Пермь зайдет в красно-зеленую зону

Принят Федеральный закон от 03. 2011 № 392-ФЗ о зонах территориального развития (далее – ЗТР), который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования ЗТР, а также определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах.

ЗТР – это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки.

Перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, утверждается Правительством РФ. Показатели, соблюдение которых обеспечивает попадание субъекта РФ в перечень избранных, приведены в п. 2 ст. 4 нового закона. Предельные значения этих показателей, а также методику их расчета утвердит Правительство РФ. При этом по решению или поручению Президента РФ в указанный перечень могут быть включены также субъекты РФ, не соответствующие установленным критериям.

ЗТР могут быть образованы на территории одного или нескольких муниципальных образований, но в пределах одного субъекта РФ.

Решение о создании конкретного ЗТР принимается Правительством РФ. Срок существования ЗТР – 12 лет.

Статьей 11 закона регулируется порядок «попадания» в резиденты ЗТР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная поддержка резидентов ЗТР будет осуществляться в виде:

– бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ;

– создания государственных объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления резидентами экономической деятельности;

– предоставления в аренду государственных и муниципальных земельных участков;

– налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;

– государственных гарантий РФ по кредитам;

– субсидий и др.

Соответствующие изменения внесены в часть первую НК РФ (в статьи 66, 67, 68). Резидентам ЗТР инвестиционный налоговый кредит будет предоставляться на срок до 10 лет. При этом на сумму задолженности проценты начисляться не будут.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Изменения, внесенные НК РФ, вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования. На портале www. pravo. gov. ru документ опубликован 05. 2011г.

Преференциальные режимы для бизнеса — особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) — мало влияют на развитие создавших их регионов, считает Счетная палата. По подсчетам госаудиторов, эти режимы хоть и добавили реальному ВРП субъектов 0,9%, но при этом объем инвестиций на душу населения в «льготных» регионах ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только «ослабляют их стимулы» к инновационной активности. В Минэкономики и Минвостокразвития отвечают, что для полноценной оценки влияния режимов на показатели регионов еще не прошло достаточно времени.

Счетная палата (СП) вновь оценила эффективность преференциальных режимов, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. Как следует из отчета СП, госаудиторы несколько смягчили свою прежнюю позицию. Напомним, в 2016-м палата представила разгромный отчет о работе ОЭЗ, после которого был введен временный мораторий на их создание. В начале 2020 года госаудиторы сообщили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В новом отчете оценка СП фактически осталась прежней — выраженной взаимосвязи между созданием льготных режимов и развитием регионов не обнаруживается.

Тем не менее в СП все же рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть его влияние и ограничено. Согласно подсчетам, размер реального валового регионального продукта (ВРП) у субъектов с такими режимами в среднем на 0,9% выше, чем был бы без них, индекс производительности труда — на 0,7% выше. Однако, оговариваются госаудиторы, этот эффект проявился лишь благодаря одному из режимов — ТОР в моногородах. При этом объем инвестиций в основной капитал на душу населения в «льготных» регионах на 4,3% ниже, чем в обычных.

Эффект от режимов для бизнеса также неоднозначен. Резиденты зон и ТОР имеют большее количество сотрудников и большую выручку, чем в среднем по стране, при этом их финансовый результат существенно не отличается от показателя обычных компаний. Госаудиторы полагают, что «налоговыми преференциями предприятия компенсировали издержки на оплату больших затрат, которые не повысили добавленную стоимость и производительность труда организаций».

Повышенной инновационности в зонах при больших зарплатах СП не обнаружила — активность резидентов в этом направлении на 5,5% ниже среднего уровня.

Преимущественно это замечание касается ОЭЗ, в которых расходы резидентов на исследования и разработки оказались заметно ниже, чем в контрольной группе обычных компаний. Госаудиторы делают вывод, что «налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и к внедрению новаций».

В СФ считают, что особые экономические зоны ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу

Пермь зайдет в красно-зеленую зону

Особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу, но это время наступит, как произошло с территорией опережающего развития на Дальнем Востоке. Об этом «СенатИнформ» заявил замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков.

Как стало известно, Счётная палата (СП) провела оценку эффективности режимов ОЭЗ и ТОР, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. В отчёте ведомства, опубликованном на его официальном сайте, преференциальные режимы для бизнеса мало влияют на развитие создавших их регионов.

Аудиторы посчитали, что эти режимы хоть и добавили реальному валовому региональному продукту 0,9%, но объём инвестиций на душу населения в «льготных» регионах при этом оказался ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только не побудили к инновационной активности. За три года уточнили в СП, расходы федерального бюджета только на организацию таких зон и других льготных режимов составили 240 млн рублей. При этом в палате отметили, что рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть и с ограниченным влиянием.

Пермь зайдет в красно-зеленую зону

Льготные преференциальные режимы были заложены для того, чтобы пришёл инвестор и смог сформировать технологические и логистические цепочки, чтобы запустить эти проекты и дать им развиваться. А потому, сначала должна «задышать» экономика, и в полную силу должны заработать те предприятия и проекты, которые являются прорывными, тогда и потоки в региональные бюджеты увеличатся

Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Счётная палата, проведя аналогичное исследование в 2016 году, оказалась жестче — тогда аудиторы отметили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций», а для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время.

Как стало известно 22 февраля, правительство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) одобрило заявку на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа Нягань. Документ будет направлен на утверждение в Минэкономразвития РФ.

Напомним: особые экономические зоны создаются для развития промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, а размещение бизнеса в них даёт ему ряд преимуществ, среди которых налоговые и таможенные преференции. Всего в России работают 33 ОЭЗ (15 промышленно-производственных ОЭЗ, семь технико-внедренческих ОЭЗ, десять туристско-рекреационных ОЭЗ и одна портовая ОЭЗ).

В начале февраля Правительство одобрило проект закона о реформировании особых экономических зон за счёт объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Также в документе говорится об упрощении процедур получения статуса резидента зон, но о новых налоговых льготах речи не идёт.

Ранее «СенатИнформ» писал, что глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект закона, в котором предложил ввести на 10 лет пониженный тариф по уплате страховых взносов по ставке 7,6% для резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Сейчас льгота по уплате страховых взносов по такой ставке установлена только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.

В конце сентября 2021 года кабмин одобрил создание особых экономических зон ещё в трёх регионах — Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

В краевой столице стартовали публичные слушания по проекту актуализированного генплана Перми. Разработчики сообщили о преемственности документа по отношению к предыдущей версии генплана, провозгласив основным его принципом развитие Перми как компактного города. Участники слушаний были обеспокоены расчетом обеспеченности городских микрорайонов необходимой для жизни инфраструктурой и планами по развитию рельсового транспорта. Некоторые представители общественности не увидели различий между новыми функциональными зонами.

На публичных слушаниях в библиотеке имени Пушкина представители «Института территориального планирования» презентовали общественности проект обновленного генплана города. Как сообщила директор института Елена Ермолина, разработчики актуализированного генплана соблюли преемственность: в основе документа использованы те же самые принципы, что и в мастер-плане города десятилетней давности. Речь идет о развитии общественных пространств, «зеленых» зон и прочего. Основным принципом главного градостроительного документа стало развитие Перми как компактного города. Обновленный генплан подготовлен с учетом мировой экологической повестки, концепции глобального изменения климата, устойчивого развития городов, комфортной городской среды.

Отметим, генплан предусматривает транспортные, архитектурно-планировочные, инженерные, социальные, производственные, экологические аспекты развития города. В работе над действующей редакцией генплана Перми участвовали иностранные компании во главе с голландским архитектурным бюро KCAP Architects & Planners. Документ был утвержден в 2010 году.

Елена Ермолина обратила внимание, что зонирование актуализированного генплана трансформировано. Теперь все территории делятся на «красные» зоны, которые можно застраивать, и «зеленые», которые застройке не подлежат. Изучить возможности использования любой площадки можно, оценив ее ограничения, указанные в генплане, по типу слоеного пирога. Документ предусматривает функциональные зоны, предполагающие развитие: это территории многоквартирной, малоэтажной, индивидуальной жилой застройки. Другие зоны созданы для территорий инфраструктурных и промышленных объектов и не предусматривают жилищное строительство. Продуманы зоны для малоосвоенных участков, предполагающие жилую застройку. «Зеленые» зоны природно-рекреационного каркаса созданы для защиты, сохранения, восстановления природного экологического ландшафта, сельскохозяйственных угодий, улучшения городского климата. Эти площади застраивать нельзя. Есть зоны застройки, ориентированные на природно-рекреационный каркас, и зоны, обеспечивающие формирование буфера между застройкой и зеленью.

Бывший руководитель пермского отделения фонда «Городские проекты» Ростислав Толмачев поинтересовался, почему рельсовый транспорт, развитие которого прописано в проекте генплана, назван основным видом транспорта в Перми. Сейчас трамвайные маршруты обслуживают всего 12% городского пассажиропотока.

Активист Денис Галицкий также обратил внимание на планы властей развивать рельсовый транспорт. По его словам, генплан не предусматривает хотя бы примерной схемы трамвайных маршрутов. Замена понятия «стандартные территории нормирования» (СТН, жилые микрорайоны) на «планировочные районы» тоже вызвала вопросы у господина Галицкого. Выступающий пояснил, что в предыдущем генплане была заложена методика для подсчета обеспеченности СТН детскими садами, школами, озеленением и другими объектами. По какой методике теперь власти будут высчитывать, насколько в той или иной территории благоприятные условия проживания?

Директор МБУ «ИТП» Елена Ермолина отметила, что рельсовый транспорт определен основным, исходя из экологичности и того, что он формирует «каркас города». Генплан предполагает мероприятия по популяризации рельсового транспорта, которые увеличат пассажиропоток на нем на 26%. Другой специалист института терпланирования сообщила, что генплан и не должен содержать в себе маршруты трамвайной сети, это будут определять другие документы.

Замена понятия «СТН» на «планировочные районы» и методика по определению обеспеченности жителей необходимой инфраструктурой вызвали жаркую дискуссию. Сотрудники муниципального учреждения ИТП и начальник департамента градостроительства и архитектуры Мария Норова заявляли Денису Галицкому, что, несмотря на изменения, показатели обеспеченности инфраструктурой для планировочных районов будут рассчитываться и дальше.

Представитель АО «Стройпанелькомплект» Анна Сыропятова заметила, что предложенные зоны генплана имеют только описательную часть. К тому же неясно, чем между собой различаются некоторые зоны и где будут установлены ограничения по застройке тех или иных территорий. «После прочтения проекта генплана я должна понимать, каким будет мой город. Но у меня эта общая картинка не складывается. Я не могу понять, чем будет заполнена та или иная функциональная зона»,— заявила Анна Сыропятова. Представитель ИТП отвечала, что параметры застройки устанавливаются правилами землепользования и застройки, а объемы строительства на той или иной территории может определить только инвестор.

Исполнительный директор ассоциации «Пермские строители» Борис Николаев назвал работу по актуализации генплана продуктивной. «Для представителей сообщества важно, что существовавшая у нас проблема с участками под застройку будет несколько сглажена. Регламент предусматривает “красную” зону в генплане, предполагающую смену текущего параметра использования. Застройщик будет более четко понимать, что эта на этой территории могут быть запущены процессы девелопмента»,— высказался Борис Николаев.

Публичные слушания по проекту актуализированного генплана завершились после почти двухчасовой дискуссии. Впереди еще несколько слушаний в разных районах Перми. Свои предложения и замечания жители города могут направлять в мэрию до 11 августа.

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30. 2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 30. 2011 N 365-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации исходя из критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации.

(часть 1. 2 введен Федеральным законом от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований подают в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального, местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30. 2007 N 240-ФЗ, от 23. 2008 N 160-ФЗ, от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны соглашение (далее – соглашение о создании особой экономической зоны), которым устанавливаются:

1) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

2) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или обязательства исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

3) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

4) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

5) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны.

5 введен Федеральным законом от 13. 2015 N 213-ФЗ)

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30. 2011 N 365-ФЗ)

В сроки, предусмотренные указанным в части 4 настоящей статьи соглашением о создании особой экономической зоны, также устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;

2) границы особой экономической зоны и перечень образующих ее земельных участков;

3) прилегающая к особой экономической зоне территория, общая площадь которой не может превышать указанную в частях 2 и 2. 3 статьи 4 настоящего Федерального закона площадь;

4) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом условия.

(часть 4. 1 введена Федеральным законом от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Описание местоположения границ особой экономической зоны осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве” для описания местоположения границ объекта землеустройства.

(часть 4. 2 введена Федеральным законом от 29. 2015 N 184-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

О продлении срока существования особых экономических зон, созданных до 01. 2012, см. Федеральный закон от 03. 2018 N 176-ФЗ.

Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

(в ред. Федерального закона от 30. 2007 N 240-ФЗ)

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 03. 2006 N 76-ФЗ)

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

С 11. 2023 в наименование ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 в ч. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 05. 2017 N 371-ФЗ, от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1. 2 введена Федеральным законом от 05. 2017 N 371-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 3 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1. 3 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

С 01. 2022 в п. 1 ч. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26. 2019 N 254-ФЗ)

4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 26. 2019 N 254-ФЗ.

Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;

5) сведений о создаваемой территории опережающего социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований.

5 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

(часть 3. 1 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 3. 1 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 – 4 части 3 настоящей статьи.

(часть 3. 2 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 4 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

С 11. 2023 в абз. 1 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым устанавливаются:

С 11. 2023 в п. 1 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 2 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 3 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее – размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

С 11. 2023 в п. 4 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 5 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего социально-экономического развития, после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития;

6) утратил силу. – Федеральный закон от 26. 2019 N 254-ФЗ;

С 11. 2023 в п. 7 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

7) перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по их образованию;

С 11. 2023 в п. 8 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве” для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по проведению указанных работ;

8 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в п. 9 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего социально-экономического развития.

9 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться:

1) условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;

2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.

(часть 5. 1 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 6 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития могут быть определены Правительством Российской Федерации.

С 01. 2022 ст. 3 дополняется ч. 1 (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 ч. 7 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

С 11. 2023 в ч. 1 – 7. 4 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

С 01. 2022 ст. 3 дополняется ч. 1 – 7. 4 (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 в ч. 8 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

С 11. 2023 в ч. 9 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

На территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки.

Правительство одобрило проект о реформировании особых экономических зон

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций». Для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время — для завершения строительства производственных объектов и их выхода на полную мощность, подчеркнули в ведомстве. Там отметили, что наибольшую отдачу демонстрируют «зрелые» зоны, работающие более десяти лет, половина же действующих сейчас зон работает не больше пяти.

Схожей позиции придерживаются и в Минвостокразвития: в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается на горизонте 10–15 лет, средний же «возраст» ТОР на Дальнем Востоке составляет 4–5 лет. При этом в ведомстве уже фиксируют влияние территорий на местную экономику — индекс социально-экономического развития муниципалитетов, в которых действуют преференциальные режимы, вдвое выше, чем был бы без них, а индекс промпроизводства на Дальнем Востоке вдвое выше среднероссийских показателей.

Правительство предложило изменить механизм особых экономических зон

Власти ожидают роста числа ОЭЗ и резидентов в них

Правительство внесло в Госдуму законопроект, совершенствующий механизм особых экономических зон. Он предполагает сокращение типов ОЭЗ с 4 до 3, упрощение получения статуса резидента зоны, а также изменение порядка ликвидации ОЭЗ

Пермь зайдет в красно-зеленую зону

Правительство предложило целый ряд принципиальных изменений в законодательство об особых экономических зонах. Соответствующие поправки внесены на рассмотрение Госдумы.

Как следует из пояснительной записки к документу, законопроект разработан в целях «совершенствования механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также упрощения порядка получения статуса резидента ОЭЗ». Изменения в закон разработаны с учетом замечаний и предложений государственных аудиторов и прокуроров, сказано в законопроекте. Ранее ОЭЗ за низкую эффективность критиковала Счетная палата, а Генпрокуратура выявляла нарушения при функционировании части из них.

Подготовленные Минэкономразвития предложения касаются порядка создания, функционирования и ликвидации зон. Изменения делятся на несколько блоков.

Ожидаемый эффект от изменений

Сегодня в России действуют 42 ОЭЗ, из них 23 промышленно-производственные, семь технико-внедренческих, десять туристско-рекреационных и две портовые. Большинство из них расположены в центральной части и на юге страны. По данным Минэкономразвития, за 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались около тысячи резидентов, а общий объем заявленных инвестиций превысил 1,43 трлн руб. , вложенных инвестиций — 632 млрд руб. Работа ОЭЗ, по официальным оценкам, принесла бюджетам разных уровней около 230 млрд руб. налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.

Поскольку главная задача проекта особых экономических зон — привлечение прямых инвестиций в Россию, инвесторам, получающим статус резидента ОЭЗ, предлагаются различные преференции и льготы (налоговые, таможенные), сниженные цены на аренду и выкуп земли.

В случае вступления в силу предлагаемых изменений, как ожидают разработчики, увеличится количество новых зон и, соответственно, их резидентов. Однако это повлечет за собой увеличение объемов выпадающих доходов бюджетов (в силу предоставляемых льгот), говорится в финансово-экономическом обосновании законопроекта. Определить объемы выпадающих доходов возможно будет только после принятия закона, поскольку заявочный процесс создания новых зон не останавливается, кроме того, будет предусмотрена возможность досрочной ликвидации ОЭЗ.

Успешность ОЭЗ во многом зависит не от того, какие новации предложит федеральный центр, а от того, как с этими инструментами будут работать региональные власти, рассуждает управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов: «Именно от них будет зависеть, где ОЭЗ будет расположена, а значит, и логистика, дорожная доступность, социальная инфраструктура (детсады, школы, стадионы)». Регион, в котором решено создавать ОЭЗ, сталкивается с тем, что должен вложиться в дороги, инфраструктуру, водоснабжение и отведение, вывоз мусора, уборку территорий и не только, перечисляет Пискунов. «При этом регион зачастую не понимает, какие компании с какой отдачей к нему придут», — поясняет эксперт.

Одна из последних инициатив федеральных властей в сфере регионального развития — распределение 500 млрд руб. на бюджетные инфраструктурные кредиты регионам. При этом действует механизм, дающий право регионам не возвращать бюджетные кредиты, если они развивают инфраструктуру.

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Читайте также:  Госреестр саратовской области официальный сайт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *