Субъекты федерацииПравить
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.
Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить
В России применяется два вида территориального деления:
Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:
- с точки зрения муниципального деления Москва делится на
- административно Москва делится на:
12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями); - 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
- районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
- в Ставропольском крае
муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам; - муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
- районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
- в Белгородской области выделяются
административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования. - административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
- муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
- административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
Административно-территориальное устройствоПравить
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.
Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).
Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).
Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.
Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.
На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.
На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.
В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).
Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).
Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить
Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:
Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.
В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:
В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).
В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.
Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:
В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):
В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:
Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:
- округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
- районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
- национальные районы;
- посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
- сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
- закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
- округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
- административные округа Псковской области;
- городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
- муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).
Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.
Деление районов и городовПравить
Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.
Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.
Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.
В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.
Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.
Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).
В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.
Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.
Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:
- административные / подведомственные территории;
- волости;
- города районного значения (подчинения), районные города / города;
- города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
- города областного значения (в Тверской области);
- муниципальные округа;
- наслеги;
- округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
- поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
- посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
- сельские, поселковые администрации;
- сельсоветы;
- сельские территории;
- сомоны / сумоны;
- сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).
В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.
Города делятся на
- внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
- внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.
Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.
В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.
В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.
ИерархияПравить
Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.
- районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
- некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
- административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить
Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.
Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.
ЗАТО соответствуют городские округа.
Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.
В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.
В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить
Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.
Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.
Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.
Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить
Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.
С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Экономические районыПравить
Экономические районы России
МакрорегионыПравить
- Центральный
- Центрально-Чернозёмный
- Северо-Западный
- Северный
- Южный макрорегион
- Северо-Кавказский
- Волго-Камский
- Волго-Уральский
- Уральско-Сибирский
- Южно-Сибирский
- Ангаро-Енисейский
- Дальневосточный
Военные округаПравить
- Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
- Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
- Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
- Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
- Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.
Федеральные округаПравить
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Часовые зоныПравить
Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.
GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.
ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.
ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.
Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.
- Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
- Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
- Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
- Россию делят на четырнадцать
- Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р
Органы государственной власти
Система органов гос. власти автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (1998). Государственную власть в автономном округе осуществляют: Законодательное собрание автономного округа – законодательный (представительный) орган гос. власти; губернатор – высшее должностное лицо автономного округа; правительство – высший исполнительный орган гос. власти автономного округа; иные исполнит. органы гос. власти, образованные в соответствии с законом автономного округа. Законодательное собрание состоит из 22 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами РФ, обладающими активным избирательным правом: 11 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями; 11 – по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Срок полномочий депутатов – 5 лет. Губернатор является высшим должностным лицом автономного округа и возглавляет правительство. Губернатор избирается депутатами Законодательного собрания на 5 лет (с правом одного переизбрания). Он организует работу правительства и председательствует на его заседаниях; утверждает структуру исполнит. органов гос. власти автономного округа; осуществляет иные полномочия.
Природа
Береговая линия Карского м. сильно изрезана. Значит. часть территории округа составляют полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский, разделённые Обской губой и Тазовской губой.
Рельеф
Округ расположен в пределах Западно-Сибирской равнины и частично на Полярном Урале. Преобладают низменности выс. до 100 м в сочетании с участками полого-холмистого рельефа (выс. до 200 м). Наиболее крупные низменности – Нижнеобская, Надымская, Пурская, Тазовская, Мессояхская; возвышенности – Полуйская, Ненецкая, Пур-Тазовская, Среднетазовская, Нижнеенисейская (отроги). Низменности заболочены, много мерзлотных форм рельефа (термокарстовые котловины, бугры пучения и пр. границу образуют Сибирские Увалы. К западу от долины р. Обь протягиваются Мужинские Увалы (выс. до 290 м), переходящие в предгорья и среднегорья Полярного Урала (выс. до 1472 м, гора Пайер – высшая точка округа).
Геологическое строение и полезные ископаемые
Равнинная часть Я. расположена в пределах Западно-Сибирской платформы (плиты) и приурочена к интенсивно расчленённой Ямало-Тазовской мегасинеклизе в наиболее опущенной части Внутренней тектонической области. Мегасинеклиза включает глубокие впадины – Надым-Тазовскую, Усть-Енисейскую, Ямало-Гыданскую и Пурский жёлоб. На складчатом карельско-байкальском фундаменте, переработанном интенсивным рифтогенезом в рифее – палеозое и раннем мезозое, в основании терригенного осадочного чехла мезокайнозойского возраста залегают палеозойские карбонатные отложения. В наиболее погружённой зоне в сев. -вост. части плиты общая мощность слабодислоцированного покрова превышает 10 км. В осадочном чехле Ямало-Тазовской мегасинеклизы сформировался газонефтяной суббассейн (часть Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции) с ритмичным строением: в нём чётко выделяются крупные трансгрессивные и регрессивные циклы. Осн. продуктивные интервалы чехла связаны с отложениями сеномана – турона верхнего мела (преим. газоносные), апта – альба (нефте- и газоносные) и неокома (конденсато- и нефтеносные) нижнего мела, верхней и средней юры (конденсато- и нефтеносные).
Горная часть Я. представлена складчатым сооружением вост. склона Полярного Урала (сев. окончание герцинской Уральской складчатой системы), в строении которого принимают участие дислоцированные осадочные, вулканогенно-осадочные и вулканогенные породы разл. степени метаморфизма протерозойского и палеозойского возраста и неметаморфизованные породы мезозойско-кайнозойского возраста.
занимает 1-е место в РФ по запасам природного горючего газа; 2-е место – по запасам нефти. С начала геологич. изучения территории округа открыто св. 200 месторождений углеводородного сырья. Среди месторождений с запасами газа – 18 уникальных, в их недрах сосредоточено до 80% разведанных запасов: Уренгойское месторождение, Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение, Ямбургское месторождение, Заполярное месторождение и др. Месторождений с запасами нефти открыто 70; из них 3 – с уникальными запасами (Уренгойское, Русское и Восточно-Мессояхское). В недрах Ямбургского, Песцового, Бованенковского, Харасавэйского и Заполярного месторождений заключены крупные запасы конденсата. Полярный Урал богат разнообразными полезными ископаемыми: выявлены месторождения руд марганца, хрома, меди, свинца, никеля, кобальта, сурьмы, редких металлов (ниобий, тантал); фосфоритов, барита, бокситов и др. На территории округа расположен Сосьвинско-Салехардский бассейн бурых углей; в Щучьинской и Байдарацкой зонах пласты бурых углей достигают мощности 37 м. В недрах округа заключены огромные запасы пресных, минерализов. (иодобромных и др. ) и пром. вод с темп-рой до 200 °C; имеются месторождения природных строит. материалов (диориты, габбро, глины, известняки, диатомиты).
Климат
Округ расположен в арктич. , субарктич. и умеренном поясах. Сев. части полуостровов Ямал, Гыданский и острова Карского м. находятся в арктич. поясе. Зима длительная (более 8 мес), суровая, продолжительность устойчивых морозов 220 дней. темп-ра января – февраля –27 °C и ниже (абсолютный минимум –55 °C, Гыда). Высота снежного покрова 20–25 см, длительность залегания 240 дней и более. Характерны сильные ветры (до 20–30 м/с), метели (более 100 сут). На западе Ямала и на островах нередки туманы. Лето короткое (ок. 50 дней), холодное. темп-ра июля 3,4–4,5 °C (макс. 31 °C). Преобладает пасмурная погода с моросящими дождями. Осадков менее 200 мм в год. В центр. и юж. районах полуостровов (до Полярного круга) климат субарктический. Зима суровая, продолжительность устойчивых морозов 200–210 дней. темп-ра января от –22 (–24) °C на западе до –26 (–27) °C на востоке (абсолютный минимум –57 °C, Тазовский). Высота снежного покрова 35–50 см, длительность залегания 210–220 дней. Лето прохладное (65–68 дней). темп-ра июля 8–13 °C (абсолютный максимум 28 °C, Марре-Сале). Осадков 250–280 мм в год (преим. во 2-й половине лета). Вегетац. период до 44 дней. В юж. части округа климат континентальный, степень его континентальности увеличивается к востоку. Зима холодная, продолжительность устойчивых морозов 180–190 дней. темп-ра января от –23 °C на западе до –26 °C на востоке (абсолютный минимум –61 °C, Тарко-Сале). Высота снежного покрова от 60–70 см в горах до 80 см на востоке (бассейн р. Таз), длительность залегания 200 дней. В горах лавиноопасно. темп-ра июля 14–16 °C (абсолютный максимум 34 °C, Толька). Осадков до 500 мм в год (преим. в августе). Вегетац. период 110–115 дней. В сев. районах распространена сплошная мерзлота (мощность 300–400 м), на юге – прерывистая; под руслами рек – талые грунты.
Внутренние воды
Все 50 тыс. рек округа принадлежат бассейну Карского моря. реки – Обь (с притоками Куноват, Полуй, Сыня, Войкар, Собь), Надым, Пур, Таз. Питание рек снеговое, частично дождевое. Продолжительная зимняя межень сменяется высоким половодьем. Ледостав длится 7–8 мес. Весной характерны заторы в низовьях. Все реки имеют широкие поймы, меандрирующие русла, протоки и рукава. Мелкие реки промерзают до дна. В округе – 300 тыс. озёр (термокарстовые, пойменные, торфяные, прибрежно-лагунные, ледниковые и пр. ), наиболее крупные из них – Шурышкарский сор, Нейто, Ярато. Значит. площади заняты болотами.
Почвы, растительный и животный мир
Ландшафт полуострова Ямал. Фото Д. Соловьёва
2/3 площади округа занимают тундры. На крайнем севере полуостровов Ямал, Гыданский и на островах распространена арктич. тундра с арктотундровыми почвами. Полигональные лишайниковые, мелкотравные тундры с единичными цветковыми растениями (полярный мак, камнеломки и др. ) сочетаются с фрагментарными минер. низинными (полигонально-гипновыми) болотами и оголёнными пятнами грунтов. На морских террасах в понижениях формируются злаково-осоковые приморские луга (тампы) на маршевых почвах. В центр. частях полуостровов распространены кустарничково-мохово-лишайниковые (типичные) тундры на тундрово-глеевых почвах в сочетании с осоково-пушицевыми низинными болотами на торфяно-глеевых и болотно-мерзлотных почвах. тундра – кустарниковая (ерниковая и ивняковая) на тундровых иллювиально-гумусовых почвах с обилием болот (кочкарных, грядово-мочажинных) на торфяно-болотных почвах. Все виды тундр используют под оленьи пастбища.
В узкой полосе зоны лесотундры редины с лиственницей сибирской (местами с примесью ели) сочетаются с мохово-кустарниковыми тундрами и болотами. Подзона сев. тайги представлена редкостойными лиственничными лесами с примесью ели, кедра, сосны на подзолах иллювиально-гумусовых. На юго-востоке, где значительна доля темнохвойных лесов, сформировались глеезёмы оподзоленные. Развиты крупнобугристые торфяники. В приуральской части еловые леса сменяются в низкогорьях елово-лиственничными редколесьями и криволесьями, выше которых по склонам среднегорий распространены ерниково-мохово-лишайниковые тундры, переходящие в каменистые тундры и гольцы со снежниками-перелетками.
Животный мир разнообразен, насчитывается 300 видов позвоночных, 200 видов птиц, 40 видов рыб. В тундре встречаются лемминг, песец, северный олень, тундряная куропатка, полярная сова и др. В Обскую губу заплывают белухи, косатки. На островах обычны белый медведь, моржи. В сев. тайге обитают соболь, белка, рябчик, глухарь, медведь, волк, лисица, лось, куница и пр. Реки и озёра богаты рыбой, на них приходится 70% мирового запаса сиговых (муксун, пыжьян и др. ); значительна доля осетровых и лососёвых, много щуки, налима, язя, окуня и др.
Состояние и охрана окружающей среды
Экологич. ситуацию резко ухудшило освоение нефтегазовых месторождений и выбросы загрязняющих веществ предприятиями топливно-энергетич. комплекса (особенно в Пуровском, Надымском, Тазовском, Красноселькупском и Ямальском районах). Общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет 716,2 тыс. т, в т. от стационарных источников – 632,2 тыс. т, от автомобильного транспорта – 84,0 тыс. т (2015). За последние 5 лет объём выбросов сократился на 23%. Забор воды из природных водных источников 236 млн. м3, сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты 23 млн. м3 (2015). 60% поверхностных и 13,2% подземных источников водоснабжения не соответствуют гигиенич. нормам. В реках близ крупных городов (Уренгой, Салехард и др. ) ПДК загрязняющих веществ превышены в десятки раз, в Обской губе на отд. участках – в сотни раз. Большой урон нанесён оленьим пастбищам, особенно на п-ове Ямал, наблюдается их деградация за счёт перевыпаса, сократилось поголовье оленей (до 600 тыс. голов). Для сохранения и увеличения рыбных запасов на р. Собь выпущено большое количество молоди муксуна и пеляди.
Охраняемые природные территории занимают 10,9% площади округа, среди них – Верхнетазовский заповедник, Гыданский заповедник, 7 региональных заказников, 3 федеральных заказника, 1 природный парк, 1 памятник природы.
Население
населения Я. составляют русские (61,7%) и украинцы (9,7%). Проживают ненцы (5,9%), ханты (1,9%), коми (1%), селькупы (0,4%), а также татары, башкиры, азербайджанцы и др.
Демографич. ситуация лучше по сравнению со средней по РФ за счёт более молодой возрастной структуры и сравнительно низкого уровня смертности, а также экономич. факторов (динамично развивающийся газодобывающий регион). В 1990–93 из-за миграц. оттока численность населения сократилась примерно на 25 тыс. чел. , затем вновь стала возрастать (более чем на 75 тыс. чел. в 1993–2015); в 2015 отмечено небольшое снижение (ок. 5 тыс. чел. Естеств. прирост 11,3 на 1000 жит. (2015; 5-е место в РФ): рождаемость 16,6 на 1000 жит. (10-е место), смертность 5,3 на 1000 жит. (3-е место); младенческая смертность 7,3 на 1000 живорождённых. Миграц. подвижность населения высокая, наблюдаются интенсивные приток и отток (Я. – привлекательный регион для трудовых мигрантов, но природно-климатич. условия для постоянного проживания крайне неблагоприятны). С 2012 наблюдается миграц. убыль населения (223 на 10 тыс. жит. , 2015). Доля женщин 49,9%. В возрастной структуре доля населения моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) – 23,8% (в РФ 18,0%), старше трудоспособного возраста – 10,0% (в РФ 24,6%). ожидаемая продолжительность жизни 71,7 года (мужчины – 66,9, женщины – 76,4). плотность населения крайне низкая – 0,7 чел. /км2; размещение населения носит в осн. очаговый характер. Значит. часть населённых пунктов в Надым-Пуровском, Новоуренгойском и Ноябрьском районах приурочена к предприятиям нефтегазодобывающей отрасли; в зап. части округа важную роль торгового и транспортно-распределит. узла играет Салехард. Доля гор. нас. 83,7% (2016), наиболее крупные города (тыс. чел. ): Новый Уренгой (111,2) и Ноябрьск (106,6), где проживает около половины горожан округа.
Религия
Археологические находки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: 1 – керамический сосуд с поселения Горный Самотнёл I. Энеолит; 2 – роговая фигурка совы из святилища Усть-Полуй. МВК им. Шемановского (1, 2), Шурышкарский музейный комплекс (3)
К древнейшим археологич. памятникам региона (возможно, ок. 20 тыс. лет назад) относятся каменные орудия верхнепалеолитич. облика, найденные на берегу р. Войкар. Мезолит представлен пятью памятниками в таёжной зоне, отмечается их многокомпонентность; для одной из ловчих ям есть радиоуглеродные калиброванные даты в пределах 7500–6350 до н. Из-за вечной мерзлоты на ряде памятников этого и более позднего времени сохранились изделия и остатки сооружений из органич. материалов. Неолит известен на востоке региона, изучались комплексы ловчих ям, каменные копи, поселения рыболовов и охотников, объединённые в еттовский культурный тип.
Энеолит Нижнего Приобья (3-е тыс. до н. ) представлен тремя хозяйственно-культурными типами: посёлки оседлых рыболовов на Оби (Горный Самотнёл I и др. ); сезонные стоянки на малых реках (ясунская культура), стоянки охотников юж. тундры (йоркутинский тип памятников). Бронзовый век исследован в осн. на востоке региона – в верховьях р. Пякупур и бассейне р. Таз, где фиксируется наложение на местную основу ымыяхтахской культуры. На поселении раннего бронзового века Вары-Хадыта II (юг п-ова Ямал) обнаружено неск. фрагментов медно-бронзовых изделий, керамика с зооморфными налепами и др.
Комплексы раннего железного века сосредоточены в зонах сев. тайги и лесотундры; они, как и более поздние, близки распространённым южнее таёжным культурам и типам памятников (см. Исторический очерк в ст. Ханты-Мансийский автономный округ); выделяется усть-полуйская культура. С 1 в. до н. важным фактором развития становится оленеводство, обеспечивавшее рост мобильности населения, возможность коммуникаций с югом и западом; с внедрением упряжного оленеводства (не ранее Средневековья) были освоены полуострова Ямал и Гыдан. Богатством и сохранностью находок выделяется раннесредневековый комплекс Зелёный Яр (Приуральский р-н) с бронзолитейной мастерской, могильниками (в т. с мумифициров. останками людей). -век. комплексы рассматриваются в рамках Обь-Иртышской культурно-историч. общности, осн. памятники которой расположены южнее.
Взаимодействие разных угорских и самодийских групп привело к формированию самоедов (ненцев) и остяков (хантов). С центрами угорских «княжеств» связаны Надымский (см. в ст. Надым), Войкарский, Полуйский и др. «городки» Обдорской земли позднего Средневековья и Нового времени.
Активное проникновение русских в Обдорскую землю началось в последней четв. 15 в. Во время похода рус. войск 1499–1500 был основан острожек Обдорский (вскоре заброшен). Обдорское кн-во сохранило свою независимость фактически до кон. 16 в. , хотя наименование «Обдорский и Кондинский» вошло в титул вел. князей московских в 1514 или 1516. В 1595 в ответ на осаду остяками и самоедами г. Берёзов была предпринята воен. экспедиция рус. войск под команд. Горчакова и головы А. Хрущова, приведшая к подчинению Обдорского кн-ва. На месте его столицы в том же году (по др. версии, в 1596) была основана рус. крепость Полуйский Носовый городок (Носовый Обдор; позднее Обдорский острог, Обдорск, с 19 в. Обдорское). Примерно тогда же возникла Обдорская волость в составе Берёзовского уезда. Несмотря на это, вплоть до 1-й четв. 19 в. рус. власти серьёзно не вмешивались во внутр. устройство остяков и самоедов, сохранилась и княжеская остякская династия, представитель которой Тайша в 1714 принял православие с именем Алексей (его потомки именовались князьями Тайшиными). Остяки и самоеды Ямала регулярно поднимали вооруж. выступления против рус. властей (1600, 1607, 1644, 1649, 1662–63, 1678). В 1601 на берегу р. Таз был основан г. Мангазея, ставший центром обширного уезда, куда вошли вост. и юго-вост. земли совр. В 1672 центр Мангазейского у. был перенесён в г. Новая Мангазея (позднее Туруханск; ныне дер. Старотуруханск в Красноярском крае).
Территория совр. входила в состав Сибирской (1708–82) и Тобольской (1782–1804) губерний, затем её бо́льшая часть находилась в составе Тобольской (1804–1920) и Тюменской (1920–23) губерний, а вост. (Гыданский п-ов и др. ) и юго-вост. районы входили в Томскую (1804–22) и Енисейскую (1822–1925; вост. районы до 1923) губернии. В 1717 и 1726 митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский) совершил миссии в Обдорскую волость и крестил часть местного населения. Важную роль в развитии региона сыграло введение в действие подготовленного М. Сперанским Устава об управлении инородцев 1822. В 1825 основана Обдорская ярмарка, достигшая расцвета к кон. 19 в. В 1825–29 и 1832–1841 прошли выступления ненцев под руководством Ваули Пиеттомина (Вавлё Ненянга). В 1832–33 и 1854 – нач. 1920-х гг. действовала Обдорская духовная миссия (учреждена в 1828). В 1865–1918 для управления местным населением действовали Обдорская остяцкая и Обдорская самоедская инородч. управы. В 19 в. на земли бассейна Оби происходило массовое переселение из-за Урала коми-зырян. В 1923 осн. часть региона вошла в Уральскую область, а юго-вост. районы – в Сибирский край (1925–30), Западно-Сибирский край (1930–34) и Красноярский край (1934–44).
Постановлением ВЦИК от 10. 1930 образован Ямальский (Ненецкий) нац. округ с центром в с. Обдорское (Обдорск; с 1933 рабочий пос. Салехард, с 1938 город). Первоначально делился на 4 района. Входил в состав Уральской обл. (1930–34), Обско-Иртышской обл. (1934), Омской обл. (1934–44), с 1944 Тюменской обл. С 1934 в документах употреблялось название Ямало-Ненецкий нац. округ, которое было официально закреплено в 1940. Указом Президиума ВС РСФСР от 10. 1944 в Ямало-Ненецкий нац. округ были переданы 4 сельсовета Туруханского р-на Красноярского края. В 1940–50-х гг. Салехард являлся опорной базой по распределению заключённых, находившихся в ведении Обского управления исправительно-трудовых лагерей, 501-го и 503-го Гл. управлений лагерей ж. строительства, занимавшихся строительством Трансполярной магистрали (Чум – Салехард – Игарка; 501-я стройка). Открыто движение по ж. линиям Чум – Лабытнанги (1955, с 1958 постоянное), Старый Надым – Пангоды и Пангоды – Ягельная (Новый Уренгой) (обе 1970-е гг. ), Сургут – Новый Уренгой (1985), Новый Уренгой – Ямбург (1989, рабочее). С нач. 1960-х гг. округ развивается как крупнейший в СССР (с 1991 в РФ) регион газодобычи, были открыты и начали разрабатываться ок. 10 крупных месторождений, в т. Тазовское (1962), Уренгойское (крупнейшее в мире; 1966), Медвежье (1967) и др. , на территории Я. начинаются крупнейшие магистральные газопроводы, в т. Уренгой – Помары – Ужгород (1983) и Ямал – Европа (2006). Развитие газовой отрасли принципиально изменило лицо Я. , статус городов получили Надым (1972), Лабытнанги (1975), Новый Уренгой (1980), Ноябрьск (1982), Муравленко (1990), Губкинский (1996), Тарко-Сале (2004). По Конституции СССР 1977 (подтверждено Конституцией РСФСР 1978 и Законом РСФСР от 20. 1980 «Об автономных округах») Ямало-Ненецкий нац. округ переименован в Ямало-Ненецкий автономный округ.
1990 Совет нар. депутатов Я. 21-го созыва принял Декларацию о гос. суверенитете Ямало-Ненецкой Республики в составе РСФСР, однако это преобразование не получило закрепления в рос. законодательстве. Согласно Федеративному договору (1992) и Конституции РФ (1993), стал самостоят. субъектом в составе РФ, территориально оставаясь частью Тюменской обл. 1997 был заключён договор о разграничении сфер полномочий Тюменской обл. с Ханты-Мансийским автономным округом и Я. С 2000 в составе Уральского федерального округа.