15:25 15.11.2019
(обновлено: 17:30 03.03.2020)
Предприятие Росатома стало оператором по обращению с опасными промотходами
государственная корпорация по атомной энергии “росатом”
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, отходы, государственная корпорация по атомной энергии “росатом”, россия
Ядерные технологии, Общество, Отходы, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Россия
Рассказываем, как заключить договор, работать в системе ФГИС ОПВК, готовить к сдаче отходы I–II классов опасности и какие подводные камни есть во всей процедуре.
1 марта 2022 года начала действовать новая редакция закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ. Новые статьи 14.1-14.4, которые в ней появились, описывают деятельность федерального оператора по обращению с опасными отходами.
Это значит, что теперь все юридические лица и ИП, которые образуют отходы I–II класса опасности, обязаны передавать их специальной организации – Федеральному экологическому оператору. Это единственная организация, которая по закону управляет, организует и контролирует все процессы, связанные с отходами I–II класса опасности по всей России.
В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» в составе национального проекта «Экология» федеральный оператор создает сеть экотехнопарков, которые обеспечат экологически безопасную и эффективную с точки зрения извлечения вторичных материальных ресурсов переработку отходов.
Экотехнопарки – это сеть межрегиональных производственно-технических комплексов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий и наилучших экологических практик. Четыре экотехнопарка создаются на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртской Республике. Объекты завершили свою работу, связанную с химическим разоружением, и готовы к перепрофилированию под новую задачу.
«С нуля» будут построены два экотехнопарка в Томской и Иркутской областях, и создано уникальное производство по переработке химических источников тока в Нижегородской области.
Группы производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов в социальных сетях:
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:
осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;
представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Российский экологический оператор завершил работу над Федеральной схемной обращения с ТКО. Как сообщил глава ППК РЭО Денис Буцаев на Российском экологическом форуме, она позволит видеть как существующие, так и перспективные объекты по утилизации, а также возможности по их загрузке сырьем.
«С гордостью могу сказать, что в настоящее время Федеральная схема уже готова полностью и согласована со всеми регионами РФ. Поверьте, работа была крайне непростой, принимая во внимание, что федсхема во многих случаях шла в противоречие с территориальными схемами, и нам с региональными коллегами приходилось находить компромиссы с точки зрения мест размещения, мощности объектов и естественно их стоимости», — отметил Денис Буцаев.
Он назвал схему универсальным инструментом, который позволяет каждому пользователю посмотреть не только на существующие, но и на те объекты, которые должны появиться. В том числе благодаря федсхеме можно увидеть, как расположить тот или иной объект утилизации, как его загрузить необходимым сырьем и в результате получить соответствующую экономическую модель.
В 2021 году по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко Российский экологический оператор должен будет полностью загрузить весь реестр контейнерных площадок. Буцаев подчеркнул, что это важно с точки зрения работы над прослеживаемостью отходов. Появится контроль над всеми мусоровозами в стране, это 18 000 машин.
«И у нас появляется полноценный блок, связанный с утилизаторами, то есть с переработчиками, которых раньше не было. Естественно, что в этой части модуль будет располагать данными в большинстве своём перспективных объектов. Но поверьте, это также важно, потому что, когда мы обсуждаем инвестпроекты с коллегами, каждый из них задаёт вопрос в отношении того, насколько инвестиции будут оправданы, насколько они смогут инвесторам пообещать возврат инвестиций, от того объема сырья, вторичных материальных ресурсов в частности, который образовывается на территории регионов», — сказал Денис Буцаев.
Он обратил внимание на то, что электронная модель указанной Федеральной схемы позволит автоматически перепроверять тариф, о чем РЭО договорился с ФАС. Методика данного ведомства будет загружена в качестве отдельного модуля, и не потребует никаких дополнительных технических проверок, в том числе со стороны ФАС.
«И что интересно, на мой взгляд, оно также позволит строить электронные модели территориальной схемы. Та задача, которая регионами решается на основе отдельных договоров в рамках нашей электронной модели Федеральной схемы, может быть решена в автоматическом формате», — заключил Денис Буцаев.
Федеральный проект направлен на создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, на введение в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию этих отходов.
Сроки реализации проекта 01.10.2018 – 31.12.2024.
Куратор федерального проекта заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктория Валериевна Абрамченко, руководитель федерального проекта первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Борисович Комаров.
Только 1,5% отходов I и II классов опасности обезвреживают и утилизируют. Все остальное – а это около 400 тыс. т опасных веществ в год – накапливается. Благодаря проекту будет создана инфраструктура для обращения с промышленными и бытовыми отходами, которые наносят непоправимый вред окружающей среде. Общий объем финансирования – более 36 млрд рублей.
Цели проекта: создание единой государственной информационной системы (ЕГИС) учета и контроля за обращением с опасными отходами и инфраструктуры по их обезвреживанию; контроль потоков движения отходов от источника их образования до места утилизации или обезвреживания.
Опасные отходы и отсутствие контроля за их утилизацией – серьезный вызов для мусорной реформы в России. К опасным отходам относятся смеси неорганических солей, оксидов, гидроксидов, кислот, ртутьсодержащие, сточные отходы промышленных предприятий, органические, смешанные и комбинированные органические и неорганические отходы.
Сегодня на спецпредприятиях в первую очередь обезвреживают батарейки и ртутьсодержащие отходы. Все остальные виды копятся и становятся источниками химической опасности. Согласно плану федерального проекта, четыре из семи ПТК на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия откроют в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии уже к 2023 году. На каждом объекте появится более 280 рабочих мест. К строительству и эксплуатации привлекут специалистов из регионов, а также средний и малый бизнес. Структура новых предприятий не допустит попадания вредных химических веществ в окружающую среду. При этом отходы из-за рубежа, а также радиоактивные отходы завозить не планируют.
Предполагается, что уже с 2022 года у предприятий, которые в результате производства имеют дело с опасными отходами, будет два решения. Первое – самостоятельная переработка. Второе – обращение к федеральному оператору, который несет ответственность за весь жизненный цикл отходов.
Первые результаты проекта: разработан проект подзаконных правовых актов, направленных на создание ЕГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности; введена в эксплуатацию ЕГИС.
Госкорпорация «Росатом» с 1 марта 2022 года запускает новую прозрачную систему обращения с отходами I и II классов, в которой будут отображаться все места образования, участники и цепочки. Об этом рассказал первый заместитель генерального директора — директор блока по развитию и международному бизнесу компании Кирилл Комаров на пленарном заседании IV ежегодной конференции «Промышленная экология: новые реалии и стандарты будущего», организованной газетой «Ведомости».
Долгое время в России не действовала система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов, а рынок не обладал мощностями для переработки. Это привело к тому, что в настоящее время в стране видны результаты многолетнего невнимания к проблеме накопления брошенных отходов металлургической, химической и нефтехимической отраслей.
«Важный шаг в борьбе с экологическим геноцидом — запуск единой системы обращения с опасными отходами, — считает руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова. — Поведение как регулятора, так и бизнеса должно быть предсказуемым, причем бизнес должен выполнять взятые на себя обязательства»
Решить данную проблему призвана новая система, в рамках которой все промышленные предприятия, производящие отходы и не перерабатывающие их самостоятельно, будут обязаны заключить договор с предприятием «Росатома» — Федеральным экологическим оператором.
В рамках масштабной инициативы госкорпорация планирует в декабре 2021 года запустить первую в России цифровую платформу по управлению всей цепочкой отходов — федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). С помощью данной платформы будет осуществляться контроль за всем жизненным циклом таких видов отходов — с момента их образования до утилизации.
Система станет доступна для регистрации с 1 декабря текущего года. Также предусмотрен трехмесячный пилотный период, в рамках которого пользователи смогут оценить работу сервиса.
В настоящее время в России наблюдается недостаток современных мощностей по переработке отходов I и II классов. Для решения данной задачи «Росатом» строит семь экотехнопарков, оснащенных передовыми российскими и зарубежными технологиями.
«Первые четыре экотехнопарка будут созданы на базе заводов по химическому разоружению, потому что они приспособлены по своим техническим процессам к тому, чтобы заниматься переработкой отходов. Три производства мы строим с нуля. Например, один из них мы строим прямо на месте большого экологического бедствия на промышленной площадке бывшего «Химпрома» в Усолье-Сибирском. В первую очередь предприятие будет перерабатывать отходы, которые там накопились. Эти семь предприятий — становой хребет новой системы», — добавил представитель госкорпорации.
В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» в составе национального проекта «Экология» распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. №2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I-II классов опасности.
С 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов на всей территории Российской Федерации.
Организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами осуществляется на площадке единой цифровой платформы – федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). ФГИС ОПВК позволяет заключать договоры, подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени и оперативно обмениваться электронными документами.
Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов, регистрируются в системе ФГИС ОПВК и заключают договор с федеральным оператором, который обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Форма договора типовая, утверждена постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363. (ссылка на договор).
Федеральный оператор осуществляет свою деятельность по установленным ФАС России тарифам. Тарифы едины на всей территории России и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности. Тариф на отходы I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну без НДС. Тариф на отходы II класса – 62,47 тыс. руб. за тонну без НДС.
Отходообразователи, которые имеют собственные мощности по обращению с отходами I и II классов, регистрируются в системе ФГИС ОПВК и вносят в систему информацию о полном жизненном цикле опасных отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки.
Действующие на рынке предприятия по транспортированию и обращению с отходами I и II классов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через систему ФГИС ОПВК. Стоимость услуг операторов определяется на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Формат договоров предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка.
Данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I и II классов, которую утверждает Правительство РФ. Соблюдение федеральной схемы является обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка.
С 1 марта 2022 года в России действуют новые правила обращения с отходами I и II классов опасности. Предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «ФЭО», определенное федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов на всей территории Российской Федерации.
Организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов осуществляется на площадке единой цифровой платформы – федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). ФГИС ОПВК позволяет заключать договоры, подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени и оперативно обмениваться электронными документами.
Отходообразователи, которые имеют собственные мощности по обращению с отходами I и II классов, с 1 марта регистрируются в системе ФГИС ОПВК и вносят в систему информацию о полном жизненном цикле опасных отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.
Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов, с 1 марта регистрируются в системе ФГИС ОПВК и заключают договор с федеральным оператором, который обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Форма договора типовая, утверждена постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363.
Федеральный оператор осуществляет свою деятельность по установленным ФАС России тарифам. Тарифы едины на всей территории России и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности. Тариф на отходы I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну без НДС. Тариф на отходы II класса составляет 62,47 тыс. руб. за тонну без НДС.
Действующие на рынке предприятия по транспортированию и обращению с отходами I и II классов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через систему ФГИС ОПВК. Стоимость услуг операторов определяется на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Формат договоров – рамочный. Он предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка, что позволяет всем желающим продолжать работу.
Система ФГИС ОПВК доступна с любого устройства (телефона, планшета, компьютера), что позволяет пользователям оперативно контролировать все процессы. Она интегрирована с другими информационными системами – ЕСИА «Госуслуги», АИС «Налог-3», ГЛОНАСС, ПТК «Госконтроль» – это упрощает работу и исключает необходимость «двойного» ввода данных.
Регистрация во ФГИС ОПВК осуществляется по ссылке gisopvk.ru
Вы можете задать интересующий Вас вопрос, воспользовавшись формой обратной связи. Обращаем внимание на необходимость корректного заполнения всех полей данной формы.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
НОВЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ
С ОТХОДАМИ I И II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ С 1 МАРТА 2022 Г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие “Федеральный экологический оператор” (ФГУП “ФЭО”, предприятие Госкорпорации “Росатом”) определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).
Деятельность федерального оператора будет осуществляться по утвержденному ФАС России предельному (максимальному) тарифу, включающему в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (п. 6 ст. 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее – отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Отходообразователи, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК (п. 6 ст. 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ).
В случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности отходообразователи обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.
Отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается (п. 3 ст. 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Организация федеральным оператором деятельности по привлечению операторов по обращению с отходами I и II классов опасности в целях последующего сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания или размещения отходов будет обеспечиваться на основании федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности с учетом оптимальной логистики и стоимости услуг. Стоимость услуг операторов будет определяться на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.
Для обеспечения своевременного перехода к новым условиям работы с отходами I и II классов опасности необходимо заблаговременно пройти регистрацию во ФГИС ОПВК по ссылке http://gisopvk.ru.
Техническая поддержка по работе во ФГИС ОПВК: тел. 8 (800) 755-75-23.
1 марта 2022 года в России вступают в силу новые правила по обращению с отходами I и II классов. Организовывать деятельность по безопасному обращению с данными отходами доверено предприятию Госкорпорации “Росатом” — ФГУП “Федеральный экологический оператор”.
Основной принцип работы — безопасность для окружающей среды и здоровья граждан, надлежащий госучет и контроль за обращением с отходами I и II классов, комфортные условия для работы всех участников рынка в рамках “одного окна”.
С 1 марта 2022 года отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I-II классов, обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним соответствующий договор. В свою очередь федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов обеспечит их обезвреживание, утилизацию, безопасное размещение.
Цифровым механизмом управления процессами станет федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК), которая будет фиксировать весь жизненный цикл отходов с момента их образования до утилизации и получения из них вторичных материальных ресурсов, поможет прогнозировать загрузку мощностей, оптимизировать логистику
Предоставление сведений обо всех операциях с отходами I и II классов во ФГИС ОПВК станет обязательным как для самого федерального оператора, так и для отходообразователей, операторов по переработке и транспортированию.
Предприятия будут размещать во ФГИС ОПВК сведения о видах отходов, источниках и нормативах образования, местах накопления, лимитах на размещение. Операторы будут отчитываться в системе о фактическом объеме перевезенных, утилизированных, обезвреженных отходов.
– обеспечить надлежащий учет и контроль за обращением с отходами I и II классов на всем жизненном цикле отходов;
– впервые в стране сформировать реальные сведения о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов и данных об их переработке, накоплении и размещении;
– сформировать сведения о местах нахождения объектов по переработке и их технических характеристиках, применяемых сегодня технологиях;
– оптимально и безопасно для окружающей среды организовать деятельность по обращению с отходами I и II классов на существующих мощностях;
– всем участникам системы вести открытый диалог с Росприроднадзором при организации контрольно-надзорных мероприятий;
– обеспечить развитие рынка переработки и переход к экономике замкнутого цикла.
Регистрация поставщиков во ФГИС ОПВК ведется с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА).
Что нужно знать о работе системе:
– Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию
– Для каждого участника системы сформирован личный кабинет
– Для удобства пользователя ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, “Госуслуги”, сервисами ФНС, АИС “Налог-3”, Публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК “Госконтроль” и другими системами
– Информация о юридическом лице, выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Благодаря этому пользователям не придется повторно вносить сведения, уже имеющиеся в других информационных системах
– Заявка на передачу отхода федеральному оператору формируется отходобразователем в личном кабинете
– Для подписания договоров и документов, образующихся при их исполнении, в системе используется усиленная квалификационная электронная подпись
“Работа предприятий в системе ФГИС ОПВК сделает прозрачным обращение с отходами в рамках предприятия, будет являться подтверждением соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Экологически ориентированные компании перестают воспринимать расходы на экологию как необоснованные затраты, они готовы вносить свой вклад в эффективную переработку отходов, обеспечивающую рециклинг и способствующую снижению углеродного следа”
директор блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации “Росатом”
Как будет вестись договорная работа?
Если у предприятия есть мощности для переработки собственных отходов I и II классов, оно должно предоставлять во ФГИС ОПВК информацию об этих отходах на всех этапах их жизненного цикла: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.
Если таких мощностей нет, то отходообразователь оформляет в личном кабинете ФГИС ОПВК заявку для заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором.
ВРЕЗ: инфографика (схема)
Этапы договорной работы во ФГИС ОПВК
1. Отходообразователь сообщает о количестве отходов, подает заявку на их вывоз в личном кабинете
2. Федеральный оператор подбирает оптимальных, с точки зрения логистики и существующих технологий, операторов по транспортированию и переработке
3. После определения операторов, к заявке на вывоз отхода формируется индивидуальный QR-код, который отходообразователь распечатывает из системы и наносит на каждую тару
4. Для учета и контроля при работе с каждой конкретной заявкой отходобразователя, оператор по транспортированию и оператор по переработке считывают QR-код посредством мобильного приложения
5. Движение отходов отслеживается в режиме реального времени — все транспортные средства будут оснащены трекерами, подключенными к системе ГЛОНАСС
6. После поступления тары на объект переработки, с использованием QR-кодов осуществляется сверка количества загруженных отходов и принятых переработчиком
7. Документы по передаче отходов подписываются с помощью электронной подписи. В системе фиксируются все изменения в договоре
8. Оператор вносит в систему данные о переработке или размещении отходов.
Модуль договорной работы в системе сделает более удобной работу всех участников рынка. Он позволит обеспечить учет отходов, исключит ошибки, поможет спланировать развитие в сфере обращения с отходами и загрузку мощностей для их переработки, снизит число проверок.
Все зарегистрированные в системе компании получат статус экологически ориентированных предприятий (“зеленый отходообразователь”, “зеленый оператор”).
“Перед нами стояла задача сделать для всех “Uber” или “Яндекс Маркет” с системой электронного документооборота, чтобы всем было удобно этим пользоваться, не возникало желания закупать какое-то дополнительное программное обеспечение для соответствия требованиям, предъявляемым государством”
Артем Седов, генеральный директор ООО “Большая тройка” (разработчик ФГИС ОПВК)
В декабре система введена в эксплуатацию. Участники рынка смогут начать вносить свои данные, чтобы с 1 марта 2022 года в штатном режиме начать работу с отходами I и II классов в новых условиях.
Почему на федеральном уровне принято решение менять правила обращения с отходами I и II классов
Необходимость наведения порядка в области обращения с опасными отходами обозначена поручением Президента Российской Федерации от 02.11.2017 № Пр-2236. в связи с:
· наличием многочисленных свалок и брошенных комбинатов с копившимися десятилетиями отходами;
· необходимостью выделения средств федерального бюджета на ликвидацию объектов накопленного ущерба,
· отсутствием надлежащего учета и контроля за обращением с отходами I и II классов;
· отсутствием закрепленных полномочий по регулированию отрасли обращения с отходами I и II классов, как на региональном, так и на федеральном уровне;
Пришло время доверить обращение с отходами I и II классов компетентному партеру государства — Госкорпорации “Росатом” и сформировать новую отрасль экономики, способную обезопасить окружающую среду от негативного воздействия.
На 1 января 2021 года, в федеральном классификационном каталоге отходов насчитывалось 444 вида отходов I и II классов. Сегодня их уже 485
При попадании в окружающую среду отходов II класса природа восстанавливается как минимум 30 лет, а в случае с отходами I класса ей наносится непоправимый урон. Вред от этих отходов носит накопительный характер: они никуда не исчезнут, это “наследство”, которое мы оставим нашим детям.
– ртутьсодержащие отходы (лампы, приборы, шламы, шлаки)
– отходы электротехнического оборудования (трансформаторные масла)
– свинец-содержащие отходы (свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля)
– отходы химических источников тока (батарейки, аккумуляторы)
– органические горючие отходы (отходы химического и нефтехимического производства) и др.
40 тыс. отходообразователей I и II класса существует в России
Для решения этой проблемы создан федеральный проект “Инфраструктура обращения с отходами I-II классов опасности”.
Проект включает в себя не только создание ФГИС ОВПК, но и модернизацию существующей и строительство новой инфраструктуры для переработки отходов I и II классов во вторичные продукты. Так, в ближайшее время сразу в семи регионах России появятся новые экотехнопарки, оснащенные передовыми российскими и зарубежными технологиями.
Цель проекта — создать инфраструктуру, которая позволит контролировать весь жизненный цикл отходов, от источников образования до переработки, а также максимально полно возвращать полезные компоненты в обращение.
Отходы одних стадий технологического процесса станут сырьем для других, что позволит создать производство замкнутого цикла и исключить захоронение вредных веществ.
Что такое экономика замкнутого цикла
Экономика замкнутого цикла — неизбежное будущее, к которому идут все развитые страны.
Связано это не только с ростом населения и производства, но и с растущей осознанностью людей. Мы все яснее понимаем, что Россия и планета Земля в целом — наш дом, который мы обязаны сохранить для будущих поколений.
Предприятие Росатома стало оператором по обращению с опасными промотходами
По экспертным оценкам, в РФ образуется ежегодно около 350 тысяч тонн опасных отходов, из которых 2-3% утилизируется. К промышленных отходам первого класса опасности относятся наносящие природе непоправимый ущерб, к отходам второго класса – такие отходы, после которых окружающая среда восстанавливается десятки лет.
Правительство узаконило создание системы учета опасных промотходов
Федеральным проектом “Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I–II классов опасности” национального проекта “Экология” предусмотрено перепрофилирование объектов, использовавшихся для уничтожения химического оружия, в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные отходы). К концу 2024 года планируется ввести в эксплуатацию семь таких производственно-технических комплексов.
Заказчиком работ определен Росатом. “Федеральный оператор станет ключевым элементом создания системы обращения с отходами I-II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере”, – говорится в сообщении госкорпорации.
“Важно подчеркнуть, что новая система не предполагает работу с радиоактивными отходами, на создаваемых производственно-технических комплексах будут перерабатываться исключительно отходы I-II классов. Прием на данные предприятия радиоактивных отходов исключен. С такими отходами работают специализированные предприятия в рамках государственной системы обращения с радиоактивными отходами”, – подчеркивает Росатом.
В рамках проекта в первую очередь предстоит создать государственную информационную систему обращения с отходами I-II классов (ГИС). Данные ГИС позволят сформировать федеральную схему обращения с отходами I-II классов, которую утвердит правительство РФ. Федеральная схема должна быть разработана и утверждена до конца 2020 года.
ФГУП “РосРАО” занимается, в числе прочего, комплексным обращением с промышленными отходами, реабилитацией территорий объектов накопленного экологического вреда, развитием специализированной производственно-технической базы.
Росатом создаст семь комплексов переработки промотходов I и II класса
Когда и как именно передавать отходы
Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей передавать отходы I–II класса опасности Федеральному оператору не позднее чем через 11 месяцев с момента их образования. Дата начала договора – 1 марта текущего года. Впрочем, на деле заключить договор сразу после вступления изменений в силу было невозможно. Тарифы за обращение с отходами Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утвердила только 18 марта 2022, а после этого еще понадобилось время, чтобы оператор внес ставки в систему ФГИС ОПВК.
Кто является экологическим оператором
Оператором было выбрано дочернее предприятие «Росатома» ФГУП «ФЭО» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор»). Выбор организации закреплен законодательно: распоряжением правительства № 2684-р и федеральными законами № 225-ФЗ и № 317-ФЗ.
Чтобы передать оператору свои отходы, компания должна заключить с ним договор через систему ФГИС ОПВК. Это федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Через нее ведут весь учет и делопроизводство: заключают договор, обозначают места накопления отходов и формируют заявки на их вывоз, вывешивают закрывающие документы.
Для простоты и краткости в этой статье мы будем называть ФГУП «ФЭО» Оператором; организацию, сдающую отходы, – Компанией; а систему ФГИС ОПВК – Системой.
Оператор работает по всей России, без региональных филиалов и представительств, поэтому договор всегда заключается напрямую, с одним и тем же юридическим лицом – ФГУП «ФЭО».
В РЭО объяснили сроки утверждения федсхемы с объектами обращения ТКО
20 октября 2021
Глава Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев объяснил, с чем связано долгое утверждение Федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В нее входят действующие и перспективные заводы по обработке и утилизации отходов в России.
В интервью председателю Российского экологического общества Рашиду Исмаилову Буцаев сообщил, что это произошло из-за изменения порядка утверждения схемы. Ранее, во время Российского экологического форума, глава РЭО также объявил, что формирование федсхемы завершено.
«Да, я действительно сказал, что мы завершили работу над ключевым инструментом реформы — федеральной схемой. Но федсхема была готова еще в прошлом году, в этом году она корректируется и уточняется вместе с субъектами. Правительство поручило изменить порядок утверждения федсхем. Для этого вносились поправки в закон, летом вышел 356-ФЗ, сейчас готовятся поправки в постановление правительства 1814, в котором меняется порядок утверждения федсхемы. Ровно из-за этого и существует задержка с утверждением федсхемы», — сказал Буцаев.
По его словам, РЭО подготовил совместно с Минприроды РФ проект постановления. Этот документ дает уточнения по порядку утверждения Федеральной схемы, согласно которым схему утверждает Российский экологический оператор. В то же время на базе ППК заработает комиссия, в которую войдут представители федеральных органов исполнительной власти. Именно эта комиссия будет рассматривать корректировки в федсхему.
В территориальные схемы регионов правки также будут вноситься после согласования с комиссией. Таким образом все изменения будут вноситься синхронно вместе с федсхемой. Разногласия между субъектом и РЭО будут рассматривать на Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления.
«Обращу внимание, что ППК РЭО также разработала и направила в Минприроды России проект изменений в постановление 1130, устанавливающее требования к территориальным схемам. Прежде всего, он касается приведения к единообразию данных, включаемых в терсхему, чтобы эти же данные были „подгружены“ и в ГИС УТКО (государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов — прим. ред.)», — добавил гендиректор РЭО.
Он подчеркнул, что всем регионам вместе с РЭО сейчас следует скорректировать территориальные схемы и привести их в соответствие с федсхемой. Сделать это поручила вице-премьер Виктория Абрамченко. Когда федсхему будут утверждать, в нее войдут объекты, которые были согласованы с субъектами и Российским экологическим оператором.
Порядок действий при работе с оператором
Сценарий взаимодействия с ФГУП «ФЭО» довольно четко регламентирован. Вот его основные этапы, ниже мы подробно остановимся на каждом из них:
В рамках подготовительного этапа юридическое лицо или ИП должены внутри себя выбрать сотрудников, ответственных за работу с Оператором. Профили выбранных работников на Госуслугах – они должны быть подтвержденными – нужно привязать к профилю Компании и дать сотрудникам право от ее имени работать во ФГИС ОПВК. Полномочия ответственных лиц нужно прописать в доверенности, даже если работать с Оператором будет директор Компании.
Регистрация нового отходообразователя
Формирование договора с Оператором
Когда оператор одобрит заявку, система позволит прикреплять новые площадки накопления отходов к черновику договора. Можно создать один договор на все площадки или отдельные на каждую из них – например, если у Компании несколько юрлиц со своими реквизитами и раздельными бюджетами. Договор подписывают электронной цифровой подписью.
Форма договора с ФГУП «ФЭО» законодательно установлена двумя постановлениями правительства:
Чтобы внести изменения в типовую форму – это разрешает пункт 2 статьи 14.4 закона № 89-ФЗ – составьте доп. соглашение к договору, в котором пропишите возможность изменений. Соглашение нужно подписать, поставить на него печать и загрузить отсканированный документ в систему как приложение к договору.
Нюансы при заключении договора
Учтите несколько моментов, о которых хорошо знать до подписания договора.
На этом подготовительный этап заканчивается, и начинается непосредственно работа с отходами. По мере их накопления нужно заполнять в Системе раздел «Журнал образования ОПВК». Он выглядит вот так.
Когда сформировалась транспортная партия отходов – например, заполнилась тара для их накопления – нужно сформировать заявку на вывоз в разделе «Мои заявки». Не забудьте указать, подлежит ли ваша тара возврату или нет.
При планировании вывоза отходов обязательно учитывайте сроки. Во-первых, хранить отходы I–II классов можно максимум 11 месяцев с момента их образования. По истечении этого срока в любом случае нужно подать заявку на вывоз, заполнена тара или нет. Во-вторых, заявку могут рассматривать до 2 месяцев, поэтому лучше озаботиться этим вопросом заранее.
Готовые заявки нужно подписать усиленной цифровой подписью (ЭЦП). Вот так выглядит заявка в Системе.
Когда система согласовывает заявку, ей присваивается QR-код. Его нужно распечатать и надежно прикрепить к таре, в которой компания планирует сдавать накопленные отходы. Погодные условия не должны повредить код, поэтому заранее продумайте, как именно его закрепить, чтобы его не размыло дождем, не сорвало ветром и т.д.
QR-код «опечатывает» тару – после его получения и закрепления ничего добавлять или изымать из тары нельзя. Все новые отходы должны накапливаться в рамках новой заявки, на которую будет выдан новый код.
При согласовании заявки фиксируется ее цена в соответствии с текущими тарифами на услуги ФГУП «ФЭО». В течение 5 рабочих дней после согласования заявки и получения QR-кода нужно оплатить 30% цены вывоза.
Помимо этого, нужно выбрать, кто именно будет вывозить и перерабатывать отходы. Все это делается внутри системы ФГИС ОПВК.
Вывоз накопленных отходов
Когда получен QR-код, оплачен аванс и выбран транспортировщик и переработчик, ФГУП «ФЭО» назначает день вывоза отходов по заявке. Оператор обязан уведомить заказчика о выбранной дате не позднее чем за 10 рабочих дней до нее.
Когда переработчик получит отходы, он будет сверять данные из заявки с реальностью, взвесив тару. Если полученный вес будет отличаться от веса в заявке, переработчик уведомит об этом все стороны. Заявку придется менять, а это чревато возвратом партии. В этом случае Компания обязана будет оплатить транспортные и другие расходы Оператора и транспортировщика.
При взвешивании всегда есть риск погрешности, однако допустимая разница между указанным в заявке и реальным весом пока не установлена. Сначала должен быть наработан опыт, на основании которого можно будет установить норматив.
Документальное закрытие заявки
Когда переработчик получает тару с отходами, ФГУП «ФЭО» должен в течение 10 рабочих дней подписать акты приемки-передачи и отправить их заказчику. Получив документы, заказчик в течение 10 дней должен доплатить остаток цены за услугу. Подписанные акты оператор прикрепляет к нужной заявке во ФГИС ОПВК.
На этом один цикл сдачи отходов I–II классов опасности можно считать успешно завершенным.
Какие отходы нужно передавать оператору
Существует официальный федеральный классификационный каталог отходов – перечень всех их видов, включая опасные. Он закреплен приказом Минприроды РФ №242 и приказом Росприроднадзора №242.
В каталог входят отходы сельского хозяйства и лесной промышленности, рыболовства и животноводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих отраслей, теплоэнергетики и многих других отраслей. В каждой из этих категорий есть отходы I–II классов опасности. Соответственно, вне зависимости от отрасли и вида деятельности Компании, если у нее есть отходы I–II классов из этого перечня, их необходимо сдавать экологическому оператору. Напомним, что на класс отходов указывает последняя цифра в 11-значном числовом коде, который есть у каждого вида отходов в каталоге.
Когда регистрировать нового отходообразователя в системе ФГИС ОПВК
Система ФГИС ОПВК официально работает с 1 марта 2022 года. Если по состоянию на эту дату у организации уже есть накопленные отходы с классом опасности I–II, то регистрировать нового отходообразователя нужно именно этим числом. Если же к этому моменту отходов нет, то регистрироваться нужно по факту их появления.