Художник постановщик в театре

Художники-постановщики >>

Художник постановщик в театре

Сергей Лавор

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Леван Лазишвили

Родился 3 мая 1961 года.
Художник-постановщик.
В 1985 году окончил Московский Архитектурный Институт по классу «Архитектура и дизайн интерьера». С 1986 года на киностудии “Мосфильм”.
Член союза кинематографистов России.
Окончил высшие курсы режиссёров и сценаристов ВГИК, мастерская жанрового фильма.

Художник постановщик в театре

Юрий Лактионов

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Татьяна Лаптева-Кондратова

Родилась в 1984 году.
Закончила Ростовское художественное училище им.М.Б.Грекова по специальности сценограф.
Художественная работа в театрах, рекламе, дизайне, кино.

Художник постановщик в театре

Юрий Лапшин

Художник постановщик в театре

Валерий Левенталь

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Наталья Левина (III)

Художник-модельер.
Окончила факультет прикладного искусства МГТУ имени А.Н.Косыгина.

Художник постановщик в театре

Мария Левитская

Художник, родилась 13 апреля 1955 г. в Киеве. Окончила Киевский художественный институт (1981).

Художник постановщик в театре

Игорь Лемешев

Родился 14 апреля 1945 года.

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Александр Липовских

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Светлана Литвинова

Родилась 12 ноября 1978 года.
Закончила театральную Академию в 2006 году, факультет сценографии и театральной технологии, по специальности “Художник-постановщик”.

Художник постановщик в театре

Лариса Ломакина

Окончила Московский архитектурный институт в 1991 г. С 1992 по 1994 г. стажировалась в Московском театре «Школа драматического искусства» под руководством А. Васильева. Среди архитектурных работ: Центр камерного театрального искусства, сад «Эрмитаж» в Москве, реконструкция Молодежного театра в Краснодаре, реконструкция Запорожского молодежного театра «Ля Ви».

Художник постановщик в театре

Марфа Ломакина

Родилась 25 июля 1984 года.
Закончила Московский художественный лицей и ВГИК.
Принимала участие в фильмах “Утомленные солнцем 2” – декоратор, “Наш Чехов” – ассистент художника – постановщика.

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Валерий Лукинов

Родился 15 апреля 1937 года.
Художник кино.
Член Союза кинематографистов и Союза художников.

Федор Лупашко

Родился 29 сентября 1931 года в селе Перерыта, Дубоссарского района Молдовы.
Окончил Республиканское Художественное училище имени И.Е.Репина (1957). Работал художником на молдавском телевидении. С 1977 по 1987 год − художник декоратор и художник-постановщик киностудии «Молдова-филм».

Художник постановщик в театре

Солбон Лыгденов

Родился в 1971 году (республика Бурятия, Тункинский р-он, п.Монды)
В 1991 году окончил Улан-Удэнское педагогическое училище, художественно-графическое отделение.
В 1993-1997 годах – главный художник Бурятской гостелерадиокомпании.
В 1999 году – Восточно-Сибирская академия культуры и искусств, факультет театральной режиссуры.

Художник постановщик в театре

Евгений Абаев

Художник постановщик в театре

Нана Абдрашитова

Художник постановщик в театре

Шавкат Абдусаламов

28 августа 1936
Российский живописец, сценограф, художник кино, литератор.
Окончил ВГИК (1966).

Художник постановщик в театре

Владимир Авдеев

Художник постановщик в театре

Сергей Австриевских

Родился 21 апреля 1971 года.
В 2002 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального
искусства (постановочный факультет, мастерская Смирнова М.А. и Конникова П.П.).

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Александр Адабашьян

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Марина Азизян

Художник постановщик в театре

Сергей Айнутдинов

Родился 20 июля 1953 года.
Российский режиссёр, сценарист и художник анимационного кино, карикатурист.
Живёт и работает в г.Екатеринбурге.

Художник постановщик в театре

Борис Айрапетян

Художник постановщик в театре

Алексей Аксёнов

Художник постановщик в театре

Себастьян Аларкон

Художник постановщик в театре

Валентин Александров

Художник постановщик в театре

Авдотья Александрова

Родилась в Москве 17 марта 1990 года в семье сценариста и режиссера Александра Александрова и художницы Лалы Александровой.
В 2006 году закончила Московский академический художественный лицей Российской академии художеств (МАХЛ РАХ).
Студентка художественного факультета ВГИКа (специальность – художник кино и ТВ).

Художник постановщик в театре

Дмитрий Алексеев (VI)

18 октября 1963
Художник.
Окончил факультет прикладного искусства Текстильного института (1987). Художник-постановщик спектаклей «Женитьба» и «Хлестаков» (Московский театр им. К. С. Станиславского).

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Алексей Амбаев

Окончил Красноярский государственный художественный институт, кафедра живописи академического факультета (мастерская Александра Клюева).
Главный художник Бурятского театра оперы и балета, сценограф, член Союза художников РФ.

Художник постановщик в театре

Виктор Амельченков

Родился 15 июля 1938 года.
С 1973 — художник-постановщик киностудии «Ленфильм».

Художник постановщик в театре

Илья Амурский

Родился 6 апреля 1963 года.
Художник.
Окончил художественный факультет ВГИКа (мастерская М. Богданова и Н. Юрова). С 1985 художник-декоратор киностудии «Мосфильм».

Художник постановщик в театре

Елена Амшинская

Художник постановщик в театре

Марина Ананьева

Родилась 3 ноября 1963 года.
В 1990 году окончила мастерскую художника фильма художественного факультета ВГИК.

Художник постановщик в театре

Анна Андреева (IV)

Родилась 5 мая 1989 года.
Образование – ВГИК, художественный факультет.
В качестве ассистента художника-постановщика и реквизитора работала на проектах: “Служебный роман: Наше время”, “Бабло”, “Берменный”.

Художник постановщик в театре

Виктор Антонов (VI)

Родился 28 сентября 1961 года в Тамбове.
Театральный художник‐постановщик, сценограф, художник‐кукольник, трехкратный лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска», главный художник Театра кукол им. Образцова.
В 1991 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «художник-постановщик театра кукол».

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Анатолий Анфилов

Художник постановщик в театре

Владимир Арефьев

Родился 20 мая 1949 года.
В 1974 году окончил институт им. Сурикова.
Художник театра и кино.

Художник постановщик в театре

Владимир Аронин

14 июня 1941, Кузнецк, СССР — 30 июля 2012, Москва, Россия.
Выпускник художественного отделения ВГИКа (мастерская Г. А. Мясникова и М. А. Богданова). Дебют Владимира Аронина в качестве художника-постановщика состоялся в 1970 году на картине Б. Болчика «Командир счастливой щуки».
Заслуженный художник России (2001).

Художник постановщик в театре

Юлия Аронова

Родилась 20 мая 1978 года в Москве.
В 2002 году окончила ВГИК, художественный факультет (мастерская А.Г.Тюрина).

Художник постановщик в театре

Владимир Артыков

Художник постановщик в театре

Валерий Архипов

Художник постановщик в театре

Вадим Валиуллин

Художник постановщик в театре

Борис Валуев

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Надежда Васильева (II)

Родилась 29 января 1962 года в Ленинграде.
В 1984 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. В том же году устроилась на киностудию «Ленфильм», где первое время работала ассистентом декоратора.
В качестве художника по костюмам работала почти на всех фильмах своего мужа, режиссёра Алексея Балабанова.
Член Союза кинематографистов Санкт-Петербурга.
Член Профессионального союза художников России.

Художник постановщик в театре

Наталья Васильева

Родилась 29 января 1936 года в Ленинграде.
В 1962 году окончила факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (мастерская М. Бобышева). Работала художником по костюмам и художником-постановщиком на киностудии “Ленфильм”.
Заслуженный художник России (1997).
Ушла из жизни 2 февраля 2001 года.

Художник постановщик в театре

Ольга Васильева (VIII)

Художник постановщик в театре

Андрей Васин

Родился 19 февраля 1961 года в Рязани.
Художник-постановщик.
С 2002 года – член Союза кинематографистов России.

Художник постановщик в театре

Владимир Васько

Родился 23 сентября 1969 года в г. Орехово-Зуево.
В 1989-1994 гг. учился в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года.
В 2000 году окончил ВГИК.
В кинематографе с 1995 года.
Художник-постановщик в кино, на телевидении, в театре.
Самобытный автор-живописец. Не раз выставлял свои полотна на вернисажах столицы, а также в выставочном зале Орехово-Зуева.
Живет с семьей в Москве.

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Александр Верещагин

Родился в 1949 году в Архангельске.

Художник постановщик в театре

Людмила Веселова

Родилась 30 декабря 1960 года.
В 1988 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.Мухиной по специальности художник-конструктор.
Художник-постановщик киностудии Ленфильм.

Художник постановщик в театре

Вячеслав Виданов

Родился 7 января 1949 года.
Окончил Таджикский политехнический институт по специальности «Архитектор».
После окончания института работал художником-постановщиком в Русском драматическом театре им. В. Маяковского в Душанбе.
С 1991 по 2001 гг. – главный художник Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина.
В 2001-2002 гг. – главный художник Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Стален Волков

Художник постановщик в театре

Михаил Волчек

С 2005 года член группы военно-исторической реконструкции (ГВИР) «Товарищи по Оружию» республика Беларусь.

Художник постановщик в театре

Виталий Волынский

15 ноября 1936, Курск – 11 февраля 2005, Киев
Окончил Полиграфический институт (1984).
Художник-постановщик.
На киностудии им. Довженко работал и как художник-декоратор.

Художник постановщик в театре

Михаил Воробейчик

Родился 28 декабря 1964 года в г.Ленинграде.
Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (1994).
С 1994 года – художник по костюмам Александринского театра. Работал художником по костюмам в ТЮЗе им.А.Брянцева, с 2008 года – в Молодежном театре на Фонтанке.
Автор костюмов к более чем 80 спектаклям петербургских театров.
Выступает как художник-постановщик и художник по костюмам в кино.

Художник постановщик в театре

Сергей Воробьёв (VI)

Родился 8 марта 1955 года в городе Электросталь Московской области.
Российский художник кино.

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Валентин Вырвич

Каждая театральная постановка — работа целой команды. Одна из важных частей этой команды — художник-сценограф, чаще всего остающийся в тени более известных коллег — режиссеров и актеров. Пять востребованных российских сценографов рассказали Buro 24/7, каким образом выстраиваются их рабочие отношения с режиссерами, чем занимается художник в современном театре и какие изменения претерпевает сценография в России.

Художник постановщик в театре

Работала с Маратом Гацаловым, Михаилом Угаровым, Семеном Александровским, Георгом Жено. Постоянный соавтор Дмитрия Волкострелова.

«Театр сегодня пока еще не республика, но уже не абсолютная монархия, как вчера»

Что сейчас происходит со сценографией? Бум и расцвет, коллеги делают потрясающие вещи. Очевидно усиление внимания экспертного сообщества к визуальной части театра: на «Золотой маске» два года назад выделили отдельную номинацию для художника по костюмам. Сценография стала существенной частью спектакля, а художник в театральной иерархии по значимости приблизился к режиссеру. Расшатывание театрального единовластия — это и выраженная тенденция развития театрального процесса, и вообще маркер современности. Театр сегодня пока еще не республика, но уже не абсолютная монархия, как вчера.

Полтора года назад я вошла в состав нережиссерского объединения Театр Взаимных Действий — в нем три художника и продюсер. Это один из самых значимых опытов для меня в последнее время. Горизонтальность и процессуальность пока еще не тренды, скорее радикальные эксперименты, но я не знаю ничего более важного сегодня, что искусство могло бы предложить обществу.

Сценографический бум вызрел в режиссерском театре. В последнем свобода художника ограничена масштабом личности режиссера — спектакль может быть меньше, но никогда не больше, чем он. Зато в режиссерском театре художник освобожден от ответственности — риски неудач и неоправданных ожиданий берет на себя режиссер, а художник получает свободу творческой реализации. Для меня такая позиция — одна из самых художественно продуктивных. Режиссер — заложник результативности. Находясь в тени его фигуры и отдавая славу, ты получаешь возможность сконцентрироваться на процессе. Другой маркер времени — режиссеры все чаще заявляют себя в качестве художников своих спектаклей. Мне кажется, это говорит о том, что художественное высказывание в значительной степени перетекло в зону визуально-тактильного опыта зрителя, и фигура театральной власти — режиссер — пытается таким образом сохранить свои позиции тотального контроля над спектаклем. Но тенденция не в этом, а в самом перемещении смыслов, которые в значительной степени выражаются сегодня через сценографию.

Художник постановщик в театре

«Три дня в аду», Театр наций

Художник постановщик в театре

Работала с Дмитрием Крымовым, Андреем Могучим, Валерием Фокиным, Виктором Рыжаковым.

«А вы сами костюмы шьете?»

Художник — ребенок, который так и не вырос, но не остановился в развитии (хочется верить). Наблюдая, как моя 4-летняя дочка выстраивает сумасшедшие композиции из игрушек, еды, одежды и при этом верит в реальность и серьезность своего мира, самостоятельно создавая и разрушая его законы, я понимаю, что занимаюсь тем же самым, только мне за это платят гонорары.

Сегодня роль сценографа, с одной стороны, ничтожна. Чем он занимается и что это вообще такое, знает тот маленький процент людей, которые не только ходят в театр, но и разбираются в его структуре. Многие журналисты после премьеры берут интервью и спрашивают: «А вы сами костюмы шьете? Или что вы вообще делаете?» С другой стороны, именно в нашем сумасшедшем мире сценограф, создающий в театральных коробочках параллельные реальности, может быть не на шутку убедительным и даже полезным. Он каждый раз создает уникальный мир и законы существования, тем самым пребывая в диалоге с реальностью.

У художника и режиссера есть свой материал и его сопротивление. Для режиссера это работа с актерами, условия театра и ответственность за спектакль, работу команды, итоговый результат. Если режиссер плохо сработает, то разрушится все — гениальная сценография, музыка, актерские работы. Художник, конечно, больше сконцентрирован на своей зоне ответственности. Он может в определенный момент вести себя свободно, предлагая безумные и сложные в воплощении идеи, испытывая предел допустимого.

Я считаю, что последнее слово и решение всегда за режиссером, но не работаю с теми, чей художественный метод и мировоззрение мне не близки. Если в начале находится точка соприкосновения, идем дальше, если нет — расстаемся. Я всегда начинаю работу с конструирования языка, истории. Что? Как? И зачем? Если это уже придумано режиссером, мне в такой работе участвовать кисло. С хорошими режиссерами такого почти не случается, ведь специфика театра — именно в совместной работе. Если не хочется соавторства, можно с монологами выступать или пейзажи в лесу писать.

Сейчас сценография сливается с режиссурой, появляются режиссеры-художники и художники-режиссеры. Сценография меньше диктует и больше провоцирует. Декораций может не быть совсем, и это будет мощная сценография, потому что дело не в предметах, а в решении. Сценография уходит из предметного мира в концептуальный, меньше украшает и больше действует. Это не бантик на волосах — это сами волосы.

Художник постановщик в театре

«Dreamworks* Мечтасбывается», МХТ им. Чехова

Художник постановщик в театре

Работала с Филиппом Григорьяном, Максимом Диденко и Кириллом Серебренниковым.

«Художник — капитан, направляющий корабль в путешествие, и важно продумать, по каким психоэмоциональным водам оно совершается»

Задачи сценографа — систематизировать слово, укротить смыслы и соткать из них единую систему координат. В нее он погружает зрителя, давая лишь интуитивно понять законы, по которым все существует. Его инструменты — это весь визуальный арсенал: пространство, текстура, форма, цвет и свет. Изначально свобода художника безгранична, ограничение приходит от материала, с которым он работает. Не режиссер накладывает рамки, а именно материал и разработанная на основе его концепция становится главным критиком выбранных художественных решений.

Осознанным выбором может быть использование богатства визуального языка либо полная его минимизация. Художник становится капитаном, направляющим корабль в путешествие, и важно продумать, по каким психоэмоциональным водам оно совершается, какие пейзажи проплывают мимо и куда в итоге этот корабль доставляет.

Сейчас в пространстве идей и концепций художественным решением может быть театр без актеров, где повествование протекает без присутствия человека на сцене, а роли забирают на себя объекты и свет. Они становятся персонажами и героями, рассказывают истории. Так же как существует театр без актера, есть театр без предметного мира, света и даже пространства. Современный театр сам пытается определить свои границы и формы, постоянно исследует разные возможности и языки взаимодействия, а художник их развивает.

За последние десятилетия возникло множество разнообразных гибридных форм: театр соединился с кино, инсталляцией и наукой. Художник должен чутко следить за происходящими процессами и постоянно развиваться. Важную роль играет образование, в этой области оно должно быть актуальным и нестатичным. Мы с Полиной Бахтиной уже четыре года курируем курс «Сценография» для художников в Британской высшей школе дизайна. Постоянно меняем, дополняем и улучшаем программу, приглашаем лучших российских и мировых художников-практиков, чтобы они делились опытом и мастерством. Получается большая живая лаборатория по исследованию новых форм театра.

Художник постановщик в театре

«Чапаев и Пустота», театр «Практика»

Художник постановщик в театре

Ученица и соавтор Дмитрия Крымова, работала с Кириллом Серебренниковым и Андреем Могучим.

«Я очень серьезно отношусь к своей свободе и к свободе своего соавтора»

Когда я училась в ГИТИСе, существовала единственная общепринятая версия «обязанностей театрального художника»: ты должен был обслужить, как официант (или как повар, или как любимая жена), любую режиссерскую идею любого режиссера. Законной была даже форма рабочей «проституции»: ты художник, потому должен (must) возбудиться от любого материала. Меня такое положение вещей никогда не устраивало. Пожалуй, это индивидуальная черта, которая сильно влияет на мою деятельность. На каждом шагу существовали, да и сейчас существуют, образцовые «пары» режиссер — художник, которые были примером для подражания у нас, молодых и зеленых. Со временем я усмотрела в таких отношениях повышенный градус ревности и собственничества, что мне не близко.

Довольно случайно попав на курс к Дмитрию Крымову, я быстро обнаружила, что нахожусь на своем месте и именно здесь и сейчас пришло время учиться театру: мастер завел совсем другие порядки, воспитывал чувство личной ответственности за свои решения, взращивал самостоятельность. На моей благодатной почве эти идеи буйно заколосились. Я очень серьезно отношусь к своей свободе и к свободе своего соавтора. Я — за осознанные партнерские отношения и работаю с людьми, с которыми на одной волне. Работая с кем-то в соавторстве, отвечаю за все решения, и для меня важно участвовать на всех этапах создания произведения. Как правило, на время работы мы становимся одним целым и делимся всеми помыслами и ощущениями относительно работы.

Кроме суровой независимости имеются еще любовь и доверие к человеку, с которым мы вместе что-то создаем: раствориться в другом художнике, кто бы он ни был — режиссер, композитор, артист — легко и приятно, если так складывается ситуация. Если коротко: все отношения индивидуальны, правил нет. Достаточно быть внимательной и честной к себе и соавтору и не увлекаться идеализмом.

Художник постановщик в театре

Художник постановщик в театре

Сценограф — человек, чьими глазами зритель видит спектакль. Он на время создает реальность, в которой живут персонажи. Эта реальность — абстракция, игровая структура конструкций, реалистичный или фантасмагоричный павильон — будет зависеть от решения и режиссера, и художника, но реализовать ее сможет только сценограф. Для меня не существует авторитарных отношений, потому что я могу работать, только если мне это нравится или если в этом есть смысл. Давить на меня невозможно — будет плохой результат. Но я искренне считаю, что режиссер — глава всего проекта, и моя задача — максимально проникнуться его замыслами, внести свое понимание, разработать новый язык.

Мне неинтересны спектакли, где я вынуждена разделять работу режиссера, существование актеров, сценографические изыски и прочее. Я считаю, что все должно быть подчинено общему замыслу и его реализации. Мне не нравится, когда интересное пространственное решение или сценографические ходы довлеют или существуют отдельно от режиссерской работы, от тела спектакля. Для меня это плохая сценография — она является не спектаклем, а инсталляцией, ради которой я с большим удовольствием схожу в музей современного искусства.

Сейчас интересное время, когда все меняется очень быстро и новые решения стремительно устаревают. Зрительское восприятие изменилось под влиянием нового кинематографа, дополненной реальности, социальных сетей. Сейчас новые интересы и способы общения. Если честно, сценография плохо успевает за этим всем. Особенно сложно на большой сцене, где спектакль разбирают и собирают день в день, где производство кустарное, а не заводское. Где очевидно грубая материальность декорации не позволяет сделать то, что бы могло мгновенно измениться, поменять форму или объем. Движение будет заметно и станет акцией, говорящей: вы в театре, сейчас все изменится, поскрипит, погудит, и можно продолжать. А мы уже отвыкли от этого в обычной жизни, у нас клиповое сознание, для которого нужны другие решения. Павильон, пустота или использование архитектуры площадки, экраны, проекции, камеры в режиме online, снятый или сделанный художественный контент — это уже не ново. Даже модный иммерсивный театр — это хорошо забытое старое, которое не может быть единственной альтернативой традиционному театру, как и документальный театр. Поэтому перед сценографами сейчас — чистое новое поле впереди.

Художник постановщик в театре

«Гаргантюа и Пантагрюэль», Театр наций

Читайте также:  Контактная информация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *