Детский психолог

Нарушены ли права ребенка, если в нашем микрорайоне только одна школа?

Мною приемным родителем было подписано согласие на медико-педагогическую комиссию. Психолог школы опрашивала ребенка одна без меня. Юрист школы приемных родителей объясняла, что все опросы и тестирования в присутствии родителей. Значит психолог школы нарушила права ребенка?

Да. Нарушил права. Это нарушение трудовой дисциплины. Можете подать жалобу и ставить вопрос о применении дисциплинарного наказания.

Школьное обучение

Психолог провел тестирование на готовность ребенка к началу школьного обучения. У одного ребенка было заявление от родителей об отказе от психолого-педагогического сопровождения. К какой дисциплинарной ответственности можно привлечь психолога?

Родителям этого ребенка нужно обратиться в прокуратуру с жалобой. Работодателю следует провести проверку и по ее результатам привлечь сотрудника к ответственности

Воспитатель детского сада

Воспитатель детского сада  – воспитывает детей дошкольного возраста. Профессия подходит отвественным и активным людям, которые любят детей. Зарплата в России варьируется от 15000 до 60000 рублей. Воспитатель может работать в муниципальных, ведомственных или частных детских садах.

Образование может быть средним профессиональным, но для повышения квалификации нужно окончить вуз. Существуют курсы для воспитателей детского сада.  Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Воспитатель занимается воспитательной работой: проводит занятия, игры и в целом организует пребывание детей в детском саду. Дошкольных воспитателей чаще всего называют воспитательницами.

Мужчины дошкольными воспитателями обычно не работают, а если такое и случается, то это непременно становится сенсацией, о чем обязательно пишут местные газеты и даже снимают сюжеты для теленовостей.

  • Подготовка к ЕГЭ 2023: видеокурсы без воды
  • Бесплатные курсы по любому предмету ЕГЭ и ОГЭ
  • Онлайн-университет рентабельного образования Skypro. Освойте новую профессию и улучшите качество жизни!

В детский сад ходят дети в возрасте с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст делится на три периода:

  • младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  • средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  • старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Каждый возраст требует особого подхода, воспитательных и обучающих методик. Но в целом можно сказать, что игра для любого детсадника – главное дело. Поэтому воспитатели в своей работе используют много игровых приёмов. Даже в обучающих занятиях используются дидактические игры – они лучше удерживают внимание детей и помогают им усваивать материал незаметно для самих себя.

В программу детского сада входит занятия по развитию речи детей, по математике, музыке, физкультуре. Также детей знакомят с произведениями детских писателей, учат рисовать лепить, прививают им начальные трудовые навыки. Большое внимание уделяется знакомству с природой, окружающим миром.

И конечно, важное место занимает нравственное воспитание и социализация ребёнка: в детском саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает навыки жизни в обществе. Воспитатель – руководитель всех этих процессов, и очень многое зависит от его личности и умений.

Важно! Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.

Обычно воспитательница ведёт одну группу детей, начиная с младшего возраста до самого их выпуска из детского сада. Воспитатели группы работают в паре, сменяя друг друга по графику: кто-то работает с утра, кто-то – во второй половине дня, и наоборот. Методическую помощь воспитателям оказывают методисты — педагоги с высшим образованием.

Рабочее место

Муниципальные, ведомственные, частные детские сады.

Оплата труда

Хорошему воспитателю присущи любовь к детям, жизнерадостность, отсутствие раздражительности, высокое чувство ответственности, чувство справедливости, высокий уровень культуры, организаторские способности, активность.

Знания и умения

Воспитатель должен владеть педагогическими методиками, навыками организации воспитательного процесса. Также обязательны правильная речь, хорошие манеры.

Обучение на Воспитателя детского сада

Сфера педагогики многогранна — нужно быть инициативным и творческим человеком, но при этом отвечать конкретным условиям законодательных документов. Разбираемся, какие требования предъявляют к воспитателям и где получить соответствующее образование.

► Воспитатель должен знать:

  • возрастную психологию и психологические подходы;
  • особенности развития детей в соответствии с возрастом;
  • современные тенденции в развитии дошкольного образования;
  • основы законодательства: ФГОС ДО, Конвенцию о правах ребенка и другие нормативные акты;
  • основы дошкольной педагогики и воспитательной работы, принципы педагогических технологий.

► Личностные качества хорошего воспитателя:

  • способность к эмпатии и сочувствию;
  • умение объяснять сложные вещи понятным для детей языком;
  • готовность к постоянному развитию и самосовершенствованию;
  • ответственность — основное, что ложится на плечи воспитателя;
  • умение понимать, управлять и контролировать свои эмоции, адекватно их выражать;
  • внимательность и умение найти подход даже к самому непростому ребенку или родителю;
  • гибкость, чтобы ориентироваться в неординарных ситуациях в детском коллективе.

Если нет высшего или среднего  профессионального образования

Если есть высшее или среднее профессиональное образование, не связанное с педагогикой

Если вы поступите в колледж после 9 класса, то окончив его, сможете сразу работать воспитателем и получать стаж. При желании — можете продолжить обучение в институте, чтобы получить высшее образование и работать старшим воспитателем.

► Преимущества обучения в НСПК:

  • Можно совмещать с работой и личными делами.
  • Обучение дистанционное* — не нужно приезжать даже на сессии.
  • Диплом государственного образца по специальности «Дошкольное образование» без указания формы обучения.
  • Для поступления нужен только аттестат, минимального балла нет.
  • Кураторы сопровождают студента на протяжении всего учебного процесса.
  • После обучения студент получает две квалификации и два диплома — о среднем профессиональном образовании и о профпереподготовке по выбранному направлению.

Чтобы стать воспитателем ДОУ, выбирайте специальность «Дошкольное образование». Обучение проходит в личном кабинете. Образовательная платформа со всеми материалами доступна круглосуточно.

► Станьте востребованным воспитателем, получив качественное образование в НСПК!

Если у вас остались вопросы, свяжитесь со специалистом приёмной комиссии по номеру телефона:☎ 8 (800) 707-30-78 или оставьте заявку

✱ Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Еще больше информации мы направляем нашим подписчикам! Присоединяйтесь и вы:

Диагностика психолога готовности ребенка к школе

Детский психолог

Психодиагностика – важный этап подготовки ребенка к школе психологом. В 6-7 лет родители сталкиваются с очередным кризисом, вызванным скачком развития малыша. У ребенка появляются новые обязанности, функции, его роль в обществе меняется. Уже остался позади выпускной в детском саду, а значит, малыш уже столкнулся с первыми изменениями в социуме – расставание со старыми друзьями.

Впереди предстоит встреча с новым окружением, что также влияет на психоэмоциональное состояние. Психолог определяет готовность ребенка к школе, он может помочь ребенку проще адаптироваться к новым условиям и мягко пережить кризис.

Что входит в первичную консультацию:

  • Диагностика текущих навыков и психологического самочувствия малыша
  • Составление и согласование индивидуального плана подготовки: методики, групповые или индивидуальные занятия, частота, домашние задания, рекомендуемая продолжительность

Что вы получите по итогам консультации

  • Что вы можете делать самостоятельно в домашних условиях
  • Что именно требуется скорректировать, чтобы адаптация вашего ребенка к школе прошла комфортно

Какое образование должно быть у методиста дошкольного образовательного учреждения

Требования к образованию методиста определяет приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)».

Чтобы соответствовать требованиям закона к специальности дошкольного методиста, необходимо получить высшее профессиональное образование в рамках направлений “Образование и педагогические науки”. После получения такого образования уже можно работать методистом. Но если Вы хотите повысить свои профессиональные навыки и успешнее выполнять все поставленные перед специалистом задачи, стоит получить не только высшее, но и дополнительное профессиональное образование по направлению “Методист ДОУ”. Диплом  о переподготовке с присвоением квалификации можно получить за 2 месяца.

Профстандарт воспитателя ДОУ — педагога дошкольного образования | АБиУС

  • Светлана Муньёс
  • 5 минут

Профессиональный Стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

—  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Требования к образованию воспитателя по профстандарту

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

  • Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
  • Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
  • Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

  • В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
  • Программы профессиональной переподготовки
  • Программы повышения квалификации
  • Программы профессионального обучения
  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Положение
о работе педагога-психолога

1.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога в ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г “Об образовании в Российской Федерации” с изменениями на 29 декабря 2022 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о работе педагога-психолога в ДОУ устанавливает основные направления и виды деятельности педагога-психолога, определяет его ответственность, права, обязанности и документацию, а также регламентирует непосредственно деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
1.4. Основной целью деятельности педагога – психолога в ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.5. Педагог-психолог ДОУ осуществляет свою работу, руководствуясь Положением, международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов Управления образования.
1.6. На должности педагога-психолога ДОУ могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности “Психология”, имеющие диплом государственного образца. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.7. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
1.8. Педагог – психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников.
1.9. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание педагогом-психологом и воспитателем сущности их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
1.10. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности, оказывающими дошкольному образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

Цели и задачи

2.1. В своей деятельности в ДОУ педагог-психолог исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы дошкольного образования.
2.2. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками дошкольного образовательного учреждения необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
2.3. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.4. Целью деятельности педагога-психолога ДОУ являются:

  • содействие администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников воспитательно-образовательных отношений;
  • содействие в приобретении воспитанниками детского сада психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

2.5. К основным задачам педагога-психолога ДОУ относятся:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в дошкольном образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
  • формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
  • участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
  • содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

Организация деятельности педагога-психолога

3.1. Педагог-психолог ДОУ является равноправным членом педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Принимает участие в работе Педагогических советов, педагогических консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием.
3.3. Нагрузка педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данными правилами с учётом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками воспитательно-образовательных отношений в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников и образовательной деятельности, количество часов работы с участниками образовательных отношений устанавливается администрацией детского сада;
  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения квалификации.

3.4. Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с воспитанниками детского сада разных возрастов и различными категориями взрослых.
3.5. Педагог-психолог ведёт учет проводимой в ДОУ работы, согласовывает планирование и представляет отчетность по административной и профессиональной линии.
3.6. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией дошкольного образовательного учреждения. При составлении графика работы педагога-психолога учитывается необходимость работы по повышению квалификации.
3.7. На время отсутствия педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
3.8. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные направления деятельности педагога-психолога

4.1. Прикладное – психологическое сопровождение воспитательно-образовательной деятельности, включая участие в составлении программы развития ДОУ, образовательных программ, создании учебных пособий, разработке психологических оснований дидактических и методических материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
4.3. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
4.4. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями (законными представителями) воспитанников, специалистами, воспитателями, администрацией дошкольного образовательного учреждения и др.
4.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников воспитательно-образовательных отношений в ДОУ, развитию детей и их творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста, занимается профилактикой подобных нарушений.

Основные виды деятельности педагога-психолога

5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1. Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогических работников и администрации ДОУ, у родителей (законных представителей) и детей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5.1.2. В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет следующие мероприятия:

  • проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям (законным представителям) и воспитателям рекомендации по оказанию помощи воспитанникам в адаптационный период;
  • проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью выявления воспитанников с отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи;
  • участвует в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции;
  • предлагает родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе;
  • совместно с педагогами ДОУ намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения;
  • проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями (законными представителями) программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе;
  • ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
  • участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития воспитанников детского сада для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей;
  • ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в ДОУ, а именно оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый, взрослый – ребенок, ребенок – ребенок) и консультирует педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
  • способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
  • проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога ДОУ является диагностика развития личности воспитанников, углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей.
5.2.3. В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:

  • проводит в случае необходимости психологическое обследование воспитанника ДОУ с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
  • проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в личностном самоопределении.
  • проводит диагностику общения воспитанников детского сада со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
  • совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу, а также форм и причин явного асоциального поведения.

5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога ДОУ на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей.
5.3.2. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. – в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
5.3.3. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
5.3.4. В ходе психокоррекционной работы:

  • педагог-психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  • педагог-психолог совместно с педагогом (воспитателем) разрабатывает и помогает ему в осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;
  • развивающая и психокоppекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными воспитанниками, специальной работы с группами детей, в процессе воспитательных мероприятий и в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.

5.3.5. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно – воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности педагога-психолога ДОУ направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию и педагогов детского сада по проблемам обучения и воспитания детей в форме педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое консультирование участников воспитательно-образовательных отношений по проблемам обучения, личностного развития и жизненного самоопределения по проблемам общения.
5.4.3. В процессе консультативного направления педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:

  • консультирует администрацию, специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей) по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества;
  • проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
  • способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методических объединениях, общих и групповых родительских собраниях, чтением лекций и др.
  • выступает в качестве эксперта – консультанта при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.);
  • в качестве консультанта принимает участие в планировании воспитательно-образовательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Права и обязанности педагога-психолога

6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог ДОУ, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
6.3. Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог ДОУ:

  • рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
  • повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе образования;
  • применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
  • препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  • в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
  • выполняет распоряжения и указания соответствующих органов отдела образования, администрации ДОУ и специалистов соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
  • оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, оказывает необходимую и возможную помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
  • соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
  • ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.

6.5. В своей деятельности педагог-психолог ДОУ имеет право:

  • на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
  • самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
  • на создание условий со стороны администрации дошкольного образовательного учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
  • знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
  • обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
  • участвовать с правом решающего голоса в работе Педагогических советов ДОУ, в работе Психолого-медико-педагогических консилиума дошкольного образовательного учреждения, Психолого-медико-педагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
  • участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
  • проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на решение конкретных вопросов процесса дошкольного образования, воспитания и развития личности воспитанников;
  • вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
  • выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных газетах, журналах и пр.

Ответственность педагога-психолога ДОУ

7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
7.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы дошкольного образовательного учреждения.
7.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально – технических средств, вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения.

Документация педагога-психолога

К документации педагога-психолога ДОУ относится:

  • положение о психологической службе;
  • положение о работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
  • годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
  • календарные планы;
  • банк психодиагностических методик;
  • листы коррекционной работы;
  • результаты психологического обследования;
  • журнал регистрации индивидуальных консультаций;
  • журнал запросов;
  • планы и программы коррекционной работы;
  • методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических работников;
  • рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Похожие вопросы

Основная обязанность методиста ДОУ – контролировать воспитательно-педагогический процесс. Помимо этого, он решает еще несколько задач:

–     Проводит анализ состояния и результатов учебно-методической и воспитательной работы, вносит предложения по повышению их эффективности;

–    Распространяет среди воспитателей эффективные методы работы;

–     Помогает педагогам определить направления образовательной деятельности и подобрать необходимые программы обучения и развития детей;

–     Разрабатывает и подготавливает к утверждению учебно-методическую документацию;

–     Участвует в работе по организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям деятельности.

Что должен знать и уметь методист дошкольного образования

Методисту предстоит не только контролировать воспитательный процесс, но и участвовать в деятельности педагогов, направлять их, а также разрабатывать перспективные планы работы и развития детского сада. Для этого ему необходимо знать:

–     Основы педагогики и возрастной психологии;

–     Общие и частные технологии преподавания;

–     Систему организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

–     Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

–     Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

–     Принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;

–     Принципы и порядок разработки учебно-методической документации;

–     Содержание фонда учебных пособий;

–     Методы убеждения, способы решения конфликта и выявления его причин, а также установления контакта с детьми, их родителями, педагогами;

–     Основы работы с компьютером и мультимедийным оборудованием;

–     Трудовое законодательство РФ;

–     Конвенцию о правах ребенка.

Готов ли ваш малыш к школе?

*Результат придет на email

Психолог и диагностика детей

Родители узнают у психолога, готов ли ребенок к школе. Во время психодиагностики специалист оценивает объективные возможности для перехода ребенка в школу по следующим критериям:

  • волевая готовность – умение поставить цель, понимать смысл, принимать решения, планировать, преодолевать сложности, контролировать свое поведение;
  • интеллектуальная зрелость – интерес к наукам, познанию, развитость логического мышления, правильность речи, способность выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, концентрация внимания, память, ориентация в пространстве, развитая зрительно-моторная координация;
  • социальная зрелость – умение находиться в социуме, уважение к взрослым, правильное распределение ролей в коллективе, умение выполнять поручения, задачи, сотрудничество со сверстниками, умение уступать, приспосабливаться, адаптироваться, самостоятельность.

Ребенок должен быть готов к школе по указанным критериям. Если детский психолог при подготовке к школе обнаруживает, что у ребенка не хватает навыков, он направит коррекционную программу на повышение и укрепление недостающих навыков.

Может ли психолог в детском саду проводить опрос ребёнка без родителей?

Может ли психолог в детском саду проводить опрос ребёнка без родителей?

Это не допрос, чтобы с родителями можно было опрашивать.

Может ли школьный психолог проводить тестирование без согласия родителей? Если нет то как составить жалобу на психолога.

Здравия! Нет не может, если вы не подписывали ранее согласия. Напишите жалобу в комитет образования, а в школе письменный категорический запрет на любые вмешательства, кроме учебной утвержденной программы. Второй экземпляр такого запрета с отметкой о его получении должен быть у вас, первый-в личном деле. Это же касается любых доп. уроков, не входящих а школьную программу, утверждённую комитетом образования. Также это касается обязанности проходить облучающие рамки на входе и мед. вмешательств и т.д.

Читайте также:  Должностная инструкция машиниста технологического насоса 5 разряда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *