Модель круговорот воды в природе инструкция

Счетчики воды ― неотъемлемая часть современной квартиры

Личные счетчики для воды действительно необходимы для экономии ресурсов. Они позволяют оплачивать только тот объем воды, который был потреблен.

Новый учебный год

С 1 сентября начинается новый учебный год, и школы снова откроют свои двери для миллионов учащихся. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил 7 августа 2023 года: Дети должны не только получать все необходимые знания, но и заниматься в удобных, современных и оборудованных помещениях. Президент РФ Владимир Путин также обратил внимание на обновление школ, среди которых планируется построить более 1300 новых школ. Финансирование этой программы из федерального бюджета за 5 лет составит почти 490 млрд рублей.

Санитарные требования

С 1 января 2021 года действуют санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 28 сентября 2020 года. Также существуют гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека. Эти документы применяются с 1 января и 1 марта 2021 года соответственно.

Требования к территории

Большинство требований к территории и помещениям образовательных организаций действуют так же, как и ранее. Расположение школ, например, должно соответствовать определенным стандартам. Если школа расположена близко к жилым зданиям, обучающимся должно быть предоставлено транспортное обслуживание. Также существуют ограничения радиуса пешеходной доступности от домов до места сбора детей.

  • В условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м
  • В сельских поселениях – 1 км
  • Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом

Понимание и соблюдение этих требований важно как для руководителей и сотрудников учреждений образования, так и для учащихся и их родителей.

Требования к месторасположению образовательных организаций

Согласно новым правилам, начиная с 2021 года, образовательные организации должны располагаться только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Запрещается использование помещений жилищного фонда, а также зданий общественного и административного назначения для размещения таких организаций.

Читайте также:  В каких случаях следует менять вид разрешенного использования земельного участка и как это сделать?

Зеленые насаждения и другие требования

Более половины общей площади территории образовательных организаций должна быть занята зелеными насаждениями, включая посадку вдоль периметра. Исключения могут быть сделаны только для районов Крайнего Севера, местностей равнозначных им, и городов с плотной застройкой. Посадка деревьев и кустарников, плодоносящих ядовитыми плодами, по-прежнему запрещена.

Участок для сбора мусора

Необходимость специально оборудованного участка для сбора мусора подробно не описана в правилах. Теперь важно, чтобы он находился возле въезда на территорию организации и имел размеры на 1 м больше площади контейнеров с каждой стороны. Разрешается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.

Зонирование территории

В новых правилах не упоминается учебно-опытная зона, зато добавлено требование об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения на собственной территории образовательной организации.

Требования к покрытию спортивных площадок

У общеобразовательных организаций есть возможность использовать спортивные сооружения за их пределами для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований, при условии соответствия оборудования требованиям санитарного законодательства. Собственные спортивные площадки школ обязаны иметь специальное покрытие, такое как полимерное или натуральное. Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы таким образом, чтобы не возникало проблем с отводом воды за их пределы. Проведение занятий на мокрых или поврежденных площадках недопустимо (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20).

Необходимо поддерживать целостность покрытия всех дорожек, проездов и подходов на территории образовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Санитарные правила и требования

Не допускается размещение строений или сооружений на территории школы, если они не имеют функциональной связи с деятельностью образовательного учреждения. Следует обеспечить отсутствие грызунов и насекомых, включая клещей, в соответствии с соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

Требования к помещениям

Нормы санитарных правил предписывают определенные требования к:

  • Учебным помещениям
  • Пространствам многофункционального назначения

В отличие от предыдущих норм, допускается создание пространств с изменяемой функциональностью, таких как актовый зал, столовая, комната отдыха, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Площадь помещений

Площадь основных помещений образовательных организаций строго регламентирована и представлена в таблице в СанПиН 1.2.3685-21. Например, площадь учебных помещений при групповой форме обучения рассчитывается как 3,5 кв. м на человека, а для индивидуальных занятий – 4,5 кв. м на рабочее место с компьютером. Площадь мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии, домоводства составляет 6 кв. м на рабочее место. Раздевалка в спортивном зале должна иметь минимальную площадь 14 кв. м, а рекреационная зона – 4 м при одностороннем расположении кабинетов и 6 м при двустороннем. Актовый зал должен иметь не менее 0,65 кв. м на посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м на человека.

Вывод

Соблюдение санитарных стандартов и требований к помещениям в образовательных учреждениях играет важную роль в обеспечении безопасности и комфорта обучающихся и персонала. Собственные спортивные площадки должны быть оборудованы по всем необходимым нормам и стандартам, а территория школы должна быть поддерживать в чистоте и порядке, без посторонних и опасных сооружений.

Требования к учебной мебели

Отдельный блок правил касается учебной мебели. Требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка, но и порядок расстановки в классе.

Размеры мебели

  • Рост ребенка 130-145 см: стол высотой 58 см, стул с высотой сиденья 34 см
  • Рост 145-160 см: стол высотой 64 см, стул с высотой сиденья 38 см
  • Рост 160-175 см: стол высотой 70 см, стул с высотой сиденья 42 см
  • Рост 175-185 см: стол высотой 76 см, стул с высотой сиденья 46 см

Расстановка мебели

  • Расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не менее 50 см
  • Расстояние от учебной доски до первого ряда столов – 240 см
  • Расстояние от учебной доски до последнего ряда столов – не более 860 см

Площадь учебных кабинетов

От площади учебных кабинетов и расстановки в них мебели зависит определение допустимого количества обучающихся в классе. Нормы площади на одного обучающегося должны быть соблюдены.

Нормы площади

  • При фронтальных формах занятий: не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося
  • При групповых формах работы и индивидуальных занятиях: не менее 3,5 кв. м

Ограничения

Увеличивать установленное число парт (столов) в классе или превышать нормативную вместимость запрещено действующими правилами противопожарного режима.

Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. "Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта", – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С, а в спортивных залах – до 20°С.

Требования к уборке

Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.

По общему правилу, все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Уборка учебных и вспомогательных помещений, как правило, проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, а при организации обучения в несколько смен – по окончании каждой смены. Примечательно, что уборку предписано проводить при открытых окнах или фрамугах. К слову, СанПиН 1.2.3685-21 определяют конкретные показатели продолжительности проветривания учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры наружного воздуха – например, если на улице от +10°С до +6°С, то в малые перемены учебные помещения нужно проветривать на протяжении 4-10 минут, а в большие перемены или между сменами – 25-35 минут, при температуре воздуха от -5°С до -10°С для проветривания будет достаточно 1-3 и 10-15 минут соответственно.

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

Требования к организации образовательного процесса

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Отметим, если ранее определение объема домашних заданий осуществлялось педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами, то с нового учебного года упоминание об участии в этом процессе педагогов исключили из соответствующей нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. Теперь в ней говорится только о необходимости придерживаться нормативов, установленных СП и СанПиН, и учитывать возрастные, психофизические особенности, способности и интересы обучающихся.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что закрепленные в ранее действовавших СП нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в действующие санитарные правила не попали. В настоящее время при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Кстати, не все родители школьников знают, что на федеральном уровне установлен перечень современных средств обучения и воспитания, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, которыми школы должны быть обеспечены за счет бюджетных средств, а не средств родителей. В этом списке, например, принтеры, ноутбуки, раздаточные карточки, словари, справочники, мячи для физкультуры и т. д. Расходы на закупку указанных в перечне средств обучения и воспитания возмещаются за счет предоставляемых регионам субсидий из федерального бюджета. Приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. № 804 определен и норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания – 198 тыс. руб. Эти нормы актуальны как при запуске новых школ, так и для действующих образовательных организаций, вводящих дополнительные места для обучающихся. Они нацелены на содействие созданию и создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования в рамках реализации госпрограммы РФ "Развитие образования".

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

***

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство продолжает курс на обеспечение безопасных условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством нормативного закрепления и поддержания в актуальной редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Установленные требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Документы по теме:

Модель предназначена для использовании в качестве демонстрационного пособия при изучении темы «Круговорот воды в природе»

Модель круговорот воды в природе инструкция

С помощью этой модели можно продемонстрировать следующее:

– процесс попадания воды в облака

– испарение воды под воздействием лучей солнца

– испаренная морская вода на вкус не соленая, т. к. соль не испаряется благодаря размеру своих частиц

– вода в атмосфере – атмосферная влажность

– конденсация пара в облаках

– как образуется дождь?

– различные агрегатные состояния воды

– перемещение дождевой воды по поверхности воды – по ручьям и рекам

– почему подземная вода не иссякает

– хранение воды в океанах

2. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Вам понадобится: 600 мл воды, соль 20 г (если есть), горсть кубиков льда, настольная лампа.

  1. Установите модель на ровную поверхность.

  2. Снимите крышку.

  3. Налейте в модель воды столько, чтобы заполнился "океан". Вы также можете заполнить модель соленой водой. Чтобы ее подготовить, растворите около 20 г соли в 600 мл воды. Это соответствует среднему количеству соли (солености) в океане. Далее залейте воду в модель, до заполнения "океана".

  4. Накройте нижнюю часть прозрачной крышкой.

  5. Положите несколько кубиков льда на отметку облака на крышке. Лед начнет процесс конденсации рядом с облаком (поскольку верхние слои воздуха холоднее, чем те, что ближе к земле). Накройте кубики льда "облаком".

  6. Поместите настольную лампу или подобный источник света, моделирующий солнце, над моделью. Настройте источник света так, чтобы вся модель была освещена.

Благодаря "солнечным лучам" от лампы вода испаряется. Пар конденсируется на холодном облаке, а точнее – при более холодных потоках воздуха. Как только на облаке соберется достаточное количество капель воды, они начнут капать на землю – начнется дождь.

Далее дождь возвращается в океан благодаря рельефу местности и рекам, и весь цикл начинается заново.

Модель круговорот воды в природе инструкция

Зарегистрировано в Минюсте России 1 августа 2023 г. N 74555

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.04 ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434, приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение (далее – стандарт).

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 3 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 января 2018 г., регистрационный N 49821), прекращается с 31 декабря 2023 года.

Министр С.С. КРАВЦОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 июня 2023 г. N 489

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *