В 2023 году заказчики платят повышенные авансы по госконтрактам с казначейским сопровождением. А для контрактов на поставку промышленных товаров ввели особые правила авансирования. Разбираемся с правилами выплаты аванса в 2023 году по 44-ФЗ.
Новые основания для изменения контрактов на закупку лекарств
28.06.2022 в 44-ФЗ была введена ч. 65.2 ст. 112. Она определяет увеличение и уменьшение цены контракта при закупке лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов. Лимит этих изменений составляет не более 30 % (ранее не более 10 %). При увеличении или уменьшении цены таких контрактов должно пропорционально меняться и количество поставляемых товаров.
ПП РФ № 1148 от 28.06.2022 установило, что в текущем году допустимо увеличение цены контрактов более чем на 30 %, но в пределах доведенных до заказчика ЛБО, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов, при соблюдении установленных настоящим постановлением условий. Это новшество касается соглашений, заключенных до 01.07.2022. Данный НПА вступил в силу 01.07.2022.
Новые основания изменения контрактов на региональном и муниципальном уровне
Часть 65.1 введена Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ, в ней нет ограничений пределов корректив, вносимых в условия договора, поэтому размер увеличения может превышать размеры, определенные 44-ФЗ. В частности, в отношении цены договора и срока исполнения договора. Это относится к контрактам, заключенным до 01.01.2023. Но эти изменения вносятся на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. Например, Распоряжение Красноярского края от 29.03.2022 на изменение существенных условий вышло под номером № 237-п. В таблице собраны НПА, на основании которых вносят корректировки в договора 44-ФЗ по всем регионам.
Изменение существенных условий контракта в связи с санкциями в 2022 году — вынужденные меры для поддержки отечественного бизнеса со стороны Правительства РФ. В связи с принятием данного решения были изданы НПА, вносящие изменения в 44-ФЗ.
Существенные условия контракта определены ст. 432 ГК и ч. 13 ст. 34 44-ФЗ: предмет сделки, количество поставляемого товара, ответственность обеих сторон договора, сроки и способ оплаты договора и приемки товара или услуг, обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств. Согласно ч. 1 ст. 95 44-ФЗ существенные условия менять недопустимо, за исключением ряда случаев.
2022 год внес коррективы во все сферы жизни, в том числе и в 44-ФЗ, и изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ в 2022 году претерпело ряд преобразований, и теперь ряд оснований для внесения корректировок стал гораздо больше.
С 01.01.2023 дополнительные соглашения будут оформляться только посредством функционала электронных площадок и подписываться усиленной ЭЦП.
Размещено: 19.04.2022 12:37, изменено: 19.04.2022 12:38
Минстрой России разъяснил действие постановления, регулирующего вопрос изменения цены контрактов в связи с ростом цен на стройресурсы
Минстрой России выпустил разъяснительное письмо по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В нем сказано, что Правительством РФ рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в рамках Закона № 44-ФЗ.
Изменять существенные условия заключенного контракта возможно в следующих случаях:
Изменять цену контрактов стоимостью 100 млн рублей и выше возможно при условии прохождения обязательной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, срок проведения которой не может превышать 14 дней. В остальных случаях обязательная экспертиза не требуется.
С текстом письма можно ознакомиться здесь.
Застройщики смогут до 31 декабря 2022 года воспользоваться правом скорректировать стоимость контракта в связи с существенным повышением цен. Новый порядок компенсации затрат исполнителям госзаказа вступил в силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 марта №439 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Принятая поправка закрепила дополнительные меры поддержки строительных организаций, ранее установленные постановлением РФ №1315 от 09.08.2021, в связи с резким удорожанием строительных материалов и услуг в 2021 году. Вступившие в силу изменения предусматривают возможность использования положений постановления № 1315, если контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему не исполнены на дату заключения соглашения о пересмотре условий контракта в связи с существенным ростом цен в 2021 и 2022 годах.
Изменение условий по продлению срока заключения контракта до 31 декабря 2022 года также коснулось пункта 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Новая редакция пункта 45(14) предусматривает проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн рублей. Данная норма принята в соответствии с положениями пунктов 14, 14.1–14.3 «Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства», утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.
Новые основания для изменения строительных контрактов
На основании какого постановления можно поменять существенные условия в строительном контракте в 2022 году — Правительство РФ издало постановление № 680 от 16.04.2022. В нем указано, как изменить существенные условия договора на строительные госконтракты. Если в процессе исполнения госконтракта на выполнение строительных работ возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно его исполнить, то допустима корректировка существенных условий: изменение, продление срока исполнения; корректировка объема, видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования по проектной документации; замена строительных ресурсов на аналогичные, в том числе в связи со внесением изменений в проектную документацию; изменение отдельных этапов исполнения — наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа; установление условий о выплате аванса, об обновлении размера аванса; порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения, результатов выполненных работ.
Такие корректировки возможны, если заказчику хватает доведенных в данном финансовом периоде ЛБО.
Вот пошаговый порядок внесения изменений в существенные условия контрактов на выполнение работ в 2022:
Уже более 40 тысяч пользователей посетили специальный раздел, созданный на ФГИС ЦС для оказания методической и консультативной помощи участникам инвестиционно-строительной деятельности в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации № 1315 от 9 августа 2021 года. 12 октября 2021 года Главгосэкспертиза России проводит бесплатный открытый вебинар, посвященный вопросам реализации постановления Правительства РФ №1315, которым установлены правила изменения условий контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.
В последнее время наибольшее число вопросов, поступающих в Главгосэкспертизу России, связано с выходом Постановления Правительства Российской Федерации № 1315 от 9 августа 2021 года, которое, с учетом рыночной конъюнктуры, предоставляет подрядным строительным организациям возможность вносить изменения в условия государственных контрактов, заключенных до 1 июля 2021 года. На текущий момент в тематическом разделе ФГИС ЦС зафиксировано свыше 350 обращений пользователей по поводу разъяснений порядка изменения цены контрактов в связи с ростом стоимости строительных ресурсов.
На вебинаре, который состоится 12 октября, руководители и специалисты блока ценообразования Главгосэкспертизы России разъяснят алгоритмы расчетов величины изменения цены контракта для объектов стоимостью более 30 млн рублей, которые выполняются в соответствии с порядком и формулами, установленными приказом Минстроя России от 21.07.2021 № 500/пр.
Важным условием реализации Постановления Правительства РФ № 1315 является обязательное требование проведения государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн рублей. Более подробно о порядке подготовки документации для повторной экспертизы слушатели также узнают от экспертов и смогут задать дополнительные вопросы, касающиеся выполнения постановления Правительства РФ № 1315.
На вебинар приглашаются участники инвестиционно-строительного процесса, в том числе представители органов исполнительной власти, экспертные организации, застройщики (технические заказчики), проектные компании и другие заинтересованные организации и специалисты. О времени проведения и условиях подключения можно узнать здесь.
Бесплатные вебинары Учебного центра Главгосэкспертизы России, посвященные вопросам проведения государственной экспертизы с учетом изменений в градостроительном законодательстве Российской Федерации, проходят на регулярной основе и направлены на развитие профессиональных компетенций участников инвестиционно-строительного процесса.
Изменение цен по строительным госконтрактам
В 2022 году допускается изменение цены контракта по 44-ФЗ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы. Менять можно не только цену, ну и другие существенные условия. Но нужно соблюдать правила Минстроя.
Как изменять цены контрактов из-за повышения стоимости стройматериалов
В связи с тяжелой экономической ситуацией растут цены и на строительные материалы и оборудование. В Министерстве строительства подготовили разъяснения об изменении стоимости контрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капстроительства и сохранению объектов культурного наследия (письмо № 7797-иф/09 от 1 марта 2022 года).
Кроме того, в разделе Ценообразование на официальном сайте Минстроя РФ доступна информация для расчета НМЦК на строительные контракты.
По 44-ФЗ допускается изменение существенных условий госконтрактов на выполнение строительных работ для федеральных нужд (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Цена — существенное условие для контрактов на строительство, но ее тоже меняют из-за удорожания строительных ресурсов. В 2021 году выпустили постановление правительства об увеличении цены контракта на 30 процентов — ПП РФ № 1315 от 09.08.2021. Стороны вправе изменить стоимость строительного контракта, если выполняются условия:
Цену изменяют только при наличии письменного обоснования и на основании решения правительства или регионального органа исполнительной власти. Но важно выполнять условия: производится увеличение цены контракта на 30 процентов по 44-ФЗ в 2022 году, и такие изменения не приведут к увеличению срока исполнения госконтракта.
Заказчики и подрядчики вправе менять цену строительного госконтракта максимум на 30 %. По правилам стоимость таких контрактов по 44-ФЗ превышает 1 миллион рублей, а заключены они до 01.01.2022. Действующий порядок изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов распространяется и на контракты, заключенные в рамках государственного оборонного заказа.
В конце 2021 года в ст. 112 44-ФЗ внесли изменения. Теперь стороны вправе изменять и цены на строительные контракты, которые заключены менее чем на 1 год. В контракты стоимостью от 100 миллионов рублей и выше коррективы вносят только после проведения государственной экспертизы проверки определения сметной стоимости. Для них проводят ускоренную экспертизу, процедура длится не больше 14 дней.
В правительстве рекомендуют применять механизм изменения стоимости и к строительным контрактам для региональных и муниципальных нужд. Кроме того, правила из ПП РФ № 1315 разрешают использовать и для контрактов по 223-ФЗ.
Обоснование изменения цены контракта проводят по методике составления сметы контракта из 841 приказа Минстроя: от 15.02.2020 отсчитывается дата изменений. Методика изменения цен не применяется, если извещение о закупке разместили до 15.02.2020 (есть исключения). Новый порядок позволяет пересчитать сметы по выполненным и принятым в 2021 году работам.
С 2022 года допускается изменение условий по концессионным соглашениям, по которым увеличиваются расходы концедентов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства из-за роста цен на строительные ресурсы в 2021 году (ПП РФ № 2594 от 31.12.2021). Нельзя менять условия концессионного соглашения по объектам:
Если расходы по таким контрактам превысят 1 миллиард рублей, то заявление об изменении цены рассмотрят в ФАС. Для рассмотрения заявки потребуется положительное заключение повторной госэкспертизы проектной документации о достоверности сметной стоимости.
И еще одно изменение: разрешается не применять штрафные санкции к подрядчику после заключения контракта и до предоставления исполнителем предложений об изменении условий контракта. Такие предложения подают вместе с обоснованием и сопроводительными документами. Начисленную неустойку списывают после заключения дополнительного соглашения об увеличении цены госконтракта на строительство.
Как применять индекс сметной стоимости
Минстрой опубликовал еще одно письмо о повышении цен 2022 года — № 11596-ИФ/09 от 22.03.2022. В нем приводятся индексы изменения сметной стоимости строительства в 1-м квартале 2022 года.
Стороны вправе заключать комплексные контракты — госконтракты на выполнение проектных, строительных работ и ввода объектов капстроительства в эксплуатацию (ч. 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 44-ФЗ). Менять цену проектных и изыскательских работ в комплексных контрактах нельзя. А вот корректировка цены на строительные работы допускается (ПП РФ № 1315, приказы Минстроя № 175/пр от 30.03.2020, № 841/пр от 23.12.2019). Стороны вправе изменить смету комплексного контракта на выполнение работ по строительству.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Авансирование госконтрактов на поставку промышленных товаров
Еще одно постановление об авансах по контрактам по 44-ФЗ на 2023 год — постановление Правительства РФ № 2411 от 24.12.2022. ГРБС, которые выступают как получатели бюджетных средств и их подведомственные учреждения в 2022–2024 годах предусматривают повышенное авансирование в госконтрактах на поставку промышленных товаров. Действие этого постановления распространяется на закупки определенной промышленной продукции: список приведен в приложении к ПП РФ № 2411. Заказчик устанавливает повышенный аванс, если применил в извещении национальный режим по ч. 3 ст. 14 44-ФЗ — допуск, ограничение допуска или запрет на поставку иностранных товаров.
В ПП РФ № 2411 разъясняется, какой будет аванс бюджетникам в 2023 году при закупке промышленных товаров — не менее 80 % от цены госконтракта, но заказчик вправе увеличить его и до 100 %. Но надо соблюдать лимиты бюджетных обязательств, которые довели до заказчика на 2023 год.
Перечень промышленных товаров, для которых разрешили повышенное авансирование, — в таблице.
Какие изменения планируются
Из-за введенных санкций, проблем с логистикой и в связи с нестабильным курсом валют стоимость стройматериалов существенно выросла и продолжает оставаться неустойчивой. В связи со сложившимися обстоятельствами Министерство культуры разработало порядок изменения существенных условий контрактов на выполнение работ по ремонту и реставрации объектов культурного наследия. Поскольку в 2022 году контрагенты получили возможность менять существенные условия госконтрактов (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 18 46-ФЗ от 08.03.2022), Минкульт разработал собственные правила по изменению существенных условий контрактов на выполнение работ по ремонту, реставрации, приспособлению объектов культурного наследия для современного использования в 2021 и 2022 годах. Данный проект документа опубликован на официальном сайте нормативно-правовых актов.
Что изменилось
Еще 09.08.2022 премьер-министр Михаил Мишустин подписал ПП РФ № 1315, которое дало возможность компенсации роста цен на стройматериалы при исполнении госконтрактов. Вот обязательные условия соглашений, к которым можно применить данный НПА: контракт для обеспечения государственных (федеральных) нужд, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к постановлению, дата заключения до 1 июля 2021 года, срок — не менее одного года, цена такого соглашения составляет не менее 1 млн рублей. Ограничения, которые накладывает данный НПА: изменение существенных условий контракта не приведет к увеличению срока исполнения и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов, нельзя менять виды и объёмы работ, в том числе включать дополнительные работы.
Если цена контракта равна или превышает 100 млн рублей, то необходимо повторно пройти государственную экспертизу проектной документации в части определения ее сметной стоимости.
Позже, 01.01.2022, была введена ч. 70 в ст. 112 44-ФЗ. На основании этой статьи стало возможным вносить подобные корректировки в те соглашения, срок выполнения работ по которым составляет менее 1 года.
02.08.2022 на официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства РФ от 28.07.2022 № 1344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Этим постановлением были внесены изменения и в ПП № 1315. Был расширен список заказчиков, которые могут воспользоваться правом изменения существенных условий контрактов по капремонтам. В перечень вошли следующие организации: ФНС и подведомственные ей организации, СПбГУ, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
С 01.01.2022 вступили в силу изменения в 44-ФЗ, которые установлены 360-ФЗ от 02.07.2021. Нововведения коснулись и правил работы с изменением существенных условий. С этого года право на уменьшение цены соглашения без изменения объема утратило силу. А существенные условия соглашений вправе менять, даже если такое право не прописано в извещении и самом договоре. Появилась возможность менять объем и вид работ: теперь у сторон есть право однократно изменить срок по договорам жизненного цикла и договорам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Изменение существенных условий контракта допускается в следующих случаях:
Новые правила для изменения контрактов в части авансирования
Постановление правительства от 29.03.2022 № 505 об изменении существенных условий рассказывает об установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году. Минфин в письме № 24-01-07/31697 от 12.04.2022 разъяснил, что в п. 5 этого постановления предусмотрена норма, которая носит рекомендательный характер для местных властей. В этом пункте рекомендовано принимать меры, которые обеспечивают включение в госконтракты, заключаемые ими в 2022 году, условий об авансировании в размерах, аналогичных размерам, установленным постановлением для федерального бюджета.
Исполнители государственных и муниципальных контрактов получают увеличенный аванс в 2022 году согласно постановлению № 505. Правительство увеличило допустимый размер авансирования до 90 % от цены соглашения. До вступления в силу повышенного авансирования по постановлению № 505 максимальный аванс составлял 30 %. Данная мера была принята для того, чтобы помочь поставщикам выйти из кризисных ситуаций, связанных с санкциями, скачками цен и проблем с логистикой. Каждый регион принял свой НПА, регламентирующий размер аванса. Например, в Московской области авансирование допустимо в размере 100 %. В связи с новым порядком авансирования вступил и новый порядок казначейского сопровождения таких контрактов:
На вопрос, можно ли изменить существенные условия контракта на питание в связи с ростом цен в марте 2022 года, правительство не дает однозначного ответа, отдельных подзаконных актов не было по данному вопросу. Но, принимая во внимание возможность с 08.03.2022 изменения значимых положений договора в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, такие корректировки возможны. Стороны могут менять условия договоров, заключенных до конца 2022 года, на основании решения правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, 46-ФЗ от 08.03.2022).
Как изменить существенные условия договора и внести авансирование сейчас в 2022 году, чтобы дополнительное соглашение имело силу и заказчику не выписали штраф? Все корректировки должны быть согласованы официально и размещены в Единой информационной системе в сроки, предусмотренные законом. В преамбуле надо обязательно перечислить все НПА, позволяющие вносить такие изменения.
Авансирование госконтрактов с казначейским сопровождением
На 2023 год изменили правила авансирования госконтрактов — вступило в силу постановление Правительства РФ № 348 от 06.03.2023. Правительство приостанавливает до 31.12.2023 действие пп. «б» п. 18 и п. 20 Положения об обеспечении исполнения федерального бюджета из ПП РФ № 1496 от 09.12.2017 — о предоплате 30 процентов по договору по 44-ФЗ в 2023 году от суммы госконтракта (п. 1 ПП РФ № 348). Заказчики смогут платить больше.
В 2023 году главные распорядители средств федерального бюджета, которые сами выступают получателями бюджетных средств, и их подведомственные учреждения обязаны включить в госконтракты с казначейским сопровождением условие о выплате аванса поставщику 50 %–90 %. Но следите, чтобы авансы не превышали доведенные лимиты бюджетных обязательств на исполнение контракта на поставку товаров, работ, услуг.
Если лимитов недостаточно для выплаты аванса в текущем году, то в госконтракте надо предусмотреть условие о выплате остатка авансирования до 1 февраля следующего года — без подтверждения поставки товаров, работ, услуг в объеме первого аванса (п. 2 ПП РФ № 348).
ГРБС вправе принять правовые акты, которые допускают включение в госконтракты с казначейским сопровождением на сумму менее 100 млн рублей условия об увеличенном авансе 50 процентов в федеральный бюджет на 2023 год, а максимальная сумма авансирования в 2023 г. — 90 % (п. 5 ПП РФ № 348). Кроме того, решение о казначейском сопровождении авансовых платежей тоже принимают ГРБС.
А получатели бюджетных средств вправе по соглашению сторон изменить условия уже заключенных контрактов и увеличить авансирование (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Но надо соблюдать размер обеспечения исполнения госконтракта в соответствии с ч. 6 ст. 96 44-ФЗ.
Если в 2023 г. из федерального бюджета выделят субсидию для расходных обязательств по госконтрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства государственной собственности или субсидируют местный бюджет для софинансирования расходных обязательств по муниципальным строительным контрактам, то условием предоставления таких субсидий станет установление в контрактах с казначейским сопровождением авансовых платежей от 50 до 90 %. Но правительство и региональные власти вправе увеличить предельный размер до 100 % авансирования по госконтрактам на строительство капитальных объектов.
Но есть важный нюанс. Максимальное авансирование распространяется на госконтракты, финансируемые из федбюджета и подлежащие казначейскому сопровождению. Предмет такого госконтракта — капитальные вложения в объекты капитального строительства на территориях новых субъектов РФ. Об этом же говорится в разъяснениях Минфина об авансе (Письмо ФК № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023).
Размеры авансирования на 2023 г. такие:
Если компания заключила такие госконтракты, то она сможет получить повышенный авансовый платеж от 30 до 90 % от цены, которая прописана в соглашении на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.