Решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны)
Сведения ЕГРН, Единая электронная картографическая основа, картографический материал, ортофотопланы, сведения дистанционного зондирования
Направляемые для внесения в ЕГРН документы должны быть подписаны электронно-цифровой подписью лица, подготовившего документы и лица, принявшего решение об утверждении ПЗЗ.
В случае внесения изменений в ПЗЗ необходимо также готовить и направлять документы для внесения таких изменений в ЕГРН для последующего отражения достоверных сведений в реестре недвижимости.
Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения
Существует ряд проблем при выполнении работ по подготовке документов в отношении территориальных зон:
- Отсутствие утвержденных xml-схем, используемых для формирования документов в формате XML и представляемых органами местного самоуправления в орган регистрации прав с целью внесения в ЕГРН, создает определенные трудности при подготовке документов. Существующее программное обеспечение для подготовки документов о территориальных зонах не позволяет в этой связи корректно отображать сведения о видах разрешенного использования земельных участков, предельных размерах земельных участков для той или иной территориальной зоны, и виде зоны, содержащихся в правилах землепользования и застройки.
Частично решение данной проблемы разъяснено письмом Росреестра от 17 января 2018 г. № 01-00357-ГЕ/18.
Данным письмом рекомендовано при подготовке документов руководствоваться требованиями, предъявляемыми к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными постановлением от 30.07.2009 № 621 и использовать действующую в настоящее время XML-схему, используемую для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении ЕГРН с органами местного самоуправления.
Данная XML-схема – MapPlan_v01 позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01, соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны, а также предельные размеры земельных участков в соответствии с ПЗЗ. Стоит отметить, что внесению в ЕГРН подлежат все виды разрешенного использования, как основные, так и вспомогательные и условно разрешенные.
В связи с чем, при подготовке документов необходимо использовать данный формат XML-схемы. Виды разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны и иные характеристики территориальной зоны указываются в строке “Иные характеристики” раздела “Сведения об объекте землеустройства”.
- Одной из основных проблем при подготовке документов в отношении границ территориальных зон также является вопрос определения местоположения их границ.
Учитывая, что часть документов готовится уже по утвержденным картам градостроительного зонирования, которые только схематично отображают контур границ территориальных зон, и которые были в большинстве случае подготовлены без учета сведений о кадастровом делении территории, часто возникает проблема определения контура границ терзоны для ее внесения и отображения в ЕГРН.
Зачастую информация, воспроизводимая с утвержденных карт градостроительного зонирования, содержащих сведения о местоположении границ территориальных зон, не соответствует сведениям актуального кадастрового деления.
При этом, в соответствии с положениями 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» и Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.
Для решения данной проблемы необходимо проводить тщательный анализ исходных данных, получаемых от органов местного самоуправления, учитывать границы земельных участков, внесенных в ЕГРН, информацию о красных линиях, о линиях магистралей, улиц, проездов, границы населенных пунктов и муниципальных образований, естественных границах природных объектов.
Существует и следующий проблемный момент: большое количество ранее учтенных участков в ЕГРН не имеют сведений о координатах характерных точек границ, а также на любой территории имеются неразграниченные земли, информация о границах которых отсутствует в ЕГРН.
В связи с чем, при установлении границ на данной территории необходимо максимально точно определять контур границы терзоны. В противном случае, в дальнейшем при образовании земельных участков из земель, а также при уточнении границ ранее учтенных земельных участков, могут возникнуть основания для приостановления осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемых или образуемых участков земли с границами внесенных терзон. Могут возникнуть жалобы со стороны собственников таких участков.
Для того что бы данных проблем не возникало, необходимо при определении границ территориальных зон при наличии неразграниченных земель учитывать сведения о красных линиях, линиях магистралей, улиц, проездов, естественных природных объектах, а в случае при прохождении границ территориальных зон по отсутствующим в ЕГРН границам ранее учтенных земельных участков, при выявлении спорных вопросов по расположению границ земельных участков, непрошедших процедуру кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, при невозможности определения границ картометрическим методом на основании картографических данных, необходимо проводить межевые работы для исключения выявления в последующем ошибок в расположении границ территориальных зон, используя геодезический метод, либо метод спутниково-геодезических измерений.
Одним из самых распространенных и малозатратных методов определения координат характерных точек границ территориальных зон является – картометрический.
Вместе с тем использовать его возможно только при наличии картографического материала определенного масштаба. При отсутствии картографического материала необходимого масштаба, необходимо использовать другие методы, позволяющие определить координаты характерных точек границ.
Что же делать, когда из-за стоящих на кадастровом учете земельных участков невозможно отобразить границы территориальной зоны, отраженные на карте градзонирования?
Например, нередки ситуации, при которых согласно данным карты градостроительного зонирования населенного пункта на определенной территории расположены несколько территориальных зон. Вместе с тем, при анализе местоположения границ территориальных зон с учетом сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ этих территориальных зон с земельным участком, который фактически расположен на территории всех этих территориальных зон.
Данное основание в определенных случаях создает невозможность внесения в ЕГРН сведений об установленных территориальных зонах.
В этом случае необходимо вносить изменения в графическую часть правил землепользования и застройки, либо проводить работы по разделу земельного участка, в случае если имеется возможность.
Необходимо также отметить, что это не касается земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, для разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ и прочих объектов.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что только тщательная предварительная работа по изучению исходных данных, запрос, получение и использование картографического и иного материала, использование актуальной информации о границах земельных участков, содержащихся и отсутствующих в ЕГРН, решение спорных вопросов о прохождении границы территориальной зоны с органом, утвердившим правила землепользования и застройки, а также использование корректного метода определения координат границ территориальных зон, позволит подготовить качественный материал, необходимый для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН.
Высококвалифицированные специалисты, в том числе проектировщики, ООО «РКЦ» помогут Вам разобраться в документах территориального планирования, градостроительных регламентах и оказать консультационную помощь в таком сложном вопросе, как внесение в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, а в случае возникновения необходимости внесения изменений в карты градостроительного зонирования и правила землепользования и застройки проведут полный комплекс работ от анализа исходных данных до размещения документов территориального планирования на ФГИС ТП.
Будем рады ответить на все возникшие вопросы. Присылайте отзывы и комментарии.
Территориальная зона
- Территориальная зона
Территориальная зона
Территориальная зона – выделенная правилами землепользования и застройки часть территории города, иного поселения или подлежащей застройке территории, для которой установлен градостроительный регламент использования и застройки находящихся в её пределах земельных участков.
Территориальные зоны выделяются с учетом:
- функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных действующим генеральным планом;
- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
- предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Градостроительный кодекс РФ разрешает включать в состав территориальных зон:
- жилые зоны (в том числе допускающие различную предельно допустимую этажность застройки);
- общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения, культуры и пр.);
- производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
- сельскохозяйственные зоны (зоны сельскохозяйственных угодий, зоны дач, садоводств и др.);
- рекреационные зоны (городские леса, парки и сады, водоемы, объекты спорта);
- зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
- зоны специального назначения (занятые кладбищами, крематориями, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
- иные территориальные зоны, выделяемые с учетом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
- Градостроительный кодекс РФ
- Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. Э. К Трутнев и др. Москва, Фонд Института экономики города. 2008.
Wikimedia Foundation.
2010.
Смотреть что такое “Территориальная зона” в других словарях:
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЗОНА — часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Территориальная зона — территория в пределах одной категории земель, границы которой определены правилами землепользования и застройки, включающая земельные участки одинакового вида разрешенного использования. Виды территориальных зон определены ЗК РФ и… … Большой юридический словарь
Функционально-территориальная зона кладбища (крематория) — Функционально территориальная зона кладбища и (или) крематория: часть территории кладбища и(или) крематория, имеющая специальное назначение… Источник: УСЛУГИ БЫТОВЫЕ. УСЛУГИ РИТУАЛЬНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 53107 2008 (утв. Приказом… … Официальная терминология
функционально-территориальная зона кладбища и(или) крематория — Часть территории кладбища и(или) крематория, имеющая специальное назначение. [ГОСТ Р 53107 2008] Тематики услуги ритуальные Обобщающие термины виды функционально территориальных зон кладбища и(или) крематория … Справочник технического переводчика
функционально – территориальная зона кладбища и ( или ) крематория — 2.13.1 функционально территориальная зона кладбища и ( или ) крематория : Часть территории кладбища и(или) крематория, имеющая специальное назначение. Источник: ГОСТ Р 53107 2008: Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения ориги … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Зона захоронений — часть территории кладбища, на которой осуществляется захоронение умерших в гробах или урн с прахом. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации Зона захоронений часть территории кладбища,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Зона моральной защиты — зона, разделяющая застройку, территории общего пользования и объекты похоронного назначения. Источник: МДС 31 10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
зона захоронений — Функционально территориальная зона кладбища и(или) крематория, на которой осуществляется погребение. Примечание Зона захоронений кладбища и(или) крематория представляет собой территорию, разделенную на пронумерованные участки кварталы, разбитые… … Справочник технического переводчика
зона моральной защиты — Функционально территориальная зона территории кладбища и(или) крематория, расположенная по его периметру и(или) разделяющая зону захоронений на участки площадью не более 40 га полосой зеленых насаждений и предназначенная для их визуальной… … Справочник технического переводчика
Зона инженерных и транспортных инфраструктур — территориальная зона в населенных пунктах, земли которой предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры и иными объектами,… … Большой юридический словарь
Виды и состав территориальных зон
В результате градостроительного зонирования могут определяться:
- жилые зоны (в том числе допускающие различную предельно допустимую этажность застройки);
- общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения, культуры и пр.);
- производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
- сельскохозяйственные зоны (зоны сельскохозяйственных угодий, зоны дач, садоводств и др.);
- рекреационные зоны (включающие городские леса, парки и сады, водоемы, объекты спорта);
- зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
- зоны специального назначения (занятые кладбищами, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
- иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования
Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Территориальные зоны и функциональные зоны
Функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования (в том числе генеральными планами городских округов, городских и сельских поселений) определены границы и функциональное назначение. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на её развитие (изменение) в будущем[1].
Нахождение земель, земельного участка в границах функциональной зоны не определяет их правовой режим, в то время как в границах территориальных зон градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства[2].
Комментарий к Ст. 34 Градостроительного кодекса РФ
1. Статья направлена на закрепление критериев, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при проведении градостроительного зонирования и установления границ территориальных зон.
а) возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков означает, что для земельных участков в составе любой территориальной зоны не устанавливается единого «целевого назначения», определяющего существующий и планируемый характер использования земельных участков, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Например, объекты здравоохранения могут вполне логично и правомерно располагаться как в жилой зоне, так и в общественно – деловой зоне (чч. 3,4 ст. 35 ГрК РФ). Следовательно, данный принцип установления границ территориальных зон позволяет говорить лишь о доминировании определенных параметров и видов использования территории, но не о единственно возможном варианте размещения объектов.
б) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон отражаются на отдельных картах (схемах). Данные параметры определяются генеральными планами и схемой территориального планирования и подлежат обязательному учету.
в) как следует из ч.15 ст. 35 ГрК РФ, кодекс не определяет исчерпывающий перечень территориальных зон, оставляя органам местного самоуправления возможность установления и иных зон. Однако при этом необходимо учитывать функциональные зоны и особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства. Поэтому норму, сформулированную абзацем 3 ч.1 комментируемой статьи следует толковать расширительно. Кроме того, нельзя забывать, что в пределах территориальных зон ГрК РФ допускается выделение подзон в целях осуществления более гибкой возможности работы с территорией.
г) при установлении территориальных зон следует учитывать сложившуюся планировку территории и существующее землепользование. По этой причине кодекс не предполагает установление заведомо не приемлемых требований градостроительных регламентов даже в публичных интересах. Более того, ч.8 ст. 36 ГрК РФ предусматривает, что в случае не соответствия требованиям регламента земельных участков и объектов капитального строительства, они продолжают использоваться также как и ранее без установления определенных сроков приведения их в соответствие с регламентом, кроме указанных ч.8 данной статьи случаев.
д) установление территориальных зон должно происходить с учетом документов (схем) территориального планирования и документации по планировке территории. Документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, или муниципального района (для поселений) может быть предусмотрено, например, размещение промышленного либо транспортного объекта на межселенных территориях. В таких случаях неизбежно применение процедуры изменения категории земель (например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения). Аналогичная ситуация может возникнуть при планировании создания особо охраняемых природных территорий федерального либо регионального значения, перевода части земель лесного фонда в иные категории земель и т.д. Данные решения вышестоящего уровня градостроительного планирования должны быть отражены в Правилах.
е) территориальные зоны должны устанавливаться с учетом возможности предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках. Поскольку границы территориальной зоны могут проходить по границам земельных участков, вполне допустима ситуация, когда два смежных земельных участка располагаются в различных территориальных зонах (например, жилой и производственной зонах). Установление градостроительным регламентом возможности размещения на участке, расположенном в производственной зоне, промышленного объекта, производящего, например, пожароопасную продукцию не допускается, поскольку может причинить (потенциально) вред, в нашем случае, жилому дому.
2. Установление границ территориальных зон должно осуществляться в соответствии со стандартами межевого дела, которыми не допускается установление разных правовых режимов для частей одного и того же земельного участка. Поэтому ориентирами при определении границ территориальных зон, как правило, будут выступать существующие естественные границы природных объектов (например, реки), линии магистралей и улиц, красные линии (они отделяют публичные земли от частных и применяются для охраны парков, скверов и иных публичных территорий (памятников культурного наследия) от незаконной застройки и иного использования), границы населенных пунктов и муниципальных образований. При необходимости, такие границы могут быть проведены и по границам земельных участков граждан и юридических лиц. Исключением из указанных правил являются положения ч.3 комментируемой статьи, согласно которой могут не совпадать с границами территориальных зон:
а) границы зон с особыми условиями территории, например, охранные, санитарно-защитные, и иные зоны. Например, санитарно-защитная зона вокруг промышленного объекта может выходить за пределы производственной зоны и частично располагаться в составе коммунальной зоны или зоны рекреационного назначения.
б) границы территорий объектов культурного наследия также не образуют отдельной территориальной зоны, а потому естественным образом могут располагаться в составе жилой, общественно-деловой и иных территориальных зон, если таковы параметры и размеры такого объекта культурного наследия. Например, разновидностью объектов культурного наследия являются фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. Такой объект культурного наследия может располагаться в пределах территории садоводческого товарищества (жилая зона) и близлежащего городского сада (рекреационная зона) либо в жилой зоне населенного пункта и зоне сельскохозяйственных угодий за чертой населенного пункта.
В нормах комментируемой статьи определены правовые основы порядка установления территориальных зон, которыми являются:
1) определение в соответствии с правилами ч. 1 настоящей статьи исчерпывающего перечня обязательных сведений шести видов, которые должны учитываться при установлении территориальных зон;
2) установление в требованиях ч. 2 рассматриваемой статьи расширенного перечня семи критериев установления границ территориальных зон;
3) обозначение в нормах ч. 3 комментируемой статьи исключения из общих правил для границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, которые устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и могут не совпадать с границами территориальных зон.
Районы ЕкатеринбургаПравить
Населённые пунктыПравить
Районам города подчинены 18 сельских населённых пунктов (16 посёлков и 2 села), образующих вместе с самим городом единое муниципальное образование город Екатеринбург со статусом городского округа.
ИсторияПравить
К Ленинскому району были отнесены западная часть самого города, ж. д. узел, ст. Сортировочная, пос. Красная Звезда, ВИЗ, Лесопильный завод, Пролетарская дача; правобережная застроенная часть города — заводы им. Воеводина, им. Воровского, Автоген, Стеклограф, аэропорт, гранильная фабрика, мясокомбинат, завод бесцементных камней, Новострой, Спартак, авторемонтные мастерские, пос. Елизавет, Широкореченский и Московский торфяники, электрическая и водонасосная станции; Палкинский сельсовет.
Сталинский район: УЗТМ, электромашины, площадки Станкостроя, ж. д. ст. Свердловск; застроенная часть города — мельницы № 1 и № 2, заводы Сталькан, Металлист, хлебзавод, спиртоводочный завод, фабрика-кухня, Втузгородок, Новый посёлок, Шарташ; Берёзовский, Ключевской и Среднеуральский поссоветы, Мостовской, Первомайский, Пышминский и Пышмино-Ключевской сельсоветы.
Действующий завод и площадку УЗТМ были выделены в непосредственное подчинение Свердловскому горсовету.
В мае 1934 года Свердловск был отнесён к городам областного подчинения. К рабочим посёлкам были отнесены расположенные в пригородной зоне населённые пункты:
- Монетный Тепло-Ключевского сельсовета (с одноимённой ж. д. ст. Монетной Пермской ж. д., Первым и Вторым Благодатными рудниками);
- Пышма Пышмино-Ключевского сельсовета (со вновь строящимся посёлком при электролитном заводе и селением Медный рудник).
За счёт разукрупнения Сталинского района 17 мая 1935 года был выделен Орджоникидзевский район. 29 марта 1936 года в городе образован пятый — Кагановичский район.
26 июля 1937 года из пригородной зоны Свердловска были выделены следующие районы:
- Арамильский с центром в селении Арамиль в составе Арамильского, Бобровского, Большеистокского, Большеседельниковского, Бородулинского, Верхнемакаровского, Горнощитского, Косулинского, Малоистокского сельсоветов;
- Белоярский с центром в селении Белоярском в составе Белоярского, Большебрусянского, Бруснятского, Гагарского, Златогоровского, Измоденовского, Камышевского, Колюткинского, Кочневского, Логиновского, Малобрусянского, Мезенского, Некрасовского, Соколовского, Хромцовского, Чернобровского, Черноусовского и Ялунинского сельсоветов;
- Берёзовско-Пригородный (Свердловский) с центром в рп Берёзовском в составе рп Берёзовского, Монетного и Ключевского, Пышминского и Сарапульского сельсоветов;
- Сысертский с центром в рп Сысерти в составе рп Сысерти и Абрамовского, Аверинского, Кашинского, Ключевского, Космаковского, Никольского, Новоипатовского, Фоминского, Черданского и Щелкунского сельсоветов.
10 июля 1938 года из был образован новый городской район — Молотовский, выделенный из Кагановичевского,
10 июля 1938 года часть территорий Кагановичского и Ленинского района образуют Ежовский район, переименованный в 1939 году в Молотовский район. В черту Свердловска включено селение Палкино Палкинского сельсовета. Палкинский сельсовет преобразован в Северский сельсовет — селение Северка (административный центр), ж.д. разъезд Северка, пос. Горного отдела Верх-Исетского завода, раз. Перегон 1642 км, пос. торфяника, бараки 98 и 103 кварталов, пос. Гора Хрустальная, кордон Сухая речка, пос. Светлая речка, будки на 15 и 16 км, дом у оз. Половинное, рабочие бараки горлесдачи в 10, 12, 18 и 20 лесном квартале. Северский сельсовет включён в пригородную зону Первоуральска.
Из пригородной зоны Свердловска были выделены Пышминский и Берёзовский районы. Образован Широкореченский поссовет, действующий на положении сельсовета и подчинённый Свердловскому горсовету. В поселковую черту были включены: пос. № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 участков Широкореченского торфяника, дом конторы Широкореченского торфоуправления, кирпичного завода, пос. Свердловского совхоза Сельхозтреста, 2-й Московский лесной кордон, рабочие бараки Дорстроя, известковые печи, Ивановская избушка, пос. внеплановых застроек, пос. Сельхозкомбината Торфоуправления.
26 мая 1940 года в пос. Овощесовхоза Арамильского района был образован Совхозный сельсовет, переданный в административное подчинение Свердловского горсовета.
28 мая 1942 года из городской черты Свердловска были исключены селение и ж.д. ст. Кольцово, переданные в состав Малоистокского сельсовета Арамильского района; селение и ж.д. ст. Шувакиш, переданные в состав Исетского сельсовета Верхнепышминского района.
23 апреля 1943 года Свердловск был отнесён к категории городов республиканского подчинения.
25 июня 1943 года в городе были образованы новые районы за счёт разукрупнения существующих: Чкаловский в южной части города (выделен из Октябрьского и Ленинского); Куйбышевский район в северо-западной части города (выделен из Орджоникидзевского и Кагановичевского); Кировский район образован в восточной части города (выделен из Сталинского).
17 февраля 1948 года пос. Медное Северского сельсовета был перечислен из пригородной зоны Первоуральска в состав пригородной зоны Свердловска (Широкореченский поссовет).
24 мая 1956 года был упразднён Сталинский район с передачей его территорий в состав Кировского, Кагановичевского и Молотовского районов; рп Кольцово из состава упразднённого Арамильского района был передан в административное подчинение Свердловского горисполкома.
5 апреля 1957 года Верхнемакаровский сельсовет был передан из Сысертского района в административное подчинение Свердловскому горсовету.
3 июня 1958 года Свердловск был переведён из республиканского в областное подчинение.
9 марта 1959 года Орджоникидзевский и Куйбышевский районы объединены в один Орджоникидзевский район.
25 декабря 1961 года н.п. Новая Ферма, ж.д. разъезд 75-й км, Мельничный и Шиловка Чкаловского района были перечислены из состава Совхозного сельсовета в административно-территориальное подчинение Горнощитского сельсовета.
20 апреля 1962 года земельный участок УралНИИСХоза площадью 144 га по смежеству с землями совхоза «Исток» был передан из состава Белоярского района в административно-территориальное подчинение Свердловска.
1 февраля 1963 года Свердловский горсовет был подчинён Свердловскому областному (промышленному) Совету депутатов трудящихся. Свердловскому горсовету были переданы в подчинение Верх-Дубровский, Кольцовский и Широкореченский поссоветы. Верхнемакаровский, Горнощитский и Совхозный сельсоветы Свердловска были переданы в состав Свердловского сельского района.
10 января 1964 года рп Шабровский был передан из Сысертского промышленного района в административное подчинение Чкаловского района Свердловска.
23 апреля 1965 года был образован Садовый сельсовет на базе пос. Совхозного Балтымского сельсовета города Верхней Пышмы (состав: пос. Козловский и Поликлиника). Садовый сельсовет был передан в административно-территориальное подчинение Орджоникидзевского района Свердловска.
6 июля 1965 года пос. Совхозный был переименован в пос. Садовый.
11 октября 1972 года были исключены из учётных данных как прекратившие существование пос.: Разъезд 75 км Горнощитского сельсовета, Зональный Совхозного сельсовета.
27 февраля 1975 года был упразднён Верхнемакаровский сельсовет Чкаловского района. С. Верхнемакарово было передано в состав Горнощитского сельсовета Чкаловского района. Пос. Чусовское Озеро был передан в состав вновь образованного Чусовского сельсовета Верх-Исетского района Свердловска.
13 ноября 1975 года пос. Арамильского отделения совхоза и Сысерть были переданы из состава Горнощитского сельсовета Чкаловского района в административно-территориальное подчинение Шабровского поссовета.
23 февраля 1977 года было составлено описание городской черты Свердловска. В черту рабочих посёлков были включены слившиеся с ними сельские населённые пункты: в черту рп Широкая Речка в Верх-Исетском районе пос. Северный, Технический и Транспортный; в черту рп Кольцово в пос. Аэропорт.
1 апреля 1977 года были объединены фактически слившиеся населённые пункты:
- пос. Мичурина, Половинка и Южный Широкореченского поссовета Верх-Исетского района (новообразованный посёлок получил название Мичуринский);
- пос. Гореловский и Парковый Совхозного сельсовета Чкаловского района с пос. Совхозным;
- пос. Арамильское отделение совхоза Шабровского поссовета Чкаловского района с пос. Сысертью.
20 февраля 1978 года пос. Шувакиш был передан из Исетского поссовета Верхней Пышмы в административно-территориальное подчинение Свердловского горсовета. 1 августа Шувакиш был передан в административно-территориальное подчинение Железнодорожного райсовета.
26 октября 1979 года был образован Шувакишский сельсовет, переданный в административно-территориальное подчинение Железнодорожного райсовета.
27 декабря 1983 года из Сысертского района в административное подчинение Свердловска был переданы населённый пункт аэропорта «Уктус» и пос. Сулимовский Торфяник.
8 июля 1985 года пос. УралНИИСхоза, подчинённый Свердловскому горсовету, был переименован в пос. Исток
24 февраля 1986 года из учётных данных был исключён пос. Речной Кольцовского поссовета.
31 марта 1987 года были изменена административная граница Сысертского района и Свердловска, пос. Торфяник и аэропорт «Уктус» были переданы без прекращения права пользования из состава земель Сысертского района в административное подчинение Свердловскому горсовету (Чкаловскому райсовету). Впоследствии были включены в черту города.
15 мая 1991 года из административно-территориального подчинения Первоуральского горсовета в подчинение Свердловского горсовета были переданы:
- Верх-Исетскому району — пос. Гора Хрустальная и Палкинский Торфяник, ст. Перегон;
- Железнодорожному району — рп Северка и ст. Палкино.
23 сентября 1991 года Свердловск был переименован в Екатеринбург.
Историческое административно-территориальное устройствоПравить
Городу и его районам к 1991 году подчинялись:
ПримечанияПравить
- Выделен в 2020 году из частей Верх-Исетского и Ленинского районов
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2822-р ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 3 ноября 2020. Архивировано 6 ноября 2020 года.
- Устав Свердловской области. Дата обращения: 14 декабря 2016. Архивировано 3 июля 2017 года.
- Список административно-территориальных единиц и населённых пунктов Свердловской области Архивная копия от 21 февраля 2020 на Wayback Machine (приказ от 11 января 2016 года N 8-П Архивная копия от 5 февраля 2017 на Wayback Machine, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области)
- Устав муниципального образования “город Екатеринбург”. Дата обращения: 14 декабря 2016. Архивировано 5 декабря 2016 года.
- К 2023 году население Академического района вырастет до 120 тысяч человек Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine РИА «Новый День». 27 марта 2019, 14:01
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 2 мая 2021 года.
- Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 26 апреля 2022.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Численность и размещение населения Свердловской области (недоступная ссылка). Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано 28 сентября 2013 года.
- Административно-территориальное устройство Свердловской области. Архив. Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 22 февраля 2017 года.
- Свердловск. Дата обращения: 29 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
- Октябрьский район. История района. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 6 октября 2021 года.
- Кировский район. История. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 14 января 2022 года.
- Железнодорожный район. История района. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 29 ноября 2021 года.
- Орджоникидзевский район. История района. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 2 ноября 2021 года.
- Некорректно настроенный веб-обозреватель
- ipravo.info. О переименовании некоторых населенных пунктов Свердловской области – Российский Правовой Портал (недоступная ссылка). ipravo.info. Дата обращения: 5 мая 2018. Архивировано 6 мая 2018 года.
- Свердловская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1987 года. Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 30 апреля 2021 года.
- Об изменении границ административных районов города Екатеринбурга, решение № 39/2. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 2 мая 2021 года.
- ОКАТО. Екатеринбург. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 8 января 2021 года.
- Об административно-территориальном устройстве Свердловской области, Закон от 13 апреля 2017 года № 34-ОЗ. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 2 мая 2021 года.
- Областной закон № 128-ОЗ от 12.10.2004
- Об отнесении рабочего посёлка Северка и рабочего посёлка Шабровский, расположенных в административных границах города Екатеринбурга, к категории сельских населённых пунктов к виду посёлок, Закон от 12 октября 2004 года № 117-ОЗ. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 3 мая 2021 года.
- О ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ 47 К ЗАКОНУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ “О ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ”, Закон Свердловской области от 11 февраля 2016 года №4-ОЗ. docs.cntd.ru. Дата обращения: 18 июля 2017. Архивировано 31 августа 2017 года.
- В Екатеринбурге начали подготовку к образованию восьмого района Архивная копия от 16 сентября 2019 на Wayback Machine ИА REGNUM
- Закон Свердловской области от 25 декабря 2019 года № 141-03 “О создании административно-территориальной единицы Свердловской области с предполагаемым наименованием «Академический район города Екатеринбурга»”. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
- Дан старт процедуре создания восьмого района Екатеринбурга. zsso.ru. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
- Закон о создании Академического района Екатеринбурга примут до нового года. Новый День (12 декабря 2019). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- Архивированная копия. Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- Архивированная копия. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 8 марта 2022 года.
- Об утверждении списка административно-территориальных единиц и населённых пунктов Свердловской области в новой редакции и признании пункта 1 приказа от 11.01.2016 № 8-П утратившим силу, Приказ от 23.01.2017 № 28-П
- Приказ строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 23.01.2017 № 28-П, оригинал. Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- О мерах по реализации Закона Свердловской области «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области», Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 35-ОЗ. Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ “ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ”, Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года №35-ОЗ. docs.cntd.ru. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 27 марта 2019 года.
- упразднён 31 декабря 2004 года при наделении муниципального образования города Екатеринбурга статусом городского округа