Что такое экспериментальный правовой режим (ЭПР)?
В статье 13 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ Об обязательных требованиях в Российской Федерации используется следующее определение:
В Законе об ЭПР применяется менее громоздкое определение, но с таким же смысловым наполнением:
Из этих определений необходимо выделить следующие признаки применения ЭПР:
- Установлен экспериментальный правовой режим Аэрологистика
- Инициатором и оператором ЭПР является Ассоциация АЭРОНЕКСТ
- В рамках эксперимента три команды:
- Первое место заняла команда ДИАМ-АЭРО и выиграла сумму 18 200 000 рублей.
- Второе место заняла команда ДИАМ-АЭРО и выиграла чек на сумму 12 600 000 рублей. Подробнее читайте в публикации.
Комментарии
Одной из фундаментальных основ развития в России цифровых инноваций является Закон об ЭПР1. Но что под собой подразумевает понятие экспериментальные правовые режимы, какие условия нужно соблюсти для участия в ЭПР, как определить цели ЭПР и прочее — проанализируем в материале.
Концепция создания регуляторных песочниц для развития отдельных отраслей экономики не является чем-то новым для мирового сообщества. В качестве первопроходца установления в законодательстве возможности создания регуляторных песочниц выступает Великобритания, создавшая свою первую песочницу в 2016 г.2
Как можно видеть из анализа международного опыта применения регуляторных песочниц, представленного в Обзоре Евразийской экономической комиссии по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ, механизм песочницы является эффективным инструментом стимулирования инноваций, сочетающим в себе развитие экосистемы взаимодействия инноваторов и регуляторов на рынке, создание необходимой среды для развития финансовых сервисов, а также возможность анализа различных подходов к процессам регулирования и надзорной функции3.
Рассматриваемая модель развития фактически представляет собой возможность смягчить действующие в законодательстве ограничения для тестирования инноваций, что позволит в будущем создавать регулирование, основанное не на теории, а на практике. Таким образом, внедрение регуляторных песочниц создает достаточно прочную основу для законотворчества, особенно учитывая актуальные экономические потребности в эпоху развития технологий.
ЭПР и цифровые инновации
В качестве российской точки отсчета начала применения экспериментальных правовых режимов нельзя назвать принятый в 2020 г. закон о цифровых песочницах, поскольку прецеденты введения таких песочниц в России уже были до вступления Закона об ЭПР.
Введение экспериментальных правовых режимов в России
Например, еще 19 апреля 2018 года Банк России объявил о запуске регулятивной песочницы, созданной для тестирования услуг и сервисов в финансовом секторе. В тот же год было объявлено о проведении эксперимента по использованию высокоавтоматизированных транспортных средств (беспилотников) на общественных дорогах (постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415).
Следуя за развитием финансовых технологий и беспилотного транспорта, был принят Федеральный закон от 24.04.2020 года № 123-ФЗ, направленный на разработку и внедрение отечественных систем искусственного интеллекта в городскую инфраструктуру, например, в инфраструктуру фото- и видеонаблюдения (постановление Правительства Москвы от 03.12.2020 года № 2136-ПП).
Этот московский эксперимент был введен через полгода после Указа Президента РФ от 10.10.2019 года № 490 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации, в котором был сделан акцент на необходимости совершенствования механизмов регулирования экспериментальных правовых режимов. Все эти нормативные акты о проведении экспериментов в сфере инновационных технологий неизбежно привели к принятию соответствующего закона на федеральном уровне.
Отметим, что закон в некоторых местах содержит новую терминологию, которую следует дополнительно изучить.
Основные области применения экспериментальных правовых режимов
На сегодняшний день в опубликованном Министерством экономического развития Российской Федерации реестре экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций содержится 14 записей об установленных экспериментальных правовых режимах.
Основными направлениями разработки в рамках установленных экспериментальных правовых режимов является разработка и внедрение беспилотных транспортных систем, которые планируются для использования как в городской среде, так и в сфере авиационной грузоперевозки.
Развитие экспериментальных правовых режимов в области беспилотников способствовало ускоренной разработке федерального законодательства по регулированию высокоавтоматизированных транспортных средств. В основе этого законодательства о регулировании беспилотников лежат решения и выводы, сделанные в ходе экспериментов.
Также стоит выделить область медицинской деятельности, где количество экспериментов пока меньше, чем в области транспорта. Однако эксперимент по внедрению Персональных медицинских помощников для пациентов с гипертонией и диабетом был успешно завершен.
Другие сферы экономики на данный момент получили меньше внимания, несмотря на длительное действие федерального законодательства в этой области.
Цифровые инновации в законодательстве
Отметим, что основными направлениями применительно к развиваемым цифровым инновациям на данный момент являются робототехника, большие данные, беспроводная связь и искусственный интеллект. В целях совершенствования механизмов применения экспериментальных правовых режимов, а также расширения направлений их применения в настоящий момент разрабатываются новые законодательные инициативы.
Например, вводятся новые правила использования ИИ в рамках ЭПР (законопроект № 512628-8): предлагается ввести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда искусственным интеллектом, предполагается создание комиссии для установления причин вреда, связанного с применением ИИ-технологий, а также ведение реестра ответственных за использование ИИ. Кроме того, в настоящий момент идет работа над инициативой по проведению эксперимента по расчетам в криптовалюте для участников внешней экономической деятельности (законопроект № 341257-8).
Что такое цифровые инновации?
Цифровые инновации в тексте закона могут пониматься в качестве нового или существенного улучшенного продукта, процесса или метода, используемого с применением определенных технологий (ст. 2 Закона об ЭПР).
Перечень технологий, при применении которых возможно установить ЭПР, то есть которые возможно рассматривать в качестве цифровых инноваций, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.10.2020. В отношении самого перечня технологий важно отметить, что постановление содержит перечень областей технологий, приводя лишь примеры технологий для каждой из областей.
Разделы постановления:
- Робототехника
- Большие данные
- Беспроводная связь
- Искусственный интеллект
Необходимо также отметить, что для финансового сектора предусмотрен отдельный список технологий, включающий в себя, помимо указанного выше, технологии электронной подписи, технологии обеспечения информационной безопасности, облачные технологии, биометрические технологии, технологии идентификации и аутентификации, а также иные технологии, направленные на цифровую трансформацию финансового рынка (Указание Банка России от 25.11.2020 № 5634-У).
Перспективы развития
Сам по себе перечень технологий можно рассматривать как перечисление наиболее перспективных на данный момент технологических направлений, зарекомендовавших себя в последние годы в теории и на практике.
Полагаем, что отдельные требования для финансового направления разработаны в связи с особой функцией Банка России по обеспечению стабильности финансового рынка. ЦБ РФ выступает в качестве особого института, независимо реализующего меры по развитию и укреплению финансового сектора.
Условия применения ЭПР и цели ЭПР
Установление режима ЭПР в Российской Федерации
В пункте 3 статьи 1 статьи 6 Закона об ЭПР указано, что установление режима должно привести к достижению одной или нескольких целей, указанных в законе.
Далее пункт 2 части 2 статьи 15 Закона об ЭПР предполагает возможность изменения экспериментального правового режима Правительством РФ в случае, если цели ЭПР не будут достигнуты. Порядок и критерии определения достижимости или недостижимости соответствующих целей на данный момент, к сожалению, не регламентированы.
Условия применения ЭПР
Помимо необходимости соблюдения определенных законом целей, применение ЭПР возможно при соблюдении некоторых условий, без соблюдения которых заявка на установление режима будет отклонена.
Сфера экономики
Первое, что необходимо учитывать для определения возможности применения ЭПР, — сфера экономики, в которой планируется проведение ЭПР. В частности, введение ЭПР возможно исключительно в рамках определенных законодательством направлений развития экономики.
Например, часть 2 статьи 1 Закона об ЭПР предусматривает возможность введения режима в медицинской и фармацевтической деятельности, проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств, сельском хозяйстве, финансовом рынке, электронной коммерции, архитектуре и строительстве, предоставлении государственных и муниципальных услуг, промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2149 была предоставлена возможность применения экспериментального режима трем новым направлениям — связь, электроэнергетика и обработка данных (включая персональные данные и деятельность, связанную с такой обработкой).
Форма заявки
Форма заявки не содержит особых требований к сфере кандидата на установление ЭПР, однако можно ориентироваться на содержание ОКВЭД организации-инициатора экспериментального режима.
Другие обязательные условия
- Наличие законодательных запретов или ограничений, делающих невозможным или затрудняющих внедрение цифровых инноваций.
- Указание на риски, связанные с возможным причинением вреда жизни или здоровью человека, вреда его имуществу, а также обороне и безопасности государства.
- Проведение оценки таких рисков и разработка предложений по их минимизации.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который обяжет разработчиков ИИ, действующих в экспериментальном правовом режиме (ЭПР), страховать ответственность за возможный вред жизни, здоровью или имуществу от применения технологии. Существенным нововведением участники рынка также считают предлагаемое сокращение сроков рассмотрения заявок на участие в ЭПР: оно, по их мнению, приведет к снижению вовлеченности бизнеса в обсуждение проектов.
Законопроект правительства, изменяющий ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», внесен в Госдуму 15 декабря. Законопроект был разработан Минэкономики, о его подготовке 7 декабря сообщало РБК.
Закон об ЭПР, позволяющий создавать так называемые цифровые песочницы для апробации технологий, которые пока существуют вне правового поля, действует с 2021 года. Он позволяет компаниям тестировать технологии (ИИ, блокчейн, большие данные и т. д.), соблюдая существующее законодательство с рядом исключений на определенное время. Заявка на участие в ЭПР подается в Минэкономики, которое должно учитывать отзыв центра компетенций, в который входят представители бизнеса. В реестре ЭПР Минэкономики сейчас 12 действующих режимов, в четырех из них заявлен ИИ — в том числе у ООО «Яндекс.Испытания» и ООО «Сбер Автомотив Технологии».
Среди изменений в закон о цифровых ЭПР, предлагаемых правительством,— страхование ответственности разработчиков за негативные последствия применения технологий: причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо юрлица. В случае, если такие последствия наступили, анализировать ситуацию будет комиссия с участием регуляторов, участников ЭПР, предпринимательского и экспертного сообщества.
В числе нововведений — требование о ведении субъектами ЭПР (юрлицами, госорганами, в том числе региональными) реестра лиц, вступивших с ним в правовые отношения в рамках ЭПР.
Предлагается также сократить срок рассмотрения заявок на участие в ЭПР исполнительным органом власти с 25 до 10 рабочих дней.
«Страхование ответственности повысит издержки и потребует более качественной подготовки программы ЭПР»,— отмечает управляющий партнер Национального центра интеллектуального капитала Максим Дышлюк.
Предложенный порядок рассмотрения случаев причинения вреда направлен на скорейшее возмещение вреда пострадавшим, но не на всестороннее выяснение обстоятельств, считает эксперт. Вероятно, предполагает он, компании-разработчики зачастую будут пытаться обжаловать заключения комиссии в суде. Такая возможность закреплена в поправках.
В АНО «Цифровая экономика» (в число учредителей входят «Яндекс», «Сбер», VK и др.), Ассоциации больших данных, а также «Яндексе» не стали комментировать инициативу правительства.
Источник “Ъ”, знакомый с ходом разработки инициативы, говорит, что бизнес-сообщество направляло в Минэкономики отзыв на нее, который не был учтен.
«Опасения бизнеса касались, в частности, сокращения практически в два раза минимальных сроков установления ЭПР. Дело в том, что за десять дней бизнес, который входит в центры компетенций, может не успеть подготовить заключения, в результате его позиция не будет учитываться Минэкономики при принятии решения о запуске ЭПР. А судя по сложившейся практике, при рассмотрении заявок без позиции бизнеса большая их часть отклоняется»,— говорит собеседник “Ъ”. Как говорит собеседник “Ъ”, близкий к одной из крупных IT-компаний, бизнес предлагал также к 2025 году предусмотреть возможность внесения проектов в Минэкономики только через организацию предпринимательского сообщества, но это предложение также не было учтено.
Минэкономразвития создаст комиссию по расследованию ИИ-инцидентов
Она понадобится для оценки страховых случаев
Алексей Орлов / Ведомости
Минэкономразвития планирует создать комиссию по расследованию инцидентов, вызванных использованием искусственного интеллекта (ИИ). Она также будет регламентировать права собственности на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с помощью технологий ИИ. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель министерства.
Изменения будут добавлены ко второму чтению поправок в законопроект «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций» (258-ФЗ), добавил он. Первоначальный проект поправок был внесен в Госдуму в декабре 2023 г. и принят в первом чтении 16 февраля. Утвержденные тогда изменения касались сокращения сроков рассмотрения заявок на создание ЭПР с 90 до 50 дней и положения о страховании ответственности за возможный вред жизни, здоровью или имуществу от применения технологии.
Сейчас общая идея состоит в том, что создать ЭПР можно будет быстрее, объясняет гендиректор ассоциации разработчиков и пользователей ИИ в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман. Если будет введено страхование инцидентов, связанных с ЭПР, то, для того чтобы оценивать эти страховые случаи, будет создана комиссия, которая будет их разбирать, добавил он.
«ЭПР мало, и процесс их рассмотрения идет медленно, потому что ведомства боятся этих экспериментов исходя из того, что могут возникнуть какие-то проблемы. Чтобы ЭПРы двигались быстрее, пытаются придумать механизм, с помощью которого можно будет защититься от таких инцидентов, но, как это будет работать на практике, не совсем понятно», – отметил Зингерман.
Участник ЭПР должен будет вести реестр лиц, которые связаны с технологией и которые являются ответственными при использовании решений, созданных с применением ИИ, объяснил «Ведомостям» сенатор Артем Шейкин. В случае инцидента с ИИ субъект ЭПР будет обязан предоставить комиссии в течение двух рабочих дней необходимые документы для расследования причин и установления круга ответственных, добавил он. По итогам работы комиссия будет готовить заключение о причинах произошедшего, обстоятельствах, указывающих на виновность лиц, а также о необходимых мерах по возмещению вреда, пояснил сенатор.
«На мой взгляд, указанные изменения не скажутся на количестве одобряемых ЭПР, но это повлияет на безопасность при реализации проектов ЭПР, их прозрачность, упростят установление причин инцидентов и привлечение к ответственности виновных, возмещение вреда пострадавшим», – уточнил Шейкин.
По словам представителя Минэкономразвития, всего в действующую регуляторику вносится более 20 новелл. В частности, речь идет о сокращении перечня предоставляемых документов при подаче инициативного предложения по ЭПР и уменьшении сроков согласования за счет оптимизации процедур.
По словам источника «Ведомостей», близкого к правительству, сейчас поправки, подготовленные ко второму чтению, согласовываются с администрацией президента. Замечания, предложенные АП, носят редакционный характер, добавил он.
«С учетом масштаба изменений на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению в Госдуме идет активная работа по уточнению формулировок, согласованию отдельных его положений», – добавил представитель министерства. По словам собеседника «Ведомостей», второе чтение состоится уже после майских праздников.
Первая версия 258-ФЗ вступила в силу в январе 2021 г. Закон устанавливает особые правовые режимы (регуляторные песочницы), в которых можно тестировать инновации, обходя часть требований законов, регулирующих ту или иную отрасль. Для вступления ЭПР в силу требуется заключение АНО «Цифровая экономика», Минэка и профильного ведомства в сфере, которой касается ЭПР. Финальное решение об установке ЭПР принимает правительство.
«За два года были установлены и реализуются 14 экспериментов. В них задействовано 117 участников – это компании, органы власти и индивидуальные предприниматели. Также непосредственными участниками ЭПР стали более 83 000 граждан», – говорил директор департамента развития цифровой экономики Минэка Владимир Волошин во время дискуссии «ЭПР и регулирование при внедрении ИИ» на выставке «Россия» в марте 2024 г.
По словам представителя министерства, сейчас на рассмотрении находятся семь новых ЭПР: три – в сфере беспилотной авиации, два – в сфере медицины и еще два – в сфере ВАТС (высокоавтоматизированные транспортные средства). Он уточнил, что сейчас в рамках ЭПР нет ни одного проекта, напрямую связанного с ИИ, но в большинстве текущих экспериментов так или иначе задействована сама технология ИИ. В первую очередь в ЭПР, связанных с беспилотным транспортом, его управлением и безопасной эксплуатацией, добавил представитель Минэка.
В 2023 г. объем российского рынка ИИ достиг почти 650 млрд руб., это примерно на 18% больше, чем годом ранее, заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, выступая в рамках Дня цифры на форуме-выставке «Россия».
Но, по словам представителя Ассоциации больших данных (АБД), текущий порядок установления экспериментальных правовых режимов не позволяет эффективно и быстро тестировать инновационные цифровые технологии в рамках действующего регулирования. Создание комиссии по расследованию инцидентов будет способствовать совершенствованию конфигурации ЭПР, только в случае если одновременно будет упрощен порядок их установления, в том числе предусмотрен действующий механизм снятия противоречий при рассмотрении инициативных предложений, добавил он. «Сейчас если один согласующий орган против, то замечания можно снять только на уровне правительства, но это тяжелый и громоздкий механизм, хотелось бы попроще», – отметил представитель АБД.
В настоящее время каждый случай, вызывающий споры по правомочности применения технологий ИИ, уникален и за каждым скрывается масса вопросов, касающихся технологических и правовых аспектов, а также безопасности, говорит эксперт рынка НТИ «Нейронет», директор по развитию EKF Татьяна Мосендз. «При создании такой комиссии важно соблюсти баланс и не превратить работу комиссии в блокирующий фактор развития самих технологий ИИ, – отмечает она. – Зачастую введение новой правовой нормы вводит новые барьеры и существенно сдерживает развитие отрасли».
Об этом рассказал член законодательной рабочей группы инфраструктурного центра "Хелснет" Национальной технологической инициативы и генеральный директор ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине "Национальная база медицинских знаний" Борис Зингерман на открытом заседании законодательной рабочей группы "Хелснет". Соответствующие изменения он предложил внести в обновленную дорожную карту.
Национальная технологическая инициатива (НТИ) реализуется правительством России в соответствии с перечнем поручений президента России по реализации послания Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. Это долгосрочная межведомственная программа частно-государственного партнерства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 10-15 лет.
"План мероприятий (дорожная карта) НТИ "Хелснет" разработан рабочей группой "Хелснет" НТИ в соответствии с Правилами разработки и реализации дорожных карт НТИ (утверждены постановлением правительства от 18 апреля 2016 г. №317 "О реализации Национальной технологической инициативы")", – сказано на сайте правительства.
Первая связана с тем, что ЭПР в телемедицине могут быть сформированы только для медицинских организаций частной системы здравоохранения – так прописано в ст.36.2 закона №323-ФЗ. Борис Зингерман объяснил ComNews, что законодатель внес это на этапе принятия документа в 2021 г.
"Насколько мне известно, коммерческие компании не лоббировали этот вопрос. Скорее всего, так было сделано, чтобы не перегружать систему ОМС. При этом в процессе обсуждения ЭПР мы, как экспертная группа, приглашали экспертов из государственных организаций, которые выразили заинтересованность, чтобы подобные эксперименты проводились и в их медучреждениях", – рассказал Борис Зингерман изданию.
На заседании он предложил изменить этот пункт, чтобы эксперименты в рамках телемедицины были доступны и государственным медорганизациям.
Какие еще заявки были
Из других поданных он вспомнил заявку компании Data Matrix, работающей с клиническими данными. Недавно у Министерства здравоохранения появился к ней интерес.
Также Борис Зингерман вспомнил утвержденное предложение корпорации "Ростех" по персональным медицинским помощникам. Сейчас рассматривается еще одна заявка на установление ЭПР от "Ростеха".
Еще одна заявка – инициатива по использованию электронной подписи для подписания документов пациентов. По словам Бориса Зингермана, сложности в этом аспекте тормозят цифровизацию здравоохранения. Инициативу направили в Департамент здравоохранения Москвы, она уже получила одобрение Минздрава.
"С электронной подписью ситуация сложная. Очень много документов, которые должен подписать пациент, но у него нет удобных способов сделать это в электронном виде: для подписания нужно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, которой у большинства пациентов нет, или простую подпись с идентификацией через "Госуслуги", что занимает много времени на приеме. Благодаря ЭПР пациент сможет поставить электронную графическую подпись, просто расписавшись на планшете", – объяснил Борис Зингерман.
Директор ассоциации рассказал ComNews, что пока не было ни одной заявки на установление ЭПР для тестирования искусственного интеллекта (ИИ).
"Это очень актуально, но ни одна из компаний, которая этим занимается, на мой взгляд, не готова сформировать такую заявку", – сказал Борис Зингерман на заседании.
По правилам система с искусственным интеллектом должна быть зарегистрирована как медицинское изделие наивысшего – третьего класса риска. Маленьким компаниям зачастую такие требования не под силу.
"Очень важно устанавливать ЭПР в области разработки и применения технологий искусственного интеллекта, ведь ИИ является новым явлением, которое нужно аккуратно ввести в правовое поле, не создавая излишних ограничений для развития технологий, но в то же время защищая права и благополучие человека. Таким образом, ЭПР является промежуточным шагом перед принятием норм закона", – считает младший менеджер департамента "Стратегия и консалтинг", отдела "Прикладной искусственный интеллект" Axenix Елена Мимоглядова.
Какие заявки получают одобрение
Борис Зингерман отметил, что заявки проходят, когда их подают крупные структуры, так как на формирование и продвижение требуется много ресурсов. Чтобы дать возможность стартапам и небольшим компаниям, Борис Зингерман предложил законодательной группе "Хелснет" НТИ формировать комплексные заявки на ЭПР.
"Из утвержденных экспериментальных правовых режимов это ЭПР по телемедицине, который продвигали 16 очень крупных коммерческих медицинских организаций, в том числе "Медси", Сбербанк, "РЖД-медицина". Это результат двухлетней работы, согласования многих отдельных заявок. Второй установленный ЭПР – по персональным медицинским помощникам, который продвигал "Ростех", – напомнил Борис Зингерман.
Руководитель телемедицинской службы медтехкомпании "Доктор Рядом" Дарья Тещенкова тоже считает важным поддерживать стартапы в этом вопросе, но они должны обладать средствами для эксперимента. "Для ЭПР необходим большой технический и цифровой ресурс: это и врачи, и возможность обеспечить стабильную техническую работу сервиса, и обеспечение защиты персональных данных и медицинской тайны", – считает Дарья Тещенкова.
При этом внедрение ЭПР важно для развития. Генеральный директор компании "Платформа Третье Мнение" Анна Мещерякова напомнила, что эксперимент по внедрению компьютерного зрения в лучевую диагностику системы здравоохранения Москвы в 2020 г. был запущен благодаря наличию экспериментального правового режима, что послужило основой для последующего внедрения технологии по всей стране на уровне систем здравоохранения регионов.
"Появление ЭПР может быть очень полезно для развития рынка производителей медицинских ИТ-решений, которые сталкиваются со сложностями при выводе новых продуктов на рынок. Например, с недостаточной проработкой вопросов интеллектуальной собственности в области ИИ и неоднозначным решением вопроса ответственности за действия ИИ", – считает генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион.
В реестре ЭПР насчитывается 14 экспериментальных режимов в разных областях: беспилотный транспорт, медицина, госуправление.
Механизм, который обеспечит компенсацию вреда, причиненного в результате применения технологий ИИ в рамках экспериментальных правовых режимов, разработало Министерство экономического развития РФ.
"Законопроект внесен в Государственную Думу 15 декабря 2023 г., рассчитываем на его успешное рассмотрение в 2024 г.", – сообщила пресс-служба Минэкономразвития корреспонденту ComNews.
"Правительство уделяет особое внимание внедрению цифровых инноваций. Речь идет о применении особого механизма для их участников – так называемых регуляторных песочницах. Этот механизм помогает крупному, малому и среднему бизнесу, индивидуальным предпринимателям снижать издержки и способствует запуску передовых проектов в самых разных сферах. Например, только в рамках развития беспилотного транспорта по трассе М-11 "Нева" перевезено 10 тыс. тонн грузов. Пройдено более 600 тыс.км. Беспилотное такси совершило свыше 12 тыс. поездок", – отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, добавив, что принятое решение упрощает доступ предпринимателей к таким программам.
Министр экономического развития Максим Решетников отметил, что практически в два раза сокращаются минимальные сроки установления ЭПР: "Это поможет существенно ускорить процесс на определенных этапах. Также учитываем опыт и предложения более 90 компаний – участников действующих ЭПР и сокращаем количество необходимых документов".
По данным Минэкономразвития, изменения в закон также включают порядок страхования участниками ЭПР гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в результате использования решений, созданных с применением ИИ, и, кроме того, появятся нормы об указании в ЭПР порядка использования и защиты технологий, разработанных с применением ИИ, – для этого в законопроект вводится обязанность субъектов ЭПР вести реестры, где будут отражены зоны ответственности сотрудников и лиц, использующих и работающих с ИИ, с уточнением суммы страхования, а также сведения о созданных при реализации ЭПР технологиях. Каждый случай причинения вреда технологией ИИ, по данным Минэкономразвития, будет рассматривать специальная комиссия.
Экспериментальный правовой режим не отменяет положения Гражданского кодекса
ИИ как один из видов технологий не может нести ответственность за поступки – за его действия отвечает разработчик, владелец или пользователь системы. "Разработкой и программированием нейросетей занимаются десятки разработчиков. В этом случае найти ответственного за работу ИИ становится невозможно. Также создатели систем не отвечают за ущерб и не возмещают убытки, возникшие при их использовании. Чаще всего ответственность ложится на пользователя, если он распространяет результаты работы ИИ, нарушающие законы России", – сообщил основатель и продюсер АО "Роббо" Павел Фролов.
Алексей Самыгин, старший юрист ООО "НЦИК" (Национальный центр интеллектуального капитала), отметил, что законопроект не содержит положений, определяющих конкретных ответственных за причинение вреда, но в предложенной ст.181 законопроект предусматривает досудебный порядок рассмотрения случаев причинения вреда специальной комиссией.
"ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций" не может влиять на правила определения ответственности за причинение вреда ни в текущей редакции, ни в случае принятия предложенных изменений. Ответственность за причинение вреда наступает согласно условиям Гражданского кодекса, и если в будущем по итогам реализации программ экспериментальных правовых режимов будут выработаны приемлемые подходы к определению гражданской ответственности, отличные от тех, что зафиксированы в ГК, то потребуется изменение непосредственно Гражданского кодекса", – объяснил Виктор Рыков, адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper.
"Ранее было общее правило, что ответственность за имущество – в широком смысле – несет его собственник/владелец, соответственно, если оно причинило вред, то такое лицо и будет отвечать. Поправки не регулируют вопрос, кто несет ответственность, а скорее просто говорят, что при разбирательстве – судебном или административном – могут еще использоваться результаты расследования специальной комиссии. Что касается практики, то на данный момент отсутствует сложившаяся практика по такого рода кейсам, поэтому пока сложно сказать о ней", – добавил Иван Кайсаров, руководитель практики интеллектуальной собственности Versus.legal.
Как объясняет Иван Кайсаров, есть определенные виды ответственности, которые подлежат страхованию по закону, – например, ответственность нотариуса либо обязательное страхование отдельных опасных промышленных объектов. "Опыт такого рода страхования уже есть, и такой подход – логичный", – отметил он.
"Страховые компании будут страховать гражданскую ответственность участников ЭПР. Законопроект ясно говорит об этом в предложенном подпункте 132 п.5 ст.10. Такая страховка покроет риск причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лица, пострадавшего от технического решения, созданного с помощью технологии искусственного интеллекта. При этом в соответствии с предложенной нормой требования к условиям страхования, в том числе к минимальному размеру страховой суммы, перечню рисков и страховых случаев, должны содержаться в программе ЭПР", – сообщил Алексей Самыгин.
По мнению Алексея Самыгина, поправки направлены на скорейшее возмещение этого вреда – на это указывает и обязательное страхование гражданской ответственности, и специальный порядок рассмотрения случаев причинения вреда, который предполагается более быстрым, нежели судебный порядок.
"Законопроект лишь сообщает, что положения о страховании при использовании ИИ становятся частью пакета документов, необходимого для установления ЭПР. Следовательно, правительству и представителям индустрии предстоит выработать приемлемые правила страхования. Такие правила будут существенно отличаться в зависимости от сектора использования ИИ", – считает адвокат Виктор Рыков.
По мнению Виктора Рыкова, представителям бизнеса нужно больше предсказуемости при инвестициях в инновации, и, если возможна работа с новыми технологиями в контролируемых условиях, с понятным распределением ответственности за негативные последствия, это может быть полезно бизнесу. "Все будет зависеть не от условий закона об ЭПР, а от условий конкретных программ, которые будут непосредственно регулировать деятельность компаний, занимающихся развитием ИИ", – добавил он.
ЕС согласовал первый в мире закон о регулировании искусственного интеллекта
В Минэкономики “Ъ” не уточнили, будут ли при рассмотрении заявок учитывать позицию бизнеса. В сообщении министерства, поступившем в “Ъ”, приводятся слова главы Минэкономики о том, что сокращение сроков «поможет существенно ускорить процесс на определенных этапах».
Что нужно сделать для участия в ЭПР?
Чтобы стать участником экспериментального правового режима, предприниматель вправе:
Для установления (создания) экспериментального правового режима в государственные органы должно быть направлено соответствующее инициативное предложение. Заявки на создание ЭПР принимаются Министерством экономического развития РФ и Банком России (для финансового сектора).
Так, инициатор, являющийся юридическим лицом или ИП, должен соответствовать следующим критериям:
По результатам оценки инициативного предложения на соответствие ст. 6 и 8 Закона об ЭПР, уполномоченный орган выносит решение о возможности установления ЭПР.
Интересно, что ст. 9 Закона об ЭПР, регулирующая порядок рассмотрения инициативного предложения, не предусматривает положений о возможности обжалования инициатором отказа в установлении экспериментального правового режима, как это сделано, например, в отношении решения о приостановлении или прекращении статуса субъекта ЭПР. Тем не менее отсутствие соответствующего указания не препятствует инициатору обжаловать такой отказ в судебном порядке.
Как было отмечено выше, помимо самостоятельной инициативы по установлению ЭПР, субъекты предпринимательской деятельности вправе направить заявку на присоединение к уже существующему эксперименту. Такое присоединение возможно при условии соответствия претендента критериям, установленным ст. 8 Закона об ЭПР (соответствие установленным для инициатора критериям).
Выводы
Основной Закон об ЭПР был принят чуть меньше четырех лет назад, что тем не менее нельзя назвать коротким сроком. Безусловно, модель экспериментальных правовых режимов должна рано или поздно проявить ощутимый положительный эффект, однако на данный момент такой эффект не кажется столь значительным. Полагаем, такое длительное развитие связано в первую очередь с новизной модели для российских правовых и экономических реалий. Опыт успешного взаимодействия бизнеса и государства в рамках таких экспериментальных моделей все еще предстоит наработать.
1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых технологий в Российской Федерации», далее — Закон об ЭПР.
2 Что такое «регуляторные песочницы» и как они помогут бизнесу // http://duma.gov.ru/news/49285/.
3 Международный опыт применения «песочниц» // https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/5a7/Mezhdunarodnyy-opyt-primeneniya-pesochnits.pdf.
5 Завершается подготовка федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах // https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10704?ysclid=lvb4dwqo19800213605.
Итоги проведения ЭПР
Установленные ст. 3 Закона об ЭПР цели проведения экспериментального правового режима фактически представляют собой те результаты, к которым необходимо прийти участникам ЭПР по итогам проведения эксперимента.
Учитывая положения ст. 18 Закона об ЭПР, кажется вполне ясным, что первостепенной целью установления ЭПР все же является развитие правового регулирования в соответствующей области, все прочие цели являются второстепенными.
По завершении проведения эксперимента предполагается направление в уполномоченный орган субъектами экспериментального режима отчетов об итогах деятельности в рамках реализации ЭПР, которые позже выносятся на общественное обсуждение.
По итогам мониторинга эффективности ЭПР, в случае успешной реализации эксперимента, Правительством РФ может быть принято решение о необходимости внесения изменений в общее регулирование. В отношении иных указанных в ст. 3 Закона об ЭПР целей какой-либо проверки эффективности федеральным законом не предлагается, что кажется не совсем ясным с точки зрения целесообразности введения каких-либо целей без соответствующего мониторинга по их достижению.