Начальник учебно-методического отдела
12 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
Заместитель директора по начальной школе
8 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
2 дня назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
Заместитель директора/методист начальной школы
13 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
Кто это? Должность завуча школы (а точнее, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) подразумевает выполнение прямых поручений руководителя, а также множество собственных обязанностей.
На что обратить внимание? Как ни парадоксально, но до сих пор распространено мнение, что завуч должен быть хорошим предметником. А вот повышению его квалификации в области управления, права и прочих сферах уделяется мало внимания. Так каким же должен быть завуч школы?
Кто такой? В марте 2021 года в 10 пилотных регионах в школах появилась новая должность – советник директора по воспитанию. И эта инициатива Министерства образования стала одной из самых обсуждаемых.
Как с ним взаимодействовать? К началу учебного года 2022-2023 такие должности появились уже в 45 регионах. Но неужели для выполнения этой программы недостаточно самого заместителя по воспитательной работе? Давайте разберемся.
Основные направления деятельности завуча начальной школы
От заместителя директора по организации начального образования ожидают эффективного управления учебным и воспитательным процессом в младших классах. Основная функция – административная, подразумевающая организацию и контроль деятельности педагогов, учеников и родителей.
Руководство школы должно создать оптимальные условия для достижения двух основных целей образовательного учреждения.
Первая цель – обеспечение учебной деятельности, в процессе которой учащиеся получают качественные знания в соответствии с утвержденными программами, удовлетворяют познавательные потребности, развивают интеллект, раскрывают свои умственные и физические способности, овладевают полезными навыками.
Для достижения этой цели директор и завучи школы организуют полноценную образовательную среду, компонентами которой являются профессиональные педагогические кадры, материально-техническая база, сотрудничество с законными представителям детей, привлечение общественных организаций.
Вторая цель – работа над воспитанием в каждом ученике зрелой личности, привитие им правильных нравственных ориентиров, культурное и творческое развитие. Этому способствуют внеурочные мероприятия – экскурсии, встречи с интересными людьми, походы, тематические классные часы.
Реализация этих целей возможна при условии ответственного отношения каждого члена руководящего звена к выполнению своих должностных обязанностей. От директора и его заместителей зависит, насколько грамотно будет организована работа педагогов, какая атмосфера будет царить в учебном заведении, какие ценности будут прививаться детям.
Завуч по начальной школе выполняет очень важную функцию – настраивает педагогов на создание в младших классах творческой образовательной среды. Ученики должны проявить неподдельный интерес к процессу получения знаний и навыков.
Для этого завуч организует сотрудничество между учителями начальных классов, их коллегами из старшей школы, педагогами-предметниками, сотрудниками библиотеки, родителями и другими законными представителями детей. От того, какие знания и настрой на будущее получат ученики в начальной школе, во многом зависят их успехи в старших классах.
В идеале школа должны обеспечить преемственность работы педагогов с первого учебного дня и до получения выпускником аттестата. Только совместные усилия всех, кто имеет отношение к образованию и воспитанию ребенка, позволяют надеяться на отличный результат.
Начальник учебного отдела
Заместитель директора школы
Заместитель операционного директора школы
20 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
Заместитель Директора частной общеобразовательной школы
100 000
150 000
10 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
100 000
150 000
Выбери — как получать новые вакансии по запросу «заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе»
Мы отправили на твою почту ссылку для активации
Письмо активации не пришло — проверь «Спам».
Пожалуйста, добавь наш Email-адрес в список контактов, чтобы мы больше не терялись
Вопросы и ответы
✉️ Как связаться с работодателем по вакансии заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе?
Открой вакансию и нажми на кнопку «Откликнуться» под заголовком выбранной вакансии — заполни форму быстрого отклика или выбери резюме из списка и отправь работодателю.
Чтобы откликнуться с резюме — его сначала нужно создать на нашем сайте и выбрать режим видимости «Доступно всем» или «Доступно только зарегистрированным работодателям».
📞 Не могу найти контакты работодателя — где искать?
Чтобы увидеть контакты работодателя — нажми кнопку «Показать телефон» под заголовком вакансии.
Пожалуйста, обрати внимание на источник вакансии. Если хочешь оставить отклик на объявление нашего партнёра (например, hh.ru), сначала зарегистрируйся на сайте источника.
✍ Как разместить вакансию?
Чтобы разместить новую вакансию «заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе» — нажми кнопку «Разместить вакансию» на главной странице
или перейди по ссылке. Это абсолютно бесплатно.
💼 Как создать резюме в Москве?
Чтобы создать резюме для поиска работы — нажми кнопку «Создать резюме» на главной странице или перейди по
ссылке.
Зарплата советника по воспитанию
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, претенденты на новую должность могут рассчитывать на дополнительную ежемесячную доплату в размере 15 тысяч рублей. На практике сотрудника на 0,5 ставки устраивают в Росдетцентр, а еще 0,5 ставки советника он получает в школе. Эта должность теперь введена в типовое штатное расписание.
Реальные выплаты разнятся в зависимости от региона и количества учащихся в образовательной организации. Например, в Ставропольском крае, который вошел в число 10 пилотных регионов, вывели следующие нормативы:
- При количестве обучающихся менее 200 положено 0,5 ставки советника.
- Если количество учеников от 200 до 1500, выделяют 1 ставку.
- Если в школе учится более 1500 человек, полагается две или три ставки.
Отметим, что должность советника директора по воспитанию не относится к педагогическим, а значит, не дает права на педстаж и длительный летний отпуск. К тому же довольствоваться 15 тысячами рублей в качестве единственного источника дохода в наше время смогут единицы.
Как завоевать доверие
Как успокоить возбужденный класс
Как похвалить ученика
Уже скачали 8673 человека
В результате пока советниками в большинстве становятся действующие учителя, то есть основная идея – возложить координацию воспитательной работы на отдельного человека – пока не соответствует действительности. Возможно, в ближайшее время будет найдено оптимальное решение, которое позволит выполнять обязанности советника без совмещения с проведением уроков и классным руководством.
Как появилась новая должность советника директора по воспитанию
За последние несколько лет на федеральном уровне предприняты несколько важных шагов, подчеркивающих интерес государства к теме воспитания подрастающего поколения. Одно из изменений, внесенных в Конституцию РФ, устанавливает приоритетность заботы о детях, привития им верных нравственных ориентиров, формирования активной гражданской позиции.
Аналогичные поправки внесены в закон «Об образовании в Российской Федерации». В нормативном акте дано определение понятию «воспитание» и сформулированы требования к организации этого процесса.
Законодатели определили, что в отечественных учебных учреждениях должна быть сформирована единая воспитательная среда. Работа с детьми, направленная на формирование моральных принципов и общечеловеческих ценностей, будет эффективной, если выстраивать ее на протяжении всех этапов образования, от детского сада до вуза.
Советник директора по воспитанию – это тот человек, на которого возлагается обязанность по организации единого педагогического пространства, объединяющего усилия всех причастных к обучению детей.
Сегодняшние школьники через несколько лет станут полноценными членами общества. От их воспитания во многом зависит будущее нации, страны и человечества в целом. Важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценности, сделав акцент на активном участии в жизни Отечества, приумножении его богатств, материальных и культурных достижений.
Современная государственная политика подчеркивает приоритет традиций: в семье, в уважении к старшим, в заботе о слабых. Дети должны понимать, что процветание страны зависит от каждого гражданина, поэтому активная жизненная позиция – непременное условие самореализации для любого человека.
Школе предстоит объединить все направления деятельности, итогом которой станет формирование нового поколения россиян: образованных, разносторонне развитых и полностью готовых к полноценной жизни в сложных современных реалиях. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями должен взять на себя роль организатора, который координирует действия всех участников процесса обучения: педагогов, родителей, внешкольных формирований, учреждений культуры и так далее.
Казалось бы, зачем понадобилось вводить новую должность? Почему соответствующими полномочиями нельзя наделить завуча по воспитательной работе? Ответ кроется в той степени внимания, которое государство уделяет сегодня подготовке будущих граждан – сознательных, активных, понимающих важность вклада каждого члена общества в его развитие.
Для достижения этой цели в каждой школе должен быть особый специалист, который сосредоточит все свои усилия на организации воспитательного процесса. В современных условиях эта работа должна носить более глубокий характер, ею будут охвачены все школьники, от первоклассников до выпускников.
В чем его обязанности?
Источник фото jcomp/freepik
Директор школы – это главное должностное лицо образовательного учреждения. Он возглавляет администрацию школы, руководит педагогическим советом и деятельностью учебной организации. Директор школы – это ответственная и серьезная профессия, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель.
Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы
Подбор кандидатуры входит в компетенцию директора образовательной организации. Будущий завуч школы должен соответствовать нескольким требованиям:
- иметь высшее образование по специальности «менеджмент» или «управление»;
- заниматься педагогической или административной деятельностью более 5 лет;
- знать государственные стандарты образования;
- владеть навыками организации и контроля деятельности педагогов и учащихся;
- разбираться в методике обучения и воспитания, знать основы педагогики, психологии, возрастной физиологии.
На должность завуча может претендовать обладатель диплома о высшем педагогическом образовании, получивший знания по направлению «менеджмент», «экономика» или «управление» и проработавший более пяти лет учителем или управленцем.
Помимо профессиональных знаний и навыков, от претендента на должность завуча школы по воспитательной работе требуется наличие таких качеств, как целеустремленность, организаторские способности, стремление к лидерству, коммуникативность.
Лучшие завучи получаются из людей, которым свойственны:
- желание общаться с детьми, их родителями, педагогами;
- любовь к профессии;
- ответственность;
- тяга к саморазвитию;
- умение ставить цели и достигать их;
- аналитический склад ума;
- способность к принятию верных решений;
- тактичность и эмпатия;
- умение организовать рабочий процесс;
- стрессоустойчивость;
- общая культура, в том числе культура речи;
- способность к решению нескольких задач одновременно.
Стать завучем может целеустремленный человек с высшим педагогическим образованием, обладающий организаторскими способностями, который не боится брать ответственность за принятие важных решений.
Может ли претендент на должность завуча рассчитывать на стабильный высокий доход? В разных регионах России и в зависимости от специфики учебного заведения заместитель директора получает от 30 до 80 тысяч рублей.
Сколько получает директор школы?
Средняя зарплата директора школы в России зависит от региона проживания и места работы. В Москве оклад по этой специальности составляет 80 тыс. руб. В других регионах России заработная плата директора школы может варьироваться от 35 до 75 тыс. руб.
Общероссийский план работы советников директора по воспитанию
Главным преимуществом для тех, кто планирует занять вакансию советника по воспитанию, можно назвать наличие огромного количества единомышленников. Своими успехами и проблемами они делятся в тематических группах «Навигаторы детства» в соцсетях. Из размещаемых там материалов можно понять, что делает советник директора по воспитанию для выполнения своих обязанностей:
- принимает участие в обсуждении методического плана на учебный год;
- предлагает идеи проведения внеурочных мероприятий в рамках федеральной, локальной и внутришкольной инициатив;
- налаживает контакт с семьями из группы риска, ищет формы вовлечения их в общественную жизнь образовательной организации;
- курирует работу медиацентра, совместно с ученическим активом создает контент для социальных сетей, рассказывает подписчикам о будущих и реализованных проектах;
- организует совместные мероприятия с общественными детскими и молодежными организациями;
- проводит круглые столы для педагогов по вопросам патриотического воспитания.
Деятельность советников по воспитанию пока только набирает обороты, однако уже можно говорить о первых положительных итогах:
- растет количество учащихся (в том числе из неблагополучных семей), пополнивших ряды молодежных объединений;
- около 1000 тысяч школьников стали участниками федеральных проектов;
- во многих школах совместный досуг учеников стал реальностью: открываются клубы по интересам, самодеятельные театры, школьные музеи, сайты и так далее.
Главным достижением работы советников по воспитанию можно назвать перенос интересов детей из онлайн-общения в реальную жизнь. Современных школьников необходимо учить разговаривать друг с другом и со взрослыми не через экран смартфона, а по-настоящему, через общие дела, события, проекты.
Для большинства учащихся появление в школе человека, который всегда готов выслушать их и предложить интересное дело, стало открытием. Дети узнали, что за пределами уроков есть масса возможностей для активного и увлекательного времяпровождения. Задача советника директора по воспитанию – направить это стремление к совместной деятельности в нужное русло, показать, что школьники могут принести немало пользы себе, своим близким и всем окружающим.
Ведущий специалист учебно-методического отдела
50 000
50 000
день назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
50 000
50 000
Задачи и функции советника директора по воспитанию в школе
Официального документа, регламентирующего обязанности нового специалиста, не существует. Министерством образования РФ разработан проект должностной инструкции, которым могут руководствоваться учебные заведения, принимая локальные правовые акты.
В этом документе не перечисляется подробно, что делает советник директора по воспитанию. В нем обозначены ключевые направления его деятельности, а именно формирование воспитательной среды, создающей условия для духовно-нравственного развития учащихся в соответствии с национальными идеалами и ценностями. Кроме того, специалист отвечает за позитивную социализацию школьников, а также за распространение педагогического опыта по вопросам воспитания.
В каких формах будет реализована работа советника, определяется образовательным учреждением. Педагогический совет рассматривает и утверждает представленный этим специалистом план деятельности на учебный год. Поскольку должность существует недавно, можно опираться на опыт тех учебных учреждений, которые стали участниками пилотного проекта. В целом речь идет о внеурочных мероприятиях, направленных на объединение школьников, их всестороннее развитие, привитие гуманных и патриотических ценностей.
Многие берут за основу советские наработки в сфере воспитания подрастающего поколения. Такие проверенные десятилетиями форматы, как тимуровское движение, клубы интернациональной дружбы, школьные музеи, могут успешно использоваться и в современных реалиях. Конечно, для формирования активной гражданской позиции необходимо задействовать актуальные формы взаимодействия с детьми, например, аккаунты и тематические сообщества в социальных сетях.
Заместитель директора магазина (ТЦ “Павелецкая Плаза”)
70 000
100 000
70 000
100 000
Как стать директором школы
Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.
Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет и окончить курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.
Обязанности завуча школы
Деятельность заместителя директора должна соответствовать уставу учебного заведения и государственным образовательным стандартам РФ. Профессиональными обязанностями завуча по учебно-воспитательной работе являются:
- ведение учебно-воспитательной деятельности;
- обеспечение качественного, полного образования учеников в соответствии с составленными планами и образовательными программами;
- контроль над деятельностью педагогов и уровнем знаний учеников, проведение открытых уроков и пр.;
- оказание помощи педагогам при составлении учебной, рабочей документации, ведении занятий, подготовки внеклассных мероприятий и пр.;
- обеспечение условий профессионального роста педагогов: проведение аттестации, прохождение учителями курсов повышения квалификации; оказание психолого-педагогической помощи учителям;
- внедрение новых технологий и методов ведения учебной деятельности, эффективность которых подтверждена другими учебными заведениями;
- организация приема и выпуска учеников, подготовительные действия к проведению экзаменационных работ, к участию учащихся в олимпиадах и конкурсах;
- помощь в определении профессиональной ориентации учеников;
- участие в собраниях педагогического совета, сдача отчетов и т.д.;
- планирование работы дополнительных кружков, факультативов, курсов в школе;
- общение с родителями;
- обеспечение безопасности учащихся и сотрудников школы в период учебного процесса.
Именно завуч школы отвечает за все происшествия, которые произошли в стенах учебного учреждения, решает конфликтные ситуации между учителями, родителями и учениками, занимается рассмотрением претензий и пр.
Выбери — как получать новые вакансии по запросу «директор (заведующий) по учебно-воспитательной работе»
✉️ Как связаться с работодателем по вакансии директор (заведующий) по учебно-воспитательной работе?
Чтобы разместить новую вакансию «директор (заведующий) по учебно-воспитательной работе» — нажми кнопку «Разместить вакансию» на главной странице
или перейди по ссылке. Это абсолютно бесплатно.
Руководитель учебно-методического отдела
70 000
70 000
70 000
70 000
Сколько зарабатывает завуч в России
В России работа «завуч школы» является мало востребованной, но высоко оплачиваемой. Оклад заведующего по учебно-воспитательной работе зависит от места работы, региона проживания и т.д. Средняя зарплата завуча в России составляет от 30 до 80 тыс. руб.
Суть его работы в школе
Источник фото master1305/freepik
Завуч – это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который ведет свою деятельность в образовательном учреждении. Сотрудник, занимающий этот пост, выполняет прямые поручения директора школы, включая множество различных функций и полномочий, связанных с ведением учебно-воспитательной деятельности в учебном заведении. Завуч – это ответственная профессия, требующая профильных знаний и определенных навыков.
Методист учебно-методического отдела
40 000
65 000
3 дня назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
40 000
65 000
Менеджер учебно-методического отдела
9 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
Ключевые различия советника директора по воспитанию и заместителя по воспитательной работе
Инициаторы проекта по внедрению новой должности подчеркивали необходимость тесного сотрудничества между завучем по воспитательной работе и советником по воспитанию. В пользу введения особой штатной единицы приводились следующие аргументы.
Заместитель по воспитательной работе – член административной команды учебного заведения. У него масса должностных обязанностей, тщательное выполнение которых не оставляет времени для общения с учащимися. К тому же во многих школах этот администратор отвечает и за учебную, и за воспитательную работу. Неудивительно, что большая часть усилий тратится на контроль успеваемости и посещаемости школьников, выполнение учебных планов, составление отчетов.
Советник директора по воспитанию к обучению детей имеет опосредованное отношение. В его обязанности входит организация их активной внеурочной деятельности. Этот специалист не обременен учебной нагрузкой, поэтому все усилия он направляет на общение со школьниками, проведение увлекательных мероприятий – встреч с интересными людьми, экскурсий, походов, викторин, тематических игр.
В его задачи входит формирование в стенах школы творческой атмосферы, помощь детям в самореализации, создании условий для проявления ими креативных способностей.
Обязанности завуча школы как управленца
Помимо базовых функций, на завуча возлагается миссия по организации преемственности между педагогами различных уровней образования. Достижение обучающих и воспитательных целей наиболее эффективно, когда деятельность учителей начальной, средней и старшей ступеней осуществляется в соответствии с продуманным долгосрочным планом.
Плодотворное сотрудничество педагогов обеспечивается путем реализации работы завуча по нескольким направлениям:
- просветительская;
- диагностическая;
- контрольно-коррекционная;
- прогнозирующая.
Зачастую у администрации школы (и завуча в том числе) не хватает времени на близкое знакомство с проблемами учащихся. Слишком много сил требуют различные бумаги: планы, отчеты, ведение статистики. Однако за ворохом циркуляров нельзя забывать о том, что главная цель деятельности образовательного учреждения – это воспитание гармонично развитой и высокообразованной личности.
Это значит, что завучу необходимо больше внимания уделять вопросам психологического комфорта учащихся, начиная с адаптации первоклассников и заканчивая профессиональной ориентацией и подготовкой к итоговой аттестации выпускников.
Работа с родителями и опекунами – еще одно ключевое направление деятельности завуча. Без понимания того, в какой среде растет ребенок, какие ценности ему прививаются в семье, чего взрослые ожидают от школы, сложно составить прогноз учебно-воспитательной работы. Выбор обучающих методик и форм донесения новых знаний тоже во многом зависит от семейных особенностей.
Организующая функция завуча заключается в сплочении педагогического состава, создании комфортной доброжелательной атмосферы в коллективе. Без человека, который ставит общие цели и контролирует их выполнение, невозможно гарантировать успешную деятельность учителей и других работников организации.
Известное утверждение, что завуч школы – это учитель учителей, объясняет его роль в налаживании эффективного сотрудничества между членами команды. Он разбирает конфликты, подбирает для молодых педагогов наставников из числа опытных коллег, мотивирует и поощряет, указывает на недостатки и ставит в пример другим достижения.
Директор и завуч школы не должны быть оторваны от реальной жизни школьного коллектива. Хорошие руководители полностью погружаются в текущие проблемы и находят оптимальные пути их решения. Плох тот завуч, который не может сам провести урок, спланировать внешкольную деятельность класса, организовать интересные мероприятия.
Несмотря на обилие бумаг, в работе завуча должно быть место для реального общения с учениками, их родителями, коллегами и техническими работниками учреждения. Только в этом случае можно говорить не просто о качественном выполнении завучем служебных обязанностей, но и о понимании им самой сути сложного и увлекательного процесса воспитания и образования детей.
Как найти работу директором школы
Чтобы получить работу директора школы, требуется грамотно оформить резюме и откликаться на вакансии. При этом требуется позиционировать себя, как опытного работника, способного справиться с новой должностью. При рассмотрении резюме работодатели обращают внимание на педагогический опыт, образование, участие кандидата в конференциях, на пройденные курсы повышения квалификации и т.д.
Что делает завуч школы
Директору образовательного учреждения помогают несколько заместителей. Штатным расписанием предусмотрены следующие позиции:
- завуч по организации учебной деятельности отвечает за составление расписания занятий, распределение нагрузки между учителями, посещение учениками уроков и их успеваемость;
- на завуча по учебно-воспитательной работе возлагается контроль методической и воспитательной деятельности педагогов;
- завуч по научно-методической работе, в чей план работы включена организация научной деятельности учеников;
- завуч по административно-хозяйственной деятельности несет ответственность за обеспечение нормального функционирования здания школы, снабжение работников коммунальными услугами и необходимым оборудованием.
Специфика и масштаб образовательной организации определяют необходимость в том или ином количестве завучей. В небольшой сельской школе может быть два заместителя директора: по учебной и по воспитательной работе. В крупной столичной гимназии обязанности распределяются между несколькими завучами. Например, за организацию образовательного процесса в начальной, средней и старшей школе отвечают разные люди.
В обязанности завуча по начальному образованию входят:
- организация педагогической деятельности в младшей школе;
- работа по реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» и региональных нормативных актов;
- обеспечение повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, занятых в начальной школе;
- управление учебно-воспитательным процессом в младших классах;
- контроль качества образования в начальной школе;
- сотрудничество с родителями учащихся и представителями общественности;
- просветительская деятельность и методическая работа;
- совершенствование материальной базы начального образования;
- финансово-хозяйственное обеспечение воспитания и обучения младшеклассников.
Завуч средней школы – это специалист, на которого возлагается масса обязанностей по различным направлениям деятельности образовательного учреждения. Качественное выполнение профессиональных функций обеспечивает высокий уровень обучения и воспитания школьников, их гармоничное развитие.
Требования, предъявляемые завучу
Назначением на должность завуча занимается директор. При этом кандидату предъявляются следующие требования:
- высшее образование в сфере «менеджмента» или «управления»;
- опыт работы в должности педагога или руководителя более 5 лет;
- знание государственных стандартов образования;
- способность организовать и контролировать учебно-воспитательную деятельность;
- знание теории и методики обучения и воспитания, педагогики, психологии, физиологии.
Завучем может стать кандидат, имеющий высшее педагогическое образование и дополнительное образование по направлениям «менеджмент», «экономика» или «управление», и имеющий опыт работы педагогом или руководителем более 5 лет.
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе требует наличия определенных навыков и умений. Завуч – это сложная, ответственная профессия, которая подходит целеустремленным личностям, имеющим развитые коммуникативные и организаторские способности.
Личностные качества директора школы
Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:
- обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;
- знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;
- владеть грамотной устной и письменной речью;
- иметь развитые коммуникативные способности;
- быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.
Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами и способен найти выход практически из любой ситуации.
Директор по закупкам и Вэд из Москвы
Директор / Заведующий аптекой (м. Бабушкинская )
Чаще директор выбирает завуча среди педагогов, работающих в школе. Для этого кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям и иметь положительную характеристику, хорошо зарекомендовать себя за время ведения профессиональной деятельности.
Самое важное требование: завучем может стать только специалист с высшим педагогическим образованием и непрерывным стажем учебной деятельности 5 лет. Кроме того, он должен пройти дополнительную профессиональную подготовку по направлениям “Менеджмент”, “Экономика” или “Управление”.
Кроме того, директору важно знать, что выбранный педагог справится с новой должностью, поэтому заранее присматривается к кандидатам, оценивает их работу, внеклассную деятельность, участие в различных конкурсах, методическую работу и т.д.
Как стать советником директора по воспитанию в школе
Особенность новой должности заключается в том, что занять ее можно только в результате отбора. Для первых участников проекта проводился конкурс «Навигаторы детства 2.0». Претенденты должны были:
- убедить экспертов, что у них есть опыт работы с детскими сообществами, например, в качестве вожатого;
- принимать участие в проектах РДШ;
- продемонстрировать лидерские качества и навыки организатора;
- обладать педагогическим опытом.
После предварительного отбора на сайте участникам предстояло тестирование и очное интервью, по результатам которых были названы кандидаты на обучение по программе «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации» и очное обучение в ВДЦ «Артек». Эти курсы повышения квалификации зарядили будущих советников на активную работу в школах в 2022/2023 учебном году.
В настоящее время в связи с повсеместным введением должности в штат образовательного учреждения организуется онлайн-обучение через платформу «Навигаторы детства».
О профессии «директор школы»
Директор школы руководит работой школы и коллектива. В его основные обязанности входит координация деятельности учителей. Специалист данного профиля нанимает педагогов на работу, оказывает им помощь при ведении образовательной деятельности (направляет на курсы повышения квалификации, переаттестацию, предоставляет необходимые ресурсы для педагогической работы и т.д.), контролирует составление расписания, общается с родителями и решает организационные вопросы.
Должность директора школы – почетная и ответственная, требующая от работника самоотдачи, любви к своей профессии и желания постоянного совершенствования работы образовательного учреждения.
Кого называют завучем
Источник фото Racool_studio/freepik
Завуч – это второе по значимости лицо в школе после директора. Данная профессия подразделяется на несколько видов в зависимости от выполняемых сотрудниками обязанностей:
- работа завуча по учебной деятельности подразумевает подготовку расписания и планов занятий; сотрудник следит за успеваемостью учеников и посещением учащихся уроков и пр.;
- завуч по учебно-воспитательной работе отвечает за методическую и воспитательную деятельность;
- завуч по научно-методической работе отвечает за научную деятельность учеников;
- завуч по административно-хозяйственной работе отвечает за хозяйственную работу.
В зависимости от специфики образовательного учреждения и количества учащихся в нем профессиональные обязанности заместителя директора могут быть совмещены или разделены. Чаще в учебном заведении имеются два завуча: по учебной работе и по воспитательной работе.
Профессиональные обязанности директора
Директор – главное лицо в школе, поэтому он отвечает за организацию деятельности в образовательном учреждении, начиная с работы педагогов и заканчивая выполнением обязанностей техническим персоналом, бухгалтерскими расчетами и пр. В профессиональные обязанности директора средней школы входит:
- руководство учебной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения, которое не перечит уставу и правовым нормативным актам;
- организация работы школы и обучение учеников согласно государственным стандартам образования;
- утверждение рабочего расписания, планов, учебных программ и пр.;
- создание условий, обеспечивающих безопасность учащихся и сотрудников образовательной организации во время учебной деятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных требований и пр.);
- обеспечение питания и медицинского обслуживания учащихся;
- прием на работу и увольнение педагогов и сотрудников учебного заведения, определение их профессиональных обязанностей, обеспечение профессионального роста педагогов (направление преподавателей на курсы переподготовки, повышение квалификации и пр.);
- руководство педагогическим советом;
- поощрение лучших сотрудников наградами и премиями;
- общение с родителями;
- подготовка отчетов и т.д.
Директор школы выполняет множество разноплановых задач и несет ответственность за невыполнение своих должностных полномочий.
Личностные качества завуча
Источник фото wirestock/freepik
Чтобы успешно вести профессиональную деятельность в роли завуча, кандидату требуется обладать определенными личностными качествами. Основными из них являются следующие:
- умение работать с детьми, их родителями, коллегами, любить свою профессию;
- наличие аналитического склада ума и лидерских качеств;
- способность быстро принимать правильные решения;
- культура речи, общая высокая культура;
- умение одновременно решать множество разноплановых задач.
Таким образом, завуч – это ответственная должность, которая подходит образованному и целеустремленному человеку, способному организовать учебно-воспитательную работу школы.
Первые результаты проекта
Впервые советники по воспитанию появились в 10 регионах России в 2021 году. Спустя год перечень краев и областей увеличился до 45. В 2023/24 учебном году такая вакансия откроется в каждой средней образовательной организации.
По итогам эксперимента можно сделать вывод, что в современной школе необходим человек, который возьмет на себя роль координатора и обеспечит объединение усилий всех педагогических работников, родителей, членов общественных организаций по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с текущими требованиями.
В первую очередь речь идет о патриотизме, приверженности национальным традициям, верности семейным ценностям, готовности защищать свою Родину. Благодаря работе в этом направлении за прошедшие годы возросло число участников Российского движения школьников и членов Юнармии. Свой серьезный вклад делают Российский детско-юношеский центр, РДШ, Корпоративный Университет, детские центры «Артек» и «Орленок».
Изменилось и отношение администраций образовательных учреждений к введению новой должности. Не секрет, что сомнения в необходимости расширения штата за счет внедрения позиции советника директора звучали повсеместно. Однако результаты деятельности таких специалистов убедили педагогическую общественность в своевременности и важности принятого решения.
Следующий этап – появление советников по воспитанию не только в школах, но и учреждениях среднего профессионального образования. Это обеспечит преемственность новой философии воспитания и, как следствие, формирование поколения ответственных и активных граждан России.
Плюсы и минусы работы завучем
Выполнение обязанностей завуча имеет как преимущества, так и недостатки.
От человека, занимающего должность завуча школы, требуются сосредоточенность, умение планировать не только свою работу, но и деятельность подчиненных. Стать успешным специалистом сможет тот, кому доставляет удовольствие тщательное продумывание шагов по достижению личных и профессиональных целей.
Претендент должен мириться с постоянной занятостью, необходимостью поддерживать связь с большим количеством людей: коллегами, руководством, родителями и учениками.
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
- высокая заработная плата;
- комфортные условия труда;
- длительный летний отпуск;
Многие педагоги соглашаются занять должность завуча по той причине, что любят работать с детьми. К отрицательным сторонам работы заместителем директора относятся:
Плюсы и минусы профессии
Как и любая должность, профессия «директор школы» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
- высокая заработная плата;
- длительный летний отпуск;
- комфортные условия труда.
Среди минусов профессии можно выделить следующие:
- сильная загруженность в течение рабочего дня;
- решение часто возникающих конфликтных ситуаций;
- подготовка отчетов для руководства.