Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Территориальные воды – это часть прибрежной акватории, подчинённой исключительной юрисдикции определённого государства. Организацией Объединённых Наций чётко определена ширина зоны – 12 морских миль, отсчитываемых от береговой линии в момент максимального отлива.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

(в ред. Федеральных законов от 22. 2003 N 49-ФЗ,

от 30. 2003 N 86-ФЗ, от 11. 2003 N 148-ФЗ,

от 22. 2004 N 122-ФЗ (ред. 2004), от 08. 2007 N 261-ФЗ,

от 23. 2008 N 160-ФЗ, от 03. 2008 N 250-ФЗ, от 27. 2009 N 364-ФЗ,

от 05. 2011 N 48-ФЗ, от 01. 2011 N 169-ФЗ, от 18. 2011 N 242-ФЗ,

от 19. 2011 N 246-ФЗ, от 21. 2011 N 331-ФЗ, от 28. 2012 N 132-ФЗ,

от 30. 2012 N 287-ФЗ, от 07. 2013 N 87-ФЗ, от 07. 2013 N 110-ФЗ,

от 03. 2014 N 15-ФЗ, от 22. 2014 N 446-ФЗ, от 13. 2015 N 213-ФЗ,

от 13. 2015 N 221-ФЗ, от 03. 2016 N 253-ФЗ, от 18. 2017 N 177-ФЗ,

от 05. 2018 N 15-ФЗ, от 29. 2018 N 270-ФЗ, от 27. 2018 N 525-ФЗ,

от 26. 2019 N 244-ФЗ, от 02. 2019 N 260-ФЗ, от 16. 2019 N 431-ФЗ,

от 13. 2020 N 207-ФЗ, от 11. 2021 N 170-ФЗ, от 11. 2021 N 193-ФЗ,

от 02. 2021 N 338-ФЗ, от 30. 2021 N 470-ФЗ, от 14. 2022 N 56-ФЗ,

от 28. 2022 N 194-ФЗ)

Территориальное море Российской Федерации (далее – территориальное море) – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

ОписаниеПравить

Общая площадь шельфов составляет около 32 миллионов км². Наиболее обширен шельф у северной окраины Евразии, где его ширина достигает 1,5 тыс. километров, а также в Беринговом море, Гудзоновом заливе, Южно-Китайском море, у северного побережья Австралии.

Внутренние морские воды Российской Федерации (далее – внутренние морские воды) – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом <*>.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются <*>.

Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Линия, которая отделяет одно государство от другого, называется государственной границей. Она устанавливается по соглашению между этими странами.

На политических картах государственные границы чаще всего изображаются с помощью прерывистой или штрихпунктирной линий.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Рис. (1). Виды границ государства

Странам принадлежит не только суша, но и внутренние воды, и воздушное пространство. Линию морских границ на картах обычно не показывают, хотя по международным соглашениям странам, имеющим выход к морю, принадлежат территориальные воды.

Территориальные воды — прибрежная морская территория, которая примыкает к суше, длиной (12) миль от берега ((22,2) км, (1) морская миля составляет (1,85) км).

За пределами этой территории воды считаются нейтральными. Но существуют на море ещё и экономические зоны, в которых можно вести добычу полезных ископаемых, ловить рыбу, проводить научные исследования.

Экономическая зона — водное пространство за пределами территориальных вод (около (200) миль — (370) км). Экономическая зона России составляет более (4) млн км².

Другие страны могут здесь только проводить линии связи и трубопроводы, осуществлять авиаперелёты и судоходство.

Согласно Конвенции ООН, если материковый шельф продолжается за пределами экономической зоны, он может быть использован страной для добычи полезных ископаемых и рыбной ловли.

Воздушное пространство государства — воздушное пространство высотой до (100) км над территорией независимого государства и его территориальными водами.

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

(в ред. Федеральных законов от 24. 2002 N 178-ФЗ, от 07. 2005 N 15-ФЗ, от 14. 2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 14. 2008 N 118-ФЗ)

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

(часть первая в ред. Федерального закона от 31. 1999 N 105-ФЗ)

Правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением погрузки припасов в портах, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

(часть вторая введена Федеральным законом от 03. 2016 N 253-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26. 2019 N 244-ФЗ)

Часть вторая исключена. – Федеральный закон от 31. 1999 N 105-ФЗ.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

(в ред. Федерального закона от 10. 1994 N 23-ФЗ)

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

(в ред. Федерального закона от 24. 2002 N 178-ФЗ)

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, и подлежат опубликованию.

Правовой режим территориальных вод

Территориальные воды (территориальное море) – это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно – Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США – 6 миль, некоторые страны Африки – 24 мили, страны Южной Америки – до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ” и Законом РФ 1993 г. “О Государственной границе РФ”.

“Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства” (ст. 19 Конвенции 1982 г.

Проход признается нарушающим “мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

– угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

– любые маневры или учения с оружием любого вида;

– любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

– любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

– подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

– подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

– погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование – буи, знаки и т. , осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Жизнь и деятельность человека трудно представить себе без океанов, морей, рек и озер. Без отпусков на побережье и шума волн. Без рафтинга по рекам, без неспешного созерцания озерной глади где-нибудь в карпатском лесу. Без больших круизных кораблей. А еще – без морских портов и грузоперевозок, добычи шельфовой нефти и газа, рыболовства и мощных ветряных электростанций в открытом море. В свою очередь, мирное осуществление всех этих видов деятельности вряд ли было бы возможным без четких правил о принадлежности государствам морских ресурсов и норм о пользовании ними. Кому принадлежат моря и океаны? Отвечает на этот вопрос Марина Рабинович.

История норм морского права

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Перед тем, как говорить о видах вод Мирового океана, стоит разобраться в том, кто и каким образом определяет их статус. Одна из важных особенностей международного морского права состоит в том, что оно во многом сформировалось благодаря древним обычаям судоходства. Например, уже в V веке до нашей эры существовал так называемый «Родосский кодекс» («Родосский морской закон»), который регулировал широкий спектр вопросов, касающихся прохода судов через моря, морской торговли, морских займов, спасения грузов и экипажа в случае аварии и даже страхования ценных грузов.

Чуть позже, во II веке до н. на территории современной Греции и Турции действовал свод законов о преследовании пиратов, который представлял собой компиляцию норм «Родосского морского закона», афинских законов Солона, а также ряда давних обычаев об обращении с пиратами, наемниками и корсарами. Уже много позже, в X веке нашей эры схожие правила легли в основу морского права Амальфи (Tabula Amalfitana), регулирующего морскую торговлю амальфитанских купцов с Испанией, Сицилией, Египтом, странами Леванта. В дальнейшем, нормы морского права Амальфи (например, о коносаменте — документе, сопровождающем груз на всех этапах перевозки) нашли свое отражение в национальном морском праве государств Средиземноморья, в частности, Франции и Италии.

Давние обычаи судоходства и морской торговли неизбежно касались принадлежности морских пространств. Однако, единое понимание категорий морских вод было сформировано уже в XX веке, в частности, вследствие более тесного сотрудничества государств в рамках ООН. Так, в 1970 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, объявляющую ресурсы дна морей и океанов за пределами национальных юрисдикций «общим наследием человечества». С целью имплементации этого принципа ГА ООН была созвана третья Конференция ООН по морскому праву, результатом работы которой стала многосторонняя Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году. Благодаря широкому спектру регулируемых вопросов и признанию более 140 государствами, Конвенция имеет беспрецедентный авторитет, и специалисты называют ее «конвенцией океанов».

Как классифицируют пространства морей и океанов

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

В самых простых терминах, пространства морей и океанов можно классифицировать на пространства, находящиеся под суверенитетом конкретного государства, и пространства, на которые не распространяется суверенитет государств. Своеобразный статус имеют, однако, проливы для международного судоходства — Гибралтарский, Босфор, Па-де-Кале и искусственные международные судоходные каналы — Суэцкий, Коринфский, Кильский. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, все суда, включая военные корабли и летательные аппараты имеют право беспрепятственного транзитного прохода через проливы, которые соединяют части открытого моря либо исключительной экономической зоны и перекрываются национальными территориальными водами.

В отличие от проливов, каналы, как правило, подпадают под сферу влияния одного государства. Тем не менее, на международные каналы также распространяется правило свободного прохода судов всех государств на основе принципа недискриминации. Кроме того, государство, в чьей территориальной юрисдикции находится канал, обязано обеспечить нейтрализацию и демилитаризацию территории вокруг него.

Воды под суверенитетом государств

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Помимо каналов, к водной территории государств относятся, прежде всего, внутренние неморские воды. Неморские воды — это реки, озера и другие водоемы, находящиеся на территории государств. В свою очередь, внутренние морские воды охватывают морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, воды портов и воды заливов, если они принадлежат одному государству, и не превышают шириной 24 морские мили. К границам внутренних вод примыкает территориальное море, на которое также распространяется суверенитет прибрежного государства. Его суверенитет также распространяется на недра и поверхность под ними, а также соответствующее воздушное пространство. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль от линии наибольшего отлива либо границы внутренних вод.

Важно отметить, что суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море с соблюдением норм Конвенции, в частности, норм безопасности. Для военных кораблей чаще всего требуется отдельное разрешение прибрежного государства. За пределами территориального моря находится исключительная экономическая зона, которая не может превышать 200 морских миль от исходных линий — около 188 миль от границ территориального моря. В исключительной экономической зоне государство имеет исключительное право на разработку и сохранение природных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов и проведения морских исследований. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, а также могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

Государства также имеют право контроля над континентальным морским шельфом —так называют морское дно и подводные недра за пределами территориальных вод. Граница шельфа являют собой внешнюю границу подводной окраины материка и определяется соответствующим органом ООН с помощью геологических методов.

Международные воды

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Международные воды (открытое море) — это пространство за границами вышеуказанных зон, которое не принадлежит ни одному из государств. В морском праве установлен принцип свободы открытого моря, в соответствии с которым государства не должны распространять свой суверенитет на открытое море и воздушное пространство над ним, а также мешать другим государствам пользоваться им. Свобода открытого моря включает, в частности, свободное судоходство, свободные полеты, беспрепятственную прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также свободу исследований, морского промысла и рыболовства.

Помимо открытого моря, международный статус могут также иметь реки и озера. Их статус, однако, определяется Конвенцией ООН только в общих чертах, а детализируется соответствующими государствами. Как правило, право свободного прохода по международным рекам принадлежит лишь невоенным судам. Наиболее известные международные реки —это Дунай, Рейн, Нил и Амазонка, а озера — Каспийское море и озеро Охрид.

С теоретической точки зрения может показаться, что классификация водных ресурсов в международном праве достаточно проста. На практике, однако, государства регулярно сталкиваются проблемами разграничения водных территорий с разным статусом, в частности, из-за споров о суверенитете касательно наземных территорий. Нередки также споры, касающиеся добычи ресурсов и защиты ресурсов. С такими спорами государства обращаются в Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге.

Иллюстрации: Катя Березовская

Шельф

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2022 года; проверки требует 1 правка.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Современные континентальные шельфы

Права на шельфПравить

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган — Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

В настоящее время рядом стран ведется борьба за арктический шельф. Наиболее активными участниками этой борьбы являются с одной стороны Канада и США, с другой — Российская Федерация.

В августе 2015 года Россия направила в комиссию ООН повторную заявку на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на 1,2 миллиона квадратных километров для присоединения хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе поднятия Менделеева, котловины Подводников, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса.

В 2019 году подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики, площадью 1,2 миллиона кв. км, к продолжению континентального шельфа России. Речь идёт о шельфе российских арктических окраинных морей, части Евразийского бассейна (котловины Нансена и Амундсена и хребет Гаккеля) и центральной части Амеразийского бассейна, которая включает в себя котловину Макарова и комплекс Центрально-Арктических подводных поднятий.

Добыча шельфовой нефтиПравить

На шельфе Балтийского моря, около побережья Калининградской области добывается нефть, на шельфе Каспийского моря — нефть, газ и другие полезные ископаемые, у берегов Сахалина добывается нефть и газ.

  • ШЕЛЬФ. bigenc.ru. Большая российская энциклопедия – электронная версия. Дата обращения: 3 января 2021. Архивировано 9 мая 2021 года.
  • Щукин И. С. Материковая отмель или шельф // Общая геоморфология. Т. 3. М.: МГУ, 1974. С. 299—300.
  • Конвенция ООН по морскому праву. Статьи 46-84 Архивная копия от 5 февраля 2018 на Wayback Machine.
  • США и Канада оспаривают границы российского континентального шельфа в Арктике (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июля 2010. Архивировано 24 июля 2011 года.
  • Пресс-релиз: На Приразломном месторождении добыт миллионный баррель нефти. Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 29 октября 2014 года.
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 11 ноября 2014 года.

Корабли Китая вошли в зону к спорным с Японией островам Сенкаку

NHK: Четыре корабля КНР вошли в территориальные воды Японии близ спорных островов Сенкаку

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Четыре корабля береговой охраны Китая вошли в территориальные воды Японии к берегам спорных островов Сенкаку, передает японский телеканал NHK.

По данным 11-го регионального штаба береговой охраны, китайские корабли один за другим начали входить в территориальные воды Японии примерно с 10:30 до 10:45 14 мая (с 4:30 до 4:45 мск). В итоге суда находятся в японских территориальных водах у побережья Минамикодзимы (один из островов архипелага Сенкаку. — РБК).

Береговая охрана Японии направила предупреждение кораблям Китая немедленно покинуть территориальные воды.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Необитаемый архипелаг (японцы называют его Сенкаку, а китайцы — Дяоюйдао) перешел под контроль Японии в 1895 году вместе с Тайванем, захваченным японскими войсками после победы в войне с Китаем. После Второй мировой войны архипелаг находился под контролем США, однако позже был передан Японии. После войны Токио отказался от прав на Тайвань, в связи с чем в Пекине считают, что Япония должна вернуть и острова. Новое обострение территориального спора между Китаем и Японией произошло после того, как Токио в 2012 году выкупил у частного японского владельца три из пяти островов архипелага, подчеркнув таким образом их государственный статус.

Внутренние воды

Территориальные воды – это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Территориальное море

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Прилежащая зона

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде прилежащей зоны, также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки – перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды – это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и приливные электростанции, проводить геологоразведку и т. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Белое море, Чёшская губа, Печёрская губа. Охотское море, благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км2. Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.
  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Конфликтные ситуации

Территориальные воды – это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел Южно-Китайского моря может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение континентального шельфа претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Франца Иосифа, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др. ) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государственной (См. Территория государственная). На Т. , их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим Т. регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств. Отсчёт Т. происходит от линии наибольшего отлива либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (См. Базисные линии). Международное право не допускает расширения Т. за пределы 12 м. миль. К 1975 около 100 государств имели Т. шириной до 12 м. миль, 22 государства, пользуясь тем, что вопрос о ширине Т. в Конвенции 1958 остался открытым, в одностороннем порядке установили более широкие Т. (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Экуадор — 200 м. миль). СССР выступает за закрепление 12-мильного лимита Т. , выражая в то же время готовность признать суверенные права прибрежных государств на разведку и разработку живых и минеральных ресурсов в морском поясе, прилежащем к Т. (так называемая экономическая зона). Режим этих зон должен, однако, учитывать право всех государств на пользование в пределах такого пояса общепризнанными свободами открытого моря (См. Открытое море), включая свободу судоходства. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через Т. при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. Ряд государств, в том числе и СССР, установили, что иностранные военные корабли могут проходить через их Т. и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства. Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в Т. большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается. Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое “Территориальные воды” в других словарях

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

Юрисдикция

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.

Право мирного прохода через территориальное море

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

Международное морское право
Морские

пространстваОткрытое море • Международный район морского дна • Территориальное море • Прилежащая зона • Внутренние воды • Пограничная река • Исключительная экономическая зона • Континентальный шельф • Архипелажные воды • Проливы • Каналы • Морской порт

Области
регулированияРыболовство • Предотвращение загрязнения с судов • Охрана человеческой жизни на море • Подготовка и дипломирование экипажей • Предотвращение столкновения судов • Ответственность за ущерб от загрязнения нефтью • Компенсация ущерба от загрязнения

Ответ или решение1

Государственная территория — это часть поверхности Земли, на которую распространяется власть государства. Она объединяет воздушное пространство, принадлежащие государству территориальные воды (16 морских миль, 22,2 км), в том числе внутренние воды, и недра с их ресурсами под поверхностью суши и под акваторией. 200-мильная (370 км) экономическая зона за пределами территориальных вод.

Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 50 символов!

Континентальный шельф Российской Федерации (далее – континентальный шельф ) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы

Глубина над бровкой обычно составляет 100—200 метров (но в некоторых случаях может достигать 500—1500 м, например, в южной части Охотского моря или бровка Новозеландского материкового шельфа )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.