Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья» был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №768н от 07 ноября 2017 года. Его действие распространяется на такие категории медицинских работников, :

  • Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации – врач-специалист
  • Заместитель руководителя (начальника) медицинской организации
  • Главный врач медицинской организации
  • Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

Профстандарт №768н используется при приеме на работу, разработке должностных инструкций и кадровой политики организации в целом, формировании тарифной сетки по заработной плате, планировании и проведении аттестации медицинских работников. Также это нормативный документ должен учитываться при разработке программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей.

Профессиональный стандарт оргздрава описывает требования к образованию и трудовые функции, которые будет выполнять работник. Также в нем содержатся требования к опыту практической работы и особые условия допуска к ней. Все вместе трудовые функции составляют функциональную карту вида профессиональной деятельности.

Описание трудовых функций

Рассмотрим на примере.

Главные врачи медицинских организаций имеют 8-й квалификационный уровень. Их функционал обширен, предполагает большую ответственность, поэтому и требования довольно высокие. Основные обязанности, которые выполняет главврач медицинской организации, описаны в таблице выше для квалификационного уровня 8.

Чтобы соответствовать профстандарту, такой специалист должен иметь высшее образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», интернатуру, ординатуру по специальности ОЗ. Также  пройти профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей. Стаж на руководящих позициях в медицинской организации должен быть не менее 5 лет.

Согласно профессиональному стандарту главному врачу необходимо:

  • соблюдать врачебную тайну и клятву врача, принципы врачебной этики и деонтологии при работе с пациентами и их родственниками;
  • знать требования охраны труда и пожарной безопасности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка и требования законодательства РФ в сфере охраны здоровья;
  • постоянно развиваться профессионально.
Читайте также:  Начальник хирургического отделения

При этом профессиональное развитие может осуществляться в самых разных формах: от выступлений на конференциях до вебинаров и обучения с использованием дистанционных технологий на образовательных порталах.

Когда применение профессионального стандарта обязательно?

С 01 июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным в 2 случаях:

  • если работник в соответствии со своей должностью выполняет работу, с которой связано предоставление льгот, компенсаций или каких-либо ограничений (ТК РФ, ст.57);
  • если требования к квалификации работника установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применение профессионального стандарта оргздрава обязательно, поскольку на медицинских работников распространяется право на досрочную пенсию, сокращенный рабочий день и прочие льготы. К тому же федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п.1 ч.1 ст.100) установлено, что право на осуществление медицинской деятельности на территории РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными стандартами и имеющие действующий сертификат специалиста.

Проект профстандарта «Руководитель медицинской организации»

Параллельно с действующим нормативным документом «Специалист в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья» разработан проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации».

Он предполагает, что в структуре управления медицинской организацией должна появиться еще одна должность – директор, топ-менеджер с немедицинским образованием. В область его ответственности будут входить финансовые потоки, контроль качества и общий менеджмент, а главный врач сможет больше времени уделить контролю лечения пациентов. Но на практике эти две сферы сильно переплетаются между собой, например, при распределении бюджета медучреждения. Какая роль в решении этих вопросов будет отведена главному врачу, пока неизвестно.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту?

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Образовательные программы АБиУС разработаны в строгом соответствии с требованиями действующих профессиональных стандартов и других нормативных актов федерального законодательства РФ.

Программа профессиональной переподготовки «Организация здравоохранения и общественного здоровья» содержит все важные для руководителя медицинской организации темы:

  • медицинское и социальное страхование;
  • организация медицинской помощи населению;
  • контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • правовые основы здравоохранения;
  • медицинская статистика и другие.

Все разработчики образовательных программ АБиУС проходят двухуровневое проверку уровня квалификации и могут приступить к разработке программы, только если имеют реальный опыт работы в профессиональной области.

АБиУС имеет государственную лицензию на образовательную деятельность №453 от 01.09.2015. Все бланки дипломов, удостоверений и сертификатов защищены от фальсификаций.  Сведения о выдаваемых документах вносятся в  государственную систему ФИС ФРДО.

Гибкий график обучения позволяет слушателям комфортно распределять время между учебой, работой и семьей.

В Академии выстроена простая и прозрачная система взаимодействия с обучающимися. У каждого слушателя есть персональный куратор, который помогает решать возникающие вопросы на всех этапах обучения.

Связаться с методистами, менеджерами и кураторами можно не только по бесплатной горячей линии 8 800 5000 949, но и через личный кабинет в системе дистанционного обучения, по электронной почте, в официальных группах АБиУС в соцсетях и WhatsApp: 8 988 050 35 90.

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Профессиональный стандарт в системе законодательных норм

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В частности, в России утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал»
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог»
  • Профессиональный стандарт «Провизор»
  • Профессиональный стандарт «Провизор-аналитик»
  • Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
  • Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»
  • Профессиональный стандарт «Врач-офтальмолог»
  • Профессиональный стандарт «Врач-кибернетик»
  • Профессиональный стандарт «Врач-биохимик»
  • Профессиональный стандарт «Врач-биофизик»
  • Профессиональный стандарт «Врач-оториноларинголог»

Общая характеристика профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» – представляется нам одним из важнейших профессиональных стандартов в сфере здравоохранения. Дискуссии о том, кем же в первую очередь должен быть специалист в области организации здравоохранения – успешным управленцем (или выражаясь современным языком – менеджером) или все же врачом, идут в медицинском сообществе, наверное, уже не первое десятилетие. Данный стандарт имеет ключевое значение для профессиональной медицинской деятельности еще и потому, что именно специалисты в области организации здравоохранения и общественного здоровья как правило занимают руководящие должности в медицинских организациях и именно они имеют реальные рычаги влияния на функционирование медицинской организации в целом.

Кроме того, заявленная в профстандарте цель не соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденному Приказом Минобрнауки России от 26.08.2014 № 1114, согласно п.4.1 которого область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры по данной специализации, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения (в целях, определенных профстандартом, данная норма полностью игнорируется, а в самом содержании профстандарта представлена в очень урезанном виде).

Таким образом, Факультет Медицинского Права считает более целесообразным (и более отвечающим нормам законодательства) сформулировать основную цель деятельности специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья в такой редакции: «Обеспечение деятельности по организации здравоохранения, направленное, , на укрепление общественного здоровья, совершенствование управления медицинской организацией, обеспечение оказания высококвалифицированной медицинской помощи пациентам и иной деятельности, направленной на охрану здоровья граждан».

В качестве обобщённых трудовых функции стандартом предусмотрено:

  • ведение статистического учета в медицинской организации,
  • организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации,
  • управление структурным подразделением медицинской организации;
  • управление организационно-методическим подразделением медицинской организации;
  • управление процессами деятельности медицинской организации,
  • управление медицинской организацией.

Различные обобщенные трудовые функции предполагают работу на различных должностях, а также предусматривают различные требования к опыту практической работы (они будут детально проанализированы ниже в соответствующих разделах статьи).

Требования к образованию и обучению стандартны для всех обобщенных трудовых функций, кроме управления структурным подразделением медицинской организации, (требования у которой значительно отличаются) и предполагают:

  • наличие высшего образования – специалитета по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей (к сожалению, в профстандарте слово «или» отсутствует, поэтому о том, что необходимо любое высшее образование среди перечисленных, а не два высших образования одновременно, можно догадаться только из контекста. Если же читать требования профстандарта буквально, то он требует от специалистов иметь как минимум 2, а для некоторых трудовых функций – и 3 высших медицинских образования по различным специальностям).
  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Сестринское дело» и подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г.

Некоторые отступления от вышеприведённых требований предусмотрены для ведения статистического учета в медицинской организации и управления медицинской организацией и будут рассмотрены ниже в соответствующих разделах.

Также у всех обобщенных трудовых функций (кроме управления структурным подразделением медицинской организации) практически аналогичны особые условия допуска к работе:

  • наличие сертификата специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • наличие сертификата специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Управление сестринской деятельностью»;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

Отметим, что подобная формулировка особых требований в части требований к сертификату/аккредитации представляется нам неудачной, поскольку может толковаться как требующая наличия сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста и по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и по специальности «Управление сестринской деятельностью». По нашему мнению, более корректно было бы сформулировать это требование как «наличие сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» по специальности по специальности «Управление сестринской деятельностью».

Кроме того, все обобщенные трудовые функции имеют общие «другие характеристики»: дополнительное образование с целью профессионального роста и обеспечения соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, формирование профессиональных навыков через стажировки, использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях, участие в системе НМО (непрерывного медицинского образования).

Обращает на себя внимание (особенно по сравнению с другими профессиональными стандартами) то, что среди предусмотренных стандартом разновидностей дополнительного профессионального образования отсутствует наставничество. Очевидно составители стандарта не слышали выражения «homо ornat locum, nоn locus hominem» (лат. – Не место красит человека, а человек место) и полагают, что сам факт окончания ординатуры по специальности «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» уже делает такого новоиспеченного выпускника умнее и опытнее врачей с многолетним стажем, а потому – не нуждающимся в наставничестве.

Также среди «других характеристик» выделено соблюдение врачебной тайны, Клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями), коллегами. Кроме того, от специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, согласно профстандарту, ожидают знания законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения требований охраны труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка.

Разделяя заботу авторов профессионального стандарта о правах граждан и пожарной безопасности, отмечаем, что на наш взгляд, (а возможно – и большее) для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья (напомним, что данные специалисты уполномочены занимать руководящие должности в медицинских организациях до главного врача включительно) имеет знание законодательства России в сфере деятельности медицинских организаций, а также прав медицинских работников. Профессиональный стандарт явно отдает предпочтения обеспечению прав граждан в то время как, по мнению Факультета Медицинского Права, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья (в особенности занимающий должность заведующего отделением, заместителя главного врача, главного врача и т.д.) должен в своей работе учитывать, как права/интересы пациентов, так и права/интересы медицинских работников медорганизации, в которой он работает, а в случае работы на руководящей должности – еще и обеспечивать соблюдение баланса этих интересов.

Трудовая функция «Оказание медицинской помощи в экстренной форме»

Все шесть обобщенных трудовых функций имеют в своем составе различные трудовые функции – что вполне естественно. Тем не менее, одна из трудовых функций характерна для всех без исключения обобщенных трудовых функций. Это оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Таким образом, любой специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья вне зависимости от своей должности и места работы должен уметь оказывать медицинскую помощь в экстренной форме. Это корреспондируется с нормой части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно, а отказ в ее оказании не допускается.

Однако, анализируя обобщённые трудовые функции, исполняемые специалистом в области организации здравоохранения и общественного здоровья, а также предлагаемые для него должности, следует отметить, что ни в одной из них не предполагается постоянного и систематического оказании экстренной медицинской помощи (систематическое оказание экстренной медицинской помощи является прерогативой таких врачебных специальностей как врач-анестезиолог-реаниматолог и врач скорой помощи).

В методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 №170н, дано следующее определение трудовой функции – «система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции».

Исходя же из утвержденного профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья», указанный специалист должен оказывать экстренную медицинскую помощь в любом случае (так как это его трудовая функция), даже при наличии рядом врача скорой помощи – что не соответствует ни профессиональному профилю специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, ни сложившейся медицинской практике.

Таким образом, для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья оказание экстренной медицинской помощи при чрезвычайных обстоятельствах (например, отсутствии других врачей) является законодательно закрепленной обязанностью, а не трудовой функцией и не должно закрепляться в профессиональном стандарте.

Кроме того, при описании трудовой функции «оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме» существуют и другие недостатки. «Применение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме» – это излишне растяжимая и неопределенная формулировка (какие именно изделия медицинского назначения должен уметь применять специалист? Ведь некоторые из них достаточно сложны в обращении. Должен ли он уметь применять, например, портативный аппарат искусственной вентиляции легких?).

По мнению Факультета Медицинского Права, если составители профессионального стандарта считают принципиальным наличие в нем трудовой функции по оказанию медицинской помощи пациентам в экстренной форме, то тогда им необходимо конкретизировать трудовые действия, умения и знание, которые будут требоваться от специалиста в связи с оказанием экстренной медицинской помощи (в частности, уполномочен ли он на осуществление аппаратной сердечно-легочной реанимации, дефибрилляции, интубации, коникотомии, должен ли знать основы анестезиологии, уметь снимать и расшифровывать ЭКГ, знать особенности применения наркотических и сильнодействующих препаратов и т.д.).

Также обращаем внимание на техническую ошибку составителей стандарта. Несмотря на то, что описание трудовой функции «оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме» во всех обобщённых трудовых функциях тождественно (совпадение до буквы), уровень квалификации для оказания медицинской помощи пациентам в экстренной форме в рамках ведения статистического учета в медицинской организации; организационно-методической деятельности и организация статистического учета в медицинской организации оценен как «7», а в рамках управления структурным подразделением медицинской организации; управления организационно-методическим подразделением медицинской организации; управления процессами деятельности медицинской организации, управления медицинской организацией оценен как «8».

Таким образом выполнение одной и той же трудовой функции (напоминаем о побуквенном совпадении!), причем абсолютно не связанной с управлением, по мнению авторов профстандарта требует различной квалификации в зависимости от должности специалиста и наличия у него руководящих полномочий. Иными словами, авторы профстандарта утверждают, что квалификация необходимая для осуществления, например, базовой сердечно-легочная реанимации, различается в зависимости от того, обладает ли врач руководящими полномочиями. Согласно профстандарту у руководителей квалификация (даже для проведения такой простой процедуры как непрямой массаж сердца) «по определению» выше, чем у аналогичного специалиста, но без руководящих полномочий.

Обобщенная трудовая функция «Ведение статистического учета в медицинской организации» (врач-статистик)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что должность специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющего ее, будет называться «врач-статистик».

Требования к образованию и обучения для выполнения данной обобщенной трудовой функции отличаются тем, что в дополнение к специалистам, отвечающие стандартным требованиям (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»), ее могут выполнять и выпускники, окончившие специалитет по специальности «Медицинская кибернетика».

Соответственно, особые условия допуска к работе, помимо стандартных условий (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»), предполагают для лиц, завершивших обучение после 1 января 2017 г. свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика».

Стаж практической работы для работы на должности врача-статистика не требуется.

Факультет Медицинского Права считает изложенные в профессиональном стандарте требования к осуществлению данной трудовой функции крайне неудачными по следующим причинам:

  • В соответствии с профессиональным стандартом на должность врача-статистика могут претендовать как специалисты с окончившие ординатуру/интернатуру, так и специалисты только что окончившие специалитет и не имеющие подготовки в ординатуре/интернатуре, как и опыта практической работы. Таким образом, выполнять одинаковые трудовые функции, а также занимать одну и ту же должность смогут специалисты с разными уровнями квалификации, что на наш взгляд, абсолютно недопустимо.
  • Данная обобщенная трудовая функция и данная должность («врач-статистик») для врачей со специальностью «Медицинская кибернетика» уже описана в профессиональном стандарте «Врач-кибернетик», утвержденном Приказом Минтруда России от 04.08.2017 № 610н. Таким образом, создается правовая коллизия, когда одна трудовые функции на одной и той же должности регулируется двумя различными нормативно-правовыми актами. Непонятно кем же все-таки является врач-статистик, окончивший специалитет по специальности «Медицинская кибернетика», но не учившийся в ординатуре/интернатуре – специалистом в области организации здравоохранения и общественного здоровья или все же врачом- кибернетиком? Из этого вопроса следует другой: каким профстандартом пользоваться выпускнику специалитета по специальности «Медицинская кибернетика», принятому на должность врача-статистика: профстандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» или профстандартом «Врач-кибернетик»?
  • Обращаем внимание, что в особых условиях допуска к работе о том, что для лиц, завершивших обучение после 1 января 2017 г., свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика» необходимо предоставлять вместо наличия сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» («Управление сестринской деятельностью). Наоборот, формулировку профессионального стандарта можно понять, как требование от лиц, завершивших обучение после 1 января 2017 г, предоставлять свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика» к сертификату специалиста/свидетельству об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» («Управление сестринской деятельностью»).

С учетом замечаний, высказанных выше, мы считаем целесообразным удалить из профессионального стандарта нормы, касающиеся работы молодых специалистов, окончивших специалисте по «Медицинской кибернетике» на должности врача – статистика (так как этот вопрос уже урегулирован в профессиональном стандарте «Врач-кибернетик»)

Для врача-статистика в принятом профстандарте предусмотрено две :

  • выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.

Анализ функции «выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации» дает оснований заметить, что в ней такие важнейшие обязанности врача-статистика как составление программы исследования по конкретным задачам здравоохранения, получение и оценка показателей качества лечебной и профилактической работы, показателей диспансеризации, использование при анализе основные статистических методов: комбинационных таблиц, графических изображений, относительных и средних величин, сравнения в динамике, методы стандартизации, оценки достоверности относительных и средних величин, анализ и оценка медико-демографических показателей конкретной территории, показателей заболеваемости (по обращаемости, госпитализации) с временной утратой трудоспособности, показателей выхода на инвалидность т.д. (данные обязанности закреплены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утверждённом Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н).

Необходимые знания и умения в профессиональном стандарте также значительно сокращены по сравнению с Единым квалификационным справочником. Так, там где ЕКС требует знаний «организации статистической службы на различных иерархических уровнях; методики статистического и клинико-статистического исследования (дисперсионный, корреляционный анализ, непараметрические методы и т.д.); теории и методов санитарной статистики; статистики здоровья населения; статистики здравоохранения; вопросов международной статистики; основ медицинской кибернетики; правил автоматизированной обработки статистических материалов» профстандарт ограничивается знаниями «теории и методов статистики», не конкретизируя, какие именно теоретические знания и какие именно статистические методы должен знать и использовать врач-статистик.

Обращаем внимание, что на подобные недостатки Факультет Медицинского Права уже обращал внимание при анализе профессионального стандарта «Врач-кибернетик», но большинство из них (несколько замечаний все же были учтены) перешло и в профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

В завершении отметим, что должность врача-статистика (кстати аналогично должности врача-методиста, о которой большей частью будет сказано ниже) в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, а также Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”, утвержденными Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, привязана одновременно к 3-м «управленческим» специальностям в области здравоохранения – «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», «Управление сестринской деятельностью». Нам представляется, что такие должности требуют введения отдельных специальностей, таких как «Медицинская методика» и «Медицинская статистика» соответственно. Данное предположение подтверждается, на наш взгляд, еще и тем, что у работников со средним медицинским образованием имеется специальность «Медицинская статистика» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»).Также отметим, что обязанности врачей, занимающих данные должности, носят на самом деле организационно-распорядительный характер, то есть лица их исполняющие являются должностными лицами, а не врачами-специалистами (лицами, осуществляющими профессиональную медицинскую деятельность), несмотря на то, что должность врача-статистика и врача-методиста отнесены к категории врачей-специалистов (Приказ МЗ СР № № 541н и Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н). Такое положение дел вызывает вопросы, поскольку такие врачи не оказывают медицинских услуг помимо экстренной медицинской помощи в чрезвычайных обстоятельствах. Нам представляется, что такие должности должны быть выведены из раздела «Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи)» (п. 1.2. Приказа Минздрава № 1183н) и переведены в раздел «Должности руководителей» (п. 1.1. Приказа Минздрава № 1183н) с изменением своего наименования на «Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.) медицинской организации — «Врач-статистик»/«Врач-методист». Этот вариант имеет существенный недостаток – руководящие должности априори требуют стажа работы, поэтому то альтернативным и более целесообразным, на наш взгляд, вариантом является помещение данных должностей в самостоятельный раздел — например, «Иные должности медицинских работников» с сохранением оригинальных наименований.

Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации» (врач-методист)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющий ее, будет работать на должности врача-методиста.

Требования к образованию и обучения, а также особые условия допуска к работе стандартны для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»).

Стаж практической работы для работы на должности врача-методиста не требуется.

Аналогично замечаниям, высказанным к врачу-статистику, отмечаем, что согласно Приказам Минздрава России № 1183н и № 541н, должность врача-методиста относится к врачам-специалистам, а не руководителям и не предусматривает функций, связанным с организацией здравоохранения. Полагаем целесообразным, пересмотреть либо подходы к профессиональным требованиям к врачу-методологу, не увязывая их с организацией здравоохранения, либо, если продолжать рассматривать эту должность как предназначенную для специалистов по организации здравоохранения, дополнить ее трудовые функции руководящими компетенциями, связанными с организацией здравоохранения (с изменением названия должности или без изменения таковой, но с переносом должности врача статистика в раздел должностей руководителей или в раздел «Иные должности медицинских работников» и внесением соответствующих изменений в Приказы Минздрава России № 1183н и № 541н).

Указанная обобщенная трудовая функция содержит 3 трудовые функции:

  • организация статистического учета в медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме;
  • ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации.

Замечания к первым двум трудовым функциям изложены выше, в соответствующих разделах.

Детальный анализ функции «ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации» позволяет прийти к заключению, что требования к врачу-методисту и его трудовые действия, изложенные в профстандарте, не соответствуют должностным обязанностям и требованиям к знаниям, предусмотренным Единым квалификационным справочником. Так, например, в Едином квалификационном справочнике предусмотрены такие должностные обязанности врача-методиста как: составление проекта плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района), планирование на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развития различных видов медицинской помощи населению, организация работы в медицинских организациях региона (района) по внедрению передового опыта элементов научной организации труда в организациях, организация системы контроля исполнения запланированных мероприятий, инструктаж работников медицинских организаций по вопросам организационно-методической работы. Все вышеуказанные должностные обязанности не нашли своего отражения в профессиональном стандарте.

Вместе с тем, профессиональный стандарт возлагает на врача-методиста ряд трудовых действий, прямо не связанных с организационно-методической деятельности в медицинской организации, и относящихся, скорее, к административно-финансовой, хозяйственной, и кадровой сферам.

Так, например, в профессиональном стандарте к организационно методической деятельности врача-методиста отнесены: планирование кадрового обеспечения медицинской организации, планирование потребности медицинской организации в ресурсах (мы полагаем, что составителям профстандарта необходимо было все же уточнить, какие именно ресурсы имеются в виду – финансовые, материально-технические или кадровые), планирование финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации.

Факультет Медицинского Права считает, что данные нормы несут значительную угрозу самим основам функционирования медицинской организации. Так непонятно сможет ли работник с высшим медицинским образованием (но без соответствующего экономического образования!) составить план финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации и, если сможет, то насколько профессиональным и эффективным будет составленный план.

По нашему мнению, затронутые сферы планирования конечно же очень важны, но не имеют непосредственного отношения к методической деятельности и должны решаться соответствующими подразделениями медицинской организации – отделом кадров, планово-финансовым отделом, заместителем главного врача по административно-хозяйственной части и т.д.

Кроме того, обращаем внимание на резкое сокращение в профстандарте, по сравнению с Единым квалификационным справочником, требований к знаниям врача-методиста. В частности, в профессиональном стандарте проигнорированы: знание организации амбулаторно-поликлинической помощи населению; организации стационарной помощи населению; организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий; организации специализированной помощи населению; организации медицинской помощи сельскому населению; организации акушерско-гинекологической помощи; организации медицинской помощи подросткам; организации медицинской помощи детям; организации скорой и неотложной помощи населению; правил действия при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; организации диспансеризации населения; основ управления здравоохранением; основ планирования и экономики здравоохранения; теории и методов санитарной статистики; вопросов международной статистики; основ медицинской кибернетики.

Отмечаем, что согласно профстандарту врач-методист вообще не обязан знать основ организации различных видов медицинской помощи. При этом возникает вопрос без ответа: как же он сможет вести методическую работу без знаний организации различных видов медицинской помощи? И может ли он в таком случае называться «специалистом по организации здравоохранения»?

Эти вопросы не являются пустой юридической схоластикой, а, наоборот, имеют самое прямое отношение к практическому аспекту здравоохранению. Например, мы полагаем, что освобождение (с помощью профстандарта) врача-методиста от обязанности знать правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций (чума, холера, натуральная оспа, лихорадки Эбола, Марбург, Ласса и т.д.) может привести к катастрофическим последствиям при возникновении эпидемической вспышки любой из особо опасных инфекций.

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с обработки и использования персональных данных.

Обобщенная трудовая функция «Управление структурным подразделением медицинской организации» (заведующий структурного подразделения)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющий ее, будет работать на должности заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации – врача-специалиста.

Требования к образованию и обучения для выполнения данной обобщенной трудовой функции включают в себя наличие высшего образования – специалитета по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и обучение по программе интернатуры/ординатуры по основной специальности.

Обращаем внимание, что для выполнение данной функции (и соответственно работы на должности заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации), в отличие от других трудовых функций, не требуется обучение по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Вместо этого необходимо лишь пройти обучение в интернатуре/ординатуре по своей основной специальности. Факультет Медицинского Права приветствует данное решение, поскольку вполне логично, что заведующий отделением должен, в первую очередь быть высококвалифицированным врачом по профилю отделения, и лишь во вторую очередь – управленцем. Ведь значительная часть решений, принимаемых заведующим отделением (например, решение о переводе пациента в другое отделение) требует специальных медицинских знаний по соответствующей специальности. Вместе с тем отмечаем, что нам кажется несколько сомнительным подход, согласно которому повышать квалификацию необходимо по специальности, которой врач не обучался, то первоначальное получение специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может быть получено только путем прохождения профессиональной переподготовки, а не путем повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе кроме прохождения медосмотров и отсутствия ограничений, связанных с медицинской деятельностью, требуют наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по основной специальности и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

В связи с этим, еще раз обращаем внимание на то, что для должности заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации требуется повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а не переподготовка.

Требования к опыту практической работы составляют не менее 3 лет стажа работы врачом-специалистом.

Отметим, что установленные требования к опыту практической работы противоречат требованиям, установленным Единым квалификационным справочником к заведующему структурным подразделением – врачу-специалисту (ЕКС предусматривает не менее 5 лет стажа работы по специальности).

  • организация деятельности структурного подразделения медицинской организации;
  • планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации;
  • контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Данные трудовые функции в целом неплохо описывают трудовые действия заведующего отделением, требуемые от него умения и знания, но все-таки не лишены ряда недостатков.

Так, например, среди трудовых действий упоминается «работа во врачебной комиссии медицинской организации». Однако такое определение представляется нам излишне лаконичным. Ведь в пункте 10 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н, уточнено, что руководители структурных подразделений медицинской организации не просто работают в составе врачебной комиссии, но и могут назначаться председателями подкомиссий врачебной комиссии.

К сожалению, среди трудовых действий заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации отсутствует контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи при выполнении медицинским персоналом перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации, для лечения заболевания, состояния больного, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи

Также весьма сомнительно отнесение разработки проектов локальных актов медицинской организации к трудовой функции «контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации». По нашему мнению, речь должна идти скорее о контроле соблюдения работниками локальных актов медицинской организации.

Встречаются при описании трудовых функций заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации и . Так, например, «планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации» – это как название трудовой функции в целом, так и название отдельного трудового действия, входящего в ее состав.

Кроме того, отмечаем, что некоторые словосочетания и обороты необходимо переформулировать с учетом правил делового стиля и юридической терминологии. Так, например, вместо «осуществлять расстановку работников в структурном подразделении медицинской организации» более корректно употреблять «осуществлять распределение обязанностей между работниками в структурном подразделении медицинской организации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *