Правила маркетплейсов
Для торговых площадок, таких как WB и Озон, обязательная сертификация или декларирование являются обязательными условиями, установленными законом. Несоблюдение этих условий продавцом может привести к наложению штрафов на площадку.
Поэтому они требуют предоставления одного из трех документов при первом запросе: сертификата, декларации или информационного письма.
Торговая площадка может запросить документы как в процессе размещения информации о товаре, так и в любой другой момент. Обычно заявки рассматриваются в течение трех дней. Если запрос игнорируется, аккаунт продавца попадает в список ограничений, и его продукция исключается из поисковых результатов. Например, на Ozon.
Различные товары требуют различной документации. Например, хотя резинки для волос не нуждаются в сертификации, рекомендуется иметь для них информационное письмо, чтобы избежать штрафов.
Детские товары необходимо сертифицировать, а вот оборудование для салонов красоты может попасть как под сертификацию, так и декларацию. Спокойно – все регламентируется списками, к ним мы перейдем позже.
В договоре с маркетплейсом прописано требование о предоставлении документов на товар. Многих селлеров вводит в заблуждение, что маркетплейс не требует документов на стадии заключения договора. Однако они должны быть обязательно.
Селлер обязан предоставить документы по первому запросу, в противном случае ему грозят крупные штрафы. Например, на Wildberries — это 100 000 рублей и 5 000 рублей за каждый час (!) просрочки предоставления.
Определить, какой документ нужен тому или иному товару можно, сверившись с официальными перечнями.
Правила оформления и проведения сертификации
Сколько стоит сертификация для маркетплейсов: правила оформления и проведения сертификации
Автор Дарья Полякова, юрист по интеллектуальным правам Гардиума
Розничная торговля – одно из самых востребованных направлений бизнеса. И последние годы все больше продавцов предпочитают офлайн-точкам онлайн торговлю. Эту потребность для них закрывают маркетплейсы. Чем больше такие площадки набирают обороты, тем больше возникает вопросов связанных с качеством товара.
Задачу регулирования процесса сертификации и декларации возложило на себя государство. Основная цель этого регулирования – обеспечение защиты покупателей и гарантия того, что покупаемые ими товары – качественные и безопасные.
По закону, у каждого товара должен быть документ. Есть несколько видов таких документов – выбор зависит от того, какой товар планирует продавать селлер. Например, существует отказное письмо, которое подтверждает, что продукции сертификация не нужна.
В статье рассмотрим, как правильно пройти процедуру сертификации, сколько это стоит, какие есть риски, а когда она не нужна.
Риски штрафов при отсутствии сертификации
Посмотрите видео
Отличие сертификации для отечественных и импортных товаров.
Таблица: Процесс сертификации продукции
| Этап сертификации | Описание |
|---|---|
| Подача заявки | Изготовитель предоставляет техническую документацию в центр сертификации. |
| Отбор образцов | Принимается решение о проведении сертификации и отборе образцов для испытаний. |
| Испытания продукции | Направляется заявка в испытательную лабораторию для проведения испытаний. |
| Анализ состояния производства | Эксперт проводит анализ производства для понимания стабильности выпускаемой продукции. |
| Оформление сертификата | После успешных результатов испытаний и анализа состояния производства оформляется сертификат соответствия продукции. |
Список шагов сертификации продукции:
- Подача заявки с технической документацией.
- Отбор образцов для испытаний.
- Проведение испытаний продукции.
- Анализ состояния производства.
- Оформление сертификата соответствия.
Сертификация товара
Сертификация товара – это подтверждение его соответствия установленным требованиям безопасности и качества. Этот процесс обязателен для товаров, импортируемых в Таможенный союз. Предоставление сертификата соответствия необходимо для таможенного оформления груза и продажи товара на территории ТС.
Сертификация соответствия товара проходит следующим образом:
- Подготовка комплекта документов на товар.
- Проведение испытаний товара.
- Составление технического паспорта на товар и оформление сертификата соответствия.
- Регистрация сертификата в органах по сертификации товаров ТС.
Оформление сертификата соответствия для товара позволяет убедиться в его качестве и безопасности для потребителей, а также облегчает процесс таможенного оформления при ввозе товара на территорию Таможенного союза.
Сертификация продукции в России
Почти завершающим этапом сертификации продукции является – выписка сертификата соответствия с внесением информации в государственный реестр. Наличие сертификата соответствия теперь дает изготовителю реализовывать продукцию в полной мере.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
Инспекционный контроль (ИК) является обязательной процедурой в отношении продукции, которая выпускается серийно. Проводить ИК может только орган сертификации, который выдавал сертификат. Количество ИК устанавливается в зависимости от регламента и от внутренних порядков СМК органа сертификации. ИК может быть плановым или внеплановым.
Плановый ИК
Плановый контроль проходит 1 раз в год или в два года.
Внеплановый ИК
Внеплановый проводится в зависимости от ситуации (выявлено нарушение, обращение граждан по качеству продукции и т.п.).
После проведения ИК орган сертификации решает о продлении действия сертификата или приостановлении, аннулировании. Предприятие может не проходить ИК в случае, если данную продукцию перестали изготавливать. В таком случае необходимо предоставить письменное уведомление от изготовителя, а орган сертификации проводит аннуляцию сертификата.
Сертификация соответствия
Сертификация соответствия товара, который завозится из других стран, является обязательной. Процедуры сертификации импортного товара не отличаются от сертификации продукции отечественного производителя.
Этапы сертификации соответствия партии товара
Предоставление документов: Компания-импортёр предоставляет техническое описание товара на русском языке и техническую документацию в центр сертификации для рассмотрения.
Испытания продукции: Предоставление образцов из партии товара для испытаний.
Выдача сертификата: По результатам испытаний эксперт принимает решение о выдаче сертификата соответствия. Сертификат регистрируется в государственном реестре и передается заявителю. Информация также предоставляется в таможенные службы при оформлении ГДТ.
ГДТ – это грузовая таможенная декларация, необходимая для перемещения товаров через таможенные границы.
Нередко, сертификация продукции импортного товара оформляется на серийное производство. В таком случае проводится анализ производства изготовителя, в независимости от его территориального месторасположения и инспекционный контроль по требованию регламента.## Национальные особенности выбора
Отвечая на вопрос, озвученный в начале статьи, можно выделить несколько факторов, в силу которых российским производителям важно критично относиться к выбору партнёра по сертификации.
### Проверка обоснованности выдачи разрешительных документов
Надзорные органы и Росаккредитация проверяют обоснованность выдачи разрешительных документов. При этом в России к одному производителю могут прийти инспекторы из разных ведомств, чтобы проверить соблюдение обязательных требований не только технического регулирования, но и требований в сфере санэпиднадзора, защиты прав потребителей и т.д.
### Потенциальные последствия
В случае нарушений производителем, надзорные органы вправе приостановить действие разрешительных документов и даже отменить его. Также потребители и конкуренты могут обратиться с исками о признании сертификата недействительным, что приводит к убыткам для производителя.
### Важность выбора партнёра
Единственный выход - тщательно выбирать партнёра по сертификации, который поможет разобраться в вашей ситуации и предложит оптимальное решение, учитывающее все особенности вашего производства в рамках нормативных требований.
## Примеры “отмены” разрешительных документов
По данным журнала Контроль качества продукции, № 4 / 2021 год, в 2020 году ассоциация Союз испытательных лабораторий и органов по сертификации (СИЛА) выявила несколько недобросовестных органов по сертификации, которые выдавали “быстрые” сертификаты. В результате судебных разбирательств были признаны недействительными 2299 сертификатов соответствия.
Росаккредитация за первую половину 2023 года приостановила действие 283 сертификатов соответствия на детские удерживающие устройства из-за нарушений процедуры сертификации или оформления документов.
## Расширение области аккредитации
Продолжение следует...49. Расширение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется на основании заявления аккредитованного лица о расширении области аккредитации в порядке, предусмотренном пунктами 7 – 29 настоящих Правил.
Решение оформляется приказом ФСТЭК России о расширении области аккредитации. Одновременно с приказом переоформляется аттестат аккредитации.
Уведомление о принятом решении ФСТЭК России о расширении области аккредитации с приложением переоформленного аттестата аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается аккредитованному лицу.
Предоставление дубликата аттестата аккредитации
55. В случае утраты аттестата аккредитации аккредитованное лицо вправе обратиться в ФСТЭК России с заявлением о выдаче дубликата аттестата аккредитации.
В течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации ФСТЭК России оформляет дубликат аттестата аккредитации на бланке аттестата аккредитации с пометками "дубликат" и "оригинал аттестата аккредитации признается недействующим" и вручает такой дубликат аккредитованному лицу непосредственно или направляет ему такой дубликат заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Форма обязательного подтверждения соответствия
Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону «О техническом регулировании» являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа.
Начиная с 2013 года, когда создался Таможенный союз, документальное подтверждение соответствия продукции стало производиться не только в системе ГОСТ Р, но и в соответствии с техрегламентами. Обязательная декларация или сертификат Таможенного Союза (а в настоящее время – Евразийского экономического союза ЕАЭС) подтверждает, что ввозимый продукт разрешен к использованию в зоне Таможенного Союза (ЕАЭС), ввиду его полного соответствия заявленных параметров безопасности требованиям техрегламентов.
Контрактное производство
В этом случае многое зависит от решений поставщика. Существует несколько подходов к сертификации такого типа и вот, что можно сделать:
Перепродажа на маркетплейсах
Это популярный метод ведения бизнеса. Например, селлер закупает товар на знаменитом «Садоводе» и перепродает его на маркетплейсе.
Важно знать, как защитить себя от блокировок со стороны маркетплейса и избежать штрафов от надзорных органов. Как пример – таким видом деятельности не имеют права заниматься самозанятые, они могут продавать только товар собственного производства.
Сертификация отечественных товаров
Когда производитель соблюдает все законодательные нормы, он заблаговременно оформляет сертификат или декларацию соответствия. В этом случае достаточно запросить эти документы у производителя и загрузить их в личный кабинет на торговой площадке. Однако, если вы хотите продавать товар под своим брендом, но это отличается от указанного в документе, потребуется самостоятельно пройти процедуру оценки соответствия.
Сертификация импортных товаров через официального дистрибьютора
Официальные дистрибьюторы имеют необходимый комплект документов на свои товары, без которого невозможно оформить таможенную декларацию.
Для успешного ввоза и продажи товаров параллельного импорта на внутреннем рынке, требуется выполнение трех ключевых условий:
Сертификация товаров с неустановленным происхождением
Для отечественных продуктов процесс прост: достаточно обратиться в сертификационный центр с заявлением и образцами товаров для маркетплейсов для проведения тестирования.
В случае с импортными товарами, согласно закону, документы должна оформлять импортирующая компания. Самостоятельно оформить сертификат сложно.
Существуют альтернативные способы получения декларации, но они могут быть не совсем законными. О них мы говорить не будем.
Подтверждение компетентности аккредитованного лица
30. Подтверждение компетентности аккредитованного лица проводится ФСТЭК России в форме планового и внепланового инспекционного контроля в целях проверки соответствия органа по сертификации, испытательной лаборатории критериям аккредитации при осуществлении ими деятельности в соответствующей области аккредитации.
31. Плановый инспекционный контроль в отношении аккредитованного лица проводится не чаще чем один раз в 2 года на основании ежегодного плана инспекционного контроля, утверждаемого директором ФСТЭК России или уполномоченным им лицом. Ежегодный план инспекционного контроля размещается на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" не позднее 30 декабря года, предшествующего году проведения инспекционного контроля.
Основанием для включения аккредитованного лица в ежегодный план инспекционного контроля является истечение двух лет со дня выдачи аттестата аккредитации или со дня окончания последнего планового инспекционного контроля.
32. Внеплановый инспекционный контроль проводится по следующим основаниям:
проверка устранения аккредитованным лицом, действие аттестата аккредитации которого приостановлено, выявленного несоответствия критериям аккредитации;
поступление в ФСТЭК России информации от пользователей продукции или от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), о несоответствии продукции обязательным требованиям, установленным ФСТЭК России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
решение ФСТЭК России, принятое в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
33. Обращения и заявления, не позволяющие установить юридическое или физическое лицо, обратившееся в ФСТЭК России, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о несоответствии сертифицированной аккредитованным лицом продукции обязательным требованиям в части информационной безопасности, не могут служить основанием для проведения внепланового инспекционного контроля.
34. Плановый и внеплановый инспекционный контроль проводятся в форме выездной экспертизы, при проведении которой проверяется актуальность информации, указанной в документах, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, а также фактическое соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации.
При проведении внепланового инспекционного контроля на основании информации от пользователей продукции или от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), о несоответствии продукции обязательным требованиям в части информационной безопасности также устанавливаются возможные причины несоответствия продукции указанным требованиям.
35. Решение о проведении планового или внепланового инспекционного контроля аккредитованного лица оформляется приказом ФСТЭК России, в котором определяются сроки проведения выездной экспертизы, назначаются эксперты по аккредитации и утверждается программа проведения инспекционного контроля.
Программа проведения инспекционного контроля оформляется в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
Выездная экспертиза проводится в течение 30 дней со дня принятия ФСТЭК России решения о проведении инспекционного контроля аккредитованного лица. Для проведения выездной экспертизы назначается не менее 2 экспертов по аккредитации из числа работников ФСТЭК России.
36. Уведомление о принятом ФСТЭК России решении о проведении инспекционного контроля аккредитованного лица не менее чем за 15 рабочих дней до начала проведения выездной экспертизы направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается аккредитованному лицу. Информация, указанная в приказе ФСТЭК России, доводится по телефону до руководителя аккредитованного лица или лица, его замещающего.
37. При проведении инспекционного контроля аккредитованные лица обязаны предоставлять экспертам по аккредитации доступ на свою территорию, в том числе в используемые аккредитованными лицами при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения и помещения, а также к оборудованию, материалам и документации в целях проверки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации при осуществлении их деятельности в соответствующей области аккредитации.
38. По результатам выездной экспертизы оформляется акт инспекционного контроля аккредитованного лица в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил.
39. По результатам инспекционного контроля ФСТЭК России принимает одно из следующих решений:
а) о подтверждении компетентности аккредитованного лица в случае установления соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;
б) о приостановлении действия аттестата аккредитации аккредитованного лица.
40. В случае принятия решения о подтверждении компетентности аккредитованного лица ФСТЭК России в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручает аккредитованному лицу уведомление о принятом ФСТЭК России решении о подтверждении компетентности аккредитованного лица.
41. Действие аттестата аккредитации приостанавливается ФСТЭК России в случае выявления несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
Действие аттестата аккредитации может быть приостановлено в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации на срок не более 3 месяцев.
42. Уведомление о принятом ФСТЭК России решении о приостановлении действия аттестата аккредитации, в котором указываются выявленные несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и сроки их устранения, а также акт инспекционного контроля в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручаются аккредитованному лицу.
Аккредитованное лицо в установленный срок представляет в ФСТЭК России отчет об устранении выявленных несоответствий критериям аккредитации с приложением необходимых документов и (или) сведений.
По результатам рассмотрения указанного отчета ФСТЭК России принимает одно из следующих решений:
а) о проведении внепланового инспекционного контроля с целью проверки устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия критериям аккредитации в порядке, установленном пунктами 34 – 38 настоящих Правил;
б) о подтверждении компетентности аккредитованного лица и возобновлении действия аттестата аккредитации в отношении всей области аккредитации;
в) о прекращении действия аттестата аккредитации;
г) о сокращении области аккредитации аккредитованного лица и о возобновлении действия аттестата аккредитации в отношении части области аккредитации.
В случае непредставления аккредитованным лицом в установленный срок отчета об устранении выявленного при проведении инспекционного контроля несоответствия критериям аккредитации ФСТЭК России принимает решение о прекращении действия аттестата аккредитации и оформляет его приказом ФСТЭК России.
В случае принятия решения о подтверждении компетентности аккредитованного лица и возобновлении действия аттестата аккредитации в отношении всей области аккредитации ФСТЭК России в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручает аккредитованному лицу уведомление о принятии ФСТЭК России соответствующего решения.
43. Аккредитованное лицо ежегодно не позднее 1 февраля представляет в ФСТЭК России отчет о выполненных работах по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям по безопасности информации, содержащий сведения о наименовании продукции и номерах решений по работам, схеме проведения и участниках работ, результат выполненных работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям по безопасности информации.
(пункт в редакции приказа ФСТЭК России от 27 июля 2023 г. N 148 )
Ответственность испытательных лабораторий
Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.
Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.
После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).
Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.
Продукции нет в перечнях декларирования и сертификации – план действий
Отсутствие товара в списках для декларирования или сертификации не исключает возможность запроса соответствующих документов со стороны маркетплейса. В таких случаях предприниматели могут оформить либо отказное письмо, либо добровольный сертификат соответствия.
Отказное письмо служит официальным подтверждением того, что продукция не подлежит сертификации. К примеру, такой документ часто оформляется для мелких товаров, включая прищепки, резинки для волос, чехлы для телефонов и другие подобные изделия.
Видов отказных писем несколько: есть санитарно-эпидемиологические , есть пожарные и таможенные. Для торговли на маркетплейсе подходит торговое отказное письмо. Именно его могут затребовать у продавца Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и другие маркетплейсы.
Если вы перепродаете товар, то получить документ можно у поставщика.
Если у поставщика его не имеется (что должно вызывать вопросы о его благонадежности) или вы сами производите товары, то оформить документ можно через специализированный сертификационный центр. Срок действия документа – один год, либо отказное письмо выдается без указания срока действия. В таком случае оно считается бессрочным и действует до внесения изменений в номенклатуры подлежащей сертификации продукции.
Полезный совет: оформить отказное письмо можно сразу на несколько типов товаров – это получится дешевле.

Образец бланка отказного письма
Условия подачи запроса на информационное письмо
Для запроса информационного письма необходимо обратиться в сертификационный центр, который предоставит форму заявления. Вам потребуется заполнить и отправить следующие данные:
О добровольном сертификате ГОСТ Р
Добровольный сертификат ГОСТ Р – это документ, подтверждающий, что продукция соответствует установленным стандартам безопасности и качества в рамках определенного ГОСТа или иного стандарта. Оформление происходит на специализированных бланках.

Эксперты выделяют такие преимущества добровольной сертификации, как повышение конкурентоспособности, доверия и привлекательности продавца на рынке.
Самый большой плюс в получении добровольного сертификата – приоритет в участии в тендерах. Сертифицированному товару больше доверия, а наличие документа демонстрирует прозрачность и открытость бизнеса. Это ставит селлера в более выгодное, чем у конкурентов, положение.
Оформление добровольного сертификата занимает от 3 дней и стоит не менее 6 000 рублей. Он выдается по инициативе заказчика. Существует несколько видов добровольной сертификации: ограниченный выпуск, серийное производство и разовый выпуск партии. Выбор зависит от потребностей селлера.
Регистрация товарного знака – это добровольно, но важно
Раз мы заговорили о добровольных начинаниях, зарегистрировать товарный знак – это тоже решение, которое принимается на добровольной основе. Продавцы имеют возможность вести торговлю под товарным знаком, принадлежащим другому лицу, если у них есть соответствующее юридическое основание. Например, лицензионное соглашение или договор дистрибуции, предъявляемое по запросу на торговой площадке.
Когда права на бренд принадлежат иностранному субъекту, важно убедиться, что все предоставленные документы соответствуют местным законам. В таких случаях обычно требуется оформление нотариально заверенного перевода документов.
По статье 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации за распространение подделок предусмотрены значительные штрафы. Особо стоит отметить, что незаконное использование торговой марки на продукции также является нарушением, влекущим за собой такие же последствия.
Товарный знак – это, в первую очередь, защита вашего бренда от копирования и «угона». Вложения в его регистрацию помогут избежать проблем и судебных разбирательств в будущем. Обычно все хлопоты доверяют патентным поверенным – они бережно соберут все необходимые документы, проверят знак на плагиат и подадут все необходимые документы в Роспатент.
Чем грозит “отмена” разрешительного документа
По российскому законодательству недействительными сертификат или декларация признаются с момента их выдачи. Это означает, что вся произведённая в период их действия продукция подлежит принудительному отзыву из оборота как неправомерно выпущенная, а ввоз по продукции по ним будет классифицирован как незаконный.
На этом неприятности изготовителя не заканчиваются. К нему могут прийти с внеплановой проверкой из Росстандарта или из Роспотребнадзора.
Например, Росстандарт следит за соблюдением законодательства в области технического регулирования и имеет право потребовать у производителя комплект технической документации на серийный выпуск продукции:
В соответствии с требованиями технических регламентов, такой комплект на сертифицируемую продукцию изготовитель должен хранить до 10 лет.
За отсутствие документов Росстандарт может привлечь производителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и наложить штраф в размере: от 20 000 до 30 000 руб. — для ИП; от 100 000 до 300 000 руб. — для юрлиц. Роспотребнадзор, как правило, привлекает к ответственности по ст. 19.33 КоАП РФ, по которой штраф для компании составляет от 200 000 до 300 000 руб.
Но и это ещё не всё. Покупатели продукции с “липовыми” сертификатами тоже могут использовать ситуацию в своих интересах. Признание разрешительного документа недействительным автоматически переводит выпущенную в соответствии с ним продукцию в разряд некачественной. В таких случаях покупатели имеют право подать иск в суд с целью:
Иногда сумма, которую взыскивает суд с производителя несертифицированной продукции, может в два-три раза превышать стоимость продукции.
Оценка соответствия заявителя критериям аккредитации
14. Оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится экспертами по аккредитации, назначаемыми ФСТЭК России, в форме документарной экспертизы и выездной экспертизы, проводимой по месту (местам) осуществления деятельности заявителем, в соответствии с программой оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.
15. Решение о проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации оформляется приказом ФСТЭК России, в котором определяются сроки проведения документарной и выездной экспертиз, назначаются эксперты по аккредитации и утверждается программа проведения оценки соответствия.
16. Программа оценки соответствия заявителя критериям аккредитации заявителя включает: содержит перечень работ при проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, а именно:
оценку соответствия информации, указанной в документах, представленных заявителем, критериям аккредитации;
оценку обеспеченности заявителя необходимой документацией;
оценку достаточности материально-технической базы заявителя (помещений, измерительных приборов, испытательного оборудования, программных (программно-аппаратных) средств, автоматизированных систем, предназначенных для обработки информации ограниченного доступа);
проверку наличия свидетельств об аттестации в заявленной области аккредитации у работников заявителя, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции;
оценку знаний работников заявителя и возможностей выполнять работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции;
оценку системы менеджмента качества заявителя, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований системы менеджмента качества;
оценку системы менеджмента информационной безопасности заявителя, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований политики информационной безопасности заявителя.
(пункт, изложенный в данной редакции, действует до 1 марта 2025 г.)
16. Программа оценки соответствия заявителя критериям аккредитации включает:
оценку соответствия информации, указанной в документах, представленных заявителем, критериям аккредитации;
оценку обеспеченности заявителя необходимой документацией;
оценку достаточности материально-технической базы заявителя (помещений, измерительных приборов, испытательного оборудования, программных (программно-аппаратных) средств, автоматизированных систем, предназначенных для обработки информации ограниченного доступа);
проверку наличия свидетельств об аттестации в заявленной области аккредитации у работников заявителя, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции;
оценку системы менеджмента качества заявителя, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований системы менеджмента качества;
оценку системы управления информационной безопасности заявителя, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований политики информационной безопасности заявителя.
(данный пункт в редакции приказа ФСТЭК России от 27 июля 2023 г. N 148 вступает в силу с 1 марта 2025 г.)
17. Уведомление о принятом ФСТЭК России решении о проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа ФСТЭК России направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается заявителю. Информация, содержащаяся в приказе, доводится по телефону до руководителя заявителя (аккредитованного лица) или лица, уполномоченного руководить работами по оценке (подтверждению) соответствия продукции.
18. Документарная экспертиза проводится в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.
Выездная экспертиза проводится в течение 5 рабочих дней. Период времени между днем окончания документарной экспертизы и днем начала выездной экспертизы не должен составлять более 30 дней.
19. Для проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации назначается не менее 2 экспертов по аккредитации из числа работников ФСТЭК России.
При проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации допускается замена экспертов по аккредитации, которая оформляется приказом ФСТЭК России. Уведомление о принятом ФСТЭК России решении о замене экспертов по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня подписания соответствующего приказа ФСТЭК России доводится до заявителя.
20. При проведении документарной экспертизы проводится оценка соответствия информации, указанной в документах, представленных заявителем, критериям аккредитации, установленным пунктами 5 и 6 настоящих Правил.
По результатам документарной экспертизы оформляется экспертное заключение, которое подписывается экспертами по аккредитации и утверждается директором ФСТЭК России или уполномоченным им лицом.
Экспертное заключение оформляется в двух экземплярах и содержит следующие сведения:
дата составления заключения;
дата и номер приказа ФСТЭК России о проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, на основании которого осуществляется документарная экспертиза;
фамилии, имена и отчества (последние – при наличии) экспертов по аккредитации;
перечень рассмотренных документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации;
сведения о результатах документарной экспертизы;
вывод о соответствии или несоответствии заявителя критериям аккредитации по результатам документарной экспертизы с указанием таких критериев и оснований для соответствующих выводов.
21. ФСТЭК России с учетом результатов документарной экспертизы принимает одно из следующих решений:
об отказе в аккредитации;
о проведении выездной экспертизы заявителя.
22. В случае принятия решения об отказе в аккредитации ФСТЭК России в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения издает соответствующий приказ ФСТЭК России и направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручает заявителю уведомление о принятом ФСТЭК России решении об отказе в аккредитации с приложением одного экземпляра экспертного заключения.
Основаниями для отказа в аккредитации по результатам проведения документарной экспертизы являются:
а) выявление несоответствия заявителя критериям аккредитации;
б) наличие в заявлении об аккредитации и (или) в прилагаемых к нему документах недостоверной информации;
в) непредставление документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, и (или) нарушение требований к их оформлению.
В случае принятия решения о проведении выездной экспертизы заявителя один экземпляр экспертного заключения в течение 3 рабочих дней после его утверждения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается заявителю.
23. При проведении выездной экспертизы экспертами по аккредитации проверяется фактическое соответствие заявителя критериям аккредитации.
По результатам выездной экспертизы составляется акт выездной экспертизы в двух экземплярах, в котором указываются:
дата составления акта;
дата и номер приказа ФСТЭК России о проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, на основании которого осуществляется выездная экспертиза;
фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и должность представителя заявителя, присутствовавшего при осуществлении выездной экспертизы;
дата, время и место (места) осуществления выездной экспертизы;
сведения о результатах выездной экспертизы с заключением о соответствии (несоответствии) заявителя каждому критерию аккредитации с указанием таких критериев и оснований для соответствующих выводов;
вывод о соответствии (несоответствии) заявителя критериям аккредитации;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом руководителя заявителя (лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов выступает от его имени).
24. Акт выездной экспертизы подписывается экспертами по аккредитации и утверждается директором ФСТЭК России или уполномоченным им лицом в течение 3 рабочих дней со дня окончания выездной экспертизы.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ (ПОДТВЕРЖДЕНИЮ) СООТВЕТСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ ИЛИ ОТНОСИМЫХ К ОХРАНЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА, И ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), СВЕДЕНИЯ О КОТОРОЙ СОСТАВЛЯЮТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, В УСТАНОВЛЕННОЙ ФСТЭК РОССИИ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в редакции приказа ФСТЭК России от 27 июля 2023 г. N 148)
Можно ли взыскать убытки с органа по сертификации
Законодательством, а именно 184-ФЗ «О техническом регулировании», за нарушения при оценке соответствия установлена полная ответственность заявителя — производителя или продавца.
Орган по сертификации, конечно, тоже несёт ответственность, однако он всегда ищет, и как правило, находит возможность её избежать. Ведь в большинстве случаев заявители знают, что сертификат будет выдан по принципу “быстро и дешёво” — без испытаний и анализа состояния производства. Они не предоставляют образцы для испытаний и не принимают экспертов для аудита производства. Подобные обстоятельства не позволяют им впоследствии переложить ответственность и, соответственно, убытки на орган по сертификации.
Документы, необходимые для получения сертификата
Как мы говорили выше, для того, чтобы получить сертификат соответствия, вам нужно подать пакет документов. Этот комплект документов может варьироваться в зависимости от того, являетесь ли вы индивидуальным предпринимателем (ИП) или представляете общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Заявка на получение сертификатаЗаявка на получение сертификата
Документы о регистрации в качестве индивидуального предпринимателяДокументы о регистрации общества с ограниченной ответственностью
Выписка из ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей)Выписка из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц)
Паспорт продукции и техническое описаниеПаспорт продукции и техническое описание
Список документов, необходимых для сертификации продукции, может включать не только стандартные сертификаты и декларации соответствия, но и другие важные документы. К ним относятся:
Полный и точный список документов, необходимых для сертификации, будет предоставлен компанией, проводящей лабораторные испытания. Это обеспечит соответствие продукции всем необходимым требованиям и правилам.
Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции. В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования.
На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.
Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).

Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции
Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Сертификация и маркировка?
Всегда необходимо оценивать, попадает ваша продукция под сертификацию или декларирование. Не менее важным является маркировка. Все три понятия тесно связаны между собой.
Обязательная маркировка – это код, размещенный на упаковке, который играет ключевую роль в процессе отслеживания маршрута товара от его создателя до конечного потребителя. В случае, если на товар наложена обязанность по маркировке, но ее нет, его реализация на рынке запрещена.
На сайте «Честный знак» можно посмотреть, какие товары подлежат обязательной маркировке.
Важно: обратите внимание на раздел «Пилотные проекты». Прежде, чем товар попадает под маркировку, он находится в этом разделе. Благодаря этому легко предугадать, какой товар будет более сложен в документировании.
Формально ваш товар может попасть на маркетплейсы без маркировки. Но в оферте того же Вайлдберриз прописано, что маркетплейс в праве отказаться от товара без маркировки. А за этим, как нетрудно догадаться, следуют штрафы.
За выдачу маркировок отвечает «Честный знак». Получение может занять до одного месяца.
Прекращение действия аттестата аккредитации
44. Действие аттестата аккредитации прекращается по решению ФСТЭК России в следующих случаях:
а) заявление аккредитованного лица о прекращении им деятельности по оценке (подтверждению) соответствия продукции;
б) ликвидация юридического лица;
в) реорганизация юридического лица, за исключением реорганизации юридического лица в форме преобразования;
г) неустранение аккредитованным лицом, действие аттестата аккредитации которого приостановлено во всей области аккредитации, выявленного нарушения критериев аккредитации либо непредставление этим лицом в установленный срок отчета об устранении выявленного несоответствия критериям аккредитации;
д) отказ или уклонение от прохождения подтверждения компетентности аккредитованного лица;
е) изменение места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица.
45. Решение о прекращении действия аттестата аккредитации оформляется приказом ФСТЭК России в течение 10 рабочих дней со дня:
а) получения заявления аккредитованного лица о прекращении им деятельности по оценке (подтверждению) соответствия продукции;
б) получения документов, подтверждающих сведения, указанные в подпунктах "б", "в" и "е" пункта 44 настоящих Правил;
в) принятия решения по результатам рассмотрения отчета аккредитованного лица об устранении выявленного несоответствия критериям аккредитации в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил;
г) истечения срока представления аккредитованным лицом отчета об устранении выявленного при проведении инспекционного контроля несоответствия критериям аккредитации;
д) получения сведений, подтверждающих факты, указанные в подпункте "д" пункта 44 настоящих Правил.
46. Действие аттестата аккредитации прекращается со дня подписания приказа ФСТЭК России о прекращении действия аттестата аккредитации.
Уведомление о принятом ФСТЭК России решении о прекращении действия аттестата аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается организации, действие аттестата аккредитации которой было прекращено.