Закон «Об образовании»
Образовательные законы в России
Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей
страны учебные заведения: университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого законодательного управления.
Образование было преимущественно сословным, платным и позволить его могли лишь немногие граждане России.
Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового советского государства впервые было провозглашено всеобщее
право на бесплатное образование. Статья 45 утверждала обязательное среднее образование молодежи, развитие
профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, развитие заочного и вечернего образования,
предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную выдачу школьных учебников и пр. Несколько десятков постановлений
советского правительства регулировали разные сферы педагогической и управленческой деятельности на всех уровнях. При этом
СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших
систем образования в мире.
Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел
текст самих документов. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в
стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.
Образовательный «кодекс»
Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся
за последние годы.
В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходный текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и науки РФ и обсуждался среди образовательного
сообщества в течение полугода в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе ректоров России. Отредактированный
вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на специальном сайте
(zakonoproekt2010.ru). В результате обсуждение документа растянулось
на несколько лет. К авторам документа с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений.
31 декабря 2012 года, спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит с 1 сентября 2013 года.
Плюсы и минусы нового закона
Итак, в чем же заключается новшество закона «Об образовании»?
Бесплатное образование, в том числе, высшее, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных
учреждениях (если у них есть гос. аккредитация).
Образование без дискриминации. Заявлена цель сделать качественное образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В том числе, посредством организации инклюзивного образования.
Результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев.
При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.
Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения.
Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое
взаимодействие образовательных организаций.
Одни из наиболее важных изменений касаются правил поступления в вузы. Многочисленные категории льготников, которые ранее пользовались
правом зачисляться в вуз вне конкурса, получат возможность бесплатно учиться на подготовительных отделениях. Конкурсный отбор для них
будет проходить в обычном порядке.
Уходит в историю начальное профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально
интегрированы. Более того, условия поступления в колледжи и техникумы будут упрощены — вступительные испытания останутся по нескольким
направлениям.
Вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, при которой у педагога появляется заинтересованность в
получении материальной выгоды при выполнении своей работы.
Проект закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским
университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» — федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».