Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 № 34-ЗАО ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Субъекты федерацииПравить

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
  • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • в Ставропольском крае
    муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
  • районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • в Белгородской области выделяются
    административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
  • административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
  • муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
  • административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
Читайте также:  Педсоветы, семинары, конференции

Административно-территориальное устройствоПравить

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.

Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).

Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).

Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.

Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.

На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.

На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.

В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).

Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).

Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить

Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:

Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.

В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:

В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).

В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.

Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:

В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):

В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:

Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:

  • округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
  • районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
  • национальные районы;
  • посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
  • сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
  • закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
  • округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
  • административные округа Псковской области;
  • городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
  • муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).

Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.

Деление районов и городовПравить

Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.

Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.

Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.

Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).

В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.

Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.

Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:

  • административные / подведомственные территории;
  • волости;
  • города районного значения (подчинения), районные города / города;
  • города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
  • города областного значения (в Тверской области);
  • муниципальные округа;
  • наслеги;
  • округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
  • поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
  • посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
  • сельские, поселковые администрации;
  • сельсоветы;
  • сельские территории;
  • сомоны / сумоны;
  • сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).

В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.

Города делятся на

  • внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
  • внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.

Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.

В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.

В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.

ИерархияПравить

Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.

  • районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
  • некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
  • административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить

Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.

Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.

ЗАТО соответствуют городские округа.

Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.

В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.

В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить

Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.

Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.

Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.

Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районыПравить

Экономические районы России

МакрорегионыПравить

  • Центральный
  • Центрально-Чернозёмный
  • Северо-Западный
  • Северный
  • Южный макрорегион
  • Северо-Кавказский
  • Волго-Камский
  • Волго-Уральский
  • Уральско-Сибирский
  • Южно-Сибирский
  • Ангаро-Енисейский
  • Дальневосточный

Военные округаПравить

  • Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  • Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  • Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  • Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  • Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округаПравить

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоныПравить

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

  • Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
  • Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
  • Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
  • Россию делят на четырнадцать
  • Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р

Органы государственной власти

Сис­те­ма ор­га­нов гос. вла­сти ав­то­ном­но­го ок­ру­га оп­ре­де­ля­ет­ся Кон­сти­ту­ци­ей РФ и Ус­та­вом (Ос­нов­ным за­ко­ном) Яма­ло-Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го ок­ру­га (1998). Го­су­дар­ст­вен­ную власть в ав­то­ном­ном ок­ру­ге осу­ще­ст­в­ля­ют: За­ко­но­да­тель­ное со­б­ра­ние ав­то­ном­но­го ок­ру­га – за­ко­нода­тель­ный (пред­ста­ви­тель­ный) ор­ган гос. вла­сти; гу­бер­на­тор – выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо ав­то­ном­но­го ок­ру­га; пра­ви­тель­ст­во – выс­ший ис­пол­ни­тель­ный ор­ган гос. вла­сти ав­то­ном­но­го ок­ру­га; иные ис­пол­нит. ор­га­ны гос. вла­сти, об­ра­зо­ван­ные в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном ав­то­ном­но­го ок­ру­га. За­ко­но­да­тель­ное со­б­ра­ние со­сто­ит из 22 де­пу­та­тов, из­би­рае­мых на ос­но­ве все­об­ще­го, рав­но­го и пря­мо­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва при тай­ном го­ло­со­ва­нии гра­ж­да­на­ми РФ, об­ла­даю­щи­ми ак­тив­ным из­би­ра­тель­ным пра­вом: 11 де­пу­та­тов из­би­ра­ют­ся по еди­но­му из­би­ра­тель­но­му ок­ру­гу про­пор­цио­наль­но чис­лу го­ло­сов, по­дан­ных за спи­ски кан­ди­да­тов в де­пу­та­ты, вы­дви­ну­тых из­би­ра­тель­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми; 11 – по од­но­ман­дат­ным из­би­ра­тель­ным ок­ру­гам, об­ра­зуе­мым на тер­ри­то­рии ав­то­ном­но­го ок­ру­га, на ос­но­ве ма­жо­ри­тар­ной из­би­ра­тель­ной сис­те­мы от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва. Срок пол­но­мо­чий де­пу­та­тов – 5 лет. Гу­бер­на­тор яв­ля­ет­ся выс­шим долж­но­ст­ным ли­цом ав­то­ном­но­го ок­ру­га и воз­глав­ля­ет пра­ви­тель­ст­во. Гу­бер­на­тор из­би­ра­ет­ся де­пу­та­та­ми За­ко­но­да­тель­но­го со­б­ра­ния на 5 лет (с пра­вом од­но­го пе­ре­из­бра­ния). Он ор­га­ни­зу­ет ра­бо­ту пра­ви­тель­ст­ва и пред­се­да­тель­ст­ву­ет на его за­се­да­ни­ях; ут­вер­жда­ет струк­ту­ру ис­пол­нит. ор­га­нов гос. вла­сти ав­то­ном­но­го ок­ру­га; осу­ще­ст­в­ля­ет иные пол­но­мо­чия.

Природа

Бе­ре­го­вая ли­ния Кар­ско­го м. силь­но из­ре­за­на. Зна­чит. часть тер­ри­то­рии ок­ру­га со­став­ля­ют по­лу­ост­ро­ва Ямал, Та­зов­ский и Гы­дан­ский, раз­де­лён­ные Об­ской гу­бой и Та­зов­ской гу­бой.

Рельеф

Ок­руг рас­по­ло­жен в пре­де­лах За­пад­но-Си­бир­ской рав­ни­ны и час­тич­но на По­ляр­ном Ура­ле. Пре­об­ла­да­ют низ­мен­но­сти выс. до 100 м в со­че­та­нии с уча­ст­ка­ми по­ло­го-хол­ми­сто­го рель­е­фа (выс. до 200 м). Наи­бо­лее круп­ные низ­мен­но­сти – Ниж­не­об­ская, На­дым­ская, Пур­ская, Та­зов­ская, Мес­со­ях­ская; воз­вы­шен­но­сти – По­луй­ская, Не­нец­кая, Пур-Та­зов­ская, Сред­не­та­зов­ская, Ниж­не­ени­сей­ская (от­ро­ги). Низ­мен­но­сти за­бо­ло­че­ны, мно­го мерз­лот­ных форм рель­ефа (тер­мо­кар­сто­вые кот­ло­ви­ны, буг­ры пу­че­ния и пр. гра­ни­цу об­ра­зу­ют Си­бир­ские Ува­лы. К за­па­ду от до­ли­ны р. Обь про­тя­ги­ва­ют­ся Му­жин­ские Ува­лы (выс. до 290 м), пе­ре­хо­дя­щие в пред­го­рья и сред­не­го­рья По­ляр­но­го Ура­ла (выс. до 1472 м, го­ра Пай­ер – выс­шая точ­ка ок­ру­га).

Геологическое строение и полезные ископаемые

Рав­нин­ная часть Я. рас­по­ло­же­на в пре­де­лах За­пад­но-Си­бир­ской плат­фор­мы (пли­ты) и при­уро­че­на к ин­тен­сив­но рас­чле­нён­ной Яма­ло-Та­зов­ской ме­га­си­нек­ли­зе в наи­бо­лее опу­щен­ной час­ти Внут­рен­ней тек­то­ни­че­ской об­лас­ти. Ме­га­си­нек­ли­за вклю­ча­ет глу­бо­кие впа­ди­ны – На­дым-Та­зов­скую, Усть-Ени­сей­скую, Яма­ло-Гы­дан­скую и Пур­ский жё­лоб. На склад­ча­том ка­рель­ско-бай­каль­ском фун­да­мен­те, пе­ре­ра­бо­тан­ном ин­тен­сив­ным риф­то­ге­не­зом в ри­фее – па­лео­зое и ран­нем ме­зо­зое, в ос­но­ва­нии тер­ри­ген­но­го оса­доч­но­го чех­ла ме­зо­кай­но­зой­ско­го воз­рас­та за­ле­га­ют па­лео­зой­ские кар­бо­нат­ные от­ло­же­ния. В наи­бо­лее по­гру­жён­ной зо­не в сев. -вост. час­ти пли­ты об­щая мощ­ность сла­бо­дис­ло­ци­ро­ван­но­го по­кро­ва пре­вы­ша­ет 10 км. В оса­доч­ном чех­ле Яма­ло-Та­зов­ской ме­га­си­нек­ли­зы сфор­ми­ро­вал­ся га­зо­неф­тя­ной суб­бас­сейн (часть За­пад­но-Си­бир­ской неф­те­га­зо­нос­ной про­вин­ции) с рит­мич­ным строе­ни­ем: в нём чёт­ко вы­де­ля­ют­ся круп­ные транс­грес­сив­ные и рег­рес­сив­ные цик­лы. Осн. про­дук­тив­ные ин­тер­ва­лы чех­ла свя­за­ны с от­ло­же­ния­ми се­но­ма­на – ту­ро­на верх­не­го ме­ла (пре­им. га­зо­нос­ные), ап­та – аль­ба (неф­те- и га­зо­нос­ные) и не­око­ма (кон­ден­са­то- и неф­те­нос­ные) ниж­не­го ме­ла, верх­ней и сред­ней юры (кон­ден­са­то- и неф­те­нос­ные).

Гор­ная часть Я. пред­став­ле­на склад­ча­тым со­ору­же­ни­ем вост. скло­на По­ляр­но­го Ура­ла (сев. окон­ча­ние гер­цин­ской Ураль­ской склад­ча­той сис­те­мы), в строе­нии ко­то­ро­го при­ни­ма­ют уча­стие дис­ло­ци­ро­ван­ные оса­доч­ные, вул­ка­но­ген­но-оса­доч­ные и вул­ка­но­ген­ные по­ро­ды разл. сте­пе­ни ме­та­мор­физ­ма про­те­ро­зой­ско­го и па­лео­зой­ско­го воз­рас­та и не­ме­та­мор­фи­зо­ван­ные по­ро­ды ме­зо­зой­ско-кай­но­зой­ско­го воз­рас­та.

за­ни­ма­ет 1-е ме­сто в РФ по за­па­сам при­род­но­го го­рю­че­го га­за; 2-е ме­сто – по за­па­сам неф­ти. С на­ча­ла гео­ло­гич. изу­че­ния тер­ри­то­рии ок­ру­га от­кры­то св. 200 ме­сто­ро­ж­де­ний уг­ле­во­до­род­но­го сы­рья. Сре­ди ме­сто­ро­ж­де­ний с за­па­са­ми га­за – 18 уни­каль­ных, в их не­драх со­сре­до­то­че­но до 80% раз­ве­дан­ных за­па­сов: Урен­гой­ское ме­сто­ро­ж­дение, Бо­ва­нен­ков­ское неф­те­га­зо­кон­ден­сат­ное ме­сто­ро­ж­де­ние, Ям­бург­ское ме­сто­ро­ж­де­ние, За­по­ляр­ное ме­сто­ро­ж­де­ние и др. Ме­сто­ро­ж­де­ний с за­па­са­ми неф­ти от­кры­то 70; из них 3 – с уни­каль­ны­ми за­па­са­ми (Урен­гой­ское, Рус­ское и Вос­точ­но-Мес­со­ях­ское). В не­драх Ям­бург­ско­го, Пес­цо­во­го, Бо­ва­нен­ков­ско­го, Ха­ра­са­вэй­ско­го и За­по­ляр­но­го ме­сто­ро­ж­де­ний за­клю­че­ны круп­ные за­па­сы кон­ден­са­та. По­ляр­ный Урал бо­гат раз­но­об­раз­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­пае­мы­ми: вы­яв­ле­ны ме­сто­ро­ж­де­ния руд мар­ган­ца, хро­ма, ме­ди, свин­ца, ни­ке­ля, ко­баль­та, сурь­мы, ред­ких ме­тал­лов (нио­бий, тан­тал); фос­фо­ри­тов, ба­ри­та, бок­си­тов и др. На тер­ри­то­рии ок­ру­га рас­по­ло­жен Сось­вин­ско-Са­ле­хард­ский бас­сейн бу­рых уг­лей; в Щучь­ин­ской и Бай­да­рац­кой зо­нах пла­сты бу­рых уг­лей дос­ти­га­ют мощ­но­сти 37 м. В не­драх ок­ру­га за­клю­че­ны ог­ром­ные за­па­сы пре­сных, ми­не­ра­ли­зов. (ио­до­бром­ных и др. ) и пром. вод с темп-рой до 200 °C; име­ют­ся ме­сто­ро­ж­де­ния при­род­ных стро­ит. ма­те­риа­лов (дио­ри­ты, габб­ро, гли­ны, из­вест­ня­ки, диа­то­ми­ты).

Климат

Ок­руг рас­по­ло­жен в арк­тич. , суб­арк­тич. и уме­рен­ном поя­сах. Сев. час­ти по­лу­ост­ро­вов Ямал, Гы­дан­ский и ост­ро­ва Кар­ско­го м. на­хо­дят­ся в арк­тич. поя­се. Зи­ма дли­тель­ная (бо­лее 8 мес), су­ро­вая, про­дол­жи­тель­ность ус­той­чи­вых мо­ро­зов 220 дней. темп-ра ян­ва­ря – фев­ра­ля –27 °C и ни­же (аб­со­лют­ный ми­ни­мум –55 °C, Гы­да). Вы­со­та снеж­но­го по­кро­ва 20–25 см, дли­тель­ность за­ле­га­ния 240 дней и бо­лее. Ха­рак­тер­ны силь­ные вет­ры (до 20–30 м/с), ме­те­ли (бо­лее 100 сут). На за­па­де Яма­ла и на ост­ро­вах не­ред­ки ту­ма­ны. Ле­то ко­рот­кое (ок. 50 дней), хо­лод­ное. темп-ра ию­ля 3,4–4,5 °C (макс. 31 °C). Пре­об­ла­да­ет пас­мур­ная по­го­да с мо­ро­ся­щи­ми до­ж­дя­ми. Осад­ков ме­нее 200 мм в год. В центр. и юж. рай­онах по­лу­ост­ро­вов (до По­ляр­но­го кру­га) кли­мат суб­арк­ти­че­ский. Зи­ма су­ро­вая, про­дол­жи­тель­ность ус­той­чи­вых мо­ро­зов 200–210 дней. темп-ра ян­ва­ря от –22 (–24) °C на за­па­де до –26 (–27) °C на вос­то­ке (аб­со­лют­ный ми­ни­мум –57 °C, Та­зов­ский). Вы­со­та снеж­но­го по­кро­ва 35–50 см, дли­тель­ность за­ле­га­ния 210–220 дней. Ле­то про­хлад­ное (65–68 дней). темп-ра ию­ля 8–13 °C (аб­со­лют­ный мак­си­мум 28 °C, Мар­ре-Са­ле). Осад­ков 250–280 мм в год (пре­им. во 2-й по­ло­ви­не ле­та). Ве­ге­тац. пе­ри­од до 44 дней. В юж. час­ти ок­ру­га кли­мат кон­ти­нен­таль­ный, сте­пень его кон­ти­нен­таль­но­сти уве­ли­чи­ва­ет­ся к вос­то­ку. Зи­ма хо­лод­ная, про­дол­жи­тель­ность ус­той­чи­вых мо­ро­зов 180–190 дней. темп-ра ян­ва­ря от –23 °C на за­па­де до –26 °C на вос­то­ке (аб­со­лют­ный ми­ни­мум –61 °C, Тар­ко-Са­ле). Вы­со­та снеж­но­го по­кро­ва от 60–70 см в го­рах до 80 см на вос­то­ке (бас­сейн р. Таз), дли­тель­ность за­ле­га­ния 200 дней. В го­рах ла­ви­но­опас­но. темп-ра ию­ля 14–16 °C (аб­со­лют­ный мак­си­мум 34 °C, Толь­ка). Осад­ков до 500 мм в год (пре­им. в ав­гу­сте). Ве­ге­тац. пе­ри­од 110–115 дней. В сев. рай­онах рас­про­стра­не­на сплош­ная мерз­ло­та (мощ­ность 300–400 м), на юге – пре­ры­ви­стая; под рус­ла­ми рек – та­лые грун­ты.

Внутренние воды

Все 50 тыс. рек ок­ру­га при­над­ле­жат бас­сей­ну Кар­ско­го мо­ря. ре­ки – Обь (с при­то­ка­ми Ку­но­ват, По­луй, Сы­ня, Вой­кар, Собь), На­дым, Пур, Таз. Пи­та­ние рек сне­го­вое, час­тич­но до­ж­де­вое. Про­дол­жи­тель­ная зим­няя ме­жень сме­ня­ет­ся вы­со­ким по­ло­водь­ем. Ле­до­став длит­ся 7–8 мес. Вес­ной ха­рак­тер­ны за­то­ры в ни­зовь­ях. Все ре­ки име­ют ши­ро­кие пой­мы, ме­ан­д­ри­рую­щие рус­ла, про­то­ки и ру­ка­ва. Мел­кие ре­ки про­мер­за­ют до дна. В ок­ру­ге – 300 тыс. озёр (тер­мо­кар­сто­вые, пой­мен­ные, тор­фя­ные, при­бреж­но-ла­гун­ные, лед­ни­ко­вые и пр. ), наи­бо­лее круп­ные из них – Шу­рыш­кар­ский сор, Ней­то, Яра­то. Зна­чит. пло­ща­ди за­ня­ты бо­ло­та­ми.

Почвы, растительный и животный мир

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 № 34-ЗАО ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Ландшафт полуострова Ямал. Фото Д. Соловьёва

2/3 пло­ща­ди ок­ру­га за­ни­ма­ют тун­д­ры. На край­нем се­ве­ре по­лу­ост­ро­вов Ямал, Гы­дан­ский и на ост­ро­вах рас­про­стра­не­на арк­тич. тун­д­ра с арк­то­тун­д­ро­вы­ми поч­ва­ми. По­ли­го­наль­ные ли­шай­ни­ко­вые, мел­ко­трав­ные тун­д­ры с еди­нич­ны­ми цвет­ко­вы­ми рас­те­ния­ми (по­ляр­ный мак, кам­не­лом­ки и др. ) со­че­та­ют­ся с фраг­мен­тар­ны­ми ми­нер. ни­зин­ны­ми (по­ли­го­наль­но-гип­но­вы­ми) бо­ло­та­ми и ого­лён­ны­ми пят­на­ми грун­тов. На мор­ских тер­ра­сах в по­ни­же­ни­ях фор­ми­ру­ют­ся зла­ко­во-осо­ковые при­мор­ские лу­га (там­пы) на мар­ше­вых поч­вах. В центр. час­тях по­лу­ост­ро­вов рас­про­стра­не­ны кус­тар­нич­ко­во-мо­хо­во-ли­шай­ни­ко­вые (ти­пич­ные) тун­д­ры на тун­д­ро­во-глее­вых поч­вах в со­че­та­нии с осо­ко­во-пу­ши­це­вы­ми ни­зин­ны­ми бо­ло­та­ми на тор­фя­но-глее­вых и бо­лот­но-мерз­лот­ных поч­вах. тун­д­ра – кус­тар­ни­ко­вая (ер­ни­ко­вая и ив­ня­ко­вая) на тун­д­ро­вых ил­лю­ви­аль­но-гу­му­со­вых поч­вах с оби­ли­ем бо­лот (коч­кар­ных, гря­до­во-мо­ча­жин­ных) на тор­фя­но-бо­лот­ных поч­вах. Все ви­ды тундр ис­поль­зу­ют под оле­ньи па­ст­би­ща.

В уз­кой по­ло­се зо­ны ле­со­тун­д­ры ре­ди­ны с ли­ст­вен­ни­цей си­бир­ской (мес­та­ми с при­ме­сью ели) со­че­та­ют­ся с мо­хово-кус­тар­ни­ко­вы­ми тун­д­ра­ми и бо­ло­та­ми. Под­зо­на сев. тай­ги пред­став­ле­на ред­ко­стой­ны­ми ли­ст­вен­нич­ны­ми ле­са­ми с при­ме­сью ели, кед­ра, со­сны на под­зо­лах ил­лю­ви­аль­но-гу­му­со­вых. На юго-вос­то­ке, где зна­чи­тель­на до­ля тем­но­хвой­ных ле­сов, сфор­ми­ро­ва­лись глее­зё­мы опод­зо­лен­ные. Раз­ви­ты круп­но­буг­ри­стые тор­фя­ни­ки. В при­ураль­ской час­ти ело­вые ле­са сме­ня­ют­ся в низ­ко­горь­ях ело­во-ли­ст­вен­нич­ны­ми ред­ко­лесь­я­ми и кри­во­лесь­я­ми, вы­ше ко­то­рых по скло­нам сред­не­го­рий рас­про­стра­не­ны ер­ни­ко­во-мо­хо­во-ли­шай­ни­ко­вые тун­д­ры, пе­ре­хо­дя­щие в ка­ме­ни­стые тун­д­ры и голь­цы со снеж­ни­ка­ми-пе­ре­лет­ка­ми.

Жи­вот­ный мир раз­но­об­ра­зен, на­счи­ты­ва­ет­ся 300 ви­дов по­зво­ноч­ных, 200 ви­дов птиц, 40 ви­дов рыб. В тун­д­ре встре­ча­ют­ся лем­минг, пе­сец, се­вер­ный олень, тун­д­ря­ная ку­ро­пат­ка, по­ляр­ная со­ва и др. В Об­скую гу­бу за­плы­ва­ют бе­лу­хи, ко­сат­ки. На ост­ро­вах обыч­ны бе­лый мед­ведь, мор­жи. В сев. тай­ге оби­та­ют со­боль, бел­ка, ряб­чик, глу­харь, мед­ведь, волк, ли­си­ца, лось, ку­ни­ца и пр. Ре­ки и озё­ра бо­га­ты ры­бой, на них при­хо­дит­ся 70% ми­ро­во­го за­па­са си­го­вых (мук­сун, пыжь­ян и др. ); зна­чи­тель­на до­ля осет­ро­вых и ло­со­сё­вых, мно­го щу­ки, на­ли­ма, язя, оку­ня и др.

Состояние и охрана окружающей среды

Эко­ло­гич. си­туа­цию рез­ко ухуд­ши­ло ос­вое­ние неф­те­га­зо­вых ме­сто­ро­ж­де­ний и вы­бро­сы за­гряз­няю­щих ве­ществ пред­при­ятия­ми то­п­лив­но-энер­ге­тич. ком­плек­са (осо­бен­но в Пу­ров­ском, На­дым­ском, Та­зов­ском, Крас­но­сель­куп­ском и Ямаль­ском рай­о­нах). Об­щий объ­ём вы­бро­сов за­гряз­няю­щих ве­ществ в ат­мо­сфе­ру со­став­ля­ет 716,2 тыс. т, в т. от ста­цио­нар­ных ис­точ­ни­ков – 632,2 тыс. т, от ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та – 84,0 тыс. т (2015). За по­след­ние 5 лет объ­ём вы­бро­сов со­кра­тил­ся на 23%. За­бор во­ды из при­род­ных вод­ных ис­точ­ни­ков 236 млн. м3, сброс за­гряз­нён­ных сточ­ных вод в по­верх­но­ст­ные вод­ные объ­ек­ты 23 млн. м3 (2015). 60% по­верх­но­ст­ных и 13,2% под­зем­ных ис­точ­ни­ков во­до­снаб­же­ния не со­от­вет­ст­ву­ют ги­гие­нич. нор­мам. В ре­ках близ круп­ных го­ро­дов (Урен­гой, Са­ле­хард и др. ) ПДК за­гряз­няю­щих ве­ществ пре­вы­ше­ны в де­сят­ки раз, в Об­ской гу­бе на отд. уча­ст­ках – в сот­ни раз. Боль­шой урон на­не­сён олень­им па­ст­би­щам, осо­бен­но на п-ове Ямал, на­блю­да­ет­ся их де­гра­да­ция за счёт пе­ре­вы­па­са, со­кра­ти­лось по­го­ло­вье оле­ней (до 600 тыс. го­лов). Для со­хра­не­ния и уве­ли­че­ния рыб­ных за­па­сов на р. Собь вы­пу­ще­но боль­шое ко­ли­че­ст­во мо­ло­ди мук­су­на и пе­ля­ди.

Ох­ра­няе­мые при­род­ные тер­ри­то­рии за­ни­ма­ют 10,9% пло­ща­ди ок­ру­га, сре­ди них – Верх­не­та­зов­ский за­по­вед­ник, Гы­дан­ский за­по­вед­ник, 7 ре­гио­наль­ных за­каз­ни­ков, 3 фе­де­раль­ных за­каз­ни­ка, 1 при­род­ный парк, 1 па­мят­ник при­ро­ды.

Население

на­се­ле­ния Я. со­став­ля­ют рус­ские (61,7%) и ук­ра­ин­цы (9,7%). Про­жи­ва­ют нен­цы (5,9%), хан­ты (1,9%), ко­ми (1%), сель­ку­пы (0,4%), а так­же та­та­ры, баш­ки­ры, азер­бай­джан­цы и др.

Де­мо­гра­фич. си­туа­ция луч­ше по срав­не­нию со сред­ней по РФ за счёт бо­лее мо­ло­дой воз­рас­тной струк­ту­ры и срав­ни­тель­но низ­ко­го уров­ня смерт­но­сти, а так­же эко­но­мич. фак­то­ров (ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щий­ся га­зо­до­бы­ваю­щий ре­ги­он). В 1990–93 из-за ми­грац. от­то­ка чис­лен­ность на­се­ле­ния со­кра­ти­лась при­мер­но на 25 тыс. чел. , за­тем вновь ста­ла воз­рас­тать (бо­лее чем на 75 тыс. чел. в 1993–2015); в 2015 от­ме­че­но не­боль­шое сни­же­ние (ок. 5 тыс. чел. Ес­теств. при­рост 11,3 на 1000 жит. (2015; 5-е ме­сто в РФ): ро­ж­дае­мость 16,6 на 1000 жит. (10-е ме­сто), смерт­ность 5,3 на 1000 жит. (3-е ме­сто); мла­ден­че­ская смерт­ность 7,3 на 1000 жи­во­рож­дён­ных. Ми­грац. под­виж­ность на­се­ле­ния вы­со­кая, на­блю­да­ют­ся ин­тен­сив­ные при­ток и от­ток (Я. – при­вле­ка­тель­ный ре­ги­он для тру­до­вых ми­гран­тов, но при­род­но-кли­ма­тич. ус­ло­вия для по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния край­не не­бла­го­при­ят­ны). С 2012 на­блю­да­ет­ся ми­грац. убыль на­се­ле­ния (223 на 10 тыс. жит. , 2015). До­ля жен­щин 49,9%. В воз­рас­тной струк­ту­ре до­ля на­се­ле­ния мо­ло­же тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та (до 16 лет) – 23,8% (в РФ 18,0%), стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та – 10,0% (в РФ 24,6%). ожи­дае­мая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни 71,7 го­да (муж­чи­ны – 66,9, жен­щи­ны – 76,4). плот­ность на­се­ле­ния край­не низ­кая – 0,7 чел. /км2; раз­ме­ще­ние на­се­ления но­сит в осн. оча­го­вый ха­рак­тер. Зна­чит. часть на­се­лён­ных пунк­тов в На­дым-Пу­ров­ском, Но­во­урен­гой­ском и Но­ябрь­ском рай­о­нах при­уро­че­на к пред­при­яти­ям неф­те­га­зо­до­бы­ваю­щей от­рас­ли; в зап. час­ти ок­ру­га важ­ную роль тор­го­во­го и транс­порт­но-рас­пре­де­лит. уз­ла иг­ра­ет Са­ле­хард. До­ля гор. нас. 83,7% (2016), наи­бо­лее круп­ные го­ро­да (тыс. чел. ): Но­вый Урен­гой (111,2) и Но­ябрьск (106,6), где про­жи­ва­ет око­ло по­ло­ви­ны го­ро­жан ок­ру­га.

Религия

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 № 34-ЗАО ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Археологические находки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: 1 – керамический сосуд с поселения Горный Самотнёл I. Энеолит; 2 – роговая фигурка совы из святилища Усть-Полуй. МВК им. Шемановского (1, 2), Шурышкарский музейный комплекс (3)

К древ­ней­шим ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­кам ре­гио­на (воз­мож­но, ок. 20 тыс. лет на­зад) от­но­сят­ся ка­мен­ные ору­дия верх­не­па­лео­ли­тич. об­ли­ка, най­ден­ные на бе­ре­гу р. Вой­кар. Ме­зо­лит пред­став­лен пя­тью па­мят­ни­ка­ми в та­ёж­ной зо­не, от­ме­ча­ет­ся их мно­го­ком­по­нент­ность; для од­ной из лов­чих ям есть ра­дио­уг­ле­род­ные ка­либ­ро­ван­ные да­ты в пре­де­лах 7500–6350 до н. Из-за веч­ной мерз­ло­ты на ря­де па­мят­ни­ков это­го и бо­лее позд­не­го вре­ме­ни со­хра­ни­лись из­де­лия и ос­тат­ки со­ору­же­ний из ор­га­нич. ма­те­риа­лов. Не­олит из­вес­тен на вос­то­ке ре­гио­на, изу­ча­лись ком­плек­сы лов­чих ям, ка­мен­ные ко­пи, по­се­ле­ния ры­бо­ло­вов и охот­ни­ков, объ­е­ди­нён­ные в ет­тов­ский куль­тур­ный тип.

Эне­о­лит Ниж­не­го При­обья (3-е тыс. до н. ) пред­став­лен тре­мя хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ны­ми ти­па­ми: по­сёл­ки осед­лых ры­бо­ло­вов на Оби (Гор­ный Са­мот­нёл I и др. ); се­зон­ные сто­ян­ки на ма­лых ре­ках (ясун­ская куль­ту­ра), сто­ян­ки охот­ни­ков юж. тун­д­ры (йор­ку­тин­ский тип па­мят­ни­ков). Брон­зо­вый век ис­сле­до­ван в осн. на вос­то­ке ре­гио­на – в вер­ховь­ях р. Пя­ку­пур и бас­сей­не р. Таз, где фик­си­ру­ет­ся на­ло­же­ние на ме­ст­ную ос­но­ву ымы­ях­тах­ской куль­ту­ры. На по­се­ле­нии ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка Ва­ры-Ха­ды­та II (юг п-ова Ямал) об­на­ру­же­но неск. фраг­мен­тов мед­но-брон­зо­вых из­де­лий, ке­ра­ми­ка с зоо­морф­ны­ми на­ле­па­ми и др.

Ком­плек­сы ран­не­го же­лез­но­го ве­ка со­сре­до­то­че­ны в зо­нах сев. тай­ги и ле­со­тун­д­ры; они, как и бо­лее позд­ние, близ­ки рас­про­ст­ра­нён­ным юж­нее та­ёж­ным куль­ту­рам и ти­пам па­мят­ни­ков (см. Ис­то­ри­че­ский очерк в ст. Хан­ты-Ман­сий­ский ав­то­ном­ный ок­руг); вы­де­ля­ет­ся усть-по­луй­ская куль­ту­ра. С 1 в. до н. важ­ным фак­то­ром раз­ви­тия ста­но­вит­ся оле­не­вод­ст­во, обес­пе­чи­вав­шее рост мо­биль­но­сти на­се­ле­ния, воз­мож­ность ком­му­ни­ка­ций с югом и за­па­дом; с вне­дре­ни­ем уп­ряж­но­го оле­не­вод­ст­ва (не ра­нее Сред­не­ве­ко­вья) бы­ли ос­вое­ны по­лу­остро­ва Ямал и Гы­дан. Бо­гат­ст­вом и со­хран­но­стью на­хо­док вы­де­ля­ет­ся ран­не­сред­не­ве­ко­вый ком­плекс Зе­лё­ный Яр (При­ураль­ский р-н) с брон­зо­ли­тей­ной мас­тер­ской, мо­гиль­ни­ка­ми (в т. с му­ми­фи­ци­ров. ос­тан­ка­ми лю­дей). -век. ком­плек­сы рас­смат­ри­ва­ют­ся в рам­ках Обь-Ир­тыш­ской куль­тур­но-ис­то­рич. общ­но­сти, осн. па­мят­ни­ки ко­то­рой рас­по­ло­же­ны юж­нее.

Взаи­мо­дей­ст­вие раз­ных угор­ских и са­мо­дий­ских групп при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию са­мо­едов (нен­цев) и ос­тя­ков (хан­тов). С цен­тра­ми угор­ских «кня­жеств» свя­за­ны На­дым­ский (см. в ст. На­дым), Вой­кар­ский, По­луй­ский и др. «го­род­ки» Об­дор­ской зем­ли позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни.

Ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние рус­ских в Об­дор­скую зем­лю на­ча­лось в по­след­ней четв. 15 в. Во вре­мя по­хо­да рус. войск 1499–1500 был ос­но­ван ост­ро­жек Об­дор­ский (вско­ре за­бро­шен). Об­дор­ское кн-во со­хра­ни­ло свою не­за­ви­си­мость фак­ти­че­ски до кон. 16 в. , хо­тя на­име­но­ва­ние «Об­дор­ский и Кон­дин­ский» во­шло в ти­тул вел. кня­зей мо­с­ков­ских в 1514 или 1516. В 1595 в от­вет на оса­ду ос­тя­ка­ми и са­мо­еда­ми г. Бе­рё­зов бы­ла пред­при­ня­та во­ен. экс­пе­ди­ция рус. войск под ко­манд. Гор­ча­ко­ва и го­ло­вы А. Хру­що­ва, при­вед­шая к под­чи­не­нию Об­дор­ско­го кн-ва. На мес­те его сто­ли­цы в том же го­ду (по др. вер­сии, в 1596) бы­ла ос­но­ва­на рус. кре­пость По­луй­ский Но­со­вый го­ро­док (Но­со­вый Об­дор; позд­нее Об­дор­ский ост­рог, Об­дорск, с 19 в. Об­дор­ское). При­мер­но то­гда же воз­ник­ла Об­дор­ская во­лость в со­ста­ве Бе­рё­зов­ско­го уез­да. Не­смот­ря на это, вплоть до 1-й четв. 19 в. рус. вла­сти серь­ёз­но не вме­ши­ва­лись во внутр. уст­рой­ст­во ос­тя­ков и са­мо­едов, со­хра­ни­лась и кня­же­ская ос­тяк­ская ди­на­стия, пред­ста­ви­тель ко­то­рой Тай­ша в 1714 при­нял пра­во­сла­вие с име­нем Алек­сей (его по­том­ки име­но­ва­лись князь­я­ми Тай­ши­ны­ми). Ос­тя­ки и са­мо­еды Яма­ла ре­гу­ляр­но под­ни­ма­ли воо­руж. вы­сту­п­ле­ния про­тив рус. вла­стей (1600, 1607, 1644, 1649, 1662–63, 1678). В 1601 на бе­ре­гу р. Таз был ос­но­ван г. Ман­га­зея, став­ший цен­тром об­шир­но­го уез­да, ку­да во­шли вост. и юго-вост. зем­ли совр. В 1672 центр Ман­га­зей­ско­го у. был пе­ре­не­сён в г. Но­вая Ман­га­зея (позд­нее Ту­ру­ханск; ны­не дер. Ста­ро­ту­ру­ханск в Крас­но­яр­ском крае).

Тер­ри­то­рия совр. вхо­ди­ла в со­став Си­бир­ской (1708–82) и То­боль­ской (1782–1804) гу­бер­ний, за­тем её бо́ль­шая часть на­хо­ди­лась в со­ста­ве То­боль­ской (1804–1920) и Тю­мен­ской (1920–23) гу­бер­ний, а вост. (Гы­дан­ский п-ов и др. ) и юго-вост. рай­оны вхо­ди­ли в Том­скую (1804–22) и Ени­сей­скую (1822–1925; вост. рай­оны до 1923) гу­бер­нии. В 1717 и 1726 ми­тро­по­лит То­боль­ский и Си­бир­ский Фи­ло­фей (Ле­щин­ский) со­вер­шил мис­сии в Об­дор­скую во­лость и кре­стил часть ме­ст­но­го на­се­ле­ния. Важ­ную роль в раз­ви­тии ре­гио­на сыг­ра­ло вве­де­ние в дей­ст­вие под­го­тов­лен­но­го М. Спе­ран­ским Ус­та­ва об управ­ле­нии ино­род­цев 1822. В 1825 ос­но­ва­на Об­дор­ская яр­мар­ка, дос­тиг­шая рас­цве­та к кон. 19 в. В 1825–29 и 1832–1841 про­шли вы­сту­п­ле­ния нен­цев под ру­ко­вод­ст­вом Вау­ли Пи­ет­то­ми­на (Вав­лё Не­нян­га). В 1832–33 и 1854 – нач. 1920-х гг. дей­ст­во­ва­ла Об­дор­ская ду­хов­ная мис­сия (уч­ре­ж­де­на в 1828). В 1865–1918 для управ­ле­ния ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем дей­ст­во­ва­ли Об­дор­ская ос­тяц­кая и Об­дор­ская са­мо­ед­ская ино­родч. упра­вы. В 19 в. на зем­ли бас­сей­на Оби про­ис­хо­ди­ло мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние из-за Ура­ла ко­ми-зы­рян. В 1923 осн. часть ре­гио­на во­шла в Ураль­скую об­ласть, а юго-вост. рай­оны – в Си­бир­ский край (1925–30), За­пад­но-Си­бир­ский край (1930–34) и Крас­но­яр­ский край (1934–44).

По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 10. 1930 об­ра­зо­ван Ямаль­ский (Не­нец­кий) нац. ок­руг с цен­тром в с. Об­дор­ское (Об­дорск; с 1933 ра­бо­чий пос. Са­ле­хард, с 1938 го­род). Пер­во­на­чаль­но де­лил­ся на 4 рай­она. Вхо­дил в со­став Ураль­ской обл. (1930–34), Об­ско-Ир­тыш­ской обл. (1934), Ом­ской обл. (1934–44), с 1944 Тю­мен­ской обл. С 1934 в до­ку­мен­тах упот­реб­ля­лось на­зва­ние Яма­ло-Не­нец­кий нац. ок­руг, ко­то­рое бы­ло офи­ци­аль­но за­кре­п­ле­но в 1940. Ука­зом Пре­зи­диу­ма ВС РСФСР от 10. 1944 в Яма­ло-Не­нец­кий нац. ок­руг бы­ли пе­ре­да­ны 4 сель­со­ве­та Ту­ру­хан­ско­го р-на Крас­но­яр­ско­го края. В 1940–50-х гг. Са­ле­хард яв­лял­ся опор­ной ба­зой по рас­пре­де­ле­нию за­клю­чён­ных, на­хо­див­ших­ся в ве­де­нии Об­ско­го управ­ле­ния ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей, 501-го и 503-го Гл. управ­ле­ний ла­ге­рей ж. строи­тель­ст­ва, за­ни­мав­ших­ся строи­тель­ст­вом Транс­по­ляр­ной ма­ги­ст­ра­ли (Чум – Са­ле­хард – Игар­ка; 501-я строй­ка). От­кры­то дви­же­ние по ж. ли­ни­ям Чум – Ла­быт­нан­ги (1955, с 1958 по­сто­ян­ное), Ста­рый На­дым – Пан­го­ды и Пан­го­ды – Ягель­ная (Но­вый Урен­гой) (обе 1970-е гг. ), Сур­гут – Но­вый Урен­гой (1985), Но­вый Урен­гой – Ям­бург (1989, ра­бо­чее). С нач. 1960-х гг. ок­руг раз­ви­ва­ет­ся как круп­ней­ший в СССР (с 1991 в РФ) ре­ги­он га­зо­до­бы­чи, бы­ли от­крыты и на­ча­ли раз­ра­ба­ты­вать­ся ок. 10 круп­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, в т. Та­зов­ское (1962), Урен­гой­ское (круп­ней­шее в ми­ре; 1966), Мед­ве­жье (1967) и др. , на тер­ри­то­рии Я. на­чи­на­ют­ся круп­ней­шие ма­ги­ст­раль­ные га­зо­про­во­ды, в т. Урен­гой – По­ма­ры – Уж­го­род (1983) и Ямал – Ев­ро­па (2006). Раз­ви­тие га­зо­вой от­рас­ли прин­ци­пи­аль­но из­ме­ни­ло ли­цо Я. , ста­тус го­ро­дов по­лу­чи­ли На­дым (1972), Ла­быт­нан­ги (1975), Но­вый Урен­гой (1980), Но­ябрьск (1982), Му­рав­лен­ко (1990), Губ­кин­ский (1996), Тар­ко-Са­ле (2004). По Кон­сти­ту­ции СССР 1977 (под­твер­жде­но Кон­сти­ту­ци­ей РСФСР 1978 и За­ко­ном РСФСР от 20. 1980 «Об ав­тоном­ных ок­ру­гах») Яма­ло-Не­нец­кий нац. ок­руг пе­ре­име­но­ван в Яма­ло-Не­нец­кий ав­то­ном­ный ок­руг.

1990 Со­вет нар. де­пу­та­тов Я. 21-го со­зы­ва при­нял Дек­ла­ра­цию о гос. су­ве­ре­ни­те­те Яма­ло-Не­нец­кой Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РСФСР, од­на­ко это пре­об­ра­зо­ва­ние не по­лу­чи­ло за­кре­п­ле­ния в рос. за­ко­но­да­тель­ст­ве. Со­глас­но Фе­де­ра­тив­но­му до­го­во­ру (1992) и Кон­сти­ту­ции РФ (1993), стал са­мо­сто­ят. субъ­ек­том в со­ста­ве РФ, тер­ри­то­ри­аль­но ос­та­ва­ясь ча­стью Тю­мен­ской обл. 1997 был за­клю­чён до­го­вор о раз­гра­ни­че­нии сфер пол­но­мо­чий Тю­мен­ской обл. с Хан­ты-Ман­сий­ским ав­то­ном­ным ок­ру­гом и Я. С 2000 в со­ста­ве Ураль­ско­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *