Профстандарт научный работник

Профстандарт научный работник

07 февраля 2023 года председатель СПК в сфере образования, председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина приняла участие в работе сессии «Проблемы и задачи цифровизации науки и высшего образования» в рамках Научного профессорского форума.

 Участниками и спикерами Научного профессорского форума выступили представители сферы науки и высшего образования, в том числе президент Российской академии образования Ольга Васильева, председатель комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным Александр Шохин, председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания, председатель ВАК при Минобрнауки России Владимир Филиппов, председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб.

 Участники форума обсудили современные проблемы и приоритетные задачи развития Российской науки: проблематику научных работ, актуальность повышения качества диссертационных исследований, внедрения передовых разработок ученых в систему подготовки научных и педагогических кадров.

 Председатель СПК Любовь Духанина обратила внимание участников форума на сложившуюся ситуацию в педагогических исследованиях: «Прорыва в научных исследованиях в сфере образования не происходит. В лучшем случае исследования обслуживают задачи «вчерашнего дня». Практика не подкрепляется научной методологией. Ощущается дефицит прогностического инструментария и механизмов, которые могли бы использоваться для разработки перспективных решений».

Духанина также обозначила приоритетные задачи государства, направленные на достижение «цифровой зрелости» и «цифровой трансформации» системы высшего образования, повышение цифровых компетенций сотрудников и студентов вузов. Отметила большую роль системы квалификаций в этом процессе: «Одним из инструментов развития научного потенциала и цифровой трансформации высшего образования стала система квалификаций. Комплексная цифровизация образования и науки позволит повысить прозрачность всех процессов и увеличить эффективность управления проектами», — подчеркнула Духанина.

Читайте также:  Труконф инструкция пользователя

 Духанина отметила, что цифровые компетенции представлены во всех профстандартах, разработанных Советом для высшей школы, — в уже вступивших в силу профстандартах «Руководитель образовательной организации высшего образования» и «Руководитель научной организации» и в вынесенном на общественное обсуждение «Педагогический работник высшего образования». «Цифровые компетентности в проекте профстандарта «Педагогический работник высшего образования» расширяются и усложняются с ростом уровня квалификации. Они пронизывают и преподавание, и научную деятельность, и участие во внешних коммуникациях вуза», — подчеркнула Духанина.

 Председатель СПК также выразила надежду на тесное сотрудничество с участниками форума в решении общих задач, подготовки профессиональных стандартов, описании IT-компетенций работников высшего образования и научных работников. «Цифровизация меняет все бизнес-процессы, меняется фактически структура самих организаций, появляются новые форматы взаимодействия», — заключила Духанина.

 Полная версия онлайн-трансляции Форума: 
https://www.youtube.com/watch?v=nMmjBSWr2iY

Профстандарт научный работник

Профстандарт научный работник

Профстандарт научный работник

Профстандарт научный работник

Профессиональные стандарты

Трудовой кодекс Российской Федерации

ст. 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта.

Квалификация работника ‒ уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт ‒ характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

ст. 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

ст. 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ

ст. 12, п. 8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций. (часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ).

ст.12, п. 9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций. (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 № 144-ФЗ).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 ЯНВАРЯ 2013 г. № 23 «О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»

Профессиональные стандарты разрабатываются при непосредственном участии представителей работодателей, профессиональных сообществ, образовательных организаций. Рассматриваются советами по профессиональным квалификациям (41 совет) и Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Информационные ресурсы, содержащие актуальную информацию по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов:

• сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты», https://profstandart.rosmintrud.ru/

• сайт «Справочник профессий», https://spravochnik.rosmintrud.ru/

• сайт ВНИИ труда Минтруда России, https://www.vcot.info.

Разработка (актуализация) профессиональных стандартов

Утверждено 1447 профессиональных стандартов в 34 областях профессиональной деятельности (на 31 декабря 2021г.)

Разработка профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета

Перечень профессиональных стандартов, разработка и актуализация которых осуществлялась за счет средств федерального бюджета, сформирован на основе нормативных правовых актов, предложений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, советов по профессиональным квалификациям.

Нормативные правовые акты, на основании которых в 2021 году велась разработка (актуализация) профессиональных стандартов:

  • п. 16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1813-р “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по развитию индустрии детских товаров на 2020 – 2024 годы (П-8584 от 14.07.2020);
  • п.67. План мероприятий по реализации в 2017-2020 годах Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г. № 2577-р (от 23.11.2017 № П-11709);
  • п.28, п.32. План мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. № 954-р;
  • п.14, п.15. Комплекс мер по формированию современной отрасли промышленной продукции реабилитационной направленности в 2017–2019 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 2599-р (П-11846 от 27.11.2017);
  • п.20. План мероприятий («дорожная карта») по развитию алюминиевой промышленности на 2018–2023 годы, утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27 июня 2018 г. № ДК-П9-115пр (П-6638);
  • п.21, п.22. План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. № 1952-р (П-9460 от 24.09.2018);
  • п.32. План мероприятий (“дорожной карты”) развития стандартизации Российской Федерации на период до 2027 года (П-12737 от 18.11.2019);
  • п.3, п.4. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2020 № 1546-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) в области инжиниринга и промышленного дизайна».

Обеспеченность профессиональными стандартами секторов экономики

  • атомная промышленность;
  • металлургическое производство;
  • машиностроение;
  • строительство;
  • жилищно-коммунальное хозяйство
  • железнодорожный транспорт;
  • добыча, переработка, транспортировка нефти и газа;
  • агропромышленный комплекс;
  • здравоохранение.
  • добыча, переработка угля, руд;
  • культура и искусство;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность;
  • юриспруденция;
  • образование;
  • физическая культура и спорт.

В 2021 г. началась разработка профессиональных стандартов в таких областях, как добыча, переработка угля и руд; культура и искусство; юриспруденция; легкая промышленность.

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России совместно с советами по профессиональным квалификациям, отраслевыми экспертами организована разработка 25 и актуализация 89 профессиональных стандартов в соответствии с приказом Минтруда России от 28 декабря 2020 г. № 967 «Об утверждении перечней наименований проектов профессиональных стандартов, разработка и актуализация которых предусмотрена в 2021 году за счет средств федерального бюджета.

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России совместно с советами по профессиональным квалификациям и автономной некоммерческой организацией высшего образования «Университет Иннополис» в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – федеральный проект) проведена актуализация 40 профессиональных стандартов.

В целях актуализации профессиональных стандартов в рамках федерального проекта реализованы следующие мероприятия:

  • Совместно с советами по профессиональным квалификациям определены профессиональные стандарты работников, в деятельности которых широко применяются цифровые технологии, требующие актуализации.
  • Созданы 10 рабочих групп по актуализации профессиональных стандартов.
  • Проведен ряд мероприятий по обсуждению проектов профессиональных стандартов:
  • совещания по вопросам актуализации профессиональных стандартов с учетом цифровых технологий в рамках федерального проекта;
  • заседание экспертной группы по профессиональным квалификациям при рабочей группе Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Экспертно-методическое сопровождение профессиональных стандартов, разработанных профессиональными сообществами в инициативном порядке

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2021 году проведено экспертно-методическое сопровождение 185 проектов профессиональных стандартов, разработанных (актуализированных) профессиональными сообществами в инициативном порядке.

Исследования по определению потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов в областях профессиональной деятельности

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2021 году совместно с советами по профессиональным квалификациям проведены исследования по определению потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов в следующих областях профессиональной деятельности:

  • судостроение;
  • автомобилестроение;
  • воздушный транспорт;
  • сельское хозяйство;
  • потребность в разработке и актуализации профессиональных стандартов работников опасных производств.

На основании результатов проведенных исследований подготовлены предложения по актуализации и разработке профессиональных стандартов в данных областях в 2022 г. и последующие периоды.

Предложения по актуализации профессиональных стандартов в области судостроения

Предложения по разработке профессиональных стандартов в области судостроения

Предложения по актуализации профессиональных стандартов в области автомобилестроения

Предложения по разработке профессиональных стандартов в области автомобилестроения

Предложения по актуализации профессиональных стандартов в области воздушного транспорта

Предложения по разработке профессиональных стандартов в области воздушного транспорта

Предложения по разработке профессиональных стандартов в области сельского хозяйства

Определение потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов работников опасных производств проведено в соответствии с Планом мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. № 1952-р (П-9460 от 24.09.2018).

План-график разработки профессиональных стандартов для работников опасных производственных объектов в 2022–2025 гг.

План-график актуализации профессиональных стандартов для работников опасных производственных объектов в 2022–2025 гг.

Причинами разработки и актуализации профессиональных стандартов являются принятие новых, изменение принятых нормативных правовых актов, а также изменение, появление новых технологий, производственных и бизнес-процессов.

Исследования проводились в форме онлайн-опросов с участием представителей компаний, образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач, соответствующих области профессиональной деятельности.

Информационно-методическое обеспечение применения и разработки профессиональных стандартов

В 2021 году более 15 тыс. человек приняли участие в семинарах и других мероприятиях, проводимых ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по применению и разработке профессиональных стандартов.

  • о проводимых семинарах и вебинарах размещена в календаре событий на официальном ресурсе Минтруда России по адресу https://profstandart.rosmintrud.ru/ , а также в новостях на сайте ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России – https://www.vcot.info;
  • по разработке профессиональных стандартов – https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochno-informatsionnyy-blok/reference-info/ ;
  • по применению профессиональных стандартов – https://vcot.info/assets/files/standards/Rekomendatsii_po_primeneniyu_professionalnyh_standartov_v_organizatsii.pdf

Развитие методического обеспечения разработки и актуализации профессиональных стандартов

В целях совершенствования методического обеспечения разработки и актуализации профессиональных стандартов ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России проводит исследования по выделению и формализации типовых формулировок характеристик профессиональной деятельности таких как, необходимые умения, необходимые знания, трудовые функции, трудовые действия.

На основе полученных результатов сформированы Рекомендации по применению типовых модулей информационных компетенций при разработке (актуализации) профессиональных стандартов технических видов деятельности (https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochno-informatsionnyy-blok/metodicheskie-materialy/detail.php?ELEMENT_ID=112883 ).

В рекомендациях приводятся универсальные формулировки информационных компетенций (необходимых знаний и умений), которые, при необходимости, могут быть уточнены отраслевой составляющей. Данные формулировки имеют универсальный характер и могут быть использованы как при разработке профессионального стандарта, так и при формировании образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения.

Гончарова А.А., Зайцева О.М., Зайцев А.В., Прянишникова О.Д., Спиридонов О.В. Формирование требований к необходимым знаниям в профессиональных стандартах рабочих механосборочного производства // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 9. С. 135-158.

Гончарова А.А., Зайцева О.М., Прянишникова О.Д., Спиридонов О.В. Формирование требований к необходимым знаниям в профессиональных стандартах инженерно-технических работников в машиностроении // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 12. С. 1198-1219.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
04.03.2014

121н

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *