## Указы в нормативном праве
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2024 года; проверки требуют 2 правки.
## Указы в славяноязычных странах
Указ — вид и название нормативного или индивидуального правового акта, изданного как правило главой государства (президентом или монархом) в славяноязычных странах.
* Указ Президента Российской Федерации № 240, от 3 апреля 2023 года.
* Князь княжества Болгария и царь Болгарского царства имел право издавать указы.
* В Народной республике Болгарии указы издавал коллективный глава государства — Президиум Народного собрания, впоследствии Государственный совет.
Указы нормативного характера, принятые между сессиями Народного собрания, по конституции подлежали последующему утверждению Собранием, то есть были делегированным законодательством.
## Указы в современной Республике Болгарии
В современной Республике Болгарии право издавать указы имеет Президент (статья 102 Конституции). Указы президента подлежат контрасигнатуре, за исключением случаев, связанных с его полномочиями по отношению к Народному собранию и правительству.
## Термины в других государствах
В государствах неславянских языков используются аналогичные термины.
Термин указ используется в следующих странах:
* Новости и аналитика Указ Президента РФ от 4 января 2024 г. N 11
* Родившиеся в Крыму граждане Украины могут обратиться за российским гражданством.
* Утверждены формы заявлений о приеме в гражданство.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Государственные регуляторные согласования при совершении сделок в России
Любая планируемая сделка всегда подлежит анализу с точки зрения необходимости регуляторных согласований, в частности, с ФАС России (по Закону о защите конкуренции), Правительственной комиссией (по Закону об иностранных инвестициях в российские стратегические общества), а с 2022 года и с подкомиссией Правительственной комиссии, а также с Президентом РФ в рамках контрсанкционных указов.
Указ №520
Один из таких указов — Указ №520. В отличие от иных контрсанкционных указов Президента РФ, требующих получения разрешения подкомиссии Правительственной комиссии, Указ №520 устанавливает требование о необходимости получения специального решения Президента РФ на совершение сделок с акциями (долями) ряда компаний (стратегические предприятия, некоторые кредитные организации, недропользователи, компании в сфере ТЭК и др.) при условии, что данные акции (доли) принадлежат лицам из недружественных государств или лицам, находящимся под их контролем.
Важно получить одобрение Президента РФ
На практике может возникнуть ситуация, когда одна и та же сделка будет требовать согласования и с ФАС России (по Закону о защите конкуренции), и с Правительственной комиссией (по Закону об иностранных инвестициях в российские стратегические общества), и с Президентом РФ (по Указу №520). Потенциальному заявителю необходимо будет в первую очередь заручиться поддержкой Президента РФ, поскольку процедура и сроки получения специального решения Президента РФ по Указу №520 не регламентированы.
Согласование сделки
Даже получив специальное решение Президента РФ, заявитель неизбежно столкнется с вопросом, а нужно ли согласовывать сделку также и с ФАС России или Правительственной комиссией. Ответ: и да, и нет.
Анализ специальных решений Президента РФ
Мы проанализировали все опубликованные специальные решения Президента РФ на портале официального опубликования правовых актов и выяснили, что из 35 опубликованных на момент подготовки данного обзора специальных решений Президента РФ только 7 содержат отдельный абзац, указывающий на то, что сделки, одобренные Президентом РФ, не требуют получения иных разрешений. В остальных случаях заявители должны обратиться за регуляторными согласованиями в иные органы.
Заключение
Сделки, одобренные Президентом РФ в соответствии с Указом №520, не требуют получения согласия подкомиссии Правительственной комиссии по иным контрсанкционным указам Президента РФ.
Новый Указ от Президента РФ: ограничения на операции с ценными бумагами
Ограничения установлены до 31 декабря 2022 года, при этом срок их действия может быть неоднократно продлен.
Запрещены сделки (операции), которые одновременно отвечают следующим критериям:
Сделки (операции), прямо и (или) косвенно влекущие за собой установление, изменение, прекращение или обременение прав владения, пользования и (или) распоряжения.
Указанные выше ценные бумаги, доли (вклады), права и обязанности принадлежат недружественным лицам и лицам, находящимся под контролем недружественных лиц.
Сделки (операции), которые подпадают под перечень, установленный Новым указом. К запрещенным отнесены следующие сделки (операции).
Сделки (операции), на совершение которых Новым указом установлен запрет, могут быть совершены на основании специального решения Президента РФ. Таким образом, можно говорить о фактически полном запрете совершения соответствующих сделок: на данный момент непонятно, в каком порядке и по каким основаниям принимается такое решение.
Исключения из установленного запрета
В Новом указе прямо закреплено, что:
- Новый указ не распространяется на правоотношения, урегулированные в том числе на сделки (операции), совершаемые в соответствии с Указом № 416.
- Сделки (операции), совершаемые при преобразовании филиала (представительства) иностранного юридического лица в хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью согласно Закону № 320-ФЗ.
Этот обзор не является исчерпывающим описанием положений Нового указа, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.
Эксперты Правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений законодательства и оказать поддержку в их применении.
Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву. Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
Президентом РФ опубликован Указ от 03.03.2023 № 138 О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг (далее – Указ).
Ключевые изменения согласно Указу:
Указом дополнен перечень сделок (операций) с ценными бумагами, которые приобретаются у лиц из недружественных стран и могут быть совершены только с разрешения ЦБ РФ или Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – Правительственная комиссия). В частности, новый Указ распространил свое действие на сделки с акциями российских акционерных обществ, инвестиционными паями российского паевого инвестиционного фонда, а также облигациями федерального займа и облигациями российских эмитентов (далее – Сделки с ценными бумагами).
В соответствии с новым указом Сделки с ценными бумагами могут совершаться при условии, что:
### Счета депо иностранной организации
— Счета депо иностранной организации, являющейся регистратором в соответствии с ее личным законом;
— Счета депо иностранного номинального держателя;
— Счета депо депозитарных программ;
— Счета депо иностранного уполномоченного держателя;
— Счета депо иностранной организации в российском депозитарии или реестре владельцев ценных бумаг по отношению к ценным бумагам, владение которыми или иные юридические действия осуществляются иностранной организацией в интересах иного лица на основании договора.
### Указ разрешения на совершение сделок
Согласно положениям Указа разрешения на совершение Сделок с ценными бумагами могут выдаваться ЦБ РФ или Правительственной комиссией.
### Ограничения на последующие сделки
Ограничения наложены и на последующие Сделки с ценными бумагами. При последующих Сделках с ценными бумагами сохраняется необходимость получения разрешений ЦБ РФ или Правительственной комиссии.
### Исключение из под действия Указа
Не требуется получать разрешение при последующих Сделках с ценными бумагами, когда ценные бумаги получены в связи с погашением обязательств по кредитному договору, если исполнение по такому договору обеспечено залогом ценных бумаг. При этом такой кредитный договор и договор залога должны быть заключены до 03.03.2023.
Получать разрешение также не требуется, если сделку совершает российская кредитная организация, в отношении которой введены ограничительные меры международными организациями.
### Изменения в Указах Президента РФ
Указ внес изменения в Указ Президента РФ от 01.01.2022 № 81 и Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95.
Изменения, внесенные в Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81:
Теперь разрешения Правительственной комиссии требуются также для совершения сделок с российскими ценными бумагами и еврооблигациями, совершаемыми резидентами или лицами, находящимися под их контролем, с лицами из недружественных стран в случае, если:
Изменения, затронувшие Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95:
Из-под действия Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 исключено исполнение обязательств по облигациям федерального займа, перевод учета прав на которые в российские депозитарии осуществлен в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 319-ФЗ, обязательств по иным ценным бумагам:
ВыводыОтличительной особенностью Указа является то, что его действие распространяется на российские ценные бумаги, на совершение сделок, с которыми необходимо получать разрешения в случае, если они были отчуждены лицом из недружественной страны иному лицу. На такие ценные бумаги, таким образом, накладываются «ограничения». Новые контрсанкционные меры продолжают тренд, установленный Указами Президента от 01.03.2022 № 81, от 05.03.2022 № 95, от 05.08.2022 № 520, от 08.09.2022 № 618, а также от 15.10.2022 № 737 и направленный на затруднение выхода лиц из недружественных стран из российских юридических лиц.
Специалисты Коллегии адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» готовы провести консультации на предмет требований получения разрешений государственных органов на совершение сделок (операций) с любыми ценными бумагами и при необходимости подготовить пакеты документов для подачи заявлений в государственные органы для получения соответствующих разрешений.
23 января 2024 г. начал действовать Указ Президента РФ № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», принятый с учетом важной роли семьи в развитии государства и общества.
В первом пункте Указа установлено, что многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно.
Исходя из буквального смысла текста пункта 1 Указа Президента РФ № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», в нем установлено понятие многодетной семьи в Российской Федерации.
Указы Президента РФ не являются исключительно подзаконными нормативными актами органа исполнительной власти или не все Указы Президента РФ можно квалифицировать как подзаконные нормативные акты органа исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что принимаемые Президентом РФ именно в таком его качестве, как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, акты занимают иное место в иерархии источников права.
Так, ряд специалистов исключают из семейных отношений и сферы регулирования семейного законодательства все виды семейно-подобного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, относя их к социальному законодательству, законодательству в сфере опеки и попечительства и т.д. Аргумент, который приводится в поддержку указанного подхода, сводится к тому, что согласно буквальному тексту ст. 2 СК РФ семейное законодательство определяет (не регулирует – прим. автора) порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно иному подходу, который представляется более справедливым, семейное законодательство регулирует различные виды семьи и семейные отношения, в них возникающие, включая семьи, образуемые в виде форм устройства оставшихся без попечения родителей детей в семью. К таким формам устройства ребенка в семью Семейный кодекс РФ относит усыновление, опеку/попечительство, приемную семью, патронатную семью (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации).
Сама ст. 2 СК РФ называется «отношения, регулируемые семейным законодательством» и не должна сужать своим содержанием озаглавленный смысл. Если определение форм и порядка устройства в семью включено в текст ст. 2 СК РФ, соответственно, под самой формой устройства и следует понимать совокупность возникающих в такой форме отношений, являющихся семейными.
В соответствии с п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов России, в патронатную семью). Таким образом, семейное законодательство семьей называет и передачу ребенка на воспитание усыновителям (судебное решение), и опекуну/попечителю (акт органа опеки и попечительства), и приемным родителям (акт органа опеки и попечительства и заключаемый договор о приемной семье).
Самой близкой формой семьи к кровной семье является семья, образуемая при усыновлении. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ), однако у ребенка могут сохраняться отношения с одним из кровных родителей и даже с иными родственниками, а само усыновление может быть отменено как по виновным, так и по невиновным основаниям.
Такие формы семьи, как семья опекуна/попечителя и приемная семья, имеют свои особенности и существенные отличия от кровной семьи.
Тем не менее, как и кровная семья, приемная семья, семья опекуна/попечителя, семья, образуемая в результате усыновления детей, также может быть, как указано в п. 1 УП РФ № 63 от 23.01.2024 г., многодетной, т.е. имеющей трех и более детей. При этом семейные отношения с детьми в такой семье могут быть основаны на разных юридических фактах: рождение + усыновление; рождение + принятие на воспитание под опеку и попечительство, а не только усыновление или принятие на воспитание в качестве формы устройства ребенка. Соответственно, накопление юридического признака многодетности у российской семьи может иметь место в результате разных фактических и правовых обстоятельств и действий.
Указ Президента РФ не определяет – применяется ли он и вводимый им новый правовой статус многодетной российской семьи к приемным семьям, семьям усыновителей, семьям опекунов и попечителей, к смешанным семьям, в которых есть рожденные и усыновленные дети, рожденные и принятые на воспитание дети.
Внимательное прочтение текста Указа Президента РФ № 63 позволяет обнаружить упоминание в нем, в частности, гарантий получения государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей; досрочного назначения женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей (пункт 3).
Терминологически используются категории «рождения и воспитания», представляется, что их употребление в п. 3 УП РФ не означает одновременное их наличие, а именно рождение детей в семье и их воспитание, а например, охватывает случаи: «рождение + воспитание», и «принятие ребенка в семью на воспитание + воспитание».
Многодетная семья в правовом и социальном смысле, который придается этому институт в Указе Президенте, не выполняет исключительно демографическую роль, ее значение и надежды, возлагаемые властью на указанный институт, представляются более существенными, ценностными, идеологическими, государствообразующими.
Мы можем наблюдать активность такого механизма, как экстраординарное нормотворчество, пока отраслевое законодательство медлит, а доктрина продолжает свои дискуссии относительно понятия «семья».
Однако при всем особом конституционном значении Указа Президента РФ № 63, у данного акта имеется объективный предел, поскольку все решения, которые обозначены в акте Президента с учетом предметов совестного ведения РФ и субъектов РФ должны реализоваться в реальное наполнение правового статуса многодетной семьи в РФ и каждом ее субъекте с учетом грамотного, не избирательного подхода и закрепления эффективных гарантий поддержи. Поскольку семья – это, прежде всего, ячейка, создаваемая и развиваемая частными субъектами – людьми добровольно, на основе взаимной любви, уважения и взаимопомощи, осознанно оценивающими свои возможности, перспективы, ответственность и риски, и отнюдь не потому что, что свой статус многодетной семьи они получат бессрочно.
Важно не допускать и перекосов в определении статуса и видов семьи, в этом плане семейное законодательство и доктрина семейного права требуют своего развития и укрепления, формирования сбалансированного подхода, с учетом межотраслевого взаимодействия, поскольку любая семья требует внимания и уважения.
УКАЗ
В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральными законами "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" постановляю: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.11.2011 № 1505 – вступает в силу с 10 ноября 2011 г.)
1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются – акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются – акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2013 № 88 – вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования)
Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2013 № 88 – вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования)
Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации, в том числе с внесенными в них изменениями, и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.03.2022 № 90)
21. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2013 № 88, вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования)
3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации – Аппарат Правительства Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2005 № 736)
5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 242)
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1997 № 490)
13. Правительству Российской Федерации:
в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;
в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.
14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Приложениек Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 23 мая 1996 г. № 763
ПЕРЕЧЕНЬактов Президента Российской Федерации, признанных утратившими силу
1. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. № 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 1, ст. 1).
2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. № 129-рп "Вопросы "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации".
3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. № 130-рп "О редакционном совете "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации".
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 4, ст. 301).
5. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 482 "О признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 1453).
______________________________
Указ Алексея Михайловича об основании города Богородицка
Периодически указы систематизировались, и их наиболее важные нормативные положения включались в уставные (указные) книги, являющиеся сводами правил по тому или иному ведомству (приказу). Так, известны указные книги Холопьего, Разбойного, Земского, Поместного приказов и т. д. В дальнейшем указные книги стали одним из важнейших источников наиболее полной кодификации русского феодального права — Соборного уложения 1649 года.
Указ Екатерины I об учреждении Академии наук (1725 год)
Понятие указа было «реабилитировано» в Конституции СССР 1936 года (т. н. «Сталинской Конституции») и соответствующим ей Конституциям союзных и автономных республик (например, Конституции РСФСР 1937 года).
Согласно параграфу «б» статьи 49 Конституции СССР 1936 года, Президиум Верховного Совета СССР издаёт указы. Конституция не раскрывала содержание этого права Президиума Верховного Совета СССР, а также не очерчивала круг вопросов, по которым Президиум Верховного Совета СССР может принимать указы, но в теории и на практике сложилось представление о двух испостасях Президиума Верховного Совета СССР: как высшего законодательного органа в период между сессиями Верховного Совета СССР, так и «коллективного президента».
Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании КГБ СССР (1954 года)
Дальнейшее развитие указотворческая деятельность в СССР получила в связи с принятием Конституции СССР 1977 года.
Согласно статье 123 этой Конституции, Президиум Верховного Совета СССР издаёт указы и принимает постановления. Надо заметить, что эта норма «Брежневской Конституции» лишь зафиксировала давно сложившуюся правотворческую практику Президиума ВС СССР:
Так, начиная с 1951 года, акты, касающиеся толкования законов, а также вопросов приема в гражданство СССР, принимаются в форме постановлений.
Безусловно посредством указов решались вопросы о внесении изменений и дополнений в действующие законы. Но указами также оформлялись и индивидуально-правовые решения, в частности, о награждении государственными наградами, лишении советского гражданства и т. д.
Таким образом, Конституция СССР 1977 года (а равно аналогичные ей конституции союзных и автономных республик) сохранила двоякую юридическую природу указа как нормативного и индивидуально-правового акта.
Указ Президента РСФСР № 1 (11 июля 1991 года)
Указ Президента России является подзаконным актом. Указы чаще всего имеют нормативный характер, распоряжения — акты индивидуального действия.
В соответствии со статьёй 90 Конституции России Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам.
Сербия и Югославия
Указ как нормативный и индивидуальный правовой акт появился в Сербии в правление князя Милоша Обреновича. Указами были акты княжеской власти, которые устанавливали устройство государственных органов и регулировали важнейшие вопросы повседневности.
В Королевстве Сербии, указ представлял собой высший подзаконный акт. Король своими указами утверждал и провозглашал (официально публиковал) законы, присваивал воинские звания, назначал, перемещал с должности на должность и увольнял государственных служащих и т. д. Указы контрассигновали министры соответствующей компетенции, а в некоторых случаях и Совет министров целиком.
Указы остались высшими подзаконными актами а Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев и Королевстве Югославии. В период Диктатуры 6 января и действия Закона о королевской власти и высшем государственном управлении король как носитель совокупной власти в стране посредством указов издавал и провозглашал законы, назначал и смещал председателей Совета министров и министров, назначал, перемещал, отправлял в отставку и увольнял государственных служащих, присваивал воинские звания, награждал наградами, осуществлял помилование и амнистию и т. д.
В Федеративной Народной Республике Югославии указы были актами Президиума Народной скупщины. Указами он созывал сессии Народной скупщины, провозглашал законы, даровал помилование, награждал наградами и т. д. После изменения конституции своими указами провозглашал законы, награждал наградами и почётными званиями и т. п. уже председатель Республики Югославии. В Социалистической Федеративной Республике Югославии указы издавал Председатель СФРЮ, посредством них он провозглашал союзные законы, назначал и отзывал послов и посланников, награждал наградами, даровал помилование и т. д. Те же права и обязанности имел позднее и Президиум СФРЮ.
В Союзной Республике Югославии указы издавал президент Республики, с их помощью он провозглашал союзные законы, назначал и отзывал послов, награждал наградами и почестями, даровал помилование и т. д. В Сербии и Черногории указы издавал президент Государственного Союза, посредством них он назначал и отзывал глав дипломатических и консульских представительств, награждал наградами и другими почестями, провозглашал законы, которые принимала Скупщина и постановления, которые принимал Совет министров и т. д.
В настоящее время в Республике Сербии президент Республики издает указы, в которых он провозглашает законы, назначает и отзывает послов, дарует помилование и т. д. Кроме того, в Республике Сербской указы издает президент Республики, в них он провозглашает законы, дарует помилование, награждает наградами, назначает и отзывает глав представительств Республики Сербской, предлагает кандидатуры послов и других международных представителей Боснии и Герцеговины и т. д.
Указ президента России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2023 года; проверки требуют 2 правки.
Указ Президента Российской Федерации — правовой акт (указ), издаваемый Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции, определённой Конституцией РФ.
Внешний вид на бумажном носителе Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647, первая страница
Оттиск печати Президента Российской Федерации проставленный на акте, свидетельствующем о принесении Президентом Российской Федерации присяги на экземпляре Конституции Российской Федерации 1996 г.
Внешний вид на бумажном носителе Распоряжения Президента Российской Федерации от 9 сентября 2022 года № 278-рп
Указы и распоряжения могут носить нормативный и ненормативный характер. Например, Указы от 2 марта 1994 г. № 442 и от 1 июня 1995 г. № 554 (недоступная ссылка), которыми утверждено Положение о государственных наградах в России, относятся к числу нормативных актов. Указ же о награждении конкретного лица относится к числу ненормативных (индивидуально-правовых или правоприменительных актов).
Указы, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере исключительного регулирования федеральных законов, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов (предполагается, что принятие президентом таких указов обязывает его в порядке законодательной инициативы внести в Государственную думу соответствующий проект закона).
В «Собрании законодательства Российской Федерации» указы президента России публикуются в третьем разделе. При этом вначале размещаются нормативные указы, затем — распоряжения ненормативного характера.
Современные указы президента Российской Федерации имеют штриховой код, который используется для внутреннего документооборота.