Первый национальный стандарт в области противодействия терроризму
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 70620-2022 Антитеррористическая защищенность. Термины и определения.
Стандартом рекомендован основной понятийный аппарат в сфере антитеррористической деятельности, что очень важно для всеобщего понимания и использования терминологии с целью обеспечения единообразного толкования установленных требований. Документ стал первым российским стандартом в области антитеррористической защищенности.
Актуальность разработки национального стандарта в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) связана с изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации по противодействию терроризму, начиная с 2013 года, до настоящего времени.
Морские перевозки опасных грузов в большегрузных контейнерах
Вопросы предотвращения аварий, возникающих при перевозке грузов в контейнерах на морских судах, всегда находились в поле зрения Международной морской организации (ИМО). В штаб-квартире ИМО в Лондоне 23-26 октября было проведено заседание группы экспертов по формализованной оценке безопасности (Formal Safety Assessment, FSA), которое касалось проблематики обнаружения и борьбы с пожарами в грузовых трюмах и на грузовых палубах контейнерных судов. В ходе заседания были рассмотрены результаты исследования под названием “CARGOSAFE”, которое проводилось по заказу Европейского агентства по безопасности на море (EMSA).
В исследовании проблема пожаробезопасности рассматривалась с точки зрения оценки риска, учитывающей 2 аспекта.
По результатам проделанной работы, как предполагают эксперты FSA, на основе предложенных вариантов оценки рисков и других материалов исследования “CARGOSAFE” будет разработан проект поправок к главе II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС 74 и к Кодексу систем пожарной безопасности (FSS).
Анализируя аварийные случаи, связанные с перевозкой опасных грузов в контейнерах, эксперты НП АСПОГ пришли к выводу, что причиной пожара часто бывает неправильная подготовка опасного груза к перевозке морем и неправильное оформление транспортных документов, а иногда и свойства опасного груза, которые не учтены при перевозке.
Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам внесла существенный вклад в решение проблемы обеспечения пожарной безопасности при осуществлении контейнерных перевозок.
Разработка концепции автоматического тушения пожара
При сотрудничестве со специалистами ряда ведущих проектно-конструкторских организаций НП АСПОГ разработала концепцию и технологические решения по автоматическому тушению пожара внутри грузовых транспортных единиц. Но, несмотря на необходимость разработки новых типов оборудования для перевозки опасных грузов, НП АСПОГ считает, что самым действенным способом предотвращения аварийных случаев является качественная подготовка специалистов, в связи с чем НП АСПОГ уделяет особое внимание развитию и специальной программе подготовки специалистов.
Подготовка специалистов МЦПП
МЦПП, которому исполнилось в этом году 20 лет, подготовил уже более 3000 советников по опасным грузам которые работают во всех уголках России и за рубежом.
XVII Международная Конференция
30 мая 2023 года в Петергофе состоится XVII Международная Конференция, посвященная развитию новых технологий в области производства и перевозки экологических сортов топлива. Организаторы конференции дают полную информацию о свойствах новых сортов топлива, в том числе и опасных, с точки зрения хранения и перевозки.
Водород как вид горючего
Водород по праву считается одним из перспективных видов горючего, и уже в настоящее время транспортные средства с водородными двигателями не являются редкостью. Однако при разработке технических решений в сфере водородной энергетики следует учитывать большую специфику водорода.
Водород существует в двух модификациях – в виде орто- и параводорода. В реальных условиях жидкий водород претерпевает самопроизвольную орто-пара конверсию при хранении и транспортировке. По классификации ООН водород является опасным грузом, подкласс опасности 2.1 (легковоспламеняющиеся газы).
Водород может как играть роль горючего в двигателях, так и использоваться для получения электроэнергии в топливных элементах (химических источниках электроэнергии), потребляемой электродвигателями транспортных средств.
- Виды хранения водорода:
- Охлажденный сжиженный газ (номер ООН 1966)
- Сжатое состояние (номер ООН 1049)
- Системы хранения на основе металлогидритов (номер ООН 3468)
Целесообразно учитывать специфику водорода как опасного груза и иметь соответствующие технологии его хранения и транспортировки.
Транспортировка газов на основе водорода и метана
Жидкий водород может перевозиться в закрытых и открытых криогенных сосудах, а также в переносных цистернах. Требования к криогенным сосудам сформулированы в инструкции Р203 Типовых правил ООН по перевозке опасных грузов (далее – Типовые правила), к переносным цистернам – в инструкции Т75 со специальными положениями ТР5 (требования, относящиеся к степени наполнения), ТР23 (требования по согласованию специальных условий перевозки с компетентными органами) и ТР34 (требования к особенностям испытаний переносных цистерн, не предназначенных для железнодорожной перевозки).
Сжатый водород перевозится в соответствии с требованиями инструкции Р200 Типовых правил, которая предписывает, что этот опасный груз может перевозиться в баллонах, цилиндрах, барабанах под давлением, связках баллонов, а также в многоэлементных газовых контейнерах.
Водород в системах хранения на основе металлогидритов перевозится в соответствии с положениями инструкции Р205, а также с учетом специальных положений 321 и 356 Типовых правил.
Перспективные энергоносители на транспорте
К числу наиболее перспективных энергоносителей на транспорте относится природный газ, главной составной частью которого (97-99%) является метан (химическая формула CH4). Он может использоваться как горючее, но также применяются технологии синтеза из него жидких топлив, близких по своим свойствам к традиционным моторным топливам.
Альтернативные топлива на основе природного газа
В качестве перспективных альтернативных топлив, получаемых из природного газа, рассматриваются метиловый спирт (метанол), этиловый спирт (этанол) и диметиловый эфир. По своим свойствам названные спиртовые топлива пригодны как для использования в двигателях с принудительным воспламенением, так и для применения в дизелях.
Классификация метана и его транспортировка
По классификации ООН метан является опасным грузом, подкласс опасности, как и у водорода, 2.1 (легковоспламеняющиеся газы). Метан может храниться в виде охлажденного сжиженного газа (номер ООН 1972), а также в сжатом состоянии (номер ООН 1971).
Жидкий метан может перевозиться в соответствии с требованиями тех же инструкций, что и жидкий водород (Р203 и Т75).
Сжатый метан перевозится в соответствии с требованиями инструкции Р200 Типовых правил, как и сжатый водород.
Метиловый спирт в качестве альтернативного топлива
Метанол (химическая формула CH3OH) является также перспективным спиртовым топливом, промышленное получение которого освоено во многих странах. Но себестоимость производства метанола по сравнению с традиционными моторными топливами значительно выше. Спиртовые топлива обладают рядом существенных недостатков, среди которых следует отметить их токсичность (особенно это касается метанола), коррозионную активность и агрессивность по отношению к алюминиевым сплавам, резинам и другим конструкционным материалам.
## Метанол
По классификации ООН метанол является опасным грузом класса опасности 3 (легковоспламеняющиеся жидкости), ему присвоен номер ООН 1230.
Метанол, согласно требованиям Типовых правил, может перевозиться в:
- упаковке (инструкция Р001)
- контейнерах средней грузоподъемности для массовых грузов (инструкция IBC02)
- переносных цистернах (инструкция Т7 со специальным положением ТР2).
## Аммиак
Кроме отмеченного выше, существуют технические предложения и разработки по использованию в двигателях транспортных средств безводного аммиака NH3, в частности, его смеси – 95% аммиака и 5% водорода. Такое топливо сгорает, образуя водяные пары и вредные окислы азота (NOX), которые обезвреживаются с помощью каталитического нейтрализатора.
Аммиак безводный в соответствии с Типовыми правилами имеет основной подкласс опасности 2.3 (токсичные газы) и дополнительный класс опасности 8 (коррозионные вещества).
Аммиак, согласно требованиям Типовых правил, может перевозиться в:
- упаковке (инструкция Р200)
- переносных цистернах (инструкция Т50).
## Новая глава МК МПОГ
В соответствии с резолюцией ИМО MSC.501(105) в текст Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) введена новая глава 6.10 Требования к конструкции, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн с корпусом из армированных волокном пластмасс (АВП). Ранее такая глава под номером 6.9 была включена в 22-ю редакцию Типовых правил ООН по перевозке опасных грузов ST/SG/АC.10/Rev.22 (Vol. II).
Об истории первого в России танк-контейнера с цистерной из композитных материалов и предложения Российской Федерации о внесении в МК МПОГ требований к изготовлению переносных цистерн с сосудом из композитных материалов можно ознакомиться в сообщении на нашем сайте от 01.12.2023 г.
Следует заметить, что в настоящее время в Подкомитете экспертов ЭКОСОС ООН по перевозке опасных грузов завершено рассмотрение требований к сервисному оборудованию, изготовленному из композитных материалов, что также послужило причиной дополнения Типовых правил ООН по перевозке опасных грузов требованиями к данному оборудованию.
В ближайшее время, как мы полагаем, раздел, касающийся сервисного оборудования из композитов, появится также и в МК МПОГ. Инициатором создания новых правил явилась Российская Федерация, а руководителем неформальной группы Подкомитета экспертов ООН, в рамках которой разрабатывались требования к цистернам из композитных материалов является директор Центра технологий материалов Сколковского института науки и технологий Сергеичев И.С. Эксперты НП АСПОГ также активно участвовали в разработке новых глав в рамках деятельности Подкомитета экспертов ЭКОСОС ООН по перевозке опасных грузов, где Ассоциация имеет консультативный статус.
Халатность, стечение обстоятельств или диверсия, что привело к взрыву на элеваторе?
По сообщению CNN Turk и ряда СМИ от 07.08.2023 рядом с турецким портом Дериндже в провинции Коджаэли произошел взрыв. По информации агентства Anadolu, взрыв произошел в прибрежной части региона в районе 14:40 в элеваторе в момент загрузки судна с зерном.
Губернатор провинции Коджаэли Седдар Явуз заявил, что в результате произошедшего есть пострадавшие. К месту взрыва направлены поисково-спасательные бригады.
CNN Turk сообщило о пяти раненых. По последним данным пострадало не менее 13 человек, один из них умер в больнице.
Повреждения получили 13 из 16 портовых зернохранилищ. Взрывная волна не затронула контейнерную часть порта. Незначительные повреждения получили соседние дома, добавил мэр Дериндже. Сейчас службы выгружают зерно из всех элеваторов. Айгюн отметил, что специалисты проверят, находился ли кто-то в момент взрыва внутри элеваторов.
Дериндже находится в турецкой провинции Коджаэли, в 95 км от Стамбула. Порт расположен в Измитском заливе Мраморного моря. Как пишут турецкие СМИ, взрыв ощущался в соседнем городе Гельджук. Существует несколько версий причин взрыва.
Гендиректор Турецкого зернового совета, которому принадлежали элеваторы, Ахмет Гюльдап назвал детонацию зерновой пыли причиной взрыва на элеваторе. По другой версии по сообщению ТАСС руководство Турции не исключает диверсию в качестве причины взрыва.
Одной из возможных причин считают халатность при работе с зерном, хотя само по себе зерно не относится к опасным грузам по классификации ООН, за исключением жмыха и других специальных продуктов, которые классифицируются как опасные в соответствии с Типовыми Правилами ООН.
В любом случае существуют внутренние нормативные регламенты, предписывающие безопасные процедуры работы на элеваторах, возможно, эти процедуры были нарушены и по этой причине произошел взрыв.
Новый кодекс
На официальном сайте Международной морской организации (ИМО) опубликовано сообщение о принятии Кодекса по безопасности судов, перевозящих производственный персонал (Кодекс ПП).
На заседании Комитета ИМО по безопасности на море (MSC 106), которое состоялось в период со 2 по 11 ноября 2022 года, был принят кодекс безопасности для судов, перевозящих промышленный персонал. Этот новый кодекс, направленный на обеспечение безопасности промышленного персонала, перевозимого для осуществления работ на морских объектах, носит обязательный характер. Основанием для введения этого инструмента является новая глава XV Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Эта глава, как и новый кодекс, были разработаны Подкомитетом ИМО по проектированию и строительству судов (SDC 8).
Новые документы ИМО разработаны с целью обеспечения минимальных стандартов безопасности для судов, перевозящих промышленный персонал, а также для самого персонала, и устранения специфических рисков морских операций в оффшорном секторе. Персонал, работающий в этом секторе, может быть задействован в строительстве, техническом обслуживании, выводе из эксплуатации, эксплуатации или сервисном обслуживании морских объектов, таких как нефтяные платформы, ветряные электростанции или в аналогичных видах деятельности.
Как ожидается, Кодекс ПП вступит в силу 1 июля 2024 года.
Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам и Международный центр подготовки персонала скорректируют свои учебные программы с учетом содержания новых инструментов ИМО.
Конференция организована на высоком профессиональном уровне
30 мая в г. Петергофе состоялась XVII Международная конференция «Мультимодальные перевозки опасных грузов. Топливо будущего. Путь к устойчивому развитию». Конференция прошла на высоком профессиональном уровне – такое мнение выразило большинство ее участников, среди которых были такие организации, как ГК «Ростех», АО «Уралкриомаш», ПАО «Гелиймаш», ООО «Арктическая перевалка» (ГК НОВАТЭК), ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ООО «Русхимальянс», ООО «Газпромнефть Шиппинг», ООО «ЕвроХим Терминал Усть-Луга», АО «Новые технологии в перевозках», ООО «Н2 Инвест», ООО «Феникс», ЗАО «ТК «Химпэк», ОАО «Лукойл НН, Российский институт стандартизации и многие другие.
Несмотря на тематику «Топливо будущего. Путь к устойчивому развитию» была выстроена устойчивая связь между производителями, научными организациями, регулирующими органами, перевозчиками автомобильного, морского, речного, железнодорожного и авиационного транспорта, позволяющая выработать общую концепцию безопасности и качества при осуществлении мультимодальных перевозок опасных грузов – именно ту концепцию, которая традиционно обсуждается на всех конференциях, организуемых НП «АСПОГ».
В ходе дискуссии и обсуждения докладов поднимались проблемы, актуальные на сегодняшний день, и чаще всего связанные с недостаточностью нормативно- правового обеспечения перевозок опасных грузов, определением полномочий компетентных организаций и статуса выпускаемых ими правил. Большая дискуссия была посвящена вопросам гармонизации международных стандартов с национальными, а также производству современного оборудования для хранения и транспортировки новых экологически чистых сортов топлива (СПГ, водорода, аммиака, метанола).
Окружающая обстановка, прекрасный отель, расположенный на берегу Ольгина пруда, приветственное слово Главы местной администрации муниципального образования город Петергоф и вечерняя неформальная дружеская встреча оставили у участников конференции приятное впечатление от всего, что происходило в этот день.
Следующее мероприятие, которое планирует НП «АСПОГ», – III Съезд советников по безопасности перевозки опасных грузов, который пройдет в октябре текущего года.
Мы ВКонтакте: vk.com/idgca
Композитные материалы пробивают дорогу
Композитные материалы находят свое применение при изготовлении оборудования для перевозки опасных грузов все больше и больше. В 22-ю редакцию Типовых правил ООН по перевозке опасных грузов была внесена новая глава 6.9, в которой излагаются требования к переносным цистернам из композитных материалов. На последней сессии Подкомитета экспертов ЭКОСОС ООН по перевозке опасных грузов, которая завершилась в Женеве 1 декабря, одобрен новый раздел Типовых правил 6.9.3, касающийся сервисного оборудования переносных цистерн, изготовляемого из композитных материалов и комбинированных (металлокомпозитных) материалов. Разработаны также новые требования к испытаниям композитных материалов, которые войдут в Руководство по испытаниям и критериям ООН.
