Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”

Что такое государственная территория?

Территория государства – это часть земного шара, включающая сухопутную, водную и воздушную составляющие, находящаяся под суверенитетом того или иного государства, в пределах которой действует власть такого государства. Именно территориальное верховенство входит в состав суверенитета.

Для территории любого государства характерны некоторые признаки, среди которых можно выделить следующие:

  • Территория представляет собой пространство, некоторую часть планеты, включающую как сухопутную, так и водную, воздушную составляющую;
  • Территория государства носит характер политического пространства;
  • Территория государства носит характер экономического пространства, т.е. территория является собственностью государства (согласно положениям международного права). Таким образом, территория является неразделимой, неотчуждаемой и неприкосновенной для других государств;
  • Территория является ограниченной, т.е. она очерчена определенной государственной границей.

В состав территории любого государства входит:

  • Суша в пределах границ государства;
  • Территориальные воды, которые находятся в пределах 12 морских миль от берега;
  • Воздушное пространство над сушей и водами(до 35 км в высоту);
  • Комплекс воздушных и морских кораблей военного и гражданского флота, которые находятся в открытом море или воздухе под флагом определенного государства;
  • Космические объекты, которые находятся под флагом государства;
  • Квазитерритория, представляющая собой территорию посольств, к которым применяется особый правовой режим в соответствии с международными нормами права.

На сегодняшний день международное право признает недопустимость насильственного захвата территории другого государства. Таким образом, любое прямое или косвенное противоправное посягательство на территорию некоторого государства можно рассматривать как посягательство на территориальную целостность государства, а следовательно, и его суверенитет.

Роль государственной территории на сегодняшний день сложно переоценить. Территория государства выступает в качестве его материальной основы, предопределяет структуру власти, олицетворяет государство в международных отношениях.

Право международной безопасностиСодержание Введение 1. Понятие права международной безопасности 1. Специальные принципы международной безопасности 1. Всеобщая система коллективной безопасности 1. Региональные системы коллективной безопасности 2. Меры доверия 2. Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности Заключение Список используемой литературы Введение Тема данной работы «право международной безопасности» выбрано мною не случайно, на мой взгляд, она

Территориальные спорыМинистерство высшего и среднего специального образования РУ Институт Востоковедения РЕФЕРАТ «Территориальные споры» Выполнил Студент 4 курса МО Сергей Янко Ташкент 2002 Территориальный спор – это разногласие при делении какой-либо территории, будь то суша, море или воздушное пространство. Территориальный спор может привести к войне, последствия которой могут быть необратимы. История человечества полна войн, целью которых был

Правовой режим мирового океана

Конвенция ООН по морскому праву 1982 годаКонтрольная работа по дисциплине «Международное транспортное право» Студента группы ЗД 51-1 Рижского Института Аэронавигации Вдовина Дмитрия На тему «Конвенция ООН по морскому праву 1982 года». Рига 2003 Содержание 1. Введение – стр. Внутренние морские воды – стр. Территориальное море – стр. Прилежащая зона – стр. Открытое море – стр. Континентальный

Европейский суд – гарант защиты прав человекаМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА РЕФЕРАТ НА ТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД – ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА СТУДЕНТ Николаев Константин Львович 242 – Ю ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Раскевич Елена Анатольевна МОСКВА. 2001г. ВВЕДЕНИЕ. « Европа – это только вопросы валового внутреннего продукта, но и определенное видение человека». Хериот — председатель Конвента по разработке хартии.

Международные вооруженные конфликты на современном этапеВВЕДЕНИЕ. Постановка научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в период вооруженной борьбы, обусловлена достигнутым уровнем развития данной отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное международное право представляет собой сложную систему юридических норм и принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности развития международных отношений. Система международного

Проблема нераспространения и не использования оружия массового уничтожения (ОМУ)Доклад студентки 1 курса 4 группы Ханджян Р. на тему Проблема нераспространения и не использования ОМУ В условиях вооруженных конфликтов перед странами нередко встает вопрос о применении ядерного, биологического либо иного оружия массового уничтожения. До событий 11 сентября 2001 года человечество было еще как-то ограждено всевозможными договорами и иными источниками международного права от попытки применения

Международная организация по стандартизации ИСО

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001гМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ ИМЕНИ АБЫЛАЙ ХАНА МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ТЕМА Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г. ) Специальность Международные отношения Магистрант КазУМОиМЯ имени Абылай хана Омаров М. Научный руководитель к. , доцент Амребаев А. Алматы, 2002 год. ТЕМА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ «Обеспечение национальной

Международные проливы: регулирование, география и конфликты International straits: regulation, geography and conflicts

Хасая Николай Муртазович

Undergraduate student, Moscow State University, Russia, Moscow

Цель настоящей статьи – комплексно охарактеризовав международные проливы, выявить основные закономерности и тенденции их использования. Кроме изучения исторического и современного правового режима таких водных путей, в работе анализируется география и аспекты использования проливов и их роль в международных отношениях, с опорой на тексты международных договоров и с использованием описательного, картографического и математико-статистического методов исследования. Статья доказывает, что география важнейших международных проливов подчиняется общему распределению морских перевозок – большая часть этих водных путей относится к Атлантике, второе место занимает Тихий океан, – а роль проливов в качестве границ между государствами часто вызывает конфликты (наиболее обостренная обстановка наблюдается в ближневосточных проливах), причины которых различны, но практически всегда сводятся к борьбе за ресурсы.

The purpose of this article is to identify the main patterns and trends in use of international straits via comprehensively describing them. In addition to studying the historical and modern legal regimes of such waterways, the work analyzes the geography and aspects of use of the straits and their role in international relations, based on the texts of international treaties and using descriptive, cartographic and mathematical-statistical research methods. The article proves that the geography of the most important international straits is a subject to the general distribution of maritime traffic – most of these waterways belong to the Atlantic, the second place is taken by the Pacific Ocean – and that the role of straits as borders between states often causes conflicts (the most aggravated situation is observed in the Middle East straits), the reasons for which are different but almost always boil down to the struggle for resources.

Ключевые слова: география транспорта, государственные границы, международное право, международные отношения, морское право, ООН, территориальные споры.

Key words: transport geography, state borders, international law, international relations, maritime law, the UN, territorial disputes.

Введение. Морская торговля с древних времен является важным компонентом социального и экономического прогресса, а в настоящий момент морской транспорт – это важнейшая часть современной транспортной системы. Ежегодно в мире перевозится более 100 млрд т грузов, из которых 4/5 обслуживают именно морские перевозки, общая протяженность которых превышает миллионы километров. «Контейнерная революция» и продолжающаяся либерализация международной торговли позволяют говорить о том, что морской транспорт не только сохранит, но и укрепит свои позиции в ближайшем будущем.

География морских перевозок, во многом, определяется международными проливами – в них предусматривается особый режим прохода судов. Однако большинство таких проливов находится под суверенитетом прибрежных государств, а отдельные аспекты прохода судов, принадлежности островов или обладания правами на ресурсы в акваториях часто являются предметом межгосударственных споров.

Исторический обзор. Из-за небольшой ширины многих проливов, соединяющих части открытого моря, иностранные суда часто вынуждены передвигаться по суверенному пространству прибрежных государств, что привело к возникновению вопроса об установлении специального правового режима таких акваторий. Учитывая

Первый принцип международного морского права – принцип свободы открытого моря, предполагающий возможность беспрепятственного использования территории Мирового океана для различных целей. Отправной точкой становления этого принципа считается политика королевы Елизаветы I (1533-1603), при которой Англия завоевала статус «владычицы морей». Господствующее положение страны на мировой арене позволяло защищать и расширять свободу торговли на основе этого принципа, который был окончательно сформулирован в Доктрине свободы морей, выдвинутой в 1609 г. голландским юристом и политиком Г. Гроцием.

Фактически, Конвенция в общих чертах утвердила многие из практикуемых положений доктрин Нового времени, в том числе и основополагающий закон современного морского права: все воды за пределами национальных границ считаются международными, т. свободными для всех наций, но не принадлежащими ни одной из них (mare liberum). В то же время документ, состоящий из 32 статей, был подписан и ратифицирован только 52 странами, а ключевой вопрос о ширине территориальных вод остался открытым, что не позволило в

Конвенция, в том числе, устанавливает единые правила современного разделения морского пространства: 12-мильную (22,2 км) границу территориального моря, а также границы прилежащей и исключительной экономической зон (см. рис. Важными для осуществления возможности использования иностранными судами проливов являются и уточнения, касающиеся мирного прохода. Такой проход исключает военные действия и учения, рыболовство, гидрографические исследования, погрузку и выгрузку товаров, валюты и лиц (ст. 20), а прибрежное государство имеет право требовать от судов проходить только по установленным им морским коридорам (ст. 22).

Правом мирного прохода без какой-либо дискриминации могут пользоваться суда всех стран (ст. 17) и

Однако используемые в Конвенции формулировки поднимают вопрос о том, какие водные пути являются международными. Помимо более понятного географического критерия, существует и

Конвенция выделяет три типа проливов (ст. 37-38, 45):

• проливы между двумя частями открытого моря или исключительной экономической зоны (Па-де-Кале, Ормузский);

• проливы между открытым морем или исключительной экономической зоной и территориальным морем другого государства (Хуан-де-Фука, Эт-Тиран);

• проливы между островом государства и его континентальной частью (Бассов, Мессинский).

Для первых двух типов проливов вариант прохода устанавливается однозначно – это транзитный и

мирный проходы соответственно. Для проливов между островом государства и его континентальной частью

транзитный проход устанавливается только тогда, когда пролив является единственным удобным по

навигационным или гидрографическим условиям водным путем (ст. 38); в случае, если «в сторону моря от

Несмотря на то, что проливы между островами государств-архипелагов имеют другой правовой статус

и свои особенности, в действительности же режим прохода судов через эти проливы соответствует общим

Однако в некоторых случаях правой режим проливов может не соответствовать международному морскому праву. Так, в значительно меньшей степени либерализован проход через Черноморские проливы, которые долгое время являлись предметом борьбы между ведущими державами. По результатам русско-турецких войн значительное влияние на политику в отношении Босфора и Дарданелл оказывала Российская империя. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. обеспечил стране право прохода через проливы, а Адрианопольский мирный договор 1829 г. и Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. гарантировали право прохода всем торговым судам, с сохранением за Россией возможности блокировать прохождение военных судов в Черное море.

В Атлантическом океане большинство важнейших международных проливов в относительно равной степени сосредоточены в следующих бассейнах: Балтийского и Северного (Датские, Ла-Манш), Средиземного (Гибралтарский, Черноморские), Карибского (Бока-де-ла-Сьерпе, Доминика) морей. Кроме того, два пролива (Николас, Старый Багамский) находятся между Кубой и Багамскими островами, другие два (Магелланов, Бигл) – отделяют остров Огненная Земля.

Другим способом оценить роль водных путей может являться характеристика морских портов, находящихся непосредственно на побережье международных проливов (см. таб. Ключевыми для судоходства как по грузо-, так и по пассажирообороту являются порты следующих проливов: Джохорского и Сингапурского, Ла-Манша, Малаккского, Хуан-де-Фука и Джорджии. По ним проходят важнейшие морские маршруты, а вдоль

Бельт, Б. Бельт, Эресунн

Порты из рейтинга по тоннажу грузов

Порты из рейтинга по числу пассажиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нахождение в «зоне военных действий, пиратства, терроризма и связанных с ними опасностей» Баб-эль-Мандебский, Бока-дель-Драго, Бока-де-ла-Сьерпе, Ормузский, Эт-Тиран

Отдельные части или аспекты использования являются предметов международных споров За части суши, выходящие к проливу Гибралтарский, Керченский, Кунаширский

За острова в проливе Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Керченский, Нэрса, Ормузский

За акватории и/или зоны добычи ресурсов Ветар, Джохорский, Ла-Манш, Митилини, Омбай, Па-де-Кале, Полкский, Сингапурский, Хиосский

За режим прохода военных судов Балабак, Сибуту

Некоторые проливы являются спорными из-за территориальных претензий на части суши, выходящие к этим водным путям. Так, контроль над Кунаширским проливом оспаривается Японией у России вместе с Южными Курилами, а в Гибралтарском проливе Испания выдвигает претензии на Гибралтар (заморская территория Великобритании), Марокко – на Сеуту и остров Перехиль (суверенные территории Испании). Во многом, эти требования являются проявлением ирредентизма, основанного на различной трактовке договоров, но ни одна из точек зрения не поддерживается мировым сообществом однозначно.

Значительно более новым является спор вокруг Керченского пролива из-за неопределенного статуса Крымского полуострова и острова Тузла, которые контролируются Россией и оспариваются Украиной. Во всех этих проливах произошли конфликты, приведшие к вооруженным действиям или гибели людей, но ситуация в настоящий момент является относительно стабильной. Кроме того, изменение статуса этих водных путей крайне маловероятно из-за их высокой стратегической важности для контролирующих стран.

В ряде случаев предметом конфликтов могут выступать и малые острова, которые позволяют контролировать вход в международные проливы. Так, со времен деколонизации этих территорий продолжается спор между Эритреей и Джибути за острова Думейра в Баб-эль-Мандебском проливе и между Ираном и ОАЭ за остров Абу-Муса в Ормузском проливе. Более того, эти водные пути, а также Эт-Тиран, относятся к «зоне военных действий, пиратства, терроризма и связанных с ними опасностей», где нередки нападения на гражданские суда. Также не решен статус острова Ханс в проливе Нэрса – на него претендуют Дания и Канада, но этот спор находится в процессе разрешения и не является предметом конфликта.

Вокруг многих международных проливов продолжаются споры за определенные части акватории, обычно связанные с правами на рыболовство. Это является основной причиной конфликтов между Великобританией и государствами Европейского союза в Ла-Манше и Па-де-Кале как следствие «брексита» и между Индией и Шри-Ланкой в Полкском проливе. В этих водах регулярно задерживаются рыболовные суда, а статус акваторий продолжает оставаться неопределенным. В отдельных случаях возникают споры относительно прохода военных кораблей. Так, Филиппины пытаются ограничить проход судов усиливающего влияние в регионе Китая по проливам Балабак и Сибуту. Ухудшает ситуацию многосторонний конфликт на островах Спартли, в непосредственной близости от Балабака.

Более стабильна ситуация в других проливах Юго-Восточной Азии, однако наличие множества островов существенно осложняет делимитацию морских границ. В настоящий момент продолжается процесс разграничения акваторий между Индонезией и Восточным Тимором в проливах Омбай и Ветар, между Малайзией и Сингапуром в Джохорском проливе и между Сингапуром и Индонезией в Сингапурском проливе. Больше сложностей связано со спором между Турцией и Грецией относительно суверенитета и прав в акватории Эгейского моря. Несмотря на кризисные ситуации в прошлом, сейчас стороны сохраняют статус-кво.

В целом, несмотря на возникновение новых конфликтов, их количество имеет тенденцию к снижению; более того, ряд многолетних споров были разрешены дипломатическим путем в последние десятилетия. Это может свидетельствовать о том, что со временем международные проливы смогут стать предметом сотрудничества, а не споров. Во многом, особенности этих водных путей требуют кооперации прибрежных государств по вопросам безопасности и добычи ресурсов, что обуславливает объективную необходимость взаимодействия.

Наиболее успешным примером такого взаимодействия традиционно называются Малаккский и Сингапурский проливы. Сотрудничество между Сингапуром, Индонезией и Малайзией подкреплено не только различными договорами и декларациями, но и межправительственными институтами. Это позволило странам

укрепить охрану, безопасность и защиту акватории: эффективно создать морские коридоры, искоренить пиратство, минимизировать количество аварий и экологический ущерб.

Список используемой литературы:

Максаковский, В. География. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных организаций / В. Максаковский. – Изд. 27-е. – М. : Просвещение, 2018. – 416 с.

Behuniak, E. The Seizure and Recovery of the S. Mayaguez: Legal Analysis of United States Claims, Part 1 // Military Law Review. – 1978. – № 82. – C. 41-170.

Tanaka, Y. The International Law of the Sea / Y. Tanaka. – Cambridge: Cambridge University Press, 2012. – 518 с.

The Max Planck Encyclopedia of Public International Law / ed. by R. Wolfrum. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – 1800 c.

Вопросы:
1. Сферы действия МП. Территория и МП. Правовой режим Арктики и Антарктики. Государственная граница: понятие, правовое
регулирование. • 5. Способы установления государственной границы. • 6. Приграничные зоны: правовой режим. • 7. Взаимодействие международного и
внутригосударственного права.

• Прилежащая зона представляет собой часть морского
пространства, прилегающего к территориальному морю,
внешняя граница которого не превышает 24 морских миль
от исходной линии территориального моря. В прилежащей
зоне прибрежное государство может осуществлять
контроль для предотвращения нарушений или наказания за
нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных
или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции
1982 г. • Исключительная экономическая зона представляет
собой часть морского пространства, находящаяся за
пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не
может превышать 200 морских миль от исходной линии
территориального моря.

• 1. Сферы действия МП. • Сфера действия МП – средства применения
международно-правовых средств и способов воздействия
на объект международно-правового регулирования. • 1. Субъектная сфера действия МП – (государства; нации,
борющиеся за независимость; международные
организации). • 2. Объектная сфера действия МП (международные
отношения). • 3. Пространственная сфера действия МП (воздушное
пространство, водное пространство, космическое
пространство).

Проблемы территории государства

На сегодняшний день проблема территорий и границ является одной из наиболее острых в рамках современных отношений на мировой арене. В течение всей истории существования человечества на постоянной основе возникали различного рода войны именно из-за территорий. В ХХI веке данная проблема не теряет свою актуальность, до сих пор при реализации внешней политики руководство государства в обязательном порядке учитывает данные проблемы.

Следует отметить, что по состоянию на начало 2021 год значительная часть территорий нуждается в определении их правового статуса и границ. Неурегулированность некоторых территориальных вопросов пришла из прошлого, например, после Второй мировой войны возникло порядка 140 новых государств, причем статус некоторых из них не определен до сих пор (например, страны Африки и Азии).

Также на сегодняшний день существует достаточно большое число территориальных споров, которые с некоторой периодичностью приводят в возникновению военных конфликтов, например, между Индией и Пакистаном из-за территорий Кашмира, между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов.

Особо следует отметить, территориальные споры на африканском континенты. Большинство границ в Африке установлены в период колониального владычества без учета факторов, которые должны приниматься во внимание при установлении государственных границ, что является причиной возникновения огромного количества проблем. Однако, для обеспечения отсутствия конфликтов, на сегодняшний день государства Африки приняли решение некоторое время не затрагивать территориальные вопросы.

В рамках собственных границ государства имеют право устанавливать режим территории на основании действующего в стране законодательства и международных договоров.

Помимо государственных территорий также существуют и территории с международным режимом, к которым относятся сухопутные и водные пространства, расположенные за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. На сегодняшний день статус и режим таких территорий регламентируются международными нормами права.

Следует отметить, что на подобного рода территории суверенитет не распространяется, кроме островов, созданных искусственным путем, установок и сооружений, которые государства в имеют право строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

Например, к территориям с международным режимом относят открытое море, а также воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа государств. На современном этапе развития международного права международный режим может быть установлено в отношении некоторых территорий в соответствии с международными договорами, например, особый международный режим установлен на территории Антарктики в соответствии с Договором от 1 декабря 1959 года

Космическое пространство, в том числе Луна и прочие небесные тела, которые находятся за пределами Земли, также имеют статус международных территорий, которые открыты для изучения и последующего использования. всеми государствами.

Также на сегодняшний день существуют территории со смешанным режимом, к которым относятся территорий Мирового океана, а также прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Одной из особенностей правового статуса этих территорий можно назвать тот факт, что они не входят в состав государственной территории, однако, прибрежные страны имеют право в соответствии с международными договоренностями осуществлять на таких территориях геологоразведочную деятельности, а также разработку, месторождений полезных ископаемых и эксплуатацию природных ресурсов таких территорий.

• 2. Территории со смешанным правовым режимом
• Пространства со смешанным правовым режимом –
это территории, находящиеся под суверенитетом или
юрисдикцией определенного государства, но которые
открыты для использования другими государствами в
соответствии с международными договорами. • К ним относятся:
• Прилежащая зона;
• Исключительная экономическая зона;
• Континентальный шельф.

• 3. Территории с международным режимом. • Территории с международным режимом – лежащие
за пределами государственных территорий земные
пространства, которые не принадлежат ни одному
государству в отдельности, а находятся в общем
пользовании в соответствии с международным
правом (нейтральные воды, Арктика, Антарктика,
глубоководное морское дно, воздушное пространство,
космическое пространство).

• Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике
1959 г. , а также рядом иных международно-правовых актов,
составляющих Систему Договора об Антарктике (СДА) Договор
стал первым международно-правовым актом, провозгласившим
отдельный регион планеты зоной мира, свободной от ядерного и
других видов оружия, территорией, где запрещена любая военная
деятельность, все территориальные претензии также заморожены до
конца срока действия Договора. Согласно положениям Договора
1959 г. , государства-участники для разработки и принятия мер,
решений и рекомендаций по эффективному осуществлению целей и
принципов Договора регулярно созывают Консультативные
совещания по Договору об Антарктике (КСДА). Таким образом,
КСДА является главным органом системы Договора, механизмом
реализации особого международно-правового режима Антарктики.

• Изменение границы или ее режима возможно только на
основе специального соглашения. В приграничных
районах государства на своей территории свободны
устанавливать необходимый пограничный режим. Такая
свобода, однако, ограничивается принципом ненанесения
ущерба соседней стороне: скажем, нельзя допускать
работы, которые могут изменить уровень или русло
пограничных рек или привести к их загрязнению. Вопросы, относящиеся к плаванию по пограничным рекам
(озерам) или иному их народнохозяйственному
использованию, решаются по соглашению. • Пограничная полоса обычно устанавливается шириной не
более 2—5 км. Проблемы, возникающие в связи с
госграницей, решаются особо назначаемыми
уполномоченными (комиссарами). Режим государственной
границы России установлен Законом от 1 апреля 1993 г.

• Территориальное море представляют собой водное
пространство шириной не более 12 морских миль,
отсчитываемых от исходной линии территориального
моря. На территориальные воды, их поверхность, а
также недра и воздушное пространство над ними
распространяется суверенитет прибрежного
государства. Правовой режим устанавливается
национальным законодательством, но суда всех стран
пользуются правом мирного прохода.

• Государственные границы — сухопутные и водные
между государствами — устанавливаются по соглашению,
воздушные и границы недр — являются производными от
первых двух; границу территориальных вод,
примыкающих к открытым водным пространствам,
государство устанавливает самостоятельно. В качестве
средства установления государственной границы
используются:
• 1) делимитация — договорное определение направления и
положения границы с описанием и нанесением ее на карту;
• 2) демаркация — установление госграницы на местности. Ее осуществляют смешанные комиссии приграничных
государств путем сооружения пограничных знаков. О
проделанной работе комиссия составляет обстоятельный
протокол (обстоятельный — в смысле как подробностей,
так и указания существенных обстоятельств, характерных
для тех или иных участков границы).

• Государственная территория:
-сухопутная территория (поверхность суши),
включая острова, анклавы;
– водная территория (внутренние воды и
территориальное море);
– земные недра;
– воздушное пространство, расположенное над
перечисленными пространствами.

• Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным
полярным кругом и включающая в себя окраины
материков Евразия и Северная Америка, а также Северный
Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между
США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные
сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли
и острова, находящиеся к северу от арктического
побережья соответствующего приполярного государства в
пределах сектора, образованного этим побережьем и
сходящимся в точке Северного полюса меридианами,
считаются входящими в территорию данного государства. Боковые границы полярных секторов не являются
государственными границами.

• 2. Территория и МП. • Территория ( в широком смысле) – вся планета земля
с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами,
воздушным пространством – среда обитания и
материальная база существования земной
цивилизации, а также космическое пространство,
окружающее Землю, Луна и другие небесные тела
Правовые режимы территорий:
• Территории с международно-правовым режимом
• Государственные территории
• Территории со смешанным режимом

Международное право

2-е изд. , пер. и доп. Учебник для бакалавров

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-9916-2757-3

В учебнике рассмотрены основные понятия, принципы и особенности международного права, история его становления. Отражен современный уровень его развития, а также влияние на международные отношения и внутреннюю жизнь государств. Теоретический материал иллюстрируют конкретные примеры, взятые из практики России или развивающихся стран. В структуру глав включены контрольные вопросы и задания, а также рекомендуемая литература, что поможет студентам с достаточной полнотой овладеть международно-правовыми знаниями, необходимыми для формирования профессиональных качеств будущего специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.