Медицинские отходы классов Б и В представляют опасность и требуют особого подхода при сборе, хранении и утилизации. Они содержат инфекционные агенты, кровь, загрязненные биологическими жидкостями, органы, ткани и другие биологические материалы. Классификация отходов по классам В и Б внесена в приложение 11 к СанПиН 3684-21.
Схема сбора, хранения и утилизации отходов классов Б и В
Сбор медицинских отходов классов Б и В
Отходы классов Б и В собирают в контейнеры специального дизайна, которые имеют два внутренних пакета — белый для первичного сбора и желтый для окончательной упаковки. Контейнеры обязательно маркируются — на них указывают вид и количество отходов, класс опасности и дату упаковки.
Хранение медицинских отходов классов Б и В
Отходы классов Б и В хранят в специально отведенных помещениях, из которых запрещен вынос за пределы медицинского учреждения. Также возможно хранение на предметно-территориальной базе при условии соблюдения правил упаковки и маркировки.
Утилизация медицинских отходов классов Б и В
Утилизацию отходов классов Б и В проводят силами специализированных организаций с лицензией на этот вид деятельности. Они обязаны утилизировать отходы на специальных полигонах в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Правила работы с отходами класса Г
Общая информация о медотходах класса Г
Медицинские отходы класса Г относят к опасным химическим веществам, которые обладают токсичными и канцерогенными свойствами. Они могут содержать биологически активные вещества, ртути, свинец, кадмий, пестициды и другие опасные вещества.
Также очень часто встречаются медицинские отходы класса Г, которые можно утилизировать — это стекло, бумага, картофель и т. д.
Цельная статья находится по ссылке: https://coko1.ru/sanktsii-rossiyskim-bankam/
Сбор и утилизация медицинских отходов классов Б и В
Медицинские отходы классов Б и В относятся к эпидемиологически опасным, которые нужно обеззараживать. Просто так сдавать их для утилизации или выкидывать в мусоропровод нельзя — это может спровоцировать эпидемию опасных заболеваний.
Правила сбора отходов класса Б в местах их образования
Сбор и хранение медицинских отходов классов Б и В
- В помещениях, где образуются отходы классов Б и В, разместите инвентарь для их сбора и одноразовую или многоразовую упаковку.
- Можно собирать в одну емкость разные медицинские отходы одного класса опасности, кроме острых, органических и жидких.
- На упаковке должна быть цветовая и текстовая маркировка:
- Желтый цвет и надпись класс Б
- Красный цвет и надпись класс В
- Упаковки должны иметь механизм герметизации и запорные устройства.
- Мягкие упаковки должны иметь поворотный механизм с тремя положениями: Открыта, Временно закрыта, Окончательно закрыта.
- Упаковки должны подходить по высоте к стойкам-тележкам или мини-контейнерам.
- Многоразовые емкости для сбора отходов классов Б и В медработники обязаны ежедневно дезинфицировать.
Количество расходных материалов и сроки хранения
- Количество расходных материалов определяйте по их номенклатуре, частоте замены упаковки и срокам хранения медотходов.
- Временно хранить эпидемиологически опасные медотходы разрешено до 24 часов в специальных помещениях, куда нет доступа посторонним лицам.
- Отходы класса А нельзя помещать в это же помещение.
Вывоз медицинских отходов классов Б и В
- Руководитель медицинской организации должен заключить договор с компанией, у которой есть лицензия на вывоз и утилизацию опасных медотходов.
- В договоре опишите технологию утилизации и укажите ответственного.
- Можно заключить договор с компанией, которая имеет право обеззараживать эпидемиологически опасные отходы, в этом случае обработка перед сдачей не требуется.
- Медицинские отходы классов Б и В хранятся в отдельном холодильнике (например, в патологоанатомическом отделении) и вывозятся в течение трех суток.
Соблюдение всех указанных выше правил и требований по сбору, хранению и утилизации медицинских отходов классов Б и В является обязательным.
Правила обращения с медицинскими отходами класса G
## Нарушение 1. Нет обязательных документов или они составлены неправильно.
✓ Как исправить.
Проверьте сопроводительную документацию, договоры, журналы учета отходов класса А, Б, В и Г, а также их содержание. Если в договоре или сопроводительной документации есть ошибки, устраните их совместно с представителями компании, которая занимается сбором и утилизацией. Также не забывайте брать сопроводительную документацию при каждой сдаче отходов. В противном случае при проверке возникнут проблемы.
## Нарушение 2. Медперсонал не знает порядок действий при аварийной ситуации.
✓ Как исправить.
Проведите инструктаж, на котором разъясните, как действовать, если укололись или порезались острыми и колющими предметами или порвался пакет с опасными медотходами. После этого проверьте, насколько хорошо сотрудники усвоили алгоритмы действий во внештатной ситуации. Дополнительно составьте схемы обращения с медотходами.
Предотвратить ошибки в работе с медицинскими отходами можно с помощью периодического обучения персонала в аккредитованном центре. Запишите сотрудников МО на курсы повышения квалификации. В ЦОКО № 1 вы можете выбрать подходящую программу. Учитывайте, что при обучении групп предусмотрены скидки.
## Нарушение 3. В схеме обращения с медотходами нет способов дезинфекции оборудования.
✓ Как исправить.
Проверьте схему обращения с медицинскими отходами на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21. В разделе с описанием способов обеззараживания должны быть описаны все методы дезинфекции оборудования.
Образец схемы обращения с медицинскими отходами

## Нарушение 4. Медсестры используют контейнеры для сбора отходов дольше положенного срока.
✓ Как исправить.
Чтобы не пропустить срок замены контейнера, поручите отмечать на контейнерах не только дату начала сбора, но и дату конечного срока сбора отходов. Так все сотрудники МО будут знать, когда менять емкости.
## Ответственность за нарушение правил работы с медицинскими отходами
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами грозит привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется в зависимости от статуса нарушителя. На сегодняшний день он составляет:
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юрлицо признают виновным только тогда, когда оно имело возможность предотвратить нарушения, но не предприняло зависящие от него меры. Во всех остальных случаях к ответственности привлекают тех, кто нарушил правила работы с медицинскими отходами. Обычно штрафы выписывают медицинскому персоналу и должностным лицам.
Российский экологический оператор разработал электронные модели территориальных схем обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) для 17 регионов. Схемы позволяют в оперативном режиме обновлять данные по контейнерным площадкам и объектам обращения с отходами, в будущем они будут интегрированы в федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО).
«Вопрос актуализации и адаптирования программных продуктов электронных моделей территориальных схем принимает особенную актуальность. До конца года регионы должны наладить информационный обмен электронных моделей терсхем с ФГИС УТКО (постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 года № 913). При разработке электронных моделей РЭО применяет типовое решение, это позволяет оптимизировать разработку программных продуктов и сэкономить бюджетные средства регионов. На данный момент модели разработаны для 17 регионов. Всего к концу 2023 года РЭО завершит разработку 22 электронных моделей территориальных схем обращения с отходами. Таким образом модели будут актуализированы для всех регионов России», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Электронные модели территориальных схем разработаны в таких регионах, как Курганская, Мурманская, Калининградская, Самарская, Амурская области, Хабаровский край, Республики Ингушетия, Адыгея, Крым, Алтай, Карачаево-Черкесская и Чувашская Республики, Еврейская АО. Кроме того, завершены схемы для ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, они проходят согласование. В 4 квартале 2023 года запланирована разработка еще 5 электронных моделей территориальных схем.
В процессе разработки электронных моделей территориальных схем актуализируются источники образования отходов, контейнерные площадки и объекты обращения с отходами на территории региона. Например, в рамках разработки электронной модели территориальной схемы Курганской области был впервые создан цифровой реестр, содержащий более 209 тысяч источников образования отходов, 11 тысяч мест накопления отходов и 39 объектов обращения с отходами. Вся информация визуализирована на карте региона.
Загружаемые данные в ряде регионов станут основой для актуализации и корректировки принимаемой (текстовой) части территориальных схем обращения с отходами. Программная оболочка электронных моделей терсхем аналогична используемой в федеральной схеме обращения с ТКО, адаптированная под требования постановления Правительства Российской Федерации № 1130 о разработке и принятии территориальных схем обращения с отходами.
ФГИС УТКО создается для информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в частности для построения баланса образования отходов, их потоков и существующих, планируемых мощностей инфраструктуры, а также для контроля за обращением отходов в Российской Федерации.
Новая терсхема нацелена на внедрение технологий, способствующих снижению количества поступающих на полигоны отходов и увеличению процента их переработки
В октябре текущего года Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области была утверждена новая территориальная схема по обращению с отходами производства и потребления. Этот документ касается каждого жителя региона и отражает факты прогресса в "мусорной" реформе.
Территориальная схема (терсхема) – это документ, на основании которого осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. Новая терсхема нацелена на внедрение технологий, способствующих снижению количества поступающих на полигоны отходов и увеличению процента их переработки. В ней описаны все этапы обращения с отходами от их сбора до обезвреживания. Она также регулирует взаимоотношения между всеми участниками процесса по обращению с ТКО.
ЗАЧЕМ ТЕРСХЕМА ОБЫЧНЫМ ГРАЖДАНАМ?
1. Если ваш объект жилой или нежилой есть в терсхеме – вам придется оплачивать за вывоз мусора.
2. Вы можете узнать к какой контейнерной площадке прикреплен ваш объект и куда вы должны выносить мусор.
3. В терсхеме есть прогноз роста тарифа на несколько лет вперед.
4. В терсхеме есть важные для каждого жителя региона сведения: информация о раздельном сборе, о заводах по переработке отходов и сроках запуска новых объектов инфраструктуры.
ФАКТ: с 2019 года на территории Иркутской области было создано больше инфраструктуры по обращению с ТКО, чем в предыдущие 30 лет.
Важное место в территориальной схеме занимает перечисление объектов, которые отнесены к объектам образования отходов. Также четко обозначены маршруты, по которым перевозятся отходы до мест хранения. С 2019 года ТКО вывозятся на санкционированные полигоны и места накопления, что исключает образование стихийных свалок, и позволяет учитывать объём мусора, который ежегодно образуется в результате процессов производства и потребления на территории Иркутской области. Согласно новой терсхемы на территории ИО расположено 124 объекта размещения отходов, в том числе 33 полигона. Из них 26 объектов по размещению ТКО.
ФАКТ: До реформы законное обращение с ТКО в зоне “Юг” Иркутской области было налажено лишь в 182 населенных пунктах. Сейчас вывоз ТКО осуществляется более чем в 690 населенных пунктах.
Статистика показывает, что с начала реализации реформы по обращению с отходами производства и потребления в Иркутской области произошли изменения, которые положительно сказываются на экологии региона. Например, увеличилось число населенных пунктов, откуда организован вывоз мусора и контейнерных площадок, сократилось число стихийных свалок и появились мусороперегрузочные станции. Все это необходимо для выполнения глобальных задач по обращению с отходами.
ФАКТ: В зоне “Юг” Иркутской области в 2022-2023 годах запустили 6 мусороперегрузочных станций в Иркутске, Слюдянке, Качуге, Усть-Орде, Жигалово и Баяндае. Их создание позволило повысить точность графика удаления отходов и снизить нагрузку на дорожную сеть.
О чем территориальная схема рассказывает обычному жителю Иркутской области? Первое и основное – если объект вашей собственности обозначен в документе, значит вы отнесены к образователям отходов и обязаны соблюдать всё, что прописано в Федеральном законе №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. Второе, что можно узнать из схемы – это порядки, нормативы, схемы обращения с ТКО в каждом конкретном районе Иркутской области. Третье – это то, какими способами область намерена реализовать планы по сокращению количества захораниваемых отходов и росту объема перерабатываемых отходов.
ФАКТ: С 2019 года увеличилось число спецтехники для обращения с ТКО. В 2023 году ежедневно на линию выходят 212 мусоровозов.
Если объект собственности физического или юридического лица учтен в терсхеме, значит собственник должен оплачивать услугу по обращению с ТКО. В самом документе, находящемся в открытом доступе, можно ознакомиться с маршрутами перевозки отходов и расположением объектов их размещения. Также в одном из разделов прописаны сроки запуска новых объектов.
Важным этапом развития инфраструктуры по обращению с отходами в Прибайкалье станет запуск мусоросортировочного комплекса в составе мембранного компостирования биоразлагаемых отходов. Это совместный масштабный проект правительства Иркутской области и ООО “РТ-НЭО Переработка отходов”.
Объект сможет обрабатывать до 405 тысяч тонн отходов в год – сортировать, перерабатывать и брикетировать. Получаемое после сортировки вторсырье (15%) – пластик, пленка, стекло, бумага, металлы – планируется отправлять на переработку. Продукт образовавшийся после компостирования (35%) – почвогрунт – может использоваться в сельскохозяйственных целях и лесовосстановлении. Оставшаяся часть отходов с применением специальных технологий будет преобразована в брикеты и размещена на полигоне.
ФАКТ: Планируемый к строительству комплекс станет крупнейшим подобным объектом за Уралом.
Планируемый к строительству объект относится к Центральному кластеру. Ориентировочные сроки его запуска – 2025 год. Позже в зоне “Юг” Иркутской области намерены создать ещё пять подобных кластеров – в Эхирит-Булагатский районе, в Слюдянском, Черемховском, Казачинско-Ленском районах и в Саянске.
ФАКТ: В связи с тем, что вывоз ТКО сейчас осуществляется только на специальные полигоны, в Иркутской области остановлен рост несанкционированных свалок. 90% самых масштабных стихийных свалок в южной части региона уже ликвидированы.
Ознакомиться с территориальной схемой по обращению с отходами может каждый житель Иркутской области – документ опубликован на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии.
По материалам Комсомольская правда Иркутск
С 1 января 2019 года Ростовская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Суть реформы заключается в необходимости сосредоточения всех этапов процесса обращения с отходами у регионального оператора, отобранного на конкурсной основе, в целях установления единых принципов ценообразования в данной сфере, строительства современных комплексов обращения с отходами, избегания вывоза отходов в несанкционированные места.
Региональный оператор по обращению с ТКО – это организация, которая несет ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами содержит информацию об основных источниках образования отходов, количестве образующихся отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, согласованную схему движения отходов на территории области и основные маршруты перевозчиков отходов. Частью территориальной схемы является ее электронная модель, представляющая собой геоинформационную систему, которая создана для упрощения анализа и более оперативного получения данных, содержащихся в схеме.
В схеме зафиксированы принятые и планируемые решения по развитию в целом системы организации и осуществления деятельности по обращению с отходами. Учтен принцип зонирования территории Ростовской области, включающий строительство 5 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (Волгодонской, Мясниковский, Красносулинский, Новочеркасский, Неклиновский).
МЭОКи – это современные комплексы по обращению с отходами, в состав которых будут входить: современный полигон по захоронению брикетов неутильной части ТКО, мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, производственные участки по переработке вторичных материальных ресурсов. Все региональные операторы в Ростовской области являются инвесторами строительства отходоперерабатывающих комплексов в зоне МЭОК.
В ходе реализации соглашений в зонах деятельности каждого МЭОК региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются договоры с населением и юридическими лицами, у которых образуются отходы (ч.4 ст. 24.7 ФЗ-89, ч. 5 ст. 30 ЖК РФ), обеспечивается деятельность для дальнейшего строительства межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК), приобретаются контейнеры и коммунальная техника, реализуются иные направления по введению новой системы обращения с отходами.
Межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы (МЭОК)
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В 2016 году принят новый порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления. Для обеспечения его ведения разработана и размещена на официальном сайте минприроды Ростовской области информационная система «Региональный кадастр отходов производства и потребления».
Информационная система позволяет осуществлять сбор от органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей первичных сведений об объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, местах захоронения отходов, подлежащих рекультивации, о транспортируемых отходах, об образовании и движении отходов путем самостоятельного заполнения ими необходимых сведений в электронном виде.
По данным регионального кадастра отходов, которые представлены органами местного самоуправления, на территории Ростовской области на 01.01.2023 расположено 162 места захоронения отходов, подлежащих рекультивации. В основном – это свалки твердых коммунальных отходов, которые были созданы и введены в эксплуатацию органами местного самоуправления в период 60 – 80-х годов прошлого столетия.
По информации, представленной индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, на 01.01.2023 на территории Ростовской области расположено 43 объекта размещения отходов, 81 объект обработки, утилизации, обезвреживания отходов, из них: 40 объектов утилизации отходов, 26 объектов обезвреживания отходов и 15 объектов обработки отходов. Также 171 индивидуальных предпринимателя и юридических лица представили информацию о транспортировании отходов и 3968 хозяйствующих субъектов сведения об образовании и движении отходов.
Курирующие органы власти:
Реализация новых полномочий по обращению с отходами входит в компетенцию нескольких региональных государственных органов исполнительной власти: министерство ЖКХ области, минприроды Ростовской области, Региональная служба по тарифам.
Как отходы делят на классы опасности и в зависимости от этого накапливают или утилизируют, на какие нормативные правовые акты опираются, какую отчетность готовят предприятия – читайте в статье.
Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает вести учет обращения отходов в определенном виде.
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028«Об утверждении порядка обращения с отходами» устанавливает формы и особенности ведения таблиц по учету отходов и срок хранения на предприятии.