Инициатором предложений по данному применению композитных материалов является Российская Федерация. Со стороны РФ также поступило предложение о расширении линейки опасных грузов, которые могут перевозиться в переносных цистернах из композитных материалов, в частности, речь идет грузах 2 класса опасности (газы). Со стороны экспертов ООН имеется как положительная, так и отрицательная реакция. Понятно, что газы, как правило, перевозятся либо под высоким давлением, либо в сжиженном состоянии, и практика применения для газов переносных цистерн из композитных материалов очень ограничена.
Интересно отметить, что еще в конце 90-х годов компания ООО «Металлокомпозит», возглавляемая генеральным директором Дмитрием Григорьевым, разработала проект контейнера-цистерны из композитных материалов для перевозки пропан-бутановой смеси с максимальным рабочим давлением 19 бар, изготовила прототип и провела его испытания. Проектная документация была одобрена Российским морским регистром судоходства. Базой для изготовления материала и самого изделия был один из институтов в Хотьково при техническом руководстве профессора. Александра Ермоленко. Примерно в это же время от имени РФ было подано предложение в Международную морскую организацию (ИМО) о разработке соответствующих требований и правил для внесения их в Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) с целью обеспечения перевозки опасных грузов морем в переносных цистернах из композитных материалов.
На сессии Подкомитета ИМО по перевозке опасных грузов и контейнеров разработчики нового типа контейнера-цистерны из композитных материалов продемонстрировали свои наработки, что получило общее одобрение данного направления. К сожалению, ввиду сложного переходного периода в РФ после проведения испытаний образца контейнера-цистерны работы были прекращены из-за отсутствия средств у компании ООО «Металлокомпозит.
Спустя многие годы эти разработки получили новое продолжение и утверждение на уровне ООН и ИМО. Теперь держателем этого направления стал Сколковский институт науки и технологий. Эксперты НП «АСПОГ» полагают, что при разработке требований к переносным цистернам из композитных материалов для перевозки газов, как под давлением, так и сжиженных, будет учтен опыт и практика изготовления контейнера-цистерны из композитных материалов 90-х годов, включая и результаты испытаний первого в мире образца такого контейнера.
Эксперты НП «АСПОГ» активно участвуют в деятельности всех рабочих групп по разработке требований к композитным материалам и конструкциям изделий из них и, вероятно, примут участие в разработке новых правил, поскольку некоторые из экспертов Ассоциации участвовали в разработке первого уникального контейнера-цистерны в 90-х годах.
Очень жаль, что новые обладатели прав на изготовление переносных цистерн из композитных материалов не вспоминают тех людей, конструкторов и бизнесменов, которые в 90-е годы вложили в создание этого оборудования свои средства, силы, опыт и годы жизни.
Новый транспортно-логистический центр
В рамках проекта «Формирование сети транспортно-логистических центров» на конец 2024 года планируется ввод в эксплуатацию транспортно-логистического центра «Приморский»,Центр «Приморский» будет расположен вблизи основной портовой инфраструктуры края и пограничных пунктов пропуска. Предварительный анализ показал, что, с учетом наличия в регионе грузовой базы, гарантируется загруженность терминала. Как ожидается, оказание терминалом услуг по перевалке, хранению и накоплению контейнерных грузов, поступающих из портов Приморского края, обеспечит рост товарооборота России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
По имеющейся статистике, из общего объема грузов, перевозимых в контейнерах, опасные грузы составляют около 20%. В связи с этим, компаниям, которые отвечают за перевозку грузов несколькими видами транспорта и готовят грузы к отправке, требуется уделять особое внимание подготовке персонала, чья деятельность связана с опасными грузами. Грузы могут перевозиться как в обычных большегрузных контейнерах, так и специализированных, в том числе в танк-контейнерах.
Программа, по которой готовят в Международном центре подготовки персонала (МЦПП), учитывает специфику подготовки специалистов для мультимодальных операторов. При этом Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам рекомендует грузоотправителям, грузоперевозчикам и грузополучателям иметь в своём составе специалистов, прошедших подготовку по программе «Советник по безопасности перевозки опасных грузов» и пройти аттестацию в Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам.
Наличие в составе компании Советников может уменьшить риск возникновения инцидентов с опасными грузами и будет способствовать эффективной перевозке опасных грузов.
НАЗНАЧЕН НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО)
Арсенио Антонио Домингес Веласко утвержден на должность Генерального секретаря Международной морской организации (ИМО). Ассамблея ИМО1 единогласно одобрила (30 ноября) решение Совета ИМО 2 на своей 129-й сессии (C129) назначить Арсенио Антонио Домингес Веласко на должность Генерального секретаря ИМО.
Домингес Веласко вступит в должность с 1 января 2024 года на четырехлетний срок до 31 декабря 2027 года. Арсенио Антонио Домингес Веласко станет 10-м избранным Генеральным секретарем Организации. Домингес Веласко до настоящего времени являлся Главой Комитета по защите морской среды ИМО, с 2017 года находился в должности руководителя аппарата Генерального секретаря Китака Лима, в 2020 году был назначен директором административного отдела ИМО.
Из его биографии известно, что в 1988 году Домингес Веласко получил степень бакалавра наук в Институте Фермина Наудеу в Панаме, а затем продолжил изучать судостроение в Университете Веракруса (Мексика), который окончил в 1995 году.
Арсенио Антонио Домингес Веласко также получил степень магистра бизнес-администрирования в Университете Халла и сертификат о высшем образовании в области международного права и европейской политики в Университете Биркбека (оба – Великобритания). Морская карьера Арсенио Антонио Домингес Веласко началась в 1996 году в качестве портового инженера на верфи Armadores del Caribe в Панаме, а затем он стал помощником менеджера по сухому доку на верфи Braswell.
Арсенио Домингес Веласко представлял государство Панама и был назначен постоянным представителем Панамы при ИМО в период с 2014 по 2017 год.
Домингес Веласко возглавлял Комитет ИМО по защите морской среды (MEPC), а в 2015 году возглавил Технический комитет 25-й сессии Ассамблеи ИМО. Арсенио Антонио Домингес Веласко также возглавлял рабочую группу по морской безопасности – пиратству и вооруженному грабежу под эгидой Комитета по морской безопасности ИМО.
Домингес Веласко сказал: "Я готов отдать все свои силы продолжению той огромной работы, которую проделали мои предшественники, превращая то, что уже является значительной и влиятельной организацией, в учреждение, которое будет преуспевать в выполнении всей своей программы – от безопасности до декарбонизации, от цифровизации до человеческого фактора. Международная морская организация не только смотрит в будущее, но и делает все возможное, относясь со всем уважением к изменениям, участию в деятельности ИМО самых различных людей независимо от их положения и информационной прозрачности; являясь организацией, которая предана своим людям, от профессиональных сотрудников, которые составляют Секретариат ИМО, до наших моряков по всему миру, и, возможно, самое главное, которая посвящает свою деятельность молодым поколениям, тем, кому мы обязаны передать планету, которая станет лучшим местом для жизни."
IDGCA поздравляет господина Арсенио Антонио Домингес Веласко с утверждением на должность Генерального секретаря Международной морской организации и желает успешной работы на этом посту.
1.Ассамблея ИМО – это высший руководящий орган Организации. В его состав входят 40 ведущих морских стран, и он собирается раз в два года на очередные сессии. Ассамблея отвечает за утверждение программы работы, голосование по бюджету и определение финансовых механизмов Организации. Ассамблея также избирает Совет.
2.Совет ИМО избирается Ассамблеей на двухлетний срок, начинающийся после каждой очередной сессии Ассамблеи. Совет является исполнительным органом ИМО и отвечает за надзор за работой Организации. При этом страны разделены на категории А (10 государств, проявляющих наибольшую заинтересованность в предоставлении международных морских перевозок), B (10 государств, проявляющих наибольший интерес к международной морской торговле) и С (20 государств, не избранных согласно пунктам (a) или (b) выше, которые имеют особые интересы в морском транспорте или судоходстве и избрание которых в Совет обеспечит представительство всех основных географических регионов мира).
Сессия Подкомитета экспертов ЭКОСОС по перевозке опасных грузов
3-7 июля 2023 года во Дворце Наций (Женева, Швейцария) состоится 62-я Сессия Подкомитета экспертов по перевозке опасных грузов.
В повестке дня сессии следующие вопросы:
Государствами-членами Подкомитета экспертов по перевозке опасных грузов и неправительственными организациями, имеющими консультативный статус на рассмотрение комитета представлены 30 официальных документов. Среди них предложение РФ, касающееся сервисного оборудования для переносных цистерн и предложение НП «АСПОГ» по внесению изменений в Главу 4.1 Типовых Правил, касающихся требований КСМ для перевозки опасных грузов 8-го класса опасности.
Официальные документы предоставляются в срок за 2 месяца до сессии, а неформальные могут предлагаться на рассмотрение в любое время, в том числе перед началом или в ходе сессии. Но приоритет имеют официальные документы.
Эксперты НП «АСПОГ» планируют принять непосредственное участие в работе сессии в Женеве.
Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Для каких объектов должны быть разработаны и утверждены Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов.
Правительства Российской Федерации», критерии определения объектов, эксплуатация которых допускается при наличии таких Планов, следующие: а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, – 0,5 тонны и более; б) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, – 3 тонны и более.
Международный центр подготовки персонала, проводя обучение сотрудников нефтяных терминалов (руководителей, грузовых мастеров, грузовых операторов и сотрудников иных категорий, работающих на терминалах), предлагает также услуги по разработке Планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме самой разработки, предлагается методическое сопровождение процедуры утверждения таких планов. Процедура достаточно сложна, и важнейшую роль здесь играет планирование и проведение комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.
Именно по результатам этих учений комиссия по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в состав которой включаются представители федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации и председателем которой является представитель территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации, выносит соответствующее заключение.
Обратившись в МЦПП или НП «АСПОГ» можно получить необходимые консультации.
Таможенные органы повышают квалификацию по контролю за оборотом топлива
В период с 22 по 26 мая в помещении МЦПП состоится обучение сотрудников Балтийской таможни по программе повышения квалификации «Определение количества и качества нефтепродуктов, перевозимых на борту транспортного средства или содержащихся в береговой емкости».
Имеющиеся случаи незадекларированного топлива и вывозом его, с целью перепродажи на иностранные суда, требуют от таможенных органов дополнительных знаний и навыков при осуществлении контрольных функций за оборотом судового топлива.
Учитывая перспективы использования новых, более экологичных сортов топлива, таможенные органы должны быть готовы, что в ближайшее время они столкнуться с контролем и оформлением не только обычных сортов топлива, но и таких видов топлива как СПГ, водород, аммиак, метан.
Представитель Балтийской таможни приглашен выступить с докладом на XVII-й Международной Конференции «Мультимодальные перевозки опасных грузов. Топливо будущего. Путь к устойчивому развитию», которая будет проходить 30 мая 2023 года в Петергофе в отеле «Новый Петергоф». Конференция посвящена развитию технологий производства и транспортировки экологически чистых видов топлива таких, как водород, аммиак, метан, сжиженный охлажденный газ и других.
Конференция в Петродворце предполагает интересные дискуссии
Конференция в Петродворце предполагает быть интересной и крайне полезной для всех ее участников, которые соберутся в отеле «Новый Петергоф», расположенном рядом с великолепным Ольгиным прудом. Впервые в рамках международной конференции «Мультимодальные перевозки опасных грузов» будут обсуждаться не только перевозка опасных грузов, но и проблемы и перспективы использования новых экологически чистых сортов топлива, таких как СПГ, водород, метанол, аммиак. Несмотря на то, что уже построены заводы по производству СПГ, водорода, аммиака и метанола, введены в строй терминалы СПГ, вопросы логистики, безопасности, производства нового оборудования по-прежнему остро стоят на повестке дня. Для участников конференции будут созданы условия, когда они смогут не только слушать доклады, но и общаться между собой, осуществлять обмен мнениями, закладывать предпосылки для подписания договоров и соглашений. Конференция также предполагает участие в онлайн режиме, и те, кто не сможет по каким-либо причинам присутствовать в зале, смогут обращаться к докладчикам и участникам конференции через виртуальную платформу.
Свое участие в конференции подтвердил ряд ключевых компаний России, среди которых Государственная корпорация «Ростех», АО «МХК «ЕвроХим», ПАО «КРИОГЕНМАШ», АО «УРАЛКРИОМАШ», Порт «Бронка», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «Газпром СПГ Портовая», а также представители Ростехнадзора, Ространснадзора, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и др.
Для участия в конференции приглашены представители более 100 крупных организаций и предприятий России.
Программа конференции предусматривает плотный рабочий график, а также отдых и экскурсию.
Контактные телефоны: +7(911) 928-95-75, +7(905) 222-51-38, +7(905) 222-51-28, +7(812) 740-20-19.
Столкновение двух танкеров на реке Лена и утечка топлива в акваторию
Согласно сообщению ТАСС 12 июня рядом с поселком Алексеевка Киренского района Иркутской области столкнулись танкер ТР-900 «Ерофей Хабаров» и танкер ТР-901, перевозящие 832 тонны бензина. На одном из судов была повреждена емкость с 138 тоннами топлива. Произошла утечка в акваторию реки Лена.
По предположениям в акваторию могло попасть от 60 до 90 т бензина. В Киренском районе введен режим чрезвычайной ситуации, в Якутии режим повышенной готовности.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев сообщил, что судном управлял помощник капитана, так как капитан был в нетрезвом состоянии. Судно скрылось с места события и покинуло Иркутскую область. Собственник танкера сообщил о происшествии только через час, что повлияло на развитие событий. Предполагают, что судно могло быть в плохом техническом состоянии.
Вопросы перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом регулируются Правилами ВОПОГ, которые, к сожалению, не применяются в Российской Федерации в обязательном порядке для судов внутреннего плавания.
Международный Центр подготовки персонала на протяжении нескольких лет предлагает свои услуги по подготовке экспертов ВОПОГ, однако, они не востребованы в РФ, а основными слушателями курсов по программе ВОПОГ являются европейские моряки. Примечательно, что документы, выданные МЦПП и НП «АСПОГ», признаются европейскими судоходными компаниями.
С июля 2023 года Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам возобновляет выпуск журнала
На протяжении многих лет с 2001 года Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам издавала двуязычный журнал.
Журнал приобрел международную известность, о нём хорошо знали в Международной Морской организации, в Подкомитете экспертов ООН, международных структурах, а также имел много подписчиков среди российских компаний и организаций.
В связи с финансовыми трудностями в период пандемии выпуск журнала был приостановлен, и в июле принято решение его возобновить. В первое полугодие планируется выпустить два номера и в 2024 году планируется выпуск шести номеров каждые два месяца.Журнал сохранит свою эксклюзивность, двуязычность и свой дизайн.
С 1 июня 2023 года будет открыта подписка на этот журнал. В июльском номере планируется осветить предстоящую конференцию и опубликовать наиболее интересные доклады.
В журнале регулярно будет освещаться работа Подкомитета экспертов ООН, отраслевых комитетов, Международной морской организации (IMO), Международной организации по стандартизации (ISO) и других организаций. Планируется вести отдельные рубрики, касающиеся предотвращения аварийных ситуаций, рубрики, в которых будут публиковаться мнения учёных, экспертов, представителей надзорных органов и бизнеса.
Приглашаем всех наших партнёров, учеников, которые проходили обучение, поддержать выпуск журнала и оформить подписку на него.
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Государственное Общественное Телевидение России готовит 15-17 документальных фильмов, посвященных прошлому, настоящему и будущему Арктики и Северному морскому пути, которые в настоящее время получили мощный толчок к развитию от государства.
07 июня 2023 года в офисе Международной Ассоциации по перевозке опасных грузов и контейнеров (далее НП «АСПОГ»), для одного из документальных фильмов, редакторами ОТР было взято интервью у капитана дальнего плавания ОАО «Мурманское морское пароходство» Владимира Дмитриевского, который проработал на этом предприятии 42 года, начиная с 1977 г., из них 30 лет в плавсоставе (17 лет капитаном сухогрузов и танкеров) и последние годы на различных руководящих должностях в ОАО «ММП» и большую часть своей жизни связал с Арктикой. Ему были заданы, и он осветил вопросы, которые касались Арктики в прошлом, каким она видится ему сейчас, и о будущем Северного морского пути, как непосредственного свидетеля развития Арктики в 70-80 годы, затем заброшенность ее в 1990-2000 гг. и бурный толчок в развитии в последние годы. Им было отмечено, что главным шагом в развитии СМП сегодня , явилось создании Дирекции Северного морского пути в прошлом году , которую возглавил Заместитель Генерального директора «Росатома» (бывший Первый Заместитель Министра транспорта РФ) Вячеслав Рукша, знающий Арктику очень глубоко и создав коллектив грамотных специалистов, несомненно, под его руководством, Россия еще больше прирастет Арктикой. Примечательно, что Вячеслав Рукша был первым Президентом НП «АСПОГ» с 2001 по 2004 год.
Вопросы, задаваемые Руководителем службы эфира Дирекции информационного вещания ОРТ Светланой Губановой, были проникнуты глубоким знанием арктических проблем и задач. В настоящее время Владимир Дмитриевский работает преподавателем и экспертом в НП «АСПОГ».
Светлана Губанова также взяла интервью у Генерального директора НП «АСПОГ» Михаила Огнева, который также посвятил много лет своей жизни Арктике, работая старшим механиком на судах Северного морского пароходства и хорошо знаком с условиями Крайнего Севера и Антарктиды.
С 1986 по 1987 год Михаил Огнев был участником 32-й Советской Антарктической экспедиции и обеспечивал вместе с другими членами экипажа безаварийную работу судна «Павел Корчагин». Условия работы в Арктике и Антарктике требуют от капитанов и старших механиков особых навыков и знаний. Любая ошибка может стоить жизни экипажа и нанести значительный ущерб природе.
Именно на это обратил внимание в своем интервью Михаил Огнев. Он сказал, что к Арктике и Антарктике надо относиться особенно бережно, поскольку Арктика это не только уникальная северная трасса, хранитель огромных запасов нефти, газа и других полезных ископаемых, но и уникальные лесные и ландшафтные ресурсы. В арктических реках и морях водятся уникальные виды рыб: осетр, нельма, муксун, стерлядь, сиг, а также богатейший животный мир. И поэтому несмотря на технический прогресс развития индустрии в Арктике эти арктические богатства как национальное достояние должны быть сохранены потомкам.
Свой огромный профессиональный опыт капитан дальнего плавания Владимир Дмитриевский и старший механик Михаил Огнев передают слушателям курсов в Международном Центре подготовки персонала и своим сотрудникам.
Поправки к Международному кодексу морской перевозки опасных грузов вступают в силу с 1 января 2024 года
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) переиздается каждые 2 года. Очередная редакция документа, включающая комплект поправок 41-22, которая с 1 января 2023 года применялась Администрациями полностью или частично на добровольной основе, становится обязательной с 1 января 2024 года. Первоначально Кодекс, принятый в 1965 году, имел статус рекомендательного документа. В 2002 году Генеральная Ассамблея Международной Морской Организации (ИМО) на своей 17-й сессии изменила этот статус на обязательный с 1 января 2004 года. При этом отдельные части Кодекса остались рекомендательными.
Все предложения по внесению изменений и поправок в МК МПОГ формируются на площадке Подкомитета ИМО по перевозке грузов и контейнеров ССС (ранее данный Подкомитет назывался Подкомитетом по опасным грузам и контейнерам). После принятия Подкомитетом ССС соответствующих решений они передаются в комитет по безопасности на море ИМО (КБМ) на утверждение.
Поправки имеют двойной номер: первые 2 цифры указывают на очередной номер поправок, вторые – на год их принятия.
Следует отметить, что все изменения, касающиеся перевозки опасных грузов, которые принимаются в ИМО, согласовываются с Подкомитетом экспертов ЭКОСОС ООН по перевозке опасных грузов. При этом сформирована постоянно действующая специальная рабочая группа, целью которой является гармонизация правил ИМО и Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов, включая Согласованную на глобальном уровне Систему классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС).
Принятие новых поправок требует их дополнительного изучения и отражения в национальных требованиях и регламентах, касающихся перевозки опасных грузов.Международный центр подготовки персонала уже внес изменения и дополнения в программы подготовки специалистов по перевозке опасных грузов с учетом новых положений МК МПОГ и приглашает слушателей пройти повышение квалификации в 2024 году.
Подготовка специалистов, работающих на нефтеналивных и СПГ терминалах
В период с 27 ноября по 01 декабря 2023 на базе МЦПП состоятся курсы подготовки специалистов для работы на морских нефтеналивных терминалах с присвоением квалификации «Грузовой мастер нефтеналивного терминала».
Программа курсов основана на «Руководстве по мерам безопасности и общепринятой отраслевой практике для нефтяных терминалов», разработанное ООН с целью повышения безопасности нефтяных терминалов. В программу курсов включены темы по обеспечению безопасности на морских нефтяных терминалах, определенные национальным законодательством, положения международных конвенций, кодексов, соглашений и рекомендаций, методики оценки рисков при взаимодействии танкера с терминалом, требования по безопасности осуществления швартовных и грузовых операций и другие вопросы.
Аналогичные курсы по подготовке специалистов для работы на морских СПГ терминалах с присвоением квалификации «Грузовой мастер СПГ терминала» состоятся в период с 22 по 26 января 2024 года.
Наличие подготовленных специалистов – залог успешной и безопасной работы терминала.
ИМО планирует опросить моряков об эффективности Международного Кодекса Управления Безопасностью (ISM Code)
Международная Морская Организация предлагает представителям морского транспорта принять участие в онлайн-опросе в рамках комплексного исследования по оценке эффективности Международного Кодекса Управления Безопасностью (ISM Code).
Кодекс ISM – это международный стандарт по безопасности управления судами, их эксплуатации, а также по предотвращению загрязнения. Концепция Кодекса требует от судоходных компаний тщательного рассмотрения своей структуры управления, а также определения ответственности и полномочий тех, кто участвует в эксплуатации судов, с точки зрения безопасности и защиты окружающей среды. Кодекс ISM стал обязательным в 1998 году.
ИМО заявило, что желающие принять участие могут сделать это до 30 сентября. Результаты исследования будут представлены Комитету по Безопасности на Море, когда он соберется на свою 108-ю сессию, которая будет проведена 15-24 мая 2024 года.
Подобное решение Международной Морской Организации абсолютно правильное, поскольку внедрение данного Кодекса в некоторых организациях привело не к повышению безопасности мореплавания, а к разработке многочисленных документированных процедур, соблюдение которых требовало много времени и отвлекало от выполнения практических мер по обеспечению безопасности со стороны экипажа.
Кроме того, Кодекс явился дополнительным инструментом, исполнение которого контролируется классификационными обществами через сертификацию системы МКУБ. Некоторые положения Кодекса основаны на стандартах ИСО 9000, которые не имеют прямого отношения к оценке безопасности.
Оценка представителями морской индустрии положений Кодекса, а также практики его применения будет способствовать его дальнейшему разумному применению.
Классификационные общества и инспекционные органы оказывают услуги морскому сообществу за приличное вознаграждение и отсюда могут появляться дополнительные необоснованные требования с их стороны к объему документации и функционированию системы управления безопасностью. В Правилах, касающихся исключительно вопросов безопасности, прописаны требования к системе управления и делаются ссылки на стандарты, которые не имеют прямого отношения к оценке безопасности.
Можно надеяться, что после фундаментального опроса моряков, которые непосредственно применяют на практике ISM Code, будут выработаны дополнительные механизмы улучшения Кодекса и его интерпретации.
У НАС УЧАТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СОВЕТНИКОВ ПО ОПАСНЫМ ГРУЗАМ
Качественное повышение квалификации руководящего и инженерно-технического персонала предприятия, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов и перевозкой опасных грузов, непростая задача для любого учебного заведения. Задача становится еще более ответственной, если за плечами учеников десятки лет работы на самых сложных объектах, и их знания находятся на высоком профессиональном уровне. Вот почему к любым курсам наш центр тщательно готовится и старается дать слушателям то новое, что повышает их уровень профессиональных знаний.
Ослабление пандемийных требований позволило учебному центру проводить занятия непосредственно в помещениях центра, что, конечно, дало возможность непосредственного общения преподавателей и слушателей, хотя, справедливо надо отметить, что дистанционное обучение с применением современных технологий дает также широкую возможность слушателям, находящимся за тысячи километров от Санкт-Петербурга, слушать лекции, участвовать в обсуждениях программ и сдавать экзамены.
С 16 по 20 января в г. Санкт-Петербурге прошли первые в новом 2023 году занятия. Две крупные компании, ООО «Сахалинская Энергия» и ООО «ЕвроХим Терминал Усть-Луга», направили своих специалистов в Международный центр подготовки персонала (МЦПП) для повышения компетенций в сфере работы с опасными грузами и получения звания советников по опасным грузам, которое присваивается слушателям, успешно сдавшим экзамены и прошедшим аттестацию в Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам, при этом специалисты ООО «ЕвроХим Терминал Усть-Луга» проходили подготовку в онлайн-режиме, а ООО «Сахалинская Энергия» – непосредственно в учебном центре. Благодаря общению с представителями таких компаний преподаватели МЦПП получают новую для себя информацию, которая в дальнейшем будет использоваться при организации следующих курсов.
Очередная подготовка Советников по безопасности перевозки опасных грузов запланирована с 13 по 17 февраля 2023 года.