Передача данных о поверке в росаккредитацию

С 1 декабря 2021 года вступили в действие ряд положений приказа Министерства Экономического развития № 704 и, в том числе, пункт 8, немедленно вызвавший широкое обсуждение в метрологической среде, длящееся до сих пор. Дело в том, что теперь аккредитованные лица, выполняющие работы в области обеспечения единства измерений, должны предоставлять в Федеральную службу по аккредитации сведения о результатах испытаний, поверке, калибровке средств измерений.

Когда регулирующие органы требуют от компаний передать им больше сведений, это вызывает необходимость решать ряд вопросов — в какой форме, насколько этот процесс трудозатратен и какова цена ошибки при заполнении бланков и файлов?
Подобные вопросы возникали у компаний, когда потребовалось передавать сведения о результатах поверок в ФГИС «АРШИН». У многих организаций это вызвало трудности, как с форматом файлов для загрузки, так и с получением подтверждения о размещении данных. 

Несколько лет назад программный комплекс ИС «Метрология» предусмотрел для передачи сведений о поверках в «АРШИН» специально созданный функционал — «Контроль заданий на работу» и «Формирование пакета сведений о поверках». Перед загрузкой данные проверяются на ошибки по 25 критичным пунктам. Далее из документов, прошедших проверку, формируются пакеты, которые можно смело загружать в «АРШИН». Любые изменения требований и форматов в считанные часы учитываются техподдержкой. За более чем трехлетний период взаимодействия «Метрологии» с «АРШИН»-ом максимальное время реакции на изменения в требованиях ФГИС составила 2 дня.

Сейчас, когда Федеральная служба по аккредитации реализует собственную систему загрузки данных для реализации требований приказа, компания «ЭксДиБиАй», разработчик ИС «Метрология», внимательно изучает вводные и готовится создать и поддерживать подобный функционал и для ФСА. Регулярные обновления ИС «Метрология» обеспечат необходимую для бесперебойности работы метрологической службы предприятия оперативность и быструю реакцию на изменения законодательства.

Читайте также:  Приказ министерства экономического развития рф от 20 ноября 2023 г № 799 об утверждении порядка формирования ведения реестра заключенных концессионных соглашений и перечня сведений содержащихся в реестре заключенных концессионных соглашений

Позвоните по телефону: +7(495)2118008 и узнайте подробности.

Формирование файла для передачи сведений о поверках в личный кабинет ФГИС Росаккредитации программное обеспечение для автоматизации работы отдела метрологии ИС «Метрология»

Передача сведений о поверках в личный кабинет ФГИС Росаккредитации может производиться в ручном режиме – по одной записи – либо пакетной загрузкой сведений из файла в формате XML.
Программа-конвертор «Excel-ФСА» Компании «ЭксДиБиАй» позволяет сформировать такой файл XML из заполненного шаблона – файла формата Excel.
Необходимо, чтобы были выполнены следующие требования, накладываемые на среду выполнения программы:

  • Операционная система Windows версии 8/10/11

Программа поставляется в виде zip архива, который необходимо распаковать в директорию на локальном диске компьютера. После запуска программы xdbi-excel-to-xml-converter.exe высвечивается экран, на котором необходимо выставить параметры конвертации и выбрать исходный Excel файл.

ross_1.jpg

(1) – Если этот параметр не выставлен, то информация будет загружена в личный кабинет ФГИС Росаккредитации в качестве черновика. В случае установки этого параметра, информация будет загружена и опубликована.
(2) – Этот параметр определяет разбиение входного файла на части. Для каждой части будет создан XML файл. Это связано с ограничением, накладываемым ФГИС Росаккредитации на размер файла. В настоящий момент размер файла не может содержать более 999 поверок. Число по умолчанию – 500 – установлено исходя из практики загрузки сведений в Личный кабинет ФСА: файлы с предельным размером 999 записей в пиковое дневное время загрузки сайта ФСА чаще не загружаются и выдают ошибку о недоступности сервера.
(3) – Кнопка, при помощи которой производится выбор исходного файла формата Excel. После завершения конвертации под кнопкой выбора исходного файла программа выведет путь к папке, где сохранен выходной файл (или несколько файлов).

ross_2.jpg

Формат файла Excel

ross_3.jpg

Заголовки столбцов в файле необходимо оставить в таком виде, как они написаны, программа проверяет наименования столбцов.

Поле «Номер строки в файле» содержит порядковый номер строки.

Поле «Номер в АРШИН» содержит номер свидетельства о поверке ФГИС “Аршин”. Официальных разъяснений, что именно выгружать в этот столбец, – Номер свидетельства или Номер записи в Аршин – нам найти не удалось, вероятно разъяснения появятся позже. Указывайте в файле в этом столбце либо Номер свидетельства, либо Номер записи в Аршин.

Поле «Тип СИ» содержит тип СИ, указанный в номенклатуре. Длина этого поля составляет 255 символов (ограничение ФГИС Росаккредитации).

Поля «Дата поверки» и «Дата окончания поверки» имеют формат “дд.мм.гггг” и содержат соответственно дату поверки и срок годности.

Поле «Результат поверки» описывает результат проведенной поверки и принимает значения:

  • 1 – «Пригодно»;

  • 2 – «Непригодно».

Поля «Фамилия» «Имя» и «Отчество» содержат соответственно фамилию, имя и отчество исполнителя.

Поле «СНИЛС» содержит СНИЛС поверителя.

Шаблон файла Excel включен в ZIP-архив программы.

Скачать бесплатно программу

save.png

Во второй половине 2020 года подписаны и зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации нормативные документы, уточняющие порядок выполнения работ и публикации сведений в области обеспечения единства измерений РФ, в том числе затрагивающие основной электронный реестр метрологической информации – ФГИС «АРШИН».

22 октября 2020 года вступил в Приказ Минпромторга России от 28 августа 2020 года № 2906, которым утвержден новый порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений. Предыдущий Приказ Минпромторга от 20 августа 2013 года № 1328 и утвержденный им порядок утратили силу.

С 1 января 2021 года вступает в силу и действует до 1 января 2027 года новый порядок проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденный Приказом Минпромторга России от 31 июля 2020 года № 2510. Приказ № 2510 будет применяться взамен прекращающего свое действие с 1 января 2021 года Приказа Минпромторга России от 2 июля 2015 года № 1815.

Рассмотрим основные изменения порядка проведения поверки, передачи сведений в ФГИС «АРШИН» и порядка ведения Федерального информационного фонда, вступающие в силу с 1 января 2021 года: – передаваемые в ФГИС «Аршин» сведения о результатах поверки должны подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или уполномоченного им лица;

  • срок представления сведений о поверке изменен с 60 календарных дней на срок, согласованный с лицом, предоставившим средство измерений в поверку, но не превышающий 20 рабочих дней для средств измерений, применяемых в качестве эталонов единиц величин, и 40 рабочих дней для остальных средств измерений;
  • предоставлена возможность оформления свидетельств о поверке и извещений о непригодности в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • в свидетельство о поверке добавлен обязательный реквизит «номер записи о результатах поверки в Федеральном информационном фонде» – в составе сведений о поверках в ФГИС «Аршин» будут передаваться сведения об условиях проведения поверки (значения влияющих факторов);
  • из состава сведений о поверках, передаваемых в ФГИС «Аршин», исключен номер свидетельства о поверке, также исключен признак поверки партии средств измерений;
  • уточнено, что для средств измерений, прошедших выборочную первичную поверку партии, в ФГИС «АРШИН» передаются сведения о поверке всех средств измерений, входящих в партию, из которой осуществлялась выборка;
  • для средств измерений, применяемых в качестве эталонов, передача протоколов поверки в составе сведений о поверке в ФГИС «АРШИН» обязательна;
  • введено понятие предоставление «выписки о результатах поверки средств измерений» из Фонда; выписка предоставляется от Оператора Фонда поверяющей организации (не предоставляется напрямую владельцам средств измерений).

Отдельные вопросы нового порядка пока еще не до конца прояснены, но мы надеемся, что все необходимые уточнения появятся после 1 января 2021 года при начале работы по новому порядку.

IV. Оформление результатов поверки и передача

сведений о результатах поверки в Федеральный информационный

фонд по обеспечению единства измерений

21. Сведения о результатах поверки средств измерений в целях подтверждения поверки должны быть переданы в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений, предусмотренным частью 3 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ, аккредитованным на поверку лицом, проводившим поверку, в сроки, согласованные с лицом, представляющим средства измерений в поверку, но не превышающие 20 рабочих дней (для средств измерений, применяемых в качестве эталонов единиц величин) и 40 рабочих дней (для остальных средств измерений) с даты проведения поверки средств измерений.

Для средств измерений, предназначенных для измерения нескольких единиц величин, поверка которых для разных единиц величин проведена разными аккредитованными на поверку лицами, передача сведений о результатах поверки в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений осуществляется каждым аккредитованным на поверку лицом, проводящими поверку в части соответствующих единиц величин.

При проведении поверки средств измерений в сокращенном объеме в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка (только для применяемых величин или поддиапазонов измерений) или для применяемых отдельных измерительных каналов и (или) отдельных автономных блоков из состава средств измерений информация об объеме проведенной поверки передается в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений, предусмотренным частью 3 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ.

Для средств измерений, прошедших первичную поверку в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка на основании выборки, в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений передаются сведения о результатах поверки всех средств измерений, входящих в партию средств измерений, из которых осуществлялась выборка.

<9> Часть 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ.

23. Свидетельства о поверке и извещения о непригодности к применению средства измерений выдаются в сроки, согласованные с лицом, представившим средства измерений на поверку, с учетом сроков опубликования сведений о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (не более 5 рабочих дней) или в сроки, согласованные с владельцем средств измерений или уполномоченным им лицом, запросившим выдачу свидетельств о поверке или извещений о непригодности к применению средства измерений (при наличии сведений о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений).

24. Знаки поверки наносятся на средства измерений, которые по результатам поверки соответствуют метрологическим требованиям, и конструкция которых предусматривает возможность нанесения знаков поверки.

Нанесение знака поверки на средства измерений, по результатам поверки которых не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, запрещается.

25. Оформление результатов поверки в паспорте (формуляре) средств измерений, по результатам поверки которых подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, включает запись о проведенной поверке в виде “поверка выполнена”. Указанная запись заверяется подписью работника аккредитованного на поверку лица, проводившего поверку средств измерений (далее – поверитель) с расшифровкой подписи (указываются фамилия и инициалы поверителя), наносится знак поверки и указывается дата поверки.

26. Извещения о непригодности средств измерений должны содержать описание средства измерений, не соответствующего по результатам поверки метрологическим требованиям и признанным непригодным к дальнейшему применению (наименование и обозначение типа средства измерений, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской, серийный номер или буквенно-цифровое обозначение), сведения о методике поверки, в соответствии с которой проводилась поверка, сведения о проведенной поверке (первичная или периодическая), при проведении которой выявлено несоответствие метрологическим требованиям и средство измерений признано непригодным к дальнейшему применению, причины непригодности, сведения о поверителе, проводившем поверку (фамилия и инициалы), номер записи сведений о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, дату поверки.

27. Свидетельства о поверке и извещения о непригодности оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствии с пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196) (далее – электронный документ) аккредитованным на поверку лицом, проводившим поверку, на основании сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

Оформленные на бумажном носителе свидетельства о поверке и извещения о непригодности подписываются аккредитованным на поверку индивидуальным предпринимателем или руководителем либо уполномоченным им лицом аккредитованного на поверку юридического лица, проводившими поверку средств измерений.

На свидетельство о поверке наносится действующий на дату выдачи свидетельства о поверке знак поверки аккредитованного на поверку лица в соответствии с требованиями к знаку поверки, утверждаемыми настоящим приказом. На извещение о непригодности ставится печать (при наличии) аккредитованного на поверку лица, проводившего поверку.

Оформленные в виде электронного документа свидетельства о поверке и извещения о непригодности подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3855) (далее – усиленная квалифицированная электронная подпись) аккредитованного на поверку индивидуального предпринимателя или руководителя либо уполномоченного им аккредитованного на поверку юридического лица, проводивших поверку средств измерений.

28. По результатам поверки средств измерений, применяемых в качестве эталонов единиц величин, и средств измерений, для которых оформление протоколов предусмотрено методиками поверки, оформляются протоколы поверки. Протоколы поверки оформляются в виде приложений к свидетельствам о поверке или в виде самостоятельных документов. Протоколы поверки выдаются по заявлениям владельца средств измерений или лица, представляющего средства измерений на поверку и указавшего при сдаче (оформлении) их на поверку необходимость выдачи протокола поверки. Для средств измерений, применяемых в качестве эталонов, выдача протоколов поверки и передача сведений о них в соответствии с порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений, предусмотренным частью 3 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ, обязательны.

Протоколы поверки оформляются в соответствии с требованиями методик поверки (при наличии таких требований) или в произвольной форме.

Протоколы поверки приводятся на оборотной стороне свидетельств о поверке (при оформлении на бумажном носителе) или в составе свидетельств о поверке (при оформлении в виде электронного документа). Если протоколы поверки не помещаются на оборотной стороне свидетельств о поверке (при оформлении их на бумажном носителе), их оформляют в виде отдельных приложений к свидетельствам о поверке. Протоколы поверки на бумажном носителе подписываются поверителем. Протоколы поверки, оформленные в виде самостоятельного электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью аккредитованного на поверку индивидуального предпринимателя или руководителя либо уполномоченного им аккредитованного на поверку юридического лица, проводивших поверку средств измерений.

29. При оформлении свидетельств о поверке в соответствии с постановлением N 311 срок действия свидетельств о поверке, как и результатов поверки, устанавливается исходя из интервалов между поверками, установленных при утверждении типов средств измерений, и исчисляется с даты проведения калибровки, указанной в сертификатах калибровки. На оборотной стороне свидетельств о поверке при оформлении их на бумажном носителе или в свидетельствах о поверке, оформленных в виде электронного документа, должно быть указано, что поверка средства измерений произведена на основании признания результатов калибровки и использования их при поверке в соответствии с постановлением N 311.

30. Выписки о результатах поверки средств измерений из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений выдаются в соответствии с порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений, предусмотренным частью 3 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ.

По вопросу 1.

Подпунктом 23.3 Критериев аккредитации установлено, что лаборатории должны выполнять требования ГОСТ Р 58973-2020.

В соответствии с требованиями пункта 5.22 ГОСТ Р 58973-2020 протокол испытаний должен быть заверен печатью организации.

По вопросу 1.

С 1 января 2021 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 “Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации” (далее – Приказ N 707).

В рамках системного толкования Приказа N 707 в пункте 4 указанного приказа вместо указания на подпункт 23.2 Критериев аккредитации, утвержденных приказом N 707 (далее – Критерии аккредитации), должен применяться подпункт 24.2 Критериев аккредитации.

Таким образом, подпункт 23.2 Критериев аккредитации вступил в силу с 1 января 2021 г. одновременно с Приказом N 707.

По вопросам 1. 2 и 1.

Согласно пункту 23.3 Критериев аккредитации лаборатории должны выполнять требования документов по стандартизации, в том числе ГОСТ Р 58973-2020 “Правила к оформлению протоколов испытаний”, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.08.2020 N 593-ст (далее также – ГОСТ Р 58973-2020).

Датой введения в действие ГОСТ Р 58973-2020 является 1 июля 2021 года.

Учитывая изложенное, заявители, аккредитованные лица могут начать внедрять в свою деятельность ГОСТ Р 58973-2020 в соответствии с требованиями системы менеджмента лаборатории и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 “Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий” (далее – ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

При этом соответствие заявителя, аккредитованного лица требованиям ГОСТ Р 58973-2020 будет оцениваться в рамках предоставления соответствующих государственных услуг в области аккредитации и в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, начиная с 1 июля 2021 года.

Согласно области применения ГОСТ Р 58973-2020 указанный стандарт распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия. ГОСТ Р 58973-2020 предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами.

С учетом изложенного, исходя из системного толкования норм Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” (далее – Федеральный закон N 412-ФЗ) и Критериев по аккредитации, полагаем, что соблюдение аккредитованной на ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лабораторией, а также заявителей, претендующих на аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра) по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, требований вышеуказанных документов по стандартизации является обязательным.

По вопросу 1.

Подпунктом 29.2 Критериев аккредитации установлено требование о наличии в штате органа инспекции работников, участвующих в выполнении работ по проведению инспекции, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа по инспекции. Не менее трех работников, участвующих в выполнении работ по проведению инспекции, должны работать в органе инспекции в штате по основному месту работы.

Позиция в части возможности работы работника аккредитованного органа инспекции, участвующего в выполнении работ по проведению инспекции, в другом аккредитованном органе инспекции, аналогична позиции в части работников аккредитованных лабораторий (вопрос 1.3). В связи с этим полагаем допустимым осуществление таким работником в другом органе инспекции деятельности, не связанной с проведением инспекций, при условии всеми сторонами требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 “Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции” (далее – ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012) в части обеспечения беспристрастности инспекционной деятельности, включая идентификацию рисков для беспристрастности, возникающих в результате контактов персонала (пункт 4.1.3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012).

Дополнительно отмечаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не установлены запреты для руководителя органа инспекции самостоятельно выполнять работы по проведению инспекций в области аккредитации (при соблюдении требований к его компетентности), вместе с тем полагаем, что руководитель может самостоятельно выполнять работы по проведению инспекций только в случае обеспечения беспристрастности инспекционной деятельности и отсутствия конфликта интересов, а также если запрет для этого не вытекает непосредственно из требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012.

Также следует учитывать, что абзацем третьим подпункта 29.2 Критериев аккредитации установлено, что руководитель органа инспекции, его заместитель (заместители) должны работать в органе инспекции в штате по основному месту работы.

На основании изложенного руководитель органа инспекции, одновременно участвующий в выполнении работ по проведению инспекции, в указанном качестве может являться только работником, оформленным по договору выполнения работ по внутреннему совместительству (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации), и в связи с этим не будет являться лицом, обеспечивающим соответствие органа инспекции требованиям абзаца первого подпункта 29.2 Критериев аккредитации.

Дополнительно отмечаем, что работник, участвующий в работах по проведению инспекций в области аккредитации, должен соответствовать Критериям аккредитации и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012, в том числе в части образования, опыта работы, навыков и профессиональных знаний.

По вопросу 2.

Критерии аккредитации не конкретизируют, какими документами заявитель, аккредитованное лицо может подтвердить наличие оборудования, средств измерений и т.д. на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающим право владения и пользования, согласно требованиям подпункта 24.4 Критериев аккредитации.

Вместе с тем статьей 3 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Право собственности и иные законные основания, предусматривающие право владения и пользования имуществом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами в установленной сфере. Таким образом, документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования оборудованием, средствами измерений и т.д., должны соответствовать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Основания для приобретения права собственности установлены главой 14 ГК РФ.

Обращаем внимание, что для государственных и муниципальных учреждений (организаций), в силу срока давности приобретения оборудования, в том числе в условиях действия утративших силу нормативных правовых актов СССР и Российской Федерации, не имеющих возможность подтвердить право собственности на указанное оборудование в соответствии с действующим законодательством, кроме внутренних документов, устанавливающих факт нахождения оборудования на балансе учреждения (организации), возможно приобрести право собственности на такое имущество в рамках приобретательной давности по решению суда в соответствии со статьей 234 ГК РФ.

При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения. Таким образом, факт нахождения имущества на балансе лица носит учетный, а не правоподтверждающий характер.

Дополнительно отмечаем, что подпунктом “в” пункта 1 Положения не установлено требование в части представления во ФГИС Росаккредитации документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, вспомогательного оборудования, при этом предусмотрено представление сведений о наличии и использовании такого оборудования.

По вопросам 1. 6 – 1.

В соответствии с пунктом 3 Приказа N 707 абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 Критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу указанного приказа.

Исходя из буквального толкования пункта 3 Приказа N 707 следует, что требования абзаца второго подпункта 24.4, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 Критериев аккредитации будут применяться только в отношении лиц, проходящих процедуру аккредитации, а также аккредитованных после вступления в силу Приказа N 707.

По вопросу 1.

Пунктом 24 Критериев аккредитации установлены дополнительные требования к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.

Абзацами первым и вторым подпункта 24.2 Критериев аккредитации установлено, что:

работниками лаборатории, непосредственно выполняющими работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, состоящими в штате по основному месту работы, должно обеспечиваться проведение исследований (испытаний) и измерений по не менее чем половине включенных в область аккредитации международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, включенных в перечни международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятых технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории.

На основании изложенного работники, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, могут быть оформлены в одной аккредитованной испытательной лаборатории или по трудовому договору по основному месту работы, или по трудовому договору о выполнении работ по внешнему или внутреннему совместительству в соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, – в количестве и пропорциональном соотношении, соответствующих требованиям абзаца первого подпункта 24.2 Критериев аккредитации.

Вместе с тем для работников, осуществляющих деятельность в аккредитованной лаборатории по основному месту работы, местом работы по совместительству (при наличии) не может являться другая лаборатория (того же или иного юридического лица). Также для работников, осуществляющих деятельность в аккредитованной лаборатории по договору совместительства, основным местом работы не может являться другая лаборатория (того же или иного юридического лица).

При этом полагаем, что положения абзаца второго подпункта 24.2 Критериев аккредитации распространяются на испытательные лаборатории, аккредитованные (претендующие на получение аккредитации) в национальной системе аккредитации, и не содержат ограничений для осуществления их работниками деятельности в иных лабораториях, в том числе в неаккредитованных производственных и научных лабораториях, лабораториях образовательных учреждений.

Также принимая во внимание, что формулировка абзаца второго подпункта 24.2 Критериев аккредитации распространяется на работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, полагаем допустимым осуществление работником, непосредственно выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в одной аккредитованной испытательной лаборатории (центре), деятельности в другой аккредитованной испытательной лаборатории (центре), не связанной с работами по исследованиям (испытаниям), измерениям, в том числе с отбором образцов, при условии соблюдения всеми сторонами требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в части обеспечения беспристрастности лабораторной деятельности, включая идентификацию рисков для беспристрастности, возникающих в результате отношений персонала (пункт 4.1.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение и по поставленным вопросам сообщает следующее.

По вопросу 2.

Реализация пакетной загрузки данных в компоненте предоставления сведений о протоколах ФГИС Росаккредитации запланирована на 2021 год.

И.о. начальника
Управления правового обеспечения
и международного сотрудничества
М.С.ПИГАЛИЦЫН

По вопросам 2. 1, 2.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее – ФГИС Росаккредитации) сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

С 1 января 2021 г. вступило в силу Положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации (далее – Положение), утвержденное приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 704 (далее – Приказ N 704).

Подпунктом “в” пункта 1 Положения установлено, что аккредитованные лица представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о наличии и использовании испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации, с указанием сведений об аттестации, поверке и/или калибровке применяемого оборудования, об изменении прав собственности, владения и пользования, о документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, испытательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, включая электронные документы или электронные образы (скан-копии) указанных документов.

Отмечаем, что упомянутые в вопросе 2.1 рассматриваемого обращения сведения об изменении сведений об аттестации, поверке и/или калибровке применяемого оборудования в течение срока использования оборудования представляют собой сведения именно о результатах периодической (плановой) аттестации либо о результатах повторной аттестации оборудования, и, соответственно, о состоянии оборудования в текущий момент времени, которое непосредственно влияет на результаты работ, выполняемых аккредитованным лицом с использованием такого оборудования.

Обращаем внимание, что согласно пункту 4 Положения испытательные лаборатории (центры) представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о проведенных испытаниях, при этом такие сведения в обязательном порядке включают сведения об оборудовании, средствах измерений, использованных при проведении испытаний в целях выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия, – применительно к каждому выданному протоколу испытаний.

С учетом изложенного передача сведений во ФГИС Росаккредитации необходима в целях оперативного мониторинга национальным органом по аккредитации всех изменений, происходящих в деятельности аккредитованного лица по сравнению с исходными сведениями, заявленными при аккредитации или проверенными при проведении процедуры подтверждения компетентности, в том числе, в целях подтверждения продолжения соответствия материально-технической базы аккредитованного лица, используемой в процессе его деятельности, и является обязанностью аккредитованного лица.

В отношении передачи сведений о поверке средств измерений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее – Фонд ОЕИ) отмечаем, что Приказом N 704 не установлены исключения для аккредитованных лиц в части обязанности передавать сведения во ФГИС Росаккредитации в случае, если указанные лица также обязаны передавать сведения в информационные системы других федеральных органов исполнительной власти.

При этом необходимо учитывать, что Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений (далее – Порядок) утвержден приказом Минпромторга России от 28.08.2020 N 2906.

Согласно пункту 24 Порядка сведения о результатах поверки средств измерений, предусмотренные подпунктом “л” пункта 5 указанного Порядка, на основании части 6 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений” (далее – Федеральный закон N 102-ФЗ) передаются в Фонд ОЕИ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими поверку средств измерений.

Таким образом, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), использующие при осуществлении деятельности поверенные средства измерений, не являются лицами, обязанными передавать сведения о проведенной поверке в Фонд ОЕИ.

Кроме того, целью передачи сведений о поверке средств измерений в Фонд ОЕИ лицами, проводящими поверку, согласно пункту 2 вышеупомянутого Порядка, является обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективной и достоверной информации согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ, используемой в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности.

Согласно пункту 3 Порядка указанные выше сведения находятся в открытом доступе для просмотра и предоставляются в рамках государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

При этом сведения ФГИС Росаккредитации в части, регулируемой Приказом N 704, являются закрытыми (не размещаются в открытом доступе), и предназначены для использования национальным органом по аккредитации в целях мониторинга и контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Соответственно, лица, обязанные передавать сведения о поверенных средствах измерений в Фонд ОЕИ и во ФГИС Росаккредитации, а также цели и сроки предоставления таких сведений, различаются.

На основании подпункта “а” пункта 11 Положения аккредитованные испытательные лаборатории (центры) должны представить во ФГИС Росаккредитации сведения об изменении сведений об аттестации оборудования, поверке и/или калибровке средств измерений в течение 10 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.

По вопросу 2.

Положение не устанавливает особенностей предоставления сведений о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний), как отнесенных, так и не отнесенных к государственной тайне.

Вместе с этим, как отмечалось ранее, аккредитованные лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ обязаны представлять в национальный орган по аккредитации с использованием ФГИС Росаккредитации сведения о результатах своей деятельности.

Обращаем внимание, что подсистема ФГИС Росаккредитации для предоставления сведений о результатах деятельности аккредитованными лицами, включающая в себя в том числе компонент для внесения сведений о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений, а равно сведения, содержащиеся в ней, не подлежат размещению в открытом доступе.

По вопросу 1.

С 1 января 2021 г. на заявителей, аккредитованных лиц распространяются требования Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707.

На основании изложенного с 1 января 2021 г. к опыту работы работников испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, предъявляются требования, установленные подпунктом 24.1 Критериев аккредитации.

По вопросу 1.

С 1 января 2021 г. на заявителей, аккредитованных лиц распространяются требования Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707.

По вопросу 2.

Подпунктом “б” пункта 4 Положения установлено требование о предоставлении аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) во ФГИС Росаккредитации сведений о результатах участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях.

Согласно подпункту “и” пункта 11 Положения указанные сведения представляются в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов межлабораторных сличительных испытаний.

Пунктом 3.6 межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 “Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации” установлено, что участник – лаборатория, организация или физическое лицо, которые получают образец для проверки квалификации и представляют результаты на рассмотрение провайдеру проверки квалификации.

Таким образом, лаборатория представляет во ФГИС Росаккредитации результаты межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов лабораторией.

При этом на основании пункта 7 и подпункта “и” пункта 11 Положения сведения об итоговом отчете о результатах проверки квалификации представляют во ФГИС Росаккредитации аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие межлабораторные сличительные испытания (также в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов провайдером МСИ).

“Руководство о внесении сведений о результатах первичной поверки, признанной на территории Российской Федерации, в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений”

Руководитель Федерального агентства

по техническому регулированию

14 ноября 2022 г.

О ВНЕСЕНИИ СВЕДЕНИЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРВИЧНОЙ ПОВЕРКИ,

ПРИЗНАННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

1. Нормативные правовые акты, устанавливающие

обязательные требования к передаче в Федеральный

информационный фонд по обеспечению единства измерений

сведений о результатах поверки средств измерений

1.1. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений” (далее – 102-ФЗ).

1.2. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 2510 “Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке”.

1.3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 2906 “Об утверждении порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений”.

1.4. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2019 г. N 2173 “Об утверждении административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по предоставлению документов и сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений”.

2. Общие положения

2.1. Руководство о внесении сведений о результатах первичной поверки, признанной на территории Российской Федерации, в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее – Руководство) подготовлено в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона N 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”, пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и в целях оказания помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

2.2. Руководство содержит разъяснения по наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований, рекомендации по соблюдению обязательных требований, ответственность за нарушения обязательных требований.

2.3. Результаты первичной поверки средств измерений, произведенных на территориях государств – участников Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений от 29 мая 2015 г., п. Бурабай (далее – Соглашение), признаются в соответствии с ПМГ 06-2019 уполномоченными органами по метрологии государств – участников Соглашения. В Российской Федерации таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

2.4. Согласно части 4 статьи 13 102-ФЗ результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее – Фонд). Сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Фонд проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2.5. При этом, согласно части 2 статьи 13 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

2.6. В соответствии с пунктом 25 Порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 2906, в целях идентификации сведений о результатах поверки, передаваемых в Фонд, каждому юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, передающему данные сведения, Росстандартом присваивается условный шифр, включающий прописные буквы основного шрифта русского алфавита.

2.7. В соответствии с пунктом 5 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 г. N 1648 “О присвоении условных шифров знаков поверки и об организации работ по нумерации производимых знаков поверки” условный шифр знака поверки присваивается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений.

Таким образом, организации государств – участников Соглашения не могут получить условный шифр знака поверки и передавать в Фонд сведения о выполненных поверках.

2.8. При необходимости Росстандарт по обращениям заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подтверждает факт признания результатов первичной поверки средств измерений, выполненных организациями государств – участников Соглашения.

2.9. Перечни актов, содержащих обязательные требования к средствам измерений, применяемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, размещены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на странице “Нормативная и техническая база ГСИ”.

2.10. Настоящее руководство не устанавливает обязательных требований, не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.

3. Наиболее часто встречающиеся нарушения

3.1. Недопущение к применению средств измерений, первичная поверка которых выполнена зарубежными лабораториями в рамках признания, результаты поверки которых оформлены только свидетельством о поверке, но сведения об их поверке в Фонде отсутствуют.

3.2. Направление запросов в Росстандарт или оператору Фонда о публикации сведений о результатах поверки средств измерений, выполненной зарубежной лабораторией, признаваемой в рамках международных договоров.

4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований

4.1. Недопущение к применению средств измерений, первичная поверка которых выполнена зарубежными лабораториями в рамках признания, результаты поверки которых оформлены только свидетельством о поверке, но сведения об их поверке в Фонде отсутствуют.

4.1.1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требование 102-ФЗ и всех подзаконных актов о передаче сведений о результатах поверки средств измерений в Фонд распространяются только на субъекты права Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 102-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора. Свидетельства о поверке или иным способом оформленные результаты поверки, выполненной зарубежными лабораториями в рамках международных договоров, в Российской Федерации имеют равные основания для их применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений наряду со средствами измерений, поверенными юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений.

Следовательно, средства измерений с подтверждением зарубежными лабораториями проведения поверки свидетельством о поверке или иным способом, при отсутствии в Фонде сведений о проведении их поверки, могут применяться в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, если результаты поверки оформлены в соответствии с международными договорами и признаны.

При этом необходимо, чтобы требования к средствам измерений, установленные частью 9 статьи 1 102-ФЗ, а также требования к измерениям, установленные частью 1 статьи 5 102-ФЗ, были выполнены.

4.1.2. В соответствии с пунктом 2.4 Руководства, сведения о результатах поверки в Фонд могут быть переданы только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений. Зарубежные лаборатории не могут получить условный шифр знака поверки и соответственно не могут передавать в Фонд сведения о выполненных поверках.

4.1.3. В Фонд не могут быть переданы сведения о результатах поверки средств измерений, кроме как выполненных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений, в том числе выполненной зарубежными лабораториями, признанными в Российской Федерации в рамках международных договоров.

4.1.4. Согласно части 1 статьи 4 102-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора, свидетельства о поверке или иным способом оформленные результаты поверки, выполненной зарубежными лабораториями в рамках международных договоров, в Российской Федерации имеют равные основания для их применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

4.2. Направление запросов в Росстандарт или Оператору Фонда о публикации сведений о результатах поверки средств измерений, выполненной зарубежной лабораторией, признаваемой в рамках международных договоров.

4.2.1. Согласно части 4 статьи 13 102-ФЗ сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Фонд проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Госстандарт или Оператор Фонда не могут вносить сведения о результатах поверки средств измерений в Фонд, в том числе выполненных зарубежными лабораториями.

4.2.2. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требование 102-ФЗ и всех подзаконных актов о передаче сведений о результатах поверки средств измерений в Фонд распространяются только на субъекты права Российской Федерации.

На главной странице Фонда доступна ссылка на государственный информационный фонд по обеспечению единства измерений Республики Беларусь, содержащий в том числе сведения о результатах государственной поверки средств измерений, выполненной организациями Республики Беларусь: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry.

5. Ответственность за нарушения обязательных требований

5.1. Ответственность за отсутствие в Фонде сведений о результатах поверки средств измерений, выполненной организациями государств – участников Соглашения и признанной в Российской Федерации, не установлена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *