62.Правовой режим территориального моря. Прилежащая зона

Территориальное
море
– это
пояс морского пространства шириной до
12 морских миль, входящий в состав
территории прибрежного гос-ва и
находящийся под его суверенитетом.

Суверенитет
распространяется на воздушное пространство
над территориальным морем, а так же на
его дно и недра. Ширина
территориального моря отсчитывается
от
исходных линий, которыми является или
линия наибольшего отлива или прямые
исходные линии, соединяющие наиболее
удаленные точки островов, рифов и скал. Данные заносятся в карты и перечни
географических координат и затем должным
образом публикуются, их копии сдаются
Ген. Секретарю ООН.

Внешняя
граница территориального моря может
находиться в пределах от 3 до 1 2 морских
миль от исходных линий для измерения
территориального моря. Комиссия
международного права отметила в 1956 г. ,
что «международное право не допускает
расширения территориального моря за
пределы 12 миль». Разграничение
территориального моря между противоположными
или смежными государствами в соответствующих
случаях осуществляется по соглашениям
между ними.

В
территориальном море действуют законы
и правила, установленные прибрежным
государством. В территориальном море
осуществляется суверенитет прибрежного
государства, однако с соблюдением права
иностранных морских судов пользоваться
мирным проходом через территориальное
море других стран.

Конвенция
о территориальном море и прилежащей
зоне 1958 г. и Конвенция ООН по
морскому праву 1982 г. предусматривают
право мирного прохода через территориальное
море для иностранных судов. Под проходом
через территориальное море понимается
плавание судов с целью:

1) пересечь
это море без захода во внутренние воды,
а также не вставая на рейде или в портовом
сооружении за пределами внутренних
вод;

2) пройти
во внутренние воды или выйти из них либо
встать на рейде или в портовом сооружении
за пределами внутренних вод.

Проход
иностранного судна через территориальное
море считается мирным, если только им
не нарушаются мир, добрый порядок или
безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно
останавливать проходящее через
территориальное море иностранное судно
или изменять его курс с целью осуществления
гражданской юрисдикции в отношении
лица, находящегося на его борту.

Читайте также:  Живая еда с сергеем малоземовым последний выпуск смотреть онлайн

Прилежащая
зона—это
пояс морского пространства, расположенный
за внешней границей территориального
моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых
от тех же исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального
моря. Прибрежное гос-во в этой зоне
осуществляет контроль для предотвращения
нарушений таможенных, иммиграционных
и т.

Открытое море и прилежащая зона

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территории какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.

Все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом морс право на свободу: судоходства; прокладывать подводные кабели и трубопроводы; летать над открытым морем; научных исследований. Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море (Женева, 29 апреля 1958 г. ) устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать: что судно занимается пиратством или работорговлей; что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство: ведет регистр судов; принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем; обеспечивает контроль годности судов к плаванию; обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Право преследования по “горячим следам” — правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

Прилежащая зона — это часть открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил.

Согласно Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль.

Согласно ст. 33 Конвенции но морскому праву 1982 г. прилежащая зона может распространяться на расстояние до 24 миль.

В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

  • — предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • — наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Согласно законодательству РФ российская прилежащая зона — морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В прилежащей зоне Российское государство осуществляет контроль, необходимый для:

  • а) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил РФ, действующих на территории РФ, включая территориальное море;
  • б) наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.

В прилежащей зоне Российская Федерация принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений, и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов — нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством и нормами МП.

В целях обеспечения безопасности и предотвращения нарушений местного законодательства со стороны иностранных судов прибрежные государства в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. вправе устанавливать прилежащие зоны. Пол прилежащей зоной понимается морской район, непосредственно примыкающий к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять специальные контролирующие функции.

В соответствии с ст. 33 Конвенции прибрежное государство имеет право вводить в этом районе контроль, необходимый: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенной в пределах его территории или территориального моря. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Национальным законодательством прибрежных государств регулируется компетенция органов и их полномочия по осуществлению контроля в прилежащей зоне. По общей практике контроль включает:

  • – право остановить судно;
  • – право произвести осмотр судна;
  • – в случае, если имело место правонарушение, право принимать меры, необходимые для расследования обстоятельств;
  • – право применять наказание за нарушение.

При нарушении прав, для защиты которых была установлена прилежащая зона, прибрежное государство имеет право начать преследование “по горячим следам”. Вместе с этим прибрежное государство обязано не наносить своей деятельностью в прилежащей зоне ущерба тем государствам, которые правомерно используют эту зону.

В настоящее время наблюдается тенденция, когда прибрежные государства все чаще устанавливают прилежащую зону для осуществления контроля во всех указанных в Конвенции областях. Также известна практика установления специальных зон безопасности на то же самое расстояние, что и прилежащая зона, но эта практика не соответствует нормам международного морского нрава. В Конвенции 1982 г. строго определено, что специальные зоны безопасности могут создаваться только при разработке и разведке естественных богатств в исключительной экономической зоне на 500 м вокруг этих работ.

В Российской Федерации прилежащая зона установлена в соответствии с Федеральным законом “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”. Согласно ст. 22 Закона ширина прилежащей зоны Российской Федерации составляет 24 морские мили, отмеряемые от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Архипелажные воды

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. появился новый институт современного международного морского права – архипелажные воды. Под архипелагом понимается группа островов, включая части островов, взаимосоединяющиеся воды и другие природные образования, которые составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми.

Государство-архипелаг – это государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. К государствам-архипелагам относятся, например, Багамские острова, Индонезия, Кабо-Верде, Мальдивы и др. Такие государства могут формировать свою территорию, проводя прямые архипелажные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее удаленных островов и осыхающих рифов архипелага, при условии, что в пределы периметра, образованного из таких линий, включены главные острова, а соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, внутри такого района составляет от 1:1 до 9:1.

Длина прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль, однако предусматривается, что до 3% общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может иметь превышение до 125 морских миль. При проведении прямых архипелажных исходных линий не допускается сколько-нибудь заметного отклонения от общей конфигурации архипелага, а система этих линий не должна применяться таким образом, чтобы территориальные поды другого государства оказались отрезанными от открытого моря.

Согласно Конвенции 1982 г. архипелажные воды – это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. На эти воды и воздушное пространство над ними, поверхность и недра их дна, а также на их ресурсы в соответствии с Конвенцией 1982 г. распространяется суверенитет государства-архипелага.

В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг, по общему правилу, может устанавливать в устьях рек, заливах и портах внутренние воды, на которые распространяется суверенитет государства-архипелага без каких-либо изъятий.

Территориальное морс государства-архипелага представляет собой определенной ширины полосу моря с внешней стороны периметра архипелажных исходных линий и исходных линий отдельно лежащих островов. Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа отмеряется от архипелажных исходных линий.

Для иностранных судов устанавливается право мирного прохода через архипелажные воды. Правом мирного прохода через архипелажные воды пользуются суда всех государств. Государство-архипелаг может без дискриминации временно приостанавливать в определенных районах архипелажных вод мирный проход иностранных судов, если такое приостановление важно для безопасности.

Для целей беспрепятственного транзита через архипелажные воды и прилежащее территориальное море и в целях обеспечения международного судоходства в Конвенции 1982 г. предусматривается право архипелажного прохода по морским коридорам, приемлемым для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов, и расположенным над ними воздушным коридорам для пролета иностранных летательных аппаратов. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Государство-архипелаг, которое устанавливает морские коридоры, может предписывать схемы разделения движения для безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких морских коридорах. Также государство-архипелаг может, когда этого требуют особые обстоятельства, после надлежащего оповещения заменять любые морские коридоры или схемы разделения движения, установленные или предписанные им ранее, другими морскими коридорами или схемами разделения движения. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответствовать общепринятым международным правилам. Для осуществления таких действий по установлению или замене морских коридоров или схем разделения движения судов государство-архипелаг передает предложения И МО с целью их утверждения.

В случае, если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, то право архипелажного прохода может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.

К архипелажному проходу применяются нормы, относящиеся к транзитному проходу через проливы, используемые для международного судоходства, и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, а также обязанности государств, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.

Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распро­страняется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примы­кающий морской пояс, называемый территориальным морем (равно­значный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

В своей основе аналогичное определение, но без указания архипе­лажных вод, содержится в Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне 1958 г. Но как уже отмечалось, на Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг. не было достигнуто согласия о ширине территориального моря. Поэтому важным достижением конференции, принявшей Конвенцию ООН 1982 г. , явилось достижение консенсуса по этому вопросу.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции.

Таким образом, был установлен юридический статус территори­ального моря как интегральной части территории прибрежного госу­дарства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.

Однако установление юридического статуса того или иного про­странства предполагает определение его границ, о чем специально го­ворилось в гл.

В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г. , озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр». Оно простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства и его внутренних вод на расстояние, не пре­вышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна гра­ница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически — на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.

Следовательно, когда ширина территориального моря отмеряется от его внутренних вод, действительно вышесказанное применительно к таким водам, а также то, что установлено в соответствующей части Конвенции применительно к архипелажным водам.

Иначе обстоит дело с сухопутной территорией прибрежных госу­дарств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И про­ведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.

Прежде всего ее ст. 5 гласит, что такой «нормальной исходной ли­нией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Однако при определенных природных и иных условиях прибреж­ное государство для проведения исходной линии может использовать метод «прямых исходных линий», соединяющих соответствующие точки, чему посвящена специальная ст. Это, в частности, касается мест, где береговая линия глубоко врезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости от него цепь островов, а также где из-за наличия дельты или других природных условий линия является крайне непостоянной. Наиболее выдающиеся в море порто­вые сооружения при предусмотренных условиях рассматриваются как часть берега.

Согласно ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному госу­дарству острова имеют собственное территориальное море. Для островов ,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст.

Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исход­ной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, раз­грузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включают­ся в территориальное море.

Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каж­дого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15).

Правовой режим территориальных вод, находящихся под сувере­нитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издрев­ле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, – через территориальное море данного госу­дарства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не стано­вясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

b) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у такого портового сооружения.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, доб­рый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в террито­риальном море оно осуществляет любой из видов деятельности, обо­значенных в подпунктах «а»—«е» п. 2 ст.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, от­носящиеся к мирному проходу, а также установить морские коридоры и схемы разделения движения судов с учетом обеспечения безопаснос­ти судоходства.

Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Кон­венция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некомерческих целях, которые пользуются в соответствии с международ­ным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немед­ленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу не­соблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через терри­ториальное море.

Прибрежное государство может принимать в своем территориаль­ном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являюще­гося мирным. Оно может также приостанавливать в определенных рай­онах своего территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это существенно важно для охраны его безопасности (ст. 25).

Прилежащая зона.

Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибреж­ное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой при­лежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:

a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, им­миграционных или санитарных законов и правил в пределах его тер­ритории или территориального моря;

b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 мор­ских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина тер­риториального моря.

Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне поль­зуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющего­ся в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся ино­странных судов, и правом преследования покинувших территориаль­ное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от ино­странной юрисдикции.

Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен­ним морским (и/или архипелажным) водам государст­ва, на который распространяется его суверенитет. Су­веренитет осуществляется с учетом норм международ­ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер­мином “территориальное море”, который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин “террито­риальные воды”. В некоторых государствах территори­альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина “терри­ториальное море” предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по­ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ­ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ­ствами. Так, о признании этой ширины территориаль­ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози­циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво­дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере­га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую­щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су­веренитет прибрежного государства, который распро­страняется и на воздушное пространство над террито­риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право­вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го­сударства в отношении территориального моря, кото­рые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мир­ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до­пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре­одолимой силы или бедствия или когда требуется ока­зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир­ного прохода в тех или иных районах своего территори­ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша­ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж­ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про­паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по­садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им­миграционных, фискальных законов и правил при­брежного государства, рыболовство, серьезное загряз­нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб­лей и государственных судов, эксплуатируемых в не­коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу­дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю­дает законов и правил прибрежного государства в от­ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо­вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде­лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу­дарству, международную ответственность несет госу­дарство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри­ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль­ное море, или в территориальном море во время осу­ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника­ких действий по осуществлению уголовной юрисдик­ции, если преступление совершено на борту иностран­ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при­брежного государства.

Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста­навливает два исключения. Они относятся к наруше­нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа­ям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориаль­ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини­мать любые меры для ареста этого судна и расследова­ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро­страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори­альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы­хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер­риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен­ности, возникших во время или в целях такого прохо­да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис­дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

Правовой статус территориальных вод (моря)

Территориальные воды (территориальное морс) – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажный) водам государства. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового статуса территориального моря. Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря но своему национальному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница – это государственная граница прибрежного государства на море.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила прибрежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от внутренних: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод – три морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль (ФРГ – три морские мили, Греция – шесть). Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола – 20, Сирия – 35). В 1980-е гг. (до вступления в силу Конвенции 1982 г. ) Бразилия, Перу, Коста- Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

  • – от линии наибольшего отлива;
  • – от условной линии внутренних вод;
  • – от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых измеряется ширина территориальных вод.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Конвенции 1982 г. Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из них (мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в надводном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

  • – угроза применения силы или ее применение против прибрежного государства;
  • – любые маневры или учения с оружием;
  • – сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства;
  • – подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летательного аппарата или иного военного устройства;
  • – погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в нарушение правил прибрежного государства;
  • – рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу;
  • – создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображениям безопасности в отдельных районах территориального моря право мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповещением об этом.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязаны соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нарушения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем досмотр.

Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследование может продолжаться до захода судна-нарушителя в территориальные воды своего или третьего государства. Если преследование началось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в открытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранными судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода – военное или торговое. Международное право устанавливает иммунитет военных и государственных некоммерческих морских судов: юрисдикция прибрежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отношению к праву мирного прохода. В Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода регламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства, игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм международного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены маршруты движения, суда пользуются правом мирного прохода.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвенции 1958 г. , ст. 27 Конвенции 1982 г. ) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

  • – последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства;
  • – преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • – капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве;
  • – вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осуществляться только по обязательствам или в силу ответственности, возникших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территориальном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.

В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Такой подход основан на господствующей в современном мире доктрине функционального иммунитета государства.

Правовой статус международных проливов и каналовю

Международные
проливы–
это естественные морские проходы,
соединяющие между собой части одного
и того же моря или отдельные моря и
океаны.

При
установлении правового режима морских
проливов государствами учитываются,
как правило, два связанных между собой
фактора: географическое положение того
или иного пролива и его значение для
международного судоходства. Проливы,
являющиеся проходами, ведущими во
внутренние воды государства или проливы,
которые не используются для международного
судоходства и в силу исторической
традиции составляют внутренние морские
пути, не относятся к международным.

Международными
считаются
все проливы, используемые для международного
судоходства и соединяющие между собой:

1) части
открытого моря (или экономических зон);

2) части
открытого моря (экономической зоны) с
территориальным морем другого или
нескольких других государств.

В
положениях Конвенции ООН по морскому
праву оговорено, что она не применяется
к проливу, используемому для международного
судоходства, если через этот пролив
проходит столь же удобный с точки зрения
навигационных и гидрографических
условий путь в открытом море или в
исключительной экономической зоне. Использование такого пути осуществляется
на основе принципа свободы судоходства
и полетов.

Что
же касается проливов, используемых для
международного судоходства между одним
районом открытого моря (или исключительной
экономической зоны) и другим районом
открытого моря (или исключительной
экономической зоны) и перекрываемых
территориальным морем прибрежного или
прибрежных государств, то в них все суда
и летательные аппараты пользуются
правом транзитного прохода, которому
не должно чиниться препятствий. Транзитный
проход в данном случае представляет
собой осуществление свободы судоходства
и пролета исключительно с целью
непрерывного быстрого транзита через
пролив.

Согласно
Конвенции режим транзитного прохода
не применяется к проливам, используемым
для международного судоходства между
частью открытого моря (исключительной
экономической зоны) и территориальным
морем другого государства (например,
пролив Тирана), а также к проливам,
образуемым островом государства,
граничащего с проливом, и его континентальной
частью, если в сторону моря от острова
имеется столь же удобный с точки зрения
навигационных и гидрографических
условий путь в открытом море или
исключительной экономической зоне
(например, Мессинский пролив). В таких
проливах применяется режим мирного
прохода.

Конвенция
ООН не затрагивает правового режима
проливов, проход в которые регулируется
действующими международными конвенциями,
находящимися в силе, которые специально
относятся к таким проливам.

Международные
каналы
– это искусственно созданные морские
пути. Они строились обычно для сокращения
протяженности морских дорог и уменьшения
рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены
на территориях определенных государств,
под их суверенитетом. Для некоторых
морских каналов в силу их большого
значения для международного мореплавания
или по историческим основаниям были
установлены международные правовые
режимы. Такие режимы были установлены
для Суэцкого, Панамского и Кильского
каналов.

Суэцкий
канал
был сооружен на территории Египта
акционерным обществом, созданным
французом.

В
Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство
Египта, подтвердив свое обязательство
«обеспечить свободное и непрерывное
судоходство для всех стран» по Суэцкому
каналу.

Для
управления эксплуатацией Суэцкого
канала египетским правительством была
создана Администрация Суэцкого канала. Которой
были установлены максималь­ные
размеры судов, которым разрешается
проход по Суэцкому каналу: длина
— без ограничений, ширина — 64 м.

Капитаны
судов
или плавучих средств любого типа,
находящихся в водах канала, несут
ответственность за любой ущерб,
прямой или кос­венный, который они
могут причинить администрации Суэцкого
кана­ла. Причем судовладелец или
капитан не могут рассчитывать на то,
что эта ответственность снимается с
них, если они бросят свое судно,
нахо­дящееся на плаву или затонувшее.

Панамский
канал,
расположенный на узком перешейке между
Северной и Южной Америкой, был объектом
многолетнего американо-английского
соперничества. Еще до сооружения канала
в 1850 г. между США и Великобританией
был подписан договор, по которому обе
стороны обязались не подчинять канал
в случае его сооружения своему
исключительному влиянию и контролю.

По
соглашению, заключенному в 1903 г. с Республикой Панама, образовавшейся
на части территории K°лумбии, США получили
право на сооружение и эксплуатацию
Канала. США декларировали постоянный
нейтралитет Канала с обязательством
держать его открытым для судов всех
флагов в соответствии с англоамериканским
соглашением 1901 г. , предусматривавшим,
по существу, применение к Каналу положений
Конвенции о режиме судоходства на
Суэцком канале 1888 г.

Ни
одно судно не должно проходить
по каналу, входить
в конечный порт канала и
выходить из него, а также маневрировать
в водах зоны ка­нала, не имея на борту
лоцмана Панамского канала. Для
судов, следую­щих по каналу транзитом,
лоцманская проводка бесплатна. Однако
если судно, находясь в водах зоны канала,
производит
грузовые операции, бе­рет на борт и
высаживает пассажиров, останавливается
для ремонта или делает потом заход в
любой из конечных портов Панамского канала, то
такое судно обязано оплатить портовый
сбор за лоцманскую проводку.

За
нарушение режима прохода
судов установлена административная и
уголовная ответственность. На судно
вместе со снаряжением, снастя­ми и
оборудованием накладывается арест, и
оно конфискуется в пользу Панамы. Виновные лица могут быть по решению
суда подвергнуты тю­ремному заключению
сроком до 10 лет или оштрафованы на сумму
до 10 ООО долл. США.

В
1977 г. были подписаны и с 1 октября
1979 г. вступили в силу два новых
договора, заключенных между Панамой и
США: Договор о Панамском канале и Договор
о нейтралитете и функционировании
Панамского канала.

Кильский
канал,
соединяющий Балтийское море с Северным,
был построен Германией и открыт для
судоходства в 1896 г. До Первой мировой
войны Германия относила Кильский канал
к своим внутренним водам с распространением
на него соответствующего режима. По
Версальскому мирному договору был
установлен международно-правовой режим
Канала. Согласно Версальскому договору
Кильский канал объявлялся постоянно
свободным и открытым ссоблюдением
полного равенства для военных и торговых
судов всех государств, находящихся в
мире с Германией.

Существуют
внутригосударственные правила плавания
по Кильскому каналу,пример:

*плавание
по каналу разрешено
в любое время суток судам всех стран
после уплаты установ­ленного сбора;

*иностранные
военные корабли должны получать в
ди­пломатическом порядке пропуска
на право прохода через канал;

*плава­ние
по каналу может
быть ограничено германскими властями
(в настоя­щее время властями ФРГ), если
они найдут это необходимым в интересах
поддержания канала в
пригодном для эксплуатации состоя­нии
или по соображениям военной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *