Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Территориальные зоны выделяются с учётом:

  • возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
  • функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных действующим генеральным планом;
  • сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  • предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Зона территориального развития – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой для ускорения социально-экономического развития региона путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

В ЗТР устанавливается особый правовой режим, направленный на привлечение инвестиций и развития предпринимательства.

Правовое регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 5 января 2012 года.

В СФ считают, что особые экономические зоны ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу, но это время наступит, как произошло с территорией опережающего развития на Дальнем Востоке. Об этом «СенатИнформ» заявил замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков.

Как стало известно, Счётная палата (СП) провела оценку эффективности режимов ОЭЗ и ТОР, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. В отчёте ведомства, опубликованном на его официальном сайте, преференциальные режимы для бизнеса мало влияют на развитие создавших их регионов.

Аудиторы посчитали, что эти режимы хоть и добавили реальному валовому региональному продукту 0,9%, но объём инвестиций на душу населения в «льготных» регионах при этом оказался ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только не побудили к инновационной активности. За три года уточнили в СП, расходы федерального бюджета только на организацию таких зон и других льготных режимов составили 240 млн рублей. При этом в палате отметили, что рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть и с ограниченным влиянием.

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Льготные преференциальные режимы были заложены для того, чтобы пришёл инвестор и смог сформировать технологические и логистические цепочки, чтобы запустить эти проекты и дать им развиваться. А потому, сначала должна «задышать» экономика, и в полную силу должны заработать те предприятия и проекты, которые являются прорывными, тогда и потоки в региональные бюджеты увеличатся

Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Счётная палата, проведя аналогичное исследование в 2016 году, оказалась жестче — тогда аудиторы отметили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций», а для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время.

Как стало известно 22 февраля, правительство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) одобрило заявку на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа Нягань. Документ будет направлен на утверждение в Минэкономразвития РФ.

Напомним: особые экономические зоны создаются для развития промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, а размещение бизнеса в них даёт ему ряд преимуществ, среди которых налоговые и таможенные преференции. Всего в России работают 33 ОЭЗ (15 промышленно-производственных ОЭЗ, семь технико-внедренческих ОЭЗ, десять туристско-рекреационных ОЭЗ и одна портовая ОЭЗ).

В начале февраля Правительство одобрило проект закона о реформировании особых экономических зон за счёт объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Также в документе говорится об упрощении процедур получения статуса резидента зон, но о новых налоговых льготах речи не идёт.

Ранее «СенатИнформ» писал, что глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект закона, в котором предложил ввести на 10 лет пониженный тариф по уплате страховых взносов по ставке 7,6% для резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Сейчас льгота по уплате страховых взносов по такой ставке установлена только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.

В конце сентября 2021 года кабмин одобрил создание особых экономических зон ещё в трёх регионах — Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 24. 2021 N 20-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее – организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

1 в ред. Федерального закона от 22. 2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

(в ред. Федерального закона от 22. 2011 N 333-ФЗ)

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.

В случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия.

Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2 в ред. Федерального закона от 18. 2007 N 230-ФЗ)

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований;

(в ред. Федерального закона от 14. 2014 N 307-ФЗ)

выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых организациями и (или) объектами, указанными в пункте 1 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 29. 2014 N 454-ФЗ)

обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3 в ред. Федерального закона от 18. 2007 N 230-ФЗ)

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.

(в ред. Федеральных законов от 28. 1996 N 144-ФЗ, от 22. 2011 N 333-ФЗ)

Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” передаются права и обязанности Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные настоящим Законом для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

6 введен Федеральным законом от 01. 2007 N 318-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22. 2011 N 333-ФЗ)

Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” передаются права и обязанности Федерального космического агентства, предусмотренные настоящим Законом для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан и особенности деятельности юридических лиц.

7 введен Федеральным законом от 13. 2015 N 216-ФЗ)

В России активно создаются особые экономические зоны – территории, на которых действует особый (преференциальный) режим предпринимательской деятельности и на которых может применяться процедура свободной таможенной зоны. По состоянию на сегодняшний день из 39 ОЭЗ четырех типов (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые) – 9 созданы в течение 2020–2021 годов. Таким образом, на федеральном и региональном уровнях ОЭЗ рассматриваются в качестве актуального инструмента привлечения инвестиций и развития экономики.

Данный инструмент используется не только для экономически развитых и инвестиционно привлекательных территорий, таких как Нижегородская и Московская области, Республика Башкортостан, Красноярский край, но и предпринимаются попытки использовать преференциальный режим в качестве инструмента содействия целенаправленному развитию субъектов, которые пока не могут похвастаться большим вкладом в ВВП страны, такие как, например, Владимирская, Ивановская и Новгородская области.

Распространенный в мировой практике подход создания «тепличных» условий предпринимательской деятельности и точек притяжения инвестиций, в России имеет неоднозначную историю. До начала 2000-х годов ОЭЗ воспринимались как внутренние офшоры с сопутствующими негативными последствиями для экономики страны. Уже после ребрендинга, проведенного в 2005 году, ликвидации почти всех ранее существовавших специальных экономических зон и введения новых правил создания и функционирования ОЭЗ, из-за вопросов эффективности расходования бюджетных средств на создание инфраструктуры и в целом их деятельности Президентом России в середине 2016 года было принято решение о наложении моратория на создание новых.

Мораторий продержался около двух лет, и с 2018 года у ОЭЗ начался очередной современный этап развития. С этого момента перед Минэкономразвития России (куратором ОЭЗ на федеральном уровне) стоит постоянный вызов – как сделать их более эффективными?

С одной стороны, можно повторить клише, что в России любой институт или инструмент экономического развития имеет свою специфику, обусловленную особенностями общественной и экономической трансформации страны. Это будет только отчасти справедливо, потому что, с другой стороны, по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)обоснованные вопросы к эффективности функционирования таких зон возникают не только в развивающихся государствах и государствах с трансформирующейся экономикой, но и во всем мире. Так, только 47% от общего числа созданных в мире ОЭЗ демонстрируют рост, а всего 19% от общего числа ОЭЗ растут быстрее, чем соответствующая национальная экономика. Среди проблем международные эксперты добавляют и проблему отсутствия единой общепризнанной методики (методологии) оценки, полных данных о результатах деятельности ОЭЗ и их резидентов. В тоже время пример Китая, в котором доля вклада резидентов в ВВП составляет ощутимые 11%, продолжает будоражить умы управленцев и поддерживать интерес к ОЭЗ. Однако, надо помнить, что результат Китая достигнут благодаря последовательной работе на протяжении нескольких десятков лет.

Пока ОЭЗ в России с точки зрения их эффективности являются уязвимыми. Счетная палата России, эксперты, понимая, что качественно провести такую оценку можно только на достаточно большом промежутке времени, тем не менее возвращаются к данному вопросу. Остаются вопросы и к методике оценки. По методике Минэкономразвития России, в целом по всем ОЭЗ (без учета туристического кластера) среднее значение соответствует эффективному функционированию ОЭЗ и составляет 94% за 2020 год и 87% за период с начала функционирования таких территорий. Используемый Министерством подход отражает степень выполнение планов, выполнение или перевыполнение которых не свидетельствует об эффективности самих ОЭЗ. В тоже время, на наш взгляд, необходимо использовать модель сравнения с компаниями-аналогами, работающими в конкретной отрасли одного региона без использования преференций.

Расчеты показывают, что вклад резидентов ОЭЗ в ВВП России составляет всего около 0,5%, доля инвестиций резидентов в основной капитал от общего объема инвестиций в основной капитал в России в 2020 году составил 0,43%, резиденты обеспечивают порядка 0,06% рабочих мест. Одновременно с этим в течение ковидного 2020 года ОЭЗ удалось улучшить показать соотношения частных и бюджетных инвестиций – на 1 бюджетный рубль удалось привлечь более 15 рублей частных (без учета средств управляющих компаний ОЭЗ), что выше, чем в среднем по экономике России – 1 бюджетный рубль к почти 4 рублям частных средств. Еще год назад эта пропорция выглядела скромнее 1 к 2,4. Консолидированный итог оценки бюджетной эффективности за год остался отрицательным, – минус 34 млрд руб. , но лучше, чем по итогам 2019 года, когда итог был равен минус 64 млрд руб. В данном случае мы учитываем разницу между суммой уплаченных резидентами ОЭЗ налогами, таможенными платежами и страховыми взносами, суммой выпадающих доходов и совокупных расходов бюджетов всех уровней на инфраструктуру. Данный расчет произведен за период с начала функционирования зон до 2020 года включительно (за исключением ОЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе и ОЭЗ, созданных в 2015 году и позднее).

Одно из последних инициатив Минэкономразвития России, – установление новых условий к созданию ОЭЗ. В частности, определено требование по минимально гарантированному размеру инвестиций. Регион-инициатор должен обеспечить наличие инвестиционного проекта или нескольких проектов и подтверждение от инвесторов о готовности реализовать такие проекты с накопленным за три года объемом инвестиций не менее, чем предполагаемые расходы консолидированного бюджета России на создания инфраструктуры ОЭЗ. На наш взгляд, это важное подтверждение заинтересованности не столько региональных властей, сколько подтверждение такой потребности со стороны самого бизнеса, будущих резидентов, деятельность которых и обеспечивает прирост валового регионального продукта, пополнение бюджетов, создание новых рабочих мест.

Другой критерий – минимальное количество инвесторов – получил неоднозначные оценки. Если к концу первых 10 лет функционирования ОЭЗ, объем планируемых частных инвестиций составляет от 8 до 20 млрд рублей, то региональным командам необходимо привлечь не менее 5 инвестиционных проектов. Если свыше 20 млрд рублей, то достаточно одного проекта. Данную новеллу некоторые специалисты уже назвали фокусом на крупный бизнес и ограничением деятельности малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, новое условие – отвечает интересам самого государства и бизнеса. Оно, во-первых, позволяет разместить в регионе «якорного» инвестора или нескольких «якорных» инвесторов, что гарантирует большую экономическую стабильность территории. Во-вторых, при этом, вокруг крупного бизнеса могут и будут создаваться, эффективно работать субъекты МСП, выполняющие сервисные функции (логистика, IT и другое), а также участвующие в создании дополнительных и смежных производств, включенных в цепочки добавленной стоимости.

Очевидно и естественно, что свежие изменения не являются последними. Это хороший знак, свидетельствующий об интенсивной работе профильного Министерства, которое совместно с экспертным и деловым сообществами постоянно ищет наиболее подходящие к нашим экономическим и общественным реалиям требования и условия по повышению эффективности преференциальных режимов, вклада их в экономику страны, раскрытия экспортного потенциала. А на вопрос смогут ли обеспечить ОЭЗ весомый вклад в экономику страны нам еще предстоит найти ответ.

Территория опережающего развития

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2021 года; проверки требуют 38 правок.

ИсторияПравить

Ввиду наличия особенностей различают ТОСЭР на создаваемые:

Льготы для резидентовПравить

Ряд проектов в ТОСЭР реализуется при участии Фонда развития Дальнего Востока.

Курильские островаПравить

В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объёмом финансирования 68,9 млрд руб. Главным её итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».

Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб. , из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

Калининградская областьПравить

В 2015 году статус ТОР получил поселок Кангалассы (Якутия).

В феврале 2019 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении статуса ТОСЭР городу Костомукша (Республика Карелия).

Смоленская областьПравить

6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».

Ярославская областьПравить

В 2019 году статус ТОР получил Чапаевск.

Ивановская областьПравить

Так, статья 28 позволяет иностранным компаниям проводить принудительное изъятие земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества по ходатайству иностранной компании. При этом сумма компенсации за отчуждаемое определяется самой компанией.

Перечень действующих ТОСЭРПравить

  • Создаются на основании Постановления Правительства РФ. С соответствующим предложением может обратиться региональный высший исполнительный орган власти (ст. 7 Закона). Конкретные условия функционирования ЗТР устанавливается соглашением между федеральным Правительством и исполнительными органами власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
  • ЗТР создаются на территории муниципальных районов или городских округов, которые могут не иметь общей границы. Нельзя создавать зоны территориального развития на территории нескольких субъектов федерации или в местах традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Срок функционирования зоны территориального развития – 12 лет.
  • Управление осуществляется Министерством экономического развития РФ, органом исполнительной власти субъекта федерации и администрацией ЗТР.
  • Закон не ограничивает виды мер поддержки резидентов. В частности, могут быть предоставлены бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда; может быть создана основная инфраструктура и предоставлен земельный участок на праве аренды; могут предоставляться налоговые льготы.
  • Резидентом может стать юридическое лицо или ИП, не являющееся субъектом естественной монополии. Хозяйственные общества и хозяйственные товарищества не должны иметь в уставном (складочном) капитале акций (долей) Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
  • Часть 8 ст. 11 Закона ограничивает виды деятельности, которыми может заниматься резидент ЗТР. К примеру, резиденты не вправе осуществлять добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю.
  • Зоны территориального развития теперь можно создавать в 20 регионах. www.pnp.ru. Дата обращения: 3 июля 2022.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития»

Виды и состав территориальных зонПравить

В результате градостроительного зонирования могут определяться:

  • жилые зоны (в том числе допускающие различную предельно допустимую этажность застройки);
  • общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения, культуры и пр.);
  • производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
  • сельскохозяйственные зоны (зоны сельскохозяйственных угодий, зоны дач, садоводств и др.);
  • рекреационные зоны (включающие городские леса, парки и сады, водоемы, объекты спорта);
  • зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
  • зоны специального назначения (занятые кладбищами, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
  • иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Границы территориальных зон на карте градостроительного зонированияПравить

Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Читайте также:  Начальник района тепловых сетей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *