Письмо Росреестра от 27.10.2020 N 18-04029/20@

Росреестром опубликован проект закона № 01/05/02-22/00125052, который упрощает внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (Далее – ЕГРН) о границах территориальных зон, населенных пунктов и земельных участков.

В пояснительной записке сообщается, что на 01. 2022 в ЕГРН внесено 42,3% границ населенных пунктов и 30% границ территориальных зон.

Отметим, что отсутствие в ЕГРН таких границ влияет на градостроительный потенциал муниципалитетов и регионов, возникают земельные споры.

Что такое территориальные зоны читайте в нашей статье: «Что такое территориальные зоны и почему важно о них знать».

Одним из препятствий для внесения сведений является наличие пересечений границ населенных пунктов и территориальных зон с границами земельных участков: частных и муниципальных.

В соответствии с законопроектом предлагается упростить данную процедуру и пересечение границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, на котором располагаются линейные объекты (например, дорога или трубопровод) исключить из числа препятствий для внесения границ в ЕГРН.

Отмечается, что: «устранять пересечения будет орган регистрации прав при государственном кадастровом учете после уточнения границ земельных участков, в том числе для исправления реестровой ошибки».

Росреестр имеет право самостоятельно вносить изменения в сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, если 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны.

Законопроектом предлагается вносить такие изменения, если соотношение будет более 50 процентов земельного участка. В том числе это относится к ситуациям, если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие границы.

«Орган регистрации прав в случае наличия в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и сведений о местоположении границ земельных участков, в соответствии с которыми земельные участки расположены в границах населенного пункта, обеспечивает внесение в ЕГРН сведений о принадлежности земельных участков к категории земель населенных пунктов без представления в орган регистрации прав решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об отнесении таких земельных участков к землям населенных пунктов».

По истечении одного месяца орган регистрации будет вносить изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков без согласия его правообладателя, если не поступят необходимые документы.

С полным текстом документа Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Законы».

Росреестр предложил упростить внесение данных о границах территориальных зон, населенных пунктов и земельных участков в ЕГРН. Такой законопроект опубликован для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Как отмечается в пояснительной записке, по данным на 1 января 2022 года, в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесено 42,3 процента границ населенных пунктов и 30 процентов границ территориальных зон. Отсутствие в ЕГРН границ влияет на градостроительный потенциал муниципалитетов и регионов, создается правовая неопределенность для владельцев земельных участков, возникают земельные споры.

Письмо Росреестра от 27.10.2020 N 18-04029/20@

При этом территориальные зоны — это территории, объединенные возможностью застройки конкретными видами объектов. К примеру, они могут быть жилыми, или производственными. Одним из препятствий для внесения сведений о границах в ЕГРН является пересечение границ населенных пунктов и территориальных зон с границами участков. Сейчас законом запрещено вносить сведения о границах в таком случае.

Согласно законопроекту, пересечение границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, занятого, к примеру, трубопроводом или дорогой, или пересекающиеся по сведениям из ЕГРН участки не являются препятствием для внесения границ в реестр.

Устранять пересечения будет орган регистрации при государственном кадастровом учете после уточнения границ земельных участков, в том числе для ликвидации реестровой ошибки. Данные о внесенных изменениях сообщат органам госвласти и местным властям. Проектом закона предлагается также метод для уточнения границ участка, занятого линейным объектом, которые пересекают границы населенного пункта, муниципального образования и границы между регионами.

• В Госдуме попросят Правительство отчитаться об охране городских лесов
• В ходе строительства дорог по маршруту «Европа — Западный Китай» нашли нарушения
• Суд обязал защищать права граждан на жилье в случае банкротства банков

Росреестр может самостоятельно вносить изменения и сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, если 75 и более процентов площади участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Законопроектом предлагается вносить такие изменения, если более 50 процентов участка, с границами которого пересекаются границы населенных пунктов или территориальных зон, принадлежит населенному пункту или находится вне его с одновременным изменением границ. В том числе это относится к ситуациям, если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие границы.

Помимо этого, уточняются требования к подготовке межевого плана, содержащего, в частности, сведения о частях участка, в случае, если при кадастровых работах обнаружено такое пересечение границ. Законопроектом также вводится определение понятия «пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка».

Исправлять реестровые ошибки в местоположении зданий и других объектов на земельном участке будет орган регистрации прав, говорится в документе. Предлагается сократить с трех до одного месяца срок, по истечении которого орган регистрации внесет изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ участка без согласия его правообладателя, если не поступят необходимые документы.

Ранее на заседании Совета Федерации одобрили закон, согласно которому разрешается продавать и покупать земельные участки, расположенные у водоемов с питьевой водой.

Письмо Росреестра от 27.10.2020 N 18-04029/20@

21 января 2022

Невозможно представить себе успешное государственное управление или ведение бизнеса в условиях отсутствия четкого понимания, где начинается определенная, используемая в хозяйстве, территория и где она заканчивается. Вопросы установления границ и внесения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости всегда остаются весьма актуальными.

Наличие в ЕГРН сведений о границах позволяет субъектам Российской Федерации эффективно управлять земельными ресурсами и объектами недвижимости, планировать доходы бюджетов всех уровней в части обеспечения поступления выплат по земельному налогу и арендной плате, что способствует привлечению инвестиций в экономику регионов в целом, поскольку качество сведений в ЕГРН напрямую определяет привлекательность территорий и стимулирует деловую среду в них.

Функция установления границ между субъектами Российской Федерации возложена на региональные органы государственной власти. Администрации соседних регионов обязаны согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить необходимый пакет документов и передать его в Росреестр.

Ульяновская область граничит с шестью соседними регионами. Это Республика Мордовия, Республика Чувашия, Республика Татарстан, Пензенская, Самарская и Саратовская области.

«В 2019 году в Ульяновской области начали проводиться работы по установлению и согласованию границ с соседями. Так, в конце 2019 года в ЕГРН были внесены сведения о границе с Чувашской Республикой. В 2021 году внесены сведения о границе с Саратовской областью и ½ часть границы с Пензенской областью. Вторая часть границы с Пензенской областью ожидаемо будет внесена в ЕГРН в 1 квартале 2022 года. Работы по установлению границ между Ульяновской областью и Самарской областью, Республикой Мордовия, Республикой Татарстан подходят к завершению», — отметила руководитель Управления Ольга Петухова.

Граница территории муниципального образования, отражает пределы, в которых реализуются полномочия органов местного самоуправления, эффективного использования земли и иной недвижимости в качестве средства обеспечения инвестиций, увеличения доходов местных бюджетов.

Границы муниципальных образований должны соответствовать исходным данным, не допускается пересечение границ с границами земельных участков, территориальных зон, населенных пунктов, муниципальных образований, сведения о которых содержатся в государственном реестре недвижимости.

Ульяновская область состоит из 167 муниципальных образований, включая 21 административный район. По состоянию на 1 января 2022 года в ЕГРН внесены сведения о границах 34 муниципальных образований.

На территории Ульяновской области расположены 1006 населенных пунктов. По состоянию на 1 января 2022 года в ЕГРН внесены сведения о 252 границах населенных пунктов.

Всего в настоящее время в работе по заключенным государственным контрактам находятся 218 границ населенных пунктов области, 621 граница территориальных зон и 46 границ муниципальных образований.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах, безусловно, положительно отразится на инвестиционной привлекательности региона и будет способствовать достижению высоких показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Ульяновской области.

Материал подготовлен Управлением Росреестра по Ульяновской области

Установленная граница рубль и нервы бережет

Согласно статистическим данным на 1 апреля текущего года на территории  края у каждого третьего земельного участка не были установлены границы, сведения о 74% территориальных зон не предоставлены для внесения в госреестр. Эксперты Кадастровой палаты по Алтайскому краю напомнили об основных причинах необходимости установления границ земельных участков и территориальных зон, а также внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Определение границ земельного участка и их юридическое оформление называется межеванием. Данная процедура предусматривает проведение геодезических работ, сбор и изучение документов, а также согласование границ с соседями. В результате межевания составляется межевой план. На основании подготовленных документов проводится процедура постановки на кадастровый учет земельного участка или уточняются сведения об уже учтенном участке в госреестре.

«По итогам работы за 1 квартал 2022 года на территории края у каждого третьего земельного участка отсутствовали установленные границы. Отсутствие в ЕГРН сведений о координатах  границ  увеличивает риск незаконного захвата земельного участка или его части, что может привести к конфликтам, судебным спорам, потери личного времени и денежным затратам. Кроме того, сведения о наличии установленных границ запрашивают разные организации, например банки, оценочные и страховые компании, а также приобретатели недвижимости. В ряде случаев отсутствие точных сведений о фактической площади земельного участка может привести к завышению кадастровой стоимости и неправильному начислению налога», – сообщил заместитель директора Кадастровой палаты по Алтайскому краю Игорь Штайнепрайс.

На территории Алтайского края установлено порядка 5,8 тысяч территориальных зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Территориальные зоны устанавливают определённые виды разрешённого использования земельных участков, объектов капитального строительства, а также параметры строительства и реконструкции объектов.

Решение об установлении, изменении и прекращении существования таких зон принимают органы власти и органы местного самоуправления, либо их возникновение прямо предусмотрено законом. Принятое решение и соответствующие документы орган власти направляет в Росреестр для внесения  сведений о границах таких зон в ЕГРН.

На текущий момент в ЕГРН внесены сведения о 26% территориальных зон от общего количества установленных в Алтайском крае территориальных зон.

«Внесение в ЕГРН сведений о территориальных зонах позволяет избежать случаи нарушения действующего законодательства. Например, собственник построил жилой дом рядом с промышленным предприятием и зарегистрировал на него права. Спустя некоторое время в ЕГРН были внесены границы территориальной зоны – «зона промышленности». В данной зоне отсутствует такой вид разрешенного использования как индивидуальная жилая застройка. В этом случае дом собственника попадает под ограничения, которые не позволят полноценно распоряжаться недвижимостью. Перечень ограничений будет зависеть от вида территориальной зоны. Во избежание такой ситуации необходимо, чтобы сведения о всех территориальных зонах содержались в ЕГРН», – отметил Игорь Штайнепрайс.

Как проверить относится участок к территориальной зоне или нет?

Во-первых, можно запросить сведения из ЕГРН в виде выписки об объекте недвижимости. В разделе 4. 1 такой выписки указывается информация о наличии или отсутствии ограничений. Выписку можно запросить в офисе МФЦ либо через портал Росреестра или сайт Федеральной кадастровой палаты. Сведения, запрашиваемые и получаемые в электронном виде, на 20-70% дешевле бумажного варианта выписки.

Во-вторых, интересующую информацию можно посмотреть в правилах землепользования и застройки и генеральном плане поселения или города. Как правило, эти документы можно найти на официальном сайте муниципалитета. Кроме того, необходимо убедиться, что поблизости от выбранного участка нет объекта, требующего установления охранных зон.

Материал подготовлен филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю

Контакты для СМИ: тел. 8 (3852) 55-76-59, доб. 7091, 7092,

Об Управлении Росреестра по Алтайскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной кадастровой оценке, геодезии и картографии. Выполняет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, инфраструктуры пространственных данных РФ. Ведомство осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, государственный земельный надзор, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков и арбитражных управляющих. Подведомственное учреждение Управления – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю. Руководитель Управления, главный регистратор Алтайского края – Юрий Викторович Калашников.

Пресс-служба Управления Росреестра по Алтайскому краю

Рыбальченко Елена +7 (3852) 29 17 33

656002, Барнаул, ул. Советская, д

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

О ВНЕСЕНИИ В ЕГРН СВЕДЕНИЯ О ГРАНИЦАХ ЛЕСНИЧЕСТВ

Управление кадастровых работ и землеустройства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в целях исполнения пункта 4 поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В. от 31. 2020 N ВА-П11-469 об обеспечении выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 24. 2020 N Пр-104 сообщает следующее.

Пунктом 4 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации) установлено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН в случае, если границы лесничества, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы населенного пункта, территориальной зоны, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ таких населенного пункта, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН.

По информации Рослесхоза, указанные уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах лесничеств направляются в том числе в связи с наличием их пересечения с границами территориальных зон, которые в свою очередь имеют пересечения с границами населенных пунктов, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, включаемой в состав правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ). При этом на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, что позволяет определить, в том числе визуально, нахождение территориальных зон и их принадлежность к определенному муниципальному образованию (поселению, городскому округу, межселенной территории). Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к ПЗЗ.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 2 статьи 34 Закона о регистрации (введенными в действие с 11. 2017 Федеральным законом от 29. 2017 N 280-ФЗ) при выявлении пересечений границ населенных пунктов и территориальных зон орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений о таких границах за исключением случаев, если такие пересечения могут быть устранены органом регистрации прав самостоятельно в установленном порядке.

Таким образом, законодательством установлен запрет на пересечение границ населенных пунктов и территориальных зон.

В связи с изложенным наличие пересечений указанных границ может свидетельствовать о наличии ошибок в определении их местоположения, что является основанием для принятия органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения либо границ территориальных зон и (или) населенного пункта.

Соответственно, при поступлении в филиалы ФГБУ “ФКП Росреестра” по субъектам Российской Федерации (далее – филиалы) документов, содержащих сведения о местоположении границ лесничеств, и выявлении при проведении пространственного анализа пересечений границ лесничеств с границами территориальных зон, имеющих в свою очередь пересечения с границами населенных пунктов, сведения о которых содержатся в ЕГРН, филиалам и территориальным органам Росреестра (далее – ТО РР) надлежит руководствоваться следующим алгоритмом действий:

Филиал направляет в соответствующий ТО РР информацию о наличии в ЕГРН пересечения границ территориальных зон с границами населенных пунктов, являющегося препятствием внесения в ЕГРН сведений о границах лесничеств (в виде пояснительной записки с приложением графического отображения пересечения).

Срок: не позднее двух рабочих дней после проведения пространственного анализа в отношении границ лесничеств.

ТО РР на основании поступившей от филиала информации о наличии пересечений границ территориальных зон и населенных пунктов, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства Российской Федерации:

– проводит анализ, в том числе визуальный, представленных сведений о местоположении границ территориальных зон на их соответствие ПЗЗ, картам градостроительного зонирования;

– на основании указанного анализа принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ территориальных зон и населенного пункта (далее – Решение о необходимости устранения реестровой ошибки).

ТО РР направляет Решение о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствующие органы местного самоуправления, утвердившие границы территориальных зон, населенных пунктов, для исправления такой ошибки, а также в филиал.

Срок: не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Решения о необходимости устранения реестровой ошибки.

Филиал при наличии Решения о необходимости устранения реестровой ошибки осуществляет внесение в ЕГРН сведений о местоположении границы лесничества при отсутствии иных оснований для направления уведомления о невозможности их внесения в ЕГРН.

Срок: не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в филиал сведений о границах лесничеств.

Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя следует также руководствоваться вышеприведенными нормами законодательства Российской Федерации.

Начальник Управления кадастровых работ и землеустройства М. ХАРИТОВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 31 мая 2017 г. N 09-06860-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 25. 2017 N Д23и-3025 по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранной зоне магистрального трубопровода.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращения Росреестра по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о границах зон с особыми условиями использования территории (далее – зоны), в том числе охранных зон магистральных трубопроводов и сообщает.

В настоящее время порядок внесения сведений в ЕГРН о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218) и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости” в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости”, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее – Правила направления документов).

В соответствии с п. 4 Правил направления документов в случае установления или изменения границ зон, а также прекращения их существования федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон или о прекращении их существования, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны.

Частью 1 статьи 33 Закона N 218 предусмотрено, что внесение в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по заявлению заинтересованного лица осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе в случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 31 Правил направления документов обязательным приложением к документу (содержащимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с п. 4 указанных правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон, перечень координат характерных точек границ зон.

Порядок установления охранных зон магистральных трубопроводов определен Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (далее – Правила охраны магистральных трубопроводов).

Вместе с тем законодательством Российской Федерации, Правилами охраны магистральных трубопроводов не предусмотрены необходимость принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального акта об установлении соответствующей охранной зоны магистрального трубопровода, а также направление в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) о такой охранной зоне собственником объекта недвижимого имущества, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается соответствующая охранная зона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Таким образом, по общему правилу ограничение прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Вместе с тем законодательство, касающееся порядка установления зон с особыми условиями использования территорий, в настоящее время разрозненно, не разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений, что на практике создает правовую неопределенность, обусловливающую возникновение споров.

Урегулирование порядка установления зон с особыми условиями использования территорий предусматривается проектом федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства”, который предусматривает единый порядок установления зон с особыми условиями использования территории, в частности законодательно закрепляется установление такой зоны только путем принятия уполномоченным органом соответствующего решения либо на основании решения суда.

При этом Законом N 218 и Правилами направления документов также не предусмотрена возможность направления в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) об охранных зонах магистральных трубопроводов, в отношении которых не принимаются решения органов государственной власти или органов местного самоуправления об их установлении.

Таким образом, внесение сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории должно осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые будут нести ответственность за качество вносимых в ЕГРН сведений, либо по заявлению заинтересованного лица при наличии решения указанных органов об установлении, изменении или о прекращении существования зоны.

Врио директора Департамента недвижимости В. СПИРЕНКОВ

ПИСЬМО от 23 октября 2019 г. N 10-11635/19

Управление информационных технологий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе письмо Росреестра от 14. 2019 N 10-08062-ВС/19.

Начальник Управления информационных технологий А. БИБИКОВ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение Правительства Вологодской области от 15. 2019 N ИСХ. 01-8512/19 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о территориальной зоне, в части видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, сообщает следующее.

В соответствии с частью 18. 1 статьи 32 Федерального закона от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации) обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав об установлении или изменении границ, в том числе территориальных зон, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ территориальных зон и перечень координат характерных точек границ таких зон.

Пунктом 6 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15, 15(1) статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 2015 N 1532 (далее – Постановление N 1532), определено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены ПЗЗ, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых ПЗЗ, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Минэкономразвития России ранее в связи вступлением в силу с 11. 2018 Федерального закона от 31. 2017 N 507-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 507) было рекомендовано до момента утверждения новой редакции XML-схемы, соответствующей требованиям положений Закона N 507-ФЗ, в качестве документа, содержащего описание местоположения границ, в том числе территориальных зон, использовать карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 2009 N 621 (далее – Требования) и в отношении которой приказом Росреестра от 01. 2014 N П/369 “О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде” утверждена соответствующая XML-схема.

В связи с тем, что до настоящего времени XML-схемы, соответствующие требованиям Постановления N 1532, не утверждены, необходимо использовать XML-схемы, утвержденные приказами Росреестра от 01. 2014 N П/369 и от 15. 2016 N П/0465, а именно: “MapPlan_v01” и “ZoneToGKN_v05”.

XML-схема MapPlan_v01, используемая для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (с 01. 2017 – ЕГРН) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в части представления карты (плана) объекта землеустройства, размещенная на официальном сайте Росреестра в соответствии с приказом Росреестра от 01. 2014 N П/369 (далее – XML-схема MapPlan_v01), позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01 (далее – XML-файл MapPlan), соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ.

Учитывая, что используемая в настоящий момент для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении (соглашении, уведомлении) уполномоченного органа об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объекта культурного наследия или его зон охраны, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления XML-схема ZoneToGKN_v05 (далее – XML-схема ZoneToGKN_v05) не позволяет указывать виды разрешенного использования земельных участков, отличные от видов разрешенного использования, установленных Приказом N 540 в редакции приказа Минэкономразвития России от 30. 2015 N 709, а также то, что неотъемлемой частью XML-документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении территориальных зон, подготовленного в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05 (далее – XML-файл ZoneToGKN), является XML-файл MapPlan, полагаем возможным рекомендовать следующее.

В элементе “Особые отметки” (Note) реквизита “Территориальная зона, зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия” (ZoneToGKNNewZoneZone) XML-файла ZoneToGKN следует указывать: “Разрешенное использование (РИ) ЗУ, установленное до 24. 2014, действительно вне зависимости от его соответствия классификатору видов РИ (п. 11 ст. 34 ФЗ от 23. 14 N 171-ФЗ). Установленные ВРИ приведены в файле карты (плана) объекта землеустройства. При заполнении указанного элемента необходимо учитывать, что в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05 общая длина текста не должна превышать 255 символов, включая пробелы.

В элементе “Разрешенное использование (по классификатору)” (LandUse) реквизитов “Основной вид разрешенного использования” (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimary), “Условно разрешенный вид разрешенного использования” (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionally) и (при необходимости) “Вспомогательные виды” в отношении основного вида разрешенного использования (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermitedAncillary) и условно разрешенного вида разрешенного использования (ZoneToGKNN ewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermitedAncillary) XML-файла ZoneToGKN рекомендуется указывать код по классификатору “214099000000”, соответствующий значению “Сведения отсутствуют”.

При этом в соответствующие элементы XML-файла MapPlan необходимо внести сведения об основных, условно разрешенных и (при необходимости) вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ:

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Основной вид разрешенного использования” (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermittedUse),

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Условно разрешенный вид разрешенного использования” (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermittedUse),

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Вспомогательные виды” в отношении основного вида разрешенного использования (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermitedAncilliaryPermittedUse),

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Вспомогательные виды” в отношении условно разрешенного вида разрешенного использования (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermitedAncilliaryPermittedUse).

С учетом изложенного при внесении в реестр границ ЕГРН сведений о территориальной зоне необходимо из XML-файла MapPlan внести соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ в графу “Вид разрешенного использования по документу” в отношении основного, условно разрешенного и (при необходимости) вспомогательного вида разрешенного использования вкладки “Разрешенное использование” сведений о территориальной зоне информационной системы, обеспечивающей ведение ЕГРН. При этом внесенный в результате импорта XML-файла ZoneToGKN в графу “Вид разрешенного использования по классификатору Минэкономразвития” той же вкладки текст “Сведения отсутствуют” следует изменить на пустое значение.

Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Орган регистрации прав в срок не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии одного из следующих оснований:

1) решения (акты), указанные в частях 1, 3 – 9, 11, 13, 13. 2, 13. 3, 15 – 15. 2 статьи 32 настоящего Федерального закона, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов);

2) в составе направленных документов отсутствует карта (план) объекта землеустройства, если ее представление необходимо в соответствии с частью 18 статьи 32 настоящего Федерального закона, или отсутствует предусмотренное частью 18. 1 или 19 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ соответствующих территорий, зон, лесничеств, или отсутствует предусмотренное частью 15. 1 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ публичного сервитута, или отсутствует предусмотренное частью 15. 2 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон;

3) поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленным в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам, предусмотренным частями 8 – 11 настоящей статьи, а также случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости;

5) границы территориальной зоны, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами территориальной зоны допускается в соответствии с федеральным законом), населенного пункта, другой территориальной зоны, лесничества, за исключением случая, если границы территориальной зоны могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам, предусмотренным частями 8 – 11 настоящей статьи, а также случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких населенного пункта, территориальной зоны, лесничества в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости;

6) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) форма и (или) содержание документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объектов недвижимости, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

8) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями о таком объекте недвижимости, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случаев, если в сведения о таком объекте недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, вносятся изменения);

9) поступившие документы представлены в отношении объекта недвижимости, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют;

10) сведения о зоне или территории, в отношении которых представлены документы (содержащиеся в них сведения), не подлежат внесению в реестр границ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 – 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. При поступлении в орган регистрации прав документов, указанных в части 10 статьи 32 настоящего Федерального закона, орган регистрации прав осуществляет проверку их соответствия требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленным в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе проверку на предмет наличия электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации, наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в отношении которого представлены документы, указанные в части 10 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также наличия иных оснований для отказа в принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотренных установленным в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона порядком.

В целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления решений (актов), указанных в пунктах 3, 4, 6 – 10 части 1, частях 3, 15. 1, 15. 2 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в связи с установлением на основании нормативных правовых актов зон с особыми условиями использования территорий орган регистрации прав определяет:

1) перечень объектов недвижимости, адрес или описание местоположения которых изменились в связи с изменением прохождения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенного пункта;

2) перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, границ территории объекта культурного наследия, а также местоположение границ частей земельных участков, если зона с особыми условиями использования территорий, границы территории объекта культурного наследия пересекают границы земельного участка.

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных частью 5. 1 настоящей статьи.

В случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, изменений в такие сведения орган регистрации прав уведомляет правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, полностью или частично расположенных в границах данных зон, в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации указанных правообладателей (личный кабинет) или по адресам электронной почты указанных правообладателей, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

В случае поступления в орган регистрации прав от органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, заявления о государственном кадастровом учете построенного или реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого была установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, и прилагаемых к указанному заявлению документов в отношении соответствующего объекта недвижимости (в том числе разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) орган регистрации прав обязан уведомить правообладателей земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, расположенных полностью или частично в границах такой зоны, о вводе данного объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования с учетом особенностей, предусмотренных частью 5. 1 настоящей статьи.

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах, о лесничествах обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомить об этом орган местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых установлены указанные зоны, территории.

Орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе расположенного в границах особо охраняемой природной территории либо образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.

Орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомляет об изменениях, внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель, к которой отнесен земельный участок, правообладателя указанного земельного участка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, если до внесения изменений указанный земельный участок относился к категории земель лесного фонда, а также орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 8 настоящей статьи сведения о населенном пункте, об одной или нескольких территориальных зонах в целях отнесения земельного участка только к одному населенному пункту или одной территориальной зоне.

Положение части 8 настоящей статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Орган регистрации прав уведомляет об изменениях, внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части описания границ населенного пункта, территориальной зоны, в порядке межведомственного информационного взаимодействия орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие генеральный план или правила землепользования и застройки, которыми установлены границы соответственно населенного пункта, территориальной зоны.

В случае внесения в соответствии с настоящей статьей изменений в сведения реестра границ о границе территориальной зоны, совпадающей с участком границы населенного пункта, орган регистрации прав одновременно вносит соответствующие изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения соответствующего участка границ населенного пункта.

В случае, если вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости описанием местоположения границ такого земельного участка.

В случае, если в соответствии с частями 6 – 12 настоящей статьи изменились границы населенного пункта и (или) территориальной зоны, граница которых является смежной с границей лесничества, орган регистрации прав изменяет указанные границы одновременно.

Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в частях 15 и 15. 1 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.

Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений описания местоположения границ лесничества уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной контроль (надзор), о соответствующих изменениях с указанием кадастровых номеров земельных участков, реестровых (учетных) номеров границ населенных пунктов, в соответствии с границами которых изменено местоположение границ лесничества.

Истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из Единого государственного реестра недвижимости. Исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из Единого государственного реестра недвижимости.

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте или об уточнении местоположения границ публичного сервитута направляет обладателю публичного сервитута по адресу его электронной почты сообщение с указанием фамилии, имени, отчества или наименования правообладателя земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут (в соответствии с данными о местоположении границ земельного участка), почтового адреса и (или) адреса электронной почты, по которым осуществляется связь с таким правообладателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.