Евразийская экономическая комиссия коллегия

Обновленный состав коллегии ЕЭК приступает к работе

МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Обновленный состав коллеги Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приступает к выполнению своих обязанностей, в должность также вступает новый председатель коллегии ЕЭК, представитель Республики Беларусь Михаил Мясникович. Состав коллегии ранее был утвержден Высшим евразийским экономическим советом (ВЕЭС) на четыре года.

Как полагает доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Алисен Алисенов, состав коллегии ЕЭК обновился профессионалами, экономистами с большим опытом административной работы.

По словам эксперта, работа комиссии будет направлена на устранение барьеров, в частности, на постепенную унификацию и устранение нетарифных барьеров на рынке товаров и услуг. Кроме того, одной из главных задач является гармонизация налоговых систем стран ЕАЭС и разработка общей налоговой политики, поощряющей инвестиции в основной капитал.

Как отмечает Алисенов, у единого экономического евразийского пространства большой потенциал, но определенные события тормозят развитие интеграционного пространства.

“В основе экономической интеграции лежит либерализация таких компонентов, как свобода товарного рынка, свобода перетока рынка услуг, свобода перетока капитала и свобода перетока рынка труда”, – отметил эксперт.

При этом, если свобода товарного рынка услуг обеспечивается в рамках евразийского рынка, то в перетоке рынка труда наблюдаются трудности, также в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) слабо обеспечивается свободное перемещение капиталов.

Таким образом, работа новой комиссии может быть связана с активизацией именно этих свобод – свободы движения рабочей силы и свободы движения капитала, подчеркнул экономист. “Для этого должны произойти определенные изменения внутри экономик стран ЕАЭС. Основная проблема развития ЕАЭС обусловлена внутренними различиями стран, несовпадением их внутренних интересов”, – считает Алисенов.

Эффект от интеграции

Важной задачей для ЕЭК станет повышение заинтересованности стран ЕАЭС в укреплении интеграционных связей, так как сейчас внутренние интересы стран ставятся выше общих интересов союза, подчеркивает Алисенов.

Читайте также:  Конфигуратор области аккредитации

В перспективе работы ЕЭК – формирование единого рынка энергоресурсов, единого транспортного пространства, улучшение логистики. “Необходимо инновационное развитие и модернизация национальных экономик, эта задача стоит перед ЕЭК, так как сложнее интегрироваться в общее экономическое пространство странам, у которых очень сильно отличаются основные макроэкономические показатели”, – добавил эксперт.

По его словам, эффект от интеграции должен состоять в наиболее полном обеспечении четырех свобод, в увеличении конкурентоспособности стран, входящих в союз, а также в наращивании промышленного потенциала и уходе от нефтегазовой зависимости. Алисенов указывает, что последнее особенно актуально в условиях введения экономических санкций против России, которая является ключевым партнером на рынке ЕАЭС.

В декабре члены Высшего евразийского экономического совета утвердили новый состав коллегии комиссии. Председателем коллегии стал Михаил Мясникович, сменив на этом посту представителя Армении Тиграна Саркисяна. В обновленном составе коллегии пост министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК покинул Александр Субботин, на его место пришел Артак Камалян. Кроме того, министром по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК стал Гегам Варданян вместо Карине Минасян.

Кроме того, 31 января пресс-служба ЕЭК сообщила, что Вероника Никишина уйдет с должности министра по торговле ЕЭК в связи с переходом в Российский экспортный центр (РЭЦ), на ее место будет назначен глава РЭЦ Андрей Слепнев.

Вероника Никишина занимала должность министра по торговле ЕЭК с 2016 г., в этом году комиссия продлила ее полномочия. Андрей Слепнев с мая 2018 г. был генеральным директором “Российского экспортного центра” (государственная компания – институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам финансовую и другую поддержку). Ранее он работал в аппарате правительства, а также был помощником бывшего тогда председателем правительства РФ Дмитрия Медведева.

ЕЭК является постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и имеет два уровня управления. Совет комиссии осуществляет общее руководство ее деятельностью и состоит из пяти представителей, занимающих в национальных правительствах должность вице-премьера. Коллегия ЕЭК является исполнительным органом, ее членов и председателя назначают сроком на 4 года решением ВЕЭС.

ЕАЭС – международная организация экономической интеграции, в состав которой входит Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Также ранее Узбекистан заявлял, что изучает целесообразность присоединения к ЕАЭС.

Михаил Мясникович — о том, как страны ЕАЭС противостояли санкционному давлению в 2022 году

Сразу после пандемии Евразийский экономический союз в 2022 году столкнулся с санкционным давлением. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович в интервью ТАСС рассказал о том, располагает ли ЕАЭС защитными механизмами от санкций, расчетах в национальных валютах, по каким причинам пока не получается удвоить объемы инвестиций в основной капитал, а также какой азиатский рынок представляется на данный момент наиболее привлекательным для ЕАЭС. Кроме того, он сообщил, что соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Ираном может быть подписано в первом полугодии 2023 года, чтобы иметь возможность запустить ратификационные процедуры незамедлительно.

— В ходе пленарного заседания VII Международного форума Финансового университета “Экономические бои без правил: рецепты победы” вы озвучили мнение, что “пришло время подумать о разработке обновленного договора о ЕАЭС”. Что следует обновить и почему?

— Договор о Евразийском экономическом союзе — это базовый документ. Но ему уже восемь лет, жизнь не стоит на месте, меняются условия, появляются новые потребности, возникают новые запросы со стороны бизнеса и госорганов и растут ожидания новых шагов в развитии интеграции.

Договор 2014 года — в основном торговый. Мы сегодня видим, что сделано достаточно много по передвижению товаров внутри нашего союза. Достаточно привести несколько цифр: в прошлом году объем взаимной торговли стран ЕАЭС вырос на треть и оказался выше допандемийного 2019 года. А в этом году по итогам десяти месяцев — еще плюс 12,8% к уровню достаточно высокой базы 2021 года. Есть потенциал, есть возможности. Объем нашей взаимной торговли составляет лишь порядка 17% от общей внешней торговли наших государств. То есть 83% дает торговля с третьими странами. Это тоже неплохо.

Но наша цель — наращивать, прежде всего, взаимную торговлю. Для этого еще многое нужно сделать. Надо, например, серьезно модернизировать базовые отрасли экономики наших стран, создавать новые предприятия, которые будут конкурентоспособны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

У нас ежегодно растут инвестиции. Статистические данные за десять месяцев этого года говорят, что 105,6% составляет рост объемов инвестиций в основной капитал наших стран. Это хорошие показатели, особенно в нынешних сложных экономических условиях. Но в целом их недостаточно, потому что объемы инвестиций в основной капитал у нас  колеблются в зависимости от года — от 12 до 15% к ВВП. Если мы посмотрим на Китай или Индию, которые развиваются достаточно высокими темпами, то объемы инвестиций в основной капитал там достигают 30% и более. Значит, нам надо удваивать эти объемы, чтобы не только наверстать и выйти на заданные параметры роста совокупного валового внутреннего продукта наших государств, но и работать на опережение. Пока не получается по разным причинам.

— Можете назвать эти причины?

— Некоторые государства или должностные лица этих государств предполагают, что частный капитал будет достаточно активно создавать новые мощности, модернизировать действующие и таким образом наращивать свою конкурентоспособность. Это заблуждение. Частному капиталу, бизнесу надо давать позитивные сигналы. Их позитивность, мы в комиссии уверены, должна заключаться в проектном сотрудничестве, когда объединяются усилия сторон за счет подключения финансовой, интеллектуальной, материальной составляющей — в зависимости от компетенции, которой располагаем. Все возможные ресурсы должны быть направлены на создание новых мощностей и модернизацию действующих.

Инвестиции — это, как правило, или собственные капиталы, или, что чаще, заемные средства, кредиты банков. Поэтому и заемщики, и банки должны быть уверены, что средства, которые будут вкладываться в новые предприятия или модернизацию действующих, будут в дальнейшем окупаемы. Это, что называется, игра вдолгую. Самое главное, чтобы потом участники инвестиционного процесса были уверены, что государственные структуры поддержат их в этом деле.

И меня радует, что эта тема была достаточно серьезно обсуждена на недавно прошедшем Высшем Евразийском экономическом совете: шел такой заинтересованный диалог глав пяти наших государств. Рассматривали вопросы поддержки инвестиционной деятельности и развитие приоритетных отраслей, портфели заказов и т.д.

Главы наших пяти государств поручили разработать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут направляться в интеграционные проекты. Среди  проектов — электроника и авиастроение. Сегодня очень много вопросов, связанных с производством лекарств, созданием собственного станкостроения. Президенты поручили комиссии совместно с государствами-членами проработать и на майском Высшем совете уже доложить саму схему: как она будет действовать, какие приоритетные направления и отрасли может предложить комиссия. Мы над этим сейчас работаем.

Фактически 9 декабря главами государств открыта новая страница интеграции, когда мы расширяем горизонты нашего договора и говорим о первоочередной необходимости инвестиционной деятельности и механизмов, направленных на ее стимулирование.

— Какой спад ВВП в ЕАЭС может быть по итогам этого года из-за введенных санкций? Оправдались ли прогнозы?

— Прогнозы — вещь рискованная. Мы в Евразийской экономической комиссии полагаем, что предположения ряда рейтинговых агентств и международно-финансовых организаций, которые прогнозировали спад экономики Российской Федерации, Беларуси и всего нашего Евразийского экономического союза на 5–7% или даже на 10%, не оправдались. Я полагаю, что если и будет снижение валового внутреннего продукта по сравнению с 2021 годом, то где-то на 2%, максимум на 2,5%. И это не само собой произошло. Когда недружественный Запад объявил санкции, мы предприняли решительные действия как на уровне национальных правительств, так и в рамках комиссии. Мы создали систему параллельного импорта, поработали очень серьезно с тарифной защитой, тарифно-таможенными инструментами, чтобы максимально насытить внутренний рынок как инвестиционными продуктами, так и товарами потребительского спроса. По нашим оценкам и оценкам Минэкономразвития России, эти меры поддержки составили в 2022 году более $2 млрд. Еще один важный момент — когда были введены ограничения на расчеты в мировых резервных валютах, комиссия совместно со странами разработала самостоятельную платежную систему, основанную на российском рубле. Торговля между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также России и Беларуси с государствами нашего союза, не находящимися под санкциями, — Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном — осуществляется на базе российского рубля. При отработке этой схемы мы столкнулись с определенными сложностями, которые были связаны с угрозой вторичных санкций по отношению к банкам, хозяйствующим субъектам. Но мы были достаточно убедительны, и майский Высший совет одобрил наши подходы.

Много говорят о расчетах в национальных валютах, что правильно. Но это только часть успеха. Необходимо, чтобы национальные валюты были и мерой стоимости, то есть ценой контракта. Чтобы контракты, которые заключаются между хозяйствующими субъектами наших сторон, также фиксировались в национальных валютах. Это усиливает их авторитет, снижает риски волатильности.

Хочу поблагодарить и наших коллег из дружественных стран, которые в сложившейся ситуации достаточно успешно выступают как инвесторы, партнеры в торговле. В этой связи думаю, что второй Евразийский экономический форум, который намечен на 24–25 мая следующего года в Российской Федерации — а Россия председательствует в 2023 году в органах союза, — действительно будет очень интересным: мы обязательно увидим новых партнеров, новые идеи, новые интересные проекты, которые, безусловно, будут укреплять экономическую мощь наших государств.

— А какие у вас ожидания от предстоящего председательства России в 2023 году в Евразийском экономическом союзе?

— В принципе, в какой-то степени президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин анонсировал это в своем выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке. Тренд будет направлен на Большую Евразию. Центр развития мировой экономики смещается в азиатский регион, который обладает достаточно мощным потенциалом. Мы, комиссия, стараемся содействовать этому процессу.

Отработали, например, достаточно хорошую программу сотрудничества с Секретариатом ШОС, подписали соответствующие документы и сейчас осуществляем их практическую реализацию. Таким образом, Евразийская экономическая комиссия расширяет свои горизонты.

Особенно дружеские отношения у стран союза и комиссии с Китаем и Индией. Они уже выстраиваются в практическую плоскость, в форматы торговых соглашений, и в этом зашиты, я считаю, и позитивный элемент развития, и хорошие темпы экономического роста наших государств.

— Какой азиатский рынок представляется на данный момент наиболее привлекательным для ЕАЭС?

— Это страны Юго-Восточной Азии. Россия и наш союз уже сейчас играют здесь ключевую роль. Поэтому так важны наши соглашения с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), подписанные на последнем саммите.

— Обсуждаются ли в ЕАЭС защитные механизмы в экономике, которые помогут снизить зависимость от капризов Запада? Если да, то расскажите какие.

— Мы рассматривали этот вопрос на заседании совета комиссии, и уже намечен целый комплекс мер по стабилизации экономики наших стран. При этом мы не идем по пути бездумной конфронтации по отношению к тем, кто старается нам сделать экономически  плохо. Стремимся  соблюдать условия добросовестной конкуренции. Ведь санкции, по моему мнению, это демонстрация слабости государств, которые не способны конкурировать с помощью экономических механизмов, а включают силовые приемы. В принципе, мы имеем все инструменты для защиты национальных интересов и экономик.

Мы понимаем, что будущее — за международным разделением труда. Поэтому не собираемся обособляться, самоизолироваться. Наоборот, расширяем международное сотрудничество, ведя взаимовыгодный диалог с интеграционными объединениями, странами и компаниями, которые тоже заинтересованы в этом.

В наших  интеграционных проектах могут участвовать не только компании из государств ЕАЭС и сами государства-члены, но и компании из третьих, дружественных стран, понимающих выгоду от работы на нашем огромном рынке. И мы это всячески приветствуем. Саммиты, форумы, другие мероприятия, которые мы проводим, направлены в том числе на привлечение инвесторов как из государств нашего союза, так и из третьих стран.

— Давайте поговорим о ряде соглашений по ЗСТ. Определены ли сроки подписания соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном? С Египтом? Посол Исламской Республики Иран в Москве Казем Джалали сказал, что соглашение уже ждет ратификации. Это так?

— Что такое договор о зоне свободной торговли? Это комплекс взаимных уступок, мер поддержки, чтобы облегчить взаимное проникновение товаров на рынки партнеров по таким соглашениям, за счет эффекта масштаба получить дополнительную прибыль по сравнению со стандартными условиями, которые оговорены в рамках ВТО или в других международных документах. Поэтому, когда мы говорим о значении ЗСТ с Ираном, то, по сути, ведем речь о создании условий, которые позволяют товарам Ирана комфортнее приходить на рынок ЕАЭС. В свою очередь, товары компаний наших государств должны так же свободно поступать на рынок того же Ирана.

Я, конечно, поддерживаю сказанное иранскими дипломатами и хочу подчеркнуть, что у нас достаточно высокая степень готовности, чтобы перейти уже к полноценному договору. Сейчас у нас работает временное соглашение, которое тоже дает свои позитивные результаты.

Аналогичную работу ведем с Египтом. По результатам пяти раундов переговоров находимся на их решающей стадии.

Очень большие надежды мы связываем с заключением договора о ЗСТ с Индией. Пока здесь особенно хвалиться нечем. Идет, я бы сказал, черновая отработка соответствующих контактов, проектов, потому что стороны должны видеть прежде всего взаимную выгоду. Так, например, у нас обстоит дело с Вьетнамом, с которым действует соглашение о ЗСТ. Для наших товаров во Вьетнаме и для вьетнамских товаров на наших рынках созданы очень хорошие, привилегированные условия, и товары данного партнера достаточно хорошо представлены на нашем внутреннем рынке.

Так и с Индией. Сейчас отрабатываем это направление на уровне уполномоченных госорганов. Составляются соответствующие перечни товаров. Определенная сложность вопроса заключается в том, что мы должны все эти позиции согласовывать с национальными правительствами государств союза. Представьте ситуацию: мы берем предложения Индии, которые нужно согласовать с Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией. А у каждого из наших государств при всей близости их экономических взглядов есть свои национальные интересы. Учет национальных интересов — основа нашего союза, и с этим мы всегда считаемся. Иначе не достичь компромисса. Но это несколько сужает возможности в работе с нашими партнерами из третьих стран и увеличивает все процессы по времени.

Я дважды встречался с министром иностранных дел Индии, увидев полное понимание и заинтересованность с его стороны. Эта тема была также в повестке обсуждения премьер-министра Индии Нарендры Моди с президентом РФ Владимиром Путиным. Поэтому мы полагаем, что в 2023 году вполне могут быть конкретизированы те или иные положения нашего диалога, что позволит нам двигаться в переговорном процессе с Индией дальше.

Эта страна представляет собой огромный, растущий рынок. Безусловно, нам надо всячески способствовать тому, чтобы бизнес Индии комфортно чувствовал себя на евразийских просторах, что поможет и нашим компаниям успешно работать на индийском рынке.

— Если вернуться к ратификации соглашения с Ираном, то когда, на ваш взгляд, оно может быть ратифицировано — в конце января 2023 года или чуть позже?

— Хотелось бы, чтобы соглашение было подписано в первом полугодии 2023 года, чтобы мы имели возможность запустить ратификационные процедуры незамедлительно.

— Высшим Евразийским экономическим советом 9 декабря 2022 года принято решение о начале переговоров с ОАЭ. Каковы перспективы переговоров с этим партнером?

— Вы знаете, я хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить наших специалистов-экспертов, которые работают на этом направлении, и, конечно, представителей правительства ОАЭ. Мы достаточно хорошо продвинулись, проведя несколько сессий консультаций в том числе на министерском уровне. У нас полное взаимопонимание, что непосредственные переговоры должны стартовать до конца первого квартала следующего года и что перечень товаров, которыми мы намерены торговать, используя преимущества нашего потенциального договора, должен быть широким. Мы оговорили вопросы, которые позволяют достаточно серьезно нарастить экспорт наших товаров в ОАЭ.

При этом мы видим, что вырастет и импорт из ОАЭ. Мы рассчитываем, что выгода для всех сторон будет достаточно большая. И ведь наши партнеры из ОАЭ не только хотят опираться на собственные углеводороды, но и развивать у себя, например, обрабатывающую промышленность. В этом плане, безусловно, наши компании очень заинтересованы работать на этом рынке. Кроме того, мне представляется возможным выход через эту работу на рынки третьих государств.

— Насколько вероятно, что государства Евразийского экономического союза перейдут в торговой статистике на расчеты не в долларах США, а в другой — общей — валюте и когда это может произойти?

— В принципе, сегодня говорить о некой общей валюте наши страны не готовы. Но считаю, что, например, цифровая валюта может успешно использоваться. Как валюта расчетов и как мера стоимости. Безусловно, при наличии соответствующего контроля.

Буквально на днях Коллегия ЕЭК приняла решение, что статистика ЕАЭС будет формироваться в национальных валютах, соответствующие изменения внесены в Методологию формирования официальной статистической информации союза. Теперь в качестве единой расчетной единицы при формировании статистики ЕАЭС можно будет использовать не только доллар США, но и национальные валюты государств-членов.

— Какие новые возможности открыли в этом году для ЕАЭС сложившийся кризис и меняющиеся глобальные реалии?

— В принципе, мы удержали ситуацию, несмотря на санкции, не допустили резкого падения жизненного уровня в странах союза. По целому ряду позиций стабилизировалась инфляция. А самое главное, что сохранены и даже приумножены качественные показатели развития: у нас очень низкая безработица — не больше 2% от экономически активного населения. Растут объемы жилищного строительства. Не вырос, а, наоборот, снижается внешний долг, как корпоративный, так и государственный. Улучшилось положение с платежным балансом. Многие бюджеты наших государств имеют профицит.

Это говорит о качественных показателях, стабильности в экономике. Кроме того, востребованы те возможности и резервы, которые раньше, будем так говорить, отдыхали где-то. Мы видим, что в результате быстро идет модернизация экономики, ряд промышленных отраслей, особенно обрабатывающая промышленность, возрождаются на принципиально новом качестве.

Таким образом, когда говорят о том, что санкции или кризис — одновременно и эпоха возможностей, это действительно так. Но это не значит, что дальше внедрение самых передовых новшеств в экономике наших стран будет происходить само собой. Здесь действительно нужны совместные инструменты, чтобы полноценно задействовать резервы и возможности, о которых мы говорим.

В соответствии с пунктом 14 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в целях оптимизации актов, входящих в право Евразийского экономического союза, Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Признать утратившими силу решения Коллегии Евразийской экономической комиссии по перечню согласно приложению.

2. Настоящее Решение вступает в силу с 1 октября 2023 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. № 77

ПЕРЕЧЕНЬ решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, признанных утратившими силу

1. Абзац четвертый пункта 1 и пункт 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254 “О структурах и форматах электронных копий таможенных документов”.

2. Пункты 2 – 5 изменений, вносимых в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254 (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 марта 2014 г. № 34 “О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254”).

3. Пункт 1 изменений, вносимых в решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. № 236 “О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов”).

4. Пункт 1 изменений, вносимых в решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2015 г. № 60 “О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов”).

5. Пункт 1 изменений, вносимых в решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 г. № 2 “О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов”).

6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 августа 2016 г. № 90 “О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254”.

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2017 г. № 1 “О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254”.

8. Пункты 1 и 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 г. № 2 “О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации”.

9. Пункты 1 и 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 г. № 3 “О структуре и формате корректировки декларации на товары”.

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2019 г. № 33 “О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации”.

11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2019 г. № 34 “О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары”.

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 сентября 2019 г. № 141 “О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации”.

13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 сентября 2019 г. № 142 “О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары”.

14. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2020 г. № 53 “О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары”.

15. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2020 г. № 54 “О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации”.

16. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 октября 2020 г. № 133 “О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации”.

17. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 октября 2020 г. № 134 “О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары”.

18. Пункты 2 и 3 изменений, вносимых в решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 марта 2021 г. № 34 “О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии”).

19. Пункт 2 изменений, вносимых в решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 декабря 2021 г. № 196 “О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии”).

20. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2022 г. № 59 “О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации”.

21. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2022 г. № 60 “О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары”.

22. Пункты 1 и 2 изменений, вносимых в решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2022 г. № 115 “О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур таможенных документов”).

23. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 ноября 2022 г. № 161 “О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации”.

24. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 ноября 2022 г. № 162 “О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары”.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105 и пунктом 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Внести в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. N 158 “О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации” изменения согласно приложению.

Приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 марта 2023 г. N 37

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2018 Г. N 158

1. Форму пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, утвержденную указанным Решением, изложить в следующей редакции:

“Утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. N 158 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 марта 2023 г. N 37)

ФОРМА пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов

2. В Порядке заполнения пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, утвержденном указанным Решением:

а) абзац первый пункта 12 после слов “проживания (пребывания) лица” дополнить словами “, о месте нахождения”;

б) дополнить пунктом 23(1) следующего содержания:

“23(1). Графа “Место нахождения товаров” заполняется в следующем порядке.

В графе указываются сведения о месте, в котором товары для личного пользования находятся на момент подачи ПТДЭГ или будут находиться при предварительном таможенном декларировании:

код места нахождения товаров в соответствии с классификатором мест нахождения товаров;

код таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанное место нахождения товаров, в соответствии с классификатором таможенных органов, применяемым в государстве-члене;

номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения, если товары находятся на складе временного хранения;

место нахождения товаров в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка или наименование железнодорожной станции (если место нахождения товаров расположено на территории железнодорожной станции (на подъездных путях)), или наименование морского (речного) порта (если место нахождения товаров расположено на территории морского (речного) порта), или наименование воздушного пункта пропуска (если место нахождения товаров расположено на территории воздушного пункта пропуска). При этом сведения, предусмотренные абзацем пятым настоящего пункта, в графе не указываются.

В Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике графа не заполняется.”.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, и выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.

ЕЭК функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии».

Сферы полномочий деятельности ЕЭК

Сферы полномочий Комиссии закреплены в статье 3 Договора от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии». Евразийской экономической комиссии переданы полномочия Комиссии таможенного союза. На Комиссию также возложен ряд дополнительных функций: помимо таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования, техрегулирования Комиссия будет заниматься установлением торговых режимов с третьими странами, координацией проведения согласованной валютной, макроэкономической, энергетической и конкурентной политик, вопросами регулирования деятельности естественных монополий, предоставления государственных промышленных и сельскохозяйственных субсидий, гармонизации государственных закупок, законодательства в сфере транспорта, миграции, регулирования финансовых рынков и иных сфер.

Сферы полномочий Комиссии:

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и единого экономического пространства.

Комиссия также выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и решений Высшего Евразийского экономического совета.

В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для Сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера.

Бюджет Комиссии формируется за счет долевых взносов Сторон и утверждается главами государств-Сторон.

История создания и перспективы развития

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии и присоединившиеся к ним позже Киргизии и Таджикистана, подписали первые договора о создании Таможенного союза. В 2000 году на этой базе создан ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории, формировании Таможенного союза и учреждении Комиссии таможенного союза как единого постоянно действующего регулирующего органа таможенного союза.

Формирование таможенного союза предусматривало создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Полномочия по регулированию в таможенной сфере были переданы Комиссии таможенного союза от национальных таможенных органов.

С 1 июля 2010 года был введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, который ввел на территории таможенного союза единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

18 ноября 2011 года Президентами Сторон принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой заявлено о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству (ЕЭП). Данное решение является следующим шагом к формированию в перспективе Евразийского экономического союза.

C 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП.

19 марта 2012 г. в Москве прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества / Высшего Евразийского экономического совета. Лидеры стран-членов ЕврАзЭС приняли решение о выходе к 2015 году на формирование Евразийского экономического союза и подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

Организационная структура органов управления

С 1 января 2012 года численность сотрудников Комиссии составляет 600 человек. С 1 июля 2012 года численность увеличивается до 850 человек, а с 1 января 2013 года – до 1071 человека. Работники Комиссии являются международными служащими.

ЕЭК имеет два уровня управления: Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК.

Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой Стороны, являющемуся заместителем главы правительства.

Состав Совета Евразийской экономической комиссии

Республика Беларусь- Сергей Николаевич Румас

Республика Казахстан- Кайрат Нематович Келимбетов

Российская Федерация- Игорь Иванович Шувалов

Председательство осуществляется поочередно в течение 1 года в порядке русского алфавита по наименованию Стороны. В 2012 году председателем назначен С.Н. Румас.

Совет Комиссии принимает решения консенсусом.

Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов (по 3 члена Коллегии Комиссии от каждой Стороны), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.

Члены Коллегии Комиссии и Председатель Коллегии Комиссии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Работа в Комиссии является для члена Коллегии основной работой. Коллегия Комиссии принимает решения голосованием. Каждый Член Коллегии обладает одним голосом.

Утвержденный состав Коллегии Евразийской экономической комиссии с 1 февраля 2012 г. (решение № 2 Высшего Евразийского экономического Совета от 19 декабря 2011 г.)

Структурные подразделения комиссии

Структурными подразделениями Комиссии являются департаменты, внутри которых сформированы отделы. Структура департаментов ЕЭК утверждена Решением Совета ЕЭК от 25 января 2012 года №2.

Руководство департаментами осуществляет Коллегия Комиссии. Каждым департаментом руководит один из Членов Коллегии (Министров) в соответствии с распределением обязанностей между ними (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 года № 1).

В рамках своей деятельности Комиссия вправе образовывать представительства Комиссии в Сторонах, по решению Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств – в третьих странах и их объединениях, а также при международных организациях.

Основные документы и решения

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года

Декларация «О Евразийской экономической интеграции» от 18 ноября 2011 года

Договор «О Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011 года

Договор «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011 года

Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1683 «О представителе Российской Федерации с Совете Евразийской экономической комиссии» – о назначении Первого заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова представителем Российской Федерации в Совете Евразийской экономической комиссии.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2012 г. № 1 «О Председателе Совета Евразийской экономической комиссии» – О назначении Председателем Совета Комиссии на 2012 год Румаса Сергея Николаевича.

На правовом портале ЕАЭС 23 декабря опубликованы новые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в сфере проведения оценки соответствия.

Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2022 № 196 «О внесении изменений в Порядок организации проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений)» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437637/err_23122022_196 утверждена новая редакция Порядка организации проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений).

Решение вступает в силу по истечении 12 месяцев с даты официального опубликования.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2022 N 197 “О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении стальных клиновых задвижек, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза” https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437640/err_23122022_197 на 5 лет вводится антидемпинговая пошлина в отношении происходящих из КНР стальных клиновых задвижек, классифицируемых кодами 8481 80 631 0, 8481 80 632 0 и 8481 80 639 0 ТН ВЭД ЕАЭС

Предусматриваются исключения из данной антидемпинговой меры в отношении конкретного производителя.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2022 № 198 «О внесении изменений в решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437643/err_23122022_198 внесены уточнения в порядок оформления сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов ЕАЭС. Установлено, что электронная запись о сертификате или декларации в едином реестре выданных сертификатов и зарегистрированных деклараций является электронным видом документа об оценке соответствия. В случае замены сертификата или декларации в электронной записи производится соответствующая запись, а также указываются регистрационный номер и дата регистрации сертификата или декларации, подлежащих замене. Обращение продукции на таможенной территории ЕАЭС не приостанавливается на время, необходимое для такой замены. Предусматривается, что сертификаты и декларации, выданные и зарегистрированные до вступления настоящего решения в силу, действительны до окончания срока их действия. Оформление документов об оценке соответствия на бумажном носителе является обязательным.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с даты вступления в силу решения Коллегии ЕЭК о внесении изменений в Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2022 № 199 «О внесении изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437646/err_23122022_199 внесены изменения в единую форму сертификата соответствия. Сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620, выданные и зарегистрированные до вступления настоящего решения в силу, действительны до окончания срока их действия.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования за исключением отдельных положений, вступающих в силу с даты вступления в силу решения Коллегии ЕЭК о внесении изменений в Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2022 № 200 «О внесении изменений в Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437649/err_23122022_200 внесены уточнения в порядок регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС. В частности, расширен перечень прилагаемых к декларации о соответствии документов и сведений, сокращены сроки их рассмотрения и регистрации.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования за исключением пунктов 2 и 4 изменений (приложение к настоящему решению), которые вступают в силу с даты вступления в силу решения Коллегии ЕЭК о внесении изменений в Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2022 N 201 “О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ферросиликомарганца, происходящего из Грузии и ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза” https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437652/err_23122022_201 на 5 лет вводятся антидемпинговые пошлины в отношении ферросиликомарганца, происходящего из Грузии и классифицируемого кодом 7202 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2022 N 202″О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122″ https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437655/err_23122022_202 внесены уточнения в порядок введения единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники.

Установлено, в частности, что допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100:

в Российской Федерации – до 1 ноября 2022 г. включительно;

в Республике Беларусь и Республике Казахстан – до 31 марта 2023 г. включительно;

в Республике Армения и Кыргызской Республике – до 31 мая 2023 г. включительно.

С 1 апреля 2023 г. самоходные машины и другие виды техники, изготовленные или выпущенные в обращение в государствах-членах после 31 марта 2023 г., регистрируются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации только при наличии электронных паспортов. В случае поставки в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию самоходных машин и других видов техники с паспортом, оформленным по единой форме, после 31 марта 2023 г., на них оформляется электронный паспорт.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 декабря 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *