Фас разъяснила вопрос соблюдения правил описания предмета закупки установленных ч 6 1 ст 3 закона № 223 фз при проведении неконкурентной закупочной процедуры

Почтовая марка, посвящённая 25-летию Федеральной антимонопольной службе

11 ноября 2020 года Руководителем службы назначен Максим Шаскольский.

Структура ФАС РФ

В структуру ФАС РФ входят:

  • Центральный аппарат службы
  • Отраслевые управления
  • Территориальные органы

В настоящее время количество территориальных органов ФАС России по субъектам Российской Федерации составляет 85.

Основная информация о ФАС России

  • Дата создания: 9 марта 2004 года
  • Предшественники:
    • Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
    • Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  • Подчинено: Правительство Российской Федерации
  • Вышестоящее ведомство: Правительство Российской Федерации
  • Руководитель: Максим Алексеевич Шаскольский
  • Штаб-квартира: Москва, Садовая-Кудринская улица, дом 11

Способы неконкурентной закупки

По объяснению в ФАС России, согласно положениям части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, способы неконкурентной закупки, включая закупку у единственного поставщика, устанавливаются положением о закупке или на основании типового положения о закупке.

Заказчик самостоятельно определяет способы закупки, условия и порядок их применения, а также условия заключения и исполнения договора, учитывая специфику своей хозяйственной деятельности.

Правила и порядок

Согласно части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, установлены правила описания предмета закупки исключительно в отношении конкурентных закупочных процедур.

Положение о закупке (типовое положение о закупке) принимается заказчиком самостоятельно с учетом положений законодательства Российской Федерации, что позволяет учесть особенности его хозяйственной деятельности.

Условия эффективной закупки

ФАС России также отмечает, что закупка у единственного поставщика может быть целесообразной, если:

  • Достоверно установлено, что именно данный поставщик является единственным, способным предоставить необходимый товар, работы или услуги в соответствии с требованиями заказчика

Контроль и отслеживание нарушений

Контрольный орган указывает, что наличие или отсутствие нарушений Федерального закона № 223-ФЗ можно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы.

Рассмотрение осуществляется в соответствии с законом о защите конкуренции, учитывая положения документации о закупке и обстоятельства дела.

Документ: Письмо ФАС России от 27.11.2023 № ПИ/99723/23

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей

Направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых картельных сговоров), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Контроль органов власти

В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления:

  1. Контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа;
  2. Контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков;
  3. Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Список руководителей ведомства

Председатели государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

  • Валерий Петрович Черногородский(1941–2002) – 11 октября 1990 – 5 декабря 1991 КПСС

Председатели государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

  • Леонид Арнольдович Бочин(род. 1949) – 23 декабря 1992 – 14 мая 1997 Независимый

Председатели государственного антимонопольного комитета РФ

  • Наталья Евгеньевна Фонарёва(род. 1957) – 14 мая 1997 – 28 октября 1998 Независимый

Министры по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ

  • Геннадий Максимович Ходырев(род. 1942) – 28 октября 1998 – 12 мая 1999 КПРФ
  • Илья Артурович Южанов(род. 1960) – 31 мая 1999 – 10 марта 2004 Независимый

Руководители Федеральной антимонопольной службы РФ

  • Игорь Юрьевич Артемьев(род. 1961) – 10 марта 2004 – 11 ноября 2020 Яблоко
  • Максим Алексеевич Шаскольский(род. 1975) – 11 ноября 2020 в должности Независимый

В сфере строительства и недвижимости

ФАС контролирует деятельность органов власти, компаний и иных организаций в сфере строительства, капремонта, инженерных изысканий, землеустройства, картографии и геодезии, подготовки проектной документации.

Нарушения в сфере строительства

Среди наиболее распространенных нарушений, которые выявляют антимонопольные органы в сфере строительства:

  • Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.
  • Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.
  • Отказы в подключении к различным инженерным системам объектов капитального строительства, например, к сети электроснабжения.
  • Нарушение сроков заключения договоров на подключение к инженерным системам.

В сфере природных ресурсов

(Translated text)

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей

Направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых картельных сговоров), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Контроль органов власти

В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления:

  1. Контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа;
  2. Контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков;
  3. Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Список руководителей ведомства

Председатели государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

  • Валерий Петрович Черногородский(1941–2002) – 11 октября 1990 – 5 декабря 1991 КПСС

Председатели государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

  • Леонид Арнольдович Бочин(род. 1949) – 23 декабря 1992 – 14 мая 1997 Независимый

Председатели государственного антимонопольного комитета РФ

  • Наталья Евгеньевна Фонарёва(род. 1957) – 14 мая 1997 – 28 октября 1998 Независимый

Министры по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ

  • Геннадий Максимович Ходырев(род. 1942) – 28 октября 1998 – 12 мая 1999 КПРФ
  • Илья Артурович Южанов(род. 1960) – 31 мая 1999 – 10 марта 2004 Независимый

Руководители Федеральной антимонопольной службы РФ

  • Игорь Юрьевич Артемьев(род. 1961) – 10 марта 2004 – 11 ноября 2020 Яблоко
  • Максим Алексеевич Шаскольский(род. 1975) – 11 ноября 2020 в должности Независимый

В сфере строительства и недвижимости

ФАС контролирует деятельность органов власти, компаний и иных организаций в сфере строительства, капремонта, инженерных изысканий, землеустройства, картографии и геодезии, подготовки проектной документации.

Нарушения в сфере строительства

Среди наиболее распространенных нарушений, которые выявляют антимонопольные органы в сфере строительства:

  • Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.
  • Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.
  • Отказы в подключении к различным инженерным системам объектов капитального строительства, например, к сети электроснабжения.
  • Нарушение сроков заключения договоров на подключение к инженерным системам.

В сфере природных ресурсов

Реформа прав на добычу краба

Проведена реформа предоставления прав на добычу (вылов) краба, предусматривающая переход от исторического принципа распределения квот к распределению путем проведения электронных аукционов.


Антимонопольное регулирование в сфере связи

Как и во многих других организациях с распространением коронавирусной инфекции и обеспечению мер по самоизоляции на дистанционной формат работы в ФАС России было переведено 55 % сотрудников центрального аппарата и 46 % сотрудников территориальных органов.

Работа продолжилась в онлайн-формате.


Контроль госзакупок и закупок госкомпаний

  • Поправки в 44-ФЗ
  • Поправки в 223-ФЗ

Также служба проводит трансляции в социальных сетях, где отвечает на вопросы пользователей о закупочном законодательстве.


Контроль проведения имущественных торгов

Так, в 2013, 2016 и 2017 годах без предварительного согласования с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации иностранными инвесторами был установлен полный контроль над акционерным обществом.

ФАС России на основании материалов внеплановой выездной проверки провела расследование, по результатам которого подала иск в Арбитражный суд Волгоградской области о признании ничтожными взаимосвязанных сделок по приобретению акций АО Волгоградский металлургический комбинат Красный Октябрь иностранными инвесторами и лишения их права голоса на общем собрании акционеров.


Законотворчество в области ГОЗ

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением рекламного законодательства в России.

Введение запрета зонтичной рекламы в законодательство привело к существенному сокращению (практически до минимума) случаев размещения такой рекламы.

Непосредственно функции по антимонопольному контролю и надзору возложены в ФАС России на Управление контроля социальной сферы и торговли.


При ФАС России с 2010 года работает Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. Экспертный совет был образован в целях содействия развитию конкуренции в сфере розничной торговли, а также для рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли. Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Федеральной антимонопольной службе.

Задачи Экспертного совета

Основными задачами Экспертного совета являются:

  • содействие развитию конкуренции в сфере розничной торговли;
  • содействие защите конкуренции, в том числе предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере розничной торговли;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере розничной торговли;
  • экспертиза документов и оценка информации, представленной на рассмотрение Экспертного совета его членами;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли;
  • взаимодействие по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями и участниками рынка услуг в сфере розничной торговли;
  • содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли.

Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер.

Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации

Станьте частью глобального сообщества, используя ресурсы платформы Линко

Разделы

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, сообщениям СМИ, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Наиболее крупные дела ФАС России

При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности, Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции, Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.

Читайте также:  На Дальнем Востоке появится первый город-миллионник