Статья 7 [“Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву” (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994)]

Статья 7 ["Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994)]

Прямые исходные линии

В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

В случае, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.

Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Минобороны предложило ограничить проход по Севморпути для иностранных судовМинобороны России подготовило поправки в закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», которые предусматривают новый порядок прохода по Северному морскому пути для иностранных военных судов, сообщил РБК со ссылкой на документ. В случае принятия поправок закон будет дополнен пунктом, согласно которому иностранные военные и государственные суда смогут заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам минимум за 90 дней. Во внутренние воды Севморпути сможет заходить только одно иностранное военное или государственное судно, для большего количества потребуется специальное решение правительства. Также заходящие суда должны обеспечивать безопасность судоходства, охрану окружающей среды, безопасность подводных кабелей и трубопроводов, сохранять водные биологические ресурсы. Иностранные подводные лодки должны будут следовать по Севморпути только по поверхности и под флагом своего государства. Помимо этого документ позволит властям приостанавливать заход иностранных судов во внутренние воды в акватории Севморпути на определенный срок в целях безопасности. «Сохраняющаяся тенденция к увеличению грузопотока транзитных морских перевозок по СМП в отсутствие эффективного правового механизма регулирования плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП не позволяет в полной мере обеспечить безопасность морского судоходства и военного мореплавания, а также принимать меры, направленные на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. РБК со ссылкой на федерального чиновника сообщает, что проект закона уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Согласно действующему законодательству, иностранные суда, военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальные воды России. «В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям», – говорится в ст. 12 закона. В рамках проекта по развитию Севморпути на период до 2035 г. предполагается модернизация судостроительных и судоремонтных мощностей на пути пролегания этого логистического коридора. Общий объем финансирования плана может составить порядка 2 трлн руб.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. В части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство в национальном законодательстве определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса территориального моря Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Закон о внутренних морских водах РФ подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др. Отсчет ширины территориального моря производится:

  • • от линии наибольшего отлива;
  • • условной линии внутренних вод;
  • • прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др. ) вправе избрать и иной способ разграничения.

Правовой режим территориального моря определяется внутригосударственными правовыми актами и нормами международного права, исходя из того, что оно, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды; пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства, а следовательно, как проход, который не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Оно вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. К судам, нарушающим режим территориального моря, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ пограничные органы в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • • последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • • преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • • капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
  • • такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Закон о внутренних морских водах РФ включает в этот перечень также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных законом областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

  • • предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • • наказания за нарушение этих правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне.

Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Законом о внутренних морских водах РФ.

Международно-правовой режим морских пространств

Мировой океан можно разделить на три вида морских пространств:

  • 1) неотъемлемая часть территории прибрежного государства (внутренние воды, территориальное море);
  • 2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчиненные его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);
  • 3) не подчиненные суверенитету и юрисдикции какого-либо государства (открытое море).

Подобная классификация является достаточно условной и обозначена для удобства характеристики морских пространств.

Территориальное море. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелаж-ных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом.

Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

  • • пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или
  • • пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.

Внутреннее море. Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

К внутренним водам относятся:

  • • акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения;
  • • воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских мили;
  • • так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Великобритания) и др. В России к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Белое море, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Правовой режим внутренних вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов во внутренние воды осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Прилежащая зона. В зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

  • • для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • • для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона. Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются Конвенцией о морском праве 1982 г.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет:

  • 1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  • 2) юрисдикцию в отношении:
    • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;• морских научных исследований;• защиты и сохранения морской среды;
  • • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
  • • морских научных исследований;
  • • защиты и сохранения морской среды;
  • 3) другие права и обязанности.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:

  • • искусственных островов;
  • • установок и сооружений для экономических целей;
  • • установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне.

Прибрежное государство с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Прибрежное государство и компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные в зависимости от обстоятельств, сотрудничают для достижения этой цели.

Прибрежное государство содействует цели оптимального использования живых ресурсов исключительной экономической зоны.

Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в исключительной экономической зоне, соблюдают меры по сохранению и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, а также государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств

Континентальный шельф. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, с помощью:

  • • линии, проведенной путем отсчета от наиболее удаленных фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере один процент кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона; либо
  • • линии, проведенной путем отсчета от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона.

Если нет доказательств об обратном, подножие континентального склона определяется как точка максимального изменения уклона в его основании.

Фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

На подводных хребтах внешние границы континентального шельфа не выходят за пределы 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Это правило не применяется к подводным возвышенностям, которые являются естественными компонентами материковой окраины, такими как ее плато, поднятия, вздутия, банки и отроги.

Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не превышающими в длину 60 морских миль и соединяющими фиксированные точки, определяемые с помощью координат, широты и долготы.

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа на основе справедливого географического представительства. Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны.

Прибрежное государство сдает на хранение Генеральному секретарю ООН карты и соответствующую информацию, включая геодезические данные, перманентно описывающие внешнюю границу его континентального шельфа. Генеральный секретарь надлежащим образом их опубликовывает.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.

При условии соблюдения права прибрежного государства принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов это государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.

Определение трассы для прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства.

При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства должным образом учитывают уже проложенные кабели и трубопроводы. В частности, не должны ухудшаться возможности ремонта существующих кабелей и трубопроводов.

Открытое море. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией о морском праве, и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:

  • • свободу судоходства;
  • • свободу полетов;
  • • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
  • • свободу рыболовства, с соблюдением установленных в Конвенции о морском праве условий;
  • • свободу научных исследований.

Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *