Гайд по обращению с отходами

Новости и аналитика

Обращение с медотходами класса Г необходимо как с токсичными промышленными отходами

Как отходы делят на классы опасности и в зависимости от этого накапливают или утилизируют, на какие нормативные правовые акты опираются, какую отчетность готовят предприятия – читайте в статье.

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления обязывает вести учет обращения отходов в определенном виде.

Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 Об утверждении порядка обращения с отходами устанавливает формы и особенности ведения таблиц по учету отходов и срок хранения на предприятии.

Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов

  • Обозначение: ГОСТ Р 52105-2023
  • Название рус.: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов
  • Название англ.: Resources saving. Waste treatment. Classification and treatment methods of the mercury containing waste
  • Дата актуализации текста: 01.01.2024
  • Дата актуализации описания: 01.01.2024
  • Взамен: ГОСТ Р 52105-2003
  • Нормативные ссылки: ГОСТ Р 53692
  • Область применения: Настоящий стандарт устанавливает классификацию ртутьсодержащих отходов (РСО) и методы их переработки. Стандарт распространяется на все твердые и шламообразные РСО производства и потребления, включая бракованную продукцию, а также продукцию с истекшими сроками эксплуатации, в том числе люминесцентные и ртутные лампы, ртутно-окисные элементы. Стандарт не распространяется на радиоактивные или биологические отходы. Положения настоящего стандарта предназначены для расположенных на территории Российской Федерации предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также для органов управления Российской Федерации, имеющих прямое отношение к обращению с отходами
  • Расположен в: Государственные стандарты Общероссийский классификатор стандартов Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность
Читайте также:  Фгис аршин мой счетчик

22 августа 2023

Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области на 22.08.2023

28 февраля 2023

15 декабря 2022

Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области на 15.12.2022

21 сентября 2022

Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области на 23.09.2022

06 июля 2022

Реестр мест накопления ТКО на территории муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области на 01.07.2022

22 апреля 2022

Отработанные ртутьсодержащие лампы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов отнесены к отходам I класса опасности (чрезвычайно опасные)

16 декабря 2021

10 февраля 2020

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

Постановление Правительства Мурманской области от 28.08.2019 № 397-ПП

Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области


декабря 2018

Постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2018 № 49/9

Об установлении АО Управление отходами предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами


мая 2018

Постановление Правительства Мурманской области от 03.05.2018 № 192-ПП/4

Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области


апреля 2018

Переход потребителей к договорным отношениям с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами


Объявлен победитель конкурсного отбора по выбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Мурманской области


марта 2018

Внесены изменения в законодательство в области обращения с отходами производства и потребления


О заключении соглашения Минэнерго ЖКХ и регионального оператора


Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами


Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.


Правоотношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории города Перми регулируются:

  • Твердые коммунальные отходы (ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

  • Крупногабаритные отходы – ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.


Места (площадки) накопления ТКО

  • Контейнерная площадка – место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

  • Бункер – мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов.

  • Контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов.


Требования к накоплению ТКО

Требования к оборудованию контейнерных площадок

Требования к оборудованию контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории Пермского края определены Постановлением № 309-п.

Способы складирования ТКО

Потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами следующими способами:

  • Установка необходимого количества контейнеров и (или) бункеров на контейнерной площадке
  • Рассчет размера площадки для установки контейнеров и бункеров для накопления ТКО и крупногабаритных отходов

Количество, объем и тип контейнеров

Количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются лицами, ответственными за содержание площадок, с учетом нормативов накопления ТКО на территории Пермского края.

Расчетный объем контейнеров

Расчетный объем контейнеров и бункеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов с коэффициентом 1,25.

Информация на площадках

Лица, ответственные за содержание контейнерных площадок, обязаны предоставить информацию об обслуживаемых объектах и собственниках площадок (почтовые и электронные адреса, телефоны), а также график вывоза ТКО.

Оборудование для крупногабаритных отходов

Для накопления крупногабаритных отходов следует устанавливать бункеры или оборудовать специальные площадки, чтобы исключить раздувание отходов.

Сбор и накопление строительных отходов

Согласно Правилам благоустройства территории города Перми, складирование строительных отходов на местах накопления запрещено.

Прием строительных отходов

Строительные отходы принимаются в определенных местах, например, на Бродовском тракте в Пермском районе.

Контейнерная площадка

Обязанности по оборудованию и содержанию площадок

Оборудование площадок

Пермский район, Пермский край, 57.943993° 56.403344

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, установка мусоросборников осуществляется на придомовой территории. 

Специальные площадки для мусора должны иметь подъездной путь, твердое покрытие и ограждение высотой не менее 1 метра. Расстояние от площадок до зданий и других объектов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. В случае раздельного сбора мусора это расстояние уменьшается до 8 метров.

Места для отходов также должны быть отдалены от детских игровых площадок, медицинских организаций и других объектов. Разрешается уменьшение расстояний на 25% после проверки соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам.

Сведения о местах накопления мусора вносятся в специальный реестр в соответствии с административным регламентом службы жилищного фонда.

На территории города Перми раздельное накопление отходов осуществляется несколькими способами:

Перечень организаций, осуществляющих установку контейнеров для раздельного накопления ТКО по состоянию на 22.12.2023:

тел.: +7 (342) 211 30 48установка сетчатых контейнеров для накопления макулатуры, установка картонных боксов для накопления макулатуры в зданиях (помещениях)

тел.: +7 (342) 202 27 07установка сетчатых контейнеров для накопления пластика, алюминия,установка картонных боксов для накопления макулатуры в зданиях (помещениях) от 15 шт.

АО «Пермский региональный оператор ТКО»тел. +7 (342) 236 90 55возможно предоставление евроконтейнеров для накопления макулатуры, пластика, стекла, металла

тел.: +7 (342) 288 76 00, +7 (342) 215 30 75установка сетчатых контейнеров для накопления ПЭТ-бутылок

Перечень организаций, осуществляющих прием/закуп вторичного сырья на территории города Перми по состоянию на 27.02.2023

В начало страницы

Вывоз ТКО должен производиться в холодное время года (при температуре – +4 град. и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при плюсовой температуре – +5 град. и свыше) – ежедневно.

Транспортирование ТКО на территории города Перми осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО в Пермском крае – Пермским краевым государственным унитарным предприятием «Теплоэнерго».

На основании проведенного ПКГУП «Теплоэнерго» электронного аукциона определены операторы, предоставляющие услугу по транспортированию ТКО на территории города Перми:

Оператор, осуществляющий транспортирование ТКО

г. Пермь (Дзержинский район, Кировский район)ООО «ТД «ЭкоБэст»614089, г. Пермь, ул. Братская, 135/3, офис 2тел.: +7 (342) 294 21 87, +7 (342) 202 11 20

г. Пермь (западная часть Индустриального района ограниченная улицами: ш. Космонавтов, ул. Суворова, ул. Встречная, ул. Леонова, Гамовский тракт)ООО «Чистый город – МК»614068, г. Пермь, ул. Ленина, 76тел.: +7 (342) 298 49 84

г. Пермь (Мотовилихинский район, Орджоникидзевский район, п. Новые Ляды)614047, г. Пермь, ул. Ольховская, 2тел. +7 (342) 535 91 00

г. Пермь (Ленинский район, Свердловский район, восточная часть Индустриального района ограниченная улицами: ш. Космонавтов, ул. Самолетная, ул. Васильева, ул. Леонова)614064, г. Пермь, ул. Ижевская, 30тел.:+7 (342) 278 11 91, +7 (342) 249 54 35, +7 (342) 249 55 01, +7 (342) 249 55 03, +7 (342) 241 05 06, +7 (342) 249-52-80

Обработка, утилизация обезвреживание ТКО

Первичная обработка (сортировка) ТКО осуществляется на двух комплексах по переработке ТКО. На сортировку принимаются как смешанные ТКО, так и раздельно собранные ТКО. Виды отбираемого вторичного сырья: бумага, картон, отходы полимерных материалов, стеклянные отходы, отходы черных металлов, отходы цветных металлов (алюминиевая банка), ветошь.

Утилизация компонентов ТКО на территории города Перми осуществляется по следующим направлениям:

переработка автопокрышек, резинотехнических изделий, полимеров методом дробления,

переработка электронного оборудования путем разборки и извлечения ценных компонентов,

вторичное использование отходов бумаги и картона.

Обезвреживание ТКО, образующихся на территории города Перми, производится несколькими предприятиями. Среди них предприятия по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов: ООО «Ультра-Ком», ООО «УралТрейдГрупп-Ойл». На базе предприятия ООО «Буматика» создан экопарк – полный комплекс обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

Организация приема отработанных ртутьсодержащих отходов, элементов питания (батареек), автомобильных шин

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 №2684-р, федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО», предприятие Госкорпорации «Росатом»), определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

С 1 марта 2022 года федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Деятельность федерального оператора будет осуществляться по утвержденному ФАС России предельному (максимальному) тарифу, включающему в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (п. 6 с. 14 .4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее – отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ). Формы типовых договоров утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 №1363. Договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться на единой цифровой платформе – федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления")

Отходообразователи, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК (п. 6 ст. 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

Для работы во ФГИС ОПВК необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания, усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с системой. Регистрация поставщиков в системе осуществляется путем прохождения идентификации и аутентификации с использованием ФГИС ЕСИА (п.12, п.13 Положения о ФГИС ОПВК). При регистрации во ФГИС ОПВК участники вносят в систему информацию, предусмотренную п.8 Положения о ФГИС ОПВК (Положение о ФГИС ОПВК утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»).

В случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, отходообразователи обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.

Отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается (п.3 ст.14.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Организация федеральным оператором деятельности по привлечению операторов по обращению с отходами I и II классов опасности в целях последующего сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания или размещения отходов, будет обеспечиваться на основании федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности формируется в электронном виде и является частью федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ)) с учетом оптимальной логистики и стоимости услуг. Стоимость услуг операторов будет определяться на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

Для обеспечения своевременного перехода к новым условиям работы с отходами I и II классов опасности, рекомендуем пройти регистрацию во ФГИС ОПВК по ссылке или на официальном сайте ФГУП «ФЭО».

Техническая поддержка по работе во ФГИС ОПВК: 8 (495) 710-76-51

Форма обратной связи доступна по ссылке.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у населения в быту

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у населения в быту должно осуществляться согласно Правилам обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 (далее – Правила № 2314).

Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления.

Места накопления отработанных компактных ртутьсодержащих ламп организованы по следующим адресам:

Правильная утилизация отработанных автомобильных шин и покрышек – это сохранение окружающей среды и вторая жизнь отходам

По причине ежегодного увеличения количества автотранспортных средств возникает потребность в утилизации образующихся автомобильных отходов.

В особенности это касается автомобильных шин и покрышек, которые чрезвычайно устойчивы к воздействию внешних факторов – период их распада составляет порядка 100 лет! При этом в атмосферу выделяются токсичные вещества, которые наносят существенный вред окружающей среде.

В свою очередь изношенные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд.

В связи с этим Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 8 ст. 12) наложен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено с 1 января 2019 г., в том числе:

– шины пневматические автомобильные отработанные;

– шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом;

– камеры пневматических шин автомобильных отработанные;

– покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные;

– покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

Перечень организаций, осуществляющих прием на утилизацию и переработку отработанных автомобильных шин и покрышек на безвозмездной основе

ООО «Завод по переработке и утилизации»г. Пермь, ул. Промышленная, 123, лит. Мтел.: +7 909 100 59 86часы работы: по будням 08:00-17:00шины от грузового автотранспорта с металлокордом (еврошина)

г. Пермь, ул. Причальная, 27тел.: +7 (342) 247 27 20часы работы: среда, четверг 10:00-17:00от физических лиц шины от автотранспорта диаметром до 1,5 м не более 8 шт. по предварительному согласованию по тел.: +7 (342) 247 27 20, без предоставления документов

Перечень организаций, осуществляющих прием на утилизацию и переработку отработанных автомобильных шин и покрышек на возмездной основе

Пункты приема вторичного сырья «Разделяю сердцем»тел.: +7 (342) 254 04 21от физических лиц шины от велосипеда, мотоцикла – 25 руб./шт.;шины от легкового автотранспорта – 50 руб./шт. до 4-х шт. от 1 человека

Дзержинский р-он, г. Пермь, мкр. Пролетарский, ул. Транспортная, 8выходные: суббота, воскресенье

Мотовилихинский р-н, г. Пермь, ул. Сапфирная, 15 (ЖК «Погода»)

Мотовилихинский р-н, г. Пермь, мкр Ива, ул. Сакко и Ванцетти, 93авыходные: понедельник, воскресенье

Мотовилихинский р-н, г. Пермь, ул. Целинная, 31В

Мотовилихинский р-н, бульвар Гагарина, 65 (с правой стороны гипермаркета «Лента»)

«Экопарк» Краснокамский р-он, д. Мишкинотел.: +7 919 468 72 48 +7 919 700 24 44по предварительному согласованию, на договорной основе с юридическими лицами 3 500 руб./тонна

ООО «Завод по переработке и утилизации»г. Пермь, ул. Промышленная, 123, лит. М,тел.: +7 909 100 59 86летние шины с текстильным кордом от легкового автотранспорта – 100 руб./шт.;зимние шины с текстильным кордом от легкового автотранспорта – 200 руб./шт.;шины с текстильным кордом от грузового автотранспорта – 300 руб./шт.

г. Пермь, ул. Причальная, 27,тел.: +7 (342) 247 27 20на договорной основе с юридическими лицами 1 шт. – 200 руб.

ООО «Экошина 59»г. Пермь, Бродовский тракт, 30,тел. + 7 912 881 25 46на договорной основе не шипованные – 200 руб./шт., шипованные – 300 руб./шт., от грузового автотранспорта – 4 000-4 500 руб./тонна

Прием и захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется на лицензируемых полигонах:

Ликвидация несанкционированных свалок

Под ликвидацией несанкционированных свалок понимается размещение на специализированных объектах бесхозяйных (брошенных собственником или иным образом оставленных им с целью отказаться от права собственности на них) отходов I-V классов опасности, находящихся на муниципальных земельных участках или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок возложены на территориальные органы администрации города Перми (отделы благоустройства администраций районов). Заказчиками работ по ликвидации несанкционированных свалок являются муниципальные казенные учреждения по благоустройству районов.

Работы по ликвидации несанкционированных свалок – комплекс неразрывно связанных между собой мероприятий (операций) по сбору, транспортированию и размещению на объектах размещения отходов бесхозяйных отходов I-V классов опасности, находящихся на земельных участках, находящихся в собственности города Перми, или земельных участках (землях), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением отходов, расположенных на местах сбора и (или) накопления отходов и (или) на объектах размещения отходов.

Перечень ликвидированных бесхозяйных отходов в 2022 году (дата размещения – 19.01.2023)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2020-2023 годы (дата размещения – 19.01.2023)

Перечень ликвидированных бесхозяйных отходов в 2021 году (дата размещения – 14.03.2022)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2019-2022 годы (дата размещения – 14.03.2022)

Перечень ликвидированных бесхозяйных отходов в 2020 году (дата размещения – 10.03.2021)

Перечень несанкционированных свалок, ликвидированных в 2019 году (дата размещения – 17.02.2020)

Перечень несанкционированных свалок, ликвидированных в 2018 году (дата размещения – 11.12.2018)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2018-2021 годы (дата размещения – 10.03.2021)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2017-2020 годы (дата размещения – 17.02.2020)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2016-2019 годы (дата размещения – 11.12.2018)

Ротоколы количественного химического анализа и протоколы биотестирования для V класса опасности

Так как практически неопасные отходы не подлежат паспортизации, их отправляют на количественный химический анализ и биотестирование – т. е. инструментальное подтверждение по токсичности именно к V классу. Дополнительно для других видов отчетности (например ЖДО) нужно проводить количественно-химический анализ отхода, т. е. определять его состав. Итоги исследования протоколируют.

Ответственность за нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, части 8.

Превышение лимитов на размещение отходов:

Инвентаризация отходов и разработка проекта ПНООЛР

Инвентаризация источников отходов производства и потребления– база для дальнейшей документации, в частности для проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – его обязаны разрабатывать предприятия I и II класса негативного воздействия. На этом этапе вычисляют все технологии производства, в результате которых образуются отходы, и проводят учет всех площадок сбора отходов.

Временное накопление некоторых видов отходов

Какие-то отходы можно переработать, другие со временем разлагаются сами, третьи опасны для окружающей среды – то есть их нельзя просто бросить на свалке. Вещества и компоненты, из которых состоят отходы, частично определяют обращение с ними. Это также зависит от технологий, которые используются в утилизации или переработке отходов. Учитывая эти существенные различия, все отходы разделили на классы опасности.

Зачем еще нужно деление на классы опасности?

Всего классов опасности отходов пять – от чрезвычайно опасных (I) до практически неопасных (V).

В видах отходов и обращении с ними помогает разобраться Федеральный классификационный каталог отходов. Он утвержден на законодательном уровне: приказами Минприроды РФ № 242 и Росприроднадзора № 242. При систематизации учитывается происхождение отходов, их агрегатное состояние, класс опасности и степень НВОС.

К чрезвычайно опасным отходам, например, относятся ртутьсодержащие предметы (лампы, градусники), люминесцентные лампы, асбестовая пыль и волокно. Важно отметить, что отходы I класса опасности подлежат обезвреживанию.

Батарейки, свинцовые аккумуляторы, синтетические масла с галогенами относятся к высокоопасным отходам – классу II.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые образуют отходы I–II класса опасности, обязаны передавать их ФГУП «ФЭО».

Это Федеральный экологический оператор с исключительным правом на обращение с опасными отходами. Заключение договора, учет и контроль, заявки и закрывающие документы – все производится в информационной системе ФГИС ОПВК.

III класс умеренно опасных отходов уже значительно шире – от моющих средств и табачной пыли до телефонов и термореактивной пластмассы.

К IV классу – малоопасным – относятся пищевые и полиэтиленовые отходы, косметические средства и бытовые приборы.

К V классу опасности относятся отходы натуральных и природных материалов, а также пластик, потому что это все может использоваться вторично. Это стекло, бумага и картон, древесина, лом металлов и прочее: от фруктов, овощей и навоза до известняка.

Условия и способы обращения с отходами регламентируются статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а также санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами.

Вне правил обращения с отходами конкретных классов опасности есть общие требования, которые вышеупомянутые законы требуют соблюдать. Например, нельзя накапливать отходы больше 11 месяцев, больше установленных нормативов и в не предназначенном для этого месте; смешивать отходы разных видов и групп, хранить их «навалом» без пылеподавления, сбрасывать и выбрасывать в окружающую среду, (включая территорию предприятия), а также в канализацию; передавать отходы лицам без лицензии на обращение с ними, допускать к ним посторонних. Физическим лицам можно передавать только практически неопасные отходы (класс V).

Рассмотрим подробнее, как различается обращение с отходами разных классов опасности и в зависимости от их потребительских свойств.

Ртутные лампы

А также свинцовые и ванадиевые отходы, мышьяк, сильные кислоты и щелочи

Класс опасности: I

Регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

Как обращаться с этим видом отходов

Захоронение чрезвычайно опасных отходов невозможно, их можно только накапливать в герметичных сменных металлических емкостях: цистернах, бочках, контейнерах. Эти тары должны храниться в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи транспортных средств

Класс опасности: II

Регламентируется Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.

Во многом – схоже со ртутными лампами: захоранивать запрещено, накапливать нужно на стеллажах в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.

Батареи и аккумуляторы (кроме транспортных), утратившие потребительские свойства, хранятся в специальных герметичных емкостях.

Гайд по обращению с отходами

Гайд по обращению с отходами

Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Класс опасности: II, III

Накапливать в специально оборудованных, закрытых и химически устойчивых стационарных емкостях. Помещение с емкостями должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства

Класс опасности: III

Они хранятся в закрытых емкостях, часто – на поддонах, чтобы предотвратить утечку жидкостей.

Компьютерное оборудование, утратившее потребительские свойства

Класс опасности: IV

Хранить (накапливать) на стеллажах в отдельных помещениях с воздухообменной вентиляцией и системой пожаротушения.

Гайд по обращению с отходами

Шины, покрышки, камеры

Хранить в помещениях или на огражденных площадках. Площадка может быть открытой, если отходы накрыли влагостойкими материалами.

Гайд по обращению с отходами

Гайд по обращению с отходами

Раздельное накопление ТКО

Класс опасности: IV, V

Регламентируется региональными постановлениями, распоряжениями, приказами.

Контейнеры и емкости для твердых коммунальных отходов варьируются в зависимости от регионального регламента, но всегда должны иметь индикацию и маркировку.

Разрабатывать нормативы образования отходов обязаны предприятия I-III категории НВОС:

Обращаться с медотходами класса "Г" необходимо как с токсичными промышленными отходами

Минздрав России разъяснил вопросы обращения с медицинскими отходами класса Г:

Документы по теме:

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Паспорта отходов I–IV классов опасности

Ответственность за нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, части 9.

Неотнесение к классам опасности или несоставление паспортов отходов:

Мы разработали уже более 10 000 паспортов отходов. Специалисты отбирают пробы, исследуют количественно-химический состав отходов, рассчитывают класс опасности и на основе всех данных готовят паспорт отхода. Для отходов V класса опасности проводят биотестирование.

Статистический отчет 2-ТП (отходы)

Форму обязаны сдавать все организации, в результате деятельности которых образуются отходы, кроме:

Отчетность сдают в территориальное управление Росприроднадзора по месту нахождения предприятия. Крайний срок сдачи – 1 февраля года, следующего за подотчетным.

По сути, отчет 2-ТП (отходы) объединяет в себе информацию из ЖДО и паспортов отходов.

Мы помогаем готовить и сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы). Клиенту не нужно изучать нормативно-правовые акты по теме, отслеживать их актуальность, собирать все данные по отходам – мы сделаем это сами. А еще возьмем пробы отходов, проанализируем их в лаборатории и проведем аудит документации в сфере обращения с отходами.

Доверьте задачу опытным специалистам

Регламентируется Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.

Ответственность за нарушения по статьям 8.5 и 13.19 КоАП РФ.

Сокрытие или искажение экологической информации:

Непредоставление первичных данных статистики:

Журнал учета в области обращения с отходами (ЖДО)

ЖДО – первичный учет объемов образования и дальнейшей передачи отходов на предприятии. Журнал включает в себя всю информацию об объемах образования отходов: наименование отхода, процесс его образования, объем полученных от других предприятий и образованных на своем предприятии отходов, компонентный состав отходов I–V класса опасности) и полную историю действий с ним (он был перепродан, обработан, утилизирован, обезврежен, захоронен и т. д.). Порядок не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы, а также на вещества, разрушающие озоновый слой.

Журнал ведут в электронном виде. Данные учета обобщаются по итогам календарного года и до 25 января года, следующего за отчетным периодом.

Закажите журнал движения отходов

Ответственность за нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, части 1 и 10.

Несоблюдение требований охраны окружающей среды при обращении с отходами:

Неучет обращения с отходами:

Из чего состоит документ

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Кадастр отходов производства и потребления

Внесение сведений в региональный кадастр отходов

Практически каждый субъект страны обязан вести региональный кадастр отходов. В него вносится перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, и информация о самих отходах: их происхождении, свойствах и количестве, классе опасности.

Ответственность за нарушения по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *