Начиная с 2023 года часть средств, поступивших в федеральный бюджет от экологического сбора, будет направлена на субсидии компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые выпускают товары из переработанных отходов. Такая норма закреплена в постановлении, подписанном Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.
Размер господдержки будет рассчитываться исходя из количества переработанного мусора. Субсидии конкретным фирмам и предпринимателям будут выделяться по правилам, которые утвердит наблюдательный совет публично-правовой компании «Российский экологический оператор».
Стимулирование производителей конечных продуктов позволит выстроить производственную цепочку утилизации и переработки – от сбора сырья до выпуска готовых изделий.
Значительная часть экологического сбора, как и прежде, будет направляться на создание мусороперерабатывающих заводов и закупку контейнеров для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов.
Реформа отрасли обращения с отходами началась в России 1 января 2019 года. Она призвана решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объёмы вывозимого на полигоны мусора.
Чтобы всегда быть в курсе последних новостей и событий, подписывайтесь на Telegram-канал «Мой бизнес»
Минприроды России утвердило федеральную схему обращения с ТКО: до 2030 года в России появится 1 240 новых объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов. Об этом сообщает министерство.
“Важно сформировать новые подходы к регулированию медицинских, биологических, радиоактивных отходов, отходов животноводства, скорректировать требования санитарных правил, требования к продукции с содержанием вторичного сырья и многое другое”, – сказал глава Минприроды Александр Козлов. Как уточнили в РЭО, в федсхему вошли 1240 объектов, включая 419 – по обработке отходов и 243 – по компостированию, 10 объектов производства альтернативного топлива, 305 полигонов.
“Федеральная схема – важная составляющая мусорной реформы. Это средоточие всех тех объектов обращения с отходами, которые будут построены в нашей стране до 2030 года, все они получат поддержку со стороны государства”, – отметил глава РЭО Денис Буцаев.
По его словам, планируется строительство и реконструкция мощностей обработки на 35 млн тонн, компостирования – на 13 млн тонн, производства топлива – на 4 млн тонн, полигонов – на 21 млн тонн.
“Создаваемые объекты смогут претендовать на средства государственной поддержки, предоставляемые из федерального бюджета и ППК РЭО. Основным инструментом для реализации инвестиционных проектов выступят уже зарекомендовавшие себя концессионные соглашения, а в качестве основной меры поддержки – предоставление РЭО в виде заемного финансирования на 95% от стоимости объектов и субсидируемой процентной ставки. К 2030 году мы сможем прийти к показателям по сортировке 100% отходов и снижению захоронения отходов на 50%, которые обозначены президентом в национальном проекте “Экология””, – отметил Буцаев.
В утверждаемую часть федсхемы вошли только сведения об объектах, которые планируется построить и реконструировать при финансовой поддержке на федеральном уровне, включая меры поддержки с привлечением инвестиций РЭО. Опубликована утверждаемая часть федсхемы будет опубликована на сайте Минприроды РФ.
“Остальная информация (действующие объекты, количество отходов, зоны деятельности региональных операторов и пр.) будут вноситься в электронную модель из территориальных схем, а публикация этой модели состоится после ввода в эксплуатацию ФГИС УТКО. Обновленная федеральная схема согласована со всеми регионами и увязана с показателями и результатами федерального проекта”, – сказал заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой Алексей Макрушин.
Минприроды России также утвердило приказ, содержащий требования к формам и форматам предоставления данных в ФГИС УТКО ( электронную модель федеральной схемы обращения с ТКО – ред) . На основе этого приказа РЭО будет создавать функционал ФГИС УТКО – завершить разработку информационной системы планируется в первой половине 2023 года. После ввода системы в эксплуатацию предоставление данных в нее будет обязательным, отсутствие либо недостоверность предоставляемых сведений будет караться штрафами.
“Уже сейчас зафиксировано действующих мощностей по сортировке больше 20 млн тонн. Это значит, что около 30% отходов уже сортируется, – отмечают в РЭО. – При условии правильного тарифного регулирования и господдержки в 2024 году в стране будет сортироваться (с учетом уже действующих мощностей) 90% отходов. И это без учета раздельного сбора”.
В компании отмечают, что утилизация (переработка) отбираемых вторичных ресурсов сегодня развивается, но этому бизнесу не хватает отсортированного сырья. Кроме того, сектор утилизация – нерегулируемый. “РЭО не может указывать бизнесу, где строить картонную фабрику или стекольное производство. Когда будет запущен механизм расширенной ответственности производителя (РОП) и будет субсидироваться переработка, то рынок будет открытым”, – указывает оператор.
Совсем отказаться от полигонов не получится, часть отходов все равно будет отправляться на захоронение, подчеркивает РЭО. В федсхему заложено строительство новых и современных полигонов, взамен тех, которые не обеспечены необходимой защитой почвы и воды.
В конце апреля зампред правительства Виктория Абрамченко одобрила первый проект федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Он представляет собой интерактивную карту с источниками образования отходов, объектами инфраструктуры и маршрутами движения ТКО.
Федеральная схема предполагает создание и реконструкцию до 2024 года более 850 объектов инфраструктуры. Если в 2019 году обрабатывалось около 10 млн тонн отходов, а направлялось на вторичное использование около 5 млн тонн отходов, то в 2024 году обработке должны подвергаться 42 млн тонн отходов, а утилизации – 25 млн тонн отходов. Финальный документ будет утвержден осенью после согласования его с регионами. “Это большая и сложная в условиях карантина работа. После согласования с регионами и утверждения схемы, она будет открыта для пользователей, и каждый сможет самостоятельно оценить объем и качество работы”, – сообщили в РЭО.
В минпромторге “РГ” сообщили, что проект федеральной схемы поступил в министерство 15 мая и сейчас находится на рассмотрении. “Это не окончательный ее вариант, федеральная схема будет дополняться как объектами по утилизации, так и по обработке отходов, в том числе и за счет сведений, поступивших к нам от регионов, – указали в ведомстве. – При этом уже сейчас, опираясь на схему потоков ТКО, обозначенных в федеральной схеме, мы можем проследить путь отходов из конкретного муниципального образования до объектов обработки, утилизации и обезвреживания и сделать соответствующие выводы о профиците или дефиците мощностей по обращению с отходами в конкретном регионе страны. Это и является одной из главных задач при создании федеральной схемы”.
Мощности по переработке отходов вводятся по всей стране ежегодно в соответствии с показателями, заложенными в нацпроекте “Экология”. Согласно ему, на переработку к 2024 году должно будет отправляться 36% бытового мусора вместо 7% в 2019 году. В связи с этим строительство новых мусоросортировочных комплексов будет способствовать их полноценной загрузке, а в последствии и сокращению полигонного захоронения.
Одним из ведущих утилизаторов отходов является промышленность строительных материалов. Например, при производстве стекловаты используется стеклобой. До прошлого года, в отсутствие достаточных отечественных мощностей по выборке стеклобоя из ТКО, производители этой теплоизоляции вынуждены были приобретать этот вторресурс в Беларуси. В ноябре 2019 года в Коломне был запущен такой сортировочный комплекс, и на производство стекловаты пошло российское вторрсырье. Кроме того, российские производители стеклотары могут использовать до 50% стеклобоя в качестве сырья. Дело за малым, получить его в достаточном количестве и необходимом качестве, подчеркивают в минпромторге.
Министерство еще на этапе внесения изменений в законодательство по данной тематике мы поддерживали признание сжигания отходов энергетической утилизацией, так как в результате появляется новый продукт – тепло/электро – энергия. “А это главные критерии определения утилизации отходов, – добавляют в минпромторге. – Сжигание отходов – ведущий метод борьбы с их захоронением за рубежом. Почти половина всех отходов, образующихся в домохозяйствах, отправляются на сжигание. Например, в Финляндии 99% ТКО утилизируется в качестве материалов или энергетических ресурсов”.
При этом в ведомстве уточняют, что вопрос строительства необходимого количества объектов энергетической утилизации требует детальной проработки с профессиональным сообществом и Минэнерго для определения уровня воздействия на крупных потребителей электроэнергии.
“Минпромторг всегда выступал за приоритет вторичного использования отходов в качестве сырьевого ресурса. И еще в 2016 году при согласовании проектов мусоросжигательных заводов в Московской области и Татарстане Министерство настояло на включении в проект обязательного условия о направлении на сжигание только хвостов сортировки после извлечения из ТКО полезных фракций. Это замечание было учтено. С того времени эта тема считается исчерпанной и дополнительно не требующей акцентирования”, – полагают в ведомстве.
Вице-премьер Виктория Абрамченко также неоднократно обращала внимание на необходимость создания единой экономической политики в области обращения с ТКО. “Залогом успешного перехода на экономику замкнутого цикла станет создание и реализация стратегии обращения и использования отходов, которая будет направлена, в том числе, на стимулирование применение вторсырья. РЭО, в число прочего, было поручено отобразить на федсхеме мощности по утилизации пластика, картона, стекла, алюминия и других вторичных материальных ресурсов”, – напомнили “РГ” в аппарате зампреда правительства.
В кабмин уже внесен разработанный Минпромторгом законопроект о стимулировании использования вторичных ресурсов. Документ предусматривает внесение в законодательство о промышленной политике раздела по ресурсосбережению. Главным посылом законопроекта в части ТКО является приоритет использования полезных фракций из ТКО в качестве сырьевого ресурса для производства промышленной продукцией.
По словам профессора МГУ, эксперта ООН по проблемам химической безопасности, вице-президента РАЕН, члена Европейского комитета “Химия и окружающая среда” Валерия Петросяна, Евросоюз никогда не публиковал каких-либо законодательных запретов на сжигание отходов. “В 2017 году в коммюнике Еврокомиссии “Роль переработки отходов в энергию в циклической экономике” действительно было написано, что необходимо ограничивать сжигание отходов. Однако эта рекомендация относилась только к тем странам, где доля термической переработки уже составляет более 50% всех отходов. Для тех стран, где доля захоронения по-прежнему высока, коммюнике наоборот рекомендует строить новые объекты”, – указывает он.
Важно, чтобы новая комплексная система обращения с отходами выстраивалась с учетом иерархии обращения с отходами, где в приоритете – сокращение потребления, раздельный сбор, максимальный выбор всех пригодных фракций и их переработка, и только после этого – утилизация остаточных “хвостов”.
На прошлой неделе стало известно, что Ростех, Росатом и ВЭБ.РФ заключили соглашение о строительстве не менее 25 заводов энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, прошедших сортировку. Заводы будут обслуживать крупнейшие туристические центры России и агломерации с населением не менее 500 тысяч человек. Оператором программы выступит “РТ-Инвест” (“дочка” Ростеха), которая уже строит четыре мусоросжигательных завода по технологии Hitachi Zosen INOVA – три в Московской области, один в Татарстане. “В соглашении о 25 заводах энергетической утилизации отходов за расчетную единицу взяты заводы мощностью 550 тысяч тонн в год. Суммарно заводы смогут ежегодно перерабатывать около 14 млн тонн отходов. Это позволит предотвратить возникновение более 80 новых полигонов, закрыть 25 действующих и сохранить около 60 тысяч га земель. По площади это можно сравнить с территорией всего Парижа или Казани”, – отметили в “РТ-Инвест”.
Принят Государственной Думой 28 июня 2022 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 1, ст. 17; 2015, N 1, ст. 11; 2016, N 1, ст. 24; 2018, N 1, ст. 87; N 31, ст. 4861; 2019, N 30, ст. 4127; N 51, ст. 7483; N 52, ст. 7768; 2021, N 27, ст. 5184) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
“сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;”;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
“вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.”;
2) пункт 4 статьи 14 после слова “требования,” дополнить словами “в том числе к способам складирования, помещениям, в которых осуществляется складирование, оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов, ограничениям по срокам накопления и хранения отходов,”;
3) пункт 1 статьи 144 после слова “объектов” дополнить словом “утилизации,”;
4) главу III дополнить статьей 171 следующего содержания:
“Статья 171. Требования к обращению с вторичными ресурсами
1. Отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.
2. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.
3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.
4. Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 131 настоящего Федерального закона.
Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 144 настоящего Федерального закона.
5. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.
6. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.”;
5) пункт 1 статьи 19 после слова “образовавшихся,” дополнить словом “обработанных,”;
6) в абзаце первом пункта 3 статьи 24 слова “и перечень которых устанавливается” заменить словами “, производстве продукции, выполнении работ с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе, перечни которых устанавливаются”;
7) в статье 243:
а) в пункте 1 первое предложение изложить в следующей редакции: “Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, информацию о вторичных ресурсах и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее – система).”;
б) абзац первый пункта 2 после слов “в сфере обращения с отходами от использования товаров” дополнить словами “и вторичных ресурсов”;
в) пункт 6 дополнить словами “и (или) осуществляющие утилизацию вторичных ресурсов”.
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971; 2014, N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187; 2017, N 31, ст. 4774; 2018, N 31, ст. 4841; 2019, N 30, ст. 4097; N 52, ст. 7768, 7771; 2021, N 11, ст. 1704; N 24, ст. 4188; 2022, N 1, ст. 15) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
“вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.”;
2) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:
“установление перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению;
установление перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.”;
3) абзац четвертый пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
“хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона.”;
4) статью 161 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
“4. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались такие побочные продукты.”;
5) пункт 1 статьи 162 дополнить абзацем следующего содержания:
“Особенности определения платежной базы для исчисления платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона устанавливаются правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.”;
6) статью 163 дополнить пунктом 62 следующего содержания:
“62. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду дополнительного коэффициента, равного 52.
В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона указанный дополнительный коэффициент применяется к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, если побочные продукты производства размещены на объектах размещения отходов по истечении одиннадцати месяцев с даты образования таких продуктов.”;
7) в статье 164:
а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
“11. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона плата за размещение отходов вносится по месту нахождения:
1) объекта размещения отходов, на котором размещены побочные продукты производства, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона;
2) объекта, на котором осуществлялось складирование побочных продуктов производства, в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона.”;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
“2. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона признается календарный год, в котором такие побочные продукты производства признаны отходами.”;
в) дополнить пунктом 51 следующего содержания:
“51. Квартальные авансовые платежи в текущем отчетном периоде не вносятся лицами, указанными в пункте 4 статьи 161 настоящего Федерального закона.”;
г) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
“В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов представляется лицами, указанными в пункте 4 статьи 161 настоящего Федерального закона, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объектов, указанных в пункте 11 настоящей статьи.”;
8) дополнить статьей 511 следующего содержания:
“Статья 511. Требования при обращении с побочными продуктами производства
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи.
2. К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются побочные продукты производства, осуществляют их отдельный учет обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 настоящего Федерального закона.
5. При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.
6. Не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящей статьи.
8. Побочные продукты производства признаются отходами в случае:
1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;
2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.
9. В случаях, установленных пунктом 8 настоящей статьи, датой признания побочных продуктов производства отходами является наиболее ранняя из дат наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. В случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
10. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.”;
9) в статье 67:
а) в пункте 3:
дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
“о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;”;
абзацы пятый – седьмой считать соответственно абзацами шестым – восьмым;
б) в пункте 6:
абзац второй дополнить словами “и побочных продуктов производства”;
абзац четвертый дополнить словами “и побочными продуктами производства”.
Пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 18, ст. 3072; N 22, ст. 3691; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5177; N 50, ст. 8410; 2022, N 1, ст. 59) дополнить словами “(за исключением случаев, если сбор отходов I – IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения)”.
Пункт 4 части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 41; 2019, N 31, ст. 4449; 2022, N 18, ст. 3016) после слов “источников энергии” дополнить словами “, вторичного сырья”.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2024 года.
3. Положения пункта 2 статьи 171 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” применяются с 1 января 2030 года.
4. Положения пунктов 4, 8 и 9 статьи 511 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 года.
Президент Российской Федерации В. Путин