Переход к новой системе

Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров

  1. Обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров обязаны:

    1. производители товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, упаковки на территории Российской Федерации);

    2. импортеры товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза).

  2. Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.

  3. Нормативы утилизации в отношении товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общей массы товаров, произведенных на территории Российской Федерации, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза или из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.

  4. Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки в отношении всей массы упаковки, произведенной на территории Российской Федерации и (или) ввезенной из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или государств – членов Евразийского экономического союза.

  5. Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

  6. Производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара.

  7. Производитель товара, осуществляющий производство товара и упаковки, предназначенной для упаковывания произведенного им товара, обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанных товара и упаковки независимо от того, отнесено ли производство упаковки к основному виду деятельности данного производителя товара.

  8. Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.

  9. Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор и виды и категории которых устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Изменения в требованиях к обращению с отходами производства

С 1 марта 2023 года вступили в силу существенные изменения требований к обращению с отходами производства. Об изменениях в законодательстве и новых возможностях для бизнеса рассказала руководитель экологической группы Сибирского офиса Пепеляев Групп, эколог-аудитор, эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора Юлия Юрченко.

Ответственность по утилизации упаковки возлагается на импортера товара

В отношении ввезенной на территорию Российской Федерации упаковки, в которую упакован ввозимый товар, обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования упаковки возлагается на импортера товара, осуществляющего ввоз такого товара в этой упаковке.

Сведения о товарах и упаковке в системе учета отходов

Производители товаров, импортеры товаров обязаны представить в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров сведения о себе и о производимых, об импортируемых ими товарах, упаковке, которые включены в перечень, предусмотренный законодательством.

Изменения в законодательстве

С 1 марта 2023 года вступил в силу Закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ об изменении требований к обращению с отходами производства. Одним из изменений является урегулирование обращения с побочными продуктами, которые не признаются отходами. При этом побочные продукты должны быть использованы в течение трех лет, после чего переводятся в отходы с внесением платы в повышенном размере.

Запрет на захоронение вторичных ресурсов

С начала 2030 года вводится запрет на захоронение вторичных ресурсов. Введены новые понятия: вторичные ресурсы (отходы, которые могут быть повторно использованы в производстве) и вторичное сырье (продукция из вторичных ресурсов). Постановлением Правительства РФ утверждены перечни видов продукции и работ, услуг с использованием вторичного сырья, стимулируется деятельность по их производству.

Перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам

Утвержденное Правительством РФ распоряжение содержит перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. В него включено всего 11 позиций, таких как некоторые виды отходов, материалы с определенными опасными свойствами и другие.

С учетом новых положений, бизнесу необходимо внимательно следить за требованиями по обращению с отходами производства и принимать меры для соблюдения законодательства.

Поддержка производителей

Поддержка производителей будет оказываться в рамках государственной программы Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328). Документ вступит в силу с 01.03.2024.

Таким образом, изменения законодательства предоставляют предприятиям новые возможности, но при этом несут существенные риски.

Правильное оформление отходов

Сняты вопросы о том, как правильно оформить отходы в качестве побочных продуктов, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов. Однако риски при признании побочных продуктов отходами несут слишком серьезные финансовые последствия: доначисление платы за НВОС в 52-кратном размере.

Квалификация отходов

Утвержденный перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам, неминуемо приведет к возникновению споров о квалификации отходов в качестве побочных продуктов и предъявлению контролирующими органами в том числе требований о доначислении платы за НВОС.

Вторичное сырье и ресурсы

Изменения правового регулирования вторичного сырья и вторичных ресурсов носят более позитивный характер, так как предоставляют предприятиям возможность увеличивать вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в т. ч. пользуясь мерами господдержки и реализуя цель государственной программы Охрана окружающей среды (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326).

Использование отходов

В случае использования отходов в качестве вторичного сырья не нужно вносить плату за НВОС, поскольку законом предусмотрено внесение платы только при хранении (более 11 мес.) и захоронении отходов. Также в отношении вторичных ресурсов не установлено ограничение в виде трехлетнего срока их использования/реализации.

Изменения законодательства

Принят Государственной Думой 25 июля 2023 года, одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года. Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления. Ниже приведены основные изменения:

  1. Статья 6 дополнена абзацем, касающимся определения способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

  2. Пункт 6 статьи 143 изложен в новой редакции.

## Российское законодательство об управлении отходами

### Пункт 6
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, обязаны предоставить информацию в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности согласно требованиям законодательства.

### Пункт 11, Статья 144
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, которые собирают отходы I и II классов опасности от физических лиц, могут обрабатывать такие отходы самостоятельно, если они имеют объекты для утилизации, обезвреживания и размещения отходов. В противном случае, они должны передать отходы федеральному оператору или индивидуальным предпринимателям, занимающимся обработкой отходов.

### Пункт 5, Статья 246
Юридическому лицу, которое является региональным оператором, может быть продлен срок без проведения конкурса, при выполнении определенных условий, включая строительство объекта для обработки отходов и инвестиции не менее 1 млрд. рублей.

использование объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов позволяет снизить объем захоронения твердых коммунальных отходов, поступающих на такой объект, на 50 процентов и более.";

  1. в статье 2410:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить способ расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) утвердить порядок выбора способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные способ и порядок могут предусматривать расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов или путем определения фактического объема и (или) массы накопленных твердых коммунальных отходов, а также условия применения указанных расчетов. В этих случаях расчеты по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляются в соответствии с указанными способом или порядком.";

б) пункт 2 после слов "нормативов накопления твердых коммунальных отходов" дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи".

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2019 года № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 30, ст. 4127) признать утратившей силу.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

В связи со стартом в 2022 г. федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, направленные на создание комплексной системы обращения с отходами, обеспечивающие сортировку отходов, использование вторичных ресурсов и сырья из отходов и уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Процесс перехода к новой системе обращения с отходами начался с принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р был утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Запрет вводился поэтапно. В 2018 г. полигоны прекратили прием 67 видов отходов, среди которых лом и цветные металлы, термометры, ртутные лампы, лом алюминиевых банок, алюминиевая фольга. С 1 января 2019 г. запрещено захоронение 109 видов отходов – бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклотары. С 1 января 2021 г. на полигонах нельзя размещать компьютеры и оргтехнику, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.

Кроме того, 1 марта 2023 г. вступил в действие Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 268-ФЗ), которым введены такие понятия, как «сбор отходов», «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье»:

Законодатель определил, что вторичные ресурсы подлежат утилизации, т.е. ликвидации или переработке; их захоронение не допускается.

Законом установлено, что физические лица, в процессе потребления которых образуются вторичные ресурсы, обеспечивают раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) либо сдачу вторичных ресурсов в места сбора. В местах сбора может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.

Стоит отметить, что 1 января 2019 г. услуга по обращению с ТКО стала коммунальной – региональные операторы заключают договоры об оказании услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов или с уполномоченными ими лицами (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т.д.).

Региональными операторами являются организации, которые несут ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в специально отведенных местах. Региональный оператор работает в соответствии с утвержденной региональной программой по обращению с отходами, в рамках которой должна быть обеспечена инфраструктура их раздельного накопления.

К сожалению, сложившийся механизм оплаты по нормативам накопления ТКО не стимулирует жителей сортировать отходы и уменьшать количество смешанных. Сейчас в Законе об отходах производства и потребления закреплено требование к физлицам по обеспечению раздельного накопления в местах накопления ТКО либо сдаче в места сбора вторичных ресурсов. Как это повлияет на организацию раздельного накопления отходов и повлияет ли вообще, пока сказать сложно.

Что касается юрлиц и индивидуальных предпринимателей, Законом № 268-ФЗ для них установлены требования при обращении с побочными продуктами производства.

Согласно ст. 51.1 Закона об охране окружающей среды к побочным продуктам производства относятся вещества и (или) предметы:

Юридические лица и ИП должны самостоятельно относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. Если в результате хозяйственной и (или) иной деятельности образуются побочные продукты производства, при работе с ними организации и ИП должны:

При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании, не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

Побочные продукты производства признаются отходами в двух случаях:

В случае признания побочных продуктов отходами юрлицо или ИП, в результате деятельности которых образовались такие продукты, обязаны исчислить их и внести плату за негативное воздействие данных отходов на окружающую среду.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» в текущем году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду были проиндексированы. Думаю, эта тенденция будет продолжаться.

В цепочку законодательных преобразований, направленных на уменьшение объемов размещения отходов на полигонах, стоит отнести и Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467», согласно которому средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, было решено направлять на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, за исключением создания (реконструкции) объектов, на которых не осуществляется обработка или утилизация, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.

С 1 марта 2024 г. к полномочиям органов государственной власти РФ будут отнесены:

Таким образом, в природоохранное законодательство вносятся изменения, связанные с дальнейшим реформированием отрасли по обращению с отходами, наращиванию мощностей по переработке и сортировке, целью которых является ликвидация мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Однако этот процесс требует времени и дальнейшей работы по раздельному сбору, сортировке и переработке отходов.

Шаг вперед лучше шага назад

Уголовное право и процесс

Надо продвигать идею создания нового для уголовного процесса института следственных судей

12 марта 2024

Директор Центра правовой защиты в сфере инфобизнеса МКА «Межрегион»

«Кривые зеркала» блогосферы

Назрела необходимость установления четких рамок работы в данной области

01 марта 2024

Читайте также:  Федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *