Фгис цс минстрой что это

Что еще?

В России запущена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Оператором этой системы является подведомственное Минстрою России ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По словам главы Минстроя Михаила Меня, этот механизм позволит обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и минимизировать риски завышения сметной стоимости строительства объектов, повысив её достоверность.

Как исключить Организацию из Перечня Минстроя

Подлежат исключению из Перечня (п. 12.2 Правил):

  • которые ликвидированы, а также в отношении которых имеются решения арбитражного суда о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • в отношении которых из Единого государственного реестра юридических лиц исключены сведения о кодах по ОКВЭД, связанных с производством Строительных ресурсов;
  • выручка от осуществления деятельности по производству Строительных ресурсов на территории РФ за предшествующий календарный год составляет менее 10 (десяти) млн. рублей;
  • которые осуществляют деятельность, связанную с производством на территории РФ и (или) ввозом в РФ Строительных ресурсов исключительно для собственных нужд;
  • которые не осуществили в предшествующем календарном году деятельность по перевозке Строительных ресурсов, производству и (или) ввозу;
  • которые осуществляют деятельность по производству и реализуют их исключительно Организациям, разместившим в информационной системе информацию о цене Строительных ресурсов.

4.1 Обратиться в с просьбой об исключении из Перечня

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обращений Организаций, включенных в Перечень, могут направлять предложения об исключении из такого перечня. Государственное учреждение рассматривает предложения об исключении в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения соответствующего предложения и принимает решение об исключении либо о нецелесообразности исключения.

4.2 Организация может подать заявление на исключение

Для этого нужно обратиться в ФАУ Главгосэкспертиза с просьбой исключить Организацию из Перечня, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС. К обращению необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность ошибочности включения организации в реестр. Для Производителей ФАУ Главгосэкспертиза чаще предлагает скорректировать сведения об организации. Перечень формируется на основании данных ОКВЭД Росстата (Что такое ОКВЭД). Если Организация не является производителем строительных ресурсов, то внесите изменения в ЕГРЮЛ. После этого необходимо обратиться в Минстрой России и приложить документы, подтверждающие внесение изменений.

Из практики следует, что быстро исключают организации Импортеров, которые доказали, что фактически не являются импортёрами строительных ресурсов.


Пример Заявления на исключение 1 – Производство

В Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») от ООО «ХХХХ» ИНН , КПП, адрес.  Заявление. В ответ на уведомление от ХХХХХХ № ХХХХХХ ООО «ХХХ» заявляет, что основной вид деятельности организации не связан с производством строительных материалов. ООО «ХХХ» 08.10.2019 внесло изменения в ЕГРЮЛ в части исключения кодов ОКВЭД, связанных с производством стройматериалов. Просим исключить ООО «ХХХХ» из перечня лиц, представляющих информацию в соответствии с Правилами мониторинга цен, утвержденными постановлением Правительства от 23.12.2016 № 1452;

Пример Заявления на исключение 2 – Импорт

В Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») от ООО «ХХХХ» ИНН , КПП, адрес.  Заявление. В ответ на уведомление от ХХХХХХ № ХХХХХХ ООО «ХХХ» заявляет, что ведет оптовую торговлю товарами, предназначенными для детей. За весь период деятельности ООО «ХХХ» не производило, не импортировало и не реализовывало строительные материалы, не состояло в саморегулируемых организациях в области строительства. ООО «ХХХ» не располагает информацией, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и составления ежеквартальной отчетности. В связи с этим просим исключить ООО «ХХХХ» из перечня лиц, предоставляющих информацию в соответствии с Правилами мониторинга цен, утвержденными постановлением Правительства от 23.12.2016 № 1452.

Пример Заявления на исключение 3 – Производство Индивидуальное

В Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») от ООО «ХХХХ» ИНН , КПП, адрес.  Заявление. В ответ на уведомление от ХХХХХХ № ХХХХХХ ООО «ХХХ» сообщает, что организация не предоставляла отчет о ценах и количестве отгруженной продукции. Непредоставление отчетов произошло из-за отсутствия информации о необходимости сдавать такие отчеты – уведомление не приходило, организации в перечне не было. Необходимых сведений для заполнения указанного в уведомлении отчета нет, так как Организация производит запчасти по индивидуальному заказу покупателя. В заказе оговариваются уникальные технические характеристики конкретного выпускаемого изделия. Изделие не является однородным и мелкосерийным, не осуществляется реализация постоянным потребителям при одинаковых условиях продаж, отсутствует возможность отобрать представительные товарные группы (группы услуг). Просим исключить ООО «ХХХХ» из перечня лиц, предоставляющих информацию в соответствии с Правилами мониторинга цен, утвержденными постановлением Правительства от 23.12.2016 № 1452.

Как ответил Минстрой Импортеру

“ФАУ «Главгосэкспертиза России», рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется в рамках Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 (далее – Правила мониторинга), в соответствии с классификатором строительных ресурсов (далее – Классификатор), на основании данных юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов (далее – юридические лица).

Сведения об ООО «ХХХ» в соответствии с пунктом 6 Правил мониторинга представлены Федеральной таможенной службой исходя из кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (9405109808; 9405401009; 9405403509; 9405403909; 9405409908), связанных с ввозом в Российскую Федерацию строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор.

Одновременно сообщаем, что Ваше обращение будет учтено при актуализации Перечня юридических лиц в соответствии с Правилами мониторинга, при предоставлении в Минстрой России документов, подтверждающих Федеральной таможенной службой отсутствие деятельности, связанной с ввозом в Российскую Федерацию строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор”.


Рекомендуем высылать письмо через электронную приемную Главгосэкспертизы и дублировать почтовым отправлением (заказное с уведомлением). Если Вам не отвечают, не исключают – обращайтесь в арбитражный суд с заявлением обязать ФАУ Главгосэкспертиза исключить Организацию из Перечня.

ФГИС ЦС

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 369-ФЗ 
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и пункту 1 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (Правила мониторинга) (изменения от 15.05.2019 № 604) организации, включенные в перечень юридических лиц, обязаны предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов.

Для ознакомления с данным перечнем необходимо зайти во вкладку «Мониторинг цен строительных ресурсов», ввести наименование или ИНН юридического лица в поисковую строку и осуществить поиск. Под наименованием организации имеется категория юридического лица:

 Юридическое лицо – «Производитель»

Сведения о том, что Ваша организация является производителем строительных ресурсов, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил мониторинга представлены Федеральной службой государственной статистики исходя из кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), соответствующих производству строительных ресурсов, включенных в классификатор строительных ресурсов, заявленным юридическим лицом при регистрации в Федеральной налоговой службе. Обязательства по предоставлению информации в 

ФГИС ЦС возложены на производителей, выручка от осуществления деятельности которых за предшествующий календарный год составила не менее 10 млн. рублей, за исключением юридических лиц, которые на основании условий, установленных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отнесены к микропредприятиям и включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В классификаторе строительных ресурсов каждый ресурс имеет код, состоящий из 17 (для материалов, изделий, конструкций и оборудования) или 15 (для строительных машин и автотранспортных средств) знаков. Первые 
6 знаков кода ресурса – это код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2). В карточке юридического лица коды ОКПД 2 определяются по принципу совпадения первых 4-х цифр с кодом ОКВЭД 2.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил мониторинга юридическим лицам необходимо представить информацию об отпускных ценах (ценах реализации) строительных ресурсов, произведенных на территории РФ, средневзвешенных по объемам и цене их реализации за отчетный период и предусмотренных договорами купли-продажи таких строительных ресурсов, по формам предоставления информации, утвержденным приказом Минстроя России от 29.03.2017 № 659/пр.

Юридическое лицо – «Импортер»

Сведения о том, что Ваша организация является импортером строительных ресурсов, в соответствии с пунктом 6 Правил мониторинга представлены Федеральной таможенной службой исходя из кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), связанных с ввозом в РФ строительных ресурсов, включенных в классификатор строительных ресурсов. Данная информация представлена по состоянию на 2017 год.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил мониторинга юридическим лицам необходимо представить информацию об отпускных ценах (ценах реализации) строительных ресурсов, ввезенных на территорию РФ, на основании договоров купли-продажи таких строительных ресурсов за отчетный период по формам предоставления информации, утвержденным приказом Минстроя России от 29.03.2017 № 659/пр.

Исключение из Перечня

В соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 12.12.2016 № 1452 (далее – Правила мониторинга), согласно пункта 12(2) изменений от 15.05.2019 № 604 Правил мониторинга определен ряд оснований для исключения из Перечня.

Для рассмотрения вопроса об исключении организации и Перечня необходимо предоставить подтверждающие документы об отсутствии кодов ОКВЭД, связанных с производством строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов (далее – Классификатор). Обращение и выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую внесение изменений, необходимо направить в адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором лица ведут производственную деятельность.

Организации состоящие в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, для рассмотрения вопроса об исключении из перечня юридических лиц необходимо предоставить заверенную подписями уполномоченных лиц и печатью организации балансовую отчетность (отчет о прибылях и убытках форма № 2) за 2019 год с соответствующими приложениями, подтверждающими информацию о том, что выручка от осуществления деятельности по производству на территории Российской Федерации строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор, за предшествующий календарный год составляет менее 10 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 6 Правил мониторинга представлены сведения Федеральной таможенной службой исходя их кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (3815110000; 3815199000; 6815990009; 7307298009; 7326200002; 7326909807; 8413705900; 8414808000), связанных с ввозом в Российскую Федерацию строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор. Для рассмотрения вопроса об исключении юридического лица из Перечня, необходимо предоставить копии всех таможенных деклараций за 2019 год в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором юридической лицо ведет деятельность.

В случае отсутствия таможенных деклараций юридическому лицу следует предоставить документы, подтверждающие Федеральной таможенной службой отсутствие в 2019 году деятельности, связанной с ввозом в Российскую Федерацию строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор, в вышеуказанные органы.

Для входа в Личный кабинет ФГИС ЦС и подачи отчетности юридическим лицам необходимо:

1. Получить квалифицированную электронную подпись (для получения квалифицированной электронной подписи обратитесь в один из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров).

2. Пройти регистрацию юридического лица на Едином портале государственных услуг Российской Федерации.

3. Установить программное обеспечение «Jinn-Client», предназначенное для формирования электронной подписи документов в достоверной среде для подписания электронной подписью передаваемой информации во ФГИС ЦС.

4. Установить программное обеспечение «Континент TLS VPN», предназначенное для реализации защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования для обеспечения защищенной передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом ФГИС ЦС.

Более подробная информация и пошаговая инструкция регистрации представлена на Портале ФГИС ЦС в разделе «База знаний» в подразделе «Обучающие материалы».

Сроки размещения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование на портале ФГИС ЦС – ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Приказ Минстроя России N 893-пр от 30.12.2020г. (рег. N 63964 от 23.06.2021 МинюстРФ)

Официальные ответы Минстроя на частые вопросы

В связи с сезонным фактором, наша организация не реализовывала произведенную либо импортированную продукцию в отчётном периоде, должна ли наша организация представить какие-либо сведения по ценам во ФГИС ЦС?

Ответ: Если организация не производила и не реализовывала импортированную продукцию выбранную в Личном кабинете за отчетный период , то во ФГИС ЦС необходимо предоставить нулевые значения отпускных цен и объёмов по такой номенклатуре

Какие коды ОКВЭД связаны с производством строительных материалов?

Ответ: Коды видов экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД 2), связанные с производством строительных ресурсов

01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур

01.19 Выращивание прочих однолетних культур

01.29 Выращивание прочих многолетних культур

01.30 Выращивание рассады

02.10 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность

02.30 Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений

05.10 Добыча и обогащение угля и антрацита

06.20 Добыча природного газа и газового конденсата

08.11 Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев

08.12 Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина

08.91 Добыча минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений

08.92 Добыча и агломерация торфа

08.99 Добыча прочих полезных ископаемых, не включенных в другие группировки

10.84 Производство приправ и пряностей

13.10 Подготовка и прядение текстильных волокон

13.20 Производство текстильных тканей

13.92 Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды

13.93 Производство ковров и ковровых изделий

13.94 Производство канатов, веревок, шпагата и сетей

13.95 Производство нетканых текстильных материалов и изделий из них, кроме одежды

13.96 Производство прочих технических и промышленных текстильных изделий

13.99 Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки

16.10 Распиловка и строгание древесины

16.21 Производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей

16.22 Производство сборных паркетных покрытий

16.23 Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий

16.29 Производство прочих деревянных изделий; производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения

17.12 Производство бумаги и картона

17.21 Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары

17.22 Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения

17.23 Производство бумажных канцелярских принадлежностей

17.24 Производство обоев

17.29 Производство прочих изделий из бумаги и картона

19.10 Производство кокса

19.20 Производство нефтепродуктов

20.11 Производство промышленных газов

20.12 Производство красителей и пигментов

20.13 Производство прочих основных неорганических химических веществ

20.14 Производство прочих основных органических химических веществ

20.15 Производство удобрений и азотных соединений

20.16 Производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах

20.17 Производство синтетического каучука в первичных формах

20.20 Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов

20.30 Производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик

20.41 Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств

20.51 Производство взрывчатых веществ

20.52 Производство клеев

20.59 Производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки

20.60 Производство химических волокон

21.20 Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

22.11 Производство резиновых шин, покрышек и камер; восстановление резиновых шин и покрышек

22.19 Производство прочих резиновых изделий

22.21 Производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей

22.22 Производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров

22.23 Производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве

22.29 Производство прочих пластмассовых изделий

23.11 Производство листового стекла

23.12 Формирование и обработка листового стекла

23.14 Производство стекловолокна

23.19 Производство и обработка прочих стеклянных изделий, включая технические изделия из стекла

23.20 Производство огнеупорных изделий

23.31 Производство керамических плит и плиток

23.32 Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины

23.42 Производство керамических санитарно-технических изделий

23.43 Производство керамических изоляторов и изолирующей арматуры

23.49 Производство прочих керамических изделий

23.51 Производство цемента

23.52 Производство извести и гипса

23.61 Производство изделий из бетона для использования в строительстве

23.62 Производство гипсовых изделий для использования в строительстве

23.63 Производство товарного бетона

23.64 Производство сухих бетонных смесей

23.65 Производство изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента

23.69 Производство прочих изделий из гипса, бетона или цемента

23.70 Резка, обработка и отделка камня

23.91 Производство абразивных изделий

23.99 Производство прочей неметаллической минеральной продукции, не включенной в другие группировки

24.10 Производство чугуна, стали и ферросплавов

24.20 Производство стальных труб, полых профилей и фитингов

24.31 Производство стальных прутков и сплошных профилей методом холодного волочения

24.32 Производство холоднотянутого штрипса

24.33 Производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки

24.34 Производство проволоки методом холодного волочения

24.41 Производство драгоценных металлов

24.42 Производство алюминия

24.43 Производство свинца, цинка и олова

24.44 Производство меди

24.45 Производство прочих цветных металлов

24.51 Литье чугуна

25.11 Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

25.12 Производство металлических дверей и окон

25.21 Производство радиаторов и котлов центрального отопления

25.29 Производство прочих металлических цистерн, резервуаров и емкостей

25.30 Производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления

25.72 Производство замков и петель

25.73 Производство инструмента

25.91 Производство металлических бочек и аналогичных емкостей

25.93 Производство изделий из проволоки, цепей и пружин

25.94 Производство крепежных изделий

25.99 Производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки

26.11 Производство элементов электронной аппаратуры

26.20 Производство компьютеров и периферийного оборудования

26.30 Производство коммуникационного оборудования

26.40 Производство бытовой электроники

26.51 Производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации

26.60 Производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях

27.11 Производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов

27.12 Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры

27.20 Производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей

27.31 Производство волоконно-оптических кабелей

27.32 Производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования

27.33 Производство электроустановочных изделий

27.40 Производство электрических ламп и осветительного оборудования

27.51 Производство бытовых электрических приборов

27.52 Производство бытовых неэлектрических приборов

27.90 Производство прочего электрического оборудования

28.12 Производство гидравлического и пневматического силового оборудования

28.13 Производство прочих насосов и компрессоров

28.14 Производство прочих кранов и клапанов

28.15 Производство подшипников, зубчатых передач, элементов механических передач и приводов

28.21 Производство печей, термокамер и печных горелок

28.22 Производство подъемно-транспортного оборудования

28.24 Производство ручных инструментов с механизированным приводом

28.25 Производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования

28.29 Производство прочих машин и оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки

28.30 Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства

28.41 Производство металлообрабатывающего оборудования

28.49 Производство прочих станков

28.92 Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства

28.93 Производство машин и оборудования для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий

28.99 Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки

29.10 Производство автотранспортных средств

29.20 Производство кузовов для автотранспортных средств; производство прицепов и полуприцепов

29.32 Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств

30.11 Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций

30.12 Строительство прогулочных и спортивных судов

30.20 Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава

31.01 Производство мебели для офисов и предприятий торговли

31.02 Производство кухонной мебели

32.12 Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий

32.30 Производство спортивных товаров

35.11 Производство электроэнергии

35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

36.00 Забор, очистка и распределение воды

38.32 Утилизация отсортированных материалов

Какова стоимость приобретения программного обеспечения, необходимого для предоставления сведений в ФГИС ЦС?

Каков порядок получения консультационной и технической поддержки пользователей ФГИС ЦС?

Ответ: Любой пользователь ФГИС ЦС может получить консультационную и техническую поддержку по вопросам, связанным с мониторингом цен строительных ресурсов, регистрацией и работой в ФГИС ЦС. Для этого необходимо воспользоваться формой обратной связи на Портале ФГИС ЦС или обратиться по одному из телефонов +7 (495) 625 95 95, 8-800-775-95-95 (круглосуточно).


Все материалы для подготовки данной статьи взяты в открытых источниках. Статья служит для ответов клиентам Firmmaker на данную тему.


Фирммейкер, январь 2020
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Чем регулируется Отчет Минстроя

  1. Градостроительный кодекс (ст. 8.3);
  2. Реформа ценообразования в строительстве – Концепция 400 дней (письмо ФЦЦ от 18.04.16, сама концепция);
  3. Правила мониторинга цен;
  4. Классификатор строительных ресурсов (далее КСР);
  5. Формы предоставления информации.

О КСР

Анна Молчанова, директор «Национального кровельного союза»:

«Чтобы совершенствовать ФГИС ЦС – его нужно отменить. Есть большая проблема со структурой КСР. За 8 лет его структура не переработана никак. Найти там что-то невозможно, там черт ногу сломит. Пользоваться поиском невозможно. Наименования сформулированы так, что сметчик с КСР работать не может. Переход на «более эффективный» метод невозможен, система изначально не эффективна. Штрафами в систему загнать никого невозможно, прошедшие 8 лет это наглядно доказали»

Задачи ФГИС ЦС

Единая информационная система создана с целью обеспечить открытость и прозрачность работы госорганов, государственных и муниципальных заказчиков, местного самоуправления, а также исполнителей госконтрактов в сфере строительства.

Платформа ФГИС ЦС помогает решить следующие задачи:

  • повысить прозрачность, достоверность определения стоимости строительного продукта на всех стадиях реализации проекта, финансируемого из бюджетных средств;
  • сделать рынок более стабильным;
  • оптимизировать стоимость материалов, технологических процессов;
  • обеспечить использование современных информационных средств для расчета сметной стоимости строительства;
  • сократить сроки на сметные расчеты с сохранением точности;
  • улучшить конкурентную среду на рынке стройматериалов;
  • стимулировать применение новых технологий в инвестиционно-строительной отрасли;
  • стимулировать процессы импортозамещения.

Разработка и внедрение Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве – это один из этапов сложного процесса реформирования общей системы ценообразования в России. Данные из ФГИС ЦС будут доступны всем пользователям, использующим криптографический протокол защиты данных TLS. Система станет единой электронной базой цен строительного рынка. В ней будут содержаться актуальные сведения о ценах на конструкции, изделия, стройматериалы, оборудования, о тарифах на эксплуатацию машин, размерах оплаты труда специалистов различных уровней в разных регионах страны и т. д. Вся база данных будет поделена примерно на 150 ценовых зон.

Федеральный реестр сметных нормативов

Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) – это открытая единая база сметных нормативов, используемых при составлении сметной документации для объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета.

Посредством подсистемы ФГИС ЦС предоставляется доступ к сведениям, включенным в ФРСН, таким как:
  • Государственные сметные нормативы (Элементные сметные нормы, Методические документы, прочее)
  • Отраслевые сметные нормативы, элементные сметные нормативы, единичные расценки
  • Территориальные сметные нормативы, элементные сметные нормативы, единичные расценки
  • Индексы изменения сметной стоимости строительства
  • Информационные и разъяснительные документы
Подсистема ФГИС ЦС «Федеральный реестр сметных нормативов» состоит из следующих разделов:
  • сметные нормы и нормативы
  • нормативные правовые акты (Федеральные законы, Постановления Правительства, Приказы)
  • план разработки сметных нормативов
  • архив
Сведения по каждому разделу включают в себя следующее:
  • Порядковый номер
  • Наименование документа
  • Реквизиты приказа Минстроя России
  • Реквизиты регистрационного документа
  • Адрес размещения норматива на Портале ФГИС ЦС
Реализация функциональных возможностей подсистемы:
  • размещение сметных нормативов
  • просмотр в иерархическом виде и возможность навигации по ним
  • размещение плана разработки (включая перечень работ со сроками на текущий календарный год)


Приказ «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр»

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №427 от 18 августа 2009 года, Приказом Министерства регионального развития РФ №296 от 15 июля 2009 года впервые утвержден Порядок формирования и ведения ФРСН и предоставления сведений, включаемых в реестр. Таким образом, сметные нормативы были разделены на 4 группы: государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные нормативы.

Далее, Порядок формирования и ведения ФРСН переутвержден приказом Госстроя №17/ГС от 5 февраля 2013 года.

Также существует проект нового приказа, который находится на рассмотрении. По информации Минстроя России, проект приказа разработан во исполнение пункта 10 плана мероприятий «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)», утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 30 декабря 2014 года №ДК-П9-9653.

Приказ Минстроя России от 2 июня 2015 г. № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников»

Данным Приказом утверждена новая классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства. В самостоятельный раздел помещены информационные, разъяснительные документы.

Индивидуальные сметные нормативы

Ранее, для строительства объектов за счет федерального бюджета, сметная документация составлялась с применением сметных нормативов, включенных в ФРСН, а если необходимые сметные нормативы в реестре отсутствовали, то по решению заказчика в установленном порядке могли разрабатываться индивидуальные сметные нормативы (ИСН). Теперь, Постановлением Правительства РФ №767 от 28 июля 2015 года установлено, что индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства объектов с бюджетным финансированием, могут разрабатываться и применяться только по решению Правительства РФ.

Подсистема ведения федерального реестра сметных нормативов

Разработка подсистемы осуществлена в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ №959 от 23 сентября 2016 года, который был принят на основании ключевого Федерального закона №369 от 3 июля 2016 года; согласно ему, утвержденные сметные нормативы включаются в ФРСН и подлежат обязательному применению  при строительстве объектов, финансируемых из бюджета.

Обеспечение поддержки ФРСН в актуальном состоянии осуществляется Минстроем и подведомственной ему Главгосэкспертизой России.

Провал в наполнении ФГИС ЦС усилиями СРО и НОСТРОЙ

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков признал, что все усилия по совместной работе СРО и ГГЭ в вопросах наполнения ФГИС ЦС до сих пор не увенчались успехом.

  • Про индексы. Есть процент недофинансирования: пока индекс выходит, проходит квартал. А каждый квартал – это фактически 2-3%. В рамках строительства объекта – это большой процент недофинансирования. Чтобы этот момент ликвидировать – нужно наполнять ФГИС ЦС.
  • Про цены с кассовых аппаратов. В связи с тем, что у нас отсутствует какой-то единый классификатор, а заполняет эту информацию производитель, у нас каждый продукт может иметь 30 названий. Поэтому классифицировать, использовать и заполнять в ФГИС ЦС, к сожалению, мы пока не смогли. Чтобы информацию собирать – необходим нормальный классификатор, которого у нас нет. Вся продукция, которая должна попадать фискальным методом, налоговый учет, проектная документация – должны опираться на единый сквозной классификатор изделий и материалов [может, как раз НОСТРОЙ и возьмется доработать этот новый классификатор для всех?].
  • Про информацию с маркетплейсов. Там из 50 тыс. позиций торгуется хорошо, если десятка два-три. А все остальное будет экстраполяция. Основной минус предыдущей системы ценообразования, когда мониторинг осуществлялся по определенной номенклатуре, а остальное все экстраполировалось. 700 ресурсов мониторим, а остальные 49 000 – экстраполировались на основании этих 700. Это не самое объективное отражение, что приводит как к удорожанию, так и удешевлению. Потом корректируется в ручном режиме.
  • Меры административного воздействия на поставщиков, которые не будут размещать информацию в ФГИС ЦС. Это хорошо, но необходимо объективное понимание необходимости этого процесса.
  • Про 21 субъект с самой низкой наполняемостью ФГИС ЦС, где в качестве пилота Главгосэкспертиза попросила помочь НОСТРОЙ с мониторингом. Не получается, как было 5-7% наполнения, так оно и остается. Может, к концу квартала дотянут до 10%. Все равно система с таким наполнением – не рабочая.

Динамика наполнения ФГИС ЦС

  • Приведение ЗП сотрудников 4 разряда, которая ложится в индексы, к рыночному состоянию. В большей части субъектов – средняя ЗП по региону по-прежнему выше, чем ЗП по отрасли. В этой связи о сохранении и стремлении людей на стройку говорить не приходится.

Сравнение установленного размера оплаты труда рабочих с рыночной ЗП по федеральным округам

  • ПП 1315. Количество допсоглашений, а главное – полученных денежных средств – минимально. На пальцах рук двух людей можно посчитать те контракты, те денежные средства, которые получили подрядные организации. В первую очередь – это объекты прямого федерального финансирования. Удорожание объектов варьируется от 12 до 25% в результате подтверждения достоверности. Процедура запроса денег регионом, подписания доп.соглашения сейчас при дороговизне заемных средств нужно ускорять. Договора, заключенные даже в начале 2021 г – за гранью целесообразности. Увеличение затратной части стоимости строительных материалов приводит к увеличению стоимости строительства примерно на 15%. Норма рентабельности любого бюджетного объекта — 6-7%. Без постановления 1315 строительная компания минимизировать свои убытки не может.

Зачем это нужно

Главной целью создания ФГИС ЦС является информационная поддержка процесса и порядка определения сметной стоимости объектов капстроительства, которые финансируются с привлечением бюджетных средств.

Для строек с привлечением бюджетных средств, а также системы ЖКХ и госкорпораций, обязательным становится применение государственно-сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС.

При разработке сметной документации на объекты с участием средств госбюджета сметчик будет обязан использовать только ту цену на стройматериалы, рабочую силу, перевозку грузов, эксплуатацию машинн, которая рассчитана на основе системы ФГИС ЦС.

Правила мониторинга цен утверждены Постановлением Правительства № 1452 от 23.12.2016.

ФГИС ЦС возложены на производителей, выручка от осуществления деятельности которых за предшествующий календарный год составила не менее 10 млн

Для рассмотрения вопроса об исключении юридического лица из Перечня, необходимо внести изменения в устав организации в части исключения кодов ОКВЭД, связанных с производством строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор”

Напоминаем, срок начала применения ФСНБ-2022 перенесен на 30 декабря 2022 согласно приказу Минстроя России № 378/пр от 18 мая 2022

Вопрос: Кто должен отчитываться во ФГИС ЦС в 2020г.? Делать это обязаны компании, которые вошли в перечень, опубликованный на сайте ФГИС ЦС (п. 10 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утв. постановлением Правительства от 23.2016 № 1452)

Для рассмотрения вопроса об исключении юридического лица из Перечня, необходимо внести изменения в устав организации в части исключения кодов ОКВЭД, связанных с производством строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в Классификатор”

Для этого нужно обратиться в ФАУ Главгосэкспертиза с просьбой исключить Организацию из Перечня, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС . К обращению необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность ошибочности включения организации в реестр

Напоминаем, срок начала применения ФСНБ-2022 перенесен на 30 декабря 2022 согласно приказу Минстроя России № 378/пр от 18 мая 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *