительством Российской
Федерации и Правительством Японии в
сопредельных районах двух государств
в сфере изучения, сохранения и
рационального/устойчивого использования
экосистем от 12 мая 2009 г., в период с 6 по
7 апреля 2010 г. во Владивостоке состоялись
двусторонние консультации. В ходе
консультаций были обсуждены вопросы
по океанографии, экосистемам земных и
морских животных в сопредельных районах
Японии и России и их сохранению, созданию
совместной единой базы данных по
биологическому разнообразию. В рамках
выполнения Соглашения о сотрудничестве
в области охраны окружающей среды между
Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством
Японии (Токио, 18 апреля 1991 г.) на 3 квартал
2011 г. намечено проведение в России 6-го
заседания Российско-Японской Смешанной
комиссии по охране окружающей среды.

В рамках сотрудничества
с Монголией
в
период с 15 по 17 сентября 2010 г. в Екатеринбурге
состоялось IX
Совещание Уполномоченных Правительства
Российской Федерации и Правительства
Монголии по
выполнению Соглашения между Правительством
Российской Федерации
и Правительством Монголии по охране и
использованию трансграничных вод.
Рассмотрен
ряд актуальных вопросов в области
использования и охраны трансграничных
водных объектов. Отметив, что гидрологическая
обстановка в бассейнах трансграничных
вод
в 2009–2010 гг. была спокойной, а весеннее
половодье 2010 г. не оказало
негативного влияния на жизнедеятельность
населения и работу объектов
экономики России и Монголии, Уполномоченные
Сторон поручили руководителям национальных
частей совместной рабочей группы
осуществить подготовку к пропуску
весеннего половодья 2011 г. на
трансграничных реках и утвердили Схему
экстренных
оповещений Сторон об особо опасных
явлениях при стихийных бедствиях,
аварийных ситуациях и
в случаях возникновения потенциально
опасных ситуаций.

Утвердив
Программу осуществления наблюдений за
состоянием трансграничных
водных объектов (по гидрохимическим
показателям) и Программу
мониторинга трансграничных вод по
микробиологическим и вирусологическим
показателям, Уполномоченные Сторон
поручили руководителям
национальных частей совместной рабочей
группы организовать
наблюдения за состоянием трансграничных
водных
объектов в соответствии с данными
Программами, информировать Стороны
о полученных результатах анализов, а
также проводить их обсуждение
в рабочем порядке и на очередных
заседаниях совместной рабочей
группы. Руководителям
национальных частей совместной рабочей
группы было также
поручено подготовить предложения по
наблюдению за состоянием дна и
берегов трансграничных водных объектов
на территории Российской Федерации
и Монголии с целью последующего включения
в Программу осуществления
наблюдений за состоянием трансграничных
водных объектов.
В
связи с тем, что результаты проведенных
Сторонами наблюдений за состоянием
трансграничных водных объектов по
микробиологическим и вирусологическим
показателям свидетельствуют об
эпидемиологическом риске
для населения, Монгольской Стороне
поручено проработать вопрос по созданию
вирусологической лаборатории
и
передвижных
микробиологических
лабораторий для исследования воды.
Уделяя
особое внимание вопросу улучшения
качества трансграничных водных
объектов, Уполномоченные Сторон поручили
руководителям национальных
частей совместной рабочей группы
разработать мероприятия по улучшению
качества трансграничных водных объектов,
а также осуществлять
регулярное информирование надзорных
органов Сторон о выявленных нарушениях
в ходе реализации мероприятий по оценке
влияния объектов
хозяйственной деятельности, расположенных
в бассейне трансграничных
рек Селенга, Онон на территории Российской
Федерации и Монголии.

Сотрудничество с
Литвой,
Латвией и Белоруссией по соглашениям
по рекам Неману и Западной Двине
осуществляется в рамках
российско-латвийско-белорусского
Соглашения о сотрудничестве по
использованию и охране водных ресурсов
бассейна р. Западная Двина, а также
российско-литовско-белорусского
Соглашения о сотрудничестве по
использованию и охране водных ресурсов
бассейна р. Неман. Минприроды России
неоднократно выражало обоснованное
сомнение в целесообразности поддержки
стремления ЕС присоединиться к указанным
договорам в качестве полноправной
Стороны, считая, что данная инициатива
ЕС, во-первых, является одним из основных
препятствий активизации работы по
имеющимся трехсторонним проектам
Соглашений, а во-вторых, отражает
стремление европейских партнеров
получить односторонние преимущества
по значимым для Российской Федерации
вопросам, в том числе касающимся охраны
и рационального использования водных
ресурсов. В то же время, стремясь укрепить
взаимодействие с ЕС в сфере экологии,
в ходе министерского заседания Постоянного
совета партнерства Россия – ЕС по
окружающей среде в Москве в ноябре 2009
г. с участием заместителя Министра
иностранных дел Российской Федерации
А. В. Яковенко и Постоянного
представителя России при ЕС В. А. Чижова
Российская Сторона заявила о готовности
продолжить диалог по трансграничным
водам. В ходе VII
заседания Российско-Литовской МПК,
состоявшейся 30 июня 2010 г., Российская
Сторона высказала просьбу Литовской
Стороне направить по дипломатическим
каналам проект указанного Соглашения
с предполагаемыми изменениями в случае
присоединения к нему ЕС.

По линии сотрудничества
с Норвегией
проведено два
заседания Рабочей группы по морской
среде в рамках Российско-Норвежской
смешанной комиссии по сотрудничеству
в
области охраны окружающей среды (31
марта 2009 г., Осло и 27 октября 2009 г., Москва),
результаты деятельности и планы Рабочей
группы были представлены на 15-м
заседании вышеуказанной комиссии (8
декабря 2009 г., Осло). В ходе заседания
подписан Протокол, содержащий план
работ на 2010 г. по линии российско-норвежской
программы сотрудничества в области
охраны окружающей среды на 2009–2010 гг.

Положено
начало формированию правовой базы
сотрудничества Российской Федерации
с Абхазией.
Завершена
работа по подготовке к подписанию
Соглашения между
Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Абхазия о
сотрудничестве в области охраны и
рационального использования трансграничных
водных объектов. Абхазская Сторона
нотой МИД Абхазии от 4 ноября 2010 г.
уведомила Российскую Сторону о
согласовании проекта Соглашения.

В рамках сотрудничества
с Ираном
по итогам 8-го заседания Постоянной
Российско-Иранской комиссии по
торгово-экономическому сотрудничеству
(МПК) сформирован и утвержден состав
российской части Рабочей группы по
вопросам водного хозяйства в рамках
МПК. Рабочая группа поможет наладить
сотрудничество между двумя странами в
области водного хозяйства и выйти
российским компаниям на иранский рынок.

В 2010 г. оказывалось
содействие по развитию сотрудничества
в области водных ресурсов с такими
африканскими странами, как Алжир,
Марокко. В
рамках сотрудничества с Египтом
во исполнение протокола 8-го заседания
Постоянной Российско-Египетской комиссии
по торговому, экономическому и
научно-техническому сотрудничеству
Минприроды России сформирован состав
российской части Рабочей группы по
водным ресурсам и направлен на утверждение
руководителю Постоянной Российско-Египетской
комиссии. Также подготовлены и направлены
в МИД России для передачи Египетской
Стороне предложения российских компаний
по сотрудничеству в области водных
ресурсов. По линии сотрудничества с
Сирийской
Арабской Республикой
подписано
Соглашение между Министерством природных
ресурсов и экологии Российской Федерации
и Министерством по делам окружающей
среды Сирийской Арабской Республики о
сотрудничестве в области охраны
окружающей среды в соответствии с
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 20 августа 2009 г. № 1210-р.
Подписание Соглашения состоялось в
ходе официального визита Президента
Российской Федерации Д. А. Медведева
(10–11 мая 2010 г.) в Сирию.

По линии сотрудничества
с Марокко
подготовлен пакет документов о заключении
Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Королевства Марокко о сотрудничестве
в области охраны окружающей среды и
рационального использования природных
ресурсов. Договоренность с Марокканской
Стороной о подписании Соглашения была
достигнута и зафиксирована в итоговых
документах 3-го заседания Межправительственной
смешанной Российско-Марокканской
комиссии по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству
(СМПК), состоявшегося в апреле 2008 г. в
Рабате (Марокко), и подтверждена в ходе
4-го заседания СМПК, состоявшегося в
июне 2010 г. в Москве.

Активно развивается
сотрудничество с
Норвегией.
В
рамках участия представителей Минприроды
России в Рабочей группе российско-норвежского
Проекта по программе “Чистое производство
и энергоэффективность”
(ЧПЭЭ) в марте в Архангельске состоялся
семинар, на котором были представлены
работы, выполненные по проекту на курсах
“Чистое производство” в Архангельске
и Архангельской области. В
октябре 2010 г. в Санкт-Петербурге, с
участием представителей Росгидромета,
состоялось заседание рабочей группы
экспертов по изучению радиоактивного
загрязнения северных территорий.
Достигнуты договоренности об организации
в 2011 г. совместной российско-норвежской
экспедиции по обследованию районов
затопления радиоактивных отходов и
отработавшего ядерного топлива в
Баренцевом и Карском морях; о расширении
объема работ по изучению радиоактивного
загрязнения морской среды Баренцева
моря путем проведения совместных
исследований р. Паз в границах
государственного природного заповедника
“Пасвик”; о продолжении исследований
переноса радиоактивности из района
Горнохимического комбината (г.
Железногорск) с водами р. Енисей.

20 декабря 2010 г.
подписано Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Латвийской Республики
о сотрудничестве в области охраны
окружающей среды. В
рамках сотрудничества со Швецией
в
начале 2010 г. был подготовлен пакет
документов по заключению Соглашения
между Министерством природных ресурсов
и экологии Российской Федерации и
Министерством
охраны окружающей среды Швеции
о сотрудничестве в области атомного,
экологического и технологического
надзора и контроля, мониторинга состояния
окружающей среды. В рамках обмена опытом
между Польшей
и
Россией в ноябре, в Посольстве Республики
Польша в Москве Министерством окружающей
среды Республики Польша были представлены
11 проектов по “чистому производству”,
альтернативной энергетике, наилучшим
доступным технологиям “GreenEvo-Акселератор
зеленых технологий”.

В
начале 2010 г. были разработаны и направлены
через МИД России общие предложения по
основным направлениям сотрудничества
в области охраны окружающей среды,
рационального природопользования и
экологической безопасности со
странами Латинской Америки:
Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой,
Никарагуа, Мексикой, Эквадором, Перу,
Чили, Коста-Рикой, Сальвадором, Боливией,
Гайяной, Ямайкой. В
феврале состоялось заседание Российской
части Межправительственной
Российско-Перуанской комиссии.
В течение года продолжалась работа над
Соглашением о сотрудничестве в области
охраны окружающей среды между Российской
Федерацией и Республикой Перу. В начале
года были подготовлены материалы о ходе
выполнения договоренностей 4-го заседания
Российско-Чилийской
МПК (состоялось
в сентябре 2009 г. в Сантьяго) и материалы
к докладу Председателю Российской части
МПК о ходе выполнения договоренностей,
достигнутых с Чилийской Стороной на
указанном заседании.

В течение года
велась работа по предложениям, выработанным
на 8-м заседании Российско-Аргентинской
МПК по
торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству (состоялось 28–29 октября
2009 г. в Буэнос-Айресе). Подготовлены
материалы к официальному визиту в
Аргентинскую Республику Президента
Российской Федерации Д. А. Медведева
и для доклада о выполнении решений 8-го
заседания. Делегация Минприроды России
приняла участие в 7-м заседании
Российско-Венесуэльской
МПК высокого
уровня (31 марта – 1 апреля 2010 г., Каракас).
С учетом выполнения Соглашения между
Правительством Российской Федерации
и Правительством Боливарианской
Республики Венесуэла о сотрудничестве
в области охраны окружающей среды и
результатов МПК Минприроды России в
рамках разработки Плана действий по
развитию российско-венесуэльского
партнерства на 2010–2014 гг. планирует в
2011 г. разработать программу сотрудничества
в области охраны окружающей среды,
включающую конкретные проекты в данной
сфере. В рамках выполнения Плана действий
стратегического партнерства между
Российской Федерацией и Федеративной
Республикой Бразилией
(подписан президентами обеих стран 14
мая 2010 г.) МИД России по согласованию с
Минприроды России направлен доклад в
Правительство Российской Федерации

Росводресурсы
осуществляют сотрудничество в водной
сфере с Арменией, Германией, КНР, США и
Венесуэлой, содействуют в рамках своей
компетенции реализации решений, принятых
на заседаниях межправительственных
комиссий по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству с
Египтом, Сирией, Ираном, Никарагуа,
Кипром, Марокко.

Соседние файлы в папке Ч-6

Двусторонние внешнеэкономические
отношения со странами СНГ будут оставаться
важнейшим инструментом реализации
торгово-экономических интересов России
на пространстве Содружества. Наиболее
значимыми стратегическими партнерами
России на пространстве СНГ являются
Белоруссия, Казахстан и Украина.

Россия продолжит сотрудничество с
Белоруссиейв форматеСоюзного
государства, рассматривая его как
одно из ключевых направлений интеграции.Республика Казахстан является
стратегическим партнером Российской
Федерации на центрально-азиатском
направлении. Основным направлением во
взаимодействии сУкраинойна
предстоящий период является достижение
более глубокого уровня экономической
интеграции. Реализация этой задачи
зависит от встречной позиции украинской
стороны.

Стратегической целью России во
взаимодействии с Азербайджаном,
Арменией, Молдавией, Киргизией,
Таджикистаном, Узбекистаном и
Туркменией является
развитие более глубокого уровня
экономического взаимодействия путем
расширения кооперационных связей,
инвестиционного сотрудничества, взаимной
диверсификации торговли.

После нормализации отношений с
Грузией восстановление
торгово-экономических отношений будет
происходить в рамках отдельных проектов
в топливно-энергетической сфере, в
области телекоммуникаций и транспорта,
а также в развитии взаимной торговли
традиционными товарами.

Таблица 4. Прогнозные оценки динамики
экспорта и импорта Российской Федерации
по основным товарным группам со странами
СНГ до 2020 года

млрд. долл. США

Важнейшим рынком товаров и услуг и
главным источником иностранных инвестиций
в экономику России, а также объектом
зарубежных капиталовложений российских
компаний останутся страны Европы. Этот
рынок все более консолидируется и в
перспективе может представлять собой
Европейское экономическое пространство
стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем
гармонизации экономического
законодательства. В долгосрочной
перспективе к нему присоединятся
остальные европейские страны.

Ключевая цель России во внешнеэкономических
отношениях со странами Европы –
выстраивание стратегического партнерства
на основе научного, технологического,
промышленного, транспортного и
энергетического сотрудничества. В
рамках этого партнерства должно быть
обеспечено, с одной стороны, привлечение
инвестиционного, технологического
потенциала и управленческого опыта из
европейских стран для создания
инновационной экономики России, с другой
– совместное участие России и Европы в
глобальной конкуренции на основе
взаимодополняемости и использования
конкурентных преимуществ в областях,
представляющих общий интерес.

В этих целях будет поэтапно формироваться
общее экономическое пространство (ОЭП)
России и ЕС, которое должно быть основано
на совместимых правилах и системах
регулирования, включая гармонизированную
административную практику. При этом
мероприятия по экономическому сближению
со странами Европы будут соподчинены
решениям задач долгосрочного
социально-экономического развития
России, и не должны опережать или входить
в противоречие с интеграционными
процессами на пространстве СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *