Правила на краны манипуляторы

Права какой категории потребуются?

Для управления грузовым автомобилем, масса которого превышает 3,5 тонны, требуется водительское удостоверение категории С. Стало быть, для того, чтобы выполнять обязанности просто водителя крана-манипулятора (по сути водителя грузового автомобиля), достаточно иметь права категории С.

Какими же правами наделяет водителя такое удостоверение? Водитель с правами категории С имеет право управлять средними (от 3,5 т до 7,5 т) и тяжелыми (свыше 7,5 т) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, максимальная масса которого не более 750 кг.

Но ведь кран-манипулятор предназначен, в первую очередь,  для транспортировки грузов. А прицеп с максимальной массой 750 кг – как говорится «не маловато ли будет» для таких задач?

Следовательно, стоит подумать о получении прав на управление автомобилей с более мощными прицепами.

Право на управление транспортными средствами с грузовыми прицепами дает категория Е. Однако эта категория не выдается отдельно, сама по себе (прицеп на то и прицеп, что его «тащит» автомобиль, который кто-то управляет).

Водительское удостоверение категории Е выдается дополнительно к имеющимся правам на управление грузовыми автомобилями.

Допустим, у вас есть водительское удостоверение категории С. Значит, для того, чтобы управлять краном-манипулятором с тяжелым прицепом, нужно получить права одной из подкатегорий Е.

И вот он – «момент истины»: вам следует получить права подкатегории СЕ, которая дает право на управление тяжелыми грузовиками с массой более 3,5 тонн, соединенными с прицепами тяжелее 750 кг.

Регистрация КМУ

Чтобы получить разрешение на свободное использование агрегата, его необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре. Манипулятор считается опасным производственным объектом (ОПО), поэтому процесс регистрации достаточно сложный и многоэтапный. В органах Ростехнадзора не нужно регистрировать следующие виды техники:

Итак, приобретенная вами модель не относится к вышеперечисленным. Значит, этот манипулятор подлежит регистрации. И первым делом ОПО должен будет пройти экспертизу промышленной безопасности.

Что необходимо для получения прав на манипулятор

Самоходные краноманипуляторные установки на базе грузового автомобиля подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. Оператор КМУ, помимо прав на управление мобильным манипулятором категории С, обязан пройти курсы по управлению грузоподъёмной техникой и получить разрешение на управление КМУ.

Машинисту нужна особая категория для работы на манипуляторе

Кран-манипулятор является устройством, которое имеет широкий спектр применения на стройке, в порту, на складе и т. д. Он используется для погрузки-выгрузки различных грузов, отличающихся большими габаритами и тоннажем. Конечно, их вес не должен превышать возможностей грузоподъемности крана. Обычно КМУ устанавливают на шасси грузовика.

Пользоваться манипулятором можно только на дорогах, имеющих твердое покрытие.

Эксплуатировать кран необходимо в соответствии со всеми требованиями, изложенными в нормативно-технической документации.

К таковой относят:

К управлению КМУ допускаются водители, имеющие удостоверение категории С, если используется машина без прицепа. В противном случае потребуются права категории Е. Также необходимо получить соответствующий допуск к работе, который выдается после прохождения курса обучения.

Подобные агрегаты нужны во всех сферах деятельности, связанных с тяжелыми грузами. Если вы заинтересованы в том, чтобы манипулятор был в исправном состоянии, его необходимо грамотно обслуживать, что предполагает:

Сначала любая организация принимает новый кран на баланс. Когда оборудование поступает прямо от производителя, его работоспособность необходимо проверить. Для этого следует:

Требования к водителям грузовиков с КМУ

Деятельность машиниста манипулятора ответственная и тяжелая, поэтому и требования к нему достаточно высоки. Устроиться в крупную, развивающуюся компанию удается только квалифицированным специалистам.

Машинист такого транспортного средства должен иметь:

Очень подробно и понятно все требования прописаны в типовой инструкции для крановщиков и водителей самоходных кранов, утвержденной Госгортехнадзором.

В соответствии с ней к сотрудникам, управляющим самоходными кранами, предъявляется ряд требований.

Кроме перечисленного, компании часто предъявляют особые требования к профессиональным и личным качествам будущего оператора манипулятора:

Однако получить престижную должность, несмотря на внушительный список требований, все же возможно. Главное – дать понять нанимателям, что вы именно тот специалист, который им нужен. И обратите внимание: получение документов, необходимых для работы, может занять до 1 месяца.

Получение разрешения на вождение крана

Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:

Правила на краны манипуляторы

После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.

Какие документы требуются для работы на КМУ

Итак, для выполнения обязанностей водителя крана-манипулятора потребуются права категорий С и СЕ. Чтобы управлять краноманипуляторной установкой, в дополнение к водительскому удостоверению необходимо получить удостоверение оператора КМУ.

Все водители и операторы компании имеют соответствующие удостоверения и допуски к работам. Ежегодная аттестация машинистов краноманипуляторных установок – обязательна.

Непосредственные исполнители работ в совершенстве владеют профессиональными навыками. Оформляйте заказ без лишних опасений: заказ будет выполнен точно в срок!

Звоните: +7 (495) 227-30-10

Порядок учета подъемных сооружений в органах Ростехнадзора

Вопрос: Пунктом 147 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., рег. № 30992 (далее – ФНП по ПС) установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП, перед пуском их в работу подлежат учету. При этом ФНП по ПС не дают разъяснений по порядку постановки на учет ПС, прошу разъяснить порядок учета ПС в органах Ростехнадзора.

Ответ: В соответствии с приложением № 4 к «Административному регламенту по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденному приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (далее – Административный регламент), при регистрации опасного производственного объекта (далее – ОПО) заявителем указываются:

— наименование входящего в состав ОПО технического устройства;

— тип, марка, модель технического устройства, учетный и заводской номер;

— характеристика технического устройства, дата изготовления и дата ввода в эксплуатацию.

Согласно пункту 147 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, ПС перед пуском их в работу подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО.

Пунктом 5 «Правил регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, определено, что для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

На основании изложенного, до регистрации (внесении изменений) опасного производственного объекта подъемное сооружение должно быть поставлено на учет.

Учет ПС осуществляется при представлении заявителем в территориальный орган Ростехнадзора заявления о постановке на учет ПС с указанием сведений о ПС в объеме, не менее требуемого Административным регламентом (за исключением учетного номера).

Вопрос: Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?

Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.

Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.

Проверка документации в канцелярии

Все документы после заполнения сдаются в канцелярию Ростехнадзора с отметкой о приеме. Служащий должен поставить штампы на копиях принимаемых документов, которые вы предоставили для получения прав:

Теперь нужно дождаться подтверждения инспектора о том, что сданные документы оформлены как положено, и разрешения на получение паспорта. Далее кран нужно будет застраховать в качестве ОПО. Страховку необходимо ежегодно обновлять.

После проведения всех процедур вам следует пригласить инспектора, чтобы запустить манипулятор в работу. Уведомление с приглашением следует выслать не позже чем за неделю до начала эксплуатации. Этого времени будет вполне достаточно для проведения всех проверок. Данное разрешение выдается на основании результатов испытаний агрегата на предприятии, где он изготовлен.

Регистрация КМУ в органах Ростехнадзора

Для работы на автомобиле с краном-манипулятором необходимо иметь следующие бумаги:

Кран на базе грузового автомобиля необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре как опасный производственный объект (ОПО). Обратите внимание: манипулятор грузоподъемностью до 1 тонны и грузовым моментом 4 тонны, а также кран для учебных целей регистрировать не нужно.

Теперь необходимо приготовить документы для подачи в Гостехнадзор. Сначала подаем первичные бумаги.

Приказы о назначении:

Сдав все нужные бумаги, вы получите формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора Ростехнадзора, закрепленного за вашей организацией. Все заполненные документы подаются в канцелярию Ростехнадзора.

Когда у вас на руках будут все разрешительные документы, необходимо составить письмо в Ростехнадзор, чтобы вам выделили инспектора для пуска манипулятора в дело.

О планируемом начале эксплуатации КМУ необходимо уведомить не менее чем за 5 рабочих дней. Инспектор выдает разрешение на основании проведенных испытаний на предприятии-изготовителе или же технического освидетельствования, проведенного собственником манипулятора. Перед подписанием разрешения устройство еще раз осматривается и проверяется на территории владельца, сверяются предоставленные бумаги и оценивается уровень технического обслуживания установки.

Процедуру регистрации автотехники придется повторить в случае:

Получить удостоверение машиниста крана манипулятора с выпиской из протокола

Оформим удостоверение для машиниста крана-манипулятора дистанционно, без отрыва от производства, в сжатый срок (1-2 рабочих дня). Предоставим выписку из протокола, договор, документацию для бухгалтерского учета. Только безналичный расчет!

Также при необходимости откроем доступ к порталу для изучения учебных материалов (кому требуется подтянуть теорию).

Для начала оформления необходимо:

Стоимость оформления удостоверения для машиниста крана-манипулятора 4000. Срок действия – 1 год.

Образец удостоверения машиниста крана-манипулятора

До вступления в силу Приказа 533, образцом для удостоверения подобного машиниста было Приложение из типовой инструкции для грузоподъемных механизмов. Но с вступлением вышеуказанного норматива («корочка» крановщика больше не поднадзорная) в силу, данное направление перешло под юрисдикцию Постановление 1/29.

Ниже мы представили образец нашего учебного центра.

Страницы 1 и 2

Страницы 3 и 4

Страницы 6 и 7

Важно! Точного эталона для удостоверения (корочки) машиниста крана-манипулятора не существует, в разных учебных заведениях может быть свой, что не является нарушением.

Главное, чтобы корка содержала:

В остальном УЦ-ам разрешается фантазировать, как их душе угодно.

Что такое удостоверение и зачем оно машинисту крана-манипулятора

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прояснить некоторые простые детали.

Кран-манипулятор – механизм (машина), предназначенная для подъема, погрузки или разгрузки.

Удостоверение машиниста крана-манипулятора – документ, дающий право (допускающий) специалисту (машинисту) выполнять свои непосредственные обязанности согласно штатному расписанию с использованием грузоподъемного механизма (в нашем случае манипулятор). Является результатом проверки знаний требований охраны труда, а также обучению безопасным методам выполнения работ.

Ведь, как мы выше выяснили, что «корочка» — это результат прохождения обучения выполнения работ безопасными методами, а если корки нет, соответственно, ни о какой безопасной работе речи может и не быть. В результате комиссия (на 99,9%) накажет работодателя штрафными санкциями (а в случае смерти сотрудника можно еще и на срок «нарваться»), а машиниста оставит без соответствующей компенсации (могут и штраф «впаять»).

Вот основные причины, зачем работникам нужна сея «корочка».

Как зарегистрироваться в РТН?

Для того, чтобы получить допуск, от владельца требуется полный пакет документов – только при их наличии на руках вся процедура пройдет без каких-либо сложностей. Подготовка осуществляется заранее, нужно заблаговременно пройти комиссию, которая подтвердит, что данная техника готова к эксплуатации. Итоговое заключение выдает непосредственно Ростехнадзор.

Итак, чтобы получить допуск к работе, манипулятор должен пройти регистрацию в РТН – для этого необходимо:

  • Оформить первичное решение о допуске к работе. Для этого следует подготовить документы, в которые будет входить техническое освидетельствование КМУ, а также результаты экспертов. Выдача последних образцов осуществляется только после сбора специальной комиссии.
  • Затем обращаемся непосредственно в РосТехНадзор и подаем собранные бумаги. Все экземпляры остаются на рассмотрение и после одобрения данные вносятся в единую базу. Если заключение положительное, техника может приступать к работе.

Чтобы зарегистрировать манипулятор, он должен быть оформлен на ИП или на юр. лицо, только такие владельцы уполномочены в участии в данной процедуре. Документ, подтверждающий статус, подается в РТН и копия остается на рассмотрение комиссии. Следует заранее сделать дополнительные экземпляры, чтобы при оформлении не возникло сложностей.

Правила на краны манипуляторы

Регистрация нужна не всегда

Нужно ли регистрировать КМУ в РосТехНадзоре? Как ни странно, но это довольно популярный вопрос, который волнует очень многих будущих владельцев грузовых а/м с КМУ. В этой статье мы кратко и по существу ответим на этот вопрос, но для начала определимся в терминах.

Кран-манипулятор – разновидность крана стрелкового типа, служащая для проведения строительных работ, транспортировки грузов, проведения демонтажно-монтажных работ.

Конструкция крана-манипулятора состоит из краноманипулятрной установки (КМУ), монтируемой на транспортное средство либо на фундамент. Грузоподъемность КМУ составляет от 100 кг. до 30 тонн.

КАКИЕ МАНИПУЛЯТОРЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ?

Согласно п. 147 ФНП, не нуждаются в регистрации следующие типы крановой техники:

Манипуляторы, эксплуатируемые с установкой на фундамент.

Краны, грузоподъемность которых составляет до 1 тонны включительно, а также краны, чей грузовой момент не превышает 4 тм.

Манипуляторы, используемые в учебных целях.

Манипуляторы, обладающие большей грузоподъемностью или грузовым моментом, подлежат обязательной постановке на учет: например, КМУ с грузоподъемностью 3 тонны должна быть обязательно зарегистрирована в местном отделении РосТехНадзора.

Важно: управлять краном-манипулятором могут только лица, имеющие удостоверение категории С. Если установка смонтирована на автомобиле с прицепом, водителю потребуется удостоверение категории E.

Правила на краны манипуляторы

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕГИСТРАЦИИ?

Если кран-манипулятор попадает в категорию техники, нуждающейся в регистрации, для постановки его на учет необходимо:

Первичное решение о допуске в работу. Решение выдается по результатам рассмотрения пакета документов, технического освидетельствования КМУ и заключения специализированной комиссии.

Важно: регистрировать такую технику имеют право только ИП или юридические лица.

Вы решили приобрести технику с КМУ? Обращайтесь в нашу компанию. Мы оказываем полный комплекс услуг по подбору, продаже, монтажу и оформлению спецтехники с манипуляторами. Мы предлагаем честные цены и высочайшее качество работ, подтвержденное гарантией на все выполненные работы.

Как управлять КМУ

Чтобы управлять такой техникой, как кран-манипулятор, нужно знать его эксплуатационные характеристики.

Помните, что управление краном может осуществляться в строго отведенных рамках, предусмотренных его техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации.

Как получить удостоверение для машиниста, выполняющего работы на кране-манипуляторе

Наше предложение по оформлению документации для управления манипулятором (в сжатый срок и без отрыва) в начале статьи. Если оно Вам не подходит, то давайте рассмотрим другие варианты.

1. Создать свою комиссию.

Крупные организации, где трудятся немалое количество специалистов (обычно это от 50 и выше), имеют право создавать свою комиссию для проведения проверки знаний у своих работников. В этом случае предприятия становятся полностью независимы от каких-либо учебных заведений, и могут выдавать удостоверения сами, когда им это потребуется.

Но! данный вариант, еще раз подчеркну, полезен тем предприятиям, которым будет ненакладно содержать свою комиссию (это 5 человек членов комиссии, создание учебной программы, тесты проверки знаний и т.д.). Малым и средним организациям подойдет другой вариант.

2. Обратиться в учебное заведение.

Самый простой, но долгий и затратный вариант. Обучение на манипулятор длится месяц, с обязательным отрывом от производства. Специалиста необходимо оторвать от работы и усадить за парту. По окончании сдать экзамен.

Плюсы этого варианта только в том, что организация освобождает себя от сложностей обучения своих работников. Проще говоря, сдал неуча, получил образованного специалиста. Вот основные варианты получения «корочки» для управления краном-манипулятором.

Какие еще удостоверения могут потребоваться машинисту, управляющему краном-манипулятором

Работа обсуждаемого машиниста часто связана не только с управлением манипулятора, но и с его обслуживанием, и условиями, в которых он выполняет свои непосредственные обязанности. Поэтому крановщику могут потребоваться дополнительные «корки».

1. По пожарной безопасности.

Иногда работы могут проводится в местах, где хранятся или используются горюче-смазочные материалы или товары быстрого возгорания (склады ГСМ, лакокрасочные изделия и т.д.). Поэтому машинисту потребуется оформить удостоверение по пожарной безопасности.

У нас данная процедура займет 1-2 рабочих дня.

2. Допуск по электробезопасности.

Многие краны-манипуляторы работают на электрической энергии, соответственно работникам потребуется допуск по электробезопасности. Электробезопасность направление поднадзорное, поэтому визировать данную корочку имеет право только инспектор Ростехнадзора.

Для разных видов деятельности на кране потребуется своя группа.

Персонал при этом присваивается электротехнологический или ремонтный.

С нашей помощью решить этот вопрос можно в течении 10-15 рабочих дней (согласно требованиям РТН).

Вот основные направления, которые могут потребоваться машинисту манипулятора в выполнении его работы.

Важно! Перечисленные допуски (удостоверения) являются приложением к основному удостоверению машиниста и без основного нет смысла оформлять. Основное это удостоверение машиниста (оператора) крана- манипулятора.

Получить можно у себя в организации, обратиться в аккредитованное учебное заведение или с нашей помощью без отрыва от рабочего процесса. Отсутствие удостоверения грозит наложением штрафных санкций (в некоторых случаях и уголовным наказанием) как руководителям и их заместителям, так и самому работнику.

Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов, автоэвакуаторов

Ростехнадзором получено обращение с просьбой разъяснить следующий вопрос: предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора подготовлен следующий ответ.

В соответствии с требованиями » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.

Вопрос от 10.05.2017г:

Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?

В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.

Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.

Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?

Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей. Вместе с тем, ФНП по ПС были разработаны, в том числе, на основе и взамен ранее действовавших «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» ПБ 10-257-98, подпунктом «г» пункта 1.4 которых было установлено, что настоящие Правила не распространяются на краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием.

Аналогичное требование установлено в подпункте «е» пункта 4 ФНП по ПС: «требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием».

Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.

На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».

Вопрос от 11.05.2017г:

Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.

ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ, являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.

Вопрос от 24.03.2018:

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос от 21.06.2019:

Согласно п.п. «к» п. 4 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», данные ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются манипуляторы, используемые в технологических процессах. Практически все краны-манипуляторы участвуют в технологическом процессе по погрузке, разгрузке и перемещению грузов. В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, какие именно технологические процессы подразумеваются данным подпунктом.

Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 21.06.2019, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в п. 4 «к» » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, указаны «манипуляторы», а не «краны-манипуляторы».

Вопрос от 05.07.2019:

Предприятием приобретён новый кран-манипулятор (далее – ПС) на заводе-изготовителе, который провёл его полное техническое освидетельствование, и поставлен на учёт в органах Ростехнадзора. Необходимо ли разъяснение о проведении технического освидетельствования ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, перед пуском в работу?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Пунктом 168 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 ФНП по ПС, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объём работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно ФНП по ПС.

В соответствии с п. 171 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям ФНП по ПС, находится в работоспособном состоянии и выдержал испытания.

Вопрос от 12.09.2019:

Возможна ли эксплуатация крана-манипулятора как вышки для подъема людей, если в паспорте завода изготовителя прописано, что эксплуатация разрешена?

Ответ: Межрегиональный отдел государственного горного надзора, надзора за объектами металлургической промышленности, подъемными сооружениями и котлонадзора разъясняет, что, в соответствии с » пунктом 23 «к» ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасные производственные объекты с применением подъемных сооружений, должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии подъемных сооружений и не допускать транспортировку кранами работников, кроме случаев, указанных в пунктах 239-251 ФНП.

Также пунктом 239 ФНП разъясняется, что подъем и транспортировка людей с применением подъемных сооружений, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей, разрешена в случаях, указанных в вышеуказанном пункте.

Вопрос от 05.12.2019:

В соответствии с п.5 Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах. При этом Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» не учитывает требования промышленной безопасности на транспортные средства.

п.5 ФНП установлено, что подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента ТР ТС 018/2011, осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Кто должен управлять краном-манипулятором

Правила на краны манипуляторы

Вопрос: Работник какой профессии должен управлять краном-манипулятором (как на фото)?

Кран-манипулятор — один из видов грузоподъемного крана.

Основание (Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, далее — ПОПБГК):
3. Настоящие Правила распространяются на:
3.2. грузоподъемные краны:
краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 т или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, за исключением кранов-манипуляторов, устанавливаемых на фундаменте;

Для обслуживания грузоподъемного крана нужен машинист крана (крановщик).

Основание (ПОПБГК):
337. Руководитель субъекта промышленной безопасности для организации эксплуатации грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, и содержания их в исправном состоянии локальным правовым актом:
для производства работ (использования по назначению), управления грузоподъемными кранами, строповки грузов – назначает машиниста крана (крановщика), стропальщиков;

Вывод: профессия называется Машинист крана (крановщик)

Краном управляет машинист крана.

Основание (ПОПБГК):
278. Кресло машиниста крана (крановщика) крана-манипулятора, расположенное на высоте (для кранов-манипуляторов без кабины), должно иметь умягченное, теплоизолирующее и непромокаемое (моющееся) покрытие как непосредственно на сиденье и спинке, так и на подлокотниках. В транспортном положении кресло должно быть установлено так, чтобы на его поверхности не скапливалась влага (атмосферные осадки). Несущие металлоконструкции кресла и его крепления к крану-манипулятору должны выдерживать вертикальную нагрузку 1600 Н, действующую на горизонтальную поверхность сиденья без образования остаточных деформаций. Регулировка сиденья по горизонтали должна осуществляться без применения какого-либо инструмента.

Включаем логику и делаем выводы, что если в названии «кран-манипулятор» есть слово «кран», то и профессия будет называться максимально близко к этому названию — Машинист крана (крановщик).

Но не все так просто. Перед нами встают законодательные проблемы при выборе наименования профессии:

1. Наименование профессии рабочего должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС, с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами (п. 27. «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)», пост. Минтруда от 30.03.2004 № 34).

В ЕТКС 1 для Машиниста крана (крановщика) в «Характеристике работ» нет управления краном-манипулятором. Соответственно не понятно, какой должен быть разряд у работника при выполнении работ на кране-манипуляторе с различной грузоподъемностью и конструкции.

2. Если кран-манипулятор не подпадает под действие ПОПБГК (п.3 Правил), то не понятно, какую профессию присваивать работнику, так как упоминания крана-манипулятора нет ни в одном выпуске ЕТКС.

ИМХО: Мне дал устный ответ главный государственный инспектор по надзору за эксплуатацией грузоподъемных механизмов Минского городского управления Госпромнадзора Позняк Анатолий Владимирович (я лично его знаю как высококлассного специалиста и всегда доверяю его знаниям и опыту):

Управлять краном-манипулятором должен работник по профессии Машинист крана (крановщик)

Об авторе

Правила на краны манипуляторы

Коротко о главном.

Последние статьи

Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.

В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет.

При этом крановщик должен:

Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.

Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.

Какие документы нужны для манипулятора

Пожалуй, самой востребованной техникой на сегодняшний день является грузовой автомобиль с установленным на него крано-манипуляторным устройством (КМУ).

Причины просты – такая машина отличается завидной проходимостью и грузоподъемностью, может осуществить и погрузо-разгрузочные работы, и грузоперевозки. Кроме того, установленный на шасси кран позволяет сократить расходы на аренду дополнительной техники и наем рабочей силы.

Повышенный спрос на автомобили с манипулятором диктует новые требования к разрешительной документации на подобные устройства и квалификации водителей спецтехники.

Какими же знаниями должен обладать специалист, управляющий автомобилем с краном? Какие документы необходимы для эксплуатации КМУ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно изучить соответствующие инструкции.

Какие еще документы нужны водителю для работы оператором КМУ?

Для водителя крана-манипулятора вполне логично совместить обязанности – то есть выполнять и работу оператора КМУ. Как правило, так и поступают в большинстве компаний, занимающихся оказанием услуг аренды манипуляторов.

Достаточно ли работнику имеющегося водительского удостоверения, чтобы совмещать эти две должности? Конечно, недостаточно, ведь это совершенно разные виды работ.

В этом случае водителю необходимо пройти специальный курс обучения и, после аттестации, получить  удостоверение оператора КМУ.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов
ПБ 10-257-98
(утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 31 декабря 1998 г. N 79)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов *(1) разработаны в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, доизготовлению *(2), реконструкции, ремонту и эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов *(3), их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
а) краны-манипуляторы: автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся на фундаменте ( приложение 1);
б) грузохватные органы (крюки, грейферы, электромагниты и т.п.), применяемые на грузоподъемных кранах-манипуляторах;
в) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.)
1.4 Настоящие Правила не распространяются на:
а) манипуляторы, установленные в шахтах горнодобывающей промышленности, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;
б) манипуляторы, применяемые в робототехнических системах (манипуляторы перегрузочные электрические типа МПЭ, манипуляторы пневматические сбалансированные типа МПС и т.п.);
в) манипуляторы по обработке древесины, указанные в приложении 1;
г) краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) специальные краны-манипуляторы военного ведомства.
1.5. Разработку нормативных документов на краны-манипуляторы осуществляют головные научно-исследовательские организации с учетом требований настоящих Правил, государственных Mеждународных стандартов.
1.6. Проектирование, изготовление, доизготовление, реконструкция и ремонт кранов-манипуляторов и их узлов, поставляемых как готовые изделия, должны производиться в соответствии с настоящими Правилами, государственными и международными стандартами и другими нормативными документами, указанными в настоящих Правилах.
1.7. Ответственность за качество проекта, изготовления, доизготовления, реконструкции и ремонта кранов-манипуляторов, их узлов и грузозахватных органов, а также за соответствие их настоящим Правилам и другим нормативным документам несет организация, выполнившая соответствующую работу.
1.8. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены ниже в приложении 1. Перечень государственных и международных стандартов и других нормативных документов по кранам-манипулятарам, действующих

Какая техника не подлежит регистрации?

Манипулятор – одна из популярных разновидностей стрелкового крана. Он состоит из краноманипуляторной установки, которая находится на шасси транспортного средства. Такая конструкция обязательно оформляется документально и проходит тестирование на соответствие требованиям безопасности. При любом выполнении ремонтных работ машины обязательно проверяются и регистрируются в РТН.

Любые строительные площадки, где работает спецтехника, относятся к классам повышенной опасности. При работе на таких объектах КМУ они обязательно проходят проверку и должны отвечать требованиям ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Согласно п. 147 данного документа, не требуется регистрация следующих машин:

  • небольшие краны с грузоподъемностью до 1 тонны;
  • техника, у которой грузовой момент не превышает 4 тоннометров;
  • учебные манипуляторы;
  • краны, которые устанавливаются на фундамент.

Вся остальная техника подлежит обязательной регистрации в РТН, например, манипулятор с грузоподъемностью в 4 тонны следует поставить на учет в РосТехНадзоре. Для этого потребуется поставить его на учет, обратившись в местное отделение. Стоит отметить, что если башня находится на прицепе, водителю потребуется категория Е, при монтаже на базе грузового автомобиля достаточно категории С.

Постановка манипулятора на регистрационный учёт

Разрешение на эксплуатацию манипулятора как опасного производственного объекта даётся территориальным органом Гостехнадзора. Разрешение на использование краноманипуляторной техники не требуется на устройства грузоподъёмностью в пределах 1 т. В технической характеристике техустройства этот параметр равнозначен 4 т/м.

Регистрация крана-манипулятора в надзорной инстанции проводится на основании письменного заявления собственника и технического паспорта. Заявление содержит сведения:

Правила на краны манипуляторы

Перерегистрация действующего крана-манипулятора проводится при передаче иному собственнику, реконструкции, переоформлении паспорта. Ответ на запрос о допуске к работе (отказе) даётся в течение календарной недели.

Разрешение на производство грузоподъёмных операций и вождение

Совмещение функций водителя и машиниста крана-манипулятора – распространённое явление. Чтобы управлять КМУ с прицепом, требуется водитель категории Е. При достаточной вместимости кузова, для вождения крана достаточно категории С.

Управление подъёмником стрелового типа разрешается персоналу, прошедшему аттестацию по специальностям крановщик, оператор КМУ.

Правила на краны манипуляторы

Отсутствие в экзаменационной комиссии учебного заведения инспектора Госгортехнадзора влечёт необходимость дополнительного тестового испытания в надзорной инстанции для получения разрешения на работу.

Удостоверение содержит сведения о типах кранов-манипуляторов, на которые распространяется разрешение. Идентифицирует обладателя документа вклеенная фотокарточка.

Правила на краны манипуляторы

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на руках исполнителя должен быть документ:

Правила на краны манипуляторы

Выучиться на оператора крана-манипулятора

Обучение на машиниста манипулятора ведётся в специализированных центрах подготовки автокрановщиков по адаптированной программе. Официальный разрешительный документ на проведение операций по погрузке учащиеся получают по прохождении сокращённого 48-и часового курса обучения.

Правила на краны манипуляторы

Управлять КМУ с уверенностью оператором-машинистом 4 квалификационного разряда позволит расширенный 3-недельный курс с отработкой практических навыков управления стрелой с земли.

Занятия по подготовке претендентов на получение удостоверения на вождение краноманипуляторной техники проводятся очно и дистанционно без личного присутствия. Удалённый курс предполагает получение профессиональными водителями лекций и пособий в электронном виде.

Полный курс с получением прав на управление грузовым автомобилем и удостоверением крановщика манипулятора проходят в группе с очным посещением теоретических и практических занятий на базе класса автокрановщиков.

Сокращение длительности происходит за счёт исключения аудиторной и практической подготовки по автокрановой технике с акцентом на специфику манипулятора. Автокрановщик-профессионал для перехода на родственную (более простую по управлению) машину обязан пройти переобучение на общих основаниях по краткосрочной программе и получить разрешение на действия по подъёму грузов.

Правила на краны манипуляторы

Строгости надзорных структур

Проверка владения комплексом знаний машинистом-оператором проводится ежегодно, при переводе на манипулятор иного типа. С такой же периодичностью проводится частичное освидетельствование техсредства. Полное – раз в 3 года.

Производство работ по перемещению грузов без допуска к работе влечёт штраф в размере 20 тыс. р. для частного лица. Наказание организации ужесточается в 10–15 раз (до 200–300 тыс. р.).

Читайте также:  фгис ставрополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *