Система обращения с тко в россии

Омский Нефтезавод

Размеры территории, занятой мусорными свалками в России, в сравнении с размерами Москвы

Максим Стулов / Ведомости

Как достичь поставленных целей мусорной реформы, что мешает их реализации, и какова сегодня ситуация с раздельным сбором отходов и инфраструктурой их переработки – в материале Ведомости. Экология при участии экспертов.

Палаточный лагерь активистов во время мусорного протеста на станции Шиес Архангельской области, июнь 2019 года

Основные причины мусорных протестов:

  • Недовольство санитарными условиями из-за мусорных свалок
  • Противодействие расширению полигонов для отходов
  • Неэффективность системы обращения с отходами

Антимусорные протесты в Подмосковье

РегионЗатраты на уборку млн. рублей
Москва12
Московская область3

Митинг против расширения полигона ТКО Алексинский карьер, Клин, июнь 2017 года

Архангельская область и Республика Коми

Митинг 3 февраля 2019 года в Северодвинске в рамках акции Поморье не помойка, количество участников — 9000 человек.

3 февраля 2019 года митинг в Архангельске собрал около 5 тысяч человек.

Городские власти под надуманным предлогом отказали в проведении мероприятия в центре города, поэтому митинг состоялся на окраине города. Тысячи людей в 20-градусный мороз пешком перешли по железнодорожному мосту к месту проведения митинга. В Северодвинске на митинг вышли более 9000 человек, в 60-тысячном Котласе — 2000 человек. Всего по области на протестные митинги вышли до 25 000 человек.

24 февраля антимусорный митинг в Северодвинске собрал более 10 тысяч человек.

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Через пять лет в России весь мусор должен будет сортироваться, а более трети твердых коммунальных отходов (ТКО) отправляться на переработку для повторного использования в качестве сырья. И только 50% мусора попадет на полигоны для захоронения. Таковы планы на 2030 г., заявленные в нацпроекте Экология.

Реформа отрасли обращения с отходами в России стартовала 1 января 2019 г. Тогда на сортировку попадало 14% мусора, перерабатывалось 8,%, а на захоронение отправлялось 87% всего объема. Сейчас в стране сортируется 52,7%, на утилизацию попадает 12,7 %, а захоранивается 80,5% ТКО.

Такова статистика Российского экологического оператора (РЭО) по итогам 2023 г.

Основная часть отходов находится на временных площадках и отправится на захоронение, как только будут созданы современные полигоны для приема отходов, рассказал генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

К 2030 г. планируется сократить количество используемых полигонов почти в два раза, уточнил он.

Кроме того, к 2030 г. будут построены 400 предприятий по переработке отходов для создания экономики замкнутого цикла. Об этом напомнила заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко на совещании президента России с правительством в середине марта 2024 г. Всего предстоит запустить восемь экопромышленных парков для утилизации отходов. Шесть таких объектов уже строятся в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской, Новосибирской областях и Ставропольском крае.

Каковы проблемы с обращением с ТКО в регионе?

Ответ директора ЭкоСтройРесурс М.А. Захарова:

Одной из проблем, с которой сталкивается регоператор, является дебиторская задолженность и несвоевременная оплата коммунальных платежей юридическими и физическими лицами. Регоператоры сначала оказывают услугу и производят оплату подрядчикам, а затем получают оплату от потребителей, что приводит к кассовому разрыву, который сложно покрыть.

Помимо этого, существуют проблемы со смежной ответственностью в работе с органами местного самоуправления. Ответственность за создание инфраструктуры лежит на собственниках земли – органах МСУ и обслуживающих организациях. Например, строительство и ремонт контейнерных площадок, их оснащение накопителями, дератизация и регулярное промывание контейнеров. В некоторых районах нет подъездных путей, а управляющие компании не выполняют свою работу должным образом. Некоторые площадки не имеют ограждения и бетонного основания со съездом. Регоператоры ежедневно работают с руководителями муниципалитетов, чтобы обеспечить чистоту, безопасность и удобство площадок для накопления ТКО и КГО для жителей и обслуживающих организаций.

