Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с “технической” точки зрения – должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.
Права специалиста
Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:
- Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
- Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
- Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
- Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.
Главные обязанности и задачи
Вакансия “помощник режиссера” определяет три основные функции специалиста:
- Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
- Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
- Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.
О профессии
Вакансия “помощник режиссера” в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.
Неизменный атрибут помощника режиссера – так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки – название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.
Должностные обязанности
Должностные обязанности помощника режиссера – это следующие трудовые функции:
- Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
- Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
- Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
- Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
- Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом – мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
- Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
- Во время проведения репетиций – ассистент режиссера-постановщика.
- По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
- Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
- Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
- Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.
Особенности труда
Работа помощника режиссера на съемочной площадке относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру – тоже его обязанность. Трудовая смена – 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе – в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.
Помрежи – обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то – вероятность стать со временем вторым режиссером.
Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать “третейским судьей”. Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа – остановить конфликт в начале развития.
На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.
Требования к соискателю
Хоть помощник режиссера – творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:
- Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
- Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
- Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
- Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
- Оборудование сцены, ее общее устройство.
- Основы сценических технологий, управления и экономики – касаемо области исполнительских искусств.
- Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
- Главные правила управления персоналом.
- Основы трудового законодательства.
- Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
- Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.
Две категории деятельности
Помощник режиссера – специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:
- Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант – среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
- Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению “культура” или “искусство”, то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.
Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.
Режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера
Раздел: Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)
Должности специалистов
Должностные обязанности:
Участвует в планировании и организации подготовки новых и возобновлении ранее созданных постановок. Выполняет поручения режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика, дирижера – музыкального руководителя постановки в подготовительном периоде осуществления новой постановки.
Участвует в составлении репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новой постановки.
Обеспечивает репетиции необходимыми литературными и нотными материалами (тексты пьесы, ролей, партитура, клавир, инструментальные и вокальные партии и т.п.).
Осуществляет вызов на репетиции артистов, дирижеров, концертмейстеров, консультантов, суфлера и других требуемых специалистов. Ассистирует режиссеру-постановщику (балетмейстеру-постановщику, музыкальному руководителю) в процессе проведения репетиций.
Обеспечивает репетицию необходимым реквизитом (элементы декораций, мебель, музыкальные инструменты, пюпитры и т.п.), а также необходимыми фонограммами, элементами шумового оформления. По поручению режиссера-постановщика проводит отдельные репетиции и производит вводы новых исполнителей. В порядке, установленном в организации исполнительских искусств, дежурит на спектаклях, концертах, представлениях; ведет учет репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала. Выполняет поручения художественного руководителя, главного режиссера, главного балетмейстера, главного дирижера, заведующего труппой, связанные с планированием, организацией и учетом творческой деятельности.
Должен знать:
-законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; -основы режиссуры и актерского мастерства, музыкальной грамоты, хореографического, вокального, хорового искусства, сценического и музыкального оформления постановок; -современную и классическую драматургию; -устройство и оборудование сцены; -основы сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства; -правила внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности.
Ответственность специалиста
Работа “помощник режиссера” предполагает наличие следующей ответственности специалиста:
- За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
- За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
- За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.
Плюсы работы
В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:
- Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров “выросло” из помрежей.
- Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также “обрастает” нужными деловыми связями.
- Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.
Помощник режиссера – рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон – технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.