Правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за эксплуатацией лифтов.
Новый порядок действует с 1 марта 2023 года. Расскажем, как все будет работать и куда теперь жаловаться на неисправный лифт.
Кто должен обслуживать лифт
Когда в здании установили новый лифт, монтажная организация должна заказать выезд аккредитованной испытательной лаборатории. Эксперт из лаборатории проверяет документы и сам лифт: пробует различные режимы работы, смотрит, как ведет себя механизм.
Окончательное решение о вводе в эксплуатацию до 1 марта 2023 года принимал Ростехнадзор. Он вносил лифт в реестр и по бумагам следил, чтобы его вовремя модернизировали или меняли.
Когда лифт запущен, за него отвечает УК или ТСЖ. Управляющая организация должна организовать диспетчерский контроль, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта. Для этого заключают договор на обслуживание и ремонт со специализированными организациями.
УК раз в год обязана приглашать для технического освидетельствования лифта аккредитованную организацию. Это может быть организация, что обслуживает лифт постоянно, а может и другая компания. Если при освидетельствовании найдут серьезные проблемы, лифт могут остановить — пока УК не разберется с ремонтом.
Неисправность лифта УК должна устранить в течение суток, если только речь не идет о капитальном ремонте. Тогда срок можно не соблюдать, а ответственность за ремонт возлагается на фонд капитального ремонта, куда жильцы платят взносы. И даже может потребоваться дополнительный сбор денег — если ясно, что взносы не покроют стоимость ремонта.
Кто контролирует управляющую компанию
На практике сломанные лифты иногда останавливают на несколько месяцев, и люди все это время вынуждены преодолевать лестницы пешком. Управляющая компания ссылается на то, что нет запчастей, денег, специалистов или на то, что не удается найти поломку. А бывает и наоборот: УК не останавливает и не ремонтирует лифт, а он скрежещет при движении, двери еле открываются, а кабина каждый день останавливается по непонятным причинам.
Раньше за всеми опасными техническими устройствами, в том числе лифтами, следил Ростехнадзор. Но 1 июля 2021 года нормативную базу поменяли, а полномочия Ростехнадзора урезали. Это ведомство стало заниматься только бюрократическими процедурами: принимать лифты в эксплуатацию, вести реестр и по документам следить, чтобы их вовремя меняли или модернизировали.
Жаловаться в Ростехнадзор было бесполезно. Если лифт по документам числится исправным, а срок его замены не подошел, значит, для Ростехнадзора нарушений нет.
Квалифицировать поломку лифта как ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны УК или ТСЖ было хлопотно. Все списывали на то, что лифты — это сложное оборудование, и даже если их вовремя проверять, они все равно могут сломаться.
Наиболее упертые жильцы пытались решить вопрос в прокуратуре или суде.
В одном из домов Кирова лифт вышел из строя, и фонд капитального ремонта выбрал подрядчика для замены. Подрядчик растянул дело на 125 дней, все это время жильцы дома ходили по лестнице. Один из них, инвалид-чернобылец, написал жалобу в прокуратуру. Потребовал взыскать с фонда компенсацию морального вреда — 300 000 .
Дело дошло до суда, но судья назначил компенсацию лишь в 20 000 .
В Самаре была похожая история: лифт регулярно отключали то на полгода, то на месяц — и так три года. Жительница с шестого этажа пошла в суд и потребовала от УК компенсацию морального вреда — 100 000 .
Представитель УК в суде сказал, что уже сделали перерасчет — вернули 133 платы за пользование лифтом. Также он заявил, что УК нанимает подрядчиков на ремонт и обслуживание лифта, но сделать ничего не удается, к запчасти надо возить из других городов. А в последний раз лифт и вовсе ломался грозы — это обстоятельство непреодолимой силы.
Суд обязал УК выплатить женщине 2000 .
Что изменится
С 1 марта 2023 года Ростехнадзор сможет проводить полноценные проверки оборудования: выезжать для оценки состояния лифтов и выдавать предписания управляющим компаниям. У жителей будет больше шансов, что жалоба в Ростехнадзор возымеет действие.
В время с 1 марта 2023 года упростилась процедура ввода лифтов в эксплуатацию. Ввели уведомительный порядок, то есть Ростехнадзор больше не выдает разрешений. Ведомство просто получает документы от собственника лифта и на этом основании делает запись в реестре о запуске.
Помимо Ростехнадзора остается возможность жаловаться на неисправный лифт в государственную жилищную инспекцию — ГЖИ. В каждом регионе у нее есть отделение, которое принимает обращения.
ГЖИ имеет право проверить, как содержат лифт УК или ТСЖ. Инспекция тоже может выдавать предписания, но, в отличие от Ростехнадзора, сотрудники ГЖИ выезжают для проверки оборудования только по жалобам, а Ростехнадзор будет проводить проверки и без них.
Вот как можно подать жалобу в ГЖИ:
- лично отнести в отделение инспекции;
- через электронную приемную инспекции или региональный портал госуслуг;
- через личный кабинет ГИС ЖКХ.
С марта 2023 года вступили в силу НПА, которые касаются контроля за безопасной эксплуатацией лифтов в многоквартирных домах и их регистрации после замены или модернизации. Узнайте, кто и по каким правилам проводит проверки оборудования, а также как изменился процесс приёмки нового лифта.
Федеральный закон о правилах надзора за работой лифтов
В июле 2021 года, после вступления в силу Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ, из контрольных мероприятий был исключён государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (ТР), в том числе «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования». С этого времени Ростехнадзор не имел права проводить проверки компаний, эксплуатирующих лифты, в том числе в многоквартирных домах.
Пробел в законодательстве пытались устранить полтора года. По этой проблеме появлялись различные законопроекты, например, проект изменений в ГрК РФ и другие законодательные акты (ID 02/04/10-21/00121775). Документ получил отрицательную оценку регулирующего воздействия и не был принят.
Спустя год после начала действия № 170-ФЗ в Госдуму РФ поступил законопроект № 143986-8, написанный группой сенаторов СФ РФ. В конце прошлого года он стал Федеральным законом от 19.12.2022 № 548-ФЗ. Законодатели внесли изменения в № 170-ФЗ: с 1 марта 2023 года в нём появилась новая статья 135.1 – о надзоре за работой лифтов и подъёмников.
Согласно № 548-ФЗ, Правительство РФ назначает орган власти, который отвечает за этот вид контроля, и утверждает положение о нём (ч. ч. 1, 4 ст. 135.1 № 170-ФЗ). При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 135.1 № 170-ФЗ, при проведении такого вида надзора:
- не будет плановых проверок безопасного использования и содержания лифтов;
- для профилактики нарушений надзорный орган сможет использовать информирование, обобщение правоприменительной практики и объявление предостережений.
О плановых проверках бизнеса и штрафах за нарушения при работе с ККТ
Постановление Правительства РФ с положением о надзоре
Правительство РФ выполнило требования ч. ч. 1, 4 ст. 135.1 № 170-ФЗ, издав постановление от 16.02.2023 № 241. Им утверждено положение о надзоре за эксплуатацией и содержанием лифтов, а контроль за лифтами возложен на Ростехнадзор.
В Положении № 241 прописаны:
- правила проведения внеплановых проверок и профилактических мероприятий,
- досудебный порядок рассмотрения жалоб на действия и решения Ростехнадзора,
- показатели эффективности такого вида надзора.
Ведомство проверяет работу оборудования и деятельность юрлиц и ИП по использованию и содержанию лифтов (п. 4 Положения № 241). Предметом контроля станут наличие страховки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ и организация безопасного использования подъёмников (ч. 10 ст. 55.24 ГрК РФ).
Согласно п. 11 Положения № 241, Ростехнадзор вправе проводить такие виды внеплановых мероприятий, как выездная и документарная проверки. Срок их проведения не может превышать 10 рабочих дней.
Приоритетом при контроле за использованием лифтов станут профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики и объявление предостережений (п. 21 Положения № 241). Проведение контрольных мероприятий обязательно согласовывается с прокуратурой.
Ростехнадзор указал, что внеплановые мероприятия будут проводиться по обращениям граждан и организаций, если в таком обращении содержатся:
- информация о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан,
- факты наступления данных последствий нарушения обязательных требований.
Приказ Ростехнадзора с индикаторами риска нарушения обязательных требований
Для исполнения своих надзорных функций Ростехнадзор приказом от 17.02.2023 № 72 утвердил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований. Они используются для определения необходимости и частоты проверок лифтов, их содержания и эксплуатации в домах. Документ вступил в силу 13 марта 2023 года.
К таким индикаторам относятся:
- более 30 календарных дней с даты, когда истёк срок службы лифта, нет сведений о его выводе из эксплуатации или замене, в том числе в МКД;
- более 20 рабочих дней с даты, когда объект капстроительства был сдан, в реестре опасных технических устройств нет данных об установленном лифте.
Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец напомнила, что, если Ростехнадзор выявит на объекте указанные индикаторы риска нарушений, он вправе провести внеплановую проверку, согласовав её с прокуратурой (п. 9 ПП РФ № 336).
Ростехнадзор отметил, что для реализации своих полномочий по надзору в сфере эксплуатации лифтов ему также предстоит:
- актуализировать постановление Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 об организации безопасного использования и содержания подъёмников;
- разработать и утвердить проверочные листы, списки контрольных вопросов для проверки соблюдения или несоблюдения юрлицом обязательных требований.
Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН
Постановление Правительства РФ с изменениями в процедуре приёмки лифта после замены
1 марта 2023 года вступил в силу ещё один НПА, связанный с эксплуатацией лифтов, в том числе в многоквартирных домах, – постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2166. Этим документом кабмин существенно упростил и ускорил процесс приёмки подъёмника после модернизации или замены, прописанный в Правилах № 743.
Ранее владелец – УО, ТСЖ, кооператив – должны были собрать необходимый пакет документов и пригласить на ввод лифта в эксплуатацию инспектора Ростехнадзора. Иногда визита приходилось ждать несколько недель или дольше, что затягивало пуск оборудования.
Согласно ПП РФ № 2166, с марта 2023 года ввод лифта после замены или модернизации будут проводить сами управляющее организации. Они должны собрать пакет документов на оборудование, в том числе от компании-подрядчика, и испытать кабину, а затем подписать акт ввода.
Все документы будет необходимо сдать в Ростехнадзор, который поставит оборудование на учёт. Непосредственное участие ведомства в приёмке не требуется.
Профилактические надзорные мероприятия и особенности их проведения
На заметку управляющим домами
Управляющие организации, ТСЖ и кооперативы как собственники оборудования в многоквартирных домах должны учитывать новые требования НПА в сфере работы лифтов и проведения надзора за их эксплуатацией и содержанием:
- № 548-ФЗ – о возобновлении КНМ;
- ПП РФ № 241 – о наделении Ростехнадзора полномочиями по проверкам и о правилах проведения такого вида контроля;
- приказ № 72 – с индикаторами риска нарушений, при наличии которых ведомство вправе провести КНМ;
- ПП РФ № 2166 с правками в Правила № 743 о приёмке нового или модернизированного лифта.
Приложение N 6
к Административному регламенту
Ростехнадзора по предоставлению
по определению экспертных центров,
экспертизу декларации безопасности
(за исключением судоходных
а также гидротехнических сооружений,
полномочия по осуществлению надзора
за которыми переданы органам
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 29 февраля 2012 г. N 142
См. данную форму в MS-Word.
включенные в перечень экспертных центров, проводящих
государственную экспертизу декларации безопасности
│ N │ Полное и │ Почтовый и │ИНН │ ФИО и │ Дата и номер │ Сфера │Контактная │
│п/п│ сокращенное │юридический адреса │органи-│ должность │ письма │деятельности │информация │
│ │(если имеется)│(почтовый индекс, │зации │руководителя│уполномоченного│(определенная│ (телефон, │
│ │наименование │субъект РФ, район, │ │организации │ органа │ область │факс, адрес│
│ │ организации │ город (населенный │ │ │ о включении │ экспертизы │электронной│
│ │ │ пункт), улица │ │ │ организации │ декларации │ почты) │
│ │ │(проспект, переулок│ │ │ в перечень │безопасности │ │
│ │ │ и др.), номера │ │ │ экспертных │ ГТС) │ │
│ │ │ дома (владения), │ │ │ центров │ │ │
│ │ │корпуса (строения) │ │ │ │ │ │
│ │ │ и офиса) │ │ │ │ │ │
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 октября 2017 г. N 425
ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДЪЕМНЫХ
ПЛАТФОРМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, ПАССАЖИРСКИХ КОНВЕЙЕРОВ (ДВИЖУЩИХСЯ
ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК) И ЭСКАЛАТОРОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ЭСКАЛАТОРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНАХ
1. Настоящий Порядок ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – Порядок), разработан в соответствии с Требованиями к экспертным организациям, осуществляющим техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (приложение N 2 к Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743) (далее – Требования).
2. Порядок устанавливает правила формирования и ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – реестр, объекты соответственно).
3. В реестр подлежат включению сведения об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов и соответствующих следующим требованиям:
наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
наличие в штате экспертной организации по основному месту работы не менее 3 работников, участвующих в выполнении работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов;
соответствие квалификации работников экспертной организации, участвующих в выполнении работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов, положениям профессиональных стандартов;
наличие испытательного оборудования и средств измерений, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
наличие положения об экспертной организации, подписанного руководителем экспертной организации и скрепленного печатью <*>.
<*> Пункты 2 – 6 Требований.
4. Ведение реестра осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора.
5. В реестр подлежат включению следующие сведения:
1) наименование, адрес места нахождения и адрес электронной почты (при наличии) экспертной организации;
2) основной государственный регистрационный номер юридического лица и идентификационный номер налогоплательщика;
3) реквизиты (номер и дата) положения об экспертной организации, а также информация о лице, его подписавшем (фамилия, имя и отчество (при наличии).
Каждой реестровой записи в реестре присваиваются регистрационный номер и указывается дата внесения ее в реестр.
6. Экспертной организацией для включения в реестр на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, должны быть представлены копии документов, подтверждающих:
сведения, предусмотренные подпунктом 5 настоящего Порядка (свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, положения об экспертной организации, подписанного руководителем экспертной организации);
соответствие экспертной организации требованиям, установленным пунктом 3 настоящего Порядка.
Экспертная организация также обязана представить сведения о работниках, непосредственно осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (фамилии, имена и отчества (при наличии)).
7. Рассмотрение Ростехнадзором документов, представленных экспертной организацией, ее включение в реестр, а также направление в экспертную организацию на бумажном носителе информации о ее включении в реестр и размещении сведений об экспертной организации в реестре осуществляются в течение 15 рабочих дней со дня регистрации представленных экспертной организацией документов.
8. В случае несоответствия экспертной организации Требованиям и (или) неполноты представленных документов в экспертную организацию направляется уведомление об отказе во включении в реестр с указанием структурных единиц Требований и настоящего Порядка, которые нарушены, а также о возможности повторного представления документов.
Уведомление об отказе во включении экспертной организации в реестр направляется в экспертную организацию в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения об отказе во включении в реестр, но не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации в Ростехнадзоре представленных экспертной организацией документов.
9. В случае изменения сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, экспертная организация в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений должна направить в Ростехнадзор уведомление в произвольной форме с указанием актуальной информации и приложением копий документов, подтверждающих изменения.
Принятие решения о внесении изменений в сведения об экспертной организации, содержащиеся в реестре, внесение указанных изменений и направление в адрес экспертной организации на бумажном носителе информации о внесении изменений в реестр осуществляются Ростехнадзором в течение 10 рабочих дней со дня регистрации поступивших от экспертной организации уведомления о необходимости внесения изменений в сведения об экспертной организации, содержащиеся в реестре, и копий документов, подтверждающих изменение сведений.
10. Принятие решения об исключении экспертной организации из реестра, а также ее исключение из реестра осуществляются Ростехнадзором в течение 5 рабочих дней со дня:
1) установления по результатам расследования причин аварии, произошедшей на объекте, проведенного в соответствии с Правилами проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах – лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N 848) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 35, ст. 4767; 2016, N 35, ст. 5338), факта несоответствия экспертной организации Требованиям;
2) регистрации в Ростехнадзоре уведомления о прекращении осуществления технического освидетельствования и обследования объектов, направленного экспертной организацией в произвольной форме;
3) ликвидации экспертной организации.
В день исключения экспертной организации из реестра по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, Ростехнадзором в адрес экспертной организации направляется уведомление об исключении ее из реестра.
11. Реестр ведется в электронной форме и размещается на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
12. Содержащиеся в реестре данные предоставляются физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления (далее – заявитель) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации в Ростехнадзоре запроса на получение сведений из реестра.
13. Содержащиеся в реестре данные предоставляются в виде выписки из реестра на бумажном носителе, заверенной подписью уполномоченного должностного лица Ростехнадзора.
Выписка из реестра должна содержать данные, запрашиваемые заявителем.
14. В случае отсутствия в реестре запрашиваемых данных заявителю направляется соответствующая информация в течение 10 рабочих дней с даты регистрации в Ростехнадзоре запроса на получение сведений из реестра.
Ростехнадзор больше не контролирует эксплуатацию лифтов в МКД
С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
Вопросы, ответы, разъяснения
Вопрос: Должны ли владелец и специализированная организация назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, в том числе, когда специализированная организация по договору с владельцем объекта выполняет все работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов?
Ответ: Подпунктом «с» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, установлено требование, предусматривающее безусловную обязанность организации – владельца лифта назначить из числа квалифицированного персонала лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта.
С учетом формулировки подпункта «с» пункта 4 Правил требование о назначении владельцем объекта лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, подлежит исполнению владельцем объекта независимо от распределения обязанностей по использованию и содержанию объекта между владельцем объекта и специализированной организацией (в случае заключения между ними соответствующего договора).
Контроль надлежащего исполнения специализированной организацией договорных обязательств в части выполнения работ по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объектов с соблюдением требований Правил с учетом примененной в пунктах 4 и 16 Правил формулировки «обеспечивается владельцем объекта» выполняется владельцем объекта. При этом согласно содержащемуся в Правилах определению квалифицированного персонала и требованиям приказа Минтруда России от 17.01.2014 № 18н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования» соответствующая обязанность должна быть возложена на работника организации – владельца объекта, прошедшего в установленном порядке оценку квалификации на соответствие требованиям вышеприведенного профессионального стандарта (лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта).
Вопрос: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотрено внесение сведений об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (кроме лифтов), в реестр. Каков порядок внесения сведений в указанный реестр?
Ответ: Сведения в целях внесения в реестр экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов (кроме лифтов) подаются в центральный аппарат Ростехнадзора в заявительном порядке (форма заявления произвольная) с указанием сведений и приложением документов, в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.10.2017 № 425.
Вопрос: Прошу разъяснить, относится ли подпункт «б» пункта 2 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов ко всем грузовым лифтам (включая грузовые лифты, которые управляются лифтером из кабины лифта), или только к грузовым лифтам, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, одновременно у которых конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека?
Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил на грузовые лифты, не допускающие свободный доступ человека в кабину лифта, действие Правил не распространяется. На грузовые лифты независимо от вида управления, допускающие свободный доступ человека в кабину таких лифтов (лифтер, управляющий лифтом из кабины, персонал свободно входящий в кабину лифта при погрузке разгрузке лифта и т. д), требования Правил распространяются.
Вопрос: Необходимо ли регистрировать лифты, введенные в эксплуатацию в 1973 году, в связи с выходом постановления Правительства от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»?
Ответ: Согласно пункту 3 Постановления все лифты, на которые распространяется действие Правил, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации) и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.
Вопрос: Какие требования предъявляются к квалифицированному персоналу по обслуживанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов?
Ответ: Согласно Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства от 24.06.2017 № 743, «квалифицированный персонал — физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
Вопрос: Какие лица должны быть назначены организацией, обслуживающей лифты, для их безопасной эксплуатации и каким документом?
Ответ: В соответствии подпунктом «и» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах, лицо (организация), осуществляющее обслуживание лифта, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, назначает распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:
— лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов;
— лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифта;
— электромеханика по лифтам;
— лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров.
Вопрос: Обязательно ли применять работодателям наименования квалификаций, содержащихся в профессиональных стандартах работников, занятых в лифтовой отрасли?
Ответ: Наименования квалификаций предназначены для целей присвоения и проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, и не определяют наименования должностей работников.
Наименование должности работника может быть определено на основе соответствующего профессионального стандарта — графа «возможное наименование должности».
В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Вопрос: Может ли владелец самостоятельно эксплуатировать лифт, подъемную платформу для инвалидов, пассажирский конвейер без привлечения специализированной организации?
Ответ: Согласно пунктам 16 и 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, работы по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера могут выполняться владельцем самостоятельно при условии его соответствия требованиям Правил к специализированной организации.
Вопрос: Подскажите, какие профессиональные стандарты существуют на текущий момент и могут быть использованы для оценки квалификаций персонала, осуществляющего выполнение работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта?
Ответ: В настоящее время разработаны, утверждены Минтрудом России и зарегистрированы в Минюсте России профессиональные стандарты, размещенные в сети Интернет по адресу http://sovetlift.ru/professionalnye-standarty/utverzhdennye-standarty/
Вопрос: Наша организация является муниципальным унитарным предприятием. Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности?
Ответ: Для организаций с участием государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются организациями с государственным участием, перечисленными в Постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов, в которых предусматривается:
— определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
— определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
— проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть в соответствии со статьей 196 Кодекса.
Согласно статье 196 Кодекса работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.
В Постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.
Вопрос: Где можно пройти оценку квалификации работников, участвующих в процессах монтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта (лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов)?
Ответ: Сведения о Центрах оценки квалификации, осуществляющих деятельность по проведению профессиональных экзаменов, размещены в Реестре независимой оценки квалификаций по адресу: https://nok-nark.ru/cok/
Вопрос: Чем определяются требования, предъявляемые к опыту работников, участвующих в процессах эксплуатации лифтов?
Ответ: Согласно определению квалифицированного персонала, содержащемуся в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, такие работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным соответствующими профессиональными стандартами. Профессиональными стандартами определяются в том числе требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе.
Вопрос: Подтверждают ли документы об образовании и (или) о квалификации, выданные образовательными организациями (вузами, колледжами и учебными центрами), квалификацию персонала в соответствии с установленным Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах понятием «квалифицированный персонал»?
Ответ: Согласно подпункту «р» пункта 4 и подпункту «а» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций. Кроме того, согласно определению квалифицированного персонала, соответствие его квалификация должно быть подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
Документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые образовательными организациями, являются подтверждением освоения образовательных программ и не являются документами независимой оценки квалификации, проводимой центрами оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документом, подтверждающим наличие у работника квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов, является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном «Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.
Вопрос: Просим Вас разъяснить требования к форме документа, подтверждающего наличие у работника квалификации соответствующей профессиональному стандарту и как проверить его наличие у вновь принятого работника?
Ответ: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, установлено требование об обязательном соответствии квалификации работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работникам для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитене.
Подтверждение квалификации работника на соответствие профессиональному стандарту проводиться в порядке, установленном «Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204. Лицам, успешно прошедшим оценку квалификаций, выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр независимой оценки квалификаций, размещенный в сети Интернет по адресу: https://nok-nark.ru
Наличие у работников, осуществляющих выполнение трудовых функций, необходимых для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объектов, а также подлинности документов о квалификации, можно проверить через Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.
При этом бланк свидетельства о квалификации должен соответствовать требованиям приказа Минтруда России от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации, и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена».
Проверку документов о квалификации, наличия и соответствия сведений о квалификации содержащихся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций возможно проводить при помощи считывания QR-кода, являющегося неотъемлемой частью свидетельства о квалификации.
Вопрос: Назначенный срок службы установленного в административном здании лифта, введенного в эксплуатацию в 1990 году, истек в 2015 году. В какой срок необходимо привести лифт в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 для его дальнейшего безопасного использования?
Ответ: Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» вступил в силу с 15 февраля 2013 года. Согласно пункту 5 статьи 4 технического регламента ТР ТС 011/2011 при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента ТР ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 18.10.2011 № 824 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента ТР ТС 011/2011и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям технического регламента до окончания назначенного срока службы.
Согласно пункту 5.5 технического регламента ТР ТС 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления технического регламента ТР ТС 011/2011 в силу, т.е. до 15 февраля 2025 года.
Вопрос: Какой документ позволяет продлевать срок эксплуатации лифта и какие организации выдают такой документ?
Ответ: Условия и возможный срок продления использования лифта определяются на основании оценки соответствия лифта обязательным требованиям техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Согласно пунктам 4, 5 статьи 6 технического регламента ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования (выдается акт технического освидетельствования), а отработавшего назначенный срок службы — в форме обследования (заключение по результатам обследования). Такие работы проводит организация, аккредитованная (уполномоченная) в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза.
Вопрос: Управляющая компания, обслуживавшая дом ранее, не передала в составе документации паспорта лифтов и руководства по эксплуатации. Может ли специализированная организация обслуживать лифты без предоставления со стороны УК указанных документов?
Ответ: Пунктом 3 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза 18.10.2011, предусмотрено укомплектование лифтов и устройств их безопасности, выпускаемых в обращение сопроводительной документацией, включающей в себя паспорт лифта и руководство (инструкцию) по эксплуатации. Паспорт лифта содержит сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основные технические данные и характеристики лифта и его оборудования, сведения об устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта, а также он предназначен для внесения сведений в период эксплуатации. Руководство по эксплуатации необходимо для использования лифта по назначению, проведения технического обслуживания, ремонта и осмотра лифта. Паспорт лифта и декларация о соответствии лифта требованиям регламента ТР ТС 011/2011, выдаваемая после монтажа, подлежат хранению в течение всего назначенного срока службы лифта (пункт 3.5. статьи 6 указанного регламента).
Таким образом, на стадии эксплуатации паспорт и руководство по эксплуатации лифта должны храниться у владельца лифта, либо в обслуживающей организации (при наличии таких договорных обязательств). В случае отсутствия указанных документов, владелец лифта обязан прекратить его эксплуатацию до получения (приобретения) документации.
Вопрос: Какими документами следует руководствоваться при эксплуатации лифтов?
Ответ: Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011. Этим же решением Комиссии Таможенного союза в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 утвержден перечень стандартов необходимых для применения и исполнения требований Регламента, а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Регламента. Кроме того, каждый лифт, выпускаемый в обращение, должен комплектоваться сопроводительной документацией, в том числе паспортом, а согласно требованию пункта 3.1. статьи 4 Регламента для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания лифта, его ремонта и осмотра должно осуществляться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя. По истечении назначенного срока службы использование лифта по назначению без документа, подтверждающего проведение оценки соответствия требованиям Регламента с целью определения возможности и условий его дальнейшей эксплуатации, не допускается. Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования, что должно подтверждаться соответствующим актом.
В части использования и содержания лифтов в период назначенного срока службы следует руководствоваться Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением правительства от 24.06.2017 № 743.
Вопрос: Каким образом осуществляется в настоящее время регистрация лифтов в Ростехнадзоре и каков порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию лифта после монтажа?
Ответ: Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования
и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» все лифты, на которые распространяется действие Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу Правил.
Правилами установлен порядок ввода лифтов в эксплуатацию с участием органа государственного контроля после их замены, установки во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также после модернизации. Ввод остальных лифтов в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктами 6-9 Правил в целях оформления решения о вводе лифта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизации владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента подачи уведомления и при отсутствии нарушений в поданном уведомлении проводит контрольный осмотр лифта. При положительных результатах контрольного осмотра уполномоченный орган принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию. Решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется в течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра лифта актом ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу лифта (его уполномоченному представителю).