Новый стандарт педагога 2022

Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором содержатся требования к учителю. В нем оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступил в силу с 1 сентября 2022 года.

На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.

https://youtube.com/watch?v=dv14DoJAWo4%3Fmodestbranding%3D1%26rel%3D0%26iv_load_policy%3D3%26playsinline%3D1

Новый профессиональный стандарт «Педагог» обсудили сегодня в филиале «Өрлеу». С учётом данного профстандарта будут разрабатываться и обновляться образовательные программы, процедуры сертификации и аттестации педагогов, содержание непрерывного профессионального развития, будет строиться стратегия продвижения педагогических кадров по службе. В результате профстандарт «Педагог» станет единым ориентиром профессионального развития педагогов всех уровней образования.

ЛЕЙЛА АЛЬМАГАМБЕТОВА, и.о. директора филала АО «НЦПК «Өрлеу»: — Согласно приказу министра образования и науки РК от 2 марта 2022 года разработан новый профессиональный стандарт «Педагог». На сегодня национальному центру повышения квалификации «Өрлеу» поручено провести разъяснительную работу по данному документу среди всей педагогической общественности области. Поэтому с 17 октября на протяжении всего месяца будут проходить вебинары, а также очные информационные часы для педагогов всех уровней образования. Сегодня очное мроприятие. Здесь было 100 педагогов. В 15:00 пройдет онлайн. Подключится вся область — 500 педагогов. Ежедневно,по графику мы будем проводить такие мероприятия, чтобы охватить как можно больше педагогов.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

Читайте также:  Найти счетчик по заводскому номеру в аршин

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г.  № 66403

Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Руководитель научной организации

Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2021  № 63064

Научный руководитель научной организации

Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2021  № 63065

Руководитель образовательной организации высшего образования

Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2021  № 63071

Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)

Зарегистрировано в Минюсте России 02 сентября 2021 г.  № 64848

Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям

Зарегистрировано в Минюсте России 19 ноября 2021 г.  № 65912

Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден новый профстандарт педагога дополнительного образования.

Согласно стандарту, целью деятельности указанных специалистов является организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В функции педагогов дополнительного образования детей и взрослых входит:

– преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;

– организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;

– организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения своих функций.

Добавили квалификационное требование для студентов. Трудовые функции и действия остались прежними.

Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года. Признан утратившим силу приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н, изданный для регулирования аналогичных отношений.

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

Новый стандарт педагога 2022

Профстандарт педагога содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.

Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.

В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.

Новый стандарт педагога 2022

При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. д.), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.

В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.

УГ – Москва, №38 от 20 сентября 2022. Читать номер

С сентября нынешнего учебного года вступил в действие новый профессиональный стандарт педагога, который дорабатывался ровно десять лет с 2012 года и проходил апробацию в полевых условиях в двадцати трех регионах Российской Федерации. Новый профессиональный стандарт педагога – средство для освоения ФГОС третьего поколения.

Новый стандарт педагога 2022

Новый стандарт педагога 2022

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Готовы ли все школы к освоению нового профстандарта? Не уверен. А посему предлагаю вниманию читателей фрагмент программы развития школы, включающий «дорожную карту» по освоению нового профессионального стандарта педагога.

Очевидно, что такое освоение происходит постепенно. И хотя освоение нового профессионального стандарта в нашем коллективе началось несколько лет назад, но из этого не следует, что данная задача решена окончательно. Почему? Во-первых, потому, что за истекшие десять лет произошло естественное обновление коллектива (ушли на заслуженный отдых педагоги, которые начинали эту работу, а им на смену пришли учителя, не прошедшие всех этапов освоения профессионального стандарта). Во-вторых, в развитии нашего образовательного учреждения возникли новые точки роста, к которым относится расширение сети госпитальных школ. А в такие школы вербуются новые педагогические кадры, для которых овладение новыми профессиональными компетенциями, зафиксированными в профстандарте, жизненно необходимо. Кроме того, в настоящее время идет разработка проекта для открытия нового филиала школы в Прокшино (район Новой Москвы). Там будет реализована модель адаптивной школы с учетом того опыта, который был накоплен нами за истекшие тридцать лет. Срок запуска – 2024 год. И в этот филиал также будут рекрутироваться новые педагоги, не имеющие соответствующей подготовки. Причем обучение их должно происходить параллельно со строительством.

И наконец последнее. Внедрение профессионального стандарта педагога – это лишь начало большой системной работы. Дело в том, что за утверждением профстандарта педагога должны последовать разработка и утверждение профессионального стандарта директора образовательного учреждения, психолога школы, медицинского психолога, дефектолога. Эта необходимая работа до сих пор не проделана.

Ниже мы даем ретроспективный фрагмент программы развития, подчеркивая, что указанные в ней этапы в равной мере важны как для школ, которые только вступают на этот путь, так и для школ, которые его проделали, но в силу естественного обновления педагогического персонала вынуждены проделывать его вновь и вновь.

«Дорожная карта» освоения нового профессионального стандарта

  • Психолого-педагогический и социальный анализ контингента учащихся с целью выявления тех групп детей, по отношению к которым от педагогов требуется овладение новыми профессиональными компетенциями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением, дети, для которых русский язык является неродным). Сроки: 2014 год, далее ежегодное уточнение.
  • Выявление кадровых дефицитов и построение персонифицированной модели подготовки и переподготовки специалистов. Сроки: 2022-2023 годы.
  • Разработка локальных актов школы, уточняющих должностные обязанности сотрудников (педагогов, психологов, логопедов и дефектологов), определение формы их взаимодействия с целью формирования команд, совместно решающих задачу освоения нового профстандарта. Сроки: 2022-2023 годы.
  • Организация сетевого взаимодействия с научными организациями, педагогическими вузами, вошедшими в проект реформирования педагогического образования, аналогичными пилотными площадками. Сроки: 2022-2023 годы.
  • Разработка индикаторов оценки качества подготовки педагогов в соответствии с новым профессиональным стандартом. Сроки: 2022-2024 годы.
  • Совершенствование процедуры аттестации в соответствии с требованиями нового профессионального стандарта. Сроки: 2022-2025 годы.
  • Учет разработанных индикаторов при распределении стимулирующего фонда, а затем и при заключении эффективного контракта. Сроки: 2022-2024 годы.
  • Завершение разработки и внедрение индикаторов оценки качества образования, позволяющих объективно оценивать результаты работы школы. Сроки: 2022-2024 годы.
  • Гармонизация онлайн- и офлайн-обучения во всех уровнях образования. Сроки: 2022-2026 годы.

– разработка и внедрение образовательных программ, учитывающих региональную специфику, а также специфику контингента образования;

– совершенствование управленческой и образовательных моделей, форм, методов и способов организации образовательного процесса на основе новых информационных сервисов;

– разработка и утверждение учебных планов по предметам в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения;

– разработка и внедрение системы внеурочной деятельности учащихся;

– усиление роли дополнительного образования в практике работы школы.

Таким образом, все три стратегических проекта, вошедшие в программу развития, будучи тесно связанными между собой, нацелены на получение качественно новых результатов. Поэтому их реализация должна идти параллельно, порождая синергетический эффект.

Сказанное не означает, что развитие школы обусловлено только этими проектами. Наряду с ними существуют проекты, нацеленные на локальные преобразования в деятельности образовательной организации. К числу таких проектов мы относим реформирование учебного процесса на основе стратификации обучения в основной и старшей школе. Суть его заключается в создании условий для распределения и перераспределения учащихся по группам обучения при изучении основных предметов на одной параллели с учетом динамики их развития и темпов освоения ФГОС. Стратификация – один из инструментов решения задачи гибкого сочетания дифференциации и интеграции обучения, заявленной в концепции развития школы. Но в заданной иерархии основополагающих документов школы (концепция развития – программа развития – основная образовательная программа) его место – в основной образовательной программе с последующей детализацией в годовых планах.

Евгений ЯМБУРГ, директор школы №109

Что за документ? Это новая версия профстандарта, который был утвержден еще в 2013 году. Тогда в понятие специальности “Педагог” были включены и учителя школы, и воспитатели детского сада. А это все же разные профессии.

Документ еще обсуждается, в том числе и в экспертном сообществе, один из этапов прошел в Российской академии образования.

– Профессиональный стандарт – базовый документ для каждой профессии. В нем прописано, что и как должен делать специалист на работе каждый день, – говорит председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, доктор педагогических наук Любовь Духанина. – В последнее время к учителям появились новые требования, например, умение работать с цифровыми технологиями. Есть изменения и в образовательном законодательстве: работать в школе на должности педагога теперь могут студенты, закончившие третий курс.

Кроме того, впервые в профстандарте учителей закреплены требования для разных подуровней квалификации педагогов.

– Мы говорим о трех подуровнях квалификации “учитель”. Уже на первом учитель с высшим образованием должен уметь адресно работать с одаренными детьми, с теми, кто попал в трудную ситуацию, быть в состоянии помочь семье в воспитании ребенка, – поясняет Духанина. – А учитель с самой высокой квалификацией уже должен создавать собственные образовательные ресурсы и многое другое.

По словам заслуженного учителя России, директора Центра образования N 109 и академика РАО Евгения Ямбурга, сегодня учитель должен уметь работать с разными детьми. Даже одаренным ребятам, как правило, нужна очень серьезная поддержка.

– У нас реально здоровых детей только 12,5 процентов. Это не значит, что все остальные клинически больны, но они – между нормой и патологией, так сказать, с особенностями развития, – говорит Ямбург. – Пока только в двух вузах – Московском педагогическом госуниверситете и Московком городском педагогическом университете – на каждом факультете ввели основы дефектологии. Но это необходимо в каждом университете и колледже, где учат на педагогов!

Сегодня появляются дети, которые не вписываются в учебный процесс, отмечает эксперт. Но педагог должен уметь справляться и с этим.

Сегодня учителю прежде всего нужно знать основы психологии и дефектологии. Это должно стать одним из необходимых требований к педагогу

Евгений Ямбург уверен: сегодня учитель, кем бы он ни был, должен знать основы дефектологии и психологии, но не для диагностики, а для работы в зоне ближайшего развития детей, в противном случае – крах.

– Мне пришлось недавно защищать одну учительницу, – рассказал Евгений Александрович. – У нее в первом классе ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Бегает, кричит, никого не слушает. Учительница в отчаянии ставит его в угол и заклеивает рот скотчем. Это, конечно, недопустимое насилие. Но она не может выгнать его из класса: если он в коридоре, условно, сломает ногу, ответственность будет на ней. Учительница идет под суд и теряет профессию. Но кто ее учил работать с детьми с СДВГ? Нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.

По мнению и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования академии Михаила Стриханова, стандарт педагога должен установить четкую и понятную структуру требований к квалификации и опыту учителя.

С ним согласен коллега Михаил Левицкий, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

– Нам жизненно необходим новый, современный профстандарт, причем созвучный университетским образовательным стандартам, – говорит Михаил Львович. – Эти два документа должны быть согласованы: студентов надо готовить именно к тому, чего от них потребует работодатель, то есть школа.

Еще очень важно, как новый стандарт будет использоваться. Пока в системе образования при приеме на работу и расчете зарплат и надбавок продолжают применять устаревшие форматы, новый профессиональный стандарт не станет основным документом для определения уровня квалификации педагогов.

По словам Михаила Левицкого, чтобы изменить ситуацию, необходима системная и совместная работа профильных федеральных органов власти, законодателей, профессионального сообщества.

А в это время

До начала основной волны ЕГЭ остается чуть больше месяца. Горячая пора, многие школьники сегодня после уроков бегут на дополнительные занятия к репетиторам – готовятся к экзаменам. А репетиторы тем временем собираются повышать цены.

Так, более половины (58 процентов) школьных репетиторов планируют в ближайшее время повысить цены за урок примерно на 10-20 процентов. На треть собирается поднять цены десятая часть учителей, а 3 процента репетиторов хотят поднять планку аж на 50 процентов и более. Таковы данные опроса образовательной компании MAXIMUM Education.

Какие в принципе сегодня цены на дополнительные занятия? У большинства опрошенных учителей (47 процентов) один урок стоит в пределах 500-1000 рублей. Четверть берет от 1000 до 2000 рублей. Примерно столько же готовы на 500 и меньше рублей в час.

Лишь небольшая часть учителей, всего 5 процентов, оценивают свои занятия в 2000 рублей и более.

При этом каждый четвертый отмечает: репетиторство приносит более половины от суммы дохода в целом. Большинство опрошенных педагогов уверены: индивидуальные занятия с репетитором – самый эффективный способ подготовки для школьников. Пользу дополнительных занятий в школе видит каждый третий учитель. 15 процентов отмечают, что наиболее полезны для учеников образовательные курсы.

Показательно, что абсолютное большинство учителей – 82 процента – считают, что их ученикам дополнительная помощь в подготовке просто необходима.

– Эта колоссальная цифра говорит не только о том, что школьникам необходима помощь со стороны, но и о более глубоких проблемах, – отмечает генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков. – По идее сейчас, к концу учебного года, дети, наоборот, должны быть в “пиковой” стадии подготовки, но цифры говорят об обратном. Так, каждый третий ученик, по мнению педагогов, не успевает в полной мере по школьной программе. Конечно, тут “слышится” постковидное эхо: пандемия и дистант все же сказались на успеваемости детей. Но также среди причин – общая загруженность учителей, недостаток технологий для обучения, которые могли бы разгрузить педагогов и улучшить результат подготовки.

Почему учителя начинают заниматься репетиторством? Для большинства ответ очевиден: чтобы увеличить доход. Так ответили 42 процента педагогов. Треть отметили, что так оттачивают свои педагогические навыки. А вот пятая часть учителей берет учеников “для души”, просто потому, что им нравится преподавать.

Тем не менее 60 процентов репетиторов занимаются этим не время от времени, а на постоянной основе.

Вологодская область стала пилотным регионом по внедрению инновационной модели подготовки педагогических кадров “Учитель школы будущего”. Это трехступенчатый проект, который затрагивает школу, колледж и высшее учебное заведение. Проект рассчитан до 2026 года.

Как пояснили в региональном правительстве, на Вологодчине будет выстроена система непрерывного педагогического образования, начиная со школьной скамьи. Станет больше психолого-педагогических классов, создадут социально-гуманитарные группы в учреждениях допобразования. Занимаясь здесь, ребята смогут понять, что в профессии главное и нужно ли им идти в педагоги.

В нынешнем учебном году в разных школах области уже открыли 19 психолого-педагогических классов и шесть групп дополнительного образования. В них занимаются около полутысячи школьников. А к 2026 году через эти классы пройдут более двух тысяч ребят. Ожидается, что не менее 70 процентов из них поступят на педагогические направления в колледжи и вузы региона. Кстати, сегодня в регионе не хватает более 400 педагогов.

– Сегодня нам нужен педагог, отвечающий вызовам времени: он должен не только знать свой предмет, но быть воспитателем, вожатым, знать особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, быть тьютором, владеть цифрой, – заявил первый заместитель губернатора, председатель правительства Вологодской области Антон Кольцов.

Подготовила Светлана Цыганкова, Вологодская область

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

Новый профстандарт для педагогов

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.

Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.

Причины принятия нового закона

  • Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
  • Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
  • Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.

Внедрение нового профстандарта в школе

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

Как завоевать доверие

Как успокоить возбужденный класс

Как похвалить ученика

Уже скачали 8673 человека

По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога.

Однако суть нововведения в том, чтобы оптимизировать учебный процесс, а не испортить его. Возможно, поэтому механизм отработки в случае выявления несоответствия в нем не отражен и выбирается индивидуально для каждого учреждения.

Новый стандарт педагога 2022

В частности, такими сотрудниками могут оказаться те, чьи компетенции прежде соответствовали нормам в полной мере. Например, заслуженные учителя со стажем, регулярно проходящие повышение квалификации. В таком случае они могут дополучить недостающие знания. Таким образом, у школ остается масса возможностей для сохранения прежнего штата сотрудников в рамках новой реальности.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

Новый стандарт педагога 2022

Выражается это в следующих компетенциях.

  • Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
    общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
  • Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
  • Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
  • Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Согласно новому приказу, современный учитель обязан уметь многое: обладать профессиональными компетенциями и работать в том числе с родителями своих подопечных, постоянно оттачивать свои навыки через прохождение курсов повышения квалификации.

Новые квалификационные требования призваны привести образовательную систему в равновесие, пошатнувшееся в результате избытка предложений на рынке образовательных услуг. Спрос на молодых специалистов высок, однако старый профстандарт педагога вовсе не гарантировал, что выпускник с соответствующим дипломом будет взят на должность. Причина кроется в том, что образовательные программы длительные и быстро устаревают.

Однако для изменения этой ситуации также разработает свой пакет нововведений. Согласно ему, программы уже становятся короче и включают в себя дополнительные дисциплины и часы практики, необходимые для полноценного развития будущего преподавателя.

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

Новый стандарт педагога 2022

Также профстандарт педагога школы закрепляет за ними определенные функции:

  • Учителя 5А категории работают в рамках реализации 9/11-летней образовательной программы.
  • Представители категории 6В и 6С имеют несколько видов обязанностей:
    обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;решают профильные задачи в рамках своей деятельности;разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.
  • обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;
  • решают профильные задачи в рамках своей деятельности;
  • разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.

Новый стандарт педагога 2022

Новый профстандарт педагога предполагает профильное обучение. Помимо этого учитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Для пятой квалификационной категории обязательно наличие документа, подтверждающего успешную промежуточную аттестацию по итогам трехлетнего или более обучения по направлению «Образование и педагогические науки».
  • Для шестого уровня понадобится уже диплом по определенной специальности также в рамках направления «Образование и педагогические науки». Выдается по результатам освоения вузовской программы, а также программы высшей и средней профессиональной подготовки кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *