Северный морской путь: транспортировка грузов в Европу
Эта статья — о водном пути между Тихим и Атлантическим океанами в восточном полушарии, вдоль северного побережья Евразии. О водном пути между теми же океанами в западном полушарии, вдоль северного побережья Северной Америки см. Северо-Западный проход.
Маршрут транспортировки грузов
Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км).
В терминологии российского законодательства Северный морской путь определён как исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, полезных ископаемых).
Сравнение маршрутов
Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Организация Северного морского пути
Организационно Северный морской путь делился при СССР на:
Каботажная линия Мурманск — Камчатка
Атомный ледокол Ямал
Северный морской путь на памятной серебряной монете России 2007 года
Пункты перевозки
Проводятся перевозки в морские порты и пункты: Шпицберген, Мыс Каменный, Остров Врангеля, Мыс Шмидта, Байдарацкая губа, Салмановское месторождение, месторождение Новый Порт, Приразломное месторождение, Колгуев, Рогачёво, Белушья Губа, Соловецкие острова, Нордвик, Харасавэй, Полярный, Печенга, Земля Франца Иосифа (Земля Александры, Нагурское, Остров Хейса, Остров Рудольфа, Русская Арктика), Новосибирские острова (Котельный).
Флот Норильского никеля
С 2006 года компания Норильский никель осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводке.
Флот состоит из пяти контейнеровозов типа Норильский никель грузоподъёмностью порядка 15 000 т и одного универсального танкера Енисей грузоподъёмностью порядка 15 000 т. Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически круглогодично.
Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объёме до 1,5 млн т ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района.
Федеральный закон № 132-ФЗ
В 2012 году был принят федеральный закон № 132-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути, который предусматривает ряд мер по развитию СМП. Одной из важных мер является создание администрации Северного морского пути в форме федерального государственного казённого учреждения. Это учреждение, подведомственное Росморречфлоту, было создано распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2013 года под номером 358-р.
Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:
Вывести новый завод на полную мощность планируется в 2018 году. Объем необходимых капитальных вложений в развитие пилотного проекта оценивается в 18—20 млрд долларов (858,2 млрд рублей). Из этой суммы, 264 млрд рублей будет необходимо на создание танкерного флота ледокольного класса, включая примерно 20 судов вместимостью 140—160 тыс. кубометров для вывоза углеводородов с Ямала. Новатэк предполагает, что эти затраты возьмет на себя государство. Остальные расходы планируется разделить с партнерами, которые уже имеют опыт производства СПГ. Компания планирует продать им до 49% в проекте для финансирования и помощи в технологиях и маркетинге СПГ на мировых рынках. Пул инвесторов компания обещает сформировать до конца 2010 года.
Привлечение южнокорейских компаний
Посол Российской Федерации в Республике Корее, Александр Тимонин, сообщил о принятии активных мер по привлечению южнокорейских судоходных компаний к освоению Северного морского пути. В 2018 году планировалось принять закон о правилах оказания услуг и перечне портовых сборов в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути.
Ограничения для движения судов
Заявление и Приложение к заявлению на плавание судна в акватории Северного морского пути оформляются онлайн на сайте Администрации Северного морского пути.
Карта побережья Арктики
Карта побережья Арктики была исследована русскими экспедициями с 1734 по 1871 год.
Доказательство того, что по крайней мере Енисей доступен со стороны океана на протяжении определённой части года, является в первую очередь заслугой капитана Уиггинса. Этот смелый и предприимчивый моряк не сдался перед лицом трудностей и потерь, способных сломить большинство людей, и доказал, что пароход может взять на борт груз в Лондоне, через 39 дней совершить перевалку в порту Караул, расположенном в устье Енисея, принять на борт новый груз и вернуться в Лондон через 81 день после отправки. Уже состоялось несколько рейсов.
Отраслевое совещание ИТ-директоров
30 марта состоялся первый день отраслевого совещания ИТ-директоров предприятий атомной отрасли. Участники мероприятия подвели итоги прошлого года и обсудили планы на 2023 год. Основной акцент был сделан на достижении технологической независимости в дивизионах, а также на переводе на отечественное программное обеспечение и оборудование объектов критической информационной инфраструктуры Госкорпорации Росатом. Совещание прошло на площадке Технической академии Росатома в Обнинске.
Роль Госкорпорации в создании новой технологической повестки России
Ведущим мероприятия стал Евгений Абакумов, директор по информационным технологиям Госкорпорации Росатом. Он выступил с докладом, в котором рассказал о роли Госкорпорации в создании новой технологической повестки России.
Спикер рассказал о достижении основных показателей по импортозамещению ПО и оборудования, а также о выполнении ключевых программ и проектов в рамках единой цифровой стратегии.
Единая техническая политика в атомной отрасли
ИТ-директор отметил, что в атомной отрасли последовательно реализуется единая техническая политика в области информационных технологий. В основу этой политики заложены принципы централизованного управления и унификации ИТ-деятельности, преимущественного использования отечественного ПО и оборудования, оценки рисков при формировании ИТ-ландшафта и внедрения инноваций.
Технологическая независимость и пилотные проекты
Фокус в своем выступлении Евгений Абакумов сделал на технологической независимости объектов КИИ (критической информационной инфраструктуры) и формировании новой технологической повестки РФ в этой области.
Он рассказал об отраслевом пилотном проекте по созданию доверенных программно-аппаратных комплексов и выделил особую роль дивизионов, занимающихся автоматизированными системами управления технологическим процессом.
Приоритеты Госкорпорации Росатом
Приоритетной задачей Госкорпорации Росатом на этот год является достижение технологической независимости в области критической информационной инфраструктуры. Мы совершенствуем подходы, что в последствии поможет нам достигнуть необходимого уровня импортонезависимости объектов КИИ.
Перед нами стоят амбициозные цели по развитию этого направления вплоть до 2032 года, которые станут основой перехода на новую технологическую парадигму не только атомной отрасли, но и России в целом.
Помимо этого, мы не забываем и о текущих задачах, связанных с выполнением показателей по ключевым ИТ-проектам и программам в рамках внутренней цифровизации и развитию цифровой среды для наших сотрудников, – рассказал Евгений Абакумов.
ИТ-директоры компаний атомной отрасли
В продолжение тем, затронутых в выступлении ИТ-директора Госкорпорации Росатом, выступили представители ИТ-функции компании.
Илья Холкин
Заместитель директора по информационным технологиям, начальник управления по технической политике в ИТ Госкорпорации Росатом, рассказал о реализации единой технической политики.
Игорь Чернов
Заместитель директора по ИТ, начальник отдела бюджетирования, договорной работы и оценки эффективности решений в области ИТ Госкорпорации Росатом, подвел итоги прошлого года и определил цели на 2023 год.
Андрей Королев
Руководитель проекта, управление технической политики в ИТ Госкорпорации Росатом, рассказал о новых задачах в части АСУ ТП.
Эдуард Пинчук
Директор центра отраслевой архитектуры и интеграции, главный архитектор АО Гринатом, поделился особенностями построения ИТ-архитектуры.
Петр Шелдуков
Директор по управлению проектами АО Гринатом, рассказал о методологической поддержке ИТ-проектов.
Сергей Авдеенко
Руководитель отраслевого центра исследования, тестирования и апробации импортонезависимых решений (ЦИТАИР) АО Гринатом поделился основными направлениями и результатами импортозамещения в атомной отрасли.
Дивизиональные итоги прошлого года и основные цели на 2023 год также были представлены ИТ-директорами предприятий атомной отрасли:
- Олег Шальнов – АО Концерн Росэнергоатом
- Евгений Гаранин – АО ТВЭЛ
- Владислав Вычугжанин – ЯОК Госкорпорации Росатом
- Олег Апанасик – АО Атомэнергомаш
- Сергей Ежов – АО Атомредметзолото
- Вадим Дмитриев – АО РАСУ
- Ольга Толстунова – АО АСЭ
- Евгений Крутелев – АО РАОС
- Ильшат Касимов – АО Русатом Энерго Интернешнл
- Денис Федичкин – АО Наука и инновации
- Роман Черномордин – АО Техснабэкспорт
- Валерий Бражников – СМП Госкорпорации Росатом
- Игорь Скобелев – АО РХК
- Дмитрий Чистов – ЗСЖЦ Госкорпорации Росатом
- Юрий Степанов – АО Русатом Сервис
- Денис Моисеенков – АНО Корпоративная Академия Росатом
- Сергей Крупенников – АО ЮМАТЕКС.
В рамках сессии «Развитие цифровой среды. Новые вызовы» директор департамента кадровой политики Росатома Оксана Кармишина рассказала о совершенствовании цифровых сервисов в контексте планов Госкорпорации по набору новых специалистов до 2030 года.
«Мы планируем до 2030 года нанять более 350 тыс. сотрудников, треть из которых будет работать на новых бизнес-направлениях и наша задача – создать цифровую среду для привлечения и развития людей и сделать цифровые сервисы доступными для каждого работника Росатома. Для этого мы развиваем единую экосистему HR-сервисов, которая будет доступна на всех платформах – как с рабочего компьютера, так и с мобильных устройств. Это позволит исключить бумажный документооборот, сделает процессы удобными для людей, расширит доступ к образовательным программам Росатома», – отметила Оксана Кармишина.
Она также подчеркнула, что развитие цифровых продуктов проходит за счет регулярного сбора обратной связи от пользователей, специального тестирования, которое проводится перед запуском продукта.
Денис Баринов, руководитель проектного офиса по развитию ИТ-сообществ АО «Гринатом», рассказал о подходах к минимизации дефицита необходимых ИТ-компетенций, перспективах развития ИТ-школы, а также о роли ИТ-директоров.
Участники продолжили работу за круглыми столами, где обсудили вопросы возможных трудностей при использовании цифровой среды и перспективы эффективной командной работы HR и ИТ-служб.
Генеральный директор АО «Гринатом» Михаил Ермолаев в рамках своего выступления отметил глобальную задачу компании к 2025 году – достижение выручки от аутсорсинговых услуг в 5 млрд руб. По его словам, это станет возможным благодаря глубокой экспертизе компании, которая сформировалась за счет тестирования ИТ-решений внутри Госкорпорации – это позволяет предлагать внешним заказчикам зрелый продукт с учетом основных требований. Руководитель также рассказал о востребованности замещения зарубежных ERP-систем, где отметил особую роль разработки Центра цифровых HR-технологий Гринатома «АТОМКОР» – продукта для управления человеческим капиталом.
Заместитель директора по цифровизации Росатома, директор департамента цифровой трансформации Марина Авилова рассказала о стратегических планах цифрового блока, отметив, что Цифра должна поддержать курс Госкорпорации на технологическое лидерство: «В основу нашей цифровой стратегии мы положили тезис о том, что к 2030 году Росатом должен стать глобальным технологическим лидером и флагманом технологического суверенитета страны. Приоритетом цифровой стратегии – 2030, в первую очередь, является десятикратный рост цифровой выручки и намерение развивать международный бизнес. Актуальным является совершенствование цифровых продуктов в соответствии с современными трендами. Еще один приоритет – стопроцентное качество цифровых сервисов корпорации. И, наконец, в основе всего люди: мы будем стремиться к тому, чтобы к концу десятилетия освободить человека от рутинной работы, которую сможет делать компьютер».
В завершение мероприятия состоялось церемония вручения отраслевых наград. В номинации «Высший пилотаж» награда была вручена АО «Атомстройэкспорт», в номинации «На два шага впереди» были награждены дивизионы: горнорудный, научный, топливный, REIN, Аккую Нуклеар. Звание «Первопроходцы» получили: Балаковская АЭС, АО «ТВЭЛ», АО «Чепецкий механический завод» и АО «Гринатом».
Всего в совещании приняли участие около 200 сотрудников ИТ-функции Госкорпорации «Росатом», свыше 530 человек подключились к онлайн-трансляции.
История освоения в СССР
Карта морей Баренцева и Карского
Практические попытки пройти СМП
Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.
Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как внутри страны, так и за рубежом, как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.
В годы войны
За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).
В период 1970—1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе, с постройкой атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика».
Севморпуть в культуре
В советское время с 1930-х гг. освоение отечественных морских просторов Арктики пропагандировалось как героическое дело большого народнохозяйственного значения.
СМИ широко освещали целый ряд научных экспедиций и спасательных операций. Так, большую известность получила экспедиция на дрейфующей льдине полярной станции «Северный полюс-1» из четырёх человек под командованием И. Д. Папанина, который позднее получил адмиральское звание и стал начальником управления Главсевморпути. После успешного завершения авиационной операции по спасению людей со льдины у затёртого льдами парохода «Челюскин» лётчики, участвовавшие в ней, стали первыми, кто получил звание Героя Советского Союза, а в городах страны (например, Ленинграде и Минске) парки культуры и отдыха получали название Парк Челюскинцев. Спасением потерпевшей катастрофу в Арктике на пути к Северному полюсу итальянской экспедиции, руководимой генералом Умберто Нобиле, летевшей туда на дирижабле «Италия», прославился ледокол «Красин», ныне ставший в Санкт-Петербурге музеем в составе Калининградского музея Мирового океана; ледокол участвовал и в других экспедициях и в обороне советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны.
В Санкт-Петербурге существует также специализированный Российский государственный музей Арктики и Антарктики.
В художественной литературе и кино
Проблематика освоения арктических морей и героизм советских людей освещались в романах.
В научно-фантастическом и приключенческом романе «Изгнание владыки» Г. Б. Адамова рассказывается о проекте искусственного создания круглогодичного незамерзающего водного маршрута на трассе Севморпути для облегчения и удешевления мореплавания по нему и борьбе с техническими вредителями в духе 1930-х годов.
В романе воспитания «Два капитана» В. А. Каверина повествуется о становлении полярного лётчика Сани Григорьева, которого чувство справедливости и любовь ведут на поиски следов погибшей во льдах в начале XX века экспедиции капитана Татаринова. Открытие следов погибшей экспедиции Григорьев совершает в качестве лётчика управления Главсевморпути. По роману снято два одноимённых художественных фильма: 1955 года (реж. Владимир Венгеров) и 1976 года (реж. Евгений Карелов).
В приключенческо-детективной повести братьев Вайнеров «Карский рейд» рассказывается о борьбе за возобновление товарообменных операций на Северном морском пути в сложных условиях Гражданской войны и Иностранной военной интервенции в России начала 1920-х годов.
Северному морскому пути также посвящено значительное число филателической продукции. В 1980 году Мурманским книжным издательством выпущена книга В. Т. Попова «Северный морской путь в филателии».
Объёмы перевозок по Севморпути
Согласно проекту стратегии развития Арктики, составленному Минвостокразвития в 2020 году, к 2024 году перевозки грузов по СМП должны вырасти до 80 млн тонн (с 20,2 млн в 2018); до 2030 года они составят 120 млн тонн, а в 2035 году — 160 млн тонн.
Планы использования СМП Китаем
Количество судов, шт. 4 34 46 н/д 25 н/д н/д н/д н/д н/д 40 н/д