Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2013 г. N 30309
Дата актуализации
Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)
Вопросы пожарной безопасности, не освещенные в НПО ГА-85 или других нормативных документах МГА, подлежат разрешению в соответствии с действующими общесоюзными нормами и правилами.
1.2. Пожарная охрана в гражданской авиации организуется в целях противопожарного обеспечения полетов воздушных судов, авиационной техники и объектов.
1.3. Комплекс мероприятий, обеспечивающих пожарную охрану предприятий ГА, должен предусматривать:
1.3.1. По противопожарному обеспечению полетов, воздушных судов:
а) оснащение предприятий ГА новой, более мощной современной пожарной техникой и огнетушащими составами, содержание их в исправности и постоянной боевой готовности;
б) строительство аварийно-спасательных станций вблизи ВПП для своевременного и быстрого развертывания и применения пожарно-спасательных сил и средств;
в) организацию пожарно-спасательных расчетов, качественной подбор личного состава этих расчетов и их обучение. Привлечение членов добровольных пожарных дружин (ДПД) на дежурство в пожарно-спасательные расчеты;
г) организацию постоянного наблюдения за взлетом и посадкой воздушных судов дежурным персоналом пожарно-спасательных расчетов;
д) организацию надежного оповещения и четкого взаимодействия пожарно-спасательных расчетов с другими службами предприятия ГА, а также с пожарными подразделениями МВД СССР и других ведомств;
е) высокую боевую готовность и профессиональную подготовку личного состава пожарно-спасательных расчетов и членов добровольных пожарных дружин. Совершенствование методов и тактики тушения пожаров на воздушных судах имеющимися в гражданской авиации средствами. Оборудование полигонов (площадок) для практических занятий и тренировок пожарно-спасательных расчетов.
1.3.2. По противопожарному обеспечению авиационной техники и объектов:
а) разработку инструкций о мерах пожарной безопасности как в общеобъектовом масштабе, так и для отдельных структурных подразделений и установление строгого противопожарного режима;
б) разработку и внедрение технических решений, направленных на снижение пожарной опасности технологических процессов;
в) постоянную профилактическую работу в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих пожары и загорания;
д) обучение работников предприятий ГА правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара (загорания);
е) проведение мероприятий, ограничивающих распространение пожара (загорания) в случае его возникновения;
ж) создание условий для быстрой эвакуации людей, авиационной техники, оборудования и имущества при пожаре;
з) подготовку подразделений ВОХР и членов ДПД к действиям по своевременной ликвидации пожаров (загораний);
и) организацию патрулирования пожарных автомобилей по стоянкам воздушных судов и перрону аэровокзала.
1.4. Ответственность за организацию и состояние противопожарного обеспечения полетов, авиационной техники и объектов возлагается на руководителя предприятия ГА.
Руководитель предприятия ГА обязан:
а) организовывать и проводить в жизнь весь комплекс мероприятий, обеспечивающих пожарную охрану предприятий ГА;
б) обеспечивать своевременное выполнение противопожарных мероприятий при новом строительстве и реконструкции действующих объектов, а при эксплуатации зданий, сооружений и в процессе производства устанавливать соответствующий противопожарный режим и контролировать его исполнение;
в) объявлять своим приказом: составы пожарно-технической комиссии и добровольной пожарной дружины; лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности служб, отделов, складов, цехов и других структурных подразделений предприятия ГА; порядок проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; порядок проведения сварочных и других огневых работ;
г) обеспечивать разработку и внедрение технических решений, направленных на снижение пожарной опасности производства;
д) предусматривать необходимые ассигнования на проведение мероприятий по пожарной охране, а также для награждения передовых коллективов – победителей общественных противопожарных смотров и активных членов ДПД.
1.5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности структурных подразделений в предприятиях ГА (служб, отделов, складов, цехов, гостиниц и др.) несут руководители этих подразделений. Руководитель подразделения обязан:
а) знать пожарную опасность технологических процессов производства, устанавливать необходимый противопожарный режим и требовать его соблюдения от подчиненного персонала;
б) организовывать своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предложенных Государственным пожарным надзором, пожарно-технической комиссией или работниками ВОХР;
в) разрабатывать инструкции о мерах пожарной безопасности как для структурного подразделения в целом, так и для отдельных технологических операций и согласовывать их с начальником подразделения ВОХР предприятия ГА;
г) организовывать цеховые ДПД (боевые расчеты ДПД) и обеспечивать их систематическую подготовку;
д) обеспечивать прохождение противопожарного инструктажа и проведение занятий по пожарно-техническому минимуму с подчиненным персоналом. Не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарного инструктажа;
е) организовывать регулярные проверки исправности, готовности и перезарядку всех имеющихся первичных средств пожаротушения и установок пожарной автоматики, не допускать использование этих средств не по назначению;
ж) содержать в чистоте закрепленную за данным подразделением территорию, не допускать загромождения проходов, лестничных клеток и подступов к противопожарному оборудованию, содержать в исправном состоянии дороги и подъезды к зданиям, сооружениям и водоисточникам, расположенным на этой территории;
з) не допускать курения и применения открытого огня в местах, где это запрещено;
и) проверять и содержать в исправности приборы отопления, вентиляционное и электрическое оборудование;
к) не допускать переоборудования (перепланировку) помещений и производства строительных работ без согласования с органами Госпожнадзора или с отступлением от требований противопожарных норм и правил;
л) организовывать осмотры пожароопасных помещений и складов перед их закрытием по окончании рабочего дня;
м) назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных участков, помещений, складов данного структурного подразделения.
1.6. Ответственность за знание и соблюдение правил пожарной безопасности на каждом рабочем месте возлагается персонально на рабочего или служащего, занятого на данном месте.
1.7. Ответственность за состояние боевой готовности и профессиональной выучки личного состава пожарно-спасательных расчетов, за исправность пожарно-спасательной техники и укомплектованность ее табельным аварийно-спасательным снаряжением, а также за организацию пожарно-профилактической работы и контроля состояния пожарной безопасности авиационной техники и объектов возлагается на начальника подразделения военизированной охраны предприятия ГА.
Начальник подразделения ВОХР обязан:
а) содержать в исправности и постоянной боевой готовности состоящую в боевом расчете пожарно-спасательную технику, обеспечивать укомплектованность ее положенным табельным имуществом, оборудованием и снаряжением;
б) принимать меры к полному и качественному укомплектованию пожарно-спасательных расчетов личным составом, а также привлекать членов ДПД на дежурства в составе пожарно-спасательных расчетов. Организовывать их обучение и тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным. Организовывать проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту;
в) организовывать наблюдение за взлетом и посадкой воздушных судов силами дежурного персонала пожарно-спасательных расчетов, а также патрулирование пожарных автомобилей по стоянкам воздушных судов;
г) разрабатывать, согласовывать и утверждать у руководителя предприятия схемы оповещения и планы взаимодействия пожарно-спасательных расчетов со взаимодействующими службами предприятия ГА и пожарными подразделениями МВД СССР и других ведомств. Требовать обеспечения пожарно-спасательных расчетов необходимой связью и сигнализацией;
д) разрабатывать и согласовывать со взаимодействующими службами и организациями оперативные планы и карточки пожаротушения воздушных судов и объектов, организовывать практическую их отработку в установленные сроки;
е) организовывать силами подразделения ВОХР, пожарно-технических комиссий и ДПД периодические проверки состояния пожарной безопасности в структурных подразделениях предприятия ГА и приписных аэропортах МВЛ. Докладывать руководителю предприятия ГА о состоянии пожарной безопасности и предлагаемых мерах по ее улучшению;
ж) согласовывать и оказывать помощь в разработке инструкций о мерах пожарной безопасности как для предприятия ГА в целом, так и для структурных подразделений, отдельных участков или технологических операций;
з) организовывать проведение и учет первичных противопожарных инструктажей, контролировать и оказывать помощь в проведении вторичных противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму;
и) организовывать обучение членов ДПД, принимать участие в проведение с ними занятий;
к) организовывать совместно с пожарно-техническими комиссиями и общественными организациями предприятия ГА смотры-конкурсы, месячники пожарной безопасности, пожарно-технические конференции. Принимать участие в противопожарной массово-разъяснительной работе, оказывать содействие в приобретении средств наглядной противопожарной агитации;
л) вести учет и отчетность по вопросам пожарной охраны предприятия ГА.
1.8. Мероприятия по пожарной охране предприятия ГА планируются в перспективных и текущих планах предприятия ГА, его структурных подразделений (служб, отделов и т.п.), пожарно-технической комиссии, подразделения ВОХР, общественных организаций в части, их касающейся.
Планирование должно охватывать весь комплекс мероприятий по пожарно-спасательному обеспечению полетов и пожарной безопасности авиационной техники и объектов.
Ответственность за организацию планирования и выполнение запланированных мероприятий возлагается на соответствующих руководителей.
1.9. При подготовке предприятий ГА к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды проверяется выполнение всего комплекса мероприятий, обеспечивающих пожарную охрану предприятия ГА и приписных к нему аэропортов МВЛ.
1.10. При новом строительстве, реконструкции или капитальном ремонте должны предусматриваться соответствующие мероприятия по пожарной охране.
Ответственность за проведение мероприятий по пожарной охране при новом строительстве, реконструкции или капитальной ремонте возлагается:
– при проектировании – на проектные организация (службы);
– при строительно-монтажных работах – на генерального подрядчика (руководителя строительной организации или службы заказчика).
1.11. Предприятия ГА организуют учет и отчетность по вопросам пожарной охраны. Учету подлежат:
а) количество состоящей на вооружении пожарно-спасательной техники и огнетушащих составов, оборудования и снаряжения, их техническое состояние;
б) первичные и стационарные средства пожаротушения, установки пожарной автоматики, имеющиеся в предприятиях ГА, их техническое состояние и порядок обслуживания;
в) пожары (загорания) на воздушных судах и объектах, причины их возникновения и ущерб от них;
г) проведенные пожарно-спасательные работы, их эффективность (количество пассажиров и членов экипажей, эвакуированных из воздушных судов, подвергшихся пожарам (загораниям), сумма спасенной авиационной техники, имущества и оборудования;
д) проводимая пожарно-профилактическая работа, комплексные и частные обследования объектов и аэропортов МВЛ, контрольные проверки; выявленные нарушения пожарной безопасности в процессе ежедневного контроля и выданные по этому поводу предписания, результаты осмотра объектов в противопожарном отношении перед их закрытием;
е) дисциплинарные и административные меры, принятые к нарушителям противопожарного режима;
ж) проводимые занятия по обучению личного состава пожарно-спасательных расчетов и членов ДПД; учения и тренировки по отработке оперативных планов и карточек пожаротушения; соревнования по пожарно-прикладному спорту;
з) количество проведенных в службах занятий и бесед на противопожарные темы и охват слушателей; проведение инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму;
и) проводимые смотры-конкурсы на лучшее противопожарное состояние объектов, пожарно-технические конференции и активы, другая массово-разъяснительная работа.
Порядок учета пожаров (загораний) и определения размеров ущерба и спасенного имущества приведен в приложениях 1, 20.
На основе учетных данных проводится анализ состояния пожарной охраны предприятия ГА, разрабатываются и проводятся мероприятия по ее улучшению.
1.12. Учет и отчетность по вопросам пожарной охраны возлагается на начальника подразделения ВОХР, а на предприятиях ГА, где нет подразделения ВОХР, на лиц по поручению руководителя предприятия ГА.
Учет имеющихся на объектах первичных и стационарных средств пожаротушения, установок пожарной автоматики, контроль за их техническим состоянием и обслуживанием, а также учет проводимых вторичных противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму возлагается на соответствующих руководителей структурных подразделений предприятий ГА.
1.13. О происшедших пожарах (загораниях) предприятия ГА письменно докладывают в МГА через управления ГА в день происшествия. Акт о пожаре (загорании) высылается в УАСРиОА МГА не позднее трех дней со дня его возникновения (приложение 2).
По каждому пожару проводится расследование и издается приказ руководителя предприятия ГА с анализом причин и условий происшедшего пожара, конкретными мероприятиями профилактического характера и наказанием виновных. Копии этих материалов высылаются в УАСРиОА МГА не позднее пяти дней по окончании расследования.
1.14. Лица, виновные в нарушении требований НПО ГА-85, привлекаются к дисциплинарной, административной, а в надлежащих случаях и к уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Союза ССР и союзных республик.
1.15. Для привлечения широкого актива инженерно-технических работников и служащих к участию в проведении мероприятий по пожарной охране на предприятиях ГА создаются пожарно-технические комиссии (ПТК).
Пожарно-технические комиссии назначаются приказом руководителя предприятия ГА в составе: главного инженера или заместителя руководителя предприятия ГА (председатель), начальника подразделения ВОХР или его заместителя, инженера по охране труда и технике безопасности, руководителей служб (капитального строительства, наземных сооружений, энергетика, механика, технолога, ГСМ, АТБ, ЭРТОС) и других лиц, по усмотрению руководителя предприятия ГА. В состав ПТК рекомендуется вводить представителей от общественных организаций предприятия ГА.
Пожарно-техническая комиссия в своей деятельности руководствуется Положением о пожарно-технических комиссиях на промышленных предприятиях (приложение 3) и строит свою работу на основе разрабатываемых планов и распределения обязанностей между ее членами в соответствии с задачами и функциями комиссии.
Ответственность за организацию деятельности пожарно-технической комиссии, планирование ее работы и контроль за выполнением планов возлагается на председателя ПТК.
Кроме общеобъектовой пожарно-технической комиссии в крупных структурных подразделениях предприятия ГА (АТБ, ГСМ, ЭРТОС и других) могут создаваться цеховые (объектовые) пожарно-технические комиссии. Последние создаются приказом (распоряжением) начальника структурного подразделения и организуют свою работу применительно к общеобъектовой ПТК, но в рамках соответствующего подразделения.
1.16. В предприятиях ГА организуются добровольные пожарные дружины (ДПД) из числа рабочих, инженерно-технических работников и служащих на добровольных началах.
Состав ДПД и его последующие изменения объявляются приказом руководителя предприятия ГА.
Начальники ДПД, их заместители и начальники отделений (боевых расчетов) ДПД назначаются из лиц цеховой администрации.
Добровольная пожарная дружина в своей деятельности руководствуется Положением о добровольных пожарных дружинах на промышленных предприятиях и других объектах министерств и ведомств (приложение 4). Ответственность за организацию и деятельность ДПД возлагается на руководителей предприятий ГА и соответствующих структурных подразделений предприятия.
Члены ДПД могут привлекаться к дежурствам в пожарно-спасательных расчетах в соответствии с установленным в МГА порядком.
ИЗМЕНЕНИЯ N 1 В СП 2. 2612-10 “ОСНОВНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОСПОРБ – 99/2010)”
Внести следующие изменения в СП 2.6.1.2612-10 “Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ- 99/2010)”:
Слова “государственный санитарно-эпидемиологический надзор” заменить по всему тексту словами “федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор” в соответствующем падеже.
Пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
Правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:
– проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (НИИ);
– сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;
– монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
– радиационный контроль техногенных ИИИ.
Правила также распространяются на юридических и физических лиц, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными ИИИ, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами”.
Пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
Техногенные ИИИ и радиоактивные отходы подлежат обязательному контролю и учету. Обращение с техногенными ИИИ или радиоактивными отходами допускается только при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с ними санитарным правилам (далее – СЭЗ).
Полностью освобождаются от контроля и учета без оформления СЭЗ:
– материалы или изделия, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше значения, приведенного для него в приложении 3 Правил (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений удельных активностей радионуклидов к значениям, приведенным для них в приложении 3 Правил, не превышает 1);
– любые электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ.
Освобождаются от контроля после оформления СЭЗ:
– материалы или изделия весом не более 1 тонны, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше его минимально значимой удельной активности (далее – МЗУА), приведенной в приложении 4 НРБ-99/2009 (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений удельных активностей радионуклидов к их МЗУА не превышает 1);
– изделия, содержащие радионуклидные источники, мощность амбиентного эквивалента дозы (далее – МАД) в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности которых при любых возможных режимах эксплуатации изделия не превышает 1,0 мкЗв/ч; при этом должна быть исключена возможность доступа пользователя к радионуклидному источнику без нарушения конструкции изделия или пломбы изготовителя и обеспечена надежная герметизация радиоактивного содержимого при всех возможных условиях эксплуатации изделия;
– электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных режимах и условиях эксплуатации которых МАД в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч.
Под любыми возможными режимами эксплуатации изделия понимаются любые режимы, которые может установить пользователь, не нарушая конструкцию изделия или пломбу изготовителя.”.
Пункт 1.8 изложить в следующей редакции:
Деятельность в области использования техногенных ИИИ и (или) обращения с радиоактивными отходами осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления этой деятельности, выданного органами, уполномоченными осуществлять лицензирование.
Лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ не требуется, если:
– используются техногенные ИИИ или содержащие их изделия, освобожденные от контроля в соответствии с пунктом 1.7 Правил;
– установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию;
– активность техногенного радионуклида в открытом радионуклидном источнике на любом рабочем месте не превышает его минимально значимой активности (далее – МЗА) (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА не превышает 1), а суммарная активность техногенного радионуклида в открытых радионуклидных источниках в организации не превышает 10 МЗА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА не превышает 10);
– используются закрытые радионуклидные источники, активность техногенного радионуклида в каждом из которых не превышает минимально- лицензируемой активности (далее – МЛА) радионуклида, приведенной в приложении 6 Правил (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1).
Закрытые радионуклидные источники, активность техногенного радионуклида в которых превышает МЗА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений активностей радионуклидов к их МЗА превышает 1), но не превышает МЛА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1), подлежат регистрации.
Лицензия на право осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами не требуется, если осуществляется обращение с отработавшими закрытыми радионуклидными источниками, активность техногенного радионуклида в каждом из которых не превышает его МЛА (при наличии нескольких техногенных радионуклидов – сумма отношений активностей радионуклидов к их МЛА не превышает 1).”.
Пункт 3.2.7 изложить в следующей редакции:
Не допускается размещение источников ионизирующего излучения и работа с ними в жилых зданиях и детских организациях, за исключением размещения в жилых зданиях рентгенодиагностических аппаратов с цифровой обработкой изображения, применяемых в стоматологической практике, номинальная рабочая нагрузка которых не превышает:
– 40 мА-мин/нед для помещений, смежных с жилыми помещениями, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся диагностические исследования;
– 200 мА-мин/нед для помещений, не смежных с жилыми помещениями, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений стоматологической организации.”.
Пункт 3.4.8 изложить в следующей редакции:
При создании временных хранилищ источников излучения вне территории организаций, проводящих работы с ИИИ в нестационарных условиях, должны выполняться требования п. 3.5.14 Правил.”.
Пункт 3.5.2 изложить в следующей редакции:
Передача от одного юридического или физического лица другому источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от контроля и учета в соответствии с п. 1.7 Правил, производится с обязательным информированием органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту нахождения как передающего, так и принимающего ИИИ юридического или физического лица.”.
Пункт 3.5.3 изложить в следующей редакции:
Получение и передача источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от необходимости оформления лицензии в соответствии с п. 1.8 Правил, разрешается только для юридических или физических лиц, имеющих лицензию на деятельность в области использования ИИИ.”.
Пункт 3.11.2 изложить в редакции:
Не допускается нефиксированное (снимаемое) радиоактивное загрязнение поверхности материалов, изделий, транспортных средств и помещений, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности, превышающее 0,4 Бк/см2 для бета-излучающих радионуклидов и 0,04 Бк/см2 для альфа-излучающих радионуклидов.”.
Пункт 3.11.3 изложить в редакции:
Не вводится никаких ограничений по радиационной безопасности на использование в хозяйственной деятельности любых твердых материалов, сырья и изделий (кроме продовольственного сырья, пищевой продукции и кормов для животных) при удельной активности техногенных радионуклидов в них менее значений, приведенных в приложении 3 к Правилам (для нескольких техногенных радионуклидов – при сумме отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к значениям, приведенным для них в приложении 3 к Правилам, менее 1).
Не вводится никаких ограничений на использование в хозяйственной деятельности любых жидкостей (кроме питьевой воды) при удельной активности техногенного радионуклида в них менее 0,1 от предельного значения удельной активности данного радионуклида для жидких отходов, приведенного в приложении 5 к Правилам (для нескольких техногенных радионуклидов – при сумме отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к их предельным значениям для жидких отходов, приведенным в приложении 5 к Правилам, менее 0,1).”.
Пункт 3.11.4 изложить в редакции:
Могут ограниченно использоваться при соблюдении требований пункта 3.11.1 для данного вида использования сырье, материалы и изделия удельная активность техногенных радионуклидов в которых: – для твердых материалов и изделий – превышает значения, приведенные в приложении 3 Правил (для нескольких техногенных радионуклидов -сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к значениям, приведенным для них в приложении 3 Правил, превышает 1), но не превышает значения МЗУА (для нескольких радионуклидов – сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к значениям их МЗУА не превышает 1);
– для жидкостей – превышает 0,1 предельных значений удельных активностей для жидких отходов, приведенных в приложении 5 к правилам (для нескольких радионуклидов – сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к их предельным значениям для жидких отходов, приведенным в приложении 5 Правил, превышает 0,1), но не превышает предельных значений удельных активностей для жидких отходов, приведенных в приложении 5 Правил (для нескольких радионуклидов – сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к их предельным значениям для жидких отходов, приведенным в приложении 5 Правил, не превышает 1).
В СЭЗ указывается разрешенный вид использования. Эти сырье, материалы и изделия подлежат обязательному радиационному контролю.”.
Последнее предложение в п. 3.11.8 изложить в редакции:
“Эти сырье, материалы и изделия не должны иметь снимаемого радиоактивного загрязнения, превышающего уровни, приведенные в пункте 3.11.2.”.
Пункт 3.12 изложить в следующей редакции:
Отходы, содержащие техногенные радионуклиды, относятся к радиоактивным отходам, если сумма отношений удельных активностей (для газообразных отходов сумма отношений объемных активностей) техногенных радионуклидов в отходах к их предельным значениям, приведенным в приложении 5 к Правилам, превышает 1.
При невозможности определения суммы отношений удельных активностей радионуклидов в отходах к их предельным значениям, приведенным в приложении 5 к Правилам, отходы, содержащие техногенные радионуклиды, относятся к радиоактивным, если удельная активность радионуклидов в отходах превышает:
– для твердых отходов:
1 Бк/г – для альфа-излучающих радионуклидов,
100 Бк/г – для бета-излучающих радионуклидов;
– для жидких отходов:
0,05 Бк/г – для альфа-излучающих радионуклидов,
0,5 Бк/г – для бета-излучающих радионуклидов.
Отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов относятся к радиоактивным отходам в случае, если выполняются следующие условия:
– удельная активность
Предполагается, что радионуклиды
в отходах находятся в радиоактивном равновесии со своими дочерними радионуклидами.
Радиоактивные отходы по агрегатному состоянию подразделяются на жидкие, твердые и газообразные.
К жидким радиоактивным отходам относятся не подлежащие дальнейшему использованию органические и неорганические жидкости, пульпы и шламы, соответствующие критериям отнесения к радиоактивным отходам, приведенным в пункте 3.12.1 Правил.
К твердым радиоактивным отходам относятся отработавшие свой ресурс радионуклидные источники, не предназначенные для дальнейшего использования материалы, изделия, оборудование, биологические объекты, грунт, а также отвержденные жидкие радиоактивные отходы, соответствующие критериям отнесения к радиоактивным отходам, приведенным в пункте 3.12.1 Правил.
К газообразным радиоактивным отходам относятся не подлежащие использованию газообразные смеси, содержащие радиоактивные газы и (или) аэрозоли, образующиеся при производственных процессах, соответствующие критериям отнесения к радиоактивным отходам, приведенным в пункте 3.12.1 Правил.
По удельной активности твердые радиоактивные отходы, содержащие техногенные радионуклиды, за исключением отработавших закрытых радионуклидных источников, подразделяются на 4 категории: очень низкоактивные, низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные, а жидкие радиоактивные отходы на 3 категории: низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные (таблица 3.12.1). В случае, когда по приведенным в таблице 3.12.1 характеристикам радионуклидов радиоактивные отходы относятся к разным категориям, для них устанавливается наиболее высокое из полученных значений категории отходов. Твердые радиоактивные отходы, содержащие природные радионуклиды, относятся к очень низкоактивным радиоактивным отходам. Жидкие радиоактивные отходы, содержащие природные радионуклиды, относятся к низкоактивным радиоактивным отходам.
Отработавшие закрытые радионуклидные источники, не подлежащие дальнейшему использованию, рассматриваются как отдельная категория радиоактивных отходов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИДКИХ И ТВЕРДЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
Для каждого юридического или физического лица, планирующего работы с открытыми радионуклидными источниками (радиоактивными веществами в открытом виде), проектом должна быть определена система обращения с радиоактивными отходами в местах их образования. Проведение работ с открытыми радионуклидными источниками (радиоактивными веществами в открытом виде) без наличия условий для сбора и временного хранения радиоактивных отходов не допускается.
Выброс техногенных радионуклидов в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с нормативами допустимых выбросов и разрешительными документами, устанавливаемыми (получаемыми) в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством об охране атмосферного воздуха.
Газообразные радиоактивные отходы подлежат выдержке и (или) очистке на фильтрах с целью снижения их активности.
Система обращения с жидкими и твердыми радиоактивными отходами включает их сбор, сортировку, упаковку, временное хранение, кондиционирование (концентрирование, отверждение, прессование, сжигание), транспортирование, длительное хранение и (или) захоронение.
Сортировка производственных отходов радиационных объектов направлена на разделение радиоактивных отходов различных категорий и материалов, загрязненных радионуклидами.
При удельной активности техногенных радионуклидов в твердых отходах менее МЗУА, но больше значений, приведенных в приложении 3 Правил, их следует направлять на специально выделенные участки объектов размещения производственных отходов в соответствии с законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Сбор радиоактивных отходов должен производиться непосредственно в местах их образования отдельно от обычных отходов с учетом:
– категории отходов;
– агрегатного состояния (твердые, жидкие);
– физических и химических характеристик;
– природы (органические и неорганические);
– периода полураспада радионуклидов, находящихся в отходах (менее 15 суток, более 15 суток);
– взрыво- и огнеопасности;
– принятых методов переработки отходов.
Для сбора радиоактивных отходов на радиационном объекте должны быть предусмотрены специальные сборники. Для первичного сбора твердых радиоактивных отходов могут быть использованы пластиковые или бумажные мешки, которые затем загружаются в сборники-контейнеры. Места расположения сборников, при необходимости, должны обеспечиваться защитными приспособлениями для снижения излучения за их пределами до допустимого уровня.
Для временного хранения и выдержки сборников с радиоактивными отходами, создающими у поверхности дозу гамма- излучения более 2 мЗв/ч, должны использоваться специальные защитные колодцы или ниши. Извлечение сборников отходов из колодцев и ниш необходимо производить с помощью специальных устройств, снижающих уровни облучение обслуживающего персонала.
Жидкие радиоактивные отходы собираются в специальные емкости. Их следует концентрировать и отверждать на объекте, где они образуются, или в специализированной организации по обращению с радиоактивными отходами. Захоронение жидких низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов в недрах в пределах горного отвода, в границах которого такие жидкие радиоактивные отходы должны быть локализованы, допускается исключительно в пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов, сооруженных и эксплуатируемых до 15 июля 2011 г.
На радиационных объектах, где возможно образование значительного количества жидких радиоактивных отходов (более 200 л в день), проектом должна быть предусмотрена система спецканализации. В спецканализацию не должны попадать нерадиоактивные стоки.
Сброс техногенных радионуклидов в окружающую среду осуществляется в соответствии с нормативами допустимых сбросов и разрешительными документами, устанавливаемыми (получаемыми) в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и водным законодательством.
Запрещается сброс жидких радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Временное хранение радиоактивных отходов различных категорий должно осуществляться в отдельном помещении, либо на специально выделенном участке, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям для работ II класса. Хранение радиоактивных отходов следует осуществлять в специально предназначенных для этого контейнерах.
Радиоактивные отходы, содержащие радионуклиды с периодом полураспада менее 15 суток, собираются отдельно от других радиоактивных отходов и выдерживаются в местах временного хранения для снижения их удельной активности до уровней, не превышающих приведенных в пункте 3.12.1 Правил.
Сроки выдержки радиоактивных отходов с содержанием большого количества органических веществ (трупы экспериментальных животных) не должны превышать 5 суток в случае, если не обеспечиваются условия хранения (выдержки) в холодильных установках или соответствующих растворах.
Самовоспламеняющиеся и взрывоопасные радиоактивные отходы должны быть переведены в неопасное состояние до отправки на захоронение, при этом должны быть предусмотрены меры радиационной и пожарной безопасности.
Передача радиоактивных отходов на переработку или захоронение должна производиться в специальных упаковках (контейнерах).
Уровни радиоактивного загрязнения внешних поверхностей упаковки (контейнера) не должны превышать значений, приведенных в таблице 8.10 НРБ-99/2009.
Транспортировка радиоактивных отходов должна проводиться в механически прочных герметичных упаковках на специально оборудованных транспортных средствах.
Переработку радиоактивных отходов, а также их долговременное хранение и захоронение производят специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами.
В отдельных случаях, возможно осуществление в одной организации всех этапов обращения с радиоактивными отходами, вплоть до их захоронения, если это предусмотрено проектом.
Разбавление жидких радиоактивных отходов с целью снижения их активности запрещается.
Выбор мест захоронения радиоактивных отходов должен производиться с учетом гидрогеологических, геоморфологических, тектонических и сейсмических условий. При этом должна быть обеспечена радиационная безопасность населения и окружающей среды в течение всего срока изоляции отходов с учетом долговременного прогноза.
Годовая эффективная доза облучения критической группы населения при всех видах обращения с радиоактивными отходами до их захоронения не должна превышать 0,1 мЗв. Годовая эффективная доза облучения критической группы населения за счет радиоактивных отходов после их захоронения не должна превышать 0,01 мЗв.”.
Заголовок таблицы приложения 3 Правил изложить в редакции: “Удельные активности техногенных радионуклидов, при которых допускается неограниченное использование твердых материалов”.
Дополнить Правила приложением 5 в следующей редакции:
“Приложение 5 к ОСПОРБ-99/2010
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УДЕЛЬНОЙ И ОБЪЕМНОЙ АКТИВНОСТЕЙ РАДИОНУКЛИДОВ В ОТХОДАХ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ ИХ К РАДИОАКТИВНЫМ ОТХОДАМ
Дополнить Правила приложением 6 в следующей редакции:
“Приложение 6 к ОСПОРБ-99/2010
АКТИВНОСТИ РАДИОНУКЛИДОВ В ЗАКРЫТЫХ РАДИОНУКЛИДНЫХ ИСТОЧНИКАХ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ КОТОРЫХ НА ОБРАЩЕНИЕ С ИСТОЧНИКОМ НЕОБХОДИМА ЛИЦЕНЗИЯ (МИНИМАЛЬНО ЛИЦЕНЗИРУЕМАЯ АКТИВНОСТЬ – МЛА)
(1) Для всех радионуклидов учитывалось накопление радиоактивных (дочерних) продуктов распада. Радионуклиды, для которых дочерние продукты распада вносили существенный вклад в поглощенную дозу для рассмотренных сценариев облучения, отмечены знаком “+” в колонке 3.
(2) При аварийных ситуациях, сопровождающихся выбросом в атмосферу радионуклида в таком количестве, его концентрация в воздухе может превысить уровень непосредственно опасный для жизни и здоровья людей вследствие высокой химической токсичности.
(3) Значение Неограниченно. Данный радионуклид, вследствие малой удельной активности, не может быть причиной тяжелых детерминированных эффектов, и обращение с закрытыми радионуклидными источниками, изготовленными на его основе, не требует оформления лицензии. Следует иметь в виду, что при аварийных ситуациях, сопровождающихся выбросом в атмосферу этого радионуклида в больших количествах, его концентрация в воздухе может превысить уровень непосредственно опасный для жизни и здоровья людей, например, вследствие высокой химической токсичности.
(4) Данная величина получена исходя из предела критичности, установленного для данного радионуклида. Для всех радионуклидов, способных поддерживать цепную реакцию деления, в качестве предельной выбиралась активность, соответствующая пределу предотвращения критичности.
(5) Для источников нейтронного излучения Рu-239/Ве-9 и Аm-241/Ве-9, действие которых основано на (
, n) – реакции, приведенная в таблице величина соответствует опасной активности радионуклидов Рu-239 и Аm-241, как альфа-излучателей”.
Заменить по всему тексту Правил слова “источники излучения” на “источники ионизирующего излучения”.
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 43
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч.1), ст. 21; N 1 (ч.1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч.1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч.1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст. 4563; N 30 (ч.1), ст. 4590; N 30 (ч.1), ст. 4591; N 30 (ч.1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч.1), ст. 4079) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
Продлить срок действия СП 2.6.6.1168-02 “Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)” до 1 января 2018 года.
ИЗМЕНЕНИЯ N 2 В СП 2. 1168-02 “САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ (СПОРО-2002)”
Внести следующие изменения в СП 2.6.6.1168-02 “Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)”:
В пункте 2.1 слова “СП 2.6.1.758-99” заменить на слова “СанПиН 2.6.1.2523-09” и слова “СП 2.6.1.799-99” заменить на слова “СП 2.6.1.2612-10”.
Пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
Обращение с РАО осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 1.7 – 1.8 ОСПОРБ-99/2010. Дозы облучения населения за счет обращения с РАО не должны превышать величин, установленных в пункте 3.12.19 ОСПОРБ-99/2010.”.
Главу III изложить в следующей редакции:
“III. Образование и классификация радиоактивных отходов
– при эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла и других радиационных объектов;
– при использовании радиоактивных веществ и радионуклидных источников в производственных, научных и медицинских организациях;
– при реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами;
– при радиационных авариях;
– при обращении с материалами и изделиями с повышенным содержанием природных радионуклидов;
– при осуществлении видов деятельности, приводящих к концентрирования природных радионуклидов в образующихся отходах.
Отходы, содержащие техногенные радионуклиды, относятся к РАО, если сумма отношений удельных активностей (для газообразных отходов сумма отношений объемных активностей) техногенных радионуклидов в отходах к их предельным значениям, приведенным в приложении 5 к ОСПОРБ-99/2010, превышает 1.
При невозможности определения суммы отношений удельных активностей радионуклидов в отходах к их предельным значениям, приведенным в приложении 5 к ОСПОРБ-99/2010, отходы, содержащие техногенные радионуклиды, относятся к РАО, если удельная активность радионуклидов в отходах превышает:
Отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов относятся к РАО в случае, если выполняются следующие условия:
По агрегатному состоянию РАО подразделяются на жидкие, твердые и газообразные.
К жидким РАО относятся не подлежащие дальнейшему использованию органические и неорганические жидкости, пульпы и шламы, соответствующие критериям отнесения к РАО, приведенным в пункте 3.2 Правил.
К твердым РАО относятся отработавшие свой ресурс радионуклидные источники, не предназначенные для дальнейшего использования материалы, изделия, оборудование, биологические объекты, грунт, а также отвержденные жидкие РАО, соответствующие критериям отнесения к РАО, приведенным в пункте 3.2 Правил.
К газообразным РАО относятся не подлежащие использованию газообразные смеси, содержащие радиоактивные газы и (или) аэрозоли, образующиеся при производственных процессах, соответствующие критериям отнесения к РАО, приведенным в пункте 3.2 Правил.
По удельной активности твердые РАО, содержащие техногенные радионуклиды, за исключением отработавших закрытых радионуклидных источников, подразделяются на 4 категории: очень низкоактивные, низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные, а жидкие РАО: на 3 категории: низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные (таблица 3.1). В случае, когда по приведенным в таблице 3.1 характеристикам радионуклидов РАО относятся к разным категориям, для них устанавливается наиболее высокое из полученных значений категории РАО.
Твердые РАО, содержащие природные радионуклиды, относятся к очень низкоактивным РАО. Жидкие РАО, содержащие природные радионуклиды, относятся к низкоактивным РАО. Отработавшие закрытые радионуклидные источники, не подлежащие дальнейшему использованию, рассматриваются как отдельная категория РАО.
Для предварительной сортировки твердых РАО рекомендуется использование критериев по уровню радиоактивного загрязнения (таблица 3.2) и по мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения на расстоянии 0,1 м от поверхности при соблюдении условий измерения в соответствии с утвержденными методиками:
КЛАССИФИКАЦИЯ ТВЕРДЫХ РАО ПО УРОВНЮ ПОВЕРХНОСТНОГО РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
При обращении с РАО, помимо их агрегатного состояния и удельной активности, должны учитываться и другие их физические и химические характеристики, в частности, взрыво- и огнеопасность, органические или неорганические и т.п.”.
Пункт 5.5. изложить в редакции:
Запрещается сброс жидких РАО в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.”.
Первое предложение пункта 9.3.3 изложить в новой редакции:
“Металлические твердые очень низкоактивные, низкоактивные и среднеактивные РАО с поверхностным загрязнением подлежат дезактивации.”.
Второй абзац пункта 9.3.4 изложить в следующей редакции:
“К повторному использованию после переплавки допускается металл, содержащий техногенные радионуклиды с удельной активностью, не превышающей величин, указанных в приложении 4 к ОСПОРБ-99/2010.”.
Первое предложение пункта 9.4.1 изложить в новой редакции: “Газообразные РАО подлежат выдержке и (или) очистке с целью снижения их активности.”.
Дополнить пункт 10.1 подпунктом 10.1.7 в следующей редакции:
Передача отработавшего закрытого радионуклидного источника ионизирующего излучения на захоронение или для переработки осуществляется при наличии паспорта источника. При отсутствии такого паспорта организация, в результате осуществления деятельности которой образовался отработавший закрытый радионуклидный источник ионизирующего излучения, должна обеспечить определение его характеристик в порядке, установленном органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.”.
Подпункт 10.2.7 изложить в следующей редакции:
Место, способ и условия захоронения РАО различных категорий должны быть обоснованы в проекте пункта захоронения РАО.”.
Дополнить пункт 10.2 подпунктом 10.2.8 в следующей редакции:
Жидкие РАО должны перед захоронением отверждаться на объекте, где они образуются, или в специализированной организации по обращению с РАО. Захоронение жидких низкоактивных РАО и жидких среднеактивных РАО в недрах в пределах горного отвода, в границах которого такие жидкие радиоактивные отходы должны быть локализованы, допускается исключительно в пунктах глубинного захоронения РАО, сооруженных и эксплуатируемых до 15 июля 2011 г.”.
Последнее предложение пункта 14.2 изложить в редакции: “Разработанная программа производственного (радиационного) контроля согласовывается территориальным органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организации, и утверждается руководителем организации.”.
В пункте 14.3 слова “центру Госсанэпиднадзора” заменить на “органу, осуществляющему федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор”.