Форма обязательного подтверждения соответствия
Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону О техническом регулировании являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа.
Начиная с 2013 года, когда создался Таможенный союз, документальное подтверждение соответствия продукции стало производиться не только в системе ГОСТ Р, но и в соответствии с техрегламентами.
Обязательная декларация или сертификат Таможенного Союза (а в настоящее время – Евразийского экономического союза ЕАЭС) подтверждает, что ввозимый продукт разрешен к использованию в зоне Таможенного Союза (ЕАЭС), ввиду его полного соответствия заявленных параметров безопасности требованиям техрегламентов.
В чем разница между сертификатом соответствия и декларацией о соответствии
Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:
Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ О техническом регулировании от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции.
Заключение
В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования. На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза.
В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.
Требования к реализации продукции в России
Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 Об утверждении правил продажи товаров по образцам от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).
Ответственность за нарушение законодательства
Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции
Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ Об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Ответственность заявителей
Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.
Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.
За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.
Ответственность органов по сертификации
В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов.
Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.
Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимается действия, повлекшие за собой:
- Невыполнение обязанностей по проведению проверок,
- Нарушение порядка регистрации деклараций,
- Нарушения, установленные законодательством.
За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.
Ответственность испытательных лабораторий
Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.
Выбор испытательной лаборатории
При декларировании продукции выбор испытательной лаборатории зависит от применяемой схемы декларирования. В некоторых случаях может быть разрешено проведение испытаний в неаккредитованной лаборатории.
Предоставление результатов
После проведения испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты. Это требование также закреплено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).
Ответственность лабораторий
Степень ответственности испытательных лабораторий за предоставление недостоверных и необъективных результатов исследований определяется в соответствии со статьей 42 ФЗ № 184.