Проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) представляют жителям Севастополя с 11 по 17 июня на 11 площадках.
Экспозиции открыты во всех районах города, сообщили в пресс-службе правительства Севастополя.
Напомним, что ПЗЗ — это документ, в котором устанавливаются границы территориальных зон и градостроительные регламенты.
Ознакомиться с документами можно по следующим адресам:
— ул. Рабочая, 2;
— ул. Леваневского, 24;
— ул. Ленина, 25;
— пр. Октябрьской революции, 8;
— Балаклава, ул. Новикова, 14;
— Кача, ул. Нестерова, 5;
— с. Орлиное, ул. Тюкова, 42;
— с. Терновка, ул. Ленина, 7;
— с. Андреевка, ул. Центральная, 24;
— Инкерман, ул. Шевкопляса, 37;
— с. Верхнесадовое, ул. Севастопольская, 82.
Посетить экспозиции и получить консультацию по материалам можно с субботы по понедельник с 10. 00 до 15. 00, со вторника по пятницу с 10. 00 до 16.
Также ознакомиться с материалами проекта можно на Открытом портале ГИСОГД города Севастополя portal-gisogd-sev. datum-group.
Ранее сообщалось, что с 20 июня в Севастополе начнутся публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки. Так, 20 июня с 18. 00 до 21. 00 собрания пройдут в четырех районах по следующим адресам:
— пгт Кача, ул. Первомайская, 1;
— с. Верхнесадовое, ул. Севастопольская, 82;
— с. Андреевка, ул. Центральная, 24;
— Нахимовский район, ул. Рабочая, 2.
21 июня с 18. 00 до 21. 00 посетить публичные слушания можно еще в четырех районах:
— с. Орлиное, ул. Тюкова, 63;
— Балаклава, ул. Новикова, 14;
— с. Терновка, ул. Ленина, 7;
— г. Инкерман, ул. Раенко, 1.
22 июня с 18. 00 до 21. 00 собрание участников проводится в Гагаринском районе на ул. Павла Корчагина, 1 (ДКР), а 23 июня с 18. 00 до 21. 00 посетить слушания можно в Ленинском районе на ул. Ленина, 25 (СЦКиИ).
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны и градостроительные регламенты. ПЗЗ определяют перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Статьей 34 комментируемого Кодекса определяется порядок установления территориальных зон.
В части 1 данной статьи приводятся факторы, в зависимости от которых при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон.
Границы территориальных зон могут устанавливаться в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи по границам указанных в ней объектов.
Частью 3 комментируемой статьи установлено правило, в соответствии с которым допускается несовпадение границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, с границами территориальных зон.
В соответствии с п. 4 ст. 1 комментируемого Федерального закона зоны с особыми условиями использования территорий представляют собой охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Воронежской городской Думе 19 апреля прошло расширенное заседание комиссии городского парламента, на котором рассматривали проект Правил землепользования и застройки. Окончательно вопрос по ПЗЗ будет рассмотрен на заседании Воронежской городской Думы 20 апреля.
На заседании комиссии сообщили, что на сегодняшний день изменен перечень территориальных зон. Действующие правила определяют 32 территориальные зоны. Проектом предложено рассмотреть 24 территориальные зоны, готовых к пересмотру.
На заседании также отметили, что на момент проверки ПЗЗ были выявлены несоответствия и недочеты, большинство которых имеет технический характер. При этом проект не требует дополнительной доработки.
Издание «Время Воронежа» особенно интересовал вопрос статуса земельного участка на Путиловской,19, который был приобретен ООО Специализированный застройщик «Инвестиционная строительная фирма «Стэл-инвест» у АО КБХА. Неоднократно местные жители выходили на протестные акции, собирали подписи под обращением к городским властям, пытаясь остановить застройку территории предполагаемой многоэтажки. И, как оказалось, воронежцев услышали.
Решение принято следующее:
– Территория бывшей медсанчасти на Путиловской,19 осталась в зоне специализированной общественно-деловой застройки – ОДС. Возвести жилье там нельзя. Возможно построить другие объекты связанные именно с социальным обслуживанием, – сообщил Иван Кандыбин.
Одной из приоритетных задач перед разработчиком проекта ПЗЗ стало сохранение озелененных территорий общего пользования к соответствующей территориальной зоне «рекреационного регламента озелененных территорий, которая ограничивала бы возможность размещения в пределах зеленых зон объектов, не связанных с рекреационной деятельностью».
– Стоит обратить внимание на то, что некоторые зеленые зоны находятся в составе больших земельных участков, которые в силу расположения на них объектов капитального строительства были отнесены к территориальным зонам, учитывающим назначение таких объектов. В настоящее время без разграничения и разделения этих земельных участков вопрос присвоения той или иной территории функционала зеленой зоны решить невозможно. Однако, разработчики проекта Правил землепользования и застройки предложили механизм, по которому можно в дальнейшем сохранить эти территории с рекреационным функционалом. Так, для озелененных территорий общего пользования, находящихся в границах одного земельного участка в комплексе с муниципальными и государственными социальными объектами (за исключением режимных объектов) и учреждениями введена подзона строгого ограничения застройки, в границах которой строительство новых объектов будет существенно ограничено, – прокомментировал председатель постоянной комиссии по градостроительной деятельности и земельным отношениям Иван Кандыбин.
Также на основании предложений, поступивших в рамках общественных обсуждений, проект ПЗЗ был доработан с учетом принципа сохранения существующих промышленных территорий, на которых ведется производственная деятельность.
Отметим, 12 апреля 2022 года глава городского округа города Воронежа Вадим Кстенин внес в Воронежскую городскую Думу проект решения Воронежской городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж». Подготовкой проекта ПЗЗ занимались сотрудники администрации Воронежа совместно с депутатами Воронежской городской Думы, входящими в состав специально созданного при администрации города коллегиального органа по подготовке ПЗЗ вот уже около полутора лет.
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 15. 2021 № 14 “Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 23. 2022 № 52 “О внесении изменений в приложение к приказу Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 15. 2021 № 14 “Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск
Карта градостроительного зонирования
Описание границ территориальных зон
Итоговый документ – заключение о результатах общественных обсуждений от 18. 2020 по проекту приказа Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области “О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Итоговый документ – заключение о результатах общественных обсуждений от 23. 2021 по проекту приказа Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области “«О внесении изменений в приложение к приказу Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 15. 2021 № 14 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск»”
Постановление Администрации города Мурманска от 12. 2014 N 2976 «Об определении уполномоченного органа администрации города Мурманска, осуществляющего прием, регистрацию и обеспечение прохождения документов, связанных с рассмотрением заявлений на комиссии по подготовке проекта «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск»
Постановление Администрации города Мурманска от 03. 2010 N 311 (в ред. постановлений администрации города Мурманскаот 24. 2010 № 1045, от 03. 2010 № 1539,от 09. 2010 № 1579, от 04. 2011 № 534,от 15. 2013 № 1779, от 12. 2014 № 3702,от 13. 2015 № 2800, от 16. 2020 N 695) «О подготовке проекта, утверждении Положения и состава комиссии по подготовке проекта «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск»
Проекты о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 23. 2021 № 48 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 05. 2021 г. № 56 “Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 07. 2021 г. № 63 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 05. 2021 г. № 70 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 06. 2021 г. № 92 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 16. 2022 г. № 35 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 05. 2022 г. № 44 “Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 25. 2022 г. № 56 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 19. 2022 г. № 77 “Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
Приказ Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области от 06. 2022 г. № 124 “О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск”
На портале проектов нормативных правовых актов размещен подготовленный Росреестром проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан с целью усовершенствования порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав в описании местоположения границ земельных участков (ЗУ), муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, что является причиной пересечения границ земельных участков и муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и лесничеств.
В частности, устанавливается, что допускается изменение границ населенных пунктов без утверждения или изменения документов территориального планирования, в случае если при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или при установлении границ населенных пунктов и подготовке описания их местоположения выявлены пересечения между границами населенных пунктов и границами ЗУ.
Границы территориальных зон будут приводиться в соответствие с границами земельных участков, если между ними выявлены пересечения.
Если требуется внести изменения в схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского или муниципального округа, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков (ЗУ), то проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.
Несоответствие сведений о границах территориальных зон, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), описанию местоположений границ таких территориальных зон, содержащемуся в ЕГРН, будет являться основанием для внесения изменений в ПЗЗ.
В случае поступления от органа регистрации прав уведомлений об изменении описания местоположения границ территориальной зоны или границ населенного пункта в связи с устранением пересечения таких границ с границами ЗУ или в связи с устранением реестровых ошибок орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в ПЗЗ путем их приведения в соответствие со сведениями, указанными в уведомлениях. При этом утверждение изменений в ПЗЗ не требуется.
До внесения соответствующих изменений в ПЗЗ, в схему территориального планирования или генеральный план считаются достоверными сведения о местоположении границ территориальной зоны и населенных пунктов, содержащиеся в ЕГРН.
Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, кроме случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
Для уточнения границ ЗУ, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами РФ, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного ЗУ в связи с уточнением местоположения границ такого ЗУ.
Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на ЗУ.
Устанавливается, что орган регистрации прав устраняет пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки.
Вносить такие изменения будет возможно при условии, что более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Предусматривается сокращение с трех до одного месяца срока, по истечении чего после направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого ЗУ без согласия его правообладателя.
Помимо прочего законопроектом предлагается восемь оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав сделать основаниями для возврата заявления и документов, без рассмотрения.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных пунктов. Общественное обсуждение продлится до 3 марта текущего года.
Другие публикации по теме:
Кто и как сможет получить копии документов из ЕГРН, выражающих содержание сделок
Как изменится порядок предоставления сведений из ЕГРН
В Москве сформирована единая цифровая платформа градостроительной деятельности
Какие изменения вносятся в ГПЗУ
Как пустующие земельные участки вовлекут в хозяйственный оборот
Как расширится перечень случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории
В каких случаях получать ТУ больше не потребуется
Изменены требования к цифровым топографическим картам и планам, используемым при подготовке документации по планировке территории
Мало кому известно, что означает такое понятие как «территориальные зоны», зачем они нужны и на что влияют. Однако, это достаточно важный элемент планировочной структуры, особенно для тех, кто имеет земельный участок, собирается возводить строения, как жилые, так и производственные.
Начнем с определения. Это отдельные земельные территории муниципального образования, для которых в правилах землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты, наделены особым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.
В результате градостроительного зонирования могут определяться следующие зоны:
- жилые;
- общественно-деловые (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения);
- производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
- сельскохозяйственные (зоны дач, садоводств);
- рекреационные (городские леса, парки, водоемы, объекты спорта);
- зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
- специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов потребления и иными объектами);
- иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Отметим, что для каждой территориальной зоны должны быть:
- определена цель её создания и использования, её характеристики;
- установлены границы в текстовой форме и отображены графически в планах и картах;
- установлен градостроительный регламент;
- определена сложившаяся планировка территории и существующего землепользования;
- отражены планируемые функциональные зоны с указанием параметров их развития, заложенных генеральным планом (как правило, территориальные зоны являются многофункциональными).
Важно, что каждый земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне, за исключением земельных участков, границы которых в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Для земельных участков, расположенных внутри одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, как и всего, что находится над и под поверхностью земли и используется в процессе застройки и эксплуатации зданий, строений, сооружений:
- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление территориальных зон регламентируется статьей 34 Градостроительного Кодекса РФ. Проведением землеустроительных работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон занимаются кадастровые инженеры.
Ознакомиться с тем в какой территориальной зоне находится Ваш земельный участок можно в ПЗЗ вашего муниципального образования. Напомним, что для каждого муниципального образования они устанавливаются отдельно.
Рассмотрим пример. Допустим нам необходимо построить сервис технического обслуживания автомобилей (далее – СТО) на определенном земельном участке.
В соответствии с рассмотренными ПЗЗ, данная территориальная зона предназначена для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования.
Территория, предоставленная садоводческому, дачному, огородническому объединению, состоит из земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования и индивидуальных земельных участков. Разрешено использовать следующие виды использования участков:
а) Основные виды разрешенного использования: земельные участки общего назначения; ведение огородничества; ведение садоводства.
б) Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание; предоставление коммунальных; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг.
в) Условно разрешенные виды использования:обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;магазины;общественное питание;рынки.
Для использования территорий Ж-5 на территории садоводческих объединений не допускается:
– строительство дорог без проектов, согласованных с администрацией города, а также с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов;
– захоронение бытовых и сельскохозяйственных отходов, складирование навоза и мусора;
– открытие карьеров строительных материалов;
– использование ядохимикатов;
– строительство выгребных ям без гидроизоляционного покрытия;
– разведение скота, птицы и пушных зверей;
– использование навозных стоков на удобрение;
– вырубка древесно-кустарниковых насаждений (кроме рубок ухода и санитарных рубок).
Можно сделать вывод, что строительство СТО на такой территории невозможно.
Однако, напомним, что каждое муниципальное образование необходимо рассматривать индивидуально.
Данные правила действуют для всех видов постройки, часто встречаются случаи, когда на земельном участке нельзя построить и жилой дом. Именно поэтому важно знать в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.
- Что такое территориальные зоны и зачем они нужны?
- Откуда берутся виды разрешенного использования в ПЗЗ?
- Как определяются границы территориальных зон?
- Документ основания подготовки сведений о территориальных зонах
- Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения
- Заключение
Что такое территориальные зоны и зачем они нужны?
На сегодняшний день в Земельном кодексе Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Ниже даны понятия таких терминов, как градостроительный регламент и правила землепользования и застройки.
Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующий территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) — размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки – один из документов градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа, а также порядок внесения в него изменений.
Иными словами, территориальная зона – это определенная территория, где действуют те или иные нормы. Границы такой терзоны (территории) установлены органом местного самоуправления.
В определенных случаях могут подлежать изменению, в том числе возможно также внести изменения и в правила землепользования и застройки.
Например, ранее были установлены границы территориальной зоны – зона промышленности.
При этом, при внесении в ЕГРН сведений о такой территориальной зоне выясняется, что в границы терзоны попадает участок с видом разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка. В данной зоне промышленности отсутствует такой вид разрешенного использования как – индивидуальная жилая застройка, и имеется ряд ограничений для собственника такого земельного участка.
Как же могло такое произойти?
Вероятно, при первичном определении границ территориальной зоны – зона промышленности, не были учтены ряд факторов: актуальное кадастровое деление территории, фактическая жилая застройка с имеющимися ранее выданными разрешениями на строительство на таком земельном участке и прочее.
В связи с чем, возникла необходимость внесения в карту градостроительного зонирования в отношении данной зоны изменений в части приведения в соответствии ее границ.
К сожалению, таких случаев на практике более, чем достаточно.
В связи с чем к точности определения границ территориальных зон необходимо подходить с высокой степенью ответственности.
Законом о государственной регистрации недвижимости также предусмотрена обязанность по внесению в ЕГРН сведений о территориальных зонах в случае принятия соответствующими органами решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Внесенная в ЕГРН информация о территориальных зонах в дальнейшем будет доступна для неограниченного круга лиц, наличие информации в выдаваемых выписках из ЕГРН, а также наличие информации о границах территориальных зон на публичной кадастровой карте позволит любому лицу получить необходимые сведения, не предпринимая никаких усилий по поиску актуальных утвержденных правил землепользования и застройки определенной территории: увидеть их можно на публичной кадастровой карте, подключив в слоях карты слой «территориальные зоны»:
Откуда берутся виды разрешенного использования в ПЗЗ?
На сегодняшний день виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01. 2014 № 540.
Федеральным законом определена обязанность органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа приведения, установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором в срок – до 01. 2020.
Необходимо также учитывать, что с апреля 2019 года классификатор видов разрешенного использования претерпел значительные изменения.
В некоторые виды разрешенного использования внесен ряд изменений, а также добавлен ряд видов разрешенного использования, ранее отсутствующих в классификаторе. Например, появился, такой вид – как размещение общежитий, и зданий временного проживания граждан.
В большинстве случаев органами местного самоуправления проводятся работы по подготовке текстового и графического описания документа, воспроизводящего сведения о территориальной зоне и видах разрешенного использования для их внесения в ЕГРН, на основании уже утвержденных градостроительных регламентов и утвержденных ПЗЗ.
Законодательство не запрещает до 1 января 2020 года вносить в ЕГРН сведения о территориальных зонах с видами разрешенного использования, не соответствующими классификатору. Вместе с тем, органы местного самоуправления активно проводят работу по приведению ПЗЗ в соответствии с действующим законодательством.
Как определяются границы территориальных зон?
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по:
5) границам муниципальных образований;
Документы основания подготовки сведений о территориальных зонах
Для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах готовится текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. №650.
Несмотря на то, что вышеуказанным приказом введены новые требования, многие до сих пор считают, что для границ территориальных зон основным документом для внесения в ЕГРН сведений о терзонах является карта план объекта землеустройства.
Однако необходимо учитывать, что территориальные зоны с января 2018 года не являются объектом землеустройства, в связи с чем подготовка карта (плана) объекта землеустройства не требуется.
Какие же все-таки документы необходимы для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах?
Документом – основанием для подготовки документов в отношении территориальных зон являются решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы территориальной зоны. Таким документом является документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны. В качестве документов, необходимых для определения местоположения границ территориальных зон используются также сведения ЕГРН, картографический материал, ортофотопланы и другие сведения:
Документы основания подготовки сведений о границах территориальных зон
Законы Российской Федерации по ГрК РФ
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 271-ФЗ”О внесении изменений в Федеральный закон “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 312-ФЗ”О внесении изменений в Федеральный закон “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Все документы >>>
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ГрК РФ
Перейти на сайт Федеральной геоинформационной системы территориального планирования
Решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны)
Сведения ЕГРН, Единая электронная картографическая основа, картографический материал, ортофотопланы, сведения дистанционного зондирования
Направляемые для внесения в ЕГРН документы должны быть подписаны электронно-цифровой подписью лица, подготовившего документы и лица, принявшего решение об утверждении ПЗЗ.
В случае внесения изменений в ПЗЗ необходимо также готовить и направлять документы для внесения таких изменений в ЕГРН для последующего отражения достоверных сведений в реестре недвижимости.
Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения
Существует ряд проблем при выполнении работ по подготовке документов в отношении территориальных зон:
Частично решение данной проблемы разъяснено письмом Росреестра от 17 января 2018 г. № 01-00357-ГЕ/18.
Данным письмом рекомендовано при подготовке документов руководствоваться требованиями, предъявляемыми к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными постановлением от 30. 2009 № 621 и использовать действующую в настоящее время XML-схему, используемую для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении ЕГРН с органами местного самоуправления.
Данная XML-схема – MapPlan_v01 позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01, соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны, а также предельные размеры земельных участков в соответствии с ПЗЗ. Стоит отметить, что внесению в ЕГРН подлежат все виды разрешенного использования, как основные, так и вспомогательные и условно разрешенные.
В связи с чем, при подготовке документов необходимо использовать данный формат XML-схемы. Виды разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны и иные характеристики территориальной зоны указываются в строке “Иные характеристики” раздела “Сведения об объекте землеустройства”.
Учитывая, что часть документов готовится уже по утвержденным картам градостроительного зонирования, которые только схематично отображают контур границ территориальных зон, и которые были в большинстве случае подготовлены без учета сведений о кадастровом делении территории, часто возникает проблема определения контура границ терзоны для ее внесения и отображения в ЕГРН.
Зачастую информация, воспроизводимая с утвержденных карт градостроительного зонирования, содержащих сведения о местоположении границ территориальных зон, не соответствует сведениям актуального кадастрового деления.
При этом, в соответствии с положениями 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» и Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.
Для решения данной проблемы необходимо проводить тщательный анализ исходных данных, получаемых от органов местного самоуправления, учитывать границы земельных участков, внесенных в ЕГРН, информацию о красных линиях, о линиях магистралей, улиц, проездов, границы населенных пунктов и муниципальных образований, естественных границах природных объектов.
Существует и следующий проблемный момент: большое количество ранее учтенных участков в ЕГРН не имеют сведений о координатах характерных точек границ, а также на любой территории имеются неразграниченные земли, информация о границах которых отсутствует в ЕГРН.
В связи с чем, при установлении границ на данной территории необходимо максимально точно определять контур границы терзоны. В противном случае, в дальнейшем при образовании земельных участков из земель, а также при уточнении границ ранее учтенных земельных участков, могут возникнуть основания для приостановления осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемых или образуемых участков земли с границами внесенных терзон. Могут возникнуть жалобы со стороны собственников таких участков.
Для того что бы данных проблем не возникало, необходимо при определении границ территориальных зон при наличии неразграниченных земель учитывать сведения о красных линиях, линиях магистралей, улиц, проездов, естественных природных объектах, а в случае при прохождении границ территориальных зон по отсутствующим в ЕГРН границам ранее учтенных земельных участков, при выявлении спорных вопросов по расположению границ земельных участков, непрошедших процедуру кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, при невозможности определения границ картометрическим методом на основании картографических данных, необходимо проводить межевые работы для исключения выявления в последующем ошибок в расположении границ территориальных зон, используя геодезический метод, либо метод спутниково-геодезических измерений.
Одним из самых распространенных и малозатратных методов определения координат характерных точек границ территориальных зон является – картометрический.
Вместе с тем использовать его возможно только при наличии картографического материала определенного масштаба. При отсутствии картографического материала необходимого масштаба, необходимо использовать другие методы, позволяющие определить координаты характерных точек границ.
Что же делать, когда из-за стоящих на кадастровом учете земельных участков невозможно отобразить границы территориальной зоны, отраженные на карте градзонирования?
Например, нередки ситуации, при которых согласно данным карты градостроительного зонирования населенного пункта на определенной территории расположены несколько территориальных зон. Вместе с тем, при анализе местоположения границ территориальных зон с учетом сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ этих территориальных зон с земельным участком, который фактически расположен на территории всех этих территориальных зон.
Данное основание в определенных случаях создает невозможность внесения в ЕГРН сведений об установленных территориальных зонах.
В этом случае необходимо вносить изменения в графическую часть правил землепользования и застройки, либо проводить работы по разделу земельного участка, в случае если имеется возможность.
Необходимо также отметить, что это не касается земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, для разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ и прочих объектов.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что только тщательная предварительная работа по изучению исходных данных, запрос, получение и использование картографического и иного материала, использование актуальной информации о границах земельных участков, содержащихся и отсутствующих в ЕГРН, решение спорных вопросов о прохождении границы территориальной зоны с органом, утвердившим правила землепользования и застройки, а также использование корректного метода определения координат границ территориальных зон, позволит подготовить качественный материал, необходимый для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН.
Высококвалифицированные специалисты, в том числе проектировщики, ООО «РКЦ» помогут Вам разобраться в документах территориального планирования, градостроительных регламентах и оказать консультационную помощь в таком сложном вопросе, как внесение в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, а в случае возникновения необходимости внесения изменений в карты градостроительного зонирования и правила землепользования и застройки проведут полный комплекс работ от анализа исходных данных до размещения документов территориального планирования на ФГИС ТП.