Увеличение цен на строительные материалы беспокоит подрядчиков
Подрядчиков по госконтрактам беспокоит повышение цен на строительные материалы. Большое количество обращений в ведомства дало свои результаты, они объяснили, как увеличить цену контракта из-за удорожания стройматериалов.
Многие подрядчики сталкиваются с тем, что из-за санкций на складе нет импортных материалов и оборудования.
Замена импортных товаров российскими: суть закона
В статье разбираем способы замены импортных товаров из сметы на российские, которые соответствуют Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).
Необходимость изменения цены контракта
В связи со сложившейся тяжелой экономической ситуацией все чаще подрядчики сталкиваются с необходимостью изменения цены контракта из-за увеличения стоимости материалов и оборудования. За последние несколько лет принят ряд законодательных актов, регулирующих порядок изменения существенных условий госконтрактов.
Основания для замены товаров в смете
В Законе № 44-ФЗ приведены основания для изменения контракта. Заменить импортные товары на российские разрешается, если:
- При проверках рекомендуем подготовить доказательства отсутствия товара на складе и данные о характеристиках новой продукции.
- Основание действует до конца 2023 года и применяется при строительстве, сносе здания, реконструкции, капремонте или реставрации.
Таблица оснований для замены товаров
Законодательная база | Документы-основания | Случаи применения |
---|---|---|
ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ | отсутствует конкретный перечень | можно заменить на товар с лучшими характеристиками |
п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона № 46-ФЗ, постановления № 680 | документы, подтверждающие основания для замены | при строительстве, сносе зданий, реконструкции, капремонте или реставрации |
ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ | решение властей | при невозможности выполнить условия договора по работе |
Основания для замены по закону
- Закон № 44-ФЗ позволяет менять импортные товары на российские
- Основания действуют до конца 2023 года
- Применяются при различных видах работ
Новая смета и изменение объема работ
Можно ли по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ добавить объем работ (новую смету) к имеющейся смете? Контракт на содержание дорог, добавляем грейдирование дорог, но добавляем новой сметой, и цена получается меньше, чем в изначальной смете.
Внесение изменений в контракт по закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон N 44-ФЗ), по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Отметим, что ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не ограничены ни условия контракта, которые могут быть изменены, ни масштабы таких изменений, поэтому на основании данной нормы принципиально могут быть изменены любые условия в любых масштабах.
Изменение условий контракта
По мнению представителей Минфина России, данное положение позволяет изменять цену за единицу работ, увеличивать объем работ и продлевать срок исполнения обязательств по контракту. Никаких особых требований к оформлению дополнительного соглашения к контракту не установлено законом.
Рекомендации и дополнительная информация
Рекомендуем также ознакомиться с материалами, проведенными экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ – Верховой Надеждой.
10 мая 2023 года официально опубликован приказ Минстроя России №124/пр от 25.02.2022, вносящий изменения в Методику составления сметы контракта при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Приказ вносит изменения в пп. б п.14.2 Методики составления сметы контракта, затрагивая формулу расчета коэффициента корректировки цены контракта, учитывающего рост стоимости работ, вызванный значительным увеличением стоимости строительных ресурсов, которое невозможно было предвидеть при заключении контракта.
Изменения в расчете цены контракта на строительство
Согласно приказу, сама формула осталась без изменений. Изменения внесли в определение ЦНМЦК (сметная стоимость всех работ, в уровне цен утвержденной проектной документации) которая используется в формуле для расчета.
Изменения в определении ЦНМЦК
Устанавливается, что в случае, если сметная стоимость объектов капитального строительства (ОКС), использованная при определении НМЦК, определена с использованием индекса изменения сметной стоимости, не отражающего специфику строительства ОКС, то для определения показателя ЦНМЦК используется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий Индексу по виду объекта, принятому для расчета показателя Цнов.
В этом случае для расчета показателя ЦНМЦК осуществляется пересчет сметной стоимости из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен на дату первого опубликования Индекса по виду объекта.
Дополнительные изменения
Также устанавливается, что в случае, если год выполнения расчета соответствует году первого опубликования Индексов по виду объекта, а также в случае если Индекс по виду объекта впервые опубликован Минстроем до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ №604 от 15.05.2019, то при расчете показателя ЦНМЦК используются показатели сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком проектной документации, без ее пересчета.
Стоимость материалов и оборудования
При этом сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, при определении показателя ЦНМЦК пересчету не подлежит.
Постановлением №680 от 16.04.2022 Правительство РФ установило особые правила изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС, сохранению объектов культурного наследия в 2022 году.
Другие публикации по теме:
- Особые правила изменения существенных условий госконтрактов на строительство в 2022 году
- В текущем году аванс по госконтрактам будет составлять до 90% от цены контракта
- Максимальные авансовые платежи по стройконтрактам в Москве повышены с 50% до 70%
- Как изменится порядок определения начальной максимальной цены контракта
- Как можно менять заключенные контракты на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы
- Минстрой России разъяснил применение подходов при расчете государственных контрактов
- Увеличение цены контракта определяется по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительства
- Минстрой опубликовал рекомендуемые формы сметы
- Как изменить размер цены контракта из-за роста цен на строительные ресурсы
Юридическая практика
Судебное решение от 13.07.2021 г. N 309-ЭС21-10586 по делу N А60-17631/2020
Требование: Пересмотр в апелляционном порядке решения по делу о признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на проведение работ по реконструкции спортивного сооружения.
Результат: Требование было отклонено, поскольку спорные изменения были необходимы для правильного выполнения работ, сметная стоимость работ не изменилась, заказчик подтвердил необходимость подписания оспариваемого соглашения и свою волю к его исполнению.
Решение: Запрос на передачу дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации был отклонен. Суды отказали в удовлетворении иска, оценив представленные доказательства согласно закону.
Указанные истцом основания для признания сделки недействительной не нарушают закон и связаны с необходимостью правильного выполнения работ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Согласно закону, порядок изменения цены контракта в случаях существенного увеличения стоимости строительных ресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за нормативно-правовое регулирование в области строительства, архитектуры и градостроительства. Проектно-сметный метод при этом не применяется.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Цена государственного контракта согласно положениям ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действующего в спорный период, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Такой же подход к регулированию вопроса об установлении цены по государственным (муниципальным) контрактам в настоящее время закреплен в ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как расторгнуть контракт из-за подорожания стоимости стройматериалов
Если вы направили заказчику письмо об увеличении стоимости договора в связи с увеличением цены на материалы, а он не согласен с удорожанием или стороны не получили разрешение на изменение существенных условий, то проводится расторжение контракта из-за повышения цен на материалы при строительстве — по ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ. Основание для расторжения — соглашение сторон.
Об авторе этой статьи
Бухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер. Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
Для замены товара из сметы на улучшенный по ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ необходимо подготовить:
Обратите внимание: замена товара на улучшенный не должна привести к увеличению стоимости строительных работ. Издержки в данном случае подрядчику придётся покрыть самостоятельно.
Обращение заказчику можно направить:
Подтверждение замены товара на российский – изменение условий сделки в реестре контрактов ЕИС.
Порядок закрытия работы при замене материалов
Если контракт не предусматривает выплату аванса, заказчик должен оплатить строительные работы после приёмки работ на основании документов:
Важно: при внесении изменений в контракт закрывающие документы необходимо выставлять на основе нового варианта сметы с указанием в них новых материалов, оборудования и новой стоимости (при необходимости).
Как менять цену контракта из-за удорожания строительных ресурсов
В настоящее время рынок строительных материалов очень нестабилен. Едва ли не каждый подрядчик в ходе исполнения контракта сталкивается с проблемой удорожания материалов, что ставит под угрозу саму возможность исполнения обязательств. Понимая это, законодатель предусмотрел возможность пересмотра стоимости госконтрактов по строительству. Еще в 2021 году вышло постановление правительства об увеличении цены контракта на 30 процентов — ПП РФ № 1315 от 09.08.2021. Законодательный акт предусматривал возможность менять существенные условия договора в случае непрогнозируемого удорожания стоимости строительных ресурсов.
Изменение существенных условий осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к ранее заключенному договору на основании поступившего заказчику письменного предложения об изменения цены контракта по 44-ФЗ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение. Правило распространяется на контракты, заключенные до 31 декабря 2022 г. при условии, что обязательства по ним на дату заключения соглашения не исполнены.
Три ведомства — Минфин, Минстрой и ФАС — разъяснили порядок действий в совместном письме Минфина России № 24-06-06/45785, Минстроя России № 24044-АЛ/09, ФАС России № ПИ/47490/21 от 10.06.2021. Ведомства указывают на то, что по соглашению сторон допускаются и увеличение цены контракта на 30 процентов по 44-ФЗ, и срок его исполнения.
По логике ведомств, коррективы возможны из-за возникновения обстоятельств, которые не зависят ни от поставщика, ни от заказчика. Под «не зависящими от сторон контракта обстоятельствами» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе повышение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов.
Порядок корректировки контрактов в связи с увеличением рыночных цен на стройматериалы
Правительство РФ установило порядок изменения на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактов, предметом которых является выполнение строительных работ. Указанное изменение контрактов возможно с соблюдением следующих условий:
При необходимости увеличения цены контракта до размера, превышающего стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, изменение условий контракта осуществляется после принятия решения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ (в случае использования таких ассигнований).
В случае увеличения цены контракта до размера, превышающего стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, не требуется:
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность изменения контрактов на выполнение строительных работ, с учетом положений постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. № 1315.
Порядок замены товара по решению властей
Если товары не удается заменить по ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ или п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона № 46-ФЗ, то одобрить изменение контракта могут по ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Соответствующее обращение подаёт заказчик или подрядчик.
Точный порядок действий будет зависеть от правил конкретного региона, так как местные власти самостоятельно устанавливают правила. К примеру, для получения одобрения в Самарской области нужно обратиться в администрацию данного района (постановление Самарской области от 13 апреля 2022 года № 250).
Инструкция по замене товара на аналогичный
Чтобы заменить материал или оборудование на аналогичный российского происхождения, по п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона № 46-ФЗ с учётом правил из постановления № 680 необходимо:
Какими правилами руководствоваться при повышении цены контракта из-за роста цен на материалы
В процессе исполнения госконтрактов на строительство предусмотрено увеличение расценок на строительные материалы. Минстрой в письме от 09.04.2022 № 15274-ИФ/09 подчеркнул, что такое изменение осуществляется при наличии его письменного обоснования на основании решения органа исполнительной власти.
Установлена возможность менять существенные условия действующего контракта стоимостью более 1 млн руб., в связи с удорожанием стройматериалов, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Если стоимость превышает 100 млн рублей, обязательным условием является проведение государственной экспертизы сметной документации. Такая экспертиза осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней). Правила действуют как в отношении долгосрочных контрактов, так и в отношении договоров, которые заключены на срок менее одного года.
Кроме того, в соответствии с положениями закона № 46-ФЗ, статья 112 закона № 44-ФЗ дополнена , которая, как и уже рассмотренные законодательные акты, предусматривает возможность менять существенные условия.
Отдельного указа президента об увеличении сметной стоимости на 30 процентов в 2023 году нет, правила закреплены ПП РФ № 1315 в последней редакции. По правилам, такая процедура возможна, если такие коррективы не приведут к увеличению срока исполнения соглашения или цены свыше 30%.
Если заключили строительный контракт с ценой от 1 миллиона рублей (после 31.12.2022 — от 100 миллионов) на год и больше, и в процессе его исполнения возникли обстоятельства, не зависящие от сторон, из-за которых нельзя закончить работу, меняйте условия.
Если стороны одновременно меняют и цену, и срок исполнения либо корректируют любое из этих условий, внесите коррективы в смету. Корректируйте смету, даже если производится замена материала без изменения сметной стоимости 44-ФЗ, — это все равно замена условий исполнения строительного госконтракта.
Есть еще ряд особенностей. При изменении строительных подрядов стоимостью от 30 миллионов рублей и выше разрешают учитывать увеличение стоимости работ, которые приняли еще в 2021 году и до даты, когда подрядчик направил скорректированный расчет, но только по взаимному согласию сторон. Подрядчик обосновывает корректировку сметы (показывает удорожание ресурсов): оформляет новое предложение и прикладывает к нему подтверждающие документы (п. 14, пп. «в» п. 14.2 методики из Приказа Минстроя № 841/пр).
Предпосылки проблемы
Недавно Росстат опубликовал сведения, что цены на стройматериалы выросли на 4,99 % в мае 2021 г. по сравнению с апрелем и на 16,44 % — по сравнению с маем 2020 г.
А с 01.01.2021 рост цен достиг 12,07 %.
В совместном письме Минфина, Минстроя и ФАС указано, можно ли поменять расценки на стройматериалы — да, стороны вправе корректировать существенные условия соглашения в рамках Федеральной контрактной системы. Решение о возможности изменить ценовые условия госконтракта потребовалось в связи с резким ростом цен на строительные материалы. Удорожание зафиксировали из-за повышения активности внутреннего рынка после снятия ограничительных мер.
Кроме того, на стоимости сказалась и нехватка стройматериалов. Ограниченность ресурсов вызвана пандемией и особыми условиями работы в 2020 году. ФАС провел проверку поставщика строительных материалов и подтвердил правомерность ценового роста.
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Как вам статья?
На складе отсутствуют материалы
Подрядчик обязан исполнить все условия контракта по Закону № 44-ФЗ. За неисполнение обязательств подрядчику грозит:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Чтобы изменить условия сделки, когда контракт уже заключен, необходимо наличие веских причин. Если подрядчик готов выполнить работы, но не может этого сделать не по своей вине, есть 2 варианта решения проблемы:
За приёмку работ, которые не соответствуют условиям контракта, заказчику грозит штраф согласно ч. 10 ст. 7.32. КоАП в размере от 20 до 50 тысяч рублей на должностное лицо. Если же при проверке будут обнаружены признаки злоупотреблений, в отношении заказчика могут возбудить уголовное дело (ст. 285 УК РФ).
Как изменить цену контракта из-за повышения стоимости стройматериалов?
Многим поставщикам знакома проблема: после заключения муниципального контракта цены на материалы выросли в два раза, но по условиям госконтракта вносить изменения нельзя. Минстрой предложил скорректировать действующий порядок — допустить возможность пересмотра цены госконтрактов по строительству. Специалисты ведомства подготовили проект изменений в ПП РФ № 1186 от 19.12.2013. После того как его примут, стороны смогут менять цены на строительные контракты из-за удорожания строительных материалов.
Региональные структуры получили нормативные рекомендации Минфина по увеличению контракта в связи с увеличением стоимости материалов: три ведомства — Минфин, Минстрой и ФАС подготовили совместное письмо № 24-06-06/45785 от 10.06.2021, № 24044-АП/09 от 10.06.2021 и № ПИ/47490/21 от 10.06.2021, в котором разъясняется порядок изменения цены строительных контрактов в соответствии с № 44-ФЗ.
По логике ведомств изменения возможны из-за возникновения обстоятельств, которые не зависят ни от поставщика, ни от заказчика. Допускает антимонопольная служба и цены на стройматериалы (их увеличение), и изменение общей стоимости госконтракта, и его расторжение по соглашению сторон.
Сейчас разрешают изменять цены на строительные контракты, срок которых составляет не меньше 1 года, а стоимость — не менее 100 миллионов рублей (п. 8 ч. 1 ст. 95 № 44-ФЗ).
Изменит проектные разработки Минстроя на повышение стоимости материалов постановление Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013, в котором установлен допустимый критерий на корректировку существенных условий контракта в 100 миллионов рублей. Ведомство предлагает закрепить другой норматив — 15 миллионов рублей. Заказчики и поставщики в основном заключают контракты на сумму ниже 100 миллионов рублей: доля таких соглашений составляет 70 % на федеральном и региональном уровнях, 79 % на муниципальном уровне.
В качестве разрешения на изменение существенных условий необходимо получить решение правительства, регионального исполнительного органа власти или местной администрации в зависимости от уровня контракта. — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.
Как меняются расценки на стройматериалы в смете госконтракта
В методике составления сметы 841/пр описаны правила обоснования коррекции сметы на строительные работы и на реконструкцию объектов капстроительства с ценой:
Для ценовой категории до 30 миллионов ввели компенсацию разницы между стоимостью основных материалов, оборудования и общей стоимостью этих материалов и оборудования с учетом изменений. Ее определяют как сумму цен работ по действующей смете и величины возрастания расценок на строительные материалы, оборудование. Величину возрастания учитывают в коэффициенте и распределяют пропорционально остатку работ по каждой позиции сметы строительного подряда. Для подтверждения необходимо предоставить минимум три обосновывающих документа по каждому материалу и оборудованию — коммерческие предложения, прайс-листы, открытые сведения с ЭТП.
Разница рассчитывается по формуле:
Новая стоимость контракта до 30 миллионов определяется по такой формуле:
Новая цена контракта от 30 до 100 миллионов рассчитывается так:
Коэффициент корректировки с учетом роста стоимости работ из-за удорожания строительных ресурсов определяют так:
Новые условия контракта с коэффициентом корректировки при стоимости от 100 миллионов и выше рассчитывается по тем же формулам, что и для госконтрактов от 30 миллионов рублей (п. 14.3 методики из Приказа № 841/пр).
При корректировке (максимум на 30%) для договоров до 30 и от 30 до 100 миллионов рублей повторная экспертиза сметы не требуется. А вот от 100 миллионов и выше повторная экспертиза обязательна.
Общий порядок действия при изменении расценок на стройматериалы таков:
Действия при удорожании товаров
Если подорожали материалы или оборудование из сметы и заменить их российскими аналогами нет возможности, нужно увеличить стоимость работ. По Закону № 44-ФЗ допускается увеличение цены контракта, в том числе заключенного по итогам тендера.
В 2023 году можно увеличить стоимость строительства, капитального ремонта и некоторых других работ следующим образом:
Основания для увеличения стоимости работ вместе с законодательной базой собрали в таблице.
Статья Закона № 44-ФЗ Обязательные условия
п. 11 ч. 1 ст. 95вид работ соответствует п. 11 ч. 1 ст. 95по итогам проверки сметная стоимость превышает цену контрактаналичие экспертного заключенияналичие решения властейцена увеличивается в пределах 30%
п. 1.3 ч. 1 ст. 95вид работ соответствует п. 1.3 ч. 1 ст. 95цена увеличивается в пределах 10%
п. 8 ч. 1 ст. 95, ч. 70 ст. 112вид работ соответствует п. 8 ч. 1 ст. 95срок действия контракта – не менее 1 года (до 1 января 2024 года разрешено менять контракты со сроком действия менее 1 года)стоимость контракта равна или превышает установленную правительствомналичие обоснования на основе решения властейцена увеличивается в пределах 30%
ч. 65.1 ст.112до 1 января 2024 года допускается менять стоимость, если: имеется решение властейневозможно исполнить контракт без измененийпричины изменений не зависят от сторон контрактаучтены условия из ч. 1.3-1.6 ст. 95
п. 2 ч. 1 ст. 95контракт заключен с федеральными органами властиналичие решения властейбез изменений не удастся исполнить контрактпричины изменений не зависят от сторон контрактасрок действия контракта составляет не менее 3 летстоимость контракта равна или превышает установленную правительством
п. 3 ч. 1 ст. 95контракт заключен с региональными органами властивыполнены те же условия, что и по п. 2 ч. 1 ст. 95
п. 4 ч. 1 ст. 95контракт заключен с органами местного самоуправленияналичие решения властейбез изменений не удастся исполнить контрактсрок действия контракта – не менее 1 годапричины изменений не зависят от сторон контрактастоимость контракта равна или превышает установленную Правительством РФ
Важно: чтобы заключить допсоглашение при удорожании работ, необходимо переоформить обеспечение исполнения контракта (ч. 1.3. ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
В данном случае процесс внесения изменений в контракт тот же, что и при замене товаров. Особенности согласования будут зависеть от конкретного основания внесения изменений – в каждом пункте указано, какие условия нужно выполнить и какие документы подготовить. К примеру, при изменении контракта по ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ необходимо получить решение властей.
Как расторгнуть контракт из-за увеличения стоимости стройматериалов?
Если заказчик не согласен с удорожанием или стороны не получили разрешение на изменение существенных условий, то проводится расторжение контракта из-за повышения цен на материалы при строительстве — по ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ. Основание для расторжения — соглашение сторон.
Как изменить расценки на стройматериалы в смете госконтракта?
В процессе исполнения длительных госконтрактов на строительство меняются расценки на строительные материалы. Минстрой предложил, что делать с контрактами госзакупок при подорожании материалов — менять расценки. Возможность изменения существенных условий установлена в № 44-ФЗ (п. 8 ч. 1 ст. 95). Но все коррективы следует обосновать, то есть официально подтвердить, что удорожание материалов привело к росту стоимости исполнения соглашения. Кроме того, потребуется получить разрешение — решение правительства или региональных властей.
Минстрой подписал приказ № 500/пр от 21.07.2021 об изменении сметы строительного контракта в связи с ростом цен. В настоящее время приказ проходит регистрацию в Минюсте. Ожидается, что изменения вступят в силу с 24.08.2021. В ведомстве предложили новые правила обоснования изменений сметы контрактов на строительство и реконструкцию объектов капстроительства для контрактов с ценой:
Для контрактов с ценой до 30 миллионов ввели компенсацию разницы между стоимостью основных материалов, оборудования и общей стоимостью этих материалов и оборудования с учетом изменений. Новую цену определяют как сумму цен работ по действующей смете и величины возрастания стоимости на строительные материалы, оборудование. Величину возрастания учитывают в коэффициенте увеличения стоимости работ и распределяют пропорционально остатку работ по каждой позиции сметы строительного контракта. Чтобы подтвердить изменение цены, необходимо предоставить минимум три обосновывающих документа по каждому материалу и оборудованию — коммерческие предложения, прайс-листы, открытые сведения с ЭТП.
Новая цена контракта до 30 миллионов определяется по такой формуле:
Новая цена контракта от 100 миллионов и выше рассчитывается по формуле:
При корректировке стоимости (максимум на 30 %) для контрактов до 30 и от 30 до 100 миллионов рублей повторная экспертиза сметной стоимости не требуется. Если меняется цена контракта от 100 миллионов и выше, то повторная экспертиза обязательна.
Еще Минстрой на сайте проектов нормативных опубликовал проект изменений в приказ № 841/пр от 23.12.2019. В этом нормативе приведены порядок определения НМЦК и методика расчетов ценовых показателей. Ведомство поясняет, как сообщить заказчику, что увеличились цены на стройматериал, — написать уведомление и привести официальные доказательства такого подорожания (договоры поставки материалов и оборудования, товарные накладные, иные бумаги).
Кроме того, при расчете НМЦК на строительные контракты, заказчику следует заложить возможное увеличение — применить к начальной (максимальной) ЦК индекс прогнозной инфляции.
Минстрой предлагает пересмотреть контракты, заключенные до 01.07.2021
Минстрой подготовил проект постановления правительства об изменении цен на госконтракты «в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы». Значительный рост цен на сырье, материалы и строительные ресурсы привел к новым изменениям. Минстрой опубликовал новый проект постановления — об изменении цен на государственные контракты по № 44-ФЗ на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капитального строительства и проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Если стороны заключили контракт стоимостью от 1 миллиона рублей и выше до 01.07.2021, то они вправе увеличить цену или срок исполнения соглашения, но только в пределах 30 %. Раньше такая корректировка допускалась только для госконтрактов с ценой от 100 миллионов рублей.
Для внесения изменений подрядчик направляет заказчику предложение в письменном виде — с обязательным обоснованием новой стоимости или срока. Допускается менять цену только по невыполненным объемам строительства.
Нововведения направлены на реализацию федеральных проектов, но новым регламентом вправе воспользоваться региональные власти и даже государственные компании, которые работают с национальными проектами в рамках № 223-ФЗ.
Кроме того, правительство утвердило механизм компенсации застройщикам дополнительных расходов, которые связаны с удорожанием стройматериалов.
В ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 закреплена еще одна мера поддержки строительной отрасли. С момента вступления постановления в силу стороны вправе увеличить цену строительного госконтракта (не больше чем на 30 %). Для увеличения стоимости заказчик и подрядчик подписывают дополнительное соглашение. Проверять инвестпроект на предмет эффективности использования бюджетных средств не потребуется.
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78