Аспирантура Государственной академии строительства и ЖКК России
Аспирантура Государственной академии строительства и ЖКК России (Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России) создана Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 №709-р, находится в ведении Министерства регионального развития России.
Академия представлена в составе:
Заочная, Очная, Соискательство
Адрес г. Москва, метро Свиблово, Игарский проезд, дом 2
Телефон (495) 739-45-82
Технологии строительства быстро развиваются, поэтому дополнительное образование сотрудников в этой сфере – насущная необходимость. К сожалению, специализированных учебных центров в отрасли относительно немного, особенно если иметь в виду крупные школы с многолетней историей. Одно из таких учреждений – «РосКапСтрой». Оно существует уже более полувека и разрабатывает многочисленные программы для строителей и специалистов из смежных областей.
Общая характеристика
ФАУ «РосКапСтрой» – наследник госакадемии, которая открылась в 1966 году как центр повышения квалификации для работников жилищно-коммунального комплекса и строительства. Сегодня «Роскапстрой» – одно из ведущих учреждений дополнительного образования в сфере градостроительства. Организация выступает в качестве заказчика на многих объектах и сотрудничает с Торгово-промышленной палатой РФ, Общероссийским объединением работодателей, объединением застройщиков жилья «Нова», Союзом промышленников и предпринимателей, а также рядом авторитетных строительных компаний. В структуру учреждения входит 4 столичных института:
Кроме того, при учебном заведении работает Центр сохранения объектов культурного наследия. У бывшей академии есть филиалы в Подмосковье, Екатеринбурге, Воронеже и Рязани. Каждый из них имеет свою специфику и собственный перечень программ дополнительного образования. Так, например, в Екатеринбурге большое внимание уделяют профпереподготовке по рабочим специальностям, востребованным в реальном секторе экономики: электрогазосварщик, машинист и дежурный эскалатора, электромеханик холодильного оборудования, монтажник и т. п.
Слушателями «РосКапСтроя» становятся руководители и инженерно-технические работники строительных и реставрационных организаций, сотрудники сферы жилищно-коммунального комплекса и ритуальных услуг, проектировщики и сметчики, аудиторы, финансисты, бухгалтеры и другие специалисты. Курсы по разным направлениям проводятся в соответствующих подразделениях учебного центра. Выпускники получают удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профпереподготовке установленного образца.
Формы занятий
Обучение проводится в трех форматах:
Даты начала очных занятий по каждой программе утверждаются в плане на полугодие. Дистанционные же группы запускаются по мере поступления заявок.
Типы и направления программ
В «РосКапСтрое» проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки по следующим направлениям:
Все программы составлены с учетом действующего законодательства в области строительства. Курсы охватывают полный цикл работ: от замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.
Профессиональная переподготовка
Особенность профпереподготовки в том, что слушатели параллельно осваивают несколько дисциплин и получают новую квалификацию, даже если их прежняя профессия не была напрямую связана со строительной или смежной с ней отраслью. Примеры курсов:
Переподготовка чаще всего проходит в очно-заочном формате, причем возможно обучение по индивидуальному графику. Трудоемкость программ – от 252 до 588 академических часов.
Повышение квалификации
На курсах повышения квалификации слушатели осваивают новые технологии и методы работы в рамках своей профессии. Трудоемкость программ варьируется от 16 до 144 часов. Темы выбираются таким образом, чтобы помочь специалистам в их практической работе. Примеры:
Большинство курсов проходит в очном или очно-заочном формате, причем в первом случае участники не только сидят в аудиториях, но и выезжают на объекты. В частности, слушатели программы «Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия народов РФ» посещают усадьбу Голицыных, где знакомятся с ходом работ по созданию на ее базе галереи искусств.
Повысить квалификацию в «РосКапСтрое» можно и удаленно, за это отвечает отдел дистанционного образования. Таких программ разработано более 50. Предлагаются самые разнообразные темы, касающиеся проектирования сооружений и зданий, безопасности выполнения работ, различных изысканий, бухгалтерского учета и обслуживания многоквартирных домов. Слушателям доступны видеоматериалы, учебные пособия и нормативная база, словари, вопросы для самопроверки. В конце предусмотрено итоговое тестирование. В Воронежском филиале почти все курсы дистанционные, в то время как в Подмосковье и Екатеринбурге специалистов обучают преимущественно очно.
Преподаватели
Разработкой и проведением программ занимаются как штатные сотрудники «РосКапСтроя», так и эксперты сторонних организаций. Сведения о некоторых педагогах приведены в таблице.
Стоимость
С ценами на конкретные курсы можно ознакомиться на сайте организации, а общие данные приведены в таблице. В отдельных случаях допускается согласование финансовых условий с заказчиками. В целом стоимость зависит востребованности, сложности и трудоемкости, вида программы, а также формы занятий.
Действует гибкая система не суммирующихся скидок:
Кроме того, при подаче групповых заявок полагается дисконт от 2 до 15% в зависимости от количества слушателей. За полную предоплату предусмотрена скидка 5%, за частичную – 3%. В филиалах услуги стоят дешевле. Так, например, в Екатеринбурге можно повысить квалификацию за 1–10 тысяч рублей, а переподготовку пройти за 3800–13000.
Расположение
Офис «РосКапСтроя» находится по адресу 129329, г. Москва, Игарский проезд, 2. Добираться до станции метро «Свиблово», далее пешком или автобусом до остановки «Институт пути».
Перейти на официальный сайт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ
Дата подачи заявки31 июля 2018 г.
18 марта 2019 г.
Дата гос. регистрации18 марта 2019 г.
Дата истечения срока действия исключительного права31 июля 2028 г.
Адрес для переписки129329, Москва, Игарский пр-д, 2
Все торговые марки ФАУ “РОСКАПСТРОЙ”
Описание
Официальная торговая марка ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ с идентификационным номером 703884 зарегистрирована 18 марта 2019 г. и опубликована 18 марта 2019 г. Заявка на регистрацию была подана 31 июля 2018 г. Исключительное право на ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ действует до 31 июля 2028 г. Правообладателем является ФЕДЕРАЛЬНОЕ АУ РОСКАПСТРОЙ. Адрес для переписки: 129329, Москва, Игарский пр-д, 2.
Правообладателем ФЕДЕРАЛЬНОЕ АУ РОСКАПСТРОЙ зарегистрированы торговые марки, общее количество — 2, среди них МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ. Последняя торговая марка была зарегистрирована 2 апреля 2021 г. и действительна до 6 августа 2030 г. Проверить информацию и посмотреть отзывы о торговой марке ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ можно онлайн на РБК Компании.
Все данные о наименовании торговой марки ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ, дате регистрации и правообладателе актуальны и соответствуют сведениям из открытых реестров данных. Последняя дата обновления 12 мая 2023 г. 11:21.
На РБК Компании представлены зарегистрированные торговые марки России. В карточке ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ с идентификационным номером 703884 — сведения о владельце, дате регистрации, сроке действия исключительного права, адрес для переписки, а также информация о других зарегистрированных торговых марках организации.
Компания ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “РОСКАПСТРОЙ” зарегистрирована 07.09.2001 г.
Краткое наименование: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АУ РОСКАПСТРОЙ.
Максимова Юлия Геннадьевна является генеральным директором организации. Учредители компании — МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “РОСКАПСТРОЙ” по ОКВЭД: 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий. Общее количество направлений деятельности — 24.
На 02 июля 2023 организация действует.
У компании ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “РОСКАПСТРОЙ” есть торговые марки, общее количество — 2, среди них МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ. Первая торговая марка зарегистрирована 18 марта 2019 г. — действительна до 31 июля 2028 г. Последняя торговая марка зарегистрирована 2 апреля 2021 г. и действительна до 6 августа 2030 г.
Юридический адрес ФЕДЕРАЛЬНОЕ АУ РОСКАПСТРОЙ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.
С 1 января 2023 года отрасль переходит на ресурсно-индексный метод ценообразования в строительстве, подкрепленный новой сметно-нормативной базой. Внедрение нового метода поможет сделать расценки в строительстве более достоверными и соответствующими рыночным реалиям. Ключевая задача этого метода – максимально приблизить стоимость работ по объектам капитального строительства к рыночной стоимости, а основное преимущество нового метода в том, что он значительно повышает точность и достоверность определения стоимости контракта.
Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства – I кв 2023. Ожидаемые Минстроем изменения и эффект для стройкомплекса
Ожидаемый эффект от перехода:
Модель расчета сметной стоимости строительства с 2023 года
Текущее состояние
Статус готовности субъектов РФ к переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства: субъекты, системно не предоставляющие обосновывающие документы к отчетным данным и документы низкого качества
Среди лучших регионов, которые готовы к переходу на ресурсно-индексный метод: Сахалин, Приморский край, Новосибирская, Курская, Ивановская области. Всего таких порядка 20-30 субъектов.
Все субъекты должны перейти на ресурсно-индексный метод ценообразования до III кв. 2023.
Подготовлены изменения в ПП 145, когда новые проекты будут делаться ресурсно-индексным методом, а изменения в текущие или доработка велись в старом, базисно-индексном методе. Фактически придется публиковать укрупненные индексы и к новой базе.
Те методы и инструменты ценообразования, которые сегодня работают, позволят перейти нам с 2023 года на ресурсно-индексный метод. А дальше – зависит от субъектов: метод будет ресурсный или больше индексный. Чем больше прямых цен будет в системе, тем точнее будет метод. Это прямая заинтересованность субъектов.
Условиями перехода является заявление субъекта и предоставление полного комплекта обосновывающих документов: минимум по 3 предложения по каждой позиции ценообразующих ресурсов. «Это крайне важно, мы будем это проверять».
Планируется приступить к созданию единой торговой площадки, интегрированной с ФГИС ЦС, с целью использования информации о фактической цене сделок купли-продажи строительных ресурсов, а также обеспечить переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства и осуществлять государственный мониторинг строительных ресурсов для контроля за ценами и оперативного реагирования на их изменение в целях недопущения негативного влияния на стоимость строительства.
ФГИС ЦС статистика сентябрь 2022
В среднем, динамика наполнения ФГИС ЦС по федеральным округам составляет чуть больше 48%, а по количеству позиций сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов немногим более 5%.
Сергей Лахаев, зам.начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию:
«Очень низкая активность регионов в вопросах разработки новых норм для базы. Помимо госкомпаний, в этой работе активно участвуют только Кузбасс и Калининград. Если вы видите, что в вашем регионе применяются определенные специфические технологии, то эти нормы необходимо разрабатывать.
Самое грустное в этой новости то, что все эти годы про центры ценообразования говорили абсолютно тоже самое, их и тогда было 20 , а сам План реформы ценообразования в 2018 году по сообщениям ГГЭ поддержало 39 региональных центров компетенции из 35 регионов. Об этом мы пишем много лет, и Счетная палата отмечает в своем отчете, и предложения на эту тему были (например, коммерциализация РЦЦС в софинансировании с НОСТРОЙ или вообще отдать все на откуп рынку). Но воз и ныне там: в конце 2022 года – отсутствие финансирования и мотивации в регионах, негромко-скромно-дипломатичная констатация фактов со стороны ГГЭ. А дальше то что? Кто и как будет решать эту, отложенную до лучших времен проблему, которая тянет на дно за собой всё остальное?
ФГИС ЦС – недостаточность предоставляемых субъектами РФ данных для покрытия позиций сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов. Высокий процент количества предоставляющих сведения производителей по субъекту не приводит к высокой наполняемости данными по позициям СНЦСР.
Динамика цен на стройматериалы по данным Росстат и Главгосэкспертизы
Динамика цен на стройматериалы у производителей по данным Росстат
«Без активного участия субъектов добиться существенного роста наполняемости ФГИС ЦС мы все равно не сможем. Производителей ограниченное количество, без необходимой работы с ними на месте необходимой наполняемости не достигнуть. Важнейшим критерием является не количество производителей, подавших данные в систему, а количество хотя бы ценообразующих ресурсов, по которым есть данные в системы и которых достаточно для расчета сметных цен. Как раз этот показатель – невысокий.
Среди прямых мер стимулирования, которые необходимо законодательно принимать: когда по определенной номенклатуре в торгах не может принимать участие какой-либо производитель, не подавший данные в ФГИС ЦС. Все новые виды затрат, с которыми сталкиваются подрядчики, мы стараемся вносить в Методики.В ближайшие годы песок и щебень покупать на бирже не будут. Посредством «жалобной книги» на ФГИС ЦС в ФАС направлялось большое количество жалоб о ценах на стройматериалы. По итогам было возбуждено большое количество дел».
Региональные центры мониторинга
Сергей Лахаев: «Региональные центры – это не только мониторинг ресурсов и зарплата. Повышение производительности в стройке – это как раз те нормы затрат ресурсов на единицу работ, которые у нас есть. Активные региональные центры включаются в работу по пересмотру действующих норм. Где-то они завышены, где-то они занижены. Это как раз та сложная, интеллектуальная работа, где двумя специалистами в региональной экспертизе эту задачу точно не решить.
Конфликта при передаче функций центров мониторинга в региональные экспертизы интересов нет. Это имеет определенный синергетический эффект: работают и те, кто проверяет, и те, кто разрабатывают. Уже сложилась практика во многих субъектах, где были исторически очень сильные региональные центры, участвовавшие в разработке сборников, есть готовые центры мониторинга. Вот там создавать искусственно что-то новое смысла нет. Можно базироваться на том, что уже эффективно работало, как, например, в Новосибирске, Самаре, Томске».
Игорь Манылов: «Наличие рабочего собственного центра мониторинга и работающей системы – здесь можно доказать экономическую эффективность».
Роман Теленчинов (зам.губернатора Новосибирской обл. «Эффективность – это экономия для бюджета. А вот работа центра мониторинга для подрядчиков не эффективна и не выгодна. Для нас, для госслужащих – очень много ситуаций, когда Заказчики ошибаются в первоначальных вещах. Работа центра позволяет на этапе дополнительного контроля после всех экспертиз, после всего дополнительно мониторить и уменьшать сметную стоимость. Когда подписывается доп.соглашение, центр выступает с жесткой позицией: «здесь это можно, а здесь – нельзя». Я бы рекомендовал уделить внимание центрам в регионах. Сейчас количество людей в нашем центре, наоборот, увеличиваем до 30, потому что видим, его работа в будущем позволит региону экономить и строить вовремя объекты».
Игорь Манылов: «Ряд регионов говорят: «у нас ресурсов, денег, людей, мы не можем». Нужно решать вопрос с региональным Минфином по принципу «наручников», пристегнув ими себя к Минфину».
Сергей Музыченко: «Эффект, если посчитать, будет колоссальный. Нужно разговаривать с Минфином, они понимают только про деньги. Те 30 человек, которые сидят в Новосибирске, и мониторят сейчас ресурсы приносят пользу уже сейчас, а с переходом на ресурсно-индексный метод это будет иметь колоссальный эффект! Если посчитать, как сейчас субъекты работают «вслепую» и то, что им будет выдавать центр мониторинга, это абсолютно разные вещи. И то, что подрядчики недовольны, это не недовольство, это сверхприбыль, которая остается в бюджете и помогает нам достроить что-то другое. Это очень важно».
Заработная плата в стройотрасли
«Сегодня в смету закладывается ЗП на 22% больше, чем данные, которые дает Росстат по отрасли «Строительство» и даже чуть больше, чем в среднем по экономике. Это не та ЗП, которую конкретный работодатель должен платить конкретному работнику. К сожалению, это так, потому что трудовое законодательство. В прошлом квартале мы вышли на систему, когда 83 субъекта регулярно пересчитывают индексы расчетным методом. Лукавить не буду, несмотря на то, что 83 субъекта ежеквартально пересчитывают индексы сметной стоимости, за половину мы это делаем сами».
Новая ФСНБ-2022
«Новая сметно-нормативная база впервые размещена в XML-формате, свободна для скачивания. Много лет определенные структуры занимались торговлей, это был какой-то секретный документ. Сейчас это все в открытом виде. Мало того, на портале экспертиз создан специальный трекер, который позволяет проверить сопоставимость баз, представляемых на экспертизу. Порядка 200 предложений поступило по новой базе ФСНБ-2022. База, которая увидит свет в конце этого года, даже от этой будет значительно отличаться».
Методические документы по ценообразованию в строительстве
В настоящее время на государственной регистрации в Минюсте России находятся:
Заместитель начальника Управления разработки сметных нормативов Главгосэкспертизы России Оксана Гурьева: «Изменения, вносимые в методики, содержат дополнения и уточнения, сформированные на основании практики их применения.
Большинство типовых вопросов с комментариями и различная справочная информация размещаются в специальном разделе ФГИС ЦС.
В случае планирования проведения каких-либо бесплатных мероприятий для профессионального сообщества вся информация о них будет размещена в ФГИС ЦС.
Все зарегистрированные Минюстом России Методики и изменения к Методикам по ценообразованию размещены в ФРСН
https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn в хронологической последовательности».
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов:
Сегодня субъект при формировании отчетных данных о стоимости ресурсов не может увидеть какие данные в РТМ. И индексы, утверждаемые субъектом, отличаются от переданных данных субъектом в меньшую сторону. Не соблюдается принцип прозрачности. Индексы при переходе на ресурсно-индексный метод будут рассчитываться автоматически в информационной системе или вручную?
Принцип прозрачности будет соблюден в большей степени. Индексы к однородным группам будут публиковаться впрямую. Специальный механизм в ФГИС ЦС будет позволять при нажатии на позицию ресурсов в конкретном регионе наглядно увидеть: какие производители, поставщики подавали цены для определения стоимости такого ресурса. Но открывать по какой цене конкретный производитель дал данные в ФГИС ЦС, мы не можем и не будем. Потому что это закон, который нарушать нельзя и коммерческая тайна. Никому, включая органы исполнительной власти субъекта, мы не можем дать эти данные. Главгосэкспертиза оставляет за собой право в любом случае делать собственный мониторинг. Наша практика показала, что в 50% случаев без этого мониторинга индексы были бы раза в 2 выше, чем есть сегодня. Напомним, что со стороны других органов уже есть вопросы к тому, что мы сделали цены больше, чем они есть. Мы же считаем, что цены объективные, и не все пожелания регионов готовы учитывать.
Конечно, индексы по результатам мониторинга ГГЭ в 2 раза ниже. Простейшая ситуация – отчитываемся в ГГЭ по перечню индикативных ресурсов (есть такой перечень из 21 ресурса), один из них это Металлоконструкции, стоимость которых в регионе составляет от 170-190 руб./кг за простейшие балки и от 230 руб./кг, если речь идет о решетчатых конструкциях.
В ответ от проверяющих из ГГЭ получаем замечание: «предоставьте КП со стоимостью не более чем 120-130 руб./кг.»
На наш вопрос «Где мы его возьмем и как вы себе это представляете, если у нас цена металлопроката 80-90 руб./кг, а его еще необходимо разметить, порезать, сварить, очистить, огрунтовать, проверить УЗ и выдать паспорт на изделие?» мы опять-таки от ГГЭ получаем КП от какого-то ИП-шника с требуемой ценой в 120-130 руб./кг.
Самое неприятное в описанной выше ситуации, что ГГЭ не самостоятельно прикладывает к нашему мониторингу свои КП-шки, а требует, чтобы найденные ими одноразовые КП-шки регионы прикладывали от своего имени.
О пересмотре порядка пересчета сметной прибыли
«Сметная прибыль считается от ФОТ. Нормативный ФОТ вырос примерно на 30%. Мы хотим в следующем году фундаментально пересмотреть подход: прорабатываем механизм привязки СП и НР не только к оплате труда, а ко всем прямым затратам без стоимости материалов».
Зам. министра строительства Сергей Музыченко:
«Не ценообразование проблема, а управление стоимостью. Мы должны научиться управлять стоимостью, уйти от вопросов: «как же так, у меня не хватает средств на реализацию проекта. взял НЦС и ошибся или не ошибся, но все равно считаю, что не хватает денег». Мы постоянно упираемся в эту нехватку денег, превышение лимитов, возвраты назад, к корректировке проектов, удешевлению, удорожанию. Самое главное не просто работать над ценообразованием, а работать над управлением стоимостью».
Зам. руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе:
«Строительство – одна из наиболее рискоемких отраслей, за прошлые годы наблюдался существенный рост цен на строительные ресурсы, при этом принималось большое количество поправок в нормативные акты, позволяющих увеличивать цену контрактов, в связи с чем требуется выработать механизм формирования достоверного и прозрачного ценообразования».
Порядок определения НМЦК и изменение условий контракта
Минфин подтвердил продление действия механизма ПП 1315 на следующий 2023 год.
По тем объектам, по которым сформировали доп. соглашение и смету контракта, обратите внимание, если это сделано на основании Ккор, который Вам выдала экспертиза без пересмотра ранее выполненных работ до увеличения стоимости! Вернитесь к этому вопросу, пожалуйста, скорректируйтесь, пока к вам не пришли и не проверили. Это очень важный момент».
Пересчет в текущий уровень цен. Еще раз повторюсь, что берется один общий индекс и он умножается на базисную цену. Мы в день десятками получаем обращения, когда кто-то, в т. ч. и зам. губернаторов приносят табличку, в которой какой-то конкретный ресурс из 50 тыс. умножен на один укрупненный индекс, получена текущая цена и это является подтверждением: что все расценки плохие, вся база старая, к текущей жизни она не имеет никакого отношения. Особенно часто так делают подрядчики. Еще раз напоминаю: это один общий индекс. Так делать нельзя! Нельзя укрупненным индексом умножать на конкретный ресурс и получать какую-то цену. Попросите тогда подрядчиков умножить на такой же индекс окно из базы, уверен, что никто такую табличку вам не принесет».
Предлагаемые Главгосэкспертизой алгоритмы корректировки цены контракта
1. С применением коэффициента корректировки к стоимости в уровне цен по сметной документации
2. Стоимость ценообразующих ресурсов принимается по фактическим затратам при приемке работ
Вопрос: Можно ли использовать прайс-листы в качестве документов, обосновывающих текущую стоимость материалов, с учетом изменений, внесенных в пункт 14 Методики 421/пр. приказом Минстроя России № 557/пр.?
Закупки в сфере строительства – нормы и особенности применения
Развитие системы ценообразования в рамках реализации Стратегии Главгосэкспертизы на ближайшие 3-5 лет
По материалам Telegram-канала “Просто о сметах”
Новый 2023 может наконец-то стать эволюционным в стройке. И в первую очередь — в вопросах ценообразования: начинается переход на полноценное применение ресурсно-индексного метода и новую федеральную сметно-нормативную базу в уровне цен 2022, когда не будет ТЕР и местных индексов.
Не забуксует ли вся эта история — покажет ближайшее время. Уж очень многое обещано и поставлено на карту. Теперь большое значение будет иметь реальное желание Минстроя и ГГЭ начать перестраиваться, научиться давать нормальные и понятные разъяснения, работать с сообществом и многочисленными вопросами, чтобы заранее прогнозировать возможные сложности и оперативно докручивать «узкие места», которые однозначно проявятся.
А еще это :
Из отчета Счетной палаты о результатах Анализа мероприятий по реформированию системы ценообразования и сметного нормирования двухлетней давности. Повторим две интересных цитаты:
О переходе на РИМ
С предложением о расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на I квартал 2023 года в Учреждение обратилось 6 субъектов: Ростовская область, Ивановская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Алтайский край, Приморский край.
Таким образом, переходом сейчас заняты 6 регионов, во II квартале 2023 должны перейти еще 27.
При переходе субъекта РФ на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства источниками формирования сметной стоимости строительства объектов капитального строительства по новым проектам одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен (на 1 января 2022 г.) с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов для строительных ресурсов информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС.
Зам. министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко: «С 6 пилотными регионами уже плотно работают Минстрой и Главгосэкспертиза. В начале года стоит задача сопоставить базисно-индексный и ресурсный метод по аналогичным объектам: дорожным, социальным, жилью и т.д. И сравнить, что получается».
Практическое применение ФСНБ-2020 в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и территориальных сметно-нормативных баз, применение которых предусмотрено порядком, установленным нормативными правовыми актами и методическими документами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ до 3 июля 2016 г., будет возможно исключительно в целях обеспечения возможности корректировки сметной документации в составе проектной документации, разработанной до момента перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.
Ситуация сейчас
C 1 января 2023 года отрасль начала переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Одним из источников ее формирования в текущем уровне цен станет ФГИС ЦС. Наполнение системы низкое. Единственным субъектом в ЦФО, который на сегодняшний день готов к переходу на новую модель, является Ивановская область. НОСТРОЙ призывает коллег из регионов ЦФО активизировать работу по наполнению ФГИС ЦС, чтобы в 2023 году планомерно и эффективно перейти на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости cтроительства.
Пилотные 6 регионов по переходу на ресурсно-индексный метод выходят на финишную прямую. Ранее были приведены (в Телеграм-канале «Просто о сметах») их цифры наполнения ФГИС ЦС по сводной номенклатуре ценообразующих ресурсов. Примечательно, что высокие показатели — только у тех двух, которые ведёт НОСТРОЙ:
Интерес остаётся в определении доли: у кого он будет больше ресурсным, а у кого — индексным. Тут большой тайны нет. Те, у кого приличные цифры по наполнению ФГИС ЦС ценообразующими ресурсами, будут в большей степени на ресурсном методе. Им уже сейчас следует сравнить цены, что для них опубликовали на портале, с ценами, что подавались поставщиками и производителями строительных материалов и региональными властями.
Может, действительно мы недооцениваем роль региональных СРО? И сметчикам стоит завалить обращениями свои СРО с просьбой включится в эту работу, раз у других получилось? Глядишь, и деньги на центры мониторинга найдутся, когда к руководству региона придут представители местных строителей.
Заработная плата строителей
Низкий уровень показателей установленной оплаты труда рабочих IV разряда по сравнению с реальной ЗП в строительной отрасли. Результаты мониторинга и данные о фактической заработной плате рабочих-строителей в регионах мы собрали в таблице для удобства.
Очевидно, что показатели среднемесячного размера оплаты труда рабочего необходимо пересматривать. Интересно, что и в выбранных для апробации перехода на ресурсно-индексный метод регионах, ситуация с ЗП также довольно грустная.
Напомним, что до 20 февраля 2023 г субъектам необходимо представить в ФАУ «Главгосэкспертиза России» расчеты размера оплаты труда рабочего I разряда.
Стоит отдать должное НОСТРОЙ: ввязались в казалось бы бесперспективную историю с борьбой за заработную плату рабочего первого разряда, не отступили и реально смогли не только расшевелить регионы, изменив их отношение, но и показать, что профессиональная связка СРО + регион дают результат в этом важнейшем направлении.
Если раньше регионы использовали только данные Росстата для расчёта, то по предложению НОСТРОЙ данные о ЗП актуализируются на основе сводных данных строительных компаний. Уже второй год подряд активные СРО (Ульяновска, Иваново, Новосибирска и др.) собирают эту информацию от строительных компаний региона и именно они дают такой рост, который был озвучен на итоговом заседании Комиссии Общественного совета Минстроя по ценообразованию.
Важно повышать ЗП рабочих-строителей, используя механизм альтернативного расчета зарплаты. Такую работу в ЦФО проводит пять регионов, наблюдается положительная динамика: Брянская область (+21,9%), Воронежская область (+16,7%), Ивановская область (+27%), Орловская область (+15,2%), Ярославская область (+16,3%). Реальное же отставание по зарплате в округах в среднем составляет 15-17% и его нужно ликвидировать.
Региональный опыт
Ксения Шрайбер, директор ГКУ НСО «РЦМЦСР» (Новосибирск):
О сложностях наполнения ФГИС ЦС
Наполнение ФГИС ЦС по сводной номенклатуре ценообразующих ресурсов (СНЦР) в 6 регионах, которые готовы к переходу на ресурсно-индексный метод с 2023 года. Именно для Ивановской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областей, Алтайского и Приморского края 25 ноября были опубликованы первые цены в ФГИС ЦС. Напомним, что в среднем по стране показатель наполнения ФГИС ЦС по СНЦР 5-7%. Очень интересны результаты «пилотирования», особенно в регионах, где цифра близка к средней температуре по стране. Скоро узнаем.
О базе ФСНБ-2022
✔️Предлагаем к данным работам подключить крупные проектные институты, чтобы они просмотрели эти базы. Именно в части материалов и переходных ключей, классификацию перехода от одних единиц к другим. Это очень большой труд, который впоследствии облегчит расчет сметной стоимости всем субъектам, которые перейдут на ресурсно-индексный метод.
Напомним, что ввод в действие новой базы ФСНБ-2022 с 25 февраля 2023 года не отменяет действие и использование базы ТСН-2001 г. Москва, т. к. у базы г. Москвы — особый статус, согласно Закона о столице.
КСР
Классификатор строительных ресурсов (КСР) на сайте ФГИС ЦС https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/ksr, там же — поиск юридических лиц по строительным ресурсам.
Вячеслав Шаляхин, руководитель Ассоциации строителей Ульяновска на Комиссии Общественного совета Минстроя по ценообразованию еще раз поднял проблему соответствия наименований стройматериалов поставщиков/производителей и КСР: «Необходимо упростить многие вещи: адаптацию материальных ресурсов в ФГИС ЦС с фактическими позициями, которые продают или производят те или иные производители. Это колоссальная проблема! Формулировки тех или иных стройматериалов вызывают очень большое удивление, в целом останавливая процесс». И это действительно проблема, которую необходимо решать.
Регионы, по замыслу авторов реформы — двигатели перехода на новый метод расчета!
Напомним, эти «откровения» выше — от представителя лидирующего региона по наполнению ФГИС ЦС (24,9% по СНЦСР за 2 кв.2022) — Новосибирской области! Одного из шести по стране!
Нам, конечно, говорят о том, что в Приморском крае наполнение ФГИС ЦС по СНЦСР всего 6,7%. И это не мешает переходу на ресурсно-индексный метод и пилотированию.
Но, как известно, говорить «наверху» можно все, что угодно (попутно перекладывая мешки и ответственность за результаты перехода сами знаете на кого), а работать приходиться простым людям на местах. Кстати, некоторые «пилотные» регионы и сами не понимают: как попали в состав этих «счастливчиков». А кое-кто, кто должен был попасть в список передовиков, спрогнозировал последствия и предпринял успешную попытку избежать этой участи.
Мнение НОСТРОЙ
Чтобы добиться поставленной цели, указанной в Постановлении, нам необходимо активно изучать опыт этих 6 регионов, которые добились хорошего результата. Активно привлекать СРО. Я со своей стороны активно такую работу провожу, у нас достаточно для этого компетенций. Может быть дать возможность СРО быть источниками внесения информации в ФГИСы. Использовать совместно с Главгосэкспертизой программный комплекс, который позволяет добиться очень хороших результатов, приводит к однообразию ту информацию, которую нам предоставляют поставщики.
И самое главное, коллеги, нужно развенчать миф, что переход на ресурсную модель ценообразования — это заведомо удорожание! Этого не будет никогда! Цель перехода на ресурсно-индексный метод — в достоверном отображении тех затрат в текущем периоде, которые возникают у подрядной организации. Нет задачи повысить стоимость или понизить, нужно достоверно ее отражать. Посыл органам исполнительной власти и бизнесу нужно делать о неотвратимости этого перехода. Если мы договариваемся отдать в третий квартал, то передвигать это в дальнейшем уже не имеет никакой цели. Потому что в противном случае мы не добьемся нужного результата в поставленный срок».
ФГИС ЦС — интеграция с электронными торговыми площадками
Пожалуй, самое интересное и загадочное. То, о чем давно говорят, что в Планах, что может «вытащить» не только ФГИС ЦС, но и все ценообразование на другой уровень, а может и с треском провалиться.
Напомним, еще в IV квартале 2021 Минстрой совместно с ФАС согласно п.4.3. Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ № 11789п-П16 от 10 декабря 2020 г. должны были разработать цифровую Платформу купли-продажи строительных материалов с возможностью интеграции с ФГИС ЦС для заключения (регистрации) сделок вместо конъюнктурного анализа. Что интересно: на данный момент все упоминания и ссылки о создании такой площадки, датированные ранее августа 2021 г, удалены со всех ресурсов Главгосэкспертизы.
ПП 1315 (о пересчете строительных контрактов в связи с ростом цен на строительные материалы)
Совокупная стоимость контрактов (от 100 млн. рублей), которые получили поддержку государства согласно ПП 1315 — 900 млрд. руб.
Примерное удорожание после пересчета стоимости в связи с ростом цен на стройматериалы — 20%, что составило около 180 млрд. руб. Правда, не все, что было пересчитано и прошло проверку в экспертизе, профинансировано. Да и многие Заказчики до сих пор не восторге от этого механизма, ведь любой процесс изменения стоимости строительства в конечном счете привлекает внимание правоохранительных органов.
Антон Глушков (президент НОСТРОЙ): «Безусловно, понятно, что механизм действия пересчета строительных контрактов в связи с ростом цен на стройматериалы согласно ПП1315 с 2023 года прекратит свое действие».
Те методы и инструменты ценообразования, которые сегодня работают, позволят перейти нам с 2023 года на ресурсно-индексный метод. А дальше — зависит от субъектов: метод будет ресурсный или больше индексный. Чем больше прямых цен будет в системе, тем точнее будет метод. Это прямая заинтересованность субъектов.
Ответы на вопросы по ресурсно-индексному методу расчета
На сайте ФГИС ЦС создан специальный подраздел, где публикуются ответы на вопросы, связанные с переходом на новый метод расчета. Среди них:
Полезные материалы для подготовки к переходу на ресурсно-индексный метод расчета
И еще немного для подготовки к переходу на ресурсно-индексный метод расчета:
ТИМ неотвратим
Правительство утвердило новое постановление об информационном моделировании в долевом строительстве.
Напомним, страна юридически перешла на ТИМ в 2022, но на самом деле целый год на многочисленных мероприятиях обсуждали не возможность работать с использованием ТИМ, а причину этого избежать и на когда безопаснее сдвинуть срок. Вначале это был 2023 год, теперь — 1 июля 2024 г. В общем, в лучших традициях: к концу года «работы» юридически все оформили новым Постановлением. Минстрой может немного выдохнуть.
Год работали, держа в голове ПП №331 о том, что с 2022 — нужно в ТИМ, обсуждая: как красиво «съехать с темы»: импортозамещение, неготовность, нежелание, незаинтересованность и т.д.
Сервис визуализации 3D-моделей ЕЦПЭ:
О проблемах региональных заказчиков строительства и необходимости сметчиков
На круглом столе в Совете Федерации — o проблемах среди региональных заказчиков строительства:
«Субъекты рассказали о существующих проблемах, главная из которых — недостаток квалифицированных кадров: проектировщиков, сметчиков, специалистов в сфере информационного моделирования, строительного контроля.
По материалам Telegram-канала “Просто о сметах”.