Почему собственники не всегда согласны с исправлением ошибок
Не всегда собственник при обнаружении недостоверных сведений желает их исправлять. Такие ситуации возникают:
- неверные данные в ГКН выгодны для собственника недвижимости. Например, после переоценки кадаст. стоимости земель з/у был отнесен к неверной категория земель (вместо земли «административного назначения» к землям «промышленного»). В расчете кадастр. стоимости применены заниженные нормативные показатели. Налоговая нагрузка для собственника земли снизилась.
- произведены определенные манипуляции с объектом недвижимости и при исправлении ошибок они окажутся противозаконными. Собственнику нужно привести всё порядок и нести убытки. К примеру, на земельном участке возведен жилой дом, после выявления кадстр.оплошности оказалось, что дом находится на границе с соседским земельным участком без необходимого отступления. А сосед требует устранения нарушений.
Существуют различия в порядке устранения технической и кадастровой ошибки. Рассмотрим подробнее.
- Типичные случаи ошибок в кадастре
- Как обнаруживается ошибка
- Для чего необходимо исправление ошибок
- Почему собственники не всегда согласны с исправлением ошибок
- Порядок исправления технической ошибки
- Порядок исправления реестровой ошибки
- Поправки, вносимые по судебному акту
- Требуется ли исправление ошибки в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним после их исправления в ГКН?
- Судебные разбирательства
- Споры о технической ошибке
- Споры о кадастровой ошибке
- Частный случай судебного спора
Исправление ошибок – это одна из кадастровых процедур, целью которой является приведение госкадастра в соответствие с действительностью, то есть обеспечение достоверности содержащихся в нем сведений. Ошибки могут быть:
- техническая (далее также ТО);
- Реестровая (далее – РО). Ранее она называлась кадастровой.
Различия у них следующие:
Основания различийТехническая ошибка
Реестровая ошибка
В чем выражаетсяПротиворечия между Реестром (электронная база данных кадастра) и кадастровой документацией (документы, находящиеся в кадастровом деле). Опечатки, описки, неточные цифры, названия и пр. Недостоверные сведения в самой кадастровой документации (документы, на основании которых производится кадастровый учет недвижимости (технические, межевые планы, акты обследования, акты государственных и муниципальных органов)). Неверно указанные координаты мест нахождения здания, земельного участка, несоответствующие экономические и иные показателей объектов недвижимости (назначение, этажность, площадь и пр. При этом противоречий между электронным реестром и кадастровой документации нет. Кто виноват в неточных данныхКадастр. органКадаст-вый инженер, муниципальные органы, подготавливавшие схему расположения земельных участков и пр. По чьей инициативе исправляются
кадастр. ведомствозаинтересованное лицопо решение судазаинтересованное лицопо решению суда
Законопроект №993592-7 (о порядке уточнения в документах территориального планирования)
Исторически сложилось множество ситуаций, когда в соответствии за данным правилом зафиксировать границы населенных пунктов в ЕГРН невозможно. Законопроектом предлагается добавить ряд положений, позволяющих хоть как-то решать эту проблему.
Например, если пересекаемый земельный участок предназначен для размещения линейного объекта, то предлагается делить его «автоматически» без межевого плана. Если же пересекаемый границей населенного пункта земельный участок сам пересекается с каким-то еще земельным участком, то такой земельный спор может длиться десятилетиями. Поэтому законопроектом предлагается просто игнорировать такие участки с пересечениями, лишь делая пометку о необходимости уточнить границы населенного пункта когда-нибудь потом, когда спор будет разрешен. Также предлагается снизить с 75% до 50% предельное значение площади пересечения, указанное выше. В законопроекте есть и ряд других положений, упрощающих в том числе процедуру актуализации градостроительных документов по данным ЕГРН.
На данный момент законопроект поддержала Национальная палата кадастровых инженеров и Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
На портале проектов нормативных правовых актов размещен подготовленный Росреестром проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан с целью усовершенствования порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав в описании местоположения границ земельных участков (ЗУ), муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, что является причиной пересечения границ земельных участков и муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и лесничеств.
В частности, устанавливается, что допускается изменение границ населенных пунктов без утверждения или изменения документов территориального планирования, в случае если при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или при установлении границ населенных пунктов и подготовке описания их местоположения выявлены пересечения между границами населенных пунктов и границами ЗУ.
Границы территориальных зон будут приводиться в соответствие с границами земельных участков, если между ними выявлены пересечения.
Если требуется внести изменения в схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского или муниципального округа, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков (ЗУ), то проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.
Несоответствие сведений о границах территориальных зон, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), описанию местоположений границ таких территориальных зон, содержащемуся в ЕГРН, будет являться основанием для внесения изменений в ПЗЗ.
В случае поступления от органа регистрации прав уведомлений об изменении описания местоположения границ территориальной зоны или границ населенного пункта в связи с устранением пересечения таких границ с границами ЗУ или в связи с устранением реестровых ошибок орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в ПЗЗ путем их приведения в соответствие со сведениями, указанными в уведомлениях. При этом утверждение изменений в ПЗЗ не требуется.
До внесения соответствующих изменений в ПЗЗ, в схему территориального планирования или генеральный план считаются достоверными сведения о местоположении границ территориальной зоны и населенных пунктов, содержащиеся в ЕГРН.
Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, кроме случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
Для уточнения границ ЗУ, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами РФ, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного ЗУ в связи с уточнением местоположения границ такого ЗУ.
Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на ЗУ.
Устанавливается, что орган регистрации прав устраняет пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки.
Вносить такие изменения будет возможно при условии, что более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Предусматривается сокращение с трех до одного месяца срока, по истечении чего после направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого ЗУ без согласия его правообладателя.
Помимо прочего законопроектом предлагается восемь оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав сделать основаниями для возврата заявления и документов, без рассмотрения.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных пунктов. Общественное обсуждение продлится до 3 марта текущего года.
Другие публикации по теме:
Кто и как сможет получить копии документов из ЕГРН, выражающих содержание сделок
Как изменится порядок предоставления сведений из ЕГРН
В Москве сформирована единая цифровая платформа градостроительной деятельности
Какие изменения вносятся в ГПЗУ
Как пустующие земельные участки вовлекут в хозяйственный оборот
Как расширится перечень случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории
В каких случаях получать ТУ больше не потребуется
Изменены требования к цифровым топографическим картам и планам, используемым при подготовке документации по планировке территории
В рамках рубрики «Вопрос — ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
В опубликованном на днях материале Росреестр отвечает на следующие вопросы:
• Каким образом проводятся проверки?
• Какие бывают виды нарушений и за что могут оштрафовать владельцев земельных участков?
• В каком случае земельный участок может быть изъят?
• Как избежать нарушения земельного законодательства и защитить свои права на пользование и владение земельным участком?
В частности, Росреестр указывает, что инспекторы по использованию и охране земель могут самостоятельно выезжать на местность для проведения проверок или осуществлять мероприятия удаленно с помощью средств дистанционного зондирования Земли — беспилотных летательных аппаратов. Благодаря этому специалисты обследуют выбранную территорию комплексно для определения, используются ли данные земли в соответствии с требованиями закона, есть ли нарушения и чем они обусловлены.
Например, причинами нарушений могут являться не умышленные действия правообладателей, а ошибки кадастровых инженеров, которые требуют устранения.
К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся:
• самовольное занятие земельного участка (ЗУ) — так называемые самозахваты или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований;
• нецелевое использование земель, то есть использование ЗУ не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования. Например, ЗУ имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на ЗУ собственник открыл магазин — это нарушение;
• неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, то есть если такие ЗУ не используется в течение установленного законодательством срока. Заброшенные участки создают угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы составляют акты. В случае выявления нарушений после проведения проверки нарушителю выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. После проведения контрольного (надзорного) мероприятия и в случае выявления нарушения инспектором может быть составлен протокол об административном правонарушении.
Размер штрафа зависит от вида нарушения, кадастровой стоимости земельного участка.
Если в ходе повторной проверки нарушения не устранены, то уполномоченное должностное лицо Росреестра выдает нарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства. При этом возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 или ч. 26 ст. 5 КоАП РФ.
За правонарушения, связанные с неиспользованием ЗУ по целевому назначению, или использовании земельного участка не в соответствии с установленным для него целевым назначением или видом разрешенного использования ЗУ может быть изъят у правообладателя.
Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и после привлечения к административной ответственности лица, не выполнившего предписание, к административной ответственности.
Основания инициирования Росреестром процедуры изъятия ЗУ у собственника или расторжения договора аренды указаны в Гражданском кодексе РФ и Земельном кодексе РФ. Среди них:
• неиспользование ЗУ, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение 3 лет;
• использование ЗУ не в соответствии с установленным для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Чтобы избежать штрафов за нарушение требований земельного законодательства, всем землепользователям рекомендуется:
• Проверить наличие правоустанавливающих документов ЗУ. Такими документами являются договоры купли-продажи, дарения, мены и иные случаи, предусмотренные законодательством.
Если документов на участок нет или утеряны, нужно восстановить их, оформить право на участок, зарегистрировав его в Росреестре.
• Проверить наличие регистрации права на ЗУ в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
• Использовать земельный участок в установленных границах, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Уточнить информацию о регистрации права и наличии сведений о местоположении границ ЗУ в ЕГРН можно в выписке из ЕГРН, заказать и получить которую можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», а также в МФЦ.
Если границы не установлены, можно пригласить кадастрового инженера для проведения межевания земельного участка и внесения точных границ в ЕГРН. Это защитит владельцев от возможных споров с соседями или публичными собственниками.
• Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площади, указанной в правоустанавливающем документе.
• Осуществлять на участке деятельность в соответствии с установленным для ЗУ целевым назначением и видом разрешенного использования (ВРИ) ЗУ. Информация о ВРИ и целевом назначении ЗУ указана в выписке из ЕГРН.
Росреестр разработал новую форму технического плана
Все организации Росреестра объединят в Роскадастр
Росреестр разъяснил, как составить техплан в отношении вводимого в эксплуатацию очередного этапа МКД
Детализация отношений МФЦ и Росреестра при переводе бумажных документов в цифровой формат
Росреестр разъяснил основные причины приостановки госрегистрации перехода права на квартиры
Росреестр разъяснил причины приостановки государственного кадастрового учета МКД
Росреестр: в техплане отражаются только обособленные помещения
Внесение в ЕГРН границ территориальных зон
- События
- Федеральные новости
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТа:В адрес экспертов Компании “Региональный кадастровый центр” (г. Оренбург) поступают многочисленные обращения с просьбой разъяснить, каким образом, осуществляется процедура внесения границ территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости. Компания “Региональный кадастровый центр” проводит землеустроительные работы и, в частности, работы по внесению в ЕГРН границ охранных зон. Все нюансы процедуры описала Анастасия Толмачева – главный технолог Компании. Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующий территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) — размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В связи со вступлением в силу с 11. 2018 Федерального закона от 31. 2017 № 507-ФЗ (Далее – Закон №507-ФЗ) территориальные зоны, а также части таких территорий исключаются из объектов землеустройства. Сведения о местоположении границ территориальных зон могут вноситься в ЕГРН на основании карт (планов) объектов землеустройства, составленных в результате выполнения землеустроительных работ в рамках государственных либо муниципальных контрактов (договоров), заключенных до 11. 2018, по описанию местоположения указанных границ, без составления землеустроительного дела и включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также без проведения государственной экспертизы землеустроительной документации. Вместе с тем в случае поступления в территориальный орган землеустроительного дела, подготовленного в рамках указанных контрактов (договоров), такая документация подлежит включению в ГФД без проведения государственной экспертизы. Необходимо отметить, что до момента утверждения новой редакции XML-схемы, соответствующей требованиям положений Закона № 507-ФЗ, Минэкономразвития России рекомендует в качестве документа, содержащего описание местоположения указанных границ, использовать карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 2009 № 621 и в отношении которой приказом Росреестра от 01. 2014 № П/369 “О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде” утверждена соответствующая XML-схема. Приказом Минэкономразвития России от 04. 2018 № 236 установлены формы графического и текстового описания местоположения территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон. Данный документ вступил в силу с 16. 2018, при этом срок с которого начинают использоваться данные формы, начинает течь с момента размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” схем, используемых для формирования документов в формате XML, предоставляемых органами местного самоуправления в орган регистрации прав с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон (с сентября 2018 года). Документом – основанием для подготовки документов в отношении территориальных зон являются решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны), а также сведения ЕГРН, картографический материал, ортофотопланы и сведения дистанционного зондирования. На основании статьи 10 Федерального закона от 13. 2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), пункта 82 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16. 2015 № 943, в ЕГРН в отношении территориальной зоны вносятся в том числе виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в определенной территориальной зоне. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01. 2014 № 540 (далее — Классификатор, Приказ № 540 соответственно). При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23. 2014 № 171 -ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ). В силу пункта 2 Приказа № 540 в соответствии с Классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления Приказа № 540 в силу (после 24. 2014). Согласно части 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ до 01. 2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в ПЗЗ, не требуется. Таким образом, если установленные ПЗЗ виды разрешенного использования земельных участков не приведены в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором, полагаем возможным указание в карте (плане) территориальной зоны видов разрешенного использования, установленных ПЗЗ. При подготовке документов необходимо также руководствоваться положениями статей 83, 84, 85 Земельного кодекса РФ, а именно:⦁ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках;⦁ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон. Таким образом, для подготовки документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах необходимы следующие документы: 1. Текстовое описание границы муниципального образования (при наличии);2. Градостроительная документация (правила землепользования и застройки, решение об утверждении правил землепользования и застройки, карта градостроительного зонирования);3. Каталог координат характерных точек границ территориальных зон на электронном носителе (при наличии);4. Сведения ЕГРН в виде КПТ. Создана: 27. 2018 09:42, обновление 31. 2018 14:56
Типичные случаи ошибок в кадастре
В отношении строений (здания, сооружения, помещения и пр. )
Касаемо земельных участков
об адресе нахождения
о площади
о собственнике (Ф. , наименование юрлица и пр. )
о кадастровой стоимости
о назначениио категории земель
о виде жилого помещения (квартира, комната и пр. )о виде разрешенного использования
об этажностио границах (координаты поворотных точек, углы, конфигурация участка, место расположения земли и пр. )
о годе ввода в эксплуатацию
о степени готовности незавершенного строительством объекта (в процентном отношении)
Как обнаруживается ошибка
Выявление недостоверных сведений может осуществляться:
- самим Росреестром;
- собственником или иным пользователем (аренда, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение);
- другими заинтересованными лицами, к примеру, собственник соседнего земельного участка.
Обычно собственником неточности обнаруживаются при:
- постановке на учет объекта недвижимости (если ранее учета не было или объект является ранее поставленным на учет самим ОКУ);
- внесении изменений в кадастр в отношении объекта собственности;
- снятии недвижимости с учета;
- получении выписки из ЕГРН;
- ознакомлении с налоговыми уведомлениями по налогу на землю, имущество (в которых расчет налога производится от неверной кадаст. стоимости, площади);
- обращении к собственнику каких-либо заинтересованных лиц для разрешения вопросов связанных с владением и пользованием своей собственностью (например, для согласовательных процедур);
- получении уведомления из ОКУ об ошибке.
Бывают случаи, когда собственник соседнего участка проводит межевание и постановку своей недвижимости на учет. границы Вашего участка могут быть сдвинуты или иным образом изменены без Вашего согласия, без суда и вообще без надлежащего уведомления Вас об этом.
Такое возможно, если Ваш земельный участок был поставлен на учет в кадастре до 01 марта 2008 года по старым правилам (так называемые ранее учтенные объекты кадастра).
Поэтому собственникам таких объектов следует при удобном случае пройти надлежащее межевание и определение координат своего участка по новым требованиям.
Для чего необходимо исправление ошибок
Ошибке в кадастре могут иметь следующие негативные последствия:
- Невозможность поставить объект на учет, внести изменений или снять с учета;
- Оформить на объект право собственности в соответствии с современными требованиями (речь идет об объектах, которые получены в собственность до 1997 г.);
- Уплата налогов (на землю, имущество), государственных пошлин (к примеру, при выдаче свидетельства о праве на наследство) в завышенном размере;
- Ограничения в использовании недвижимости (например, в виду ошибочного вида пользования земельным участком («сельскохозяйственное» назначение вместо «индивидуального жилищного строительства») не будет получено разрешение на строительство частного дома);
- Затруднения при получения кредитов, пособий, субсидий (например, для получения материнского капитала под строительство частного дома требуется наличие земли с видом пользования «ИЖС» или «личное подсобное хозяйство». Если в кадастре указан другой вид и пользования, то материнский капитал не получить).
- Возникновения споров между собственниками соседних объектов недвижимости (пример: возведение забора по неправильным координатам границ земельных участков);
- Проблемы с распоряжением недвижимостью (предположим, при продаже квартиры в кадастре и договоре указаны значительные расхождения в площади, это приведет к отказу в регистрации перехода права собственности).
В основном в исправлении погрешностей заинтересован сам собственник. Поэтому он проявляет инициативу и заботу о своевременном и точном внесении верных данных в кадастр.
Часто неточности исправляет сам ОКУ. Это происходит в результате проводимых внутренних проверок, сверок, стыковок, либо в связи со случайным обнаружением неверных сведений из различных источников.
Порядок исправления ТО
Неверные сведения исправляются:
- Росреестром при обнаружении им ТО;
- по заявлению любого физического или организации;
- на основании судебного акта.
Исправление на основании заявления
Заявление может быть подано лично, по почте или по средствам «Интернета» (сайт госуслуг). Заполнить заявление помогают специалисты МФЦ. Госпошлина не взимается. К заявлению можно приложить документы, обосновывающие обращение в кадастр. Учреждение и указывающие на неверные данные или порядок их устранения (межевой, технический план, акт обследования ).
- В течение 5 рабочих дней кадастр. палата выносит решение об исправлении ошибки или отклонении просьбы. На следующий день после этого копия решения направляется заявителю (на электронную почту или обычным почтовым отправлением). Также копию документа и кадастр. паспорт направляют в электронном виде или на бумажном носителе в адрес собственника недвижимости, но это только в случае положительного разрешения вопроса. Об отклонении заявления об исправлении ошибки собственник не уведомляется.
- Несогласие с позицией Росреестра заинтересованные лица реализуется через суд. При этом:
отказ в исправлении ошибки может обжаловать заявитель (не смотря на то, является ли он собственником или нет);в случае удовлетворения заявления — только собственник (и то тогда, когда он не был заявителем). - отказ в исправлении ошибки может обжаловать заявитель (не смотря на то, является ли он собственником или нет);
- в случае удовлетворения заявления — только собственник (и то тогда, когда он не был заявителем).
Исправление ошибки по инициативе кадастравиков
Если кадастровое учреждение само находит неточные данные, то ошибка устраняется так:
- В течение 5 дней с момента обнаружения выносится решение об исправлении неточности и производится фактическое приведение кадастровой записи в соответствие.
- На следующий день после вынесения решения его копия, а также кадастровый паспорт направляется собственнику (иному законному распорядителю недвижимости) в электронном варианте или почтой.
- Собственник имеет право на оспаривание действия Росреестра.
Исправление на основании судебного акта
После принятия судом (арбитражным судом) постановления оно автоматически (самим судом) направляется в ОКУ для исполнения. И, соответственно, работники кадастр. органа должны исполнить его как положено.
Заинтересованное лицо может самостоятельно запросит у суда заверенную копию решения и направить адресату. Вместе с судебным актом подают стандартное заявление об исправлении ТО.
Если в постановлении суда есть срок его исполнения, то для регорган он обязателен. Если сроков не установлено (так происходит обычно), то кадастр. орган обязан исполнить предписание суда в 5 рабочих дней.
Как быть если кадастровики игнорируют силу судебного акта? Действуют двумя способами:
Указанные два способа действий можно совмещать.
Порядок исправления РО
Самостоятельно и по своей инициативе кадастр. учреждение не может исправить РО, как это возможно в случае с обнаружением ТО. Исключением являются кадастровые просчеты относительно местоположения и площади земельного участка. Несоответствие ГКН исправляется на основании:
- заявления собственника, владельца;
- в рамках межведомственного запроса (информационное взаимодействие) государственных или муниципальных органов, которые ранее представляли документы на осуществление учета объекта;
- решения ОКУ;
- судебного постановления.
Исправление РО по заявлению
Заявление о кадастр. ошибке подается в порядке, схожем с внесением изменений в ЕГРН. Но различия все же есть:
- Заявление подается в МФЦ. Его заполнение не вызывает трудностей, так как все реквизиты понятны, даже без специальных знаний. К заявлению прикладываются документы, устраняющие ошибку. Государственная пошлина и иные платежи не взимаются. О принятии заявления работником кадастр. ведомства выдается расписка. Кроме личного обращения заявления и документы к нему могут быть поданы через «Интернет» (сайт госуслуг) или по почте.
- С момента получения заявления Росреестр в течение 10 рабочих дней принимает решение о внесении изменений в кадастр и на следующий день в адрес заявителя направляется кадастровый паспорт или выписка из ГКН (по почте или на электронный адрес). Заявитель может лично забрать документы. Выбор варианта указывается в заявление на исправление РО.
Если в исправлении будет отказано, то заявителю представляется такой письменный, который можно обжаловать в суде.
Устранение погрешности в порядке информационного взаимодействия
Порядок в этом случае аналогичный подаче заявления собственником, только заявитель является государственный или муниципальный орган и заявление с документами подается в электронном виде посредствам межведомственного запроса.
Обнаружение РО кадастровым органом
В случая выявления неверных данных (не относящихся к ТО) сам ОКУ не производит их исправление. Он лишь уполномочены уведомить собственника о КО и предложить устранить оплошность, то есть провести надлежащие кадастр. работы и обратиться в ОКУ с соответствующим заявлением и документами.
Если собственник (иной управомоченный) проигнорируют такое уведомление, то ОКУ не может обязать заинтересованное лицо произвести это в принудительном порядке или само исправить неверные данные.
Исключением является сведения о местонахождении земельного участка и его площади (в размере не более 5 процентов от исходного размера). А именно, по истечении 3 месяцев бездействия собственника кадастровое ведомство само вносит необходимые поправки в гос. кадастр и уведомляет об этом заинтересованных.
Такие действия могут быть предметом обжалования в судебном порядке.
Поправки, вносимые по судебному акту
Вступившее в законную силу постановление суда (арбитражного суда) в течение от 3 до 5 дней направляется всем участникам дела, в том числе и в кадастр. орган для исполнения.
На практике, для большей уверенности в исполнении предписаний суда, истцу (собственнику, правообладателю недвижимости) лучше продублировать такую пересылку в ОКУ. Для этого предпринять одно из действий:
- пишется заявление об устранении неточностей в ГКН, к которому прилагается заверенная копия судебного акта (как основание для необходимых исправлений) и иные документы кадастрового характера.
- в росреестр представляется обыкновенное сопроводительное письмо, в котором указывается: какое судебное постановление передается для исполнения (когда и каким судом оно вынесено, номер судебного дела, наименование сторон и иных участников процесса).
Когда кадастровики могут уклоняться от исполнения судебного предписания, действия те же, как исправлении ТО.
Но иногда ОКУ идет на большее ухищрение, а именно он приостанавливает проведение кадастр. учета. Таким образом, как бы формально судебный акт исполняется, но фактически ему не дают ходу.
В таком случае следует обжаловать решение о приостановке учета, так как такая приостановка может тянуться до 3 месяцев. Можно, конечно подождать истечение этого срока, но нет гарантий, что в учете не будет отказано по надуманным основаниям или не обнаружатся новые основания для приостановки.
Требуется ли исправление ошибки в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним после их исправления в ЕГРН?
Государственный кадастр и единый государственный реестр два различных информационных ресурса, но обеспечивающие учет недвижимости и хранящие сведения о нем. Таким образом, это взаимосвязанные информационные базы. Казалось бы, что исправление сведений в ГКН влечет исправление погрешностей в ЕГРПН. Но на самом деле это не так.
Все индивидуальные характеристики объекта недвижимости (место нахождение, назначение, площадь, этажность, вид использования, процент готовности) отражаются в кадастре, а в реестре не дублируются, там только указывается вид недвижимости и его кадастр. номер. То есть реестр имеет отсылку к госкадастру. Поэтому внесение изменений в кадастр означает, что автоматически эти изменения уже содержаться в едином государственном реестре.
Однако если в отношение недвижимости (право собственности, на которое зарегистрировано в надлежащем виде) ранее не проводился кадастровый учет, то в ЕГРН указываются полные данные о нем. И если в последующем был произведен кадастр. учет, а еще позже в ГКН обнаружены и исправлены ошибки, то необходимо производить и исправление неточностей в государственном реестре.
Судебные разбирательства
Как свидетельствует судебная практика споров о вопросах, возникающих в сфере кадастр. отношений огромное количество. И каждое судебное дело имеет свои неповторимые особенности. Поэтому говорить о четких стандартах и шаблонах не приходится. Тем не менее, все же существуют типичные спорные ситуации и алгоритмы действий их разрешения. Все судебные тяжбы можно условно разделить на две большие группы: суды по поводу ТО и КО.
Споры о ТО
В основном поводом для обращения в суд являются такие обстоятельства:
- несогласие собственника недвижимости с отказом ОКУ в исправлении неточностей по его заявлению (то есть когда собственник является заявителем и заинтересован в исправлении неверных данных);
- возражение собственника (правообладателя) с позицией кадастравиков об исправлении ТО по заявлению третьих лиц (соседей, государственных или муниципальных органов).
Когда собственник недоволен отказом или решением об устранении технических погрешностей, то он может подать иск в порядке обжалования действий (бездействий) гос/муниципальных органов, должностных лиц. Какие при этом имеются особенности:
- Обжаловать действие можно в течение 3 месяцев с момента вынесения спорного решения или когда истец узнал об этом (пришло уведомление от ОКУ, получил выписку из кадастра);
- Идти можно либо в арбитражный суд, если собственник недвижимости юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, либо районный/городской в суд с административным иском в остальных случаях;
- Ответчиком (административным ответчиком) всегда является территориальный ОКУ. Возможно привлечение третьего лица, как правило, это смежники по земельным участкам, налоговая инспекция (если судебный акт в последующем повлияет на формирование налоговой базы), государственные или органы, издавшие определенные акты, которые принимаются во внимание при рассмотрении дела.
- К иску в обязательном порядке приобщаются:
копия решения или уведомления кадастр.палаты об исправлении (отказе в исправлении) ТО;выписка из ГКН;копия документа, который неправильно учли при ведении кадастра (акт государственного или муниципального органа, межевое дело, технический план и пр.);текст правового акта, подтверждающий правильность документа, содержащегося в кадастре и неточность записи в реестре государственного кадастра (например, постановление главы субъекта РФ об утверждении кадастровой оценки земель). - копия решения или уведомления кадастр.палаты об исправлении (отказе в исправлении) ТО;
- выписка из ГКН;
- копия документа, который неправильно учли при ведении кадастра (акт государственного или муниципального органа, межевое дело, технический план и пр.);
- текст правового акта, подтверждающий правильность документа, содержащегося в кадастре и неточность записи в реестре государственного кадастра (например, постановление главы субъекта РФ об утверждении кадастровой оценки земель).
- признать определенный факт, сведения, данные (запись в госкадастре) технической ошибкой, либо отсутствием ТО;
- действия кадастрового органа об отказе в исправлении ТО (или наоборот об исправлении) признать недействительным;
Иногда требования могут содержать дополнительные данные, например, сведения о том с какой даты считать юридически действующим внесенные исправления в кадастр.
Споры о РО
Споры по поводу РО сложнее, нежели о технических неточностях. Поводом идти в суд бывают:
- кадастр.палата отказывается поставить объект недвижимости на учет, не выдает кадастровый паспорт;
- инженером подготовлено заключение об обнаружении погрешности в процессе выполнения землеустроительных работ.
Кроме несогласия истцов с принятым решением ОКУ, в большинстве случаев возникает спор о праве, то есть разногласия между собственниками и иными правообладателями объектов недвижимости (например, относительно расположения границ соседствующих земельных участков и их площадей).
Основные правила составления иска и ведения дела при КО такие же как и в случае с тех. ошибкой. Но все же имеется своя специфика:
- Если имеется спор о праве на недвижимость, то 3 месячный срок не может ограничивать право истца на обращение в суд. Спор о притязаниях на недвижимость не имеет срока исковой давности.
- К общему числу ответчиков нужно привлекать (при необходимости) лиц, которые имеют право на собственность причастную к спору.
- К иску прикладываются, кроме прочего, обновленные межевые, технические планы, акты обследования, содержащие надлежащие сведения, которые необходимо включить в кадастр, а также данные о ранних неточностях.
- признать данные, содержащиеся в ГКН кадастровой ошибкой;
- решение ОКУ об отказе в исправлении РО признать недействительным;
- требование по существу спора о праве на объект недвижимости (например, признать право на объект (его часть) за истцом, а также отсутствующим право на объект (его часть) ответчика, либо признать расположение объекта недвижимости с нарушением требований закона).
Частный случай судебного спора
Отдельного внимания заслуживает наиболее часто встречающейся вопрос об исправлении РО в связи с наложением границ смежных участков друг на друга. Рассмотрим порядок действий по исправлению КО через суд.
Кроме того, необходимо предпринять действия по доказыванию правоты с точки зрения кадастр. техники. Если у суда и других участников дела не возникает претензий к межевому плану с позиции его правильности, то указанный межевой план будет основным аргументом в процессе. В случае если к плану есть претензии, то нужно ходатайствовать перед судом о назначении судебной землеустроительной экспертизы.
Основной целью такой экспертизы – признание имеющегося межевого плана верным, а данные в кадастра ошибочными.
После получения заключения экспертизы следует вызвать эксперта на допрос в судебное заседание, где он должен дополнительно и детально пояснить суть своего заключения. Такой допрос будет являться дополнительным доказательством.
Ссылки на законодательные акты
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной регистрации недвижимости» Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
- Приказ Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 «Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме» Приложение №2. Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
Перераспределение земельных участков
Перераспределение земельных участков характеризуется следующими моментами: — смена установленных ранее границ соседних земель (такие изменения возможны в отношении двух объектов и более);
— формирование новых участков с обновленными границами, зафиксированными надлежащей кадастровой документацией;
— изменение ранее установленных земельных границ и их эксплуатация согласно новому назначению (при его изменении).
Земельные площади могут законно перераспределяться при соблюдении следующих условий:
— перераспределение осуществляется исключительно в отношении соседних (смежных) участков, соприкасающихся минимум одной точкой.
— отсутствие арестов, обременений и иных ограничений для перераспределяемых площадей.
— наличие предварительных договоренностей с владельцами соседних наделов о проведении рассматриваемой процедуры.
— подготовка заявителем полного набора необходимых бумаг (документов, справок).
— для выполнения нужных работ следует воспользоваться услугами кадастрового специалиста (инженера).
Этапы перераспределения участков
Перераспределение земельных участков: стоимость
от 6 000 руб.
В зависимости от площадей объектов, от количества перераспределяемых участков, а также от срочности производства работ и характеристик объектов меняется и стоимость перераспределения земельных участков. При наличии минимального комплекта документов можно заказать перераспределение земельных участков в нашей компании. Обратитесь к нам в организацию, и мы рассчитаем Вам окончательную стоимость перераспределения участков.
Наша задача — чтобы сложное для Вас стало простым!
Мы поможем Вам оформить перераспределение земельных участков качественно и в срок!