Фгис как разместить цены

Методология ценообразования
О ФГИС ЦС
Планирование разработки сметных нормативов
Мониторинг цен
Документы
Инструкции
Вопрос-ответ

Методология ценообразования

Главгосэкспертиза России приглашает представителей профессионального сообщества принять непосредственное участие в процессе совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности в целях создания максимально эффективной системы ценообразования, выработки консолидированных решений по рассматриваемым вопросам и обеспечения достоверного определения сметной стоимости.

Для сбора предложений в рамках разработки методических документов создан сервис:

Форма сбора предложений

Обращаем внимание на то, что все предложения, поступившие от представителей профессионального сообщества, будут рассмотрены ответственными подразделениями Главгосэкспертизы России в рамках их компетенций на предмет необходимости учета при выполнении соответствующих работ по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.

О ФГИС ЦС

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1452 от 23.12.2016 информация о ценах на строительные ресурсы размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), создание, ведение и развитие которой поручено Главгосэкспертизе России.

Главгосэкспертиза России предлагает отрасли удобный рабочий инструмент — систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства. В системе размещены федеральный реестр сметных нормативов, укрупненные нормативы цен строительства, методики определения сметных цен строительных ресурсов, классификатор строительных ресурсов, перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС. ФГИС ЦС позволяет не только оптимизировать стоимость строительства, но и создает основы для повышения стабильности рынка строительства и улучшения конкурентного климата на рынке строительных материалов, стимулирования применения инновационных технологий строительства и импортозамещения в строительстве.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве запущена в промышленную эксплуатацию.

Планирование разработки сметных нормативов

Приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 710/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов» установлены правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов (далее – Порядок), разработка (актуализация) сметных норм осуществляется в соответствии с Планом утверждения (актуализации) сметных нормативов (далее – План).

План формируется из трех разделов:

Формирование Плана осуществляется ежегодно Минстроем России на основании предложений, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц (далее – Инициаторы) об утверждении (актуализации) сметных норм и МНЗ.

Предложения по разработке сметных нормативов направляются в адрес Минстроя России и Учреждения. Прилагаемые к Предложению документы направляются Инициатором только в адрес Учреждения с обязательным приложением следующих документов в соответствии с пунктом 6 Порядка:

Шаблон обращения в Минстрой России  (*.docx).

Вышеуказанные документы представляются Инициаторами на бумажном носителе (документы должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора (руководителя Инициатора, иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия)), а также на электронном носителе в открытом формате (пункты 8 и 9 Порядка).

Ниже представлен шаблон обоснования целесообразности разработки (актуализации) сметных норм, а также формы по заполнению соответствующей информации согласно требованиям пункта 6 Порядка:

Обоснование целесообразности разработки (актуализации) сметных норм  (*.docx).

Форма заполнения информации, указанной в пункте 6 Порядка  (*.xlsx).

Прием предложений и документов от Инициаторов осуществляется Минстроем России и Учреждением в срок до 1 сентября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, сведения о которых содержатся в Предложении.

В обязательном порядке в План включается информация о сметных нормативах, указания на разработку которых содержатся в актах Правительства Российской Федерации, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Изменения в План вносятся приказом Министерства на основании актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Предложений.

Обращаем внимание, что в случае неисполнения Инициатором обязательства по разработке (актуализации) сметных нормативов и (или) переноса срока разработки сметных нормативов более двух раз, такой сметный норматив из формируемого Учреждением проекта Плана исключается. Перенос срока разработки сметного норматива осуществляется на основании письменного обращения Инициатора в Министерство и Учреждение с указанием причин необходимости такого переноса.

Мониторинг цен

Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» Главгосэкспертиза России проводит мониторинг цен строительных ресурсов.

По интересующим вопросам просим обращаться в контактный центр Главгосэкспертизы России по телефонным номерам:
+7 (495) 625-95-95 (г. Москва);
8 (800) 775-95-95 (Бесплатный звонок по России).

Классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом Минстроя России от 17.11.2022 №969/пр.

Распределение номенклатуры грузов по классам (*.pdf).

Список речных и морских бассейнов Российской Федерации (*.pdf).

C 5 июля вступил в силу приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 893/пр «Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов». Приказ зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2021 года (регистрационный № 63964).

Приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 893/пр разработан в соответствии с пунктом 24 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», и утверждает общие требования к оформлению данных, предоставляемых в ФГИС ЦС обладателями информации, в том числе:

– форму предоставления информации о юридических лицах, их обособленных подразделениях, осуществляющих деятельность по производству на территории Российской Федерации, ввозу на территорию Российской Федерации и (или) перевозке на территории Российской Федерации строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов;

– форму предоставления информации об отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки), заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенной по объемам и цене их реализации за отчетный период, и об отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, ввезенных в Российскую Федерацию, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки), заключенными между покупателями и лицами, осуществившими ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, средневзвешенной по объемам и цене их реализации за отчетный период;

– форму предоставления информации о цене строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, реализуемых на территории Российской Федерации, которая устанавливается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность по оптовой торговле такими строительными материалами, изделиями, конструкциями, оборудованием, машинами и механизмами, подтвержденной прейскурантами, подписанными руководителем юридического лица и (или) индивидуальным предпринимателем (или уполномоченными ими лицами), и информация о которой размещена в сети Интернет;

– формы предоставления информации о цене услуг по перевозке строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта, транспортными средствами автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами перевозки, заключенными между перевозчиками и отправителями таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, за отчетный период с распределением по видам перевозок, средневзвешенной по объемам и цене предоставления услуг за отчетный период;

– форму предоставления информации о размере платы за временное владение и пользование железнодорожными грузовыми вагонами, предусмотренном договорами аренды, заключенными между собственниками и арендаторами грузовых вагонов, средневзвешенном по объемам и размеру платы за отчетный период.

В связи с участившимися случаями публикации предложений по оказанию посреднических услуг, связанных с работой в ФГИС ЦС, Главгосэкспертиза России напоминает всем пользователям информационной системы, что официальная техническая и консультационная поддержка обеспечивается бесплатно и в круглосуточном режиме. На текущий момент общее количество посещений сайта ФГИС ЦС превысило 492 тысячи, в системе зарегистрированы около 16 тысяч юридических лиц.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) введена в эксплуатацию в 2017 году в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 21.01.2015 № Пр 89 и от 17.05.2016 № Пр-1138ГС по совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации. Будучи основной цифровой платформой ценообразования в строительстве, ФГИС ЦС обеспечивает аккумулирование, верификацию и актуализацию всей информации, необходимой для формирования сметной стоимости строительства и ее дальнейшее предоставление пользователям в машиночитаемом формате.

Любой пользователь ФГИС ЦС может оперативно получить квалифицированную помощь специалистов Главгосэкспертизы по всем вопросам, в том числе о порядке регистрации и последующей работы в ФГИС ЦС. В том числе все виды поддержки доступны для юридических лиц и органов исполнительной власти, участвующих в процессе мониторинга цен строительных ресурсов и размещающих информацию в личных кабинетах ФГИС ЦС.

Таким образом, обращение пользователей за помощью к так называемым «компаниям-посредникам» нецелесообразно и, более того, небезопасно с точки зрения сохранности информации. С целью извлечения незаконной прибыли подобные агентские структуры предлагают платные услуги по подключению и регистрации пользователей, сдаче отчетности в ФГИС ЦС и другим видам работы с системой. Но при этом они не несут ответственности и не обеспечивают должный уровень информационной и технической поддержки.

Также обращаем внимание, что вся необходимая информация по работе с ФГИС ЦС размещена в самой системе и доступна любому пользователю. В разделе «База знаний» можно ознакомиться с обучающими материалами, пошаговыми текстовыми и видеоинструкциями, презентациями, руководствами пользователей, разъяснениями и ответами на различные вопросы, в том числе по размещению информации в системе. Все материалы «Базы знаний» доступны по ссылке.

Главгосэкспертиза России также круглосуточно оказывает официальную бесплатную поддержку пользователей ФГИС ЦС по телефонам: +7 (495) 625-95-95, +7 (800) 775-95-95. Кроме того, на любой странице сайта ФГИС ЦС доступно окно обратной связи («зеленый конверт»).

Техническая поддержка в части использования различных средств криптографической защиты информации (СКЗИ) обеспечивается в специализированном «Личном кабинете пользователя СКЗИ» по ссылке: www.skzi.infosec.ru.

В марте 2022 года на официальном сайте ФГИС ЦС был обновлен сертификат безопасности. Новый сертификат выпущен Минцифры России в соответствии со всеми требованиями установления защищенных соединений и аутентификации сайта в сети Интернет. Сертификат определяется автоматически, не требует дополнительных настроек и действует по умолчанию в последней версии российского браузера Яндекс.Браузер. Для корректной работы обновленного сертификата в других браузерах необходимо дополнительно установить в систему «Корневой сертификат удостоверяющего центра» Минцифры России. Ссылка на сертификат размещена в нижней части страницы сайта Госуслуг. Дополнительная информация об установке российских сертификатов в разные операционные системы размещена на сайте Госуслуг по ссылке.

О регулировании цен на материалы и при чем тут ФГИС ЦС

Как у Вас с наполнением ФГИС ЦС в регионе? Принимаете участи?
Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Александр Ломакин теперь действительно курирует ценообразование. Из выступления на Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое:

«Ситуация с ростом цен на строительные материалы находится на особом контроле и у Президента и у председателя Правительства и у зам.председателя — М.Ш. Хуснуллина. Соответствующие поручения на эту тему у нас имеются.

Минстрой уделяет значительное внимание ценообразованию стройматериалов и мы проводим активную работу, направленную на стабилизацию цен на рынке. Анализ влияния роста стоимости цен стройматериалов на рост стоимости объектов капстроительства и принятие соответствующих решений, являются нашими первоочередными задачами. Мы находимся в открытом диалоге со всеми участниками этого процесса: производителями, и застройщиками, и отраслевыми объединениями. Ведем активную межведомственную работу по выработке и реализации механизмов по сдерживанию роста цен на рынке.

Прорабатываются вопросы заключения прямых долгосрочных договоров с производителями. Как исключительная мера – Минстрой организовал расчет индексов изменения сметной стоимости на 1 квартал 2021 года. Также организована работа на электронной торговой площадке Газпромбанка по заключению сделок купли-продажи металлоизделий. В декабре 2020 принято постановление Правительства, где установили ставку вывозной таможенной пошлины на отходы и лом металлов. Прорабатываются вопросы изменений в 44 ФЗ, которые позволят в текущем режиме актуализировать стоимость контракта с учетом изменений стоимости материалов, оборудования и ЗП»
Подождите, но ведь цены поставщиков в открытом доступе во ФГИС ЦС не публикуются (отпадает какая-либо рекламная функция ресурса и как быть с мотивацией — вообще непонятно). Все контакты производителей и поставщиков вместе с верифицированными ценами есть у Минстроя и ГГЭ, которыми она поделятся с Минпромторгом, ФАС, в перспективе — и с ФНС. А после — спросить и «отрегулировать» цены.

Публикация цен во ФГИС ЦС Минстроя России, переход на ресурсный метод – в 2019 и прочие важные изменения для сметчика

В постановлении Правительства №514 от 27.04.18 написано об отсрочке ввода в действие ресурсного метода – на 2019 г., публикации цен во ФГИС ЦС за IV квартал 2018 года – до 25 февраля 2019, мониторинге цен автоперевозчиков «Минтрансом». А это не проще, чем мониторинг цен на стройматериалы! Как выделить тех, кто возит только стройматериалы? Хоть и мониторить будут не всех, а только крупных. Как влиять на перевозчиков? Теперь об этом будет болеть голова у нового участника реформы – «Минтранса». О каком еще ресурсном методе можно говорить, если транспортная составляющая будет «средней температурой по больнице»!
Вся эта реформа уже напоминает анекдот:«А что нам скажет начальник транспортного цеха?»О ранжирном методе: Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирина Лищенко: «Порядок определения стоимости транспортной составляющей строительных ресурсов, представленный в проекте методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации позволит снизить трудозатраты проектировщиков» Сейчас это выглядит так:

То есть, если сейчас на поиск и подбор расценок уходит 30% времени, на расчёт V – 70% времени, а про приведение сметы к текущему уровню цен никто не думает, на это тратятся секунды.
Будет:

Что в итоге имеем?Ух, веселые деньки ждут проверяющих специалистов экспертиз и «Счётной палаты»!
Желаем им удачи и приглашаем на наши обучающие курсы и семинары 🙂
Кстати, всё это еще может поменяться! :)Цены во ФГИС ЦС не публикуют, потому что схема расчета до конца не сформирована. «Реформаторы» оттягивают ввод в действие ФГИС ЦС, а за ней и ресурсного метода, чтобы не получить по шапке за бесцельно потраченные годы и кучу бюджетных денег. Все сопоставительные расчеты объектов показывают удорожание по ресурсному методу по отношению с базисно-индексным и это наряду со значительным усложнением и фактическим отсутствием возможности автоматизированной проверки! То есть по финалу – реформа провалена!Сегодня в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации начинаются согласительные совещания по проектам приказов Министерства строительства «Об утверждении Методики разработки укрупненных нормативов цены строительства и порядка их утверждения», «Об утверждении Методики разработки сметных нормативов на работы по подготовке проектной документации», «Об утверждении Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений», «Об утверждении Методики определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время», «Об утверждении Методики определения величины накладных расходов в строительстве», «Об утверждении Методики по определению затрат на осуществление функций технического заказчика», «Об утверждении Методики определения величины сметной прибыли в строительстве», «Об утверждении Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин:

Это общая схема, которая требует конкретизации в части переходящих объектов в ТЕР и в части периода до публикации текущих цен в ФГИС ЦС. Все эти вопросы могут быть проработаны в кратчайшие сроки. Организуйте, наконец, круглые столы, объясните людям наконец, что происходит! Соберите профессионалов, а не «рабочие группы» для галочки! В свете усиления контрольно-надзорных функций государства за расходованием бюджетных средств, расширения задач Федерального Казначейства РФ, а также ужесточением уголовной ответственности в сфере государственных закупок, – еще раз напоминаем инженерам-сметчикам:

В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. Необходимо понимать, что для федерального центра трансферты – Это статьи расходов федерального бюджета, и он стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств.Следует также учесть, что индексы (коэффициенты), утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления не относятся к сметным нормативам и не включаются в Федеральный реестр сметных нормативов Минстроя России.«СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»  (ССЦ)/ Сборник средних сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации адаптирован к КСР-2016 «Классификатор строительных ресурсов» Минстроя России и обеспечивает использование как старой, так и новой системы кодов. Сборник – это данные мониторинга цен строительных ресурсов в системе сметного ценообразования и необходимый инструмент сметных расчетов. В Сборнике представляются как средневзвешенные (в разрезе регионов РФ) отпускные цены производителей (поставщиков), так и сметные цены с учетом транспортных затрат и ЗСР франко-приобъектный склад строительной площадки». Кстати, вышла «Гранд-смета 2018», из новинок:Письмо о функционале и выпуске новой версии – по ссылке.Спрашивайте у нас ссылку на руководство по пересчёту в новую базу ФЕР в редакции 2017 года из старых редакций 2014 года (коды материалов там совсем другие) – вышлем бесплатно.Выпущены бесплатные видеоуроки по «Гранд-смета» версия 8, спрашивайте у нас ссылку.
Особого внимания заслуживает ролик № 9 «Накладные расходы и сметная прибыль», где при настройке расчёта НР и СП в локальной смете применяются новые возможности программы, появившиеся в версии «ГРАНД-Смета 2018». Нововведения в версии «ГРАНД-Смета 2018» также существенным образом используются в роликах № 10 «Анализ ошибок и пересчет сметы» и № 12 «Подготовка сметы к проверке и печати».Дня не проходит, чтобы кто-то спросил про почти бесплатную сметную программу, на время и для шабашек. Крайне рекомендуем смета в «облаке», т.е. удаленно. В России уже более 17 тысяч пользователей.

Главгосэкспертиза России напоминает всем участникам мониторинга цен строительных ресурсов о том, что с 1 октября 2021 года следует направить во ФГИС ЦС информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства.

Фгис как разместить цены

В соответствии с пунктом 18 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в перечень, обязаны ежеквартально предоставлять актуальные и достоверные сведения в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Следует отметить, что во ФГИС ЦС уже реализована опция для применения пользователями альтернативного средства криптографической защиты информации (СКЗИ) «КриптоПро», позволяющая подписывать электронные документы. Возможность использования в системе СКЗИ «КриптоПро» согласована ФСБ России, по результатам оценки компонентов ФГИС ЦС утверждено заключение о соответствии необходимым требованиям.

Кроме того, напоминаем всем пользователям ФГИС ЦС о том, что подать заявки на включение в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно в разделе «Регистрация».

Для получения оперативной консультационной и технической поддержки по вопросам, связанным с регистрацией и работой в системе, предлагаем направлять обращения через форму обратной связи «Обращения» на портале ФГИС ЦС («зеленый конверт») и по телефонам +7 (495) 625-95-95, +7 (800) 775-95-95. Консультации проводятся круглосуточно на безвозмездной основе.

На сегодня в перечень предоставляющих сведения о ценах во ФГИС ЦС включено более 14 тысяч юридических лиц из всех субъектов Российской Федерации. Если до недавнего времени основными источниками информации о ценах были региональные органы власти, производители и оптовые поставщики строительных ресурсов, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 12 июля 2021 года в процесс мониторинга включены дополнительные обладатели информации – официальные торговые представители (дилеры) и производители строительных ресурсов, которые самостоятельно занимаются их реализацией в других – помимо регионов производства продукции – субъектах Российской Федерации.

Вам может быть интересно:

В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.

Фгис как разместить цены

Документ устанавливает, что заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если:

Теперь заказчики (перечень которых приведен в приложении к постановлению) могут изменить цену контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ознакомиться: Постановление Правительства РФ № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр.

Что такое ФГИС?

ФГИС, или Федеральная Государственная Информационная Система Ценообразования в строительстве, является, как можно понять из полного названия, системой, содержащей в себе информацию и аналитические данные о государственных информационных ресурсах. К ним относятся и различные информационные системы, относящиеся к градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что в то время как ФГИС ЦС — это система, касающаяся вопросов ценообразования в строительстве, в составе ФГИС существует также система территориального планирования, сокращенно — ФГИС ТП. В сервисе ФГИС ТП содержатся стратегии, проекты, документы территориального планирования и прочая полезная информация, необходимая для градостроительной деятельности.

ФГИС ЦС Минстроя РФ

ФГИС ценообразования в строительстве представляет собой достаточно обширный сервис, в котором собрано большое количество информации. В сервисе можно найти базу знаний, статистику, новостные статьи и даже ресурс помощи в пользовании системой.

Таким образом, чтобы получить представление о том, что такое ФГИС ЦС, прежде всего, следует обратиться к ресурсу на официальном сайте и изучить все его разделы. В тексте данной статьи будут кратко рассмотрены некоторые части системы.

В структуре Федеральной Государственной Информационной Системы ценообразования можно выделить три больших раздела, которые схематично приведены на рисунке 1. Первым разделом является Федеральный реестр сметных нормативов, вторым — Классификатор строительных ресурсов, а третьим — Мониторинг цен строительных ресурсов.

Все происходящие реформы системы ценообразования в строительстве по любому из перечисленных выше направлений также отражаются во ФГИС ЦС. Кроме того, необходимо отметить, что созданием, ведением и развитием системы ФГИС ЦС занимается Главгосэкспертиза России согласно Постановлению правительства РФ №1452 от 23.12.2016 г.

Фгис как разместить цены

Рисунок 1. ФГИС ЦС

Федеральный реестр сметных нормативов в информационной системе ценообразования в строительстве

Как было отмечено выше, на рисунке 1 можно увидеть, что одним из разделов ФГИС ценообразования в строительстве является реестр, объединяющий в себе все актуальные и действующие сметные нормативы. На рисунке 2 приведена структура Федерального реестра.

Фгис как разместить цены

Рисунок 2. Федеральный реестр сметных нормативов

Раздел 1 ФГИС ЦС — это государственные сметные нормативы. В данном разделе собраны сведения обо всех нормативах государственного уровня с указанием наименования норматива, даты его внесения в реестр, а также регистрационного номера и прочей информации, облегчающей учет норматива в реестре.

Кроме того, реестр государственных нормативов системы ценообразования в строительстве содержит в своем составе различные примечания и адрес размещения норматива на официальном сайте Минстроя РФ. Для более удобного ориентирования в реестре каждый норматив имеет свой порядковый номер.

Так, например, под номером 57 в реестре государственных сметных нормативов ФГИС ценообразования в строительстве находится справочник базовых цен на проектные работы для строительства искусственных сооружений. При этом реестр содержит сведения об утверждающем документе — в данном случае это Письмо Росстроя №АП-2642/10 от 07.05.2004г. Регистрационным номером данного справочника является №68 от 15.12.2009г., а в примечаниях приведена информация об исключении норматива Приказом Минстроя России №140/пр от 27.02.2015г.

Раздел 2 сметных нормативов в Федеральной Государственной Информационной Системе ценообразования содержит схожие сведения, только относящиеся к Отраслевым сметным нормативам. Впрочем, аналогичный метод преподнесения информации характерен и для разделов 3 и 4, предназначенных для территориальных и индивидуальных сметных нормативов соответственно.

Необходимо отметить, что раздел территориальных сметных нормативов в системе ценообразования в строительстве в свою очередь имеет внутреннее деление на собственно территориальные нормативы и на нормативы, в которых отсутствует привлечение средств из федерального бюджета. Однако структура распределения информации в обоих подразделах является аналогичной остальным нормативным структурам в реестре.

Раздел со справочной информацией во ФГИС ЦС — это приведение сведений о письмах и разъяснениях, касающихся различных областей ценообразования таких, как применение справочников базовых цен, величина прогнозных индексов и т.д.

Классификатор строительных ресурсов в ФГИС ЦС Минстроя

Следующим большим разделом в системе ценообразования в строительстве является классификатор строительных ресурсов. Данный классификатор в свою очередь имеет деление на три объемных раздела: «Материалы», «Оборудование» и «Машины и механизмы».

Раздел «Материалов» является самым объемным в классификаторе и включает в свой состав несколько подразделов, в которых объединены ресурсы по тому или иному признаку. Каждый из подразделов имеет свой код ресурса, благодаря чему возможен наиболее эффективный поиск и ориентирование в Федеральной Государственной Информационной Системе ценообразования в данном разделе.

Так, например, код ресурса 01 во ФГИС ЦС — это «Материалы для строительных и дорожных работ», а ресурс с кодом 05 указывает на «Изделия из бетона, цемента и гипса». Всего в подразделе «Материалы» на сегодняшний день представлено 27 кодов ресурсов.

Схожий метод предоставления сведений характерен и для второго подраздела в классификаторе строительных ресурсов, то есть для раздела «Оборудование». Федеральная Государственная Информационная Система ценообразования в строительстве выделяет 11 кодов для ресурсов данного типа, которые объединяют в себе оборудование в зависимости от области применения.

Раздел «Машины и механизмы» в системе ценообразования в строительстве имеет указание лишь на один код ресурса, в котором собраны все строительные машины. Следует также отметить, что каждый код ресурса имеет внутреннее деление и кодировку не только в разделе «Машины и механизмы», но и в остальных разделах классификатора.

Мониторинг цен строительных ресурсов во ФГИС ценообразования в строительстве

Система ценообразования в строительстве включает в себя также и сведения о мониторинге цен на строительные ресурсы. В данном случае приводится перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подразделяются не только по субъектам России, но также и по типу.

Во ФГИС ЦС Минстроя выделяются следующие типы юридических лиц: «Производитель, «Импортер», «Аренда ЖД», «Авиаперевозчик», «Речной транспорт», «Морской транспорт» и «Автоперевозчик». Такое разделение упрощает задачу поиска того или иного юридического лица и ускоряет процесс производства работ.

Таким образом, ФГИС ЦС — это сложная и динамично изменяющаяся система, позволяющая всем сторонам строительного процесса находить всю необходимую актуальную информацию о том или ином аспекте в ценообразовании. В связи с этим при составлении смет по форме №4, локальных ресурсных сметных расчетов или любых других сметных форм большое значение играет осведомленность специалиста сметного дела о текущей ситуации в системе ценообразования.

Мониторинг цен строительных ресурсов является немаловажной частью при производстве строительно-монтажных работ на любом виде объекта. И, несмотря на то, что актуальной информацией, касающейся строительных материалов, механизмов и прочих ресурсов, прежде всего, должны обладать специалисты отдела материально-технического снабжения, сметчику также будет полезно владеть знаниями в данной области.

Правила мониторинга цен строительных ресурсов в обоих случаях приблизительно равны, с той лишь разницей, что сметчику важно знать стоимость того или иного материала в целях составления корректной сметной документации.

Основные документы в мониторинге цен строительных ресурсов

В современной системе постоянного наблюдения за процессом изменения в той или иной сфере в строительстве действуют определенные правила мониторинга цен строительных ресурсов. Они перечислены в регламентирующих документах, которые обязательно необходимо знать всем специалистам в строительной области, не только инженеру-сметчику.

Основным документом в данной теме является Постановление Правительства №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», утвержденное 23 декабря 2016 года. Следует отметить, что указанный документ периодически подвергается корректировке и актуализации, поэтому он выпускается с правками.

Последней правкой в Постановлении Правительства №1452 от 23.12.2016 г. «О мониторинге цен строительных ресурсов» является внесение изменений от 15 мая 2019г. Об этих изменениях можно узнать, если ознакомиться с текстом Постановления Правительства №604 от 15.05.2019 г.

Изменения в системе мониторинга цен строительных ресурсов были вызваны стремлением усовершенствовать действующую систему ценообразования. Кроме того, одной из целей корректировки был переход к ресурсному методу определения сметной стоимости.

Кроме того, указанное Постановление о мониторинге цен строительных ресурсов также коснулось и сроков размещения сметных цен в системе ФГИС СЦ. Система ФГИС СЦ — это федеральная государственная информационная система, в которой содержатся все актуальные и действующие сведения о ценообразовании в строительстве в целом.

Помимо прочего, внесение изменений в Постановление Правительства №1452 заключается и в корректировке правил мониторинга цен строительных ресурсов. Прежде всего, изменения коснулись перечня источников информации. Степень участия органов исполнительной власти и государственных компаний в определении сметной стоимости строительства того или иного объекта также была подвергнута корректировке.

Фгис как разместить цены

Рисунок 1. Основные понятия мониторинга цен строительных ресурсов

Правила мониторинга цен строительных ресурсов

Как было отмечено выше, все основные правила в области наблюдения за системой ценообразования прописаны в Постановлении Правительства №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» от 23.12.2016г. Более подробную информацию на данную тему можно получить, ознакомившись с полным текстом документа.

В текущей статье будут обозначены лишь некоторые аспекты в мониторинге цен строительных ресурсов и в правилах, действующих в данной области на сегодняшний день. Прежде всего, следует отметить, что к мониторингу относятся сбор информации, а также ее дальнейшая обработка, анализ и оценка.

При этом правила мониторинга цен строительных ресурсов касаются всех областей строительства и всех видов строительно-монтажных работ. То есть и для объектов нового строительства, и для объектов реконструкции и капитального ремонта, а также при производстве работ по сносу объектов или по сохранению объектов культурного наследия, правила будут аналогичными.

Для упрощения процесса поиска нужной информации при проведении мониторинга цен строительных ресурсов создан специальный классификатор, в котором систематизированы сведения о материалах и оборудовании, а также конструкциях и изделиях в строительстве.

Кроме того, Постановления о мониторинге цен строительных ресурсов затрагивают и формирование индексов изменения сметной стоимости. Как известно, индексы при составлении сметной документации являются важным элементом в расчетах.

Система мониторинга помимо всего прочего касается и различных ценообразующих строительных ресурсов. При этом к данному виду ресурсов относят не только те, что составляют более 80% сметной стоимости, но также и те, что были сформированы Министерством строительства для различных видов объектов.

Помимо того, правила мониторинга цен строительных ресурсов определяют круг лиц, которые должны предоставить все необходимые данные в различные ведомства и структуры страны. Так, сведения должны быть направлены в Федеральную службу государственной статистики, Федеральную таможенную службу и т.п.

Сведения, которые были получены в результате мониторинга цен строительных ресурсов, должны содержать в себе данные в первую очередь об отпускной цене. При этом цена реализации должна быть предоставлена не только на материалы, изделия, машины и прочие предметы, произведенные на территории Российской Федерации, но также и на ввезенные извне ресурсы.

Информация о стоимости услуг по перевозке строительных материалов также является частью системы ценообразования. Важно иметь в виду, что в данном случае учитывается перевозка не только автомобильным транспортом, но также воздушным и судоходным транспортом. Кроме того, плата за пользование средствами железнодорожного транспорта является частью сведений в данной части. Тарифы на перевозку различных строительных материалов и изделий также влияют на формирование цен.

Невозможно исключить из системы мониторинга цен строительных ресурсов и информацию о среднемесячной оплате труда рабочих. И, конечно же, важной является информация о строительных материалах и их производственных мощностях.

Таким образом, можно заключить, что мониторинг цен строительных ресурсов затрагивает все сферы строительства. В связи с этим и формирование сметных расчетов напрямую зависит от актуальных сведений в системе мониторинга в ценообразовании.

Фгис как разместить цены

Рисунок 2. Информация о строительных ресурсах

Формы для предоставления данных во ФГИС ЦС утверждены: 05.07.2021 г. вступил в силу приказ Минстроя России от 30.12.2020 г. № 893/пр «Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов».

5 июля 2021 года вступили в силу общие требования к оформлению данных для предоставления в Классификатор строительных ресурсов

Формы для предоставления данных во ФГИС ЦС утверждены: 05.07.2021 г. вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 г. № 893/пр «Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов».

Классификатор строительных ресурсов на конец II квартала 2021 года на основании отчета Счетной палаты РФ по результатам проведенного планового мониторинга был наполнен всего лишь на 13 %. В свою очередь Минстрой информирует о том, что в него внесли информацию о ценах на строительные материалы всего лишь 34 % производителей.

Сложившуюся ситуацию поставщики и производители объясняют тем, что действующая система требует доработки, т.к. в существующем виде не учитывает инфляцию и сезонные ценовые колебания.

В соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, которые утверждены Постановлением Правительства РФ 23.12.2016 г. № 1452, были разработаны и утверждены формы для предоставления информации о ценах на стройматериалы в Классификатор. Производители обязаны делать это ежеквартально.

Своевременное наполнение ФГИС ЦС актуальными данными о ценах строительных ресурсов позволит приблизить сметную стоимость строительства к реальным расходам подрядчиков. Это, в свою очередь, позволит вывести строительную отрасль на новый уровень развития.

г.Сургут +7(3462) 599-177
г.Ханты-Мансийск +7(3467) 922-177
г.Нижневартовск +7(3466) 525-177Мы в соцсетях

Фгис как разместить цены

ФГИС ЦС опубликовал первые сметные цены по шести регионам

Дата публикации: 28.11.2022

Рекомендуем к прочтению

Вопрос: Кто должен отчитываться во ФГИС ЦС в 2020г.? Делать это обязаны компании, которые вошли в перечень, опубликованный на сайте ФГИС ЦС (п. 10 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утв. постановлением Правительства от 23.2016 № 1452)

Напоминаем, срок начала применения ФСНБ-2022 перенесен на 30 декабря 2022 согласно приказу Минстроя России № 378/пр от 18 мая 2022

Федеральная государственная информационная система территориального планирования ( ФГИС ТП) — информационная система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения

Для этого нужно обратиться в ФАУ Главгосэкспертиза с просьбой исключить Организацию из Перечня, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС . К обращению необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность ошибочности включения организации в реестр

Что такое Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве ( ФГИС ЦС )? ФГИС ЦС обеспечивает сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *