Процесс формирования и размещения годового плана государственных закупок
Определен порядок создания и утверждения годового плана государственных закупок, включая приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для строительства объектов. Также описаны процедуры внесения изменений в план и разработки плана филиалами организаций.
Цифровизация госзакупок в ЕАЭС
Принципы и цели регулирования
В Договоре о ЕАЭС закреплены принципы и цели регулирования госзакупок:
- Регулирование отношений в области закупок законодательством государства-члена и международными договорами.
- Обеспечение оптимального и эффективного использования средств, выделенных на закупки.
- Предоставление национального режима в области закупок государствам-членам.
- Недопущение предоставления третьим странам более благоприятного режима, чем государствам-членам.
- Обеспечение прозрачности закупок.
- Обеспечение допуска потенциальных поставщиков к участию в закупках через ЭТП.
- Наличие уполномоченных органов власти в сфере закупок.
- Установление ответственности за нарушение законодательства о закупках.
- Развитие конкуренции и противодействие коррупции.
Стратегии цифровизации
В соответствии со Стратегическими направлениями развития экономической интеграции до 2025 года, предусматривается:
- Разработка мер для цифровизации госзакупок, обеспечение открытости и прозрачности, доступ к информации о закупках.
- Взаимное признание банковских гарантий и ЭЦП государствами-членами.
Протокол о регулировании закупок
Протокол, являющийся приложением к Договору, включает инструменты для реализации принципов регулирования госзакупок. Некоторые из них направлены на обеспечение прозрачности, открытости и равного доступа к закупкам.
Заключение
Цифровизация госзакупок в ЕАЭС предусматривает внедрение современных технологий для улучшения процессов закупок и повышения эффективности расходования средств. Важно соблюдать принципы прозрачности, открытости и справедливого доступа к участию в закупках для всех участников.
Цифровизация госзакупок в рамках ЕАЭС
Обеспечение взаимного доступа
- обеспечение взаимного доступа к госзакупкам государств-членов с предоставлением национального режима
- сокращение изъятий из национальных режимов
- расширение возможности участия поставщиков в госзакупках других государств-членов
Полагаем, с одной стороны, цифровизация как экосистема госзакупок является прямым следствием действия целей и принципов регулирования в данной сфере, сформулированных в ст. 88 Договора, с другой стороны, имеются объективные предпосылки для ее реализации в государствах — членах ЕАЭС.
Цифровизация в Республике Беларусь
оложения о цифровизации
Государства — члены ЕАЭС в разной степени внедрили информационные технологии в сферу госзакупок. В Республике Беларусь все конкурентные процедуры госзакупок (открытые) проводятся в электронном формате с 01.07.2019. Взаимодействие заказчика и участников осуществляется через электронную торговую площадку (ЭТП) и государственную информационно-аналитическую систему управления госзакупками (ГИАС).
одовой план госзакупок
Годовой план размещается на ЭТП, затем переразмещается в ГИАС и доступен для ознакомления. Это отражает потребности заказчиков на календарный год.
еализация предварительного резервирования
С 01.04.2020 введено предварительное резервирование бюджетных средств при проведении различных процедур госзакупок совместно с торговыми системами и Автоматизированной системой финансовых расчетов Минфина.
Годовой план госзакупок включает потребности заказчиков в товарах, работах и услугах, и доступен для ознакомления в ГИАС. С 01.04.2020 в Республике Беларусь реализовано предварительное резервирование бюджетных средств при проведении открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений. Это осуществляется через взаимодействие ГИАС с другими системами, такими как Автоматизированная система финансовых расчетов Минфина и ЭТП.
Защита прав и интересов участников госзакупок
Защита прав и законных интересов потенциальных участников и участников процедур госзакупок, проводимых в электронном формате, осуществляется путем размещения заявлений на ЭТП о прекращении действий, нарушающих права и законные интересы, а также об устранении их результатов и отмене решений. Решение по таким заявлениям подлежит размещению на ЭТП (ст. 51 Закона о госзакупках).
Подача жалоб на ЭТП
Через ЭТП можно подавать жалобы в уполномоченный орган МАРТ по госзакупкам (ч. 2 п. 3 ст. 52 Закона о госзакупках).
Контроль за соблюдением законодательства
Контроль за соблюдением законодательства о госзакупках посредством проведения камеральных проверок осуществляется МАРТ на месте своего нахождения. Изучение документов и информации осуществляется на основании полученных согласно закону, без запросов дополнительных документов у проверяемого субъекта.
Положительные и отрицательные стороны цифровизации госзакупок в Республике Беларусь
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. Возможность удаленного размещения документов на ЭТП | 1. Ограничения в доступе к предложениям конкурентов |
2. Исключение проблем получения предложений после истечения срока | 2. Возможные нарушения сроков размещения документов |
3. Автоматизация признания процедуры госзакупки несостоявшейся | 3. Ограничения в анализе предложений конкурентов |
4. Заключение договора в виде электронного документа на ЭТП |
Плюсы для заказчика (организатора):
- Возможность удаленного размещения предложений
- Подача жалобы и ее быстрое рассмотрение
- Анализ предложений конкурентов
- Выявление нарушений со стороны заказчика
Плюсы для участника:
- Возможность удаленного размещения предложений
- Подача жалобы и оперативное ее рассмотрение
- Анализ предложений конкурентов
- Выявление нарушений со стороны заказчика
Цифровизация госзакупок включает как положительные, так и отрицательные аспекты, но в целом содействует прозрачности и эффективности процесса.
Недостатки
Вероятность технической ошибки. Ее совершение влечет невозможность ее исправления на ЭТП с наступлением последствий в виде привлечения к административной ответственности.
Проведение камеральной проверки МАРТ и наступление отрицательных последствий в связи с выявлением нарушений и вынесением предписания об их устранении.
При подаче жалобы потенциальным участником, участником происходит приостановление процедуры госзакупки на ЭТП и блокировка в этой связи всех возможных действий на ЭТП, как следствие, несоблюдение изначально установленных сроков приобретения товаров (работ, услуг).
Предварительное резервирование на ЭТП обусловливает невозможность объявления конкурентных процедур госзакупок в начале года до подтверждения финансирования.
Отсутствие единообразных требований к структуре документов, размещаемых на ЭТП (электронный документ, копия документа в электронном виде).
Нарушение сроков размещения документов на ЭТП в отсутствие работника, имеющего ЭЦП для такого размещения.
Отсутствие единообразных требований к структуре документов, размещаемых на ЭТП (электронный документ, копия документа в электронном виде).
Недостаточное количество унифицированных форм документов, которые можно было заполнять в автоматическом режиме на ЭТП, подписывая ЭЦП
Кроме приведенных выше имеются и иные аспекты, связанные, к примеру, с недобросовестностью участников. Так, при подаче жалобы, размещаемой на ЭТП и переразмещаемой в ГИАС, она принимается к рассмотрению в течение 3 рабочих дней, после этого проводится камеральная проверка. В данный период подавший жалобу участник может указать заказчику (организатору) на нарушения в процедуре, которые при их выявлении МАРТ будут основанием для применения мер административной ответственности к заказчику (организатору), и предложить вариант отзыва участником жалобы, что возможно до принятия МАРТ решения по существу жалобы, с каким-либо встречным предложением к заказчику (организатору) (ч. 1 п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 4 ст. 52, п. 1 ст. 54 Закона о госзакупках).
Тем не менее, как видится, дальнейшее совершенствование информационной инфраструктуры госзакупок должно осуществляться при устранении тех отрицательных моментов, которые возникают в деятельности указанных субъектов.
Как готовится план госзакупок
Руководитель принимает соответствующее решение и ставит на заявке свою резолюцию. Такие заявки передается сотруднику или в подразделение, уполномоченным на подготовку годового плана государственных закупок, который на основании полученных заявок определяет общую потребность организации в товарах, работах и услугах, подлежащую включению в годовой план.
Частью второй ст. 19 Закона о госзакупках определен перечень сведений, которые должны быть включены в годовой план. Форма годового плана государственных закупок определена постановлением № 10.
Закупка товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов
Максим Бенсман, адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов
Аккредитация на ЭТП
Аккредитации на ЭТП подлежат заказчики, организаторы, а также юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, планирующие принять участие в процедурах государственных закупок.
Для аккредитации на ЭТП представитель юридического лица:
– заполняет на ЭТП экранную форму заявления на аккредитацию, установленную регламентом оператора электронной торговой площадки, и подписывает его электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат которого издан удостоверяющим центром;
Размещение годового плана
Электронными площадками для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений являются:
Впоследствии заказчик вправе вносить в годовой план государственных закупок изменения и дополнения, которые вносятся в том же порядке, в котором годовой план был утвержден, и в тот же срок подлежат размещению на ЭТП.
Полный текст статьи доступен для подписчиков электронного журнала
Активируйте бесплатную подписку на 24 часа и читайте все статьи электронного журнала "Я – юрисконсульт организации" и портала JURK.BY!
Надо ли вносить изменения в ориентировочную стоимость после проведения процедуры закупки и заключения договора?
В частности, новые позиции в годовой план заказчик добавляет в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью второй п.2 ст.18 Закона о госзакупках, а именно:
– наличия у заказчика неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.