Остро стоит проблема незаконного сброса растительных и строительных отходов на площадки для ТКО. Важно понимать, что отходы от строительства, ремонта и промышленные отходы не должны выбрасываться на площадку для твердых коммунальных отходов. Почти 99% несанкционированных свалок составляют строительные отходы. Эта область пока не регулируется законодательно, в отличие от обращения с ТКО. Необходимо ввести систему обращения со строительными и промышленными отходами на государственном уровне и ужесточить наказания за их сброс в непредназначенных местах.

Ссылка на видео

Внедрение раздельного сбора отходов в России

Проблематика внедрения РСО.

РСО – это раздельный сбор отходов, такая система обращения с твердыми коммунальными отходами при которой полезные компоненты накапливаются в отдельных контейнерах.

В 2020 году постановлением Правительства России была утверждена дорожная карта от 01.06.20 458п-П11, по которой должны были быть внесены изменения в федеральные нормативные акты. К сожалению, дорожная карта забуксовала. Не все изменения внесены.

Региональным операторам и транспортировщикам отходов необходима конкретизация периодичности вывоза отходов. Определение количества накопителей для раздельно накопленных отходов на каждой контейнерной площадке, требования к площадкам, требования к транспортированию отдельной спецтехникой. Изменения в территориальную схему движения отходов.

Компетентные органы должны принять дифференцированные тарифы по раздельному накоплению ТКО. Пока даже методики для расчета такого тарифа в России нет.

Эти вопросы активно обсуждаются на профильных площадках профессионалами рынка, надеемся, что в 2024 году необходимый пакет поправок в законодательство поступит и мы сможем полноценно внедрять раздельное накопление отходов на территории Самарской области.

Сортировка и утилизация отходов в России

К 2030 году в России необходимо обеспечить сортировку 100 процентов отходов и снизить объемы захоронения в два раза. О том, как в разных регионах России движется мусорная реформа, говорили на ПМЭФ-2023.

Когда говорят о сортировке и утилизации мусора, чаще речь идет о твердых коммунальных отходах (ТКО). Но большего внимания требуют промышленные отходы. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, в общей массе наиболее значимую долю занимают отходы недропользования – около восьми миллиардов тонн в год. Еще один крупный источник отходов – сельхозсектор, и он растет. По данным Росстата, в 2022 году рост отрасли составил 6,7 процента.

Программы по вовлечению отходов в экономику

Чтобы решить экологические задачи АПК и добывающих предприятий, приняты законы, позволяющие использовать отходы этих отраслей для удобрения почв.

Как сообщила Виктория Абрамченко на ПМЭФ-2023, правительство России утвердило три базовые программы по вовлечению отходов обратно в экономику. К 2030 году 50 процентов отходов АПК должны вовлекаться в промышленный оборот, 40 процентов отходов строительства и 30 процентов отходов промсектора должны участвовать в экономике замкнутого цикла.

Для этого необходимо запустить современные мощности по переработке, создать инфраструктуру.

Экотехнопарки в России

Мы назвали их экотехнопарками, выделили финансирование на проектирование и строительство. Всего будет объектов восемь, по одному в каждом федеральном округе, – сообщила Виктория Абрамченко.

Первый флагманский экотехнопарк экономики замкнутого цикла появился в Ставропольском крае. Отобраны шесть компаний-резидентов. Создана инфраструктура, предусмотрены налоговые льготы. Перерабатывать здесь планируют пластик, стекло, ПЭТ-тару, а также производить из отходов технический грунт и РДФ-топливо.

Утилизация ТКО в России: текущая ситуация и перспективы

Если вернуться к ТКО, то по разным оценкам, в год мы накапливаем от 50 до 60 миллионов тонн такого мусора. Утилизируется около 12 процентов ТКО. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, отстают Сибирь и Дальний Восток. Над этим нужно работать в частности через инструменты поддержки, которые есть у ППК РЭО, – сказала вице-премьер.

Ситуация на Сибири и Дальнем Востоке

Вице-премьер также отметила, что в идеале любой новый товар, который бизнес выводит на рынок, должен идти с технологией утилизации в одном пакете. Как сообщил Денис Буцаев, гендиректор ППК РЭО, для поддержки и развития перерабатывающей инфраструктуры создан целый комплекс мер, в том числе через механизм государственно-частного партнерства. В 2022 году было заключено 20 концессионных соглашений на 42,4 миллиарда рублей в 10 регионах. Эта работа продолжится и усилится в этом году и в следующем.

Поддержка и развитие перерабатывающей инфраструктуры

Важную роль в переходе к экономике замкнутого цикла играет расширенная ответственность производителя (РОП), – говорит Денис Буцаев. Будет введен новый подход к определению платы за неутилизированный объем – чем менее экологичный товар или упаковка, тем больше экологический сбор. До половины мусорного ведра в домах – это упаковка. Важно не только научить людей сортировать отходы так, чтобы эту упаковку можно было утилизировать, но и уменьшать объемы неэкологичной продукции, стимулируя бизнес, – говорит Денис Буцаев.

Расширенная ответственность производителя

По его словам, в России не хватает мощностей по утилизации ТКО на 17,6 миллиона тонн. После ввода в эксплуатацию новых объектов утилизации налоговые поступления в бюджеты разных уровней составят 42,8 млрд рублей, появится около 19 тысяч новых рабочих мест.

Недостаток мощностей по утилизации ТКО в России

До половины объема мусора, от которого ежедневно избавляются люди, занимает упаковка

По данным Минприроды России, к маю 2023 года завершена ликвидация 58 свалок и 74 объектов накопленного вреда, ведутся работы еще на 133 свалках. По проекту Генеральная уборка из бухт Дальнего Востока подняты и утилизированы 43 судна. В ближайшие годы в России появится 1240 новых объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию ТКО. По данным ФАС России, в 2023 году выручка региональных операторов ТКО выросла по сравнению с 2021 годом на 35 процентов и составила 271,5 млрд рублей. Каждый месяц мы видим запуск новых проектных инициатив, подписание концессионных соглашений о создании инфраструктуры в области обращения с ТКО, – говорит Леонид Кочетков, управляющий директор бизнес-блока ИнфраВЭБ. Эксперт отмечает, что большое количество инфраструктурных объектов столкнется с такими факторами, как климатическая специфика, малонаселенность, отсутствие рынка сбыта вторичных ресурсов. Это оказывает влияние на экономику проектов, которая, как правило, без господдержки не позволяет привлечь внебюджетное финансирование. Для Арктической зоны и удаленных территорий нужна будет адаптация технологических решений.

Заключение

Таким образом, утилизация ТКО в России остается актуальной проблемой, требующей комплексного подхода и обширных усилий как со стороны государства, так и бизнес-сообщества. Необходимо продолжать развитие инфраструктуры по утилизации и обработке ТКО, а также сосредоточить усилия на содействии производителям в внедрении экологических технологий производства и улучшении ответственности за свою продукцию.

По мнению Леонида Кочеткова, пока недостаточно внимания уделяется вовлечению населения в процесс обращения с отходами, отсутствует заготовительная инфраструктура. Есть единичные проекты. Например, "Экодома" в Удмуртии, фандоматы, пункты сбора вторсырья "Вторматик" и др. Эколог, кандидат биологических наук, старший преподаватель МАИ Сергей Огородников говорит, что число объектов по переработке мусора в ближайшие годы должно вырасти почти в шесть раз. "Но важна ежедневная работа. Говорят, что отходы из синего бака не утилизируются, а тоже отправляются на свалку. И с этим нужно бороться", – говорит Огородников.

РОП в помощь

В 2023 г. приняты ключевые изменения в рамках РОП, в частности, введено понятие «утилизация отходов от использования товаров». Оно предусматривает не только вовлечение таких отходов в процесс производства продукции, но и применение вторсырья, полученного из них, напоминают в РЭО. Также постановлением правительства РФ от 29 декабря 2023 г. введен в работу так называемый «конвертер», которой позволяет однозначно определить, какая деятельность является утилизацией отходов от использования товаров.

Сейчас происходит определенная адаптация отрасли утилизации к новым изменениям в рамках РОП. «Предприятия вырабатывают новые стратегии развития с учетом измененного законодательства», – говорит Буцаев. По его мнению, ключевой неопределенностью для предприятий утилизации является установление базовых ставок экологического сбора на среднесрочную перспективу. В 2024 г. в качестве базовых ставок экосбора установлены действующие с 2016 г., которые уже не выполняют свою стимулирующую роль по развитию отрасли утилизации, отмечает эксперт. После изменений базовых ставок в РЭО ожидают инвестиционную активность в части создания новых предприятий по переработке.

До 2030 г. в России планируется реализовать 113 инвестпроектов с мерами поддержки РЭО, всего будет создано 316 объектов. Общий объем инвестиций предварительно оценивается в 300 млрд руб., доля участия РЭО в их льготном финансировании может составить до 270 млрд руб.

Публикации в СМИ

В июне 2017 года, когда на прямой линии с Владимиром Путиным жители Балашихи пожаловались главе государства на непереносимые условия жизни рядом с мусорным полигоном, мусорные отходы на котором скапливались в течение 50 лет, Владимир Путин сказал следующее:

Через год, на следующей прямой линии 7 июня 2018 года, когда проблема утилизации мусора вновь была затронута, Владимир Путин сказал следующее:

Это вопрос чрезвычайно важный и острый. Мы в последнее время, слава Богу, обращаем на него всё больше и больше внимания.

Что можно сказать в начале ответа на ваши вопросы и на ту озабоченность, которую вы сейчас высказали, сформулировали? Мы же все хорошо с вами знаем: в советское время, к сожалению, практически никогда мусор не утилизировался, то есть утилизировался определённым способом — просто его сваливали на так называемые полигоны, и всё.

Где‑то у нас примерно 1100 этих полигонов, которые находятся в более или менее нормальном состоянии, десятки тысяч, хочу это подчеркнуть, работают либо «в серую», либо вообще являются незарегистрированными и просто свалками.

Это абсолютно недопустимая практика. Часть из всей этой деятельности криминализована. Что мы планируем и что должны сделать в ближайшее время?

Во‑первых, что касается этих заводов по утилизации, которая беспокоит людей, по сжиганию. То есть утилизация может быть разным способом осуществлена, это не только сжигание, но и переработка без всякого сжигания. У нас сто с лишним, по‑моему, 117 предприятий сейчас по утилизации этих отходов по сжиганию, но только несколько десятков — где‑то 38 примерно — работают более или менее по современным технологиям.

Мы должны кардинально изменить эту ситуацию. До 2024 года мы должны построить 200 заводов по утилизации отходов, а вся программа рассчитана на строительство 285 заводов. При этом речь, безусловно, идёт не о каких‑то керосинках, которые только ухудшают экологическую обстановку при сжигании отходов, а речь идёт о предприятиях самых современных, с новейшими технологиями.

Насколько мне известно, уже в средствах массовой информации показывали, как работают эти предприятия в других странах, в том числе, скажем, в Японии, где они расположены даже чуть ли не в центре крупных мегаполисов и городов. И работают весьма успешно, никаких нареканий со стороны граждан, которые проживают рядом с этими предприятиями, не имеется. Вот нам нужно идти по этому пути.

Генеральный прокурор России

Кроме того, первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман сообщил, что полигоны твёрдых бытовых отходов и свалки занимают 4 млн гектаров территории России, и ежегодно их площадь возрастает на 300 тысяч га. Он также отметил, что содержащиеся на полигонах и свалках токсичные вещества угрожают жизни и здоровью более 17 миллионов человек. По данным на 1 января 2018 года, по его словам, на территории страны размещено свыше 30 млрд тонн отходов.

Минприроды Российской Федерации

По данным РЭО, на 2023 г. в стране функционировало около 600 предприятий по утилизации отходов общей мощностью порядка 8,2 млн т. В компании сообщили, что в России не хватает мощностей на 17,6 млн т.

Для развития необходимой инфраструктуры системы переработки мусора в РФ – тех же современных мусоросортировочных комплексов – недостаточно средств, считает управляющий партнер группы компаний EcoPartners Константин Рзаев.

«Объективно низкий тариф и, одновременно, слабое финансирование отрасли государством делают инвестиционную привлекательность отрасли слабой, – объясняет эксперт. – Влияют усложненный и долгий процесс лицензирования, высокая процентная ставка, особенно для долго окупающихся проектов в сфере обращения ТКО».

Инвестиции в отрасль тормозит и по-прежнему существующий в России черный рынок вторичного сырья, добавляет он. Еще один значимый фактор – недостаточная на сегодня локализация оборудования для сортировки и переработки отходов и, при этом, прекращение поставок европейского оборудования, считает Рзаев.

Развитие рынка переработки вторсырья тормозит отсутствие работы с отходами на этапе их образования, добавляет Вишнякова. «Ежедневно на рынок выпускаются тысячи тонн неперерабатываемой упаковки или упаковки, не обеспеченной мощностями по переработке. В решении этой проблемы должна помочь расширенная ответственность производителя (РОП) с ее эффективными мерами по экономическому дестимулированию выпуска неэкологичной упаковки», – считает она.

Обращение с отходами

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правоотношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории города Перми регулируются:

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Крупногабаритные отходы – ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Места (площадки) накопления ТКО

Контейнерная площадка – место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Бункер – мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов.

Контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов.

Требования к накоплению ТКО

Требования к оборудованию контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории Пермского края определены Постановлением № 309-п.

Потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами следующими способами:

Размер контейнерной площадки должен быть рассчитан для установки необходимого количества контейнеров и (или) бункеров для накопления ТКО, крупногабаритных отходов.

Количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, определяются лицами, ответственными за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, с учетом нормативов накопления ТКО на территории Пермского края, утвержденных Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-97.

Расчетный объем контейнеров и бункеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период их наибольшего образования с коэффициентом 1,25.

Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок с указанием почтовых, электронных адресов и телефонов их представителей, графика вывоза ТКО (информационный аншлаг).

Для накопления крупногабаритных отходов устанавливаются бункеры или оборудуются специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов, исключающие раздувание отходов.

Места сбора и накопление строительных отходов

Согласно Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277, запрещается складировать на местах (площадках) накопления отходов отходы, отличные по компонентному составу от твердых коммунальных, в том числе строительные отходы.

Отходы, отличные по компонентному составу от твердых коммунальных отходов, в том числе строительные отходы, подлежат сбору, вывозу, обезвреживанию, захоронению на специализированных объектах силами и (или) за счет средств собственников таких отходов.

Прием строительных отходов осуществляется в Пермском районе на Бродовском тракте.

Пермский район, Пермский край, 57.943993° 56.403344

Система обращения с тко в россии

Обязанности по оборудованию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО

Система обращения с тко в россии

Согласно п.26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок лежит на организациях, осуществляющих управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК и т.д.).

Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления территориальным органом администрации города Перми муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 05.11.2020 № 1135.

Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления территориальным органом администрации города Перми муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 05.11.2020 № 1133.

В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, установка мусоросборников должна осуществляться на придомовой территории, т.е. территории являющейся общей собственностью жильцов многоквартирного жилого дома.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров.

На территории города Перми раздельное накопление отходов осуществляется несколькими способами:

Перечень организаций, осуществляющих установку контейнеров для раздельного накопления ТКО по состоянию на 22.12.2023:

тел.: +7 (342) 211 30 48установка сетчатых контейнеров для накопления макулатуры, установка картонных боксов для накопления макулатуры в зданиях (помещениях)

тел.: +7 (342) 202 27 07установка сетчатых контейнеров для накопления пластика, алюминия,установка картонных боксов для накопления макулатуры в зданиях (помещениях) от 15 шт.

АО «Пермский региональный оператор ТКО»тел. +7 (342) 236 90 55возможно предоставление евроконтейнеров для накопления макулатуры, пластика, стекла, металла

тел.: +7 (342) 288 76 00, +7 (342) 215 30 75установка сетчатых контейнеров для накопления ПЭТ-бутылок

Перечень организаций, осуществляющих прием/закуп вторичного сырья на территории города Перми по состоянию на 27.02.2023

В начало страницы

Вывоз ТКО должен производиться в холодное время года (при температуре – +4 град. и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при плюсовой температуре – +5 град. и свыше) – ежедневно.

Транспортирование ТКО на территории города Перми осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО в Пермском крае – Пермским краевым государственным унитарным предприятием «Теплоэнерго».

На основании проведенного ПКГУП «Теплоэнерго» электронного аукциона определены операторы, предоставляющие услугу по транспортированию ТКО на территории города Перми:

Оператор, осуществляющий транспортирование ТКО

г. Пермь (Дзержинский район, Кировский район)ООО «ТД «ЭкоБэст»614089, г. Пермь, ул. Братская, 135/3, офис 2тел.: +7 (342) 294 21 87, +7 (342) 202 11 20

г. Пермь (западная часть Индустриального района ограниченная улицами: ш. Космонавтов, ул. Суворова, ул. Встречная, ул. Леонова, Гамовский тракт)ООО «Чистый город – МК»614068, г. Пермь, ул. Ленина, 76тел.: +7 (342) 298 49 84

г. Пермь (Мотовилихинский район, Орджоникидзевский район, п. Новые Ляды)614047, г. Пермь, ул. Ольховская, 2тел. +7 (342) 535 91 00

г. Пермь (Ленинский район, Свердловский район, восточная часть Индустриального района ограниченная улицами: ш. Космонавтов, ул. Самолетная, ул. Васильева, ул. Леонова)614064, г. Пермь, ул. Ижевская, 30тел.:+7 (342) 278 11 91, +7 (342) 249 54 35, +7 (342) 249 55 01, +7 (342) 249 55 03, +7 (342) 241 05 06, +7 (342) 249-52-80

Обработка, утилизация обезвреживание ТКО

Первичная обработка (сортировка) ТКО осуществляется на двух комплексах по переработке ТКО. На сортировку принимаются как смешанные ТКО, так и раздельно собранные ТКО. Виды отбираемого вторичного сырья: бумага, картон, отходы полимерных материалов, стеклянные отходы, отходы черных металлов, отходы цветных металлов (алюминиевая банка), ветошь.

Утилизация компонентов ТКО на территории города Перми осуществляется по следующим направлениям:

переработка автопокрышек, резинотехнических изделий, полимеров методом дробления,

переработка электронного оборудования путем разборки и извлечения ценных компонентов,

вторичное использование отходов бумаги и картона.

Обезвреживание ТКО, образующихся на территории города Перми, производится несколькими предприятиями. Среди них предприятия по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов: ООО «Ультра-Ком», ООО «УралТрейдГрупп-Ойл». На базе предприятия ООО «Буматика» создан экопарк – полный комплекс обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

Организация приема отработанных ртутьсодержащих отходов, элементов питания (батареек), автомобильных шин

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 №2684-р, федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО», предприятие Госкорпорации «Росатом»), определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

С 1 марта 2022 года федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Деятельность федерального оператора будет осуществляться по утвержденному ФАС России предельному (максимальному) тарифу, включающему в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (п. 6 с. 14 .4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее – отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ). Формы типовых договоров утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 №1363. Договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться на единой цифровой платформе – федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления")

Отходообразователи, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК (п. 6 ст. 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

Для работы во ФГИС ОПВК необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания, усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с системой. Регистрация поставщиков в системе осуществляется путем прохождения идентификации и аутентификации с использованием ФГИС ЕСИА (п.12, п.13 Положения о ФГИС ОПВК). При регистрации во ФГИС ОПВК участники вносят в систему информацию, предусмотренную п.8 Положения о ФГИС ОПВК (Положение о ФГИС ОПВК утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»).

В случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, отходообразователи обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.

Отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается (п.3 ст.14.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Организация федеральным оператором деятельности по привлечению операторов по обращению с отходами I и II классов опасности в целях последующего сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания или размещения отходов, будет обеспечиваться на основании федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности формируется в электронном виде и является частью федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ)) с учетом оптимальной логистики и стоимости услуг. Стоимость услуг операторов будет определяться на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

Для обеспечения своевременного перехода к новым условиям работы с отходами I и II классов опасности, рекомендуем пройти регистрацию во ФГИС ОПВК по ссылке или на официальном сайте ФГУП «ФЭО».

Техническая поддержка по работе во ФГИС ОПВК: 8 (495) 710-76-51

Форма обратной связи доступна по ссылке.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у населения в быту

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у населения в быту должно осуществляться согласно Правилам обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 (далее – Правила № 2314).

Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления.

Места накопления отработанных компактных ртутьсодержащих ламп организованы по следующим адресам:

Правильная утилизация отработанных автомобильных шин и покрышек – это сохранение окружающей среды и вторая жизнь отходам

По причине ежегодного увеличения количества автотранспортных средств возникает потребность в утилизации образующихся автомобильных отходов.

В особенности это касается автомобильных шин и покрышек, которые чрезвычайно устойчивы к воздействию внешних факторов – период их распада составляет порядка 100 лет! При этом в атмосферу выделяются токсичные вещества, которые наносят существенный вред окружающей среде.

В свою очередь изношенные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд.

В связи с этим Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 8 ст. 12) наложен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено с 1 января 2019 г., в том числе:

– шины пневматические автомобильные отработанные;

– шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом;

– камеры пневматических шин автомобильных отработанные;

– покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные;

– покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

Перечень организаций, осуществляющих прием на утилизацию и переработку отработанных автомобильных шин и покрышек на безвозмездной основе

ООО «Завод по переработке и утилизации»г. Пермь, ул. Промышленная, 123, лит. Мтел.: +7 909 100 59 86часы работы: по будням 08:00-17:00шины от грузового автотранспорта с металлокордом (еврошина)

г. Пермь, ул. Причальная, 27тел.: +7 (342) 247 27 20часы работы: среда, четверг 10:00-17:00от физических лиц шины от автотранспорта диаметром до 1,5 м не более 8 шт. по предварительному согласованию по тел.: +7 (342) 247 27 20, без предоставления документов

Перечень организаций, осуществляющих прием на утилизацию и переработку отработанных автомобильных шин и покрышек на возмездной основе

Пункты приема вторичного сырья «Разделяю сердцем»тел.: +7 (342) 254 04 21от физических лиц шины от велосипеда, мотоцикла – 25 руб./шт.;шины от легкового автотранспорта – 50 руб./шт. до 4-х шт. от 1 человека

Дзержинский р-он, г. Пермь, мкр. Пролетарский, ул. Транспортная, 8выходные: суббота, воскресенье

Мотовилихинский р-н, г. Пермь, ул. Сапфирная, 15 (ЖК «Погода»)

Мотовилихинский р-н, г. Пермь, мкр Ива, ул. Сакко и Ванцетти, 93авыходные: понедельник, воскресенье

Мотовилихинский р-н, г. Пермь, ул. Целинная, 31В

Мотовилихинский р-н, бульвар Гагарина, 65 (с правой стороны гипермаркета «Лента»)

«Экопарк» Краснокамский р-он, д. Мишкинотел.: +7 919 468 72 48 +7 919 700 24 44по предварительному согласованию, на договорной основе с юридическими лицами 3 500 руб./тонна

ООО «Завод по переработке и утилизации»г. Пермь, ул. Промышленная, 123, лит. М,тел.: +7 909 100 59 86летние шины с текстильным кордом от легкового автотранспорта – 100 руб./шт.;зимние шины с текстильным кордом от легкового автотранспорта – 200 руб./шт.;шины с текстильным кордом от грузового автотранспорта – 300 руб./шт.

г. Пермь, ул. Причальная, 27,тел.: +7 (342) 247 27 20на договорной основе с юридическими лицами 1 шт. – 200 руб.

ООО «Экошина 59»г. Пермь, Бродовский тракт, 30,тел. + 7 912 881 25 46на договорной основе не шипованные – 200 руб./шт., шипованные – 300 руб./шт., от грузового автотранспорта – 4 000-4 500 руб./тонна

Прием и захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется на лицензируемых полигонах:

Ликвидация несанкционированных свалок

Под ликвидацией несанкционированных свалок понимается размещение на специализированных объектах бесхозяйных (брошенных собственником или иным образом оставленных им с целью отказаться от права собственности на них) отходов I-V классов опасности, находящихся на муниципальных земельных участках или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок возложены на территориальные органы администрации города Перми (отделы благоустройства администраций районов). Заказчиками работ по ликвидации несанкционированных свалок являются муниципальные казенные учреждения по благоустройству районов.

Работы по ликвидации несанкционированных свалок – комплекс неразрывно связанных между собой мероприятий (операций) по сбору, транспортированию и размещению на объектах размещения отходов бесхозяйных отходов I-V классов опасности, находящихся на земельных участках, находящихся в собственности города Перми, или земельных участках (землях), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением отходов, расположенных на местах сбора и (или) накопления отходов и (или) на объектах размещения отходов.

Перечень ликвидированных бесхозяйных отходов в 2022 году (дата размещения – 19.01.2023)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2020-2023 годы (дата размещения – 19.01.2023)

Перечень ликвидированных бесхозяйных отходов в 2021 году (дата размещения – 14.03.2022)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2019-2022 годы (дата размещения – 14.03.2022)

Перечень ликвидированных бесхозяйных отходов в 2020 году (дата размещения – 10.03.2021)

Перечень несанкционированных свалок, ликвидированных в 2019 году (дата размещения – 17.02.2020)

Перечень несанкционированных свалок, ликвидированных в 2018 году (дата размещения – 11.12.2018)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2018-2021 годы (дата размещения – 10.03.2021)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2017-2020 годы (дата размещения – 17.02.2020)

Информация о проведении мероприятий по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми на 2016-2019 годы (дата размещения – 11.12.2018)

Чтобы переработать, надо отсортировать

Достичь заданных в нацпроекте показателей можно только при условии раздельного сбора мусора, а также модернизации мощностей по его обработке, отмечают эксперты.

По данным РЭО, контейнеры для раздельного накопления отходов (РНО) установлены в 78 субъектах РФ. На данный момент их насчитывается порядка 327 000. Из них 45 000 было расставлено в 2023 г. В 17 регионах внедряется пофракционный сбор ТКО: устанавливаются контейнеры под сбор отдельных фракций – стекла, пластика, бумаги. В 52 субъектах реализуется двухконтейнерная система сбора отходов, в девяти регионах комбинируются обе системы – двухконтейнерная и пофракционная. В 70 регионах сбор и транспортирование раздельно накопленных отходов до объектов обработки осуществляют региональные операторы. Раздельный сбор мусора доступен для почти 60% населения страны.

«Основными причинами, тормозящими развитие раздельного накопления отходов, являются недостаточность или отсутствие мощностей по обработке ТКО, отсутствие объектов для утилизации выбранных полезных фракций отходов после обработки и недостаточность контейнеров для раздельного накопления», – полагает Буцаев.

Развитию раздельного сбора мешают объективные факторы, считает заместитель генерального директора группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова. «Путь, который европейские страны прошли за 40 лет, наша страна проходит в форсированном режиме, – отмечает она. – Для развития раздельного сбора отходов по всей стране необходима единая федеральная программа экологического просвещения, единые стандарты и единый центр ответственности, а также очень интенсивная работа, направленная на все целевые аудитории. Пока же результатами может похвастаться только экопросвещение на уровне школьного и дошкольного образования».

В ближайшие несколько лет вопросы инфраструктуры будут полностью закрыты, дело за малым – объяснить пользователям правила сортировки и их необходимость, убеждена эксперт.

Еда, одежда и стекло

Без отлаженной системы раздельного сбора отходов большие сложности возникают на этапе обработке ТКО. «Существуют проблемы с извлекаемостью отдельных видов вторичных ресурсов. К примеру, извлекают стеклотару, но она бьется при прохождении через разрыватели пакетов, и значимый объем вторичных ресурсов теряется в процессе обработки», – отметил Буцаев.

Максимальную долю ТКО составляют органические, то есть пищевые отходы. На них приходится 30-40% всего объема, отмечают в «ЭкоЛайн». «Органические отходы – главная причина ухудшения обстановки вокруг объектов утилизации ТКО, размещение их на полигонах в анаэробных условиях приводит к выделению фильтрата, выбросу газа и постоянному неприятному запаху», – пояснила Вишнякова. Эксперт считает, что необходимо запретить захоронение органической фракции, отдав предпочтение промышленному компостированию. Если реализовать концепцию «сухого полигона», а из органических отходов производить технический грунт, можно на треть сократить объем захоронения, уверена она.

Технический грунт, получающийся в результате такого компостирования, может применяться для рекультивации нарушенных земель. Также его можно использовать для отсыпки откосов автомобильных дорог. «Проводимые в течение трех лет эксперименты показывают, что на техническом грунте очень хорошо растут различные растения, он отлично держит форму и по основным характеристикам не отличается от обычного грунта», – рассказала Вишнякова.

Читайте также:  Управление роспотребнадзора по республике марий эл